Неменский Б. М. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса





НазваниеНеменский Б. М. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса
страница1/6
Дата публикации16.09.2014
Размер0.64 Mb.
ТипУчебник
100-bal.ru > История > Учебник
  1   2   3   4   5   6
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

           Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 105 ч для обязательного изучения изобразительного искусства на базовом уровне в 5-7 классах, из расчета 1 ч в неделю. Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

-  Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);

- Учебным планом МОУ «СОШ п. Динамовский» на 2013-2014 учебный год. 

-  учебниками (включенными в Федеральный перечень):

        Неменский  Б. М. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса. - М.: Просвещение, 2010;

        Неменский  Б. М. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь для 5 класса.  - М.: Просвещение, 2009;

        Неменский  Б. М. Изобразительное искусство в жизни человека. Учебник для 6 класса. - М.: Просвещение, 2010;

        Питерских Л.А., Неменский Б.М. Изобразительное искусство в жизни человека. Дизайн и конструирование. Учебник для 7,8 классов - М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа логически развивает идеи начальной школы, способствует:

развитию художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

воспитанию культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

освоению знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

овладению умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

формированию устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Цели:
• эстетически воспитывать школьников, формировать духовную культуру и потребность постоянного общения с искусством

Задачи:
• формировать художественную компетентность зрителя

• развивать способность сопереживать и нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве

• формировать художественную культуры учащихся, знакомить с историей культуры.

 

Место и роль учебного курса изобразительного искусства в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества — главный смысловой стержень рабочей для 5-7 классов Программа строится так, чтобы дать школьникам представления о значении искусства в их личностном становлении. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из окружающей действительности. Практическая творческая работа детей на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся.

Одна из главных целей преподавания искусства — развитие интереса к внутреннему миру человека, способности углубляться в себя как основы развития способности сопереживать и понимать других людей, осознавать свои внутренние переживания в контексте истории культуры.

 Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. На протяжении обучения в 5 -7 классах школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, синтетических искусств, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа, а также знакомство с новыми видами искусства и сложным многоголосием современного искусства.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме с натуры, по памяти и представлению; объемно-пространственное моделирование, проектно-конструктивная деятельность; декоративная работа с различными материалами. 

Тематическая цельность и последовательность развития программы помогают обеспечить прочные эмоциональные контакты ребенка с искусством на каждом этапе обучения. В программе нет механических повторов, но она ведет ребенка год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных, человеческих связей со всем миром художественной и эмоциональной культуры.

Рабочая программа строится как продолжение и развитие программы для начальной школы.  В отличие от начальной школы, где изучается все многоголосие видов пространственных искусств в их синкретическом единстве, основная школа построена по принципу углубленного изучения каждой группы видов искусства.

V класс, или первый год основной школы, посвящен изучению  группы декоративных искусств,  в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции зодчества.

VI  и VII классы посвящены изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной  изменчивостью  в   истории  искусства. В свою  очередь, изучая  изменения  языка  искусства,  изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.

Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства — это большая работа, требующая и знаний, и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.

В рабочей программе реализуется программа Б.М. Неменского, Н.А. Горяевой, Л.А. Неменской, С.А. Питерских под редакцией Б.М. Неменского.

Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного  образовательного стандарта, даёт  распределение учебных часов на изучение тем и разделов учебного предмета с учетом  межпредметных  и  внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяют минимальный набор видов художественно-творческой деятельности учащихся.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем  используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).

При сопоставлении содержания программы под редакцией Б.М. Неменского с Примерной программой  по изобразительному искусству и Государственным образовательным стандартом выявлено отсутствие следующих дидактических единиц:

-  «Орнамент как основа декоративного украшения», «Виды орнамента и типы орнаментальных композиций» (раздел Примерной программы «Язык изобразительного искусства и художественный образ»). Для устранения данного рассогласования недостающая дидактическая единица включена в содержание тем учебного курса 5 класса (урок №2);

- «Виды пластических искусств». Для устранения данного рассогласования недостающая дидактическая единица включена в содержание тем учебного курса 6 класса (урок №1);

- «Виды графики». Для устранения данного рассогласования недостающая дидактическая единица включена в содержание тем учебного курса 6 класса (урок №2);

- «Виды скульптуры». Для устранения данного рассогласования недостающая дидактическая единица включена в содержание тем учебного курса 7 класса (уроки № 3-4);

- «Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси, их символичность, обращённость к внутреннему миру человека. Древние памятники Новгорода, Владимира, Москвы. Фрески Дионисия. Икона А. Рублёва «Троица». Для устранения данного рассогласования недостающая дидактическая единица включена в содержание тем учебного курса 7 класса (уроки № 20-21);

- «Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве России (А. Дайнека, А. Пластов, Б. Неменский) Художник-творец-гражданин. Мемориальный ансамбль на Мамаевом кургане». Для устранения данного рассогласования, недостающая дидактическая единица включена в содержание тем учебного курса 7 класса (урок № 28);

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на «Изобразительное искусство» в V, VI и VII классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

Рабочая программа «Изобразительное искусство» рассчитана на 105 учебных часов: 5 класс – 35часов; 6 класс – 35 часов; 7 класс – 35 часов.

Художественно-творческая деятельность учащихся представлена рисованием с натуры натюрморта, деревьев, архитектуры, фигуры человека; рисованием по памяти животных; рисованием по представлению иллюстраций к музыкальным и литературным произведениям, тематическими композициями (графическими, живописными, декоративными), плоским и объемным изображением формы предметов; художественным конструированием посуды, архитектуры, игрушек; конструктивным анализом произведений изобразительного искусства.

Основная форма организации учебного процесса - классно-урочная:

урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный урок, урок-лекция, урок-экскурсия, урок-соревнование, урок с дидактической игрой, урок-праздник, видеоурок.

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ

(ТЕКУЩЕГО, РУБЕЖНОГО, ИТОГОВОГО)

 

Формы текущего контроля  знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении) учащихся будут различны: устная, письменная, в виде тестового контроля, изовикторин, изокроссвордов, а также контрольны художественно-практические заданий. В качестве методов диагностики результатов обучения будут использоваться конкурсы, выставки, викторины и др.

 

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

 

1.     Активность участия.

2.     Умение собеседника почувствоввать суть вопроса.

3.     Исренность ответов, их развёрнутость, образность, аргументированность.

4.     Самостоятельность.

5.     Оригинальность суждений.

 

Критерии и система оценки творческих работ.

 

1.     Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

2.     Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

3.     Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ  V-VII классы (105 час)

Изобразительное искусство, его виды и жанры (40 часов). Изобразительное искусство как способ познания, общения и эмоционально-образного отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека. Искусство как эмоциональный опыт человечества. Роль изобразительного искусства, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна в жизни человека и общества.

Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая), декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и архитектуры.

Жанры изобразительного искусства и их развитие в культуре. Особенности натюрморта, пейзажа, портрета, бытового, исторического, батального, анималистического жанров. Произведения выдающихся художников (Леонардо да Винчи, Рембрандт, А. Дюрер, П. Сезанн, В. Ван Гог, К. Моне, К. П. Брюллов, И. Е. Репин, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, И. И. Левитан, В. М. Васнецов, М. А. Вру-бель, Б. М. Кустодиев, В. А. Серов, К. С. Петров-Водкин и др.).

Опыт творческой деятельности. Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений. Работа на пленэре. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.

Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров.

Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта.Создание иллюстраций к литературным произведениям, эскизов и моделей одежды, мебели, транспорта.

Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.

Посещение музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектурных заповедников.

Язык изобразительного искусства и художественный образ (35 ч). Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Линейная и воздушная перспектива. Пропорции и пропорциональные отношения. Линия, штрих, пятно. Тон и тональные отношения. Колорит. Цвет и цветовой контраст, характер мазка. Объем. Фактура. Формат.

Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве. Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства. Истоки и современное развитие народных промыслов: дымковская, филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома и др. (с учетом местных особенностей). Орнамент как основа декоративного украшения. Виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный) итипы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая).

Опыт творческой деятельности. Использование языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на плоскости и в пространстве.

Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды, полиграфических изделий, архитектурных сооружений (прялки, народный костюм, посуда, элементы декора избы, книги и др.). Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и в элементах архитектуры.

Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве (20 ч). Темы и содержание изобразительного искусства Древней Руси. Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси, их символичность, обращенность к внутреннему миру человека (древние памятники архитектуры Новгорода, Владимира, Москвы, икона А. Рублева «Троица», фрески Дионисия). Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры.

Темы и содержание изобразительного искусства России XVIII–XX вв., стили и направления (В. В. Растрелли, Э.-М. Фальконе, В. И. Баженов, Ф. С. Рокотов, А. Г. Венецианов, А. А. Иванов, П. А. Фе-дотов, передвижники, «Мир искусств», С. Т. Коненков, В. И. Мухина, В. А. Фаворский и др.).

Вечные темы и великие исторические события в русском (В. И. Суриков, П. Д. Корин, М. В. Нестеров и др.) и зарубежном (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Рембрандт ван Рейн, Ф. Гойя, О. Роден) искусстве.

Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве России (А. А. Дейнека, А. А. Пластов, Б. М. Неменский). Мемориальные ансамбли. Художник – творец – гражданин.

Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина).

Ведущие художественные музеи мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея).

Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях и течениях в искусстве XX в. (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма).

Опыт творческой деятельности. Описание и анализ художественного произведения. Выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.).
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Неменский Б. М. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса iconНеменский Б. М. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса
Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ мо РФ от 05. 03. 2004 №1089) и Федеральным буп для...
Неменский Б. М. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса iconОстровская О. В. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное...
«Изобразительное искусство»: прогр. /Сост. Б. М. Неменский. М.: Просвещение. Программа детализирует, раскрывает и определяет общую...
Неменский Б. М. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса iconПланирование составлено на основе образовательной программы фгос...
Учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Н. А. Горяева, О. В. Островская Москва «Просвещение» 2011г
Неменский Б. М. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Н. А. Горяева, О. В. Островская Москва «Просвещение» 2
Неменский Б. М. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебник Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Н. А. Горяева, О. В. Островская. М. «Просвещение» 2010г. Под редакцией...
Неменский Б. М. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса iconОстровская О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное...
Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под...
Неменский Б. М. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Неменский Б. М. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса iconУчебно-методическое обеспечение. Аннотации
Умк: Н. А. Горяева, О. В. Островская Декоративно- прикладное искусство в жизни человека. 5 класс- м.: Просвещение, 2010
Неменский Б. М. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наименование и авторы учебника: Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. 5 класс / Н. А. Горяева,...
Неменский Б. М. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса icon1. Словарь терминов к уроку Декоративно-прикладное искусство
...
Неменский Б. М. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», автор Горяева Н. А. / под ред. Б. М. Неменского, 2008
Неменский Б. М. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса iconРабочая программа педагога
Настоящий развернутый тематический план разработан применительно к учебной программе «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»,...
Неменский Б. М. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Открытый урок, который я провела в 5 классе, является тематическим уроком четвертой четверти курса «Декоративно – прикладное искусство...
Неменский Б. М. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса iconПояснительная записка Данная рабочая программа «Декоративно прикладное...
Мо РФ.; Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному...
Неменский Б. М. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данная рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» для 6 класса составлена на основе авторской программы Б. М....
Неменский Б. М. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса iconРабочая программа учебного курса по Изобразительное искусство для...
М.: Просвещение, 2009. Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2010года....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск