Скачать 91.5 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 Городского округа- город Галич Урок - презентация технологии в 5 классе на тему: «Материаловедение. Лен, хлопок - натуральные волокна» Преподаватель Чудецкая Анжела Васильевна Галич 2007 Цели урока:Образовательные
Развивающие
Воспитательные
Межпредметные связи: природоведение (окружающий мир), история, литература Оборудование
10. Презентация «Материаловедение. Лен, хлопок - натуральные волокна» Ход урока
(проверка готовности учащихся к уроку)
(Фронт. опрос + карточки с индивид. заданиями) - Несколько предыдущих уроков были посвящены теме « Машиноведение», прежде чем перейти к новой теме повторим и закрепим пройденный материал, я спрашиваю и за каждый правильный ответ буду давать «приз» ( цветные геометрические фигурки), чем больше вы наберёте «призов», тем выше ваша оценка. 1.Фронтальный опрос, беседа (На доску прикреплена таблица «Швейная машина 97а класса» и таблица «Виды приводов швейных машин», на рабочих местах учащихся лежат карточки с образцами тканей различной толщины) - Для чего предназначена швейная машина? - Какие виды приводов швейных машин вы знаете? - С каким из приводов мы знакомились более подробно? - Расскажите по таблице, как устроен ручной привод? - Сколько ниток заправляется в швейную машину? - Какое устройство швейной машины отвечает за длину стежка? - Покажите, где оно находится на швейной машине. - Перед вами образцы ткани, пощупайте кусочки, поднимите и покажите тот, который вы сшили бы мелким стежком, крупным стежком. Почему вы решили именно так? - Какую еще функцию может выполнять регулятор длины стежка? (закрепка шва) - Что нужно сделать, чтобы машина шила в обратном направлении? для чего это делают? - Какие правила ТБ нужно соблюдать при работе на швейной машине? Итог опроса, оценка работы, подсчет «призов»: - Итак, мы повторили и закрепили пройденный материал, особенно хорошо работали…(называю фамилии), оценка
Слайд №1 - Сегодня мы начинаем знакомство с новой темой « Материаловедение». Тема нашего урока Лен и хлопок - натуральные волокна» Слайд №2 -Сегодня мы узнаем, что изучает наука материаловедение; познакомимся с процессом получения тканей; узнаем, что может служить сырьём для производства тканей; познакомимся с натуральными волокнами; будем учиться различать ткани из этих волокон.
1. Ткань -Материаловедение – наука о тканях. -Ткань применяется в различных сферах жизни: в быту для изготовления белья и одежды - это бытовая ткань, из ткани шьют обувь, элементы мягкой мебели, снаряжения (для туристов, альпинистов, пожарных, спасателей и т. д.), игрушки и многое- многое другое, такие ткани будут относиться к специальным и техническим. Слайд №3 (схема «Ткань») Ткань
(показываю образцы) - А может ли одна и та же ткань быть бытовой и специальной, специальной и технической, бытовой и технической? Если да, то какая из этих тканей может быть сразу в нескольких группах? Вывод - Таким образом, деление ткани на группы не жесткое, а условное, примерное. 2. Волокна - Сырьём для получения тканей служат волокна, они делятся на: Слайд №4 (схема классификации волокон) Волокна Натуральные Химические Растит. происх. Животн. происх. ( изобрет. человеком, (лен, хлопок) (шерсть, шелк) созданы искусствен. путём) -Перед вами схема классификации волокон, вы видите, что все волокна делятся на натуральные и химические, что значит натуральные и химические? (натуральные и природы, химические сделаны человеком) - Мы будем говорить о натуральных волокнах растительного происхождения льне и хлопке. - Хлопок получают из семенных коробочек хлопчатника Слайд №5 (хлопок и лен) на месте цветка образуется плод (как ватка), плод покрыт семенами, поэтому волокна хлопка и называют семенными, произрастает хлопчатник в южных районах нашей страны (Узбекистан, Казахстан, Азербайджан), раньше хлопок собирали вручную, теперь все это выполняют машины. (показываю волокно хлопка) Слайд №5 (хлопок и лен) - Лен получают из стебля растения льна, это растение произрастает в средней полосе нашей страны Ивановской обл., Ярославской обл., Костромской обл., а Кострома издревле считалась столицей льна. (показ образцов волокна из коллекции «Лен»). Костромские льны славились не только на всю Россию, о них знали даже в Европе. За границей изделия из хлопка и льна пользуются спросом, и стоят очень дорого. - Но прежде чем волокно станет тканью оно проходит много этапов очистки и обработки. Например, волокно хлопка очищают, выравнивают и только тогда скручивают в нить, а волокно льна треплют, мнут, очищают, расчесывают, выравнивают, затем скручивают в нить. (Показываю коллекцию «Лен)» - Давайте вместе попробуем охарактеризовать волокна хлопка и льна. Слайд №6 (Таблица) В тетрадь Характеристика волокон хлопка и льна
( работа в тетрадях: записать таблицу в тетрадь) -Из волокон, затем, получают пряжу, из пряжи – нить и этот процесс называют…? (прядением) Слайд №7 (определение прядения) т. о. Прядение-это процесс получения пряжи из волокон путем скручивания (определение записать в тетрадь) - Вспомните, с уроков истории, как давно люди научились изготавливать ткань? (примерно 40 тыс. лет назад, когда первобытный человек стал человеком разумным, когда появились ремесла) - Первая механическая прялка была изобретена в XVIII веке, в Англии, изобрел ее Джеймс Харгривс, в то время в Англии производили много овечьей шерсти, которую быстро нужно было перерабатывать, и назвал именем своей дочери «Дженни» Слайд №8 (прялка «Дженни») Слайд №9 (водяная прядильная машина непрерывного действия, ткацкий станок Картрайта) - Сейчас ткани производят на ткацких фабриках - Людей, которые работают на ткацкой фабрике, чаще всего это женщины, называются прядильщицами, ткачихами, мотальщицами и т. д. Слайд №10 (текстильное производство) -Профессия сложная, но очень интересная и ответственная одновременно, как вы думаете почему? -А в домашних условиях можно произвести процесс прядения? - Может быть, кто-то видел, как это происходит, расскажите. ( показываю ручную прялку, веретено и рассказываю, как выполняли прядение) Слайд №11 (Иллюстрация из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…») - Каждая девушка, женщина на Руси должна была уметь прясть, если девушка прясть не умела, про нее говорили: «Не пряха!» и выйти замуж такой девушке было очень сложно. - Посмотрите, какие красивые прялки изготавливали на Руси, просто произведения искусства! Слайд №12(расписные прялки из Ярославля XIX век) - Из волокон получают пряжу, затем пряжу скручивают между собой и получают нить, она более ровная, толстая и прочная чем пряжа, а уже из нитей путем ткачества ткут ткань. (показываю «Нити и пряжа») Итог, вывод - У нас получилась схема производства ткани: Слайд №13 (Волокно – пряжа- нити- ткань) сначала получают… волокно, затем…, пряжу…, затем… нити и результатом является…ткань
- Из волокон хлопка и льна вырабатывают очень много тканей, изо льна – льняное полотно. - Вспомните волокно льна, сравните его с тканями, что вы можете сказать о тканях изо льна? (ткани изо льна очень прочные, толстые, жесткие) - Правильно, но несмотря на это, из-за своего свойства создавать ощущение прохлады, в основном используются для пошива летней одежды. (показываю образцы тканей изо льна) - Из хлопка вырабатывают очень много тканей, гораздо больше, чем изо льна это и:
и много других (показываю и называю образцы тканей из хлопка) - Теперь постарайтесь дать характеристику тканям из хлопка (мягкие, приятные к телу, некоторые с ворсом, хорошо впитывают влагу). - Ткани из хлопка также используют для пошива летней одежды, нательного и постельного белья, детской одежды V. Практическая работа 1. Определение волокнистого состава тканей - Перед вами лежат карточки с образцами ткани, объединитесь парами, пощупайте образцы, попробуйте определить, какие ткани изготовлены из хлопка, а какие изо льна. - Покажите карточки, на которых по вашему мнению прикреплены ткани изо льна, ткани из хлопка. Почему вы так решили? Как можно определить волокнистый состав тканей? VI. Закрепление - На какие группы условно делятся все ткани? (технические, специальные, бытовые) - Приведите примеры тканей каждой группы. - Что служит сырьем для производства тканей? (волокна) - С какими волокнами мы сегодня познакомились на уроке? (с волокнами хлопка и льна) - Поднимите ту карточку, с образцами на которой, по вашему мнению, ткани из хлопка, изо льна. - Какого происхождения эти волокна? (натурального происхождения) - Что такое прядение? (это процесс получения нити путём скручивания волокон) - Воспроизведите схему получения ткани.( волокно пряжа нити ткань) VII. Итог урока Слайд №14 - Сегодня на уроке мы узнали, что изучает наука материаловедение, начали знакомство с процессом получения тканей, узнали, что может служить сырьём для производства тканей, познакомились с натуральными волокнами, и тканями из этих волокон, попытались различать волокнистый состав тканей, закрепили знания по теме «Машиноведение» VIII. Домашнее задание Слайд №15 1. Найти по одному образцу тканей из хлопка и льна (приклеить в тетрадь); 2. Прочитать записи в тетради 3. Принести на следующий урок: а) Хомутовая игла б) Нитки толстые (как для вязания) 2-х цветов Приложение №1 Карточка №1 Подпиши элементы швейной машины Карточка №2 Проставьте на рисунке номера элементов шпульного колпачка и регулятора длины стежка, и подпиши их. Карточка №3 Подпиши последовательность заправки швейной машины |
Урок технологии в 5 «А» классе на тему: «Снятие мерок для построения чертежа фартука» Урок технологии в 6 «А» классе на тему: «Технология точения древесины на токарном станке. Приёмы безопасной работы» | Урок по технологии в 6 классе Учитель технологии моу «Средняя общеобразовательная школа №1» Материально-техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедиа, презентация «Сортовой прокат», образцы подсвечников, технологические... | ||
Конспект классного часа в 5 «А» классе на тему: «Урок семьи и семейных ценностей» Семейный кодекс рф, конвенция о правах ребенка, конспект урока, презентация, видеофрагмент, музыкальное сопровождение | Урок английского языка в 9 классе по теме «Путешествие способ познания мира» Оборудование: презентация к уроку, аудиозапись песни «Титаник», презентация учащихся | ||
Разработка урока внеклассного чтения в 5 классе на тему: «Мы в ответе за всех, кого приручили» Оборудование урока. Мультимедийная установка, распечатка рассказа «Нытик», презентация «О писателе А. В. Костюнине», презентация... | Отчет Презентация школы «Тиккурила». Выступление на тему «Новые технологии... Презентация школы «Тиккурила». Выступление на тему «Новые технологии в современной финской школе» | ||
Урок в 6 классе на тему: “Whipsnade Wild Animal Park” Оснащение: фотографии заповедников и животных, презентация о заповеднике, презентации с загадками, бумага для написания заметок,... | Урок русского языка в 4 классе Урок проводится в середине сентября с использованием здоровьесберегающей технологии и технологии развивающего обучения | ||
Урок математики во 2-м классе на тему Оборудование: мультимедийная презентация, изображение удава (3м 8дм), метровая линейка, сантиметр, рулетка, модели сантиметра, дециметра,... | Урок по технологии в 4 в классе на тему "Квиллинг- волшебные завитки.... Личностные: воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость, развивать эстетический вкус, бережное отношение к природе | ||
Урок-игра хозяин судьбы цель План-конспект урока-презентации по английскому языку с применением технологии развития творческого мышления в 9 классе на тему “Healthy... | План-конспект урока по технологии в 5 классе на тему: «Выполнение... Познакомить учащихся с техникой выполнения декоративного панно в стиле изонить и приступить к практическому выполнению задания | ||
Урок русского языка в 1 классе. Тема: «Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях» Это второй урок по теме имена собственные. Первый урок был на тему «Заглавная буква в именах». Следующий урок будет на тему «Заглавная... | Урок по окружающему миру в 4 «А» классе мобу сош №85 мобу сош №85... Оборудование: компьютер, презентация по теме урока, интерактивная доска, обучающая программа Мультимедийный диск «Большая детская... | ||
«Золотые травы Хохломы» для слушателей курсов и аттестационной комиссии... Ивановой Людмилы Владимировны, учительницы изобразительного искусства, черчения, технологии моу «Кшаушская средняя общеобразовательная... | Урок географии в 6 классе на тему: «Изображение высот и глубин на физических картах». Работу Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся... |