«Енисейская губерния: источники модернизации»





Скачать 270.34 Kb.
Название«Енисейская губерния: источники модернизации»
страница1/2
Дата публикации19.01.2015
Размер270.34 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
  1   2
Краевой уставной урок, посвященный 190-летию Енисейской губернии

Наш край: знаем и любим»
Материалы для учителя. 10-11 класы
Тема урока: «Енисейская губерния: источники модернизации»

Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них. Приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это - самый массовый вид науки.

Д.С.Лихачёв
В 2012 году исполнятся 190 лет со времени образования Енисейской губернии - административно-территориальной единице в составе Российской империи и РСФСР в 1822-1925 годах. По своей территории она в основном совпадала с границами Красноярского края.

Енисейская губерния была учреждена 26 января 1822 года из земель, входивших прежде в состав Иркутской и Томской губерний. Это была единственная губерния, северные и южные границы которой совпадали с границами Российской империи. Площадь новой губернии равнялась Турции, Австрии, Германии, Швеции и Норвегии вместе взятым.

Более чем столетнее существование Енисейской губернии было разнолико и разнопланово, со всеми контрастами, проблемами в хозяйственной и социальной жизни. Основные вехи истории губернии включают в себя административное устройство и власть; переселение в Енисейскую губернию; золотодобычу и промыслы; формирование купечества; политическую ссылку; развитие народного образования и формирование институтов гражданского общества.

Урок, посвященный 190-летию образования Енисейской губернии, построен на краеведческом материале, и именно история родного края не безлика, она близкая и родная именно потому, что она рассказывает о людях живущих рядом.

Краевой урок для 10-11 класса посвящен особенностям экономического развития Енисейской губернии. В рамках урока учащиеся выявляют периферийность как одну из основных проблем определяющих развитие региона, знакомятся с историческим опытом её преодоления. Учащиеся рассматривают источники модернизации Енисейской губернии и Красноярского края, анализируют эффективность их использования.

На основе исторических данных учащиеся делают собственные предположения о факторах и условиях, необходимых для модернизации Красноярского края в XXI в., превращения его в центр процессов модернизации.

Цель урока:

  • воспитание гражданской позиции через приобщение учащихся к решению ключевых проблем в развитии региона;

  • формирование устойчивого интереса к истории края, его современному развитию;

  • становление исследовательской компетентности;

Основные задачи урока

  • формирование общего представления об особенностях экономической модернизации Енисейской губернии и Красноярского края;

  • обучение умениям и навыкам извлечению и систематизации информации, получаемой из различных источников, критически осмысливанию её, превращению в собственные знания;

  • развитие мышления, активизация познавательных способностей, умений учащихся сравнивать и обобщать разнообразный фактический материал;

  • формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний в решении проблем современного развития общества;

  • проведение тренинга навыков публичной коммуникации, аргументации собственного суждения.

Ожидаемые учебные результаты:

После урока учащиеся будут

знать

  • Источники, определившие развитие Енисейской губернии в XIX – начале XX веков;

  • особенности географического положения Енисейской губернии в составе Российской империи;

  • особенности и результаты модернизации в Енисейской губернии XIX – начала XX веков и в Красноярском крае;

уметь

  • работать с историческими документами;

  • формулировать собственную точку зрения по поводу источников, определивших развитие Енисейской губернии в XIX – начале XX веков и аргументировать её;

  • работать с исторической картой;

  • выступать публично;

  • анализировать статистику;

смогут высказать собственное отношение к теме урока, понимать

  • важность изучения исторических документов и фактов для определения задач развития современного края;

  • роль источников, определивших развитие Енисейской губернии.

Основные используемые понятия:

  • Модернизация.

  • Периферия.

  • Факторы, определяющие развитие.

  • Результаты, последствия исторического развития.

  • Эффективность.

Основная деятельность на занятии:

  • Анализ статистики динамики населения Енисейской губернии.

  • Работа с картой по определению особенности положения Енисейской губернии в Российской империи.

  • Анализ текстов о роли строительства железной дороги, развития пароходства на Енисее, золотодобычи в развитии Енисейской губернии, индустриализации Красноярского края в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.

  • Участие в дискуссии об источниках, определивших развитие Енисейской губернии и Красноярского края в XIX –XX веках; факторах и условиях, необходимых для модернизации Красноярского края в XXI в. и превращения его в центр процессов модернизации.

Домашнее задание:

Сформулируйте предложения по преодолению периферийности Красноярского края.

Ресурсы к занятию

  • выдержки из исторических документов;

  • статистика населения Енисейской губернии;

  • историческая карта;

  • фотографии;

  • клише.

Интернет ресурсы

  • Википедия. Свободная энциклопедия.Карта. Административно-территориальное деление Российской империи к началу XX века. Губернии и области Российской империи по состоянию на 1914 год. http://ru.wikipedia.org/wiki/

  • Электронная версия журнала География. Из исследования С.А. Тархова Изменение административно-территориального деления России за последние 300 лет. http://geo.1september.ru/2001/15/2.htm

  • Культура народов Азиатской России. Библиотека. Комлева Е.В.Енисейское купечество (последняя четверть XVIII – первая половина XIX в.),Новосибирск, 2005. http://kulgor.narod.ru/biblioteka/komleva/glava1.html

  • Знакомство с Россией. История Красноярского края. http: // www.ru-regions.ru

  • Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю. http://www.krasstat.gks.ru/digital/region5/DocLib/Численность%20населения.pdf

  • С. А. Сафронов. «100 лет с начало аграрной реформы П. А. Столыпина в Енисейской губернии», Памятные даты Красноярского края, Сайт государственной научной библиотеки Красноярского края http://www.kraslib.ru/index.html?page=6&text=09111906%282006%29&year=2006&month=09&day=00

  • Сайт Канского педагогического колледжа. История Красноярска и города Канска. Социально-экономическое развитие Красноярского края во второй половине XX века // http://www.cross-kpk.ru/ims/files/6/files/SODER.htm)


Модель сценария урока 10-11 класс

Урок состоит из 3 частей.

Первая часть включает характеристику особенностей географического положения Енисейской губернии в Российской империи, анализ статистики роста населения в Енисейской губернии, формулирование гипотезы о факторах, влияющих на развитие региона. В результате формулируется проблемный вопрос для дальнейшего исследования об источниках определивших развитие Енисейской губернии и Красноярского края.

Во второй части занятия в форме групповой работы учащиеся знакомятся с историческими документами, статистикой и определяют источники модернизации, результаты и эффективность их использования для развития региона. Результаты работы в группе оформляются в виде обобщающей таблицы и представляются устно в по предложенному учителем алгоритму.

Третья часть носит обобщающий рефлексивный характер. Учащиеся используют, полученную информацию при высказывании собственного суждения о факторах необходимых для модернизации Красноярского края, чтобы решить проблему периферийности развития. Оценивают, полученный исторический «урок» с точки зрения современных реалий, понимая необходимость анализа исторического опыта и учёта его в построении стратегии развития края. Урок истории перестает быть «лавкой древностей» и становиться уроком для жизни.

В рамках краевого урока, посвященного 190-летию Енисейской губернии, предлагается также проведение встречи с руководителями различных уровней, с общественными и культурными деятелями для обсуждения их практической деятельности, проблем и решений, влияющих на сегодняшнюю ситуацию в крае.
Сценарий урока
В начале урока возможно показ первых слайдов презентации, в которых рассказывается об акции Уставной урок, дается краткая информации об образовании Енисейской губернии.

Часть 1. Объявление темы, ожидаемых учебных результатов и хода занятия (1 минута). Постановка проблемы и формулирование вопросов для исследования - (20 минут).
Историческая справка.

Деление Российской империи на губернии было введено Петром I. В 1825 г. в России было 49 губерний (32 русских, 13 особых и 4 сибирские). Одной из сибирских губерний в составе Восточно - Сибирского генерал-губернаторства была Енисейская губерния, образованная в 1822г. по проекту М.М. Сперанского. Первым губернатором Енисейской губернии был назначен А.П. Степанов.
Задания для учащихся:

Ознакомьтесь с приведенными ниже статистическими данными, выдержками из исторических источников. Рассмотрите карту. Ответьте на вопросы.

Задание для работы с картой:

  1. Каковы особенности положения Енисейской губернии в Российской империи?

  2. Назовите положительные и отрицательные стороны положения Енисейской губернии в Российской империи.

Карта. Административно-территориальное деление Российской империи к началу XX века. Губернии и области Российской империи по состоянию на 1914 год // http://ru.wikipedia.org/wiki/

Задание для работы со статистикой и текстами:

  1. Проанализируйте представленные ниже статистические данные и информацию из источников.

  2. Сделайте возможные выводы о величине территории Енисейской губернии, о плотности и изменении количества её населения в XIX-XX вв. Свои выводы подтвердите данными статистики.

  3. Сравните динамику численности населения городов Енисейской губернии. Сделайте предположение о причинах изменений.

  4. Сформулируйте факторы, определяющие периферийность развития Енисейской губернии.

Ресурсы для выполнения задания

Текст №1

По своей территории Енисейская губерния превосходила самую малую в Российской империи Московскую в 77 раз и уступала только Якутской области.

(ГАКК, ф. 595, оп. 48, д. 592, л. 1 об.).
Текст № 2.

По численности населения Енисейская губерния находилась на самом последнем месте. Здесь в 1823 году проживало 158 748 человек. По сравнению с городами европейской части России сибирские поселения выглядели малолюдными. Енисейск среди городов России по численности населения занимал 139-е место, Красноярск — 281-е, Ачинск — 469-е, Минусинск — 576-е. На 626-м месте, самом последнем, был заштатный город Туруханск.

(Комлева, Е. В. Енисейское купечество (последняя четверть XVIII — первая половина XIX века) / Е. В. Комлева. — М., 2006. — С. 35).

Таблица №1

Губернии Российской империи в начале XX в.


Губернии, области

Дата образования

Население, душ, 1847 г.

Площадь, км2, 1847 г.

Население, душ, 1905 г.

Площадь, км2, 1905 г.

Московская

1781

1 502 564

32 436

2 656 300

33 271

Оренбургская

1796 (1781)

1 706 837

372 989

1 795 500

189 717

Енисейская

1822

229 010



649 000

2 542 212

Иркутская

1783

527 207



544 100

726 270

(Из исследования С.А. Тархова Изменение административно-территориального деления России за последние 300 лет// http://geo.1september.ru/2001/15/2.htm)
Текст № 3.

Население губернии, в 1897г. достигшее 570,2 тыс. человек, к 1914 г. возросло до 1119,2 тыс. чел. (В. В. Чернышов. Обзор фондов КГКУ «Государственный архив Красноярского края» о переселенческой политике П.А. Столыпина.)

Текст № 4.

Итоги количественных и качественных изменений в населении Енисейской губернии подвела Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. По ее данным, в губернии насчитывалось 570 161 человек. Быстрыми темпами росло городское население, доля которого повысилась до 11,03% …

Источники: КГКУ «ГАКК». Ф.595. Оп.48. Д.35. ЛЛ.18-22

Таблица №2. Динамика численности населения приенисейских городов (душ обоего пола)



Комлева Е.В.Енисейское купечество (последняя четверть XVIII – первая половина XIX в.), Новосибирск, 2005.http://kulgor.narod.ru/biblioteka/komleva/glava1.html
Текст № 5.

Если до войны (Великая Отечественная война 1941-1945гг.) в Красноярске проживало около 190 тысяч жителей, то к концу войны их число выросло до 240 тысяч.

(Знакомство с Россией. История Красноярского края http://www.ru-regions.ru/)
Таблица №3.

Население Красноярского края

год

1959

Все население,чел.

2 204 051

Городское население, чел

1 089 037

Городское население, %

49,4

(По данным всесоюзных и всероссийских переписей (без учёта населения входившей в состав края Хакасской АО)
График №1



(http://www.krasstat.gks.ru/digital/region5/DocLib/Численность%20населения.pdf

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю)
Возможные выводы:

  1. Енисейская губерния занимает «срединное положение» в Российской империи.

  2. Енисейская губерния отдалена от центра (периферия Российской губернии).

  3. Территория Енисейской губернии во много раз превосходила территорию Европейских государств.

  4. Очень низкая плотность населения и малочисленность городского населения в Енисейской губернии.

  5. В период с 1823г. по 1914г. население Енисейской губернии увеличивается в десятки раз. Увеличивается количество городского населения, но сельское население преобладает.

  6. Динамика численности населения городов Енисейской губернии показывает, что самым крупным городом Енисейской губернии к середине XIX в. стал Красноярск, а в Енисейске и Туруханске наблюдается уменьшение количества населения.

  7. К 1959 году практически половина всего населения Красноярского края проживает в городах. Наблюдается значительный рост населения в регионе.


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Енисейская губерния: источники модернизации» iconРуководство по нахождению ресурсов в данной области и использованию ее методологии
«Общие источники» и «Специальные источники», а «Специальные источники» — на «Гуманитарные науки», «Соци­альные науки» и «Точные и...
«Енисейская губерния: источники модернизации» iconОсновная образовательная программа муниципального казенного образовательного...
В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным и общедоступным
«Енисейская губерния: источники модернизации» iconИсточники поиска кандидатов
Источники поиска кандидатов зависят от уровня вакансии, срочности закрытия и наличия бюджета
«Енисейская губерния: источники модернизации» iconПриродные источники углеводородов
Основные источники углеводородов нефть,природный и попутный нефтяной газы, уголь. Запасы их не безграничны. По оценкам ученых,при...
«Енисейская губерния: источники модернизации» iconИтоги 2011-2012 учебного года итоги 2011-2012 учебного года
Юридический адрес: 668400, Республика Тыва, Каа-Хемский район, с. Сарыг-Сеп, улица Енисейская 162
«Енисейская губерния: источники модернизации» iconУроки Тема урока Количество часов Тип урока Требования к уровню
Показывать на карте территорию Российской империи, называть особенности процесса модернизации в России начала ХХ века; сравнивать...
«Енисейская губерния: источники модернизации» iconIi международная конференция «электронный город — электронная губерния...
Куртамышского района», постановлением Администрации Куртамышского района от 21 октября 2010 года №62 «О внесении изменений в постановление...
«Енисейская губерния: источники модернизации» iconУрок физики в 9 классе Тема урока: «Звук. Источники звука»
«Механические колебания и волны. Звук»; сформировать понятия: звук, источники звука, звуковые волны; объяснить причинно- следственную...
«Енисейская губерния: источники модернизации» iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования московской области
«Енисейская губерния: источники модернизации» iconДоклад Александра Суринова, руководителя Федеральной службы государственной...
«20 лет модернизации российской статистики: опыт и перспективы», посвященной 150 – летию Центрального статического Управления в России...
«Енисейская губерния: источники модернизации» iconТематические Августовская конференция «Актуальные направления модернизации...
Мсош, на которой была выработана консолидированная педагогическая позиция образовательного сообщества по модернизации образования...
«Енисейская губерния: источники модернизации» iconПроект модернизации образования «Инновации-2010»
Инновационный индивидуальный образовательный проект модернизации образования «Инновации-2010»
«Енисейская губерния: источники модернизации» iconТехническое задание на выполнение работ по модернизации сети передачи...
Настоящий документ содержит требования по качеству и количеству работ выполняемых в рамках модернизации сети передачи данных и локальной...
«Енисейская губерния: источники модернизации» iconФедеральная целевая программа «Комплексная программа модернизации...
Федеральной целевой программы Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства
«Енисейская губерния: источники модернизации» iconОтчет по проекту №38: Разработка рекомендаций по реализации Болонского...
Программы: Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования
«Енисейская губерния: источники модернизации» iconРеферат Дисциплина: «Арбитражное судопроизводство» Тема: «Понятие,...
Тема: «Понятие, предмет, система и источники отрасли арбитражного процессуального права»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск