Скачать 334.22 Kb.
|
Пояснительная записка Настоящая программа по истории для 11 класса составлена на основе документов: - федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ №1089 от 05.03.2004г.) на базовом уровне, - примерная программа среднего (полного) общего образования по истории, - утвержденный Приказом МО и Н РФ от 27.12.2011 г. №2885 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; - учебный план МБОУ Ефремкинской СОШ №8 на 2012-2013 уч.г. (приказ №1 от 01.09.2012). Изучение истории на базовом уровне направлено на ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формированием у обучающихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира. Основные содержательные линии программы исторического образования в 11 классе реализуются в рамках истории России и всеобщей истории. Учителем выбрано их синхронно-параллельное изучение. Изучение каждого их этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков. Для осуществления поставленных задач выбран учебник «История. Россия и мир» для 11 класса, базовый уровень, авторов О.В. Волобуева, В.А. Клокова, М.В. Пономарева, В.А. Рогожкина. – М.: Дрофа, 2009. и учебник Данилова, Филиппова, Уткина «История России. 1945 -2008» Данные учебники соответствуют Федеральному перечню учебников, рекомендованных МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в 2012-2013 учебном году. История входит в состав учебных предметов федерального базисного учебного плана, обязательных для изучения в средней школе в количестве 68 часов в 11 классе (2 часа в неделю). Из них на изучение всеобщей истории XX века отводится 24 часа, на изучение истории России XX века – 46 часов. В 2013-2014 учебном году предполагается 68 уроков. В связи с отсутствием резервных часов изучение истории родного края предполагается внутри уроков по истории России в каждый период ее развития. Усвоение материала на творческом уровне осуществляется за счет выделения часов на семинарские занятия, на которых анализируются первоисточники, идет работа со статистическими документами, схемами, таблицами, а также на повторительно-обобщающие уроки выносится ряд дискуссий, затрагивающих наиболее спорные вопросы отечественной и зарубежной истории, тем самым формируется свой взгляд на изучаемые события. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетным является развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность. Использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Большую значимость на этой ступени образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, диаграмма и др), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую ( из текста в таблицу и пр.) Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Владеть основными видами публичных выступлений : (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), умению вести диалог. С учётом предвузовской подготовки возрастают требования к рефлексивной деятельности учащихся, в том числе к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, способности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию. С учетом вышесказанного целями изучения истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются:
Для базового уровня изучения истории в старшей школе примерная программа устанавливает следующее распределение учебного времени:
Изменения, внесенные в авторскую учебную программу и их обоснование: Основное содержание тематического планирования и его структура совпадают с содержанием авторской программы. При изучении темы №4 «Социалистический эксперимент» сокращено количество часов на 1 урок, который добавлен в тему №13 «Россия в современном мире» Увеличено количество часов на изучение истории послевоенной за счет резервных уроков
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
умение самостоятельно и осознанно организовывать свою познавательную деятельность в соответствии с заданной целью; умение определять сущностные характеристики изучаемого объекта; умение определять причинно-следственные связи и использовать их для анализа; умение самостоятельно осуществлять отбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; умение самостоятельно создавать алгоритм познавательной деятельности для решения творческих и поисковых задач; умение применять элементарные приёмы исследовательской деятельности; умение создавать собственные модели объектов, процессов и явлений, проекты как результат исследовательской деятельности, в т.ч. с использованием информационных технологий. 2. Информационно-коммуникативные. поиск необходимой информации по заданной теме с использованием источников различного типа; извлечение необходимой информации из источников, определение первостепенной информации; перевод информации из одной знаковой системы в другую, адекватную познавательной и коммуникативной ситуации; умение развёрнуто обосновывать и аргументировать суждения; умение свободной работы с текстом разных стилей, владение навыками редактирования текста, создания собственного текста; использование информационных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности; владение основными видами публичных выступлений. 3. Рефлексивные. понимание ценности образования как средства развития культуры личности; объективное оценивание своих учебных достижений, динамики развития своих личностных качеств; владение навыками коллективной деятельности в части организации и участия в ней; оценивание и коррекция собственного поведения в практической деятельности и повседневной жизни; осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности; умение отстаивать свою гражданскую позицию; осуществление осознанного выбора путей продолжения образования. Используемые технологии, принципы, формы и методы работы: Принцип психологической комфортности Принцип научного обучения Принцип личностноориентированного обучения Проблемный метод Научный метод Исследовательский метод Традиционные формы урока Лекции, семинары, дискуссии, конференции. Установка на успех Требования к уровню подготовки обучающихся 11 класса по истории В результате изучения истории к концу 11 класса ученик должен знать/понимать - основные этапы и ключевые события истории России и мира 20 века; - выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории; - важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; - изученные виды исторических источников; уметь - соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории; - использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников; - показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий; - рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; - давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; - использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов; - соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; - группировать исторические явления и события по заданному признаку; - объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, - выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; - определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий; - объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; - высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира; - объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; - использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности. Контролирующие элементы, заложенные в программе по Истории 11 класс I. Хронологические знания и умения: 1 Называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов; 2 Составлять хронологические и синхронистические таблицы; 3 Характеризовать периоды в развитии важнейших исторических процессов, масштабных событий; II. Знание фактов: 1 Называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий. III. Работа с источниками: 1 Читать историческую карту с опорой на легенду; 2 Использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития стран и регионов мира в отдельные периоды истории; 3 Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источников. 4 Высказывать суждения о назначении, ценности источника; 5 Характеризовать позиции, взгляды автора (составителя) источника; 6 Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие. IV. Работа с терминами и понятиями: 1 Объяснять смысл, значение исторических терминов и понятий; V. Работа с персоналиями: 1 Излагать оценки событий и личностей, приводимых в учебной литературе; 2 Аргументировать своё отношение к наиболее значительным личностям в истории. Требования к уровню подготовки обучающихся повышенного уровня (для учащихся, выбирающих экзамен по истории): В результате изучения истории ученик 10 класса должен знать/понимать основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории; периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории с древнейших времен до конца XIX века; историческую обусловленность современных общественных процессов; особенности исторического пути России с древнейших времен до конца XIX века, ее роль в мировом сообществе; уметь проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания); анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения; представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации; соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения; осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России. Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся. Устный, письменный ответ: Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения: осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах; логично, развернуто отвечать как на устный вопрос, так и на вопросы по историческому источнику; соотносить исторические события, процессы с определенным периодом истории России и всеобщей истории, определять их место в историческом развитии страны и мира; анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности, руководствуясь принципом историзма; давать оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей (значение, уроки, вклад в мировую историю, соответствие критериям нравственности); сопоставлять различные точки зрения на исторические события, обосновывать свое мнение; применять исторические знания при анализе различных проблем современного общества; толковать содержание основных терминов исторической и общественно-политической лексики; демонстрировать знание основных дат отечественной истории; составлять краткий (тезисный) план предлагаемого к изучению материала; оформлять контурную карту в соответствии с полнотой требований заданий (легенды); читать карту, ориентируясь в историческом пространстве и времени; преобразовывать текстовую информацию в иную (график, диаграмма, таблица); Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся показывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности, не искажающие общего исторического смысла: демонстрирует знание причинно-следственных связей, основных дат; дает определения прозвучавшим при ответе понятиям; не достаточно полно и уверенно владеет хотя бы 1-2 требуемыми практическими умениями при работе с исторической картой и историческим источником. Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся демонстрирует общие представления об историческом процессе, но путается в датах, допускает неточности в определении понятий; показывает верное понимание отдельных элементов исторического содержания на основе частичного использования необходимых умений; отсутствует логически построенный и продуманный ответ; не умеет сопоставлять исторические события в России с событиями всеобщей истории; не показывает знание различных точек зрения, существующих по проблеме; Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не продемонстрировал никаких знаний Отметка «1» ставится, если ученик отказался отвечать. Нормы оценок работы с историческим источником Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся установил тип источника и время (дату) его появления; извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте проблему; сопоставил факты нескольких исторических источников; применил контекстные знания и базовые знания смежных предметных областей (география, искусство и т.д.) для объяснения содержания исторического источника; дал теоретическое обоснование информации источника и прокомментировал ее с использованием научной терминологии; привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему; аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный жизненный опыт. Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся определил тип источника и историческую эпоху его появления; извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в тексте проблему; сопоставил факты нескольких исторических источников; применил контекстные знания для объяснения содержания исторического источника; прокомментировал информацию источника с использованием научной терминологии; привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился ; с аргументацией свою позиции. Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся не узнал тип источника, но указал примерное время его появления; на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать; попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой опоре на информацию источника; не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к тексту источника. Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не указал тип источника, но сделал попытку ответить на поставленные вопросы; не увидел проблему и не смог ее сформулировать; пересказал текст источника без его комментирования, или дал ответ не в контексте задания. Отметка «1» ставится, если ученик не сделал никакой попытки ответить на поставленный вопрос, не смог пересказать текст источника. Нормы оценок работы с исторической картой Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся читает легенду карты, правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую терминологию; раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.), пользуясь языком карты; правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте. Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся допускает неточности при чтении легенды карты, описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя картографические термины, затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений; не в полном объеме выполняет задания по контурной карте. Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации; не соотносит историческую информацию с картой; не может обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте. Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не умеет читать легенду карты; не распознает историческую информацию, представленную на карте; отказался работать с контурной картой. Отметка «1» ставится, если учащийся отказывается работать с исторической картой. Контроль уровня обученности Основными видами диагностики уровня сформированности ключевых компетенций учащихся и текущего контроля знаний, умений и навыков на данном этапе обучения являются: Устный опрос (собеседование); Публичные выступления (высказывания, монолог, дискуссия, полемика); Исторические диктанты: понятийные (терминологические), хронологические, картографические, комплексные и др. различные виды работ с исторической картой; анализ исторических источников (поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); тесты (однотипные, комплексные); Тексты с лакунами (пропусками); историческое сочинение, эссе и т.п. рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы (как письменная, так и устная). По итогам изучения курса предусмотрена контрольная работа в виде комплексного разноуровневого теста. Виды и формы контроля: Индивидуальный, групповой, комбинированный, фронтальный. Письменный, устный. Источники информации и средства обучения Ресурсы Интернет http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://museum.ru/ Портал «Музеи России». СОДЕРЖАНИЕ Вводный урок (1ч) Основные теденции и результаты мирового исторического процесса к концу XIX в. Обучающийся должен - иметь представление о процессе развития общества, о взаимосвязи и особенности истории России и мира; - знать основные тенденции и результаты мирового исторического процесса к концу XIX в., - уметь давать общую характеристику периода новейшей истории; |
Пояснительная записка Программа по географии для 11 класса составлена... Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ №1089 от... | Настоящая программа по истории для 6 класса составлена на основе... Образовательная программа мбоу ефремкинской сош №8 и учебный план на 2013-2014 уч г. (приказ №1 от 31. 08. 2013) | ||
Настоящая программа по истории для 8 класса составлена на основе... Образовательная программа мбоу ефремкинской сош №8 и учебный план на 2014-2015 уч г. (приказ №1 от 30. 08. 2014) | Настоящая программа по истории для 8 класса составлена на основе... Образовательная программа мбоу ефремкинской сош №8 и учебный план на 2013-2014 уч г. (приказ №1 от 31. 08. 2013) | ||
Рабочая программа по химии для 10 класса составлена на основе следующих... Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки от 05.... | Рабочая программа по химии для 11 класса составлена на основе следующих... Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки от 05.... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по информатике для 2 класса... Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ мо российской Федерации №1089 от 05. 03. 2004 «Об утверждении... | Пояснительная записка рабочая программа по биологии ориентирована... Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего... | ||
Программа по литературе для 9 класса составлена на основе Федерального... Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, приказ №1089 Министерства Образования от 05. 03. 2004 | Рабочая программа по истории для 9 класса составлена на основе Сборник нормативных документов. История. Федеральный компонент Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по... | ||
Рабочая программа по географии для 10-11 классов составлена на основе... Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки от 05.... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих... Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ мо российской Федерации №1089 от 05. 03. 2004 «Об утверждении... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих... Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ мо российской Федерации №1089 от 05. 03. 2004 «Об утверждении... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих... Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ мо российской Федерации №1089 от 05. 03. 2004 «Об утверждении... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих... Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ мо российской Федерации №1089 от 05. 03. 2004 «Об утверждении... | Пояснительная записка Статус рабочей программы Данная рабочая программа... Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ мо... |