Скачать 92.57 Kb.
|
"...Крепостное право на крестьян отменяется навсегда" (урок-презентация на тему "Крестьянская реформа 1861 г." для 8-го класса) Цели и задачи урока:
Оборудование урока:
Литература
В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом, таблицами и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов. Вся презентация состоит из 18 слайдов. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал, и рассматриваются основные вопросы данной темы. Первый слайд презентации является опорным планом урока.
Ход урока 1. В начале урока учитель знакомит учеников с темой урока, его целями и задачами. 2. Основная часть урока. Знакомство учащихся с личностью Александра II. Александр II Учитель: 18 февраля 1855 года при весьма загадочных обстоятельствах, в самый разгар Крымской войны, умирает император Николай I. Существует версия, что это было самоубийство человека, осознавшего, что страна находится на грани катастрофы, и своей смертью открывавшего путь новому поколению правителей. “Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот” – говорил, умирая, Николай I. Николай I Рассматривается слайд с изображением Александра II, его жены Марии Александровны и его отца Николая I. Ученики отвечают на вопрос: Какие же проблемы оставил Александру II его отец? Учитель: Александр Николаевич родился 17 апреля 1818 года и получил блестящее воспитание как будущий император. Поэт В.А. Жуковский был главным наставником цесаревича, старался привить ему либеральные взгляды на общество. В.А. Жуковский М.М. Сперанский преподавал ему право. М.М. Сперанский Е.Ф. Канкрин – экономику. Е.Ф. Канкрин Рассматривается слайды с изображением преподавателей Александра II – В.А. Жуковского, М.М. Сперанского, Е.Ф. Канкрина. Во время путешествия заграницу Александр II познакомился со своей женой, а, побывав в Сибири, просил отца проявить милость к декабристам. Жена Александра II Рассматривается слайд с изображением Александра II. Ученики отвечают на вопросы: Как воспитание Александра II повлияло на его характер? Как личные качества царя могли отразиться на ходе исторических событий? Учитель: Вопрос об отмене крепостного права давно волновал российское общество. Вспомните, когда и кто из правителей пытался решить этот вопрос? В совместной работе учитель и ученики составляют хронологию предпосылок отмены крепостного права.
Рассматривается слайд “Предпосылки отмены крепостного права” по ходу составления хронологии. Учитель: Проблема отмены крепостного права постоянно обсуждалась в российском обществе. Прежде всего, она имела моральную, человеческую сторону. Ученики отвечают на вопросы: Какое было отношение в русском обществе к крепостному праву? Вспомните, кто из русских писателей обличал ужасы крепостного права? Какие тайные общества и организации выступали за отмену крепостного права? Рассматривается слайд “Отношение к крепостному праву в российской печати”. Ученики обсуждают цитаты из периодической печати тех лет: К.Д.Кавелин “Записки об освобождении крестьян”, А.И.Герцен журнал “Полярная звезда”, А.И.Герцен, Н.П.Огарев “Колокол”. Учитель совместно с учениками приходит к выводу: В середине XIX века в России сложились все предпосылки для отмены крепостного права, тем не менее, принять решение об его отмене Александр II был вынужден под воздействием не столько внутренних, сколько внешних обстоятельств. Ученики заполняют таблицу “Причины отмены крепостного права”.
После заполнения таблицы работа проверяется по заранее составленному слайду. Подготовка к отмене крепостного права. Александр II Учитель: 30.03.1854 г. Александр II выступил с речью перед московским дворянством, где впервые заговорил о необходимости отмены крепостного права: “…лучше, если это произойдет сверху, нежели ждать, когда это свершиться снизу”. Рассматриваются слайды “Подготовка к отмене крепостного права”.
Ученики отвечают на вопросы: Как вы думаете, почему Александр II добивался, чтобы инициатива в отмене крепостного права исходила от дворян? Какую роль в этих реформах он отводил себе? Учитель ставит перед учениками проблемное задание: сразу же после речи императора перед дворянством министр внутренних дел С.С. Ланской поручил своему помощнику А.И. Левшину собрать все имеющиеся в предыдущем царствовании проекты, записки, мнения по крестьянскому вопросу. Изучив их, министр пришел к выводу, что придется выбирать из трех возможных вариантов освобождения крестьян. Каковы были эти варианты? Рассматривается слайд “Варианты освобождения крестьян, представленные Редакционной комиссией”.
Ученики отвечают на вопрос: Как вы думаете, какой вариант и почему избрал Александр II? Рассматривается слайд “Завершение работы над проектом крестьянской реформы”. Основные положения крестьянской реформы. Учитель: 19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест “О даровании крестьянским людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта”. В документе было записано: “Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда”. Ученики начинают работу с основными положениями манифеста: Рассматриваются слайды “Основные положения манифеста”.
Ученики отвечают на вопросы: Как вы думаете, какие настроения в народе вызвал манифест? Как восприняли крестьяне известие об отмене крепостного права? Стал ли русский крестьянин собственником своей земли благодаря манифесту? Учитель: В апреле 1861 г. в деревне Бездна Казанской губернии войска жестоко подавили выступления крестьян, требовавших “полной воли” и немедленного предоставления земли. В конце 1861 г. в обществе происходит разочарование непоследовательностью реформ. Ученики отвечают на вопросы: “Распалась цепь великая, Распалась и ударила Одним концом – по барину, Другим – по мужику”.
Рассматривается слайд “Значение отмены крепостного права”.
3. Заключительная часть урока. Ученики получают задание: ответьте на вопросы и заполните таблицу.
4. Домашнее задание. Учебник параграф 17, задание № 2 (устно), выучить новые понятия. Творческое задание: написать “письмо” от лица освобожденного крестьянина или помещика, отпустившего крестьян на свободу, на имя императора Александра II. |
Тематическое планирование № Тема урока Кол-во часов Тип урока Характеристика... Крестьянская реформа: проблема земли и воли. Крестьянская реформа в крае: условия и итоги преобразований | «Реформы второй половины XIX века и развитие системы местного самоуправления» Крестьянская реформа 1861 г как начало нового этапа развития местного самоуправления в России | ||
Урок на тему: «Реформация и крестьянская война в Германии» Цели урока: определить причины реформации; охарактеризовать особенности лютеранского учения; рассмотреть динамику распространения... | Презентация: Microsoft PowerPoint 2010 Рекомендации в свободной форме Полное название образовательного учреждения (с указанием региона и населенного пункта): мбоу «Крестьянская средняя общеобразовательная... | ||
Методические рекомендации по использованию. Урок на тему «Основные логические элементы» Урок на тему «Основные логические элементы» разработан для учащихся 10 класса, изучающих информатику как по основному учебному плану,... | Реферат по истории ученицы 9А класса Соболевой Екатерины на тему «Судебная реформа 1864 года» Для нас, изучающих историю нашего государства, важно знать, как проводились подобные реформы. Особенно это касается судебной реформы... | ||
Урок-деловая игра по теме «Отмена крепостного права в России» Первый урок традиционен, он предусматривает знакомство с основными положениями крестьянской реформы 1861 г Второй же урок, посвящённый... | Доклад на тему: “Сокровища затонувших кораблей ” Выполнила ученица... Презентация представляет собой наглядное пособие, с помощью которого студент иллюстрирует свой доклад к дипломной (курсовой) работе.... | ||
Урок в 6 классе на тему: “Whipsnade Wild Animal Park” Оснащение: фотографии заповедников и животных, презентация о заповеднике, презентации с загадками, бумага для написания заметок,... | Учебник для 6 класса Л. Л. Босовой «Информатика», рабочая тетрадь... Оборудование компьютерный класс, мультимедийный проектор, учебник для 6 класса Л. Л. Босовой «Информатика», рабочая тетрадь для 6... | ||
Образовательная программа гбоу цо №1861 на 2011-2016 учебный год Образовательная программа Государственного образовательного учреждения Центра образования №1861 «загорье» Южного административного... | Урок-презентация для учащихся 5 класса ... | ||
Урок презентация технологии в 5 классе на тему Зам директора по увр мбоу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт | Урок по теме «Квадратные уравнения» Презентация учащихся на тему «Какую роль сыграло открытия способов решения квадратных уравнений в развитии математики?» | ||
Урок для 5 класса Цели урока Тема: Повторение изученного по теме «Фонетика». Урок-расследование. Урок для 5 класса | Урок на тему: «Спуск со склона и преодоление ворот при спуске» Оборудование: лыжи, палочки, флажки-7 штук, указатели -2 штуки, презентация «Лыжные ходы» |