Пояснительная записка рабочая программа разрабатывается на основании





Скачать 262.61 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа разрабатывается на основании
страница1/2
Дата публикации22.02.2015
Размер262.61 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > История > Пояснительная записка
  1   2
Рабочая программа по Всеобщей истории

История Средних веков (6 класс)

по учебнику Е.В.Агибаловой, Г.М.Донского
Пояснительная записка

Рабочая программа разрабатывается на основании:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

В учебной программе используется следующий учебно-методический комплект:

  1. Агибалова Е. В., Донской Г. М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. - М.: Просвещение, 2007.

  2. Рабочая тетрадь к учебнику Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского / авт. Е. А. Крючкова. -М.: Просвещение, 2007.

  3. Максимов И. И. Атлас по истории Средних веков. - М.: Дрофа, 2007.

  4. Настенные карты по истории средних веков.

Характеристика предмета

Предмет История охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию. Тема «Африка» предполагается для самостоятельного изучения учащимися, так как она не предусмотрена Стандартом основного общего образования

Задача курса - показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.

Основные цели курса:

сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;

осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основныхрегионов Европы и мира, показать их общие черты и различия; .

охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории

и культуре;

показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали);

уделить при этом особое внимание истории мировой религии - христианства и ислама.

В ходе изучения курса имеется возможность вести работу по формированию у учащихся:

  • умения связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;

  • умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;

  • умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;

  • умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;

  • умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;

  • умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;

  • умения работать с исторической картой;

  • умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.

Календарно-тематическое планирование составлено на 32 часа

Основное содержание курса
История Средних веков:

Введение. Живое средневековье.

Что изучает история Средних веков. Дискуссии ученых о временных границах эпохи Средневековья. Условность термина «Средневековье». Место истории Средних веков в истории человечества. Этапы развития эпохи. По каким источникам ученые изучают историю Средних веков.

Тема 1. Становление средневековой Европы (VI-XI) (5 ч.)

Древние германцы  и Римская империя 

Переселенцы германцев из Альп на территорию Рисской империи. Расселение германцев в новых для них землях. Устройство германских деревень. Переход к оседлому образу жизни. Занятия, традиции и семья. Родоплеменная организация германцев. Выделение знати. Историк Тацит о германском образе жизни. Великое переселение народов. Гунны и германцы. Верования германцев.  Ослабление  Римской империи  и последующий ее раздел под натиском варваров. Падение Западной Римской империи. Роль вторжения германских племен в границы ослабевшей Западной Римской империи.  Территория расселения германских союзов племен на бывшей территории Западной Римской Империи.

Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII вв.

 Образование варварских государств на территории бывшей Западной Римской империи. Франки. Возвышение Хлодвига – вождя франков. Складывание королевства у франков во главе с Хлодвигом, основателем рода Меровингов. Признание римской знатью  власти Хлодвига. Сближение культур, образ жизни германцев и римлян. Элементарность  государственного устройства у франков при сильной королевской власти.  Налоги, суд и военная организация. Раздел Хлодвигом королевства между наследниками.  Хлодвиг и Христианская церковь.

Духовенство и миряне. Распространение христианства среди варваров. Появление монахов и возникновение монастырей. Белое и черное монашество.

Усобицы потомков Хлодвига и их последствия для Франкского королевства. Меровинги – «ленивые короли».  Карл Мартелл. Военная реформа. Феод и феодал.

Возникновение  и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.

Новый король и династия Каролингов. Личность Карла Великого. Папа римский и Карл.  Направления, цели и итоги военных походов короля Карла.  Расширение границ государства.  Образование империи Карла Великого.   Раздел империи Карла между наследниками.  Отсутствие единства в новых государствах.  Феодальная раздробленность.  Система вассалитета.

Западная Европа  в IX-XI вв.

Франция в IX-XI вв. Потеря королевской властью значения центрального государственного органа. Слабость Каролингов. Гуго Капет – новый избранный король. Владения короля – его домен.

Германия в IX-XI вв. Венгры и германской государство. Оттон I. Еще одно восстановление древней Римской империи  -  Священная Римская империя.  Италия и Германия. 

Англия в IX-XI вв.  Легенды об английском короле Артуре.  Бретань и Британия.  Норманны и их образ жизни.  Население Западной Европы и их образ жизни.  Варяги и народы Восточной Европы. Русь и варяги. Ь Норманнские Рюриковичи – первая династия князей  Древней Руси.  Король Альфред Великий.

Культура Западной Европы в раннее Средневековье.

Утверждение христианства в раннее Средневековье. Ограниченность представлений о мире у средневекового европейца. Учение Пифагора, Фалеса: взгляд средневековых ученых.  Отсутствие единых летоисчисления, календарей, меры веса и т.д.  Неграмотность населения Европы.  Карл Великий и короткая вспышка  Каролингского Возрождения.  Монах Алкуин.  Влияние античности на архитектуру.  Открытие школ при монастырях, соборах.  Латинский язык в средние века.  Библия.  Хроники и житийная литература.  Появление светской литературы на латинском языке.

 Тема 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. (3 ч.)

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними  врагами.

Образование Восточной Римской империи – Византии. Константинополь. Византия при Юстиниане.  Реформы императора Юстиниана.  Военные походы. Расселение славян и арабов на территории Византии. Борьба империи с внешними врагами.

Культура Византии

Византия – наследница мира Античности  стран Востока. Рост потребности государства в грамотных людях. Основные типы школ Византии.  Развитие античных знаний.  Изменение в архитектуре христианского храма.  Влияние Византийской культуры на другие страны  и народы. Византия и Русь: культурное влияние.

Образование славянских государств.

Племенные ветви славян. Занятия и образ жизни.  Управление и организация. Вождь и дружина. Объединение славян. Образование государства у южных славян – Болгарии. Князь Симеон и его политика. Кочевники и судьбы Болгарского царства. Василий II  Болгаробойца. Соперничество Визатиии и Болгарии.  Великоморавская держава -  государство западных славян.  Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Слабость Великоморавского государства и его подчинение  Германии. Образование Киевской Руси – государства восточных славян.  Появление государств Чехии и Польши. Мешко I и Болеслав I Храбрый.

 Тема 3. Арабы в VI – XI вв. (2 ч.)

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

Аравия -  родина исламской религии. География, природные уловия, занятия, образ жизни. Бедуины. Мекка – центр торговли. Мухаммед -  проповедник новой религии. Возникновение ислама.  Аллах.  Распространение ислама среди арабских племен. Образование арабского государства во главе с Мухаммедом.  Коран – священная книга ислама. Нормы шариата. Семья и Коран.

Арабский халифат. Халиф – заместитель пророка. Вторжение арабов во владения Ромейской империи. Поход в Северную Африку. Исламизация берберов. Покорение жителей  большей части Пиренейского полуострова. Эмиры и система налогообложения. Народное сопротивление народному владычеству. Междоусобицы. Королевский эмират. Распад халифата.

Культура стран халифата.

Наследие эллинизма и ислам. Арабский язык. Образование. Медресе – высшая мусульманская школа.  Научные знания арабов.  Арабская поэзия и сказки. Архитектура.  Мечеть.

 Тема 4. Феодалы и крестьяне (2 ч.)

В рыцарском замке.

Период расцвета, зрелости Средневековья.  Установление феодальных отношений. Окончательное установление вассальных отношений.  Распространение архитектуры замков.  Рыцарь. Его снаряжение.  Отличительные знаки рыцапря.  Кодекс рыцарской чести – рыцарская культура.

Средневековая деревня и ее обитатели.

Земля – феодальная собственность. Феодальная вотчина. Феодал и зависимые крестьяне. Виды феодальной зависимости земледельцев. Повинности крестьянина. Хозяйство земледельца. Условия труда. 

 Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. (2 ч.)

Формирование средневековых городов.

Совершенствование орудий обработки земли. Увеличение роли тяглового скота в земледелии. Развитие ремесла. Добыча, плавка и обработка железа.  Отделение ремесла от сельского хозяйства.  Причины возникновения городов.  Сеньоры и город.  Цеховые объединения городских ремесленников.  Изменение культуры европейцев в период  расцвета Средневековья.  Объединения купцов – гильдия, товарищество. Торговые пути. Ярмарки. От ростовщичества к банкам.

Горожане и их образ жизни.

 Своеобразие города.  Управление городом и городская знать. Городская беднота и восстания. Образ жизни горожан. Университеты  как явление городской среды. Развлечения горожан.  Союз королей и городов. 

 Тема 6. Католическая церковь в XШ- XIII вв. Крестовые походы.

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. (2ч.)

Складывание трех сословий, характерных для общества феодального этапа. Усиление власти короля.  Церковь – крупнейший землевладелец.  Рост влияния церкви и ее экономического и духовного могущества.  Разделение церквей. Папа римский Григорий VII. Двухсотлетняя борьба  королей и папства.  Опора папства – епископы и монастыри.  Могущество папы Иннокентия III. Движение еретиков. Католическая церковь и еретики. Доминик Гусман.

Крестовые походы

 Клермонский призыв папы римского Урбана II.  Палестина – святая земля для верующих христиан.  Крестовые походы и крестоносцы.  Цели участников. Различия походов бедноты и феодалов. Сопротивление нраодов Востока натиску  крестоносцев.  Салах ад-Дин и Третий крестовый поход.  Судьба походов корорлей Фридриха I Барбароссы, Филиппа II Августа, Ричарда Львиное Сердце. Четвертый крестовый поход.  Распад Визатии  и ее восстановление.Дестские крестовые походы. Значение и тоги крестовых походов для Запада и Востока.

 Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.)  (6 ч.)

Как происходило объединение Франции.

Экономические успехи Французского государства. Объединение городов и крестьян-земледельцев, части рыцарства вокруг короля.  Поддержка королей церковью. Начало объединения Франции. Филипп II Август. Людовик IX Святой. Утверждение единой денежной системы. Конфликт между королем  Филиппом IV Красивым и папой римским Бонифацием VIII.  Франция – централизованное государство.  Генеральные штаты – французский парламент. Оформление сословной монархии во Франции.

Что англичане считают началом своих свобод

Король Англии – Вильгельм завоеватель, основатель нормандской династии.  От завоевания к централизованному государству. Генрих II.  Иоанн Безземельный. И Великая хартия вольностей -  конституция.  Парламент.

Крестьянские восстания во Франции и Англии.

«Черная смерть» и столетняя война.  Положение крестьян. Рост крестьянского недовольства. Жакерия во Франции. Гильом Каль.  Джон Болл. Востание Уота Тайлера в Англии. Итоги и значение восстания.

Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии.

Восстановление Франции после трагедии и военных утрат. Борьба между Людовиком XI  и Карлом Смелым. Завершение объединения Франции. Междоусобная борьба Алой и Белой  розы в Англии: итоги и последствия. Генрих II  - король новой правящей династии в Англии. Усиление власти Английского короля в конце XV  в.

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

Мусульманская Испания. Мавры. Андалусия. Многовековая Реконкиста Испании. Завоеванная свобода и земли.  Распад королевства халифата.  Наступление христианства.  Сословно-монархическое устройство   централизованных государств на Пиренейском полуострове. Кортесы. Образование единого Испанского королевства. Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский. Томас Торквемада. Аутодафе.

 Тема 8. Германия и Италия в XII – XV вв. (2 ч.)

Усиление власти князей в Германии.

Подъем хозяйства в Германии. Слабость королевской власти.  Усиление власти князей в Германии.  Король Карл I – император  Карл IV. От династии Люксембург к династии Габсбургов.

Расцвет итальянских городов

Расцвет торговли.  Борьба городов с феодалами. Борьба римских пап  с императорами в Италии: гвельфы и гибеллины. Оформление тирании в некоторых городах-государствах Италии. Тирания Медичи во Флоренции.

 Тема 9. Славянские государства и Византия в XIV – XV вв. (2 ч.)

Гуситское движение в Чехии

Возвышение роли Чехии в Священной Римской империи. Экономический подъем чешского государства.  Прага – столица империи.  Население, церковь, власть.  Ян Гус – критик духовенства.  Казнь Яна Гуса. Гуситское движение в Чехии. Ян Жижка.  Итоги и последствия движения.

Завоевание турками-османами Балканского полуострова

Балканские народы накануне завоевания.  Свобода болгар от власти Византии в конце XII в.  Усиление и распад Сербии.  Соперничество балканских государств.  Образование государства османов.  Милош Обилич.  Султан Баязит. Мехмед II Завоеватель.  Падение Византийской империи. Переименование Константинополя в Стамбул – столицу Османской империи.  Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

 Тема 10. Культура Западной Европы в ЧШ – XV вв.(4 ч.)

Образование и философия

Расширение границ мира средневекового человека. Путешествие Марко Поло.  Возникновение университетов. Схоластика – религиозная философия.  Ансельм Кентерберийский.  Спор между церковью и философами.  Фома Аквинский.  Роджер Бэкон. Роль философии в средневековую эпоху.

Средневековая литература и искусство

Влияние развитие образования на культуру рыцарства.  Рыцарская литература. Обращение к легендарному герою – королю Артуру.  Роман «Тристан и Изольда».  Средневековая живопись. Книжная миниатюра. Фрески.

Культура раннего Возрождения в Италии

Торговые   связи итальянских городов со странами Европы и Востока. Зарождение культуры раннего Возрождения в Италии.  Первые гуманисты- Франческо Петрарка, Джованни Бокаччо.  Начало открытия индивидуальности. Портрет. Живопись. Сандро Боттичелли.

Научные открытия и изобретения.  От астрологии и алхимии к астрономии и химии, медицине.  Усовершенствование водяного двигателя. Изобретение доменной печи.  Наало производства огнестрельного оружия. Переворот в военном деле. Дальнейшее развитие мореплавания и кораблестроения.  Открытия Христофора Колумба.  Начало Великих географических открытий.  Изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом. Доступность печатной книги.

 Тема 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (4 ч.)

Средневековый Китай

Империя Тан   - единое государство.  Император – «Сын неба».  Широкие торговые связи.  Образование крупных поместий.  Развитие феодальных отношений.  Крестьянская война под руководством  Хуан Чао. Империя Сун в период зрелого феодализма.  Монгольская опасность. Чингисхан.  Завоевания Китая монголами. Антимонгольское восстание Красных повязок. Приобретение независимости.  Восстановление и независимость городов. Художественные ремесла.  Живопись. Влияние китайской культуры на страны тихоокеанского региона.

Индия. Государства и культура

Географическая и этнографическая разобщенность народов  Индии.  Государственная и местная власть. Раджи.  Брахманы. Крестьянство.  Кастовое устройство общества.  Вторжение войск арабского и  Багдадского халифатов.  Торговля Индии с другими странами.  Наука. Обсерватории.  Индийская медицина.  Буддийские храмы. Влияние мусульманской культуры. Мавзолеи.

Государства и народы доколумбовской Америки

Население Северной и Южной Америки и его занятия.  Образ жизни, территория расселения народов майя.  Культура инков.

Африка

Неравномерность развития народов Африки. Территория, занятия, культура народов Центральной Африки.  Кочевники пустыни Сахара.  Освоение Африки европейцами.

Наследие Средних веков в истории человечества

Оформление образа жизни, традиций, обычаев, характерных для Средневековья.  Развитие политической системы.  Оформление основных черт и признаков демократии. Развитие и утверждение гуманизма. Великие географические открытия.  Развитие образования, науки.  Складывание нового образа человека и отношений

 Планируемые результаты:

Уметь в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;

Уметь сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различие;

Уметь  давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;

Уметь  спорить и отстаивать свои взгляды;

Уметь  анализировать исторический источник;

Уметь оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность и диахронность событий и явлений;

Уметь  читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.

В результате изучения истории ученик должен знать/понимать:

•           основные этапы и ключевые события истории Древнего  мира

•           выдающихся деятелей;

•           важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

•           изученные виды исторических источников;

Уметь:

 •показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

•           рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

•           соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; ---определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

•           объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям, достижениям отечественной и мировой культуры;
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа разрабатывается на основании iconРабочая программа по химии пояснительная записка цели и задачи
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Пояснительная записка рабочая программа разрабатывается на основании iconПояснительная записка. Статус документа
Рабочая программа литературе 6 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Пояснительная записка рабочая программа разрабатывается на основании iconПояснительная записка. Содержание рабочей программы. Тематический план
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Пояснительная записка рабочая программа разрабатывается на основании iconПояснительная записка. Содержание рабочей программы. Тематический план
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Пояснительная записка рабочая программа разрабатывается на основании iconПояснительная записка к дипломному проекту На тему: «Разработка crm-системы...
В данном дипломном проекте разрабатывается система управления взаимоотношениями с клиентами на основе Mayral Framework
Пояснительная записка рабочая программа разрабатывается на основании iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании нор мативных документов
...
Пояснительная записка рабочая программа разрабатывается на основании iconПояснительная записка изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Пояснительная записка рабочая программа разрабатывается на основании iconПояснительная записка Документы, на основании которых разработана...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пояснительная записка рабочая программа разрабатывается на основании iconРабочая программа по географии 9 класс Пояснительная записка Данная...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса и составлена на основании
Пояснительная записка рабочая программа разрабатывается на основании iconПояснительная записка Данная рабочая программа по истории 5 класса...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Реченская основная общеобразовательная школа
Пояснительная записка рабочая программа разрабатывается на основании iconПояснительная записка Данная рабочая программа по истории 7 класса...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Реченская основная общеобразовательная школа
Пояснительная записка рабочая программа разрабатывается на основании iconПояснительная записка к рабочей программе по изобразительному искусству...
Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 5 марта 2004 года
Пояснительная записка рабочая программа разрабатывается на основании iconРабочая программа по русскому языку в 5 классе Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Пояснительная записка рабочая программа разрабатывается на основании iconПояснительная записка Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...
Пояснительная записка рабочая программа разрабатывается на основании iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по технологии (приказ мо РФ от 05....
Пояснительная записка рабочая программа разрабатывается на основании iconПояснительная записка нормативные правовые документы, на основании...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ №1089 от 05. 03. 2004


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск