Скачать 270.34 Kb.
|
Краевой уставной урок, посвященный 190-летию Енисейской губернии Наш край: знаем и любим» Материалы для учителя. 10-11 класы Тема урока: «Енисейская губерния: источники модернизации» Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них. Приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это - самый массовый вид науки. Д.С.Лихачёв В 2012 году исполнятся 190 лет со времени образования Енисейской губернии - административно-территориальной единице в составе Российской империи и РСФСР в 1822-1925 годах. По своей территории она в основном совпадала с границами Красноярского края. Енисейская губерния была учреждена 26 января 1822 года из земель, входивших прежде в состав Иркутской и Томской губерний. Это была единственная губерния, северные и южные границы которой совпадали с границами Российской империи. Площадь новой губернии равнялась Турции, Австрии, Германии, Швеции и Норвегии вместе взятым. Более чем столетнее существование Енисейской губернии было разнолико и разнопланово, со всеми контрастами, проблемами в хозяйственной и социальной жизни. Основные вехи истории губернии включают в себя административное устройство и власть; переселение в Енисейскую губернию; золотодобычу и промыслы; формирование купечества; политическую ссылку; развитие народного образования и формирование институтов гражданского общества. Урок, посвященный 190-летию образования Енисейской губернии, построен на краеведческом материале, и именно история родного края не безлика, она близкая и родная именно потому, что она рассказывает о людях живущих рядом. Краевой урок для 10-11 класса посвящен особенностям экономического развития Енисейской губернии. В рамках урока учащиеся выявляют периферийность как одну из основных проблем определяющих развитие региона, знакомятся с историческим опытом её преодоления. Учащиеся рассматривают источники модернизации Енисейской губернии и Красноярского края, анализируют эффективность их использования. На основе исторических данных учащиеся делают собственные предположения о факторах и условиях, необходимых для модернизации Красноярского края в XXI в., превращения его в центр процессов модернизации. Цель урока:
Основные задачи урока
Ожидаемые учебные результаты: После урока учащиеся будут знать
уметь
смогут высказать собственное отношение к теме урока, понимать
Основные используемые понятия:
Основная деятельность на занятии:
Домашнее задание: Сформулируйте предложения по преодолению периферийности Красноярского края. Ресурсы к занятию
Интернет ресурсы
Модель сценария урока 10-11 класс Урок состоит из 3 частей. Первая часть включает характеристику особенностей географического положения Енисейской губернии в Российской империи, анализ статистики роста населения в Енисейской губернии, формулирование гипотезы о факторах, влияющих на развитие региона. В результате формулируется проблемный вопрос для дальнейшего исследования об источниках определивших развитие Енисейской губернии и Красноярского края. Во второй части занятия в форме групповой работы учащиеся знакомятся с историческими документами, статистикой и определяют источники модернизации, результаты и эффективность их использования для развития региона. Результаты работы в группе оформляются в виде обобщающей таблицы и представляются устно в по предложенному учителем алгоритму. Третья часть носит обобщающий рефлексивный характер. Учащиеся используют, полученную информацию при высказывании собственного суждения о факторах необходимых для модернизации Красноярского края, чтобы решить проблему периферийности развития. Оценивают, полученный исторический «урок» с точки зрения современных реалий, понимая необходимость анализа исторического опыта и учёта его в построении стратегии развития края. Урок истории перестает быть «лавкой древностей» и становиться уроком для жизни. В рамках краевого урока, посвященного 190-летию Енисейской губернии, предлагается также проведение встречи с руководителями различных уровней, с общественными и культурными деятелями для обсуждения их практической деятельности, проблем и решений, влияющих на сегодняшнюю ситуацию в крае. Сценарий урока В начале урока возможно показ первых слайдов презентации, в которых рассказывается об акции Уставной урок, дается краткая информации об образовании Енисейской губернии. Часть 1. Объявление темы, ожидаемых учебных результатов и хода занятия (1 минута). Постановка проблемы и формулирование вопросов для исследования - (20 минут). Историческая справка. Деление Российской империи на губернии было введено Петром I. В 1825 г. в России было 49 губерний (32 русских, 13 особых и 4 сибирские). Одной из сибирских губерний в составе Восточно - Сибирского генерал-губернаторства была Енисейская губерния, образованная в 1822г. по проекту М.М. Сперанского. Первым губернатором Енисейской губернии был назначен А.П. Степанов. Задания для учащихся: Ознакомьтесь с приведенными ниже статистическими данными, выдержками из исторических источников. Рассмотрите карту. Ответьте на вопросы. Задание для работы с картой:
Карта. Административно-территориальное деление Российской империи к началу XX века. Губернии и области Российской империи по состоянию на 1914 год // http://ru.wikipedia.org/wiki/ Задание для работы со статистикой и текстами:
Ресурсы для выполнения задания Текст №1 По своей территории Енисейская губерния превосходила самую малую в Российской империи Московскую в 77 раз и уступала только Якутской области. (ГАКК, ф. 595, оп. 48, д. 592, л. 1 об.). Текст № 2. По численности населения Енисейская губерния находилась на самом последнем месте. Здесь в 1823 году проживало 158 748 человек. По сравнению с городами европейской части России сибирские поселения выглядели малолюдными. Енисейск среди городов России по численности населения занимал 139-е место, Красноярск — 281-е, Ачинск — 469-е, Минусинск — 576-е. На 626-м месте, самом последнем, был заштатный город Туруханск. (Комлева, Е. В. Енисейское купечество (последняя четверть XVIII — первая половина XIX века) / Е. В. Комлева. — М., 2006. — С. 35). Таблица №1 Губернии Российской империи в начале XX в.
(Из исследования С.А. Тархова Изменение административно-территориального деления России за последние 300 лет// http://geo.1september.ru/2001/15/2.htm) Текст № 3. Население губернии, в 1897г. достигшее 570,2 тыс. человек, к 1914 г. возросло до 1119,2 тыс. чел. (В. В. Чернышов. Обзор фондов КГКУ «Государственный архив Красноярского края» о переселенческой политике П.А. Столыпина.) Текст № 4. Итоги количественных и качественных изменений в населении Енисейской губернии подвела Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. По ее данным, в губернии насчитывалось 570 161 человек. Быстрыми темпами росло городское население, доля которого повысилась до 11,03% … Источники: КГКУ «ГАКК». Ф.595. Оп.48. Д.35. ЛЛ.18-22 Таблица №2. Динамика численности населения приенисейских городов (душ обоего пола) Комлева Е.В.Енисейское купечество (последняя четверть XVIII – первая половина XIX в.), Новосибирск, 2005.http://kulgor.narod.ru/biblioteka/komleva/glava1.html Текст № 5. Если до войны (Великая Отечественная война 1941-1945гг.) в Красноярске проживало около 190 тысяч жителей, то к концу войны их число выросло до 240 тысяч. (Знакомство с Россией. История Красноярского края http://www.ru-regions.ru/) Таблица №3. Население Красноярского края
(По данным всесоюзных и всероссийских переписей (без учёта населения входившей в состав края Хакасской АО) График №1 (http://www.krasstat.gks.ru/digital/region5/DocLib/Численность%20населения.pdf Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю) Возможные выводы:
|
Руководство по нахождению ресурсов в данной области и использованию ее методологии «Общие источники» и «Специальные источники», а «Специальные источники» — на «Гуманитарные науки», «Социальные науки» и «Точные и... | Основная образовательная программа муниципального казенного образовательного... В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным и общедоступным | ||
Источники поиска кандидатов Источники поиска кандидатов зависят от уровня вакансии, срочности закрытия и наличия бюджета | Природные источники углеводородов Основные источники углеводородов нефть,природный и попутный нефтяной газы, уголь. Запасы их не безграничны. По оценкам ученых,при... | ||
Итоги 2011-2012 учебного года итоги 2011-2012 учебного года Юридический адрес: 668400, Республика Тыва, Каа-Хемский район, с. Сарыг-Сеп, улица Енисейская 162 | Уроки Тема урока Количество часов Тип урока Требования к уровню Показывать на карте территорию Российской империи, называть особенности процесса модернизации в России начала ХХ века; сравнивать... | ||
Ii международная конференция «электронный город — электронная губерния... Куртамышского района», постановлением Администрации Куртамышского района от 21 октября 2010 года №62 «О внесении изменений в постановление... | Урок физики в 9 классе Тема урока: «Звук. Источники звука» «Механические колебания и волны. Звук»; сформировать понятия: звук, источники звука, звуковые волны; объяснить причинно- следственную... | ||
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования московской области | Доклад Александра Суринова, руководителя Федеральной службы государственной... «20 лет модернизации российской статистики: опыт и перспективы», посвященной 150 – летию Центрального статического Управления в России... | ||
Тематические Августовская конференция «Актуальные направления модернизации... Мсош, на которой была выработана консолидированная педагогическая позиция образовательного сообщества по модернизации образования... | Проект модернизации образования «Инновации-2010» Инновационный индивидуальный образовательный проект модернизации образования «Инновации-2010» | ||
Техническое задание на выполнение работ по модернизации сети передачи... Настоящий документ содержит требования по качеству и количеству работ выполняемых в рамках модернизации сети передачи данных и локальной... | Федеральная целевая программа «Комплексная программа модернизации... Федеральной целевой программы Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства | ||
Отчет по проекту №38: Разработка рекомендаций по реализации Болонского... Программы: Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования | Реферат Дисциплина: «Арбитражное судопроизводство» Тема: «Понятие,... Тема: «Понятие, предмет, система и источники отрасли арбитражного процессуального права» |