«утверждено» на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин





Скачать 479.57 Kb.
Название«утверждено» на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин
страница1/4
Дата публикации29.10.2014
Размер479.57 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4


ФГБОУ ВПО «Национальный государственный Университет

физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта,

Санкт-Петербург»





«УТВЕРЖДЕНО»
на заседании кафедры

социально-гуманитарных

дисциплин

« 6 » февраля 2014 г.,

протокол № 5.
Зав. кафедрой

социально-гуманитарных

дисциплин,

д.соц.н., профессор
________ Н. А. Кармаев


«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по НИР

ФГБОУ ВПО

«НГУ им. П. Ф. Лесгафта,

Санкт-Петербург»,

д.экон.н., профессор
________ С. А. Цветков
«____»____________2014 г.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»
ДЛЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНОВ КАНДИДАТСКОГО МИНИМУМА

Санкт-Петербург

2014

Для допуска к сдаче экзамена по дисциплине «История и философия науки» необходимо выполнить следующие требования.
Для аспирантов очной формы обучения на факультете ПНПР:

– посетить не менее 75 % лекций и семинарских занятий или сдать микрозачёты по пропущенным занятиям;

– написать на положительную оценку не менее 4-х текущих контрольных работ по предложенным темам дисциплины;

– представить и защитить реферат по одной из предложенных тем дисциплины «История и философия науки» не менее чем за месяц до экзамена.
Для аспирантов заочной формы обучения на факультете ПНПР и соискателей, прикреплённых к кафедрам НГУ имени П. Ф. Лесгафта, необходимо:

– представить и защитить реферат по одной из предложенных тем дисциплины «История и философия науки» не менее чем за месяц до экзамена;

– иногородним аспирантам и соискателям необходимо предоставить реферат не менее чем за два месяца до дня проведения экзамена по дисциплине; в случае отсутствия замечаний он должен быть защищён не менее чем за месяц до экзамена.
Требования к составлению и оформлению реферата

Тема реферата в обязательном порядке должна быть согласована с научным руководителем аспиранта (соискателя) и преподавателем, ведущим дисциплину «История и философия науки». Кроме того, тема реферата в обязательном порядке должна быть зарегистрирована в деканате факультета ПНПР. Титульный лист реферата должен быть оформлен в соответствии с предлагаемым образцом (см. приложение). Объём реферата – 30 страниц формата А4, размер шрифта 14, через 1,5 интервала, параметры страницы стандартные. Реферат должен быть структурирован, т.е. должен быть разбит на главы и параграфы, содержать введение и заключение, список литературы. В списке литературы должно содержаться не менее 20 источников по теме реферата.

Тематика контрольных работ

Контрольная работа №1:

Вопрос № 1: специфика научного познания.

Вопрос № 2: логические основы научного исследования.

Контрольная работа №2:

Вопрос № 1: возникновение науки и основные этапы её исторического развития.

Вопрос № 2: особенности современного этапа развития науки.

Контрольная работа №3:

Структура научного знания (эмпирический и теоретический уровни науки, основания науки).

Контрольная работа №4:

Основные этапы развития философии науки.
Требования связаны с уровнем овладения представленного в дисциплине теоретического материала, включающего научные концепции и интерпретации системы понятийных категорий философии науки, которые должны служить методологической основой, как при подготовке кандидатской диссертации, так и в дальнейшей научно-исследовательской работе.
ВОПРОСЫ1

к экзамену кандидатского минимума

по ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»

на 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАЗДЕЛ I

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

  1. Особенности науки как формы познания.

  2. Наука в культуре техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука.

  3. Наука как социальный институт. Роль науки в современном образовании и формировании личности.

  4. Этика науки.

  5. Новые этические проблемы науки в конце XX – начале ХХΙ века.

  6. Проблема возникновения науки. Преднаука и наука. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Роль Аристотеля в античной науке.

  7. Особенности средневековой науки. Развитие науки в эпоху Возрождения.

  8. Специфика классической науки в Новое время (Г. Галилей, И. Ньютон, Р. Декарт).

  9. Становление социальных и гуманитарных наук в Новое время.

  10. Неклассическая наука на рубеже ХΙХ – ХХ веков.

  11. Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов.

  12. Основные формально-логические законы и формы мышления. Логические приёмы образования научных понятий. Логические основы научной классификации и определения понятий.

  13. Суждение как форма мышления. Классификация суждений. Виды простых и сложных суждений.

  14. Дедуктивные умозаключения и их роль в научном познании.

  15. Индуктивные умозаключения и умозаключения по аналогии и их роль в научном познании.

  16. Логическое доказательства, его элементы и правила.

  17. Проблема в цикле научного познания.

  18. Роль гипотезы в научном познании.

  19. Эмпирический уровень научного исследования. Наблюдение и эксперимент.

  20. Теоретический уровень научного исследования.

  21. Основания науки. Идеалы и нормы исследования. Научная картина мира. Стиль научного мышления.

  22. Объяснение и предвидение как функции науки.

  23. Понимание в социальных и гуманитарных науках.

  24. Научная дискуссия и её особенности.

  25. Позитивистская традиция в философии науки. О. Конт как основатель позитивизма. Второй позитивизм (Э. Мах).

  26. Неопозитивистские концепции науки (М. Шлик).

  27. Концепция критического рационализма К. Поппера и зарождение постпозитивизма.

  28. Историческая философия науки Т. Куна.

  29. Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

  30. Концепция философии науки П. Фейерабенда.

РАЗДЕЛ II

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ педагогики

(для соискателей учёной степени

кандидата педагогических наук)

  1. Предмет и задачи философии педагогики.

  2. Аксиология педагогики.

  3. Гносеология педагогики.

  4. Методология педагогики.

  5. Периодизация развития философии образования.

  6. Социально-философское истоки и содержание категории «образование».

  7. Категории «воспитание», «обучение» и «образование», их содержание и отражение в системе многоуровневого образования.

  8. Понятие либерального и профессионального образования в истории педагогического процесса. Функции образования как социального института.

  9. Философские идеи античной педагогики.

  10. Исторические и социокультурные причины возникновения средневековых университетов.

  11. Развитие образования в эпоху Возрождения. Итальянский гуманизм.

  12. Идеи образования в эпоху Просвещения.

  13. Теория образования В. фон Гумбольдта.

  14. Идея универсальности образования в истории и философии педагогики.

  15. «Миссия университета» Х. Ортеги-и-Гассета.

  16. «Идея университета» К. Ясперса.

  17. «Наука как призвание и профессия» М. Вебера.

  18. Социология образования К. Маннгейма.

  19. Истоки и содержание «кризиса образования» в XX веке.

  20. Социально-философские основы современного развития образования в России.

  21. Образовательная концепция высшего образования в сфере физической культуры и спорта.

  22. Категория «образование» в педагогике спорта.

  23. Гуманитарный и инструментальный подходы в истории физкультурного образования.

  24. Становление и развитие концепции физкультурного образования в конце ХIХ – начале XX веков. Либеральная модель физкультурного образования П. Ф. Лесгафта.

  25. Изменение концепции физкультурного образования в 30-70 годы XX века. Массовое физкультурное образование и подготовка специалистов в Советской России.

  26. Развитие образования в сфере физической культуры в ХХI веке. Мировоззренческие основы физкультурного образования.

  27. П. Бурдье «Система образования и система мышления».

  28. К. Ясперс «Духовная ситуация времени».

  29. Р. Риккерт «Науки о природе и науки о культуре».

  30. М. Шелер «Формы знания и образование».


РАЗДЕЛ II

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ ПСИХОЛОГИИ

(для соискателей учёной степени

кандидата психологических наук)

  1. История психологии, её предмет и задачи.

  2. Характеристика принципов психологической науки.

  3. Понимание внутреннего мира человека в учении Августина.

  4. Понятие о внешней и внутренней свободе человека.

  5. Принцип детерминизма и его развитие в психологической науке.

  6. Эволюция психологических категорий в истории психологической науке.

  7. Развитие науки в эпоху Возрождения, понимание души и её функций.

  8. Общая характеристика классического ассоцианизма Дж. Милля.

  9. Соотношение сознания, подсознания, бессознательного в психике человека.

  10. Биологическое и социальное в человеке.

  11. Развитие идей Г. В. Лейбница о бессознательных областях психики.

  12. Кризис методологии ассоцианизма.

  13. Эволюционная теория Ч. Дарвина и её влияние на развитие психики.

  14. Учение Аристотеля о душе.

  15. Учение о темпераменте Гиппократа.

  16. Проблема психической реальности. Объективизм и субъективизм.

  17. Интериоризация и экстериоризация психического.

  18. Онтологический подход в современной психологии.

  19. Агрессия в аспекте самоопределения индивида.

  20. Конструирование психической реальности в психоанализе З. Фрейда.

  21. Феноменология восприятия М. Мерло-Понти.

  22. Атеизм и марксизм в развитии психологических воззрений советских психологов.

  23. Древние индуистские представления о душе.

  24. Возникновение концепций о биопсихике, социопсихике, космопсихике.

  25. Восточный оккультизм и мистические представления о психике в буддизме и индуизме.

  26. Богословская схоластика о душе.

  27. Психология в эпоху Возрождения.

  28. Религиозное учение о психике.

  29. Учение Л. С. Выготского о культурно-исторической психологии.

  30. Когнитивный подход в эволюционной психологии.


РАЗДЕЛ II

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ БИОЛОГИИ

(для соискателей учёной степени

кандидата биологических наук)

  1. Предмет философии биологии. Соотношение внутринаучной и философской рефлексии.

  2. Предмет и структура биологического знания. Историческое изменение предмета биологии. Соотношение биологии и других форм знания о живом.

  3. Разделение на науки о духи и науки о природе и статус биологического знания. Проблема «биологической реальности».

  4. Знание о живой природе в античной культуре. Античная фюзика и современная биология.

  5. Преформизм и эпигенез. Исторические формы механицизма и витализма.

  6. Эволюционизм и креационизм: история и современность.

  7. Редукционизм и антиредукционизм в биологии.

  8. Формирование эволюционистской парадигмы. Соотношение ламаркистской и дарвиновской эволюционных теорий.

  9. Эволюционизм как методологический принцип современной биологии. Глобальный эволюционизм.

  10. Проблема уровней организации живого. Методологические установки биологического мышления: организмоцентризм и популяционное мышление.

  11. Проблема телеологии в современной эволюционной теории.

  12. Соотношение микро- и макроэволюции и проблемы верификации и фальсификации.

  13. Проблема направленности эволюционного процесса. Основные направления эволюции.

  14. Проблема жизни в биологии. Различные методологические подходы к пониманию сущности и происхождения жизни.

  15. Философские проблемы антропогенеза: между «голой обезьяной» и образом Бога.

  16. Биология и кибернетика. Общая теория систем. Теоретическая биология.

  17. Биофилософия.

  18. Биоэтика. Проблема альтруизма и эгоизма.

  19. Биоэтика. Проблема эвтаназии.

  20. Социобиология и проблема социальности человека.

  21. Этология человека. Проблема агрессии человека.

  22. Понятие биосферы. Проблема соотношения человека с окружающей средой. Экофилософия. Урбоэкология.

  23. Экология и техническое развитие современной цивилизации. Проблема пределов роста. Концепция устойчивого развития.

  24. Естественное и техническое в отношении человека к живой природе и к самому себе. Проблемы биотехнологий.

  25. Евгеника и проблема биологического совершенствования человека. История и современные проблемы.

  26. Трансгуманизм и перспектива появления пост-человека.

  27. Кризисы и катастрофы в развитии биосферы. Методология катастрофизма Кювье. Экологические кризисы.

  28. Биоэстетика. Естественные основы прекрасного.

  29. Проблема предельных возможностей человеческого организма. Возможности искусственной регуляции таких пределов и спорт больших достижений.

  30. Перспективы человечества. Анализ возможных сценариев развития человечества.


РАЗДЕЛ II

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ МЕДИЦИНЫ

(для соискателей учёной степени

кандидата медицинских наук)

  1. Индийская йога как философская и психофизическая практика.

  2. Традиционная китайская медицина и философские школы Китая.

  3. Древнегреческая натурфилософия и медицинские взгляды Гиппократа.

  4. Терапия души и тела в пифагорейско-платоновской традиции.

  5. Медицинские взгляды Аристотеля и перипатетиков.

  6. Медицина эпохи эллинизма.

  7. Медицинские факультеты в структуре средневековых университетов.

  8. Медицина и алхимия в эпоху Возрождения.

  9. Медицина в системе естествознания Нового времени.

  10. Медицинский аспект в механистической картине мира.

  11. Психофизическая проблема с точки зрения медицины.

  12. Открытия в биологии, химии, технологии, определившие формирование современной медицины.

  13. Эволюция образа врача в культуре.

  14. Традиционная и нетрадиционная медицинская практика.

  15. Клиника как социальный институт.

  16. Медицина и религия.

  17. Медицина и политика.

  18. Медицина и экономика.

  19. Проблемы медицинской этики.

  20. Медицина и спорт.

  21. Философия здорового образа жизни.

  22. Проблема границ медицинского исследования.

  23. Болезни соматические и психические.

  24. Медицина: наука о болезнях или о здоровье?

  25. Патология и норма, проблема определения границы.

  26. Псевдомедицинские практики.

  27. Социальный статус врача в России и мире.

  28. Вклад П. Ф. Лесгафта в медицинскую науку.

  29. Медицина как наука и как практическая деятельность.

  30. Возможности медицины будущего.


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«утверждено» на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин iconПедагогический факультет «утверждено» на заседании кафедры социально-гуманитарных...
Для допуска к сдаче экзамена по дисциплине «История и философия науки» необходимо выполнить следующие требования
«утверждено» на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин iconН. И. Константинова
Утверждено к изучению на заседании кафедры «Гуманитарных, социально-экономических и естественных наук». Протокол №5 от 27 января...
«утверждено» на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин iconУтверждено
Одобрено на заседании кафедры гуманитарных, естественно-научных дисциплин и изучения основ профсоюзного движения (протокол от 04...
«утверждено» на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру научная специальность
Составители рабочей программы: доцент кафедры «Психологии, педагогики и социально-гуманитарных дисциплин», к п н., доцент Ковыляев...
«утверждено» на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин iconПрограмма вступительного испытания по русскому языку Архангельск...
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социальных дисциплин Протокол №5 от «20»02 2014г
«утверждено» на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин iconИнститут Психоанализа Факультет психологии Кафедра гуманитарных и...
Печатается по решению кафедры гуманитарных и общеобразовательных дисциплин ноу впо “Институт психоанализа”
«утверждено» на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин iconРабочая учебная программа дисциплины
Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры Гуманитарных и социально-экономических дисциплин Оренбургского филиала ранхигс...
«утверждено» на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин iconРабочая учебная программа дисциплины
Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Оренбургского филиала ранхигс...
«утверждено» на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин iconРабочая учебная программа дисциплины
Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры Гуманитарных и социально-экономических дисциплин Оренбургского филиала ранхигс...
«утверждено» на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин iconРабочая учебная программа дисциплины
Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры Гуманитарных и социально-экономических дисциплин Оренбургского филиала ранхигс...
«утверждено» на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин iconЗаманская Валентина Викторовна доктор филологических наук, профессор...
Составитель Рабочей программы Заманская Валентина Викторовна – доктор филологических наук, профессор кафедры Социально-гуманитарных...
«утверждено» на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин iconУчебно-методический комплекс по дисциплине этнология для всех специальностей...
Голов А. Г., к и н., доцент, зав кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Филиала Балтийского института экологии,...
«утверждено» на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин iconРабочая программа по философии утверждена Цикловой методической комиссией гуманитарных дисциплин
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии и гуманитарных дисциплин 2012 года. Протокол №
«утверждено» на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Северо-Кавказского...
«утверждено» на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Северо-Кавказского...
«утверждено» на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Северо-Кавказского...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск