П. З. Фролов От далеких времен до наших дней; ученые, историки, этнографы, этнологи не перестают проявлять интерес к прошлому казачества России и особенно к теории его происхождения. Характерно, как между учеными





Скачать 439.09 Kb.
НазваниеП. З. Фролов От далеких времен до наших дней; ученые, историки, этнографы, этнологи не перестают проявлять интерес к прошлому казачества России и особенно к теории его происхождения. Характерно, как между учеными
страница1/5
Дата публикации02.01.2015
Размер439.09 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5
Две теории о происхождении казачества

Председатель Совета стариков 
Кубанского Казачьего Войска
П.З.Фролов

 

 

От далеких времен до наших дней; ученые, историки, этнографы, этнологи не перестают проявлять интерес к прошлому казачества России и особенно к теории его происхождения. Характерно, как между учеными Зарубежья и России, а также и между учеными в самой России бытуют прямо противоположные мнения.

Так, большинство ученых Зарубежья придерживаются мнения, что казачество возникло вне России и независимо от нее.

Официальная Русская история придерживается теории, окончательно сформировавшейся в годы Советской власти, закрепившейся в течении многих десятилетий школьного обучения, которая преобладает среди неказачьего населения – это теория о Зарождении казачества от беглых крестьян и холопов России и Украины, эти крестьяне и холопы и создали, будто-бы, в середине XVI века особую организацию «казачество», постоянно подпитываемую беглецами.

Даже поверхностное ознакомление с веками прошедшими вызывает невольное сомнение и недоумение от этой трактовки. Как же они – эти неизвестно когда, куда и зачем бежавшие крестьяне, смогли в кратчайшие сроки организовать поселение, хоть и не всем, но обзавестись семьями, вооружиться, выработать тактику действий в конном строю, приобрести навыки морской навигации, создать систему народного управления, обрести способность противостоять враждебным силам и защищать себя? А во второй половине XVI века настолько окрепнуть, чтобы вызывать беспокойство одного из мощных государство того времени, Порты.

Как-то не укладывается в голове, чтобы никогда не знавшие друг друга люди, бежавшие из разных мест (допустим даже не робкого десятка), смогли в такой короткий срок организоваться и создать сложную систему управления, воспитания, обучения и действий. И, еще одна загадка, как они бежали: одновременно все, или несколькими партиями, мелкими группами или в одиночку, и опять не уйти от вопроса – «куда и зачем»? Если уходили в одиночку или несколькими группами – они были бы переловлены охотниками за живым товаром и препровождены на невольничьи рынки. Если уходили большими партиями, почему это нигде не упоминается, вплоть до середины XVI века. Если эти холопы и крестьяне бежали, как это указывает официальная Русская история, от крепостного права, то в России крепостное право сформировалось в 1497 году, а в 1444 году казаки уже служили русскому царю Иоанну. Откуда они появились? Если прибежали, то когда и куда убегали? «Куда глаза глядят»? - не приемлемо, даже и для русского человека. Напрашивается вывод, что куда бежать, к кому бежать и как бежать, те, кто бежал, знали.

Не состоятельность этой теории очевидна. В журнале «Станица» №2(42) за 2004 год опубликован интересный анализ – взгляд ученых разных эпох и времен на происхождение казачества. Характерно, что из 38 мнений ученых, только 8 придерживаются теории беглецов. Однако, к сожалению, этнопренадлежность казаков остается официально непризнанной, со времени перевода казаков из военно-служивого народа в военное сословие. Причина может быть не столько в недостатке исторических данных, сколько, наверное, в нежелании пересматривать укоренившуюся теорию – «бегло-служебно-сословную». В искусственности создания этой теории «беглых холопов и крестьян» трудно усомниться. Оснований, противоречащих этому, предостаточно.

Казачья древность Дона


На заре зародившегося второго тысячелетия Приазовье представляло большой этнический кипящий котел, куда вливались все новые и новые народы.

Северо-кавказские славяне обосновались на Северном Кавказе в ранние эпохи. Северо-кавказские степи с Приазовьем и Доном стали прародиной, землей, где росли и множились племена, положившие начало казачьему роду.

Официальный источник Российского правительства, изданный военным министерством в 1834 году в C.Петербурге – «Военно-Энциклопедический лексикон» том 6 стр. 372 о казаках пишет: «Древнее происхождение казаков, как народа, теряется во временах полуисторических нашего отечества».

«Полуисторические времена» - это времена до призвания варягов, т.е. раньше 862 года. И действительно, при просмотре исторических актов и документов мы встречаем сведения и казаках под датами: 842, 858, 878, 930г.г. и т.д.

«Русский архив» том 3 стр. 183 изд. 1883 г. указывает: «В обширных степях по низовью Волги и Дона издавна жили в полудиком состоянии отдельные группы славян. Во времена могущества хазар они входили в состав этой разноплеменной державы, а после ее падения удержались между Волгой и Доном и в княжестве Тмутараканском» (965 г.). Во время нашествия татар в 1223 году они были известны под именем бродники и сражались вместе с татарами против русских князей в битве при Калке. Воевода их звался Пласкини. Они были, очевидно, славяне и православные. По мере упадка могущества татар, они стали образовывать отдельные общины во всех местах, где никто не мешал их Занятиям. Единственный промысел их был – война. Татары называли их казаками и они сохранили это имя навсегда.

Впервые летопись упоминает о бродниках в 1147 году. Бродники были к тому времени достаточно многочисленным народом; известность их простиралась за пределы Восточной Европы. О воинственности их упоминается в Слове Никиты Акомината; в1190 году «куманы (половцы) – народ доселе не порабощенный, негостеприимный и весьма воинственный, и те бродники, презирающие смерть, ветвь русских, и они народ, повинующийся Богу войны».

Упоминания о бродниках в летописях встречаются включительно до монгольского нашествия. Незадолго до него в 1215 годубродники участвовали в междоусобной войне русских князей на стороне князя Юрия Святославовича, а в 1216 году в союзе с Ярославом Святославовичем, во время первого монгольского нашествия, как уже ранее было сказано, в битве на Калке в 1223 году. Во времена Рубруквиса (1224-1254 г.г.) бродники уже являются народом сильным и многочисленным, исповедующим христианскую веру. Эти вольные люди и шли на службу к русским князьям. Летопись этого времени говорит, в дружинах княжеских были: «Бродницы мнози» и «полцы бяху». Жили бродники в низовьях Дона в существующих здесь городах, но главная их часть жила на среднем Дону и по низовьям левых притоков Дона, между ними и рекой Волгой. Между бродницкой территорией и соседним Рязанским княжеством оставалась громадная пустая полоса.

Некоторые русские историки предполагают, и даже утверждают, что население степной полосы, в том числе и бродники (предки донских казаков) были уничтожены татарами. Но предположение это и утверждение являются не состоятельными, хотя бы теоретически, так как никакой народ целиком не уничтожается, и не соответствует действительности. Как не было уничтожено монголами население в лесной полосе, так оно не было уничтожено и в степной. Известно, что даже половцы не были уничтожены татарами (полностью). Около 40 тысяч их семейств переселились в Венгрию. Отказ Батыю со стороны короля Венгрии Белы о выдаче их и был если не причиной, то предпосылкой войны и вторжения татар в Венгрию. Часть половцев в последствии поселились в приднепровии, смешались с поднепровскими черкасами и вообще с украинцами, увеличив Тюрский элемент в Поднепровие. Часть половцев уцелела в предгорьях и горах Северного Кавказа и существуют доныне, в виде особой народности – куманов (кумыки).

Несостоятельность русских ученых об уничтожении всего Славянского населения степной полосы, в т.ч. и бродников, при нашествии монголов опровергается и историческими данными; при первом нашествии татар в 1223 году бродники являлись союзниками татар, а второе Батыево (1237-1240 г.г.) – направление движения татар шло из-за Волги и проходило севернее их территории, захватывая лишь окраину ее.

О существовании бродницкой народности и после походов – нашествий монголов, и после установления в степной полосе владычества их, есть свидетельства в иностранных документах; в 1227 году папа Римский Григорий IX в своем послании епископу Гранскому писал: «Мы удостоиваем дать тебе наше полномочие в Землях куманых и Броднике, соседнем с ней, на обращение которых есть надежда, по которому ты имеешь власть проповедовать, крестить»… Этот документ указывает на известность и значимость Бродников, очевидно, что упоминание наряду с куманами (половецком ханством) устанавливает существование бродницкой народности, если ни как государственного, то как народного организма.

Русские летописи бродников обобщают с «Черными клобуками», т.е. в переселившимися на Днепр, в Киевскую область в X-XII веках казаками-черкасами или Беловежцами.

В 1254 году, т.е. уже после Батыево нашествия и установления монгольского владычества на востоке Европы Венгерский Король Бела IV в письме к папе римскому писал: «Когда государство Венгрия от вторжения татар, как о чумы, большей частью было обращено в пустыню и как овчарня изгородью было окружено различными племенами неверных; именно: Русскими, Бродниками с востока, Болгарами и еретиками с юга». Приведенный исторический документ, упоминающий о бродниках, наряду с другими народами, в том числе и с русскими, указывает на то, что они были известны, что они имели отдельное бытие от русских, представляли особую народность и на то, что они продолжали существовать и после владычества монгол в степной полосе.

Посол Людовика Святого к Батыю Рубрух, посетивший Золотую орду в 1253 году в описании своего путешествия говорит, что «от смешения алан с руссами (Русью) образовался особый народ» и что закаленные воины этого народа, затерявшиеся среди иноплеменников (татар), все необходимое к жизни добывают войной, охотой и рыбной ловлей. Неблагоприятные условия жизни не позволяют им воздвигать больших городов. Образ жизни их был полукочевой, и лишь для защиты от холодов и непогоды строили они землянки и постройки из плетня и камыша, но не отказывали своим дочерям и женам в богатых нарядах. Женщины украшали свои головы особым убором, который Рубрух находил очень похожим на головной убор француженок того времени; низ платья они опушали мехом выдры, белки, горностая. Мужчины носили короткую одежду (кафтан, чекмень) и барашковые шапки.

Смешение Бродников с Аланами, под котором Рубрух разумел вообще христиан не славянского племени, должно было быть давным, продолжительным.

Воинственные качества, знания ратного дела и наличие организационных форм, которые обратили внимание Рубруха, были наследием длительного прошлого, определенного быта, деятельности, преемственности, они имелись уже в наличии как у бродницкой народности, так и у предков их славяно-руссов, касаков и алан из которых в следствии исторических условий образовалась бродницкая народность, сохранившая славянский язык и христианскую религию – главные принадлежности ее к Руси.

Русские археологи при последних раскопках на Дону обнаружили для этой эпохи (VIII и IX веках) материальную культуру смешанного типа (Славянскую, Ясскую и Туранскую) и черепа подонского населения с явными признаками законченной метистации (В.В. Гинсбург – Антропологический состав Саркело-Белой Вежи, материалы и исследования по архивам СССР том 109).

На основе материала исследования делается вывод, что т.н. Бродники (предки Донских казаков) получились от смеси племен, живших вдоль Дона и Донца при Хазарах. (Археолог М.И. Артамонов подтверждает в них Славяно-туранскую смесь). (М.И. Артамонов Саркел-Белая Вежа, материалы исследования по архивам СССР том 62).

Из упоминания Рубруха о добывании населением подония (бродниками) средств жизни войной вытекает, что эта народность входила в состав Золотой Орды и в составе ее имела военно-служивое положение. Самостоятельно эта народность никаких войн или походов во время татарского владычества, конечно, вести не могла.

Отношение с властью Монгол казачьи поселения степной полосы складывались по-другому, нежели у других покоренных монголами народов. Они обязаны были ханам службой, той, которая требовалась от всех подвластных ханам народов, но они не несли других тягот; не платили дани, и наоборот, за службу получали жалование: хлебом и предметами вооружения, или другие льготы.

Служба подонского казачества являлась пограничной и постоянной. В нее входило: охрана караванов, посольств, бродов, перевозов (на последнее находим указание у Рубруха), обслуживание рек, охрана порубежных подонских городов, караулов.

А на выполнение своей службы подонские казаки, кроме конницы, имели и пехоту, и судовые войска, что бродницкая народность, живя исторически на этой территории, уже имела, и воспользовались татары. Исторические документы 1246 года подтверждают наличие многочисленных остатков славяно-русского населения в подонских степях, живших свободно, исповедуя христианскую веру и говоривших на русском языке.

В 1261 году для казаков и других народностей христианской веры при хане Берка по настоятельной просьбе Византийского патриарха, в ставке хана в городе Сарае была учреждена Сарская или Подонская епархия, о чем свидетельствует императорская Российская Академия наук. В 1460 году Сарско-Подонская епархия была переведена в Москву.

Жизнь казаков в течении 200 лет под властью ордынских ханов и служба их татарам отложила определенный отпечаток на их быт, нрав и военную технологию. Казачьи племена во внутренней жизни хранили обычаи, полученные от предков; смелость, лихость и особые свойства наездников, отличающих их от других народов.

В период правления Золотой Орды хана Узбека (1312-1340 г.г.) Орда была отурочена, мусульманство Узбеком было признано официальной государственной религией. С принятием татарами магометанства население Приазовья и Дона стало терпеть большие унижения и притеснения от врагов своей веры и часть его под давлением магометанства окончательно смирилась с ними, приняло мусульманство, смешалась с тюрками, положив основание особому военному сословию – казаков ордынских; в последующем киргиз, кхасаков или кайсаков. Потомки этих омусульманеных казаков известны также под именем казахов в казахском районе Азербайджана у озера Гокчай. Соседние жители называют их просто казаками.

Все остальное свободолюбивое и сильное духом казачество осталось верным религии и заветом предков.

После смерти Узбека в 1340 году ханом Золотой орды стал его сын Джанибек (время правления Джанибека было временем «ослаби» на Руси), по свидетельству современников «Русь дышала свободно». Джанибек умер в 1357 году, от него наследовал брат Мухаммед Бардыбек. С этого времени начинается длительная ханская междоусобица, в результате которой в течении 18 лет сменилось 25 ханов. Образовались ханства с центрами в Сарае, Казани, Астрахани, В Крыму и на Яике. Из-за Волги появился хан Тогай Мамай, и в пределах реки Оки образовалось мещерское княжество под властью Тогая. Мещерское княжество было создано, как и Рязанское, из мещуры, мордвы, татар и русских. При распаде Золотой Орды и образовании новых ханств, при них оставались, во всех случаях, часть казаков. Казаки были Крымские, Астраханские, Казанские, Яицкие и других ханств. В составе южно-восточных княжеств было Мещерское, в составе которого были казаки.

В начавшихся ханских междоусобицах стал преобладать один из военноначальников Мамай. В 1373 году он захватил ханский стол Золотой Орды. Мамай не принадлежал к верховному ханскому роду Чингизхановичей и авторитет его совершенно пал. Значительная часть племен, как Золотой, так и Белой орд, не признала власть Мамая. Власть Мамая не была признана Ногайскими ордами и казаками.

Вышедшие из подчинения центральной власти, они представляли постоянную угрозу для соседей. Они самостоятельно делали нападения, производили грабежи, так что против них требовалась вооруженная сила.

В начавшемся развале менялись условия быта казаков.

В 1316 году в Литве стал правителем энергичный и талантливый князь Гедемин. Он правильно учел положение русского народа и состояние Золотой Орды и стал строить политику объединения Литвы и Руси, стал присоединять западные русские земли к своим владениям. Во всех присоединенных областях князь Гедемин сохранял устройство и порядки русских.

Завоевательные движения Литовского княжества создало новые перспективы перед Днепровскими казаками. Их поселения прилегали непосредственно к границам Литовского княжества, и политика Литовского князя была очень благоприятной для выхода из-под власти, во всех отношениях чуждых казакам, монгол. Казаки, как хорошо организованный военный организм, содействовали, бесспорно, быстрому захвату Литвой русских земель на Востоке.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

П. З. Фролов От далеких времен до наших дней; ученые, историки, этнографы, этнологи не перестают проявлять интерес к прошлому казачества России и особенно к теории его происхождения. Характерно, как между учеными iconПрограмма школьного курса «Географическое краеведение Воронежской области»
Таким изучением, как правило, занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем (архивисты, архитекторы, биологи,...
П. З. Фролов От далеких времен до наших дней; ученые, историки, этнографы, этнологи не перестают проявлять интерес к прошлому казачества России и особенно к теории его происхождения. Характерно, как между учеными iconЛитература: История биология (с древнейших времен до наших дней)
История биология (с древнейших времен до наших дней). Под ред. С. Р. Микулинского, Изд-во "Наука", Москва, 1972
П. З. Фролов От далеких времен до наших дней; ученые, историки, этнографы, этнологи не перестают проявлять интерес к прошлому казачества России и особенно к теории его происхождения. Характерно, как между учеными iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Введение в изучение истории, 5 класс. / История с древнейших времён до наших дней: под общей редакцией Майков А. Н. М.: Вентана-Граф,...
П. З. Фролов От далеких времен до наших дней; ученые, историки, этнографы, этнологи не перестают проявлять интерес к прошлому казачества России и особенно к теории его происхождения. Характерно, как между учеными iconНаучная полемика по вопросу происхождения казачества
Нет общего мнения по поводу возникновения казаков, их национальной принадлежности, социального статуса. Не решена также проблема...
П. З. Фролов От далеких времен до наших дней; ученые, историки, этнографы, этнологи не перестают проявлять интерес к прошлому казачества России и особенно к теории его происхождения. Характерно, как между учеными iconБазовая часть
Целью преподавания курса «История» является изучение важнейших процессов общественно-политического развития России с древнейших времен...
П. З. Фролов От далеких времен до наших дней; ученые, историки, этнографы, этнологи не перестают проявлять интерес к прошлому казачества России и особенно к теории его происхождения. Характерно, как между учеными iconПояснительная записка настоящая рабочая программа разработана на...
Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Программы «История с древнейших времен до наших...
П. З. Фролов От далеких времен до наших дней; ученые, историки, этнографы, этнологи не перестают проявлять интерес к прошлому казачества России и особенно к теории его происхождения. Характерно, как между учеными iconАннотации дисциплин учебного плана
Целью преподавания курса «Отечественная история» является изучение важнейших процессов общественно-политического развития России...
П. З. Фролов От далеких времен до наших дней; ученые, историки, этнографы, этнологи не перестают проявлять интерес к прошлому казачества России и особенно к теории его происхождения. Характерно, как между учеными iconАннотации дисциплин учебного плана
Целью преподавания курса «Отечественная история» является изучение важнейших процессов общественно-политического развития России...
П. З. Фролов От далеких времен до наших дней; ученые, историки, этнографы, этнологи не перестают проявлять интерес к прошлому казачества России и особенно к теории его происхождения. Характерно, как между учеными iconГобу спо во «бсхт» Хренкова Н., научный руководитель Ряскова А. В
Актуальность выбранной темы подтверждается тем, что даже сейчас, в современном обществе изучение экономики невозможно без извлечения...
П. З. Фролов От далеких времен до наших дней; ученые, историки, этнографы, этнологи не перестают проявлять интерес к прошлому казачества России и особенно к теории его происхождения. Характерно, как между учеными iconРабочая программа по предмету история России для 8 класса Составитель:...
А. А. Данилова, В. А. Клоко-вой «История государства и народов России с древнейших времен и до наших дней» 2004 года. Календарно-тематический...
П. З. Фролов От далеких времен до наших дней; ученые, историки, этнографы, этнологи не перестают проявлять интерес к прошлому казачества России и особенно к теории его происхождения. Характерно, как между учеными iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А. А. Данилова, В. А. Клоко-вой «История государства и народов России с древнейших времен и до наших дней» 2004 года. Календарно-тематический...
П. З. Фролов От далеких времен до наших дней; ученые, историки, этнографы, этнологи не перестают проявлять интерес к прошлому казачества России и особенно к теории его происхождения. Характерно, как между учеными iconПримерная программа наименование дисциплины «Отечественная история»
Цель курса «Отечественной истории» – обеспечение студентов знаниями о важнейших этапах, событиях и личностях в истории России с древнейших...
П. З. Фролов От далеких времен до наших дней; ученые, историки, этнографы, этнологи не перестают проявлять интерес к прошлому казачества России и особенно к теории его происхождения. Характерно, как между учеными iconШиварама Свами. Святые места Вриндавана
Программа курса и тематическое планирование «История. История России и мира с древнейших времён до наших дней».// Н. В. Загладин,...
П. З. Фролов От далеких времен до наших дней; ученые, историки, этнографы, этнологи не перестают проявлять интерес к прошлому казачества России и особенно к теории его происхождения. Характерно, как между учеными iconРабочая программа по «всеобщей истории и истории россии» (8 класс)
Примерной программы основ­ного общего образования по истории и авторской программы А. А. Данилова, В. А. Клоковой «История государства...
П. З. Фролов От далеких времен до наших дней; ученые, историки, этнографы, этнологи не перестают проявлять интерес к прошлому казачества России и особенно к теории его происхождения. Характерно, как между учеными iconПрограмма профильного курса «История Казахстана и Центральной Азии...

П. З. Фролов От далеких времен до наших дней; ученые, историки, этнографы, этнологи не перестают проявлять интерес к прошлому казачества России и особенно к теории его происхождения. Характерно, как между учеными iconРабочая программа по предмету: «История России»
Федерального компонента государственного стандарта общего образования, а также Примерной программы основного общего образования по...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск