Программа кружка «Белая Ладья» Двухгодичная программа дополнительного образования Возраст учащихся 1996-2002г р. Руководитель объединения: Редюков Вячеслав Евгеньевич Черемшанский муниципальный район 2012-2013 учебный год пояснительная записка





Скачать 157.39 Kb.
НазваниеПрограмма кружка «Белая Ладья» Двухгодичная программа дополнительного образования Возраст учащихся 1996-2002г р. Руководитель объединения: Редюков Вячеслав Евгеньевич Черемшанский муниципальный район 2012-2013 учебный год пояснительная записка
Дата публикации24.07.2013
Размер157.39 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Центр внешкольной работы»

Черемшанского муниципального района Республики Татарстан


«Утверждаю»

Директор МБОУ «Центр внешкольной работы»

______________Ф. Ш. Гилязетдинова

«31» августа 2012 год
Программа

кружка «Белая Ладья»

Двухгодичная программа дополнительного образования

Возраст учащихся 1996-2002г.р.

Руководитель объединения: Редюков Вячеслав

Евгеньевич

Черемшанский муниципальный район

2012-2013 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача,
преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и
обучению активный целенаправленный характер. Система  шахматных 
занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные
способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует
общему развитию и воспитанию школьника.

Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими
занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала.
Программа интегрирована с графиком соревнований, что позволяет учащимся в
полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а так же
выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей форме – помимо
лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это
и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач,
этюдов, турниры, игры различного типа на  шахматную 
тематику, учащиеся готовят доклады по истории шахмат, проводятся анализы
сыгранных на ответственных турнирах партий.

Цель программы – организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы.

Достигаются указанные цели через решение следующих задач:

  • Обучающие:

    • познакомить с историей шахмат,

    • дать учащимся теоретические знания по  шахматной 
      игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах
      турнирного поведения.

  • Воспитывающие:

    • привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом,

    • научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно,

    • научить уважать соперника,

  • Развивающие:

    • развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности,

    • ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире.

Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Программа предусматривает Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Программа предусматривает 112 часов занятий в течение года – по 4 часа в неделю

В кружке занимаются дети, среднего и
старшего школьного возраста. Учащиеся разделены на 2 группы: группу начинающих и  группу совершенствования. В кружок принимаются все желающие заниматься. На первых занятиях проходит начальная диагностика знаний, умений и навыков по  шахматной игре, по результатам которой учащиеся распределяются в ту или иную группу.

В группе совершенствования второго года
обучения занимаются ребята, знающие основы тактики и стратегии игры, владеющие фундаментальными знаниями по теории игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле, а также имеющие некоторый игровой опыт.

 

 

 

 

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Темы и виды деятельности

Количество часов

На теоретические занятия

На практические занятия

На индивидуальные занятия

Итого

1.

Организационное занятие.

1,0

 

 

1,0

2.

Шахматы – спорт, наука, искусство..

1,0

 

 

1,0

3.

Правила игры.

1.0

 

 

1.0

4.

Первоначальные понятия.

1,0

6,0

2,0

9,0

5.

Тактика игры.

2,0

8,0

6,0

16,0

6.

Стратегия игры.

1,0

8,0

4,0

13,0

7.

Эндшпиль.

2,0

10,0

4,0

16,0

8.

Дебют.

2,0

 

 

2,0

9.

Конкурсы решения задач, этюдов.

 

20,0

2,0

22,0

10.

Сеансы одновременной игры.

 

16,0

2,0

18,0

11.

Соревнования.

 

12,0

 

12,0

12.

Итоговое занятие.

1,0

 

 

1,0

Всего:

12,0

80,0

20,0

112

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.

Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач
на год. Правила техники безопасности.

2.

Шахматы – спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат. Различные
системы проведения  шахматных 
соревнований.

3.

Правила игры. Правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи».

4.

Первоначальные понятия. Запись партий. Мат, ничья.
Относительная ценность фигур. Практические занятия: упражнения на запоминание
правил  шахматной  нотации, игры с
ограниченным набором фигур, простейшие этюды.

5.

Тактика игры. Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы.
Практические занятия: разбор специально подобранных позиций, решение
тематических этюдов.

6.

Стратегия игры. Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана,
централизация. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером
специально подобранных позиций.

7.

Эндшпиль. Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле.
Правило квадрата. Мат различными фигурами. Практические занятия: разбор и
разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач.

8.

Дебют. Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания.
Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий,
анализ наиболее часто повторяющихся ошибок.

9.

Конкурсы решения задач, этюдов. Понятие о позиции. Правила проведения
конкурсов решений. Решение конкурсных позиций и определение победителя
конкурса.

10.

Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем кружка сеансов
одновременной игры с последующим разбором партий с кружковцами.

11.

Соревнования

12.

Итоговое занятие. Подведение итогов года. Планы на следующий год.

  

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

В конце первого года обучения учащийся:

  • имеет представление об истории и происхождении шахмат,

  • знает правила игры и турнирного поведения,

  • знает основы тактики и стратегии, активно применяет в своей игре тактические приемы,

  • владеет фундаментальными знаниями по разыгрыванию дебюта и эндшпиля,

  • умеет применять полученные теоретические знания на практике,

  • умеет записывать партии,

  • с удовольствием играет в шахматы,

  • видит и осознает свои ошибки,

  • знает нормы этикета при игре в шахматы.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

ПРИМЕРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Темы и виды деятельности

Количество часов

На теоретические занятия

На практические занятия

На индивидуальные занятия

Итого

1.

Вводное занятие.

2

 

 

2

2.

Шахматы – спорт, наука , искусство.

2

 

 

2

3.

Тактика игры.

4

6

2

12

4.

Стратегия игры.

4

6

2

12

5.

Эндшпиль.

4

6

2

12

6.

Дебют.

4

6

2

12

7.

Миттельшпиль.

4

6

2

12

8.

Конкурсы решений задач и этюдов.

 

16

 

16

9.

Сеансы одновременной игры.

 

14

 

14

10.

Соревнования.

 

16

 

16

11.

Итоговое занятие

2

 

 

2

Всего:

26

76

10

112

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

1.

Вводное занятие. Постановка задач на год. Правила техники
безопасности.

2.

Шахматы – спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат.
Классификационная система. Русские и советские шахматисты. Различные системы
проведения  шахматных  соревнований.

3.

Тактика игры. Атака короля противника. Понятие темпа. Контрудары. Тактические
возможности позиций. Практические занятия: разбор специально подобранных
позиций, решение тематических этюдов.

4.

Стратегия игры. Принципы разыгрывания середины партии.
Централизация. Центр и фланги. Открытые и полуоткрытые линии. Практические
занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.

5.

Эндшпиль. Пешечный эндшпиль. Цугцванг. Легкофигурный эндшпиль. Ладейные окончания.
Атака в эндшпиле. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером
специально подобранных позиций, решение задач.

6.

Дебют. План в дебюте. Дебютные принципы. Гамбиты. Основные идеи некоторых
начал. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных
партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок.

7.

Миттельшпиль. Основные идеи миттельшпиля. Форсированный переход в эндшпиль.
Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально
подобранных позиций.

8.

Конкурсы решения задач, этюдов. Решение конкурсных позиций и
определение победителя конкурса.

9.

Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем кружка сеансов
одновременной игры (в том числе тематических) с последующим разбором партий с
кружковцами.

10.

Соревнования

11.

Итоговое занятие. Подведение итогов года. Планы на
следующий год.

 

 

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ 

В конце второго года обучения учащийся:

  • знает историю мировых и русских (советских) шахмат, имена чемпионов мира,

  • имеет представление об организации  шахматных  соревнований,

  • уверенно владеет тактическими приемами, старается их сочетать,

  • умеет строить и старается реализовывать свои стратегические планы,

  • знает, как разыгрываются основные дебюты и окончания,

  • с удовольствием играет в шахматы, участвует в соревнованиях, различных
    мероприятиях, стремится узнавать новое,

  • знает и старается выполнять правила этикета при игре в шахматы,

  • осознает свои ошибки, видит ошибки соперника,

  • может самостоятельно оценить позицию – преимущества и недостатки у каждой из сторон, возможные варианты развития событий,

  • для выигрыша партии не стремится к излишнему перевесу в качестве,

  • играет, как минимум, на уровне третьего спортивного разряда.


Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализируются сыгранные ребятами партии, а также разбираются партии известных шахматистов, ребята готовят доклады по истории шахмат.

Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, и игровые занятия, турниры, игры с гандикапом, игры различного типа на  шахматную  тематику.

Индивидуальные занятия проводятся для детей, у которых возникают трудности с усвоением программы, а так же для тех воспитанников, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных.
Для реализации программы используются следующие средства:

  1. Комплекты шахматных  фигур с досками – 8 шт.

2. Раздаточный материал с упражнениями по изучаемому материалу.

В течение всего учебного года идет непрерывный контроль усвоения знаний учащимися посредством следующих методов проверки:

  1. Шахматные  турниры.

  2. Доклады.

  3. Сеансы одновременной игры.

  4. Конкурсы по решению  шахматных  задач.

  5. Для раскрытия уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в течение всего учебного года, проводится своего рода зачет, который
    включает в себя:

    • Вопросы по теории и истории шахмат,

    • игру с руководителем кружка,

    • соревнование, в котором участвуют все занимающиеся.


Данные по уровню усвоения программы
воспитанниками заносятся в таблицу, где основными критериями диагностики
являются: знание истории шахмат и правил проведения соревнований, владение
тактическими приемами и умение комбинировать, умение строить стратегические
планы, знание основных принципов разыгрывания дебюта и эндшпиля, умение
анализировать позиции, участие в мероприятиях, умение работать самостоятельно,
соблюдение правил этикета. 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Гик Е.А. Беседы о шахматах. - М., 1985

  2. Костьев А.Н. Учителю о шахматах. – М., 1986

  3. Пожарский В.Н.  Шахматный  учебник. – Рязань, 1994

  4. Журнал «64» - М., 1983-2004

  5. Костьев А.Н.  Шахматный   кружок  в школе и пионерском лагере –
    М., 1980

  6. Принципы  шахматной  игры: учебное пособие./ Шакуров М.Ф. – Казань: Мастер Лайн,2000

 

ПРЕДМЕТНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Таль М.Н., Дамский Я.В. Атака. – М., 1997

  2. Туров Б.И. Жемчужины  шахматного творчества – М., 1981

  3. Спутник шахматиста: Справочник/В.П.Елесин, Б.М.Волков, А.И.Крюков. –
    М.:Воениздат,1992

  4. Гик Е.Я. Компьютерные шахматы: Сборник. – М.: Агентство «ФАИР»,1997

  5. Гродзенский С.Я. Шахматы в жизни ученых. – М.:Наука,1983

  6. Линдер И.М., Шахматы на Руси. – М.:Наука,1975

 

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа кружка «Белая Ладья» Двухгодичная программа дополнительного образования Возраст учащихся 1996-2002г р. Руководитель объединения: Редюков Вячеслав Евгеньевич Черемшанский муниципальный район 2012-2013 учебный год пояснительная записка iconПрограмма рассчитана на 5 лет Возраст детей: 6 15 лет Москва 2013...
«Детские массовые и спортивные бальные танцы» художественно – эстетическая. Программа модифицированная и разработана на основе следующих...
Программа кружка «Белая Ладья» Двухгодичная программа дополнительного образования Возраст учащихся 1996-2002г р. Руководитель объединения: Редюков Вячеслав Евгеньевич Черемшанский муниципальный район 2012-2013 учебный год пояснительная записка iconПояснительная записка Улановой Надеждой Николаевной Программа деятельности...
Программа деятельности кружка «Увлекательный английский» на 2012-2013 учебный год рассчитана на 34 часа 1час в неделю
Программа кружка «Белая Ладья» Двухгодичная программа дополнительного образования Возраст учащихся 1996-2002г р. Руководитель объединения: Редюков Вячеслав Евгеньевич Черемшанский муниципальный район 2012-2013 учебный год пояснительная записка iconРабочая программа учебного предмета по географии для 9 класса Шамсутдинов...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ивановская основная общеобразовательная школа» муниципального образования «Лениногорский...
Программа кружка «Белая Ладья» Двухгодичная программа дополнительного образования Возраст учащихся 1996-2002г р. Руководитель объединения: Редюков Вячеслав Евгеньевич Черемшанский муниципальный район 2012-2013 учебный год пояснительная записка iconПрограмма кружка «Magic English» («Волшебный английский») возраст...
Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным...
Программа кружка «Белая Ладья» Двухгодичная программа дополнительного образования Возраст учащихся 1996-2002г р. Руководитель объединения: Редюков Вячеслав Евгеньевич Черемшанский муниципальный район 2012-2013 учебный год пояснительная записка iconКолосницын Павел Павлович Возраст обучающихся: 12-17 лет Срок реализации...
Программа дополнительного образования «Археология Новгородской земли» имеет туристско-краеведческую направленность
Программа кружка «Белая Ладья» Двухгодичная программа дополнительного образования Возраст учащихся 1996-2002г р. Руководитель объединения: Редюков Вячеслав Евгеньевич Черемшанский муниципальный район 2012-2013 учебный год пояснительная записка iconРабочая программа «Истоки» 7класс на 2012-2013 учебный год Разработчик:...
Учебный курс «Истоки», предлагаемый для учащихся 7 класса, является составной частью истоковедения целостного педагогического направления,...
Программа кружка «Белая Ладья» Двухгодичная программа дополнительного образования Возраст учащихся 1996-2002г р. Руководитель объединения: Редюков Вячеслав Евгеньевич Черемшанский муниципальный район 2012-2013 учебный год пояснительная записка iconРабочая программа кружка юид 2013 2014 учебный год. Пояснительная...
Программа кружка «Юные Инспекторы Движения» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона...
Программа кружка «Белая Ладья» Двухгодичная программа дополнительного образования Возраст учащихся 1996-2002г р. Руководитель объединения: Редюков Вячеслав Евгеньевич Черемшанский муниципальный район 2012-2013 учебный год пояснительная записка iconРабочая программа математического кружка «Решение заданий повышенной...
Цель: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры
Программа кружка «Белая Ладья» Двухгодичная программа дополнительного образования Возраст учащихся 1996-2002г р. Руководитель объединения: Редюков Вячеслав Евгеньевич Черемшанский муниципальный район 2012-2013 учебный год пояснительная записка iconПрограмма по геометрии для 7 класса. 2012-2013 учебный год Пояснительная записка
Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2008-09...
Программа кружка «Белая Ладья» Двухгодичная программа дополнительного образования Возраст учащихся 1996-2002г р. Руководитель объединения: Редюков Вячеслав Евгеньевич Черемшанский муниципальный район 2012-2013 учебный год пояснительная записка iconАнглийский язык пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для учащихся мбоу сош№1 и рассчитана на 2012/2013 учебный год
Программа кружка «Белая Ладья» Двухгодичная программа дополнительного образования Возраст учащихся 1996-2002г р. Руководитель объединения: Редюков Вячеслав Евгеньевич Черемшанский муниципальный район 2012-2013 учебный год пояснительная записка iconНа 2012-2013 учебный год Разработчик: Бушманова С. Ф. учитель истории...
Дать знание о различных формах химической зависимости и ее особенности у несовершеннолетних. А также, сформировать у студентов базовые...
Программа кружка «Белая Ладья» Двухгодичная программа дополнительного образования Возраст учащихся 1996-2002г р. Руководитель объединения: Редюков Вячеслав Евгеньевич Черемшанский муниципальный район 2012-2013 учебный год пояснительная записка iconПрограмма реализуется в цэвд с 2004 г. Программа переработана и дополнена...
Программа дополнительного образования «бумагопластика» относится к программам художественно-эстетического направления, рассчитана...
Программа кружка «Белая Ладья» Двухгодичная программа дополнительного образования Возраст учащихся 1996-2002г р. Руководитель объединения: Редюков Вячеслав Евгеньевич Черемшанский муниципальный район 2012-2013 учебный год пояснительная записка iconПубличный отчет моу козельская общеобразовательная школа №4 мо «муниципальный...
Муниципальное образовательное учреждение Козельская средняя общеобразовательная школа №4 муниципального образования «Муниципальный...
Программа кружка «Белая Ладья» Двухгодичная программа дополнительного образования Возраст учащихся 1996-2002г р. Руководитель объединения: Редюков Вячеслав Евгеньевич Черемшанский муниципальный район 2012-2013 учебный год пояснительная записка iconРабочая программа по биологии 7 класс Учитель: Михайлова Е. В. 2012...
В соответствии с учебным планом школы в 2012-2013 учебном году на изучение биологии в 7 классе выделено 2 часа в неделю (68 часов...
Программа кружка «Белая Ладья» Двухгодичная программа дополнительного образования Возраст учащихся 1996-2002г р. Руководитель объединения: Редюков Вячеслав Евгеньевич Черемшанский муниципальный район 2012-2013 учебный год пояснительная записка iconСправка по итогам работы районного методического объединения учителей...
Работа школьного методического объединения учителей начальных классов строилась в соответствии с планом работы на 2012-2013 учебный...
Программа кружка «Белая Ладья» Двухгодичная программа дополнительного образования Возраст учащихся 1996-2002г р. Руководитель объединения: Редюков Вячеслав Евгеньевич Черемшанский муниципальный район 2012-2013 учебный год пояснительная записка iconПояснительная записка к учебному плану начального общего образования...
Пояснительная записка к учебному плану начального общего образования на 2012-2013 учебный год гбоу сош №851 юоуо до г. Москвы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск