Учебно- тематическое планирование
по истории
Класс: 6
Учитель: Красильникова Зинаида Павловна
Количество часов: всего - 70 часов, в неделю - 2 часа.
Плановых контрольных уроков: 2, тестов 15. Планирование составлено на основе 1.Примерная программа основного общего образования по истории. МО РФ «Дрофа» 2007
2.Е.В. Пчелов. Программа курсов «История России с древнейших времен до конца XVIII века»
для 6—7 классов основной школы. Учебник: Всеобщая история. История Средних веков: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.- 10-е изд.- М.:ООО « ТИД «Русское слово - РС», 2007.
История России с древнейших времен до конца 16 века: Учебник для 6 класса основной школы/Е.В. Пчелов.- 8 -е изд.- М.:ООО « ТИД «Русское слово - РС», 2009.
Ф.Ш. Хузин, В.И. Пискарёв «История Татарстана с древнейших времён до середины 16 века» 2004. Дополнительная литература:
Арасланова О.В. «Поурочные разработки по истории средних веков» 2004.
К.А Соловьев. Б.Н. Серов. «Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XVI века». М.: ВАКО, 2009.
Электронное пособие «Всеобщая история 6 класс».
И.М. Фокеева. «Национально-региональный компонент исторического образования»: методическое пособие для учителя.- Казань 2003.
Пояснительная записка
к рабочей программе по истории в 6 классе.
Настоящая образовательная программа разработана на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по истории: МО РФ «Дрофа» 2007; программы автора Е.В. Пчелова: Программа курсов «История России с древнейших времен до конца XVIII века» для 6—7 классов основной школы.
Преподавание предмета «История» в 5-9 классах осуществляется в соответствии с базисным учебным планом для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Республики Татарстан и Примерным учебным планом для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Республики Татарстан с русским языком обучения с изучением родного (чувашского) языка, утвержденным приказом МО и Н РТ № 3934/11 от 2 августа 2011 г согласно которому на изучение предмета отводится следующее количество часов Классы
| Количество часов
| В неделю
| В год
| 5 класс
| 2
| 70
| 6 класс
| 2
| 70
| 7 класс
| 2
| 70
| 8 класс
| 2
| 70
| 9 класс
| 2
| 70
|
Согласно действующему учебному плану школы образовательная программа для 6 класса предусматривает обучение истории в объеме 70 часов, 2 часа в неделю.
Образовательная программа ориентирована на использование учебников: Всеобщая история. История Средних веков: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.- 10-е изд.- М.:ООО « ТИД «Русское слово - РС», 2007.
История России с древнейших времен до конца 16 века: Учебник для 6 класса основной школы/Е.В. Пчелов.- 8 -е изд.- М.:ООО « ТИД «Русское слово - РС», 2009, включённых в Федеральный перечень учебников, рекомендованных МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2011/2012 учебный год.
Ф.Ш. Хузин, В.И. Пискарёв «История Татарстана с древнейших времён до середины 16 века» 2004.
Учебный материал распределяется следующим образом:
Класс
| Количество
часов
в неделю
| Количество часов
на предмет
| Предмет
| 6
| 2
| 70(30+30+10)
| История
История средних веков (30 ч.)
История России с древнейших времён до конца 16в. (30 ч.)
История Татарстана с древнейших времён до середины 16 века. (10 ч.)
|
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи обучения истории на ступени основного общего образования изложенные в пояснительной записке к примерной программе по истории.
Задачи курса: Формировать у учащихся общеучебные умения и навыки, универсальные способы деятельности и ключевые компетенции.
1.В рамках познавательной деятельности развивать умение сравнивать, сопоставлять. При выполнении творческих работ формировать умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
2. В рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), составлять план. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы.
Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
3.С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
4. Формировать историческое мышление.
5.Формировать у учеников терпимость, широту мировоззрения, гуманизм
Краткая характеристика сформированных общеучебных умений, навыков и способов деятельности учащихся по учебному предмету на начало учебного года:
- иметь представление об общем и особенном при характеристике древних обществ;
- чем отличается Древний мир от мира современного;
- осветить взаимодействие человека с окружающей средой, экономическое развитие древних обществ;
- показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
- охарактеризовать становление идей и инстинктов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину;
- раскрыть на конкретном примере, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества;
- самостоятельно пополнять и использовать полученные знания по истории;
- выявлять личную позицию в оценке исторического персонажа, событий, процессов.
Предметные умения, навыки и способы деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся:
• основные этапы и ключевые события истории России и мира в средние века;
выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории этого периода;
• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
• изученные виды исторических источников;
уметь
• соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми разных культур, национальной и религиозной принадлежности.
- работать с исторической картой; читать ее и анализировать, локализовать на карте исторические факты, устанавливать связь между историческими событиями, извлекать дополнительную информацию;
- составлять различные таблицы и работать с ними;
- работать со справочной и дополнительной литературой, словарями, таблицами, энциклопедиями.
Для реализации данной программы применяются следующие методы и приемы:
- работа с учебником, раздаточным материалом, проблемными задачами, историческими источниками, средствами массовой коммуникации (газеты, журналы, телевидение, Интернет);
- беседа, самостоятельная работа, наблюдение;
- работа с помощью схем, наглядных пособий;
- урок-игра, реферативная работа, составление и заполнение контурных карт, работа с исторической картой.
Рабочая программа ориентирована на использование пособий для учителя:
Преподавание истории и обществознания в школе. Ежемесячный научно-методический журнал.
О.В Арасланова. «Поурочные разработки по истории средних веков» 2004.
И.М. Фокеева «Национально-региональный компонент исторического образования»: методическое пособие для учителя.- Казань 2003.
К.А. Соловьев, Б.Н. Серов. «Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца 16 века» М.: Вако, 2009.
Электронное пособие «Всеобщая история 6 класс».
Учебно-тематическое планирование. Всеобщая история. История Средних веков. (6 класс. 30 часов.)
№
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
| Виды контроля, измерители
| Планируемые результаты освоения материала
| Домашнее задание
| Дата проведения
| Примечание
| План
| Факт
| Часть 1. Раннее средневековье (10 часов)
| 1
| Что такое Средние века? Второй Рим.
| 1
| Вводный урок.
| Учебный практикум. Работа в группах по изучению понятия. Работа с текстом учебника.
| Презентация групповой работы. Ответы на вопросы
| Устанавливать историческую связь между периодами.
Показывать преемственность Знать, почему Византия считается «вторым Римом».
| Учебник §1, знать новые слова; задание в рабочей тетради № 2, 3, 4.
|
|
|
| 2
| Век Византии.
| 1
| Комбинированный.
| Рассказ- презентация.
| Фронтальный опрос. Задание в рабочей тетради, карточки кроссворд.
| Знать, какое место в мире занимает Византийская империя.
| § 2, стр. 24, вопросы.
|
|
|
| 3
| Завоеватели – германцы.
| 1
| Комбинированный.
| Работа с текстом учебника. Фронтальный опрос.
| Учебник, карта документ.
| Знать, кто такие варвары и как распространялась власть завоевателей-германцев.
| §3; новые слова стр.35, вопросы.
|
|
|
| 4
| Рождение новой силы.
| 1
| Урок беседа.
| Учебный практикум.
| №1- Тест 1. Экспресс-опрос.
| Знать причины возникновения новой религии – ислам.
| § 4, стр. 44, вопросы.
|
|
|
| 5
| Мир ислама.
| 1
| Комбинированный.
| Учебный практикум. Работа с текстом.
| Карты, игра «Счастливый случай» (по 2 темам.
| Умение работать с исторической картой. Умение давать самостоятельную оценку историческим событиям, явлениям, процессам личностям.
Оперировать терминами и понятиями Знать причинах арабских завоеваний.
| § 5, стр. 52, отв. на вопросы.
|
|
|
| 6
| От Хлодвига к Пипину.
| 1
| Комбинированный.
| Учебный практикум
| №2 -Тест 13. Фронтальный опрос.
| Умение работать с исторической картой. Умение давать самостоятельную оценку историческим событиям, явлениям, процессам личностям.
Оперировать терминами и понятиями. Знать. как франки занимали Римскую империю.
| § 6. стр. 60, вопросы; описать переворот 751 г. с позиции его очевидца; Индивидуальное задание: подготовить сообщение о личности Карла Великого
|
|
|
| 7
| Император Карл.
| 1
| Комбинированный.
| Учебный практикум Работа с текстом учебника.
| Сообщение учащихся. Работа с учебником, картой, документами Фронтальный опрос.
| Знать, как происходили завоевания Карла Великого.
| § 7, стр.69, документы после параграфа, вопросы. Индивидуальное задание: подготовить сообщение о путешествиях и завоеваниях викингов.
|
|
|
| 8
| На развалинах империи.
.
| 1
| Комбинированный.
| Слово учителя. Самостоятельная работа с учебником
| №3 -Тест 4. Фронтальный опрос. Учебник, иллюстрации.
| Изучить материал о норманнах и скандинавах, завоевавших Англию.
| § 8, вопросы.
|
|
|
| 9
| Сколько раз завоёвывали Англию
| 1
| Комбинированный.
| Работа с текстом учебника.
| Фронтальный опрос.
| Знать причины завоевания Англии скандинавами
| § 9 стр.77, вопросы
|
|
|
| 10
| Урок- обобщение. Раннее Средневековье.
| 1
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
| Контрольная работа
| Опрос. Выполнение письменного задания №43,45,46 в рабочей тетради
№4 -Тест 5,6.
| Знать материал части №1 «Раннее Средневековье»
| §10; творческое
задание
|
|
|
| Часть 2. Средневековая Европа.(12 часов)
| 11
| Земля и власть.
| 1
| Комбинированный.
| Слово учителя. Самостоятельная работа с учебником.
| Фронтальный опрос. Работа с учебником.
| Умение связно пересказать текст учебника, отделить главное от второстепенного. Определить предпосылки, сущность и последствия, явления (складывание феодальных отношений) Знать. как развивалась Средневековая Европа.
| §10, стр.97, вопросы.
|
|
|
| 12
| Вечные труженики.
| 1
| Урок беседа.
| Рассказ учителя. Практикум.
| Работа с учебником.
| Уметь выделить главное в тексте. Выделять основные черты феодального общества Уметь рассказать о жизни крестьян в Средние века.
| §11, стр.107, вопросы.
|
|
|
| 13
| За стенами замков.
| 1
| Комбинированный.
| Рассказ учителя. Составление таблицы
| №4 - Тест №8. Работа с учебником.
| Умение самостоятельно анализировать исторические источники: письменные, изобразительные, вещественные.
Умение полемизировать и отстаивать свои взгляды Знать жизнь рыцарей и феодалов средневековой Европы.
| Учебник §12; творческое задание «Один день из жизни рыцаря» и др.
|
|
|
| 14
| Наследие каролингов.
| 1
| Комбинированный.
| Рассказ учителя
| №4 - Тест №7. Интеллектуальная разминка. Работа с учебником, картой, документами
| Знать королевские династии Франции.
| § 13, стр.126, вопросы.
|
|
|
| 15
| Ко гробу Господню.
| 2
| Комбинированный.
| Рассказ учителя. Работа с учебником, картой, документами.
| Работа с учебником, картой, документами
| Знать историю крестовых походов и их цели.
| § 14, 15, стр. 146. вопросы.
|
|
|
| 16
| Возвращение городов.
Рынок, ратуша, собор.
| 1
| Комбинированный.
| Рассказ учителя. Самостоятельная работа с учебником. Учебная игра.
| Фронтальный опрос. Работа с учебником, картой, документами
| Показать, как росли и богатели города Европы.
Знать особенности и основные черты средневекового города. Устанавливать причинно-
следственные связи,
умение анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия. Учиться решать проблемные и познавательные задачи
| § 16. стр.155, 156.
§ 17. стр.168, вопросы. Подготовить доклад на основе Детской энциклопедии «Всемирная история»
|
|
|
| 17
| В поисках знаний.
| 1
| Урок беседа.
| Работа с учебником.
| №5 –Тест № 14 14Учебник. Документ.
| Знать, как развивалось школьное и университетское образование. Формирование обобщенного представления, установление причинно-следственных связей
| § 18, стр. 176.Ответить на вопросы 2,3.
|
|
|
| 18
| Во главе христианского мира.
| 1
| Комбинированный.
| Рассказ учителя. Работа с классом.
| Фронтальный опрос. Работа с учебником, таблицей.
| Устанавливать причинно следственные связи
(раскола и ереси). Четко формулировать понятия.
Определять роль и место христианской церкви в жизни общества
| § 19, стр. 187; 3,4 вопросы. Индивидуальное сообщение : подготовить сообщение о монашестве и инквизиции на основе Детской энциклопедии.
|
|
|
| 19
| Страны и государи.
| 1
| Комбинированный.
| Рассказ учителя. Работа с классом.
Игра.
| №6 –Тест № 17 Защита сообщений.
Игра. Аукцион понятий
| Знать пути развития Священной Римской империи, Французского и Английского королевств.
| §20 , вопросы; задание в рабочей тетради; ответы на вопросы, причины (объединение Франции схематические таблицы
|
|
|
| 20
| Тяжкие времена.
| 1
| Комбинированный.
| Рассказ учителя. Работа с классом
| Фронтальный опрос. Учебник, карта, документ
| Отделять главное от второстепенного. Выделять отличительные признаки явления, процессы.
| §. 21, стр.213. ответить на вопросы 1,2.
|
|
|
| 21
| Тяжкие времена. Столетняя война.
| 1
| Комбинированный.
| Рассказ учителя. Работа с классом
| Фронтальный опрос. Учебник, карта, документ
| Уметь определять причины войны. Знать пути развития Англии и Франции после столетней войны
| §22, стр.213. ответить на вопросы 3-6.
|
|
|
| 22
| На востоке Европы.
| 1
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
| Контрольная работа. Работа с классом.
| №7 –Тест № 23 Учебник. Документ.
| Вспомнить о жизни и культуре народов Восточной Европы.
| § 23, стр. 223, ответить на вопросы 1 и 4.
|
|
|
| Часть3. Дальние страны. (6часов)
| 23
| Во владениях великого хана.
| 1
| Комбинированный.
| Рассказ учителя. Работа с классом
| Фронтальный опрос. Работа с учебником, картой
| Вспомнить об особенностях монгольского ханства и о ханстве Тимура.
| § 24, стр. 234. Подготовить доклад о Тамерлане.
|
|
|
| 24
| Индия: раджи и султаны.
| 1
| Комбинированный.
| Рассказ учителя. Работа с классом
| Сообщение учащихся. Работа с учебником, картой
| Отделять главное от второстепенного. Выделять отличительные признаки явления, процессы. Знать этапы вторжения и покорения мусульманами Индии.
| § 25, стр. 241, вопросы.
|
|
|
| 25
| Поднебесная империя.
| 1
| Комбинированный.
| Рассказ учителя. Работа с классом
| №7 –Тест №36 Учебник, карта, документ
| Уметь рассказать о жизни средневекового Китая.
| § 26, стр. 249.
|
|
|
| 26
| В стране Сипанго.
| 1
| Комбинированный.
| Рассказ учителя. Работа с классом
| №8 –Тест № 35
| Знать особенности жизни Японии в Средние века.
| § 27, стр. 257.
|
|
|
| 27
| Очень разная Африка.
| 1
| Комбинированный.
| Рассказ учителя. Работа с классом
| Учебник, карта, документ
| Знать особенности развития Африки в различных регионах.
| § 28, стр. 266-267. ответить на вопросы 1 и 4.
|
|
|
| 28
| Мир совсем неизвестный.
| 1
| Комбинированный.
| Рассказ учителя. Работа с классом
| Работа с учебником.
| Знать особенности жизни и развития американских племён в Средние века.
| § 29, стр. 267. Подготовить сообщение о древних цивилизациях Америи.
|
|
|
| Заключение. Перед сменой времён(2 часа)
| 29
| И снова Европа: навстречу новой Европе.
| 1
| Урок закрепление.
| Индивидуальная работа.
| №9 –Тест № 37
| Знать особенности начального периода эпохи Возрождения.
| § 30, стр287.
|
|
|
| 30
| Прощальный взгляд.
| 1
| Итоговый урок.
| Контрольная работа
| №10 –Тест № 7
| Знать. как развивалась история мира в Средние века.
| § 31.
|
|
|
| |