Скачать 262.61 Kb.
|
Рабочая программа по Всеобщей истории История Средних веков (6 класс) по учебнику Е.В.Агибаловой, Г.М.Донского Пояснительная записка Рабочая программа разрабатывается на основании:
В учебной программе используется следующий учебно-методический комплект:
Характеристика предмета Предмет История охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию. Тема «Африка» предполагается для самостоятельного изучения учащимися, так как она не предусмотрена Стандартом основного общего образования Задача курса - показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям. Основные цели курса: сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории; осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основныхрегионов Европы и мира, показать их общие черты и различия; . охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре; показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировой религии - христианства и ислама. В ходе изучения курса имеется возможность вести работу по формированию у учащихся:
Календарно-тематическое планирование составлено на 32 часа Основное содержание курса История Средних веков: Введение. Живое средневековье. Что изучает история Средних веков. Дискуссии ученых о временных границах эпохи Средневековья. Условность термина «Средневековье». Место истории Средних веков в истории человечества. Этапы развития эпохи. По каким источникам ученые изучают историю Средних веков. Тема 1. Становление средневековой Европы (VI-XI) (5 ч.) Древние германцы и Римская империя Переселенцы германцев из Альп на территорию Рисской империи. Расселение германцев в новых для них землях. Устройство германских деревень. Переход к оседлому образу жизни. Занятия, традиции и семья. Родоплеменная организация германцев. Выделение знати. Историк Тацит о германском образе жизни. Великое переселение народов. Гунны и германцы. Верования германцев. Ослабление Римской империи и последующий ее раздел под натиском варваров. Падение Западной Римской империи. Роль вторжения германских племен в границы ослабевшей Западной Римской империи. Территория расселения германских союзов племен на бывшей территории Западной Римской Империи. Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. Образование варварских государств на территории бывшей Западной Римской империи. Франки. Возвышение Хлодвига – вождя франков. Складывание королевства у франков во главе с Хлодвигом, основателем рода Меровингов. Признание римской знатью власти Хлодвига. Сближение культур, образ жизни германцев и римлян. Элементарность государственного устройства у франков при сильной королевской власти. Налоги, суд и военная организация. Раздел Хлодвигом королевства между наследниками. Хлодвиг и Христианская церковь. Духовенство и миряне. Распространение христианства среди варваров. Появление монахов и возникновение монастырей. Белое и черное монашество. Усобицы потомков Хлодвига и их последствия для Франкского королевства. Меровинги – «ленивые короли». Карл Мартелл. Военная реформа. Феод и феодал. Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. Новый король и династия Каролингов. Личность Карла Великого. Папа римский и Карл. Направления, цели и итоги военных походов короля Карла. Расширение границ государства. Образование империи Карла Великого. Раздел империи Карла между наследниками. Отсутствие единства в новых государствах. Феодальная раздробленность. Система вассалитета. Западная Европа в IX-XI вв. Франция в IX-XI вв. Потеря королевской властью значения центрального государственного органа. Слабость Каролингов. Гуго Капет – новый избранный король. Владения короля – его домен. Германия в IX-XI вв. Венгры и германской государство. Оттон I. Еще одно восстановление древней Римской империи - Священная Римская империя. Италия и Германия. Англия в IX-XI вв. Легенды об английском короле Артуре. Бретань и Британия. Норманны и их образ жизни. Население Западной Европы и их образ жизни. Варяги и народы Восточной Европы. Русь и варяги. Ь Норманнские Рюриковичи – первая династия князей Древней Руси. Король Альфред Великий. Культура Западной Европы в раннее Средневековье. Утверждение христианства в раннее Средневековье. Ограниченность представлений о мире у средневекового европейца. Учение Пифагора, Фалеса: взгляд средневековых ученых. Отсутствие единых летоисчисления, календарей, меры веса и т.д. Неграмотность населения Европы. Карл Великий и короткая вспышка Каролингского Возрождения. Монах Алкуин. Влияние античности на архитектуру. Открытие школ при монастырях, соборах. Латинский язык в средние века. Библия. Хроники и житийная литература. Появление светской литературы на латинском языке. Тема 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. (3 ч.) Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Образование Восточной Римской империи – Византии. Константинополь. Византия при Юстиниане. Реформы императора Юстиниана. Военные походы. Расселение славян и арабов на территории Византии. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии Византия – наследница мира Античности стран Востока. Рост потребности государства в грамотных людях. Основные типы школ Византии. Развитие античных знаний. Изменение в архитектуре христианского храма. Влияние Византийской культуры на другие страны и народы. Византия и Русь: культурное влияние. Образование славянских государств. Племенные ветви славян. Занятия и образ жизни. Управление и организация. Вождь и дружина. Объединение славян. Образование государства у южных славян – Болгарии. Князь Симеон и его политика. Кочевники и судьбы Болгарского царства. Василий II Болгаробойца. Соперничество Визатиии и Болгарии. Великоморавская держава - государство западных славян. Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Слабость Великоморавского государства и его подчинение Германии. Образование Киевской Руси – государства восточных славян. Появление государств Чехии и Польши. Мешко I и Болеслав I Храбрый. Тема 3. Арабы в VI – XI вв. (2 ч.) Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Аравия - родина исламской религии. География, природные уловия, занятия, образ жизни. Бедуины. Мекка – центр торговли. Мухаммед - проповедник новой религии. Возникновение ислама. Аллах. Распространение ислама среди арабских племен. Образование арабского государства во главе с Мухаммедом. Коран – священная книга ислама. Нормы шариата. Семья и Коран. Арабский халифат. Халиф – заместитель пророка. Вторжение арабов во владения Ромейской империи. Поход в Северную Африку. Исламизация берберов. Покорение жителей большей части Пиренейского полуострова. Эмиры и система налогообложения. Народное сопротивление народному владычеству. Междоусобицы. Королевский эмират. Распад халифата. Культура стран халифата. Наследие эллинизма и ислам. Арабский язык. Образование. Медресе – высшая мусульманская школа. Научные знания арабов. Арабская поэзия и сказки. Архитектура. Мечеть. Тема 4. Феодалы и крестьяне (2 ч.) В рыцарском замке. Период расцвета, зрелости Средневековья. Установление феодальных отношений. Окончательное установление вассальных отношений. Распространение архитектуры замков. Рыцарь. Его снаряжение. Отличительные знаки рыцапря. Кодекс рыцарской чести – рыцарская культура. Средневековая деревня и ее обитатели. Земля – феодальная собственность. Феодальная вотчина. Феодал и зависимые крестьяне. Виды феодальной зависимости земледельцев. Повинности крестьянина. Хозяйство земледельца. Условия труда. Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. (2 ч.) Формирование средневековых городов. Совершенствование орудий обработки земли. Увеличение роли тяглового скота в земледелии. Развитие ремесла. Добыча, плавка и обработка железа. Отделение ремесла от сельского хозяйства. Причины возникновения городов. Сеньоры и город. Цеховые объединения городских ремесленников. Изменение культуры европейцев в период расцвета Средневековья. Объединения купцов – гильдия, товарищество. Торговые пути. Ярмарки. От ростовщичества к банкам. Горожане и их образ жизни. Своеобразие города. Управление городом и городская знать. Городская беднота и восстания. Образ жизни горожан. Университеты как явление городской среды. Развлечения горожан. Союз королей и городов. Тема 6. Католическая церковь в XШ- XIII вв. Крестовые походы. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. (2ч.) Складывание трех сословий, характерных для общества феодального этапа. Усиление власти короля. Церковь – крупнейший землевладелец. Рост влияния церкви и ее экономического и духовного могущества. Разделение церквей. Папа римский Григорий VII. Двухсотлетняя борьба королей и папства. Опора папства – епископы и монастыри. Могущество папы Иннокентия III. Движение еретиков. Католическая церковь и еретики. Доминик Гусман. Крестовые походы Клермонский призыв папы римского Урбана II. Палестина – святая земля для верующих христиан. Крестовые походы и крестоносцы. Цели участников. Различия походов бедноты и феодалов. Сопротивление нраодов Востока натиску крестоносцев. Салах ад-Дин и Третий крестовый поход. Судьба походов корорлей Фридриха I Барбароссы, Филиппа II Августа, Ричарда Львиное Сердце. Четвертый крестовый поход. Распад Визатии и ее восстановление.Дестские крестовые походы. Значение и тоги крестовых походов для Запада и Востока. Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) (6 ч.) Как происходило объединение Франции. Экономические успехи Французского государства. Объединение городов и крестьян-земледельцев, части рыцарства вокруг короля. Поддержка королей церковью. Начало объединения Франции. Филипп II Август. Людовик IX Святой. Утверждение единой денежной системы. Конфликт между королем Филиппом IV Красивым и папой римским Бонифацием VIII. Франция – централизованное государство. Генеральные штаты – французский парламент. Оформление сословной монархии во Франции. Что англичане считают началом своих свобод Король Англии – Вильгельм завоеватель, основатель нормандской династии. От завоевания к централизованному государству. Генрих II. Иоанн Безземельный. И Великая хартия вольностей - конституция. Парламент. Крестьянские восстания во Франции и Англии. «Черная смерть» и столетняя война. Положение крестьян. Рост крестьянского недовольства. Жакерия во Франции. Гильом Каль. Джон Болл. Востание Уота Тайлера в Англии. Итоги и значение восстания. Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Восстановление Франции после трагедии и военных утрат. Борьба между Людовиком XI и Карлом Смелым. Завершение объединения Франции. Междоусобная борьба Алой и Белой розы в Англии: итоги и последствия. Генрих II - король новой правящей династии в Англии. Усиление власти Английского короля в конце XV в. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Мусульманская Испания. Мавры. Андалусия. Многовековая Реконкиста Испании. Завоеванная свобода и земли. Распад королевства халифата. Наступление христианства. Сословно-монархическое устройство централизованных государств на Пиренейском полуострове. Кортесы. Образование единого Испанского королевства. Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский. Томас Торквемада. Аутодафе. Тема 8. Германия и Италия в XII – XV вв. (2 ч.) Усиление власти князей в Германии. Подъем хозяйства в Германии. Слабость королевской власти. Усиление власти князей в Германии. Король Карл I – император Карл IV. От династии Люксембург к династии Габсбургов. Расцвет итальянских городов Расцвет торговли. Борьба городов с феодалами. Борьба римских пап с императорами в Италии: гвельфы и гибеллины. Оформление тирании в некоторых городах-государствах Италии. Тирания Медичи во Флоренции. Тема 9. Славянские государства и Византия в XIV – XV вв. (2 ч.) Гуситское движение в Чехии Возвышение роли Чехии в Священной Римской империи. Экономический подъем чешского государства. Прага – столица империи. Население, церковь, власть. Ян Гус – критик духовенства. Казнь Яна Гуса. Гуситское движение в Чехии. Ян Жижка. Итоги и последствия движения. Завоевание турками-османами Балканского полуострова Балканские народы накануне завоевания. Свобода болгар от власти Византии в конце XII в. Усиление и распад Сербии. Соперничество балканских государств. Образование государства османов. Милош Обилич. Султан Баязит. Мехмед II Завоеватель. Падение Византийской империи. Переименование Константинополя в Стамбул – столицу Османской империи. Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Тема 10. Культура Западной Европы в ЧШ – XV вв.(4 ч.) Образование и философия Расширение границ мира средневекового человека. Путешествие Марко Поло. Возникновение университетов. Схоластика – религиозная философия. Ансельм Кентерберийский. Спор между церковью и философами. Фома Аквинский. Роджер Бэкон. Роль философии в средневековую эпоху. Средневековая литература и искусство Влияние развитие образования на культуру рыцарства. Рыцарская литература. Обращение к легендарному герою – королю Артуру. Роман «Тристан и Изольда». Средневековая живопись. Книжная миниатюра. Фрески. Культура раннего Возрождения в Италии Торговые связи итальянских городов со странами Европы и Востока. Зарождение культуры раннего Возрождения в Италии. Первые гуманисты- Франческо Петрарка, Джованни Бокаччо. Начало открытия индивидуальности. Портрет. Живопись. Сандро Боттичелли. Научные открытия и изобретения. От астрологии и алхимии к астрономии и химии, медицине. Усовершенствование водяного двигателя. Изобретение доменной печи. Наало производства огнестрельного оружия. Переворот в военном деле. Дальнейшее развитие мореплавания и кораблестроения. Открытия Христофора Колумба. Начало Великих географических открытий. Изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом. Доступность печатной книги. Тема 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (4 ч.) Средневековый Китай Империя Тан - единое государство. Император – «Сын неба». Широкие торговые связи. Образование крупных поместий. Развитие феодальных отношений. Крестьянская война под руководством Хуан Чао. Империя Сун в период зрелого феодализма. Монгольская опасность. Чингисхан. Завоевания Китая монголами. Антимонгольское восстание Красных повязок. Приобретение независимости. Восстановление и независимость городов. Художественные ремесла. Живопись. Влияние китайской культуры на страны тихоокеанского региона. Индия. Государства и культура Географическая и этнографическая разобщенность народов Индии. Государственная и местная власть. Раджи. Брахманы. Крестьянство. Кастовое устройство общества. Вторжение войск арабского и Багдадского халифатов. Торговля Индии с другими странами. Наука. Обсерватории. Индийская медицина. Буддийские храмы. Влияние мусульманской культуры. Мавзолеи. Государства и народы доколумбовской Америки Население Северной и Южной Америки и его занятия. Образ жизни, территория расселения народов майя. Культура инков. Африка Неравномерность развития народов Африки. Территория, занятия, культура народов Центральной Африки. Кочевники пустыни Сахара. Освоение Африки европейцами. Наследие Средних веков в истории человечества Оформление образа жизни, традиций, обычаев, характерных для Средневековья. Развитие политической системы. Оформление основных черт и признаков демократии. Развитие и утверждение гуманизма. Великие географические открытия. Развитие образования, науки. Складывание нового образа человека и отношений Планируемые результаты: Уметь в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации; Уметь сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различие; Уметь давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения; Уметь спорить и отстаивать свои взгляды; Уметь анализировать исторический источник; Уметь оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность и диахронность событий и явлений; Уметь читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов. В результате изучения истории ученик должен знать/понимать: • основные этапы и ключевые события истории Древнего мира • выдающихся деятелей; • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; • изученные виды исторических источников; Уметь: •показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий; • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов; • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; ---определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий; • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям, достижениям отечественной и мировой культуры; |
Рабочая программа по химии пояснительная записка цели и задачи Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа | Пояснительная записка. Статус документа Рабочая программа литературе 6 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов | ||
Пояснительная записка. Содержание рабочей программы. Тематический план Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа | Пояснительная записка. Содержание рабочей программы. Тематический план Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа | ||
Пояснительная записка к дипломному проекту На тему: «Разработка crm-системы... В данном дипломном проекте разрабатывается система управления взаимоотношениями с клиентами на основе Mayral Framework | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании нор мативных документов ... | ||
Пояснительная записка изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов | Пояснительная записка Документы, на основании которых разработана... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа по географии 9 класс Пояснительная записка Данная... Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса и составлена на основании | Пояснительная записка Данная рабочая программа по истории 5 класса... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Реченская основная общеобразовательная школа | ||
Пояснительная записка Данная рабочая программа по истории 7 класса... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Реченская основная общеобразовательная школа | Пояснительная записка к рабочей программе по изобразительному искусству... Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 5 марта 2004 года | ||
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов | Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих... Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по технологии (приказ мо РФ от 05.... | Пояснительная записка нормативные правовые документы, на основании... Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ №1089 от 05. 03. 2004 |