Скачать 0.93 Mb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа по истории 9 класс составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, 2004 г; авторской программы для общеобразовательных учреждений (составитель: Данилов А.А. Издательство «Просвещение» 2011 г.), ориентированной на использование учебника Данилова А.А. История России, XX - начало XXI века; примерной программы основного общего образования по истории, ориентированной на использование учебника Сороко-Цюпа О.С. Всеобщая история: новейшая история; Базисного учебного плана 2004 г., требований к уровню подготовки учащихся. Программа рассчитана на 99 часов в год, 3 часа в неделю. Программа реализовывается с использованием следующего учебно-методического комплекта: 1.Данилова А.А. История России, XX - начало XXI века.: учеб. для 9 кл. общеобразоват. Учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. – М.: Просвещение,2010. 2.Сороко-Цюпа О.С. Всеобщая история: новейшая история: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа. - М.: Просвещение, 2010. Пособия для учителя: 1.Арасланова О.В., Поздеев А.В.Поурочные разработки по истории России: 9 класс. М.: ВАКО, 2008. 2.История России, 1945-2008 гг.: кн. для учителя; под ред. А.В.Филиппова. М.: Просвещение, 2008. 3.Контрольно-измерительные материалы. История России: 9 класс/ Сост. К.В. Волкова. – М.: ВАКО, 2012. 4.Тимофеев А.С. История в таблицах и схемах. Спб, ООО «Виктория плюс», 2010. 5.Трещеткина И.Г. Всемирная история в таблицах и схемах. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2011. 6.Журнал «История в школе», 2008, 2009. 7.Гевуркова Е.А. ГИА-20111: Экзамен в новой форме: История: 9-й кл. М.: АСТ: Астрель, 2011. Основными целями изучения курса истории являются: - воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений уч-ся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок; - развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к реальной действительности; - овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; - формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учащихся, полученные в основной школе, причем не только по истории, но и по иным предметам. Выбор авторских программ обусловлен рядом факторов: - соответствуют Государственному образовательному Стандарту, - отражают все дидактические единицы, содержащиеся в примерной программе по истории основного (полного) образования и учебнике - отвечают уровню подготовки уч-ся - сохраняют преемственность изучения курса - обеспечены набором УМК (методические пособия, дополнительные материалы к учебнику, электронные приложения, набор исторических карт) - учитывают уровень возрастных и познавательных возможностей уч-ся реализовывать интегративный подход к отечественной и всеобщей истории. Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами. Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся к жизни в современном обществе связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Как связаны прошлое и современность? Данная рабочая программа отражает основные положения учебников Данилова А.А. История России, XX - начало XXI века, Сороко-Цюпа О.С. Всеобщая история: новейшая история, в которых получили отражение следующие установки: - усилена аналитическая сторона изучения истории - сделан акцент на раскрытии истории духовной культуры Отечества - отведено значительное внимание работе с историческим документом как основным объектом добывания исторических знаний, способствующих формированию у учащихся умения толковать исторический источник, анализировать его. Фрагменты документов включены в текст параграфа, что позволяет рассматривать их органично в рамках изучения конкретной темы. Исторические источники снабжены специальными вопросами. Одна из принципиальных установок, которая прослеживается через все содержание курса – это взвешенный подход к обозначению достижений и негативных явлений и процессов в исторической ретроспективе, а также тех факторов, которые позволяли России и ее народам созидательно решать проблемы, поставленные перед нами историей. Изучение тем, раскрывающих современную историю России и мира, делает необходимым широкое использование материалов СМИ, в том числе и заложенных в Интернете. Список дополнительной литературы, рекомендуемый для уч-ся, прилагается к рабочей программе. В рамках проведения тематического, промежуточного, обобщающего контроля с учетом индивидуальных особенностей уч-ся разработаны тесты и контрольные вопросы: 80% заданий соответствуют базовому уровню знаний и отражают минимум содержания исторического образования; 10% заданий – повышенного уровня сложности и 10% заданий – высокой степени трудности. Рабочая программа рассчитана на 99 часов учебного времени в год (67 часов на изучение курса истории России, 32 – на курс Всеобщей истории). В рамках курса истории России 90% отведено на изучение отечественного компонента школьного курса истории, 10% - на проведение уроков тематического и итогового контроля (зачетов). Контроль осуществляется в виде контрольных работ по разделам учебника. Всего 8 контрольных (тестовых) работ. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ИСТОРИИ РОССИИ I. Россия и мир на рубеже XIX – XX веков. Научно-технический прогресс и достижения индустрии в начале XX века. Достижения научной и технической мысли. Вклад ученых и инженеров России в ее развитие. Становление крупносерийного, конвейерного производства. Концентрация производства и централизация капитала, образование монополий в ведущих индустриальных странах. Социально-политические последствия модернизации. Рабочее и социал-демократическое движение. Россия - противоречия незавершенной модернизации. Реформы Витте. Причины обострения противоречий в Российском обществе начала XX века. Русско-японская война: причины и последствия. Революция 1905-1907 гг. и ее значение. Столыпинские реформы и их итоги. Россия накануне Первой мировой войны. Первая мировая война. Обострение противоречий в воюющих державах. II. Великая российская революция. Февральская революция 1917 года в России. Особенности политики Временного правительства. Двоевластие и причины углубления общественно-политического кризиса. Особенности стратегии и тактики партии большевиков. Роль В.И.Ленина в ее деятельности. Захват власти большевиками. Разгон Учредительного собрания и Брестский мир. Кризис 1918-1920 гг. в странах Европы и гражданская война в России. III. СССР и мир в 1920-1930гг. Государства демократии - США, Англия и Франция. Последствия Первой мировой войны для стран Запада. США: от процветания к кризису. Меры государственного регулирования экономики. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Опыт выхода из кризиса Англии и Франции. Фашизм в Италии и Германии, милитаристское государство Япония. Советское общество в 1920-е гг. Переход от политики «Военного коммунизма» к НЭПу. Создание СССР. Борьба за власть в 20-е гг. Советская модель модернизации. Индустриализация. Коллективизация. Сталинизм и его особенности. Террор 1930 гг. Итоги развития СССР в 1920-1930-е гг. Проблемы коллективной безопасности в Европе. Расширение фашистской угрозы и политика умиротворения агрессора. Мюнхенский сговор. Советско-германские отношения накануне Второй мировой войны. IV. Вторая мировая война. Великая Отечественная война. Начало Второй мировой войны. Политика СССР в 1939-1940 гг. СССР в первый период Великой Отечественной войны. Битва под Москвой и ее историческое значение. Создание антифашистской коалиции. Битва под Сталинградом. Курская дуга. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Проблема второго фронта и действия Союзников. Партизанское движение в СССР. Освобождение Европы. Война в Тихом океане и роль СССР в победе над Японией. Итоги Второй мировой войны. Значение создания ООН. V. СССР в 1945-1964 гг. Мир в первые послевоенные десятилетия. Политика СССР в Восточной Европе и причины «холодной войны». «План Маршалла» и его влияние на развитие стран Европы. Создание системы союзов и конфликты в Азии. Советский союз в первые послевоенные годы: восстановление народного хозяйства. Массовые репрессии. Духовная жизнь советского общества. СССР после смерти Сталина. XX съезд КПСС и начало «Оттепели». СССР в 1950-1960 гг. Хозяйственные эксперименты и кризис сельскохозяйственного производства. Реформы системы управления и отстранение Хрущева от власти. Советский союз и крушение колониальной системы. Карибский кризис. Послевоенная реконструкция и становление социально-ориентированной рыночной экономики в Западной Европе. «Великое общество» 1960-х гг. в США. VI. СССР в 1965-1991 гг. СССР: от реформ к «застою». Обострение противоречий в Восточной Европе. Установление военного паритета между СССР и США. Развитие процесса разрядки напряженности в Европе. Обострение советско-американских отношений в начале 1980 гг. «Перестройка» и «новое политическое мышление». СССР и страны Восточной Европы. Особенности демократических революций в восточноевропейских странах. Обострение национальных проблем в СССР. Распад СССР. VII. Мир во второй половине XX в. Модернизационные процессы в США и странах Западной Европы. Страны Азии и Африки: проблемы модернизации. Латинская Америка: от авторитаризма к демократии. Россия и международные отношения начала XXI века. VIII. Россия и мир в конце XX – начале XXI в. Концепция преобразований и опыт первых рыночных реформ в России. Кризис 1993 года. Принятие Конституции. Избрание президентом В.В.Путина и развитие российского общества на рубеже XX - XXI вв. Россия и страны СНГ. Россия и международные отношения начала XXI века. Эпоха постмодернизма. Особенности современной массовой культуры. Духовная жизнь в советском и российском обществах. Духовная оппозиция как фактор перемен в советском обществе. Искусство и литература периода гласности и демократизации. Духовная жизнь и искусство демократической России. Содержание программы Всеобщей истории Введение. Новейшая история как историческая эпоха Понятие «Новейшая и современная история». Периодизация новейшей истории XX — начало XXI в. и особенности исторического развития: скорость, глубина, революционность перемен и их всемирный масштаб. Основные события и вехи XX столетия. Достижения и проблемы XX в. определяющие историю человечества в новом тысячелетии. Место России в новейшей истории. ТЕМА: СТРАНЫ ЕВРОПЫ И США В 1900- 1918 гг. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА Страны Европы и США в 1900—1918 гг. Мир в начале XX в.— предпосылки глобальных конфликтов. Монополистический капитализм. Новая индустриальная эпоха, ее основные характеристики. Особенности модернизации в начале XX в. Страны мира в новую индустриальную эпоху: лидеры и догоняющие. Предпосылки формирования в начале XX в. единого мирового хозяйства и его последствия. Неравномерность экономического развития как характерная черта эпохи. Новое соотношение сил и обострение конкуренции между странами. Первая мировая война. Главные причины и суть «нового империализма». Завершение территориального раздела мира между главными колониальными державами в начале XX в. и борьба за передел колоний и сфер влияния. Нарастание противоречий и образование новых военно-политических союзов. Раскол великих держав на два противоборствующих блока — Тройственный союз и Антанту. Гонка вооружений. Рост националистических настроений в европейском обществе. Июльский (1914 г.) кризис, повод и причины Первой мировой войны. [Гаврило Принцип.] Цели и планы участников. Характер войны. Основные фронты, этапы и сражения Первой мировой войны. Важнейшие битвы и военные операции 1914—1918 гг. на Западном фронте. Война на море. Изменение состава участников двух противоборствующих коалиций: Четверной союз и Антанта. Нарастание социально-экономических и политических противоречий в воюющих странах. Первая мировая война как самая кровавая и разрушительная за всю историю человечества. Парижская мирная конференция (1919 г.): надежды и планы участников. Программа «14 пунктов» В.Вильсона Новая карта Европы по Версальскому мирному договору. Лига наций. Идея Лиги Наций как гаранта сохранения мира и разоружения. [Устав Лиги Наций.] Вашингтонская конференция (1921 — 1922 гг.), Оформление Версальско-Вашингтонской системы послевоенного мира и ее противоречия. Новое соотношение сил между великими державами. Причины неустойчивости новой системы международных отношений. ТЕМА: ВЕРСАЛЬСКО-ВАШИНГТОНСКАЯ СИСТЕМА В ДЕЙСТВИИ Новая карта Европы. Версальско-Вашингтонская система. Изменения в расстановке политических сил в странах Европы. Новая роль социал-демократии в политической системе: путь от оппозиции до формирования правительства. Раскол в рабочем и соц. движении: образование леворадикальных сил — коммунистических партий. [Создание Рабочего Социалистического и Коммунистического Интернационалов (1919 г.) и его роль в международной политике в 1920-е гг.] Активизация праворадикальных сил — образование и расширение влияния фашистских партий. Революций, распад империй и образование новых государств как результат Первой мировой войны. [Революции в Германии, Австрии и Венгрии: общее и особенное. Международная роль Октябрьской (1917 г.) революции. Страны Европы и США в 1924 – 1939 гг. Причины экономического кризиса 1929—1933 гг. и его масштабы. Великая депрессия: социально-психологические последствия мирового экономического кризиса. Два альтернативных пути выхода из кризиса и их реализация в странах Европы и США. Либерально-демократическая модель — социальные реформы и государственное регулирование. [Неолиберализм и кейнсианство — идеология и практика государственного регулирования экономики.] Ф. Рузвельт — политик новой индустриальной эпохи. «Новый курс» Ф. Рузвельта: его экономические и социальные приоритеты. Британская и французская модели борьбы с экономическим кризисом. [Чемберлен и его политический курс на оздоровление экономики Англии.] Народный фронт (1936—1939 гг.) во Франции. [Л. Блюм.] Историческое значение либерально-демократической модели преодоления кризисных явлений в экономике и социальной сфере. Зарождение фашизма и нацизма. Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы как путь выхода из экономического кризиса. Италия в 1920—1930-е гг. Политические и социально-экономические предпосылки утверждения тоталитарной диктатуры фашистской партии. [Б. Муссолини.] Особенности итальянского фашизма. Нацистская партия на пути к власти. [А. Гитлер и его сообщники. «Пивной путч».] Условия утверждения и этапы установления фашистского режима (1933 — 1939 гг.). Милитаризация и подготовка к войне. Особенности германского фашизма. [Испания в годы мирового экономического кризиса. Непримиримые противоречия среди левых сил. Народный фронт. Гражданская война в Испании (1936—1939 гг.) Испанская республика и советский опыт. Интернациональные бригады добровольцев.. [Предпосылки образования военно-авторитарной диктатуры. [Франко.] Особенности испанского фашизма. Международные отношения в 1920 -е годы Пацифизм и милитаризм в 1920-1930г.г. Паневропейское движение. Развитие международных отношений в 1920-е гг. [Генуэзская (1922 г.) международная конференция. Советско-германские переговоры в Рапалло (1922 г.), их экономические и политические последствия.]. Эра пацифизма и пацифистские движения 1920-х гг. [Локарнские договоры (1928 г.). Пакт Бриана—Келлога (1928 г.).]. Особенности развития стран Европы и США в 1920-е гг. Экономический бум и торжество консерватизма в США, политическая нестабильность и трудности послевоенного восстановления в Европе. План Дауэса и перемещение экономического центра капиталистического мира в США. Эпоха зрелого индустриального общества. Международные отношения в 1930 – е годы Международное положение СССР в 1930-е гг.— конец эры пацифизма. Крах Версальско-Вашингтонской системы: причины, этапы, инициаторы. Агрессивные действия Германии, Италии, Японии в 1930-е гг. Несостоятельность Лиги Наций как организации, способной противостоять государствам-агрессорам. Причины и сущность политики умиротворения агрессоров со стороны ведущих стран Европы и политики нейтралитета США. Военно-политический блок Берлин — Рим — Токио (1937 г.), Мюнхенский сговор (1938 г.). Советско-германские договоры (1939 г.) и секретные соглашения к ним. Провал идеи коллективной безопасности. |
Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Ю. История России. XX начало XXI века. 9 класс А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной 6-9 классы. – М.: Просвещение, 2011. и адаптирована к учебнику: Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт... | Исаева Оксана Николаевна 2012 г учебник: История России, XX начало... Учебник: История России, XX – начало XXI века, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина., М. Ю. Брандт | ||
Программа история России. XX начало XXI века. 9 класс (68 ч) Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по истории для 5-9 классов (М.: Просвещение, 2010) и адаптирована к учебнику:... | Программа история России. XX начало XXI века. 9 класс (68 ч) Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по истории для 5-9 классов (М.: Просвещение, 2010) и адаптирована к учебнику:... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по истории России предназначена... Хvi века. 6 класс; Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. Конец ХVI – ХVIII век. 7 класс; Данилов А. А., Косулина Л. Г. История... | Рабочая программа по истории (6-9 класс) 2014-2015 учебный год Г. История России XVI – XVIII вв. –М: Просвещение -2013. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век: Учеб для 8 кл общеобразоват... | ||
Учебник А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт «История России начало XX-XXI века» Творческое название: Выдающиеся представители татарского национального движения XIX – XX веков | Цель: формирование представлений об основных политических партиях... Учебник: История России, XX – начало XXI века, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина., М. Ю. Брандт | ||
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России, XIX век: Учеб для 8 кл общеобразоват учреждений ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... К учебнику А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. «История России XX – начало XXI века». Москва. «Просвещение» 2004г | ||
Опричнина Литература: Данилов А. А. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: учеб для общеобразоват учреждений / А.... | Рабочая программа по Истории России 9 класса 68 часов в год ( 2 часа... Примерной программы по истории для 6-9 классов и адаптирована к учебнику: Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Ю. История России.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программы общеобразовательных учреждений История. Обществознание. 5-11 классы авторы А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт... | Программа составлена на основе Данилов А. А. История России, XIX век. 8 класс: учеб для общеобразоват учреждений/ А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение,... | ||
Политическая культура личности Данилов А. А. История России, XIX век. 8 класс: учеб для общеобразоват учреждений/ А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение,... | План-конспект урока отечественная война 1812 года Данилов А. А. История России, XIX век. 8 класс: учеб для общеобразоват учреждений/ А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение,... |