Муниципальное образование, населенный пункт





Скачать 222.35 Kb.
НазваниеМуниципальное образование, населенный пункт
Дата публикации16.02.2015
Размер222.35 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Информация об участнике


ФИО участника полностью

Муниципальное образование, населенный пункт

Образовательное учреждение

Класс

Тема работы

Жанр

ФИО учителя (полностью)

Контактные данные учителя (телефон, e-mail)

Ладных Виктория Юрьевна

Нижнеилимский р-н, п.Березняки

МОУ «ОСШ им.М.К.Янгеля п.Березняки»

11

Любовь к Родине томим

Реферат

Скворцова Нина Артемьевна

83956660344


МОУ “Общеобразовательная средняя школа имени Михаила Кузьмича Янгеля п.Березняки”.

Областной конкурс творческих работ

«Моё будущее – Иркутская область»

(в рамках мероприятий по празднованию 75-летию образования Иркутской области)
«Любовью к Родине томим»

(Образ Илимской деревни в творчестве Г. И. Замаратского)

Реферат

ученицы 11 класса

Ладных Виктории Юрьевны

Руководитель

Скворцова Н. А., учитель русского языка и литературы

Березняки 2011-2012 уч. г.
План.

  1. « Сидя на колодине,

Мальчик от сохи,

Он мечтал о Родине

Сочинять стихи». ……………………………………………стр. 4….
II « Мой Илим - лишь частичка Родины,

Паутинка на карте земли». …………………………………...



  1. « Мне Родина – это навечно,

Ни север не манит, ни юг.

Люблю я природу сердечно,

Она мне товарищ и друг». …………………………………………………стр. 4

  1. «Побывал бы я на Родине,

Да она на дне морском» ………………………………………………………. стр. 5

  1. « Погодаева – моя Родина,

Моя Родина с буквы большой»……………………………………….….. стр. 6

  1. «Болезнь моя не излечима,

Жжет наподобие огня»………………………………………………….…….. стр. 7

  1. « В долине от Илима

Осталось что-то от меня»………………………………………………….……. стр. 8

  1. « Я уважаю пот соленый

У хлебороба на спине»…………………………………………………….. стр. 8

7. « Вернись, хозяин, в поле,

Чтобы от смерти поле уберечь»……………………………….…………...….. стр. 9 8. « О, ностальгия, ностальгия,

Грусть с тихим счастьем пополам»………………………….…………… стр. 9

  1. « Мое Отечество – Илим-

Остался в памяти навечно»…………………………………………………….. стр. 10

  1. « Места мои! Вы в сердце вечно.

И внукам, правнукам наказ:

Хочу, чтоб длились бесконечно

Воспоминания о Вас»……………………………………………………. стр. 11

  1. « Здесь, в Игнатьевой деревне,

Добрый мальчик Гоша жил»…………………………………………….. стр. 11

  1. « Вот друзья его из детства:

Коля, Петька, друг Полкан…»………………………………………… стр. 11

  1. « У Миньки на душе светло.

Везет по улице деревни

Домой желанное тепло»………………………………………………………. стр. 14

14. « Ручеек из ключика начинается,

Чистить его нужно, источник-то, ухаживать,

Тогда из ручейка можно будет воду пить,

Жажду утолять, сил набираться и жизни

радоваться»……………………………………………………………….…… стр. 15

15. « Нет Бога в душе.

Забыли про 4 «Не» ……………………………………………………………. стр. 17

III. «От чистого истока беру своё начало.

Являюсь родничком я одной большой реки.

Я смыть хочу жестокость пока в масштабе малом

Родник я Приилимья – моей родной земли.»

3
Родина – это навечно!

Ты избами в землю врастала,

Тянулась вдоль тихой реки.

Как звезды, река отражала

Окошек твоих огоньки.

Деревня, в тебе наши корни!

Куда б времена ни ушли,

Тебя вспоминаем и помним,

Храним, словно горстку земли.

В кути твоей маленькой, тесной,

Стол, шкафчик, посуда, еда…

В тепле зреет хлебное тесто,

Мерцает в кадушке вода…

Ты рано, до света вставала

И печь затопляла в избе.

Неспешно квашню подбивала…

И мудрость копила в себе.

Ты к жизни достойной стремилась

Сквозь сети и мрак нищеты.

О мире, о счастье молилась

У свежей, как хлеб, борозды.

Трудилась со всеми на славу:

Пахала, косила, гребла…

Кормила себя и державу,

Иначе и жить не могла.

Мне кажется, дымка струится

Над деревней, которой уж нет.

И в окна, как прежде, стучится

Рябиновой веткой рассвет.

Деревня, в тебе наши корни!

Куда б времена ни ушли,


4

Тебя вспоминаем и помним,

Храним, словно горстку земли.1

( В. Захарова).
Образ Илимской деревни, как образ Малой Родины, проходит через творчество поэтов, писателей Приилимья. Певцом Илима по праву можно назвать Г. И. Замаратского. Передо мною его томик стихов «Пою Илим». Читаю, читаю стихи. Нет, не могу найти ни одного, в котором бы Г. И. Замаратский не писал о своей Малой Родине. Не томной южной природе, а сибирским лугам, поля, лесу, родной деревне посвящал стихи свои поэт, ставший поистине народным.

12 марта 2010 года ушел из жизни этот замечательный человек. Как писала Вера Линиш в своем некрологе: «Вместе с ним ушла целая эпоха в развитии культуры Приилимья. Невозможно переоценить его вклад в творческую жизнь нашего края. (…) Он был неистовым ревнителем самобытности Илимского края.»2 Память о нем будет вечно жива в наших сердцах. Его стихи, рассказы открыты любому: и взрослому, и подростку, и ребенку, потому что для автора всегда есть незримый собеседник, к которому он обращается по-дружески, в котором он не может заподозрить неотзывчивости.

Я в своей работе, обращаясь к творчеству этого писателя- патриота, хочу проследить особенности жизни Илимской деревни, тему родовых корней, проследить нравственные основы народной жизни, уклад трудовой крестьянской семьи.

Я ,коренная илимчанка, должна знать историю своей Малой Родины, ее славные и горькие страницы. И вместе с моим любимым поэтом говорю:

Мне Родина – это навечно,

Ни север ни манит, ни юг.

Люблю я природу сердечно,

Она мне товарищ и друг.

Ее простота подкупает,

Чарует ее красота.

К ней чувство не блекнет, не тает

Равно и в снегах, и в цветах. 3

_____________________________________________________________________

1« Да святится надеждою земля» Ж-Ил. 2007 стр. 49

2Газета «Мир новостей» Нижнеилимского района от 17 марта 2010 года /№ 11» , «Литературная гостиная» стр. 2, некролог . Вера Линиш.

3 Замаратский Г. И. «Пою Илим» Иркутский писатель. 2001 год стр. 33

5

Только писатель, горячо влюбленный в свой край, скорбящий о затопленных деревнях, может писать так восторженно, проникновенно, заставляет читателя сопереживать, любоваться, грустить и радоваться, заставляет каждого вспоминать свое детство, свою юность, свое самое сокровенное.

Глаза закрою – вижу родину,

Которая на дне «морском»,

И за деревнею поскотину,

И отмель с розовым песком.

Глаза закрою – избы вижу я

На берегу реки моей,

Амбара вижу стену рыжую

С инициалами парней,

Которые ушли с фашистами

В лихое время воевать.

Пусть эти стены стали мшистыми,

Но буквы все–таки видать.

Глаза закрою – вижу поле я:

Вот здесь – пшеница, там – ячмень…

Как хорошо в полях, тем более –

В погожий августовский день!

…Глаза открою – вижу «море» я,

И по нему – «девятый вал»,

А родина – уже история…

Зачем глаза я открывал?4

Анафорой «закрою глаза» поэт передает неизбывную грусть, горечь воспоминаний и в то же время сохранившуюся в сердце радость от того, что это ты все-таки испытал, видел, этим жил.

Глаза закрою – вижу поле я:

Вот здесь – пшеница, там – ячмень…

Как хорошо в полях, тем более –

В погожий августовский день!

Это память сердца, это история и деревни Погодаевой, и Макаровой, и других, покоящихся на дне Усть-Илимского водохранилища.

______________________________________________________________

4 Замаратский Г. И. «Пою Илим» Иркутский писатель 2001 год стр. 26

6

Тоскливо мне, обидно мне:

Лишен я родины. Вот горе!

Деревня милая на дне

«Водохранилищного моря».

На дне все то, чем был богат,

Когда глядел я на округу,

Которой был безмерно рад,

Как лучшему на свете другу.

Ее пейзажи, как аккорд,

Звучат во мне всегда и всюду.

Я счастлив был, велик и горд,

А кем без родины я буду?

Болею, горечью сражен,

Как будто съел в избытке перца,

И ошарашен, оглушен,

Остался без души, без сердца.

Нет Прорвы, нет Кривой Сосны,

Ни Озерков нет, ни Кулиги,

И, кажется, что нет весны,

И в климате заметны сдвиги.

Все там, на дне, на глубине,

По чьей-то неглубокой мысли,

И очень неуютно мне,

И руки тягостно повисли.

Но светом полнится мой взгляд –

Смотрю на дно, душой оттаяв,

Там триста с лишним лет назад

Деревню ставил Погодаев.

Не знаю имени его:

Забвенье – тупость поколений.

Стыдясь не знанья своего,

Я преклонить готов колени.

Готов прощения просить

(Плохие, все-таки ,мы дети!)

7

За то, что мы прервали нить

Капризной памяти столетий…

По небу стаи облаков

Плывут, все повторяя снова,

Но нам из глубины веков

Уже не возвратить былого…5

Градация «тоскливо мне», «обидно мне», «болею», «горечью сражен», «ошарашен, оглушен, речью сражен», передает состояние души поэта и эхом отдается в сердце читателя, подчеркивает невосполнимую боль утраты.

Риторический вопрос «Я счастлив был, велик и горд. А кем без Родины я буду?» несет философский настрой – «человек без Родины, как птица без крыльев».

В стихотворении поэт обращается к нам, молодым, чтобы мы «не прерывали нить капризной памяти столетней».

Он просит прощения за себя, за нас, что не помнит имени Погодаева, основателя своей деревни.

И напрашивается вопрос: «А мы помним, знаем свое родовое дерево? Стыдимся ли незнания своего?»

Равнодушие – вот страшное зло нашего времени.

Что мы сделали с природой родного края?

Лес этот прадеды и деды

Нам берегли, убеждены:

Ему страшны не короеды,

А равнодушные страшны.

С жестокостью стихийных бедствий

Цивилизация идет.

Как доказать ее последствий

Весьма сомнительный доход?6

Цивилизация – хорошо, гидростанция, электричество- хорошо. Но как сделать так, чтоб не травмировать души?

Деревня Погодаева из сорока семи дворов смотрела окнами на юг, казалось веселой, жизнерадостной и даже беспечной в какой-то мере. От верхнего края деревни _

_____________________________________________________________________________________________________

5 Замаратский Г. И. «Пою Илим» Иркутский писатель 2001 год стр. 27 «Деревня Погодаева»

6 Замаратский Г. И. «Пою Илим» Иркутский писатель 2001 год стр. 30

8

отходил великолепный сосновый бор, богатый лесными деликатесами – ягодой,

грибами, орехами и т. д. «Раздолье было охотникам, рыболовам да и нам, ребятишкам, тайга – дом родной», - пишет в воспоминаниях Г. И. Замаратского.

И вот пришла лихая година:

И сердце

солнышку

не радо:

гниет в воде

Илимский

лес!7

Пред моими глазами яркая по цветовому решению, колориту и в то же время трагическая по звучанию картина «Лес пошел».

На краю обрыва, едва удерживаясь корнями над пропастью, роняет свой золотой убор роскошная береза, а далеко внизу ползут по просеке груженые кругляком лесовозы. Нет, природа не кричит от боли. На картине художника она умирает – молча.

Болезнь моя не излечима,

Жжет наподобие огня:

В долине тихого Илима

Осталось что-то от меня.8

В «долине тихого Илима» осталось и остается от каждого, кто жил и живет по правде, по совести, кто защищал, кто отстоял этот край в лихую годину, кто и сейчас, несмотря на все житейские неурядицы, не изменил своей хлеборобской судьбе.

Волнует запах трав зеленых

И высь, которой нет синей…

Я уважаю пот соленый

У хлебороба на спине.

Он, земледелец безотказный,

Кормил не только наш Илим,

И труд его однообразный

Ему не виделся таким.9

____________________________________________________________________

7 Замаратский Г. И. «Пою Илим» Иркутский писатель 2001 год стр. 30

8 Замаратский Г. И. «Пою Илим» Иркутский писатель 2001 год стр. 29

9 Замаратский Г. И. «Пою Илим» Иркутский писатель 2001 год стр. 231 «Вернись»
9

Село сейчас в беде, в запустении. Это можно проследить на примере моего родного поселка Березняки. Где та былая слава животновода, хлебороба? Частная собственность – наш бывший Березняковский совхоз. Возродится ли? Все уезжают из поселка, потому что работы нет, заниматься нечем.

Но земледелец высшей пробы

Подался в город – горю встреч.

Вернись, хозяин, в поле, чтобы

От смерти поле уберечь.10

«День хлебороба очень труден, но как он нужен этот труд!» Эту мысль о истинном хлеборобе, о настоящем хозяине земли можно проследить в рассказе «Приискатель».

Главный герой рассказа Василий уехал на прииски, не согласившись вступать в колхоз; оставил родное Анкудиново. Семь лет он не видел родные края, на восьмой решил: «Все, хватит, еду, жену и детей посмотрю, а главное мужикам докажу, как жить надо…».11 К обеду доплыл до Мыса, потом – Зырянова, Шумилина, Коновалова, Белобородова. «Совсем близко! Совсем! – колотилось что-то в душе ли, в сердце, или еще где-то там, в мыслях, в мозгу. – Скоро, скоро!»12 Сердце вновь сильно забилось!

«Детство, детство! Золотое времечко. Детство – это родные места. Родные места – это детство. Священно – на всю жизнь – чувство любви к родным местам, чувство великой благодарности к родине»13

«Как хорошо! Как красиво! - чуть не стонал Василий. - А ведь уехал, уехал! Не

вступил в коммуну. Не захотел работать рядом с лодырем Тимофеем.»14

В первый же день идет Василий в поля, говорит жене: «Хочется мне, роднулька, поля, луга посмотреть.»15

Ностальгические воспоминания пронизывают душу Василия, когда он гуляет по

____________________________________________________________________

10 Замаратский Г. И «Пою Илим» Иркутский писатель 2001 год стр. 231 «Вернись»

11 Замаратский Г. И., А. А. Веревкин, В. П. Куклин Литературное Приилимье «Кто приходил в полночь?» «Приискатель» Замаратский Г. И. стр. 285

12 Замаратский Г. И., А. А. Веревкин, В. П. Куклин Литературное Приилимье «Кто приходил в полночь?» Замаратский Г. И. «Приискатель» стр. 289

13 Замаратский Г. И., А. А. Веревкин, В. П. Куклин Литературное Приилимье «Кто приходил в полночь?» Замаратский Г. И. «Приискатель» стр. 289

14 Замаратский Г. И., А. А. Веревкин, В. П. Куклин Литературное Приилимье «Кто приходил в полночь?» Замаратский Г. И. «Приискатель стр. 291

15 Замаратский Г. И., А. А. Веревкин, В. П. Куклин Литературное Приилимье «Кто приходил в полночь?» Замаратский Г. И. «Приискатель» стр. 302

10

полю с сыном Готькой. – «Смотри, сынок, вот наша земля, - приподнято произнес

Василий. – Ее еще твой дед, прадед и я пахал. Сколько трудов положили, чтобы она такой

мягкой, податливой стала».16

Земля теперь колхозная. Василий, подумав, сказал сыну: «Чья бы она, земля ни была, держаться за нее надо, сынок. Крепко держаться. Родная она, кормилица наша. Желанная, дорогая. Ее благодарить надо, что мы есть, только ее! Она нам дает жизнь. Вырастешь – не вздумай, как я, от земли отрываться».17

Василию очень не хотелось возвращаться на прииски. «Здесь моя родина, здесь мое детство, здесь все,» - сквозило в его голове. 18

Шел Василий с полей и думал: «Родина, родина! Как должен быть счастлив тот, кто тебя имеет. Благословен тот, кто держится за тебя в любых обстоятельствах, изо всех сил бережет тебя и ценит больше всех богатств на свете. Что может быть дороже тебя, родина? В тебе – мы сами, и ты – в нас. Единое целое – мы! Ни я без родины, ни родина без меня…»19

Автор, рассказывая о жизни Василия, о его думах, заставляет в читателе разбудить чуткость души, коль она еще не совсем утрачена.

Воспоминания Василия, описание природы – это своего рода стихи в прозе. Все

построено на зрительных композициях, цветах. Ведь автор – художник, он не может обойтись без цветовой гаммы. Например, в повести читаем: «К Яру склонялось

дневное светило, притомленное, жаркое. На Браженской читке изумрудная зелень

всходов в окружении ласковой и мягкости хвои молодых листвяжек.»20

Василий все-таки уехал с семьей на прииски, оставил свою деревню, попрощался с

односельчанами. Но он погиб на войне, защищая ее, Малую Родину, свое Приилимье.

Не могли не вернуться на Илим Наталья и сыновья Василия. «Эх, Родина, родина!

_____________________________________________________________________________

16 Замаратский Г. И., А. А. Веревкин, В. П. Куклин Литературное Приилимье «Кто приходил в полночь?» Замаратский Г. И. «Приискатель» стр. 305

17 Замаратский Г. И., А. А. Веревкин, В. П. Куклин Литературное Приилимье «Кто приходил в полночь?» Замаратский Г. И. «Приискатель» стр. 305

18 Замаратский Г. И., А. А. Веревкин, В. П. Куклин Литературное Приилимье «Кто приходил в полночь?» Замаратский Г. И. «Приискатель» стр. 308

19 Замаратский Г. И., А. А. Веревкин, В. П. Куклин Литературное Приилимье «Кто приходил в полночь?» Замаратский Г. И. «Приискатель» стр. 310

20Замаратский Г. И., А. А. Веревкин, В. П. Куклин Литературное Приилимье «Кто приходил в полночь?» Замаратский Г. И. «Приискатель» стр. 291
11

Какими деньгами, какими благами можно заменить тебя?21 – так, я уверена, они думали. – Нет таких денег и благ и не будет никогда».

Главное , к чему автор подводит читателя этим рассказом,- это осознание того, что каждый человек должен знать свои корни, не терять связи с прошлым, с Малой Родиной, с детством – только этим может быть богат человек.

Эта тема «человеческих корней» глубоко затронута и в творчестве Г. О. Куклина, земляка Г. Замаратского.

Георгий Куклин – учитель Георгия Замаратского.

У Куклина материалом для его произведений служили впечатления сибирского деревенского детства. Оно питало его творчество сюжетами, характерами, образами природы, деталями быта.

Куклин считал, что детство остается с человеком навсегда, оно, как чистый родник, питает человеческую душу.

Не мог не продолжить Г. Замаратский то, что было дорого его земляку. А его земляк просто и естественно рассказывает о суровой, бедной крестьянской жизни.

И сближает двух Георгиев неприятие зла и корысти. Их сближает совестливость и нравственная чистота.

Г. Куклин рос в деревне на Илиме. Любил труд, тайгу. Для него это все родное. И герои его рассказов участвуют в посильном труде. Он с сердечной теплотой рисует деревенских детей, любящих крестьянский труд, любящих все живое. Обычно героями Куклина оказываются мальчишки 9-12 лет. Они хотят помогать взрослым и работать на ровне со взрослыми. Вот, например, Петька из рассказа «Тальник» говорит: «Какая только жалостливая мать! Сама целый день не присядет на место, а Петька – надорвешься. Мал ты еще, паренек, говорит – не вырос. Пусть окрепнут суставчики в руках, да и в теле, мал ты еще. – А Петьке в этом году девять годков исполнится.»22

Или, например, Егорка, герой рассказа «Егорка-борончук», горд тем, что он помогает отцу в поле боронить. Читаем конец рассказа:

- Ты что, Егорка, боронил? – спрашивает Степка.

- Конечно, боронил. По-вашему же – сидеть без дела?

- Мы не сидим. Мы играем.

- Играем. Все играем буднями – то… Играем!

_________________________________________________________________________

21 Замаратский Г. И., А. А. Веревкин, В. П. Куклин Литературное Приилимье «Кто приходил в полночь?» Замаратский Г. И. «Приискатель» стр. 308

22 Г. Куклин «Сквозь ветер» «Тальник» стр. 409
12

И Егорка гордо проехал мимо Степки. Дома мать встретила. А на столе стыла гороховая каша и ждала Егорку.23

Рассказы короткие, но герои – настоящие крестьянские дети. На таких взрослым можно положиться. Читаешь и думаешь: вот из таких растут истинные хозяева земли. Г. Куклин через язык своих рассказов помогает нам понять любовь детей к родному краю. Он сам так любил родное Приилимье, и где бы он ни был, мысленно он там, в родном таежном краю. Хочу привести стихотворение, которое написала Нина Артемьевна к 100-летию со дня рождения Г. О. Куклина. «Сын Илима»

Край Илимский, край сибирский,

Ты нам дорог, сердцу мил:

Здесь, в Игнатьевой деревне,

Добрый мальчик Гоша жил.

Помогал отцу он в поле,

И поохал, и боронил,

Страсть - хотел учиться в школе

Любознательным он был.

В классах младших на Илиме

Постигал науки суть.

Думал ли, что его имя

На обложках книг прочтут.

Осип Куклин горбил спину,

На последние гроши

Отправляет в Киренск сына: -

- Постигай, Гошка, азы.

Оправдаются надежды!

Вот окончен курс наук.

Снова летом, как и прежде, -

Косу в руки – и на луг.

В его книгах – его детство,

Речь народная, звучит!

Жить он будет только честно,

Как отец его учил.

________________________________________________________________________

23 Г. Куклин «Сквозь ветер» «Егорка-борончук» стр. 427
13

В Ленинград едет Георгий –

Больше видеть, много знать,

(По России путь-то долгий)

По Игнатьевой скучать.

Стал родным ему и близким

Город на реке Неве,

Пишет книжки умный Гошка,

Думает о детворе.

Годы детства дорогие –

- Золотой родник души

По Илиму льются с песней

Светлые его мечты.

Вот друзья его из детства:

Коля, Мишка, пес Полкан

И прекраснейший рассказчик

Трифоныч Иван.

Помнит Гоша, как бывало

По Илиму шли плоты.

Много ссыльных прибывало,

Много гибло от нужды.

Помнит, помнит край сибирский

Добрые дела.

О политических напишет

Он роман «Учителя».

Годы сталинских репрессий

До Игнатьевой дошли.

В Ленинграде Гошу взяли,

Отвезли его в «Кресты».

Плачет мать, сестра рыдает,

От тоски высох отец,

Но они еще не знают,

Что в 36 – его конец.

Так прожил Георгий Куклин

Те недолгие года

14

И 100 лет бы ему было,

Не случись тогда беда.

Думал он о лучшей доле

Стороны своей родной,

Потому дорог до боли

Слог незатейливый, простой.24

Читаю это стихотворение и вспоминаю поэму Г. И. Замаратского о М. К. Янгеле «Паренек из деревни Зыряновой». Минька Янгель очень похож на мальчишек из рассказов Г. Куклина и на самого автора.

Так же, как и Куклин, Замаратский достоверно, несуетно передает быт, привычки, взгляды, особенности жизни крестьянской деревни. Писатели- земляки показывают нравственные основы народной жизни в переломную эпоху, каждый в свою. Они показывают любезный своему сердцу характер, воспитанный всем укладом трудовой крестьянской семьи.

Зима. В берлогах спят медведи,

Под снегом пашни и трава.

Скрипят полозья: Минька едет

Вдоль Солянушки по дрова.

Бежит Каурка тихой рысью,

И Минька вертит головой,

Любуется небесной высью,

Таинственной и голубой.

Родная, милая сторонка ,

Влюблен в тебя и стар и млад,

Здесь горе – горько, счастье – звонко,

Порою – рай, порою – ад.

Трудись, старайся, жить-то можно,

Пусть не щедра природа здесь,

В суровой стороне таежной

Для жизни все, что надо есть.

Зимою Минька в школу ходит.

Учитель книгу дал одну:

____________________________________________________________________

24 Скворцова Нина Артемьевна «Сын Илима»

15

Жюль Верн – писатель чудный – вроде

Попасть стремится на луну.

Мечтает Минька, чуть тоскуя,

А в небе облачко плывет…

Машину сделать бы такую,

Такой небесный звездолет.

Но как он резок, зимний воздух,

Вдохнешь поглубже – кашель враз,

«А там, на этих дальних звездах,

Такой же воздух, как у нас?»

…Скрипят полозья все напевней,

У Миньки на душе светло:

Везет по улице деревни

Домой желанное тепло.25

Наша школа названа в честь великого академика Михаила Кузьмича Янгеля и в 2011 году 25 октября М. К. Янгелю исполнилось100 лет. Мы – янгелевцы. Такое имя не должно забыться. Ведь янгелевцем быть – большая честь. И каждый школьник, и те ,кто уже закончил школу, гордятся тем, что родились в Приилимье, в крае, который прославили такие люди, как М. К. Янгель, Г. О. Куклин, Г. И. Замаратский.

В 2013 году Г. О. Куклину исполнится 110 лет. Я уверена, наша школа не останется в стороне: пройдут устные журналы, учащиеся перечитают произведения Г. О. Куклина, Г. И. Замаратского, так как они учатся любить, помнить, хранить свои истоки. Как верно сказал Федор Петрович Тараненко в своем ЭССЕ «Вот моя деревня»: «Ручеек ведь от ключика начинается, чистить его нужно, источник – то, ухаживать, тогда из ручейка можно будет воду пить, жажду утолять, сил набираться и жизни радоваться».26

Как справедливо отметил Г. И. Замаратский в стихотворении «Исповедь поэта»:

И все – таки, природным даром

Не обделил меня отец:

_______________________________________________________________________

25Г. Замаратский «Биография Илима» часть 2 г. Железногорск – Илимский 1996 г. стр. 17 – 22.

26 Замаратский Г. И., А. А. Веревкин, В. П. Куклин Литературное Приилимье «Кто приходил в полночь?»

Тараненко Ф. П. « Вот моя деревня» стр. 235


16

Я стал ретивым кочегаром

Всех остывающих сердец.

Слова взволнованно бросаю

В глухие топки душ людских

Они сгорят, я это знаю,

Подобно горке дров сухих.

Но тем не менее, оставят

Тепло в душе не без следа,

И чьё-то сердце вдруг оттает

От появившегося льда.27

Мы, учащиеся Березняковской школы имени академика М. К. Янгеля, благодарны таким «ретивым кочегарам остывающих сердец», как Г. О. Куклин, Ф. П. Тараненко, Г. И. Замаратский за то, что учат нас любить свою Малую Родину, свое Приилимье. Мы говорим: «пусть не будет «загрязненной природы, загрязненных душ, жадных, безответственных людей».28

Да ,«болит сердце» многих честных людей, что деревень, где они родились, уже нет, что многие «люди отучились хорошо работать,

дорожить человеческими ценностями и беречь национальные». Сразу вспоминаются слова Ф. М. Достоевского: «…земля – все. А уж из земли и все остальное: и свобода, и жизнь, и честь, и семья, и детишки, и церковь, и порядок».29

Пусть эти слова будут девизом в нашей жизни!

А порядка в сегодняшней жизни мало. И о чести не вспоминают многие, семья теперь не та, какой она была во времена Г. Куклина, в молодости Г. Замаратского. Во многих семьях больше думают о деньгах, а не о душе ребенка. Вот у нас в поселке уже некому на земле работать, все механизаторы подались в лес на заработки: тайгу, которую воспели и Куклин, и Замаратский, уничтожают, вырубают.

Хочется спросить: «А что вы, взрослые, оставите нам в наследство? Черствые души? Поруганную совесть? Кто должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в самодельные пистолеты, любить природу? Кто должен объяснить им, что лес без птиц

________________________________________________________________________

27 Г. Замаратский «Биография Илима» часть 2 г. Железногорск – Илимский 1996 г. стр. 13

28 Замаратский Г. И., А. А. Веревкин, В. П. Куклин Литературное Приилимье «Кто приходил в полночь?»

Тараненко Ф. П. « Вот моя деревня» стр. 236

29 Замаратский Г. И., А. А. Веревкин, В. П. Куклин Литературное Приилимье «Кто приходил в полночь?»

Тараненко Ф. П. « Вот моя деревня» стр. 236

17

скучен и неприветлив? Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?» Семья. Именно из семьи идут крепкие устои, из той семьи, где люди в ладу с совестью.

Г. И. Замаратский прав:

И вдруг я понял: нужен Бог!

Но не на небе – в нашей сути,

От головы до самых ног…

Бог – это наша честь и совесть

От головы до самых ног.30

Нет Бога в душе, забыли про четыре «Не», которые приносили успех колхозу «Восток»: не лодырничать, не пьянствовать, не воровать, не пускать слов на ветер. 31 Эту не хитрую формулу из четырех «Не» приводит Ф. П. Тараненко в своих воспоминаниях о деревне Ступиной, где «законом жизни была дисциплина и культура». 32 Вот эти бы «Не» внедрить в нашу сегодняшнюю жизнь, в жизнь взрослых, в жизнь детей – тогда бы был порядок! Зря бы не губили деревья.

Пусть растут и радуют те души,

Что не очерствели в суете,

Пусть ласкают сердце мне и уши

Птичьи трели на густом кусте,33 -

- повторяю я вслед за Г. И. Замаратским.

Вот передо мною картины Г. Замаратского: «Вид на деревеньку», «Залив на Усть-Илимском водохранилище», «Нежность», «Три сестры», «Проселок» и т. д. на них запечатлены дорогие уголки родной природы. Эта наша Малая Родина, это то, что, я думаю, заставляет человека оставаться Человеком. Смотрю на эти картины и думаю: «Как только можно это все губить, и так беспощадно. Природа – дар Божий ,и ее мы должны беречь!

О ковер травы не вытру ног,

Без нужды былинку не сорву:

На родной земле и царь, и Бог

___________________________________________________________________

30 Г. Замаратский «Биография Илима» часть 1 г. Железногорск – Илимский 1996 г. стр. 31

31 Г. Замаратский Г. И., А. А. Веревкин, В. П. Куклин Литературное Приилимье «Кто приходил в полночь?»

Тараненко Ф. П. « Вот моя деревня» стр. 232

32 Замаратский Г. И., А. А. Веревкин, В. П. Куклин Литературное Приилимье «Кто приходил в полночь?»

Тараненко Ф. П. « Вот моя деревня» стр. 232
18

С душой я о будущем живу.34

Будущее! Каким я его представляю? Я не хочу прожить жизнь, распыляясь на мелочи. Я должна пройти по жизни так, чтобы везде оставались добрые следы. Если у меня не будет рабочих будней, то и не будет праздников, не будет настоящих друзей, не будет той маленькой гордости за славно прожитый день, которые так нужны в жизни. Я хочу оставить след, пусть и не большой, но след в истории Приилимья.

От чистого истока беру своё начало.

Являюсь родничком я одной большой реки.

Я смыть хочу жестокость пока в масштабе малом

Родник я Приилимья – моей родной земли.

Из чистого истока беру я вдохновенье.

Страна, район и улица – вот Родина моя.
Она дает мне многое: терпенье и стремленье,

Стать сильным человеком и в путь ведет меня.

От чистого истока беру своё начало.

Я родничок России, и здесь я не одна.

Таких истоков много, стремятся в путь потоки

Талантливых и сильных, как Родина моя.

_______________________________________________________________________

34 Газета «Приилимье» Г, Замаратский «Сонет Родине» 8 марта 1997 г.
19

Литература.

  1. Г. Замаратский «Пою Илим» Иркутский писатель Стихи 2001 год.

  2. Г. Замаратский «Биография Илима» часть 1 и 2 г. Железногорск – Илимский 1996 год.

  3. Г. Замаратский «Со дна моря» картины

  4. Г. Замаратский Г. И., А. А. Веревкин, В. П. Куклин Литературное Приилимье «Кто приходил в полночь?»

  5. Г. Куклин «Сквозь ветер» роман, повести, рассказы.

  6. «Да святится надеждою земля…» рассказы и стихи Приилимья г. Железногорск – Илимский 2007 год

  7. Газета «Приилимье» 8 марта 1997 г.

  8. Газета «Мир новостей Нижнеилимского района» 17 марта 2010 г.


.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Муниципальное образование, населенный пункт iconНоминации
Должность, полное наименование образовательного учреждения, включая город или населенный пункт
Муниципальное образование, населенный пункт iconАвтор методической разработки
Территория, населённый пункт: Ставропольский край, Кочубеевский район, cтаница Барсуковская
Муниципальное образование, населенный пункт iconНаселённый пункт: Алтайский край, Благовещенский район, с. Алексеевка...
Охватывают все разделы курса
Муниципальное образование, населенный пункт iconБокарева Марина Михайловна Регион Оренбургская область Населенный...
Работа над проектом – это поиск новых форм методов преподавания истории по теме Смутное время в 10 классе
Муниципальное образование, населенный пункт iconБокарева Марина Михайловна Регион Оренбургская область Населенный...
Работа над проектом – это поиск новых форм методов преподавания истории по теме Смутное время в 10 классе
Муниципальное образование, населенный пункт iconНаселенный пункт, в котором находится вуз
Работа над проектом – это дискуссионная исследовательская деятельность в основе которой лежит использование интернет ресурсов и определенной...
Муниципальное образование, населенный пункт iconБиблиографический указатель Телефон: 2-17-45
К категории «малый город» на рубеже XX-XXI вв относятся территории с населением от 12 до 50 тысяч человек. Протяжённость города напрямую...
Муниципальное образование, населенный пункт iconШереметьева Дарья Регион Оренбургская область Населенный пункт, в...
В проекте указываются имена и деятельность ученых, исследовавших коррекцию эмоционально-волевой сферы заикающихся дошкольников. Проект...
Муниципальное образование, населенный пункт iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Населенный пункт, в котором живет ребенок: его адрес, важнейшие предприятия, учреждения культуры, быта, их назначение, достопримечательности....
Муниципальное образование, населенный пункт iconТолстов Андрей Алексеевич Регион Оренбургская область Населенный...
Работа над проектом — это поиск и разработка проблемных вопросов, связанных с одним из интереснейшим историческом событии в истории...
Муниципальное образование, населенный пункт iconЕвгений Вячеславович Регион Оренбургская область Населенный пункт,...
Д,арк. Он направлен на получение знаний учениками о том как великий дух и надежда одной девушки на спасение в войне, её вера только...
Муниципальное образование, населенный пункт iconПояснительная записка (1-2 страницы) приложения (при необходимости,...
Направляем Вам Положение о VII всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» на 2012 – 2013 уч...
Муниципальное образование, населенный пункт iconМуниципальное образование октябрьский район муниципальное казенное...
Современное образование требует инновационных подходов. Ведение новых стандартов обязывает все педагогическое сообщество совершенствоваться....
Муниципальное образование, населенный пункт icon«Автоматизация технологических процессов и производств»
Центральный тепловой пункт (цтп) тепловой пункт, обслуживающий два и более зданий. Цтп обеспечивает жителей горячей и холодной водой...
Муниципальное образование, населенный пункт iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В конституции России написано, что каждый ребенок в нашей стране имеет право на образование. Этот пункт российского законодательства...
Муниципальное образование, населенный пункт iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Направление подготовки Психолого- педагогическое образование, Педагогическое образование, Профессиональное образование, Естественнонаучное...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск