Скачать 439.09 Kb.
|
Две теории о происхождении казачества Председатель Совета стариков Кубанского Казачьего Войска П.З.Фролов От далеких времен до наших дней; ученые, историки, этнографы, этнологи не перестают проявлять интерес к прошлому казачества России и особенно к теории его происхождения. Характерно, как между учеными Зарубежья и России, а также и между учеными в самой России бытуют прямо противоположные мнения. Так, большинство ученых Зарубежья придерживаются мнения, что казачество возникло вне России и независимо от нее. Официальная Русская история придерживается теории, окончательно сформировавшейся в годы Советской власти, закрепившейся в течении многих десятилетий школьного обучения, которая преобладает среди неказачьего населения – это теория о Зарождении казачества от беглых крестьян и холопов России и Украины, эти крестьяне и холопы и создали, будто-бы, в середине XVI века особую организацию «казачество», постоянно подпитываемую беглецами. Даже поверхностное ознакомление с веками прошедшими вызывает невольное сомнение и недоумение от этой трактовки. Как же они – эти неизвестно когда, куда и зачем бежавшие крестьяне, смогли в кратчайшие сроки организовать поселение, хоть и не всем, но обзавестись семьями, вооружиться, выработать тактику действий в конном строю, приобрести навыки морской навигации, создать систему народного управления, обрести способность противостоять враждебным силам и защищать себя? А во второй половине XVI века настолько окрепнуть, чтобы вызывать беспокойство одного из мощных государство того времени, Порты. Как-то не укладывается в голове, чтобы никогда не знавшие друг друга люди, бежавшие из разных мест (допустим даже не робкого десятка), смогли в такой короткий срок организоваться и создать сложную систему управления, воспитания, обучения и действий. И, еще одна загадка, как они бежали: одновременно все, или несколькими партиями, мелкими группами или в одиночку, и опять не уйти от вопроса – «куда и зачем»? Если уходили в одиночку или несколькими группами – они были бы переловлены охотниками за живым товаром и препровождены на невольничьи рынки. Если уходили большими партиями, почему это нигде не упоминается, вплоть до середины XVI века. Если эти холопы и крестьяне бежали, как это указывает официальная Русская история, от крепостного права, то в России крепостное право сформировалось в 1497 году, а в 1444 году казаки уже служили русскому царю Иоанну. Откуда они появились? Если прибежали, то когда и куда убегали? «Куда глаза глядят»? - не приемлемо, даже и для русского человека. Напрашивается вывод, что куда бежать, к кому бежать и как бежать, те, кто бежал, знали. Не состоятельность этой теории очевидна. В журнале «Станица» №2(42) за 2004 год опубликован интересный анализ – взгляд ученых разных эпох и времен на происхождение казачества. Характерно, что из 38 мнений ученых, только 8 придерживаются теории беглецов. Однако, к сожалению, этнопренадлежность казаков остается официально непризнанной, со времени перевода казаков из военно-служивого народа в военное сословие. Причина может быть не столько в недостатке исторических данных, сколько, наверное, в нежелании пересматривать укоренившуюся теорию – «бегло-служебно-сословную». В искусственности создания этой теории «беглых холопов и крестьян» трудно усомниться. Оснований, противоречащих этому, предостаточно. Казачья древность Дона На заре зародившегося второго тысячелетия Приазовье представляло большой этнический кипящий котел, куда вливались все новые и новые народы. Северо-кавказские славяне обосновались на Северном Кавказе в ранние эпохи. Северо-кавказские степи с Приазовьем и Доном стали прародиной, землей, где росли и множились племена, положившие начало казачьему роду. Официальный источник Российского правительства, изданный военным министерством в 1834 году в C.Петербурге – «Военно-Энциклопедический лексикон» том 6 стр. 372 о казаках пишет: «Древнее происхождение казаков, как народа, теряется во временах полуисторических нашего отечества». «Полуисторические времена» - это времена до призвания варягов, т.е. раньше 862 года. И действительно, при просмотре исторических актов и документов мы встречаем сведения и казаках под датами: 842, 858, 878, 930г.г. и т.д. «Русский архив» том 3 стр. 183 изд. 1883 г. указывает: «В обширных степях по низовью Волги и Дона издавна жили в полудиком состоянии отдельные группы славян. Во времена могущества хазар они входили в состав этой разноплеменной державы, а после ее падения удержались между Волгой и Доном и в княжестве Тмутараканском» (965 г.). Во время нашествия татар в 1223 году они были известны под именем бродники и сражались вместе с татарами против русских князей в битве при Калке. Воевода их звался Пласкини. Они были, очевидно, славяне и православные. По мере упадка могущества татар, они стали образовывать отдельные общины во всех местах, где никто не мешал их Занятиям. Единственный промысел их был – война. Татары называли их казаками и они сохранили это имя навсегда. Впервые летопись упоминает о бродниках в 1147 году. Бродники были к тому времени достаточно многочисленным народом; известность их простиралась за пределы Восточной Европы. О воинственности их упоминается в Слове Никиты Акомината; в1190 году «куманы (половцы) – народ доселе не порабощенный, негостеприимный и весьма воинственный, и те бродники, презирающие смерть, ветвь русских, и они народ, повинующийся Богу войны». Упоминания о бродниках в летописях встречаются включительно до монгольского нашествия. Незадолго до него в 1215 годубродники участвовали в междоусобной войне русских князей на стороне князя Юрия Святославовича, а в 1216 году в союзе с Ярославом Святославовичем, во время первого монгольского нашествия, как уже ранее было сказано, в битве на Калке в 1223 году. Во времена Рубруквиса (1224-1254 г.г.) бродники уже являются народом сильным и многочисленным, исповедующим христианскую веру. Эти вольные люди и шли на службу к русским князьям. Летопись этого времени говорит, в дружинах княжеских были: «Бродницы мнози» и «полцы бяху». Жили бродники в низовьях Дона в существующих здесь городах, но главная их часть жила на среднем Дону и по низовьям левых притоков Дона, между ними и рекой Волгой. Между бродницкой территорией и соседним Рязанским княжеством оставалась громадная пустая полоса. Некоторые русские историки предполагают, и даже утверждают, что население степной полосы, в том числе и бродники (предки донских казаков) были уничтожены татарами. Но предположение это и утверждение являются не состоятельными, хотя бы теоретически, так как никакой народ целиком не уничтожается, и не соответствует действительности. Как не было уничтожено монголами население в лесной полосе, так оно не было уничтожено и в степной. Известно, что даже половцы не были уничтожены татарами (полностью). Около 40 тысяч их семейств переселились в Венгрию. Отказ Батыю со стороны короля Венгрии Белы о выдаче их и был если не причиной, то предпосылкой войны и вторжения татар в Венгрию. Часть половцев в последствии поселились в приднепровии, смешались с поднепровскими черкасами и вообще с украинцами, увеличив Тюрский элемент в Поднепровие. Часть половцев уцелела в предгорьях и горах Северного Кавказа и существуют доныне, в виде особой народности – куманов (кумыки). Несостоятельность русских ученых об уничтожении всего Славянского населения степной полосы, в т.ч. и бродников, при нашествии монголов опровергается и историческими данными; при первом нашествии татар в 1223 году бродники являлись союзниками татар, а второе Батыево (1237-1240 г.г.) – направление движения татар шло из-за Волги и проходило севернее их территории, захватывая лишь окраину ее. О существовании бродницкой народности и после походов – нашествий монголов, и после установления в степной полосе владычества их, есть свидетельства в иностранных документах; в 1227 году папа Римский Григорий IX в своем послании епископу Гранскому писал: «Мы удостоиваем дать тебе наше полномочие в Землях куманых и Броднике, соседнем с ней, на обращение которых есть надежда, по которому ты имеешь власть проповедовать, крестить»… Этот документ указывает на известность и значимость Бродников, очевидно, что упоминание наряду с куманами (половецком ханством) устанавливает существование бродницкой народности, если ни как государственного, то как народного организма. Русские летописи бродников обобщают с «Черными клобуками», т.е. в переселившимися на Днепр, в Киевскую область в X-XII веках казаками-черкасами или Беловежцами. В 1254 году, т.е. уже после Батыево нашествия и установления монгольского владычества на востоке Европы Венгерский Король Бела IV в письме к папе римскому писал: «Когда государство Венгрия от вторжения татар, как о чумы, большей частью было обращено в пустыню и как овчарня изгородью было окружено различными племенами неверных; именно: Русскими, Бродниками с востока, Болгарами и еретиками с юга». Приведенный исторический документ, упоминающий о бродниках, наряду с другими народами, в том числе и с русскими, указывает на то, что они были известны, что они имели отдельное бытие от русских, представляли особую народность и на то, что они продолжали существовать и после владычества монгол в степной полосе. Посол Людовика Святого к Батыю Рубрух, посетивший Золотую орду в 1253 году в описании своего путешествия говорит, что «от смешения алан с руссами (Русью) образовался особый народ» и что закаленные воины этого народа, затерявшиеся среди иноплеменников (татар), все необходимое к жизни добывают войной, охотой и рыбной ловлей. Неблагоприятные условия жизни не позволяют им воздвигать больших городов. Образ жизни их был полукочевой, и лишь для защиты от холодов и непогоды строили они землянки и постройки из плетня и камыша, но не отказывали своим дочерям и женам в богатых нарядах. Женщины украшали свои головы особым убором, который Рубрух находил очень похожим на головной убор француженок того времени; низ платья они опушали мехом выдры, белки, горностая. Мужчины носили короткую одежду (кафтан, чекмень) и барашковые шапки. Смешение Бродников с Аланами, под котором Рубрух разумел вообще христиан не славянского племени, должно было быть давным, продолжительным. Воинственные качества, знания ратного дела и наличие организационных форм, которые обратили внимание Рубруха, были наследием длительного прошлого, определенного быта, деятельности, преемственности, они имелись уже в наличии как у бродницкой народности, так и у предков их славяно-руссов, касаков и алан из которых в следствии исторических условий образовалась бродницкая народность, сохранившая славянский язык и христианскую религию – главные принадлежности ее к Руси. Русские археологи при последних раскопках на Дону обнаружили для этой эпохи (VIII и IX веках) материальную культуру смешанного типа (Славянскую, Ясскую и Туранскую) и черепа подонского населения с явными признаками законченной метистации (В.В. Гинсбург – Антропологический состав Саркело-Белой Вежи, материалы и исследования по архивам СССР том 109). На основе материала исследования делается вывод, что т.н. Бродники (предки Донских казаков) получились от смеси племен, живших вдоль Дона и Донца при Хазарах. (Археолог М.И. Артамонов подтверждает в них Славяно-туранскую смесь). (М.И. Артамонов Саркел-Белая Вежа, материалы исследования по архивам СССР том 62). Из упоминания Рубруха о добывании населением подония (бродниками) средств жизни войной вытекает, что эта народность входила в состав Золотой Орды и в составе ее имела военно-служивое положение. Самостоятельно эта народность никаких войн или походов во время татарского владычества, конечно, вести не могла. Отношение с властью Монгол казачьи поселения степной полосы складывались по-другому, нежели у других покоренных монголами народов. Они обязаны были ханам службой, той, которая требовалась от всех подвластных ханам народов, но они не несли других тягот; не платили дани, и наоборот, за службу получали жалование: хлебом и предметами вооружения, или другие льготы. Служба подонского казачества являлась пограничной и постоянной. В нее входило: охрана караванов, посольств, бродов, перевозов (на последнее находим указание у Рубруха), обслуживание рек, охрана порубежных подонских городов, караулов. А на выполнение своей службы подонские казаки, кроме конницы, имели и пехоту, и судовые войска, что бродницкая народность, живя исторически на этой территории, уже имела, и воспользовались татары. Исторические документы 1246 года подтверждают наличие многочисленных остатков славяно-русского населения в подонских степях, живших свободно, исповедуя христианскую веру и говоривших на русском языке. В 1261 году для казаков и других народностей христианской веры при хане Берка по настоятельной просьбе Византийского патриарха, в ставке хана в городе Сарае была учреждена Сарская или Подонская епархия, о чем свидетельствует императорская Российская Академия наук. В 1460 году Сарско-Подонская епархия была переведена в Москву. Жизнь казаков в течении 200 лет под властью ордынских ханов и служба их татарам отложила определенный отпечаток на их быт, нрав и военную технологию. Казачьи племена во внутренней жизни хранили обычаи, полученные от предков; смелость, лихость и особые свойства наездников, отличающих их от других народов. В период правления Золотой Орды хана Узбека (1312-1340 г.г.) Орда была отурочена, мусульманство Узбеком было признано официальной государственной религией. С принятием татарами магометанства население Приазовья и Дона стало терпеть большие унижения и притеснения от врагов своей веры и часть его под давлением магометанства окончательно смирилась с ними, приняло мусульманство, смешалась с тюрками, положив основание особому военному сословию – казаков ордынских; в последующем киргиз, кхасаков или кайсаков. Потомки этих омусульманеных казаков известны также под именем казахов в казахском районе Азербайджана у озера Гокчай. Соседние жители называют их просто казаками. Все остальное свободолюбивое и сильное духом казачество осталось верным религии и заветом предков. После смерти Узбека в 1340 году ханом Золотой орды стал его сын Джанибек (время правления Джанибека было временем «ослаби» на Руси), по свидетельству современников «Русь дышала свободно». Джанибек умер в 1357 году, от него наследовал брат Мухаммед Бардыбек. С этого времени начинается длительная ханская междоусобица, в результате которой в течении 18 лет сменилось 25 ханов. Образовались ханства с центрами в Сарае, Казани, Астрахани, В Крыму и на Яике. Из-за Волги появился хан Тогай Мамай, и в пределах реки Оки образовалось мещерское княжество под властью Тогая. Мещерское княжество было создано, как и Рязанское, из мещуры, мордвы, татар и русских. При распаде Золотой Орды и образовании новых ханств, при них оставались, во всех случаях, часть казаков. Казаки были Крымские, Астраханские, Казанские, Яицкие и других ханств. В составе южно-восточных княжеств было Мещерское, в составе которого были казаки. В начавшихся ханских междоусобицах стал преобладать один из военноначальников Мамай. В 1373 году он захватил ханский стол Золотой Орды. Мамай не принадлежал к верховному ханскому роду Чингизхановичей и авторитет его совершенно пал. Значительная часть племен, как Золотой, так и Белой орд, не признала власть Мамая. Власть Мамая не была признана Ногайскими ордами и казаками. Вышедшие из подчинения центральной власти, они представляли постоянную угрозу для соседей. Они самостоятельно делали нападения, производили грабежи, так что против них требовалась вооруженная сила. В начавшемся развале менялись условия быта казаков. В 1316 году в Литве стал правителем энергичный и талантливый князь Гедемин. Он правильно учел положение русского народа и состояние Золотой Орды и стал строить политику объединения Литвы и Руси, стал присоединять западные русские земли к своим владениям. Во всех присоединенных областях князь Гедемин сохранял устройство и порядки русских. Завоевательные движения Литовского княжества создало новые перспективы перед Днепровскими казаками. Их поселения прилегали непосредственно к границам Литовского княжества, и политика Литовского князя была очень благоприятной для выхода из-под власти, во всех отношениях чуждых казакам, монгол. Казаки, как хорошо организованный военный организм, содействовали, бесспорно, быстрому захвату Литвой русских земель на Востоке. |
Программа школьного курса «Географическое краеведение Воронежской области» Таким изучением, как правило, занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем (архивисты, архитекторы, биологи,... | Литература: История биология (с древнейших времен до наших дней) История биология (с древнейших времен до наших дней). Под ред. С. Р. Микулинского, Изд-во "Наука", Москва, 1972 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Введение в изучение истории, 5 класс. / История с древнейших времён до наших дней: под общей редакцией Майков А. Н. М.: Вентана-Граф,... | Научная полемика по вопросу происхождения казачества Нет общего мнения по поводу возникновения казаков, их национальной принадлежности, социального статуса. Не решена также проблема... | ||
Базовая часть Целью преподавания курса «История» является изучение важнейших процессов общественно-политического развития России с древнейших времен... | Пояснительная записка настоящая рабочая программа разработана на... Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Программы «История с древнейших времен до наших... | ||
Аннотации дисциплин учебного плана Целью преподавания курса «Отечественная история» является изучение важнейших процессов общественно-политического развития России... | Аннотации дисциплин учебного плана Целью преподавания курса «Отечественная история» является изучение важнейших процессов общественно-политического развития России... | ||
Гобу спо во «бсхт» Хренкова Н., научный руководитель Ряскова А. В Актуальность выбранной темы подтверждается тем, что даже сейчас, в современном обществе изучение экономики невозможно без извлечения... | Рабочая программа по предмету история России для 8 класса Составитель:... А. А. Данилова, В. А. Клоко-вой «История государства и народов России с древнейших времен и до наших дней» 2004 года. Календарно-тематический... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... А. А. Данилова, В. А. Клоко-вой «История государства и народов России с древнейших времен и до наших дней» 2004 года. Календарно-тематический... | Примерная программа наименование дисциплины «Отечественная история» Цель курса «Отечественной истории» – обеспечение студентов знаниями о важнейших этапах, событиях и личностях в истории России с древнейших... | ||
Шиварама Свами. Святые места Вриндавана Программа курса и тематическое планирование «История. История России и мира с древнейших времён до наших дней».// Н. В. Загладин,... | Рабочая программа по «всеобщей истории и истории россии» (8 класс) Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы А. А. Данилова, В. А. Клоковой «История государства... | ||
Программа профильного курса «История Казахстана и Центральной Азии... | Рабочая программа по предмету: «История России» Федерального компонента государственного стандарта общего образования, а также Примерной программы основного общего образования по... |