№
| Тема урока
| Рекомендуемое содержание учебного материала.
| Кол. Час.
|
1
| Вводный. Здравствуй история!
| Познакомить с понятием история», объяснить необходимость этого предмета. Показать, что история Казахстана - часть истории мира, раскрыть общее и особенное в историческом развитии Казахстана.
| 1
|
Раздел 1. мир истории (13 часов)
|
2-5
| Как изучают историю?
| Дать представление об исторических источниках. Объяснить понятия «письменный источник», «вещественный источник». Кого называют археологами? Что такое этнография? Что такое краеведение?
| 4
|
6-7
| Историческое время.
| Дать представление о последовательности исторических событий. Объяснить понятия «век», «тысячелетие», «до нашей эры», «наша эра». Римские цифры. Лента времени. Счет лет в истории. Задачи на счет лет в истории.
| 2
|
8-9
| Историческая карта
| Что такое историческая карта? Как на карте отмечаются границы государств? Дать представление о территориях Казахстана. Казахстан – одно из самых крупных государств мира. О чем рассказала карта? Что такое топонимика?
| 2
|
10-13
| Моя Родина – Казахстан.
| Природа нашей страны. Природные богатства. Многонациональный Казахстан. Мир и дружба между народами – основа успешного развития страны. Города. Культура. Наука.
| 4
|
Повторно – обобщающий урок (1 час)
|
Раздел 2. Путешествие в историю. (24 часа)
|
15
| Саки – могучие мужи.
| Рассказать о древних жителях Казахстана – саках. Раскрыть их образ жизни, быт. Объяснить понятие «кочевое скотоводство».
| 1
|
16
| Томирис – царица саков.
| Правление у саков. Женщины – правительницы. Победа над Киром
| 1
|
17
| Подвиг Ширака.
| Что такое любовь к Родине? Дать представление о патриотизме.
| 1
|
18
| «Золотой человек».
| Дать представление о памятниках культуры. Символ Казахстана. Дать представление об археологии. Что такое курган?
| 1
|
19
| Модэ – основатель державы гуннов.
| Дать представление о древних жителях Степи гуннах. Модэ. Дать представление о кочевом образе жизни древних гуннов.
| 1
|
20
| Аттила – Великий воин.
| Походы гуннов. Аттила. Великое переселение народов.
| 1
|
21
| Древние тюрки.
| Дать представление о древних тюрках. Территории. Объяснить понятия «тюрк», «кағаз», «каганат».
| 1
|
22
| «Я творил добро!»
| Древнетюркская письменность. Бильге – каган. Куль – тегин. Тоньюкук.
| 1
|
23
| Великий Шелковый путь.
| Дать представление о Великом Шелковом пути. Показать занятия населения в 5 – 13 веках.
| 1
|
24
| Аль Фараби.
| Дать представление о науке. Показать роль науки для развития общества. Рассказать об ученом Аль Фараби.
| 1
|
25
| Средневековые города.
| Образование города. Дать представление о городах средневекового Казахстана. План города. Сауран, Яссы, Сыгнак.
| 1
|
26
| Героический город Отрар.
| Дать представление о монгольском периоде в истории мира. Чингисхан. Оборона отрара.
| 1
|
27
| Образование казахской народности.
| Дать представление о жителях Казахстана составивших основу казахской народности.
| 1
|
28
| Образование Казахского ханства.
| Казахские ханы Керей и Джанибек. Расширение территории при Касым -хане. Объяснить этноним «казах», « узбек». Казахские жузы. Дать представление о генеологии.
| 1
|
29
| Казахские бии.
| Дать представление о казахском традиционном обществе и роли биев в нем. Объяснить понятие «би». Толе би.
| 1
|
30
| Жетi жарга.
| Дать представление о законе. Законы Тауке хана.
| 1
|
31
| Казахские батыры.
| Дать представление о казахско – джунгарских отношениях. Объяснить понятие «батыр». Богембай - батыр. Кабанбай - батыр. Наурызбай- батыр. Баян - батыр.
| 1
|
32
| Казахстан и Россия.
| Рассказать о присоединении Казахстана к России. Абулхаир хан.
| 1
|
33
| Аблай – хан.
| Дать представление о деятельности Аблай – хана. Ставка Аблай – хана в Бурабай.
| 1
|
34
| Борьба за Независимость.
| Движение Исатая и Махамбета. Кенесары Касымов.
| 1
|
35
| Промелькнувший метеор.
| Жизнь и деятельность Шокана Уалиханова. Дать представление о науке.
| 1
|
36
| Слова назидания.
| Дать представление о жизни и деятельности Абая Кунанбаева.
|
|
37
| «Давайте дети учиться».
| Дать представление о деятельности азахского педагога Ы.Алтынсарина. Объяснить понятие «просветитель».
| 1
|
Повторно – обобщающий урок (1 час)
|
Раздел 3. В мире прекрасного. (8 часов)
|
39
| Поющие купола
| Что такое зодчество? Памятники архитектуры. Мавзолей Кожа ахмета Яссауи. Мавзолей Айша – биби.
| 1
|
40
| Наурыз.
| Сформировать представление об обычаях и традициях. Наурыз.
| 1
|
41
| Казахское ораторское искусство.
| Дать представление о казахском ораторском искусстве. Срым Датов.
| 1
|
42
| Музыка степи.
| Дать представление о казахской музыке. Коркыт – ата. Курмангазы. Объяснить понятие «кюй»
| 1
|
43
| Устное народное творчество.
| Показать роль устного народного творчества для раскрытия истории Отечества. Этнос. Пословицы и поговорки. Крылатые фразы.
| 1
|
44
| Обычаи и верования казахского народа.
| Дать представление о традициях и верованиях казахского народа. Культ природы. Культ огня. Культ предков.
| 1
|
45
| Материальная культура.
| Дать представление о материальной культуре казахов: жилище, одежде, предметах быта, ремеслах. .
| 1
|
Повторно – обобщающий урок (1 час)
|
Раздел 4. Мир в ХХ веке.(18 часов)
|
47
| Установление советской власти.
| Дать представление о Советской власти, образовании СССР.
| 1
|
48
| Движение Алаш.
| Дать представление о казахской интеллигенции. А.Бокейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов.
| 1
|
49 - 50
| Противоречивое время.
| На доступном языке дать представление о 20- 30 – х годах как времени индустриализации, коллективизации и культурной революции с одной стороны, голоде, репрессии с другой.
| 2
|
51 - 54
| Великая Отечественная война.
| Дать представление о 2 –й мировой войне. Роли Казахстана в Великой Отечественной войне. Роль панфиловцев. Бауржан Момыш – улы. Талгат Бегельдинов. Объяснить понятие «тыл», «подвиг». Рассказать о подвигах Алии Молдагуловой и Маншук Маметовой. Раскрыть значение победы советского народа в Великой Отечественной войне.
| 4
|
55
| Поднятая целина
| Дать представление о распашке целинных и залежных земель, его значении для Казахстана. Объяснить понятие « «первоцелинник». Камшат доненбаева. Михаил Довжик.
| 1
|
56
| «Земля поклонись человеку»
| Дать представление о развитии науки и образования. К.Сатпаев. Казахстан - космическая держава. Байконур. Тохтар Аубакиров. Талгат Мусабаев. Объяснить понятие «космос». Произведение Олжаса Сулейменова «Земля поклонись человеку».
| 1
|
57
| Культура и искусство Казахстана.
| Казахские писатели. «Кочевники». Ильяс Есенберлин. Мухтар Шаханов. Казахское кино. Ш.Айманов. Художники.
| 1
|
58
| Независимый Казахстан.
| Сформировать представление об образовании Республики Казахстан, приобретение суверенитета. Н.А.Назарбаев – первый президент Республики Казахстан. Соседние страны. Казахстан – многонациональная страна. Показать роль и место Казахстана в мире.
| 1
|
59
| Конституция – основной закон страны.
| Дать представление о Конституции Казахстана. Объяснить понятие «конституция». Дать представление о демократии и демократических процессах в нашей стране. Объяснить термин «демократия», «правовое государство», «права человека»
| 1
|
60
| Государственные символы Республики Казахстан.
| Дать представление о Государственных символах Республики Казахстан. Геральдика. Объяснить понятие «Гимн», «Герб», «Флаг».
| 1
|
61
| Наш Тенге.
| Дать представление о введении национальной валюты в Казахстане. Что такое нумизматика? Происхождение денег. Объяснить понятие «тенге».
| 1
|
62
| Астана – столица нашей Родины.
| Показать процесс переезда столицы нашей страны из г.Алматы в г.Астану. Объяснить понятие «столица».
| 1
|
63
| Казахстана сегодня.
| Дать представление о сегодняшнем развитии страны. Наша Родина на карте мира. Показать внешние связи Казахстана, ее роль в международных процессах.
| 1
|
Повторно – обобщающий урок (1 час)
|
65 -68
| Изучение истории родного края. (4 часа)
|
| 4
|