Скачать 180.5 Kb.
|
Министерство образования Саратовской областиГОУ для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,«Детский дом №3»г.Хвалынска Саратовской области
Авторская программа дополнительного образования детей «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА»Возраст обучающихся – 14-16 летСрок реализации программы – 1 годРазработал: инструктор по труду Сулейманов Р. Р. г. ХвалынскСаратовской области 2009 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа реализуется в рамках социально-педагогической направленности и адаптирована для работы в условиях детского дома в плане содержания, способов работы, разновозрастного подхода к формированию групп обучающихся. Предлагаемая программа явилась результатом многолетнего практического опыта работы автора с детьми-сиротами. Актуальность программы для детей-сирот очевидна, поскольку геометрическая резьба близка, доступна детскому восприятию и творческим проявлениям, является важным средством для воспитания в детях уважения к культурно-историческому наследию, развития у них художественно-творческих способностей, формирования уважения к труду и умения красиво выполнять свою работу. Специфика геометрической резьбы как вида деятельности, а именно красота геометрического орнамента, строгость линий, четкая организация рисунка, приучает воспитанников к порядку, последовательности и самоорганизации, что в конечном итоге воспитывает привычку следовать порядку в быту. Занятия геометрической резьбой формируют произвольность поведения и деятельности. Доступная сложность работ позволяет использовать на занятиях в детском доме методику «успеха», когда запрограммированный положительный результат подвигает к новым успехам и переходу на более сложный уровень. Программа "Геометрическая резьба" рассчитана на воспитанников детских домов, учащихся 7-9 классов, и учитывает возрастные и психологические особенности этого возраста, называемого подростковым. Данный возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. В это время огромное значение имеет общение со сверстниками, во многом определяющее все остальные стороны жизнедеятельности ребенка. Для воспитанников чрезвычайно важно не только быть вместе со сверстниками, но и занимать среди них определенное положение, например, быть лидером в группе или авторитетом в каком-либо деле. Занятие резьбой, и специально созданные педагогические ситуации (демонстрация лучшего навыка, консультирование новичков, которые прибывают в детский дом в течение всего года) способствуют творческому самовыражению, с одной стороны, позволяет занять позицию лидера, с другой. В этот период меняется характер общения и с преподавателем. Ведущим мотивом общения становится стремление получить поддержку, поощрение со стороны преподавателя за учение, поведение и свой труд, характерно повышенное стремление к личному общению с педагогом. В детских домах, при тотальном дефиците воспитателей мужчин, занятия становятся особо востребованными и по этой причине. Обсуждение технических проблем или творческого замысла на равных позволяет детям-сиротам почувствовать себя взрослее, восполняя дефицит мужского воспитания. Резьба по дереву дает возможность воспитанникам реализовать себя, свои возможности в конкретной деятельности, в общении со сверстниками и наставником. Раскрывая духовную ценность изделий народных мастеров, занятия формируют эстетический вкус, позволяют вооружать детей техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и педагогическую подготовку к труду, к выбору профессии. Геометрическая резьба, как один из немногих видов художественной обработки материалов, является хорошим воспитательным средством, отвечающим педагогическим требованиям, обладающий высокими эстетическими качествами, доступностью по затрате физических сил и потенциальным запасом сложности. Это и определяет педагогическую целесообразность программы. Кроме того, программа развивает мировоззрение, личностные качества и творческие способности детей, ведь поиск и решение проблем, обсуждение разных вариантов действий неотделимы от формирования сознания мужчины, «хитрого на выдумку», ответственного за свое дело. В учебном процессе, в рамках данной программы, учитываются основные педагогические принципы: обучение от простого к сложному; обучение в практической деятельности; сочетание доступности обучения с исторической и научной обоснованностью получаемых сведений, практических действий; преемственность и системность на всех стадиях обучения и т.д. В основу организации взаимодействия детей и педагога положены следующие условия:
Цель программы заключается в воспитании будущего мужчины, общественно-активной творческой личности, способной сохранить и приумножить национальную культуру, местные традиции и художественный колорит изделий, выполненных в технике геометрической резьбы. Эта цель является локальной подцелью генеральной цели воспитательной системы детского дома – формирование полноценной, социально-мобильной, устойчивой и ответственной личности. Задачи программы:
Во время выполнения практических заданий, воспитанникам даются сведения по материаловедению, основам композиции, по спецтехнологии искусства резьбы по дереву, осуществляется профориентационная работа. Дети знакомятся с историей возникновения геометрической резьбы в Поволжье, с правилами безопасности при обработке художественных изделий и выполнении резьбы. Отличительной особенностью программы является то, что она является преемственной по отношению к программе по предмету «Технология» общеобразовательной школы. Она не дублирует материал школьных программ, а расширяет, дополняя его, так как дети-сироты не имеют возможности закрепить необходимые умения, как это делают дети в семьях под руководством родителей. Программа разработана применительно к условиям мастерских детского дома и является программой по дополнительному изучению, закреплению и расширению знаний, умений и навыков, получаемых в общеобразовательной школе. Эта отличительная особенность порождает новизну программы, так как подобные программы автору не встречались. Сроки реализации программы. Программа рассчитана на детей в возрасте от 14 до 16 лет. Срок реализации один учебный год. Формы занятий. Занятия проводятся в групповой и индивидуальной формах. Групповая форма (3-4 воспитанника работают под руководством педагога и более подготовленного сверстника) необходима, так как дети поступают в детский дом в течение всего учебного года, «новичков» необходимо достаточно быстро доучить, что и происходит под руководством их более опытных сверстников. Индивидуальные формы занятий целесообразны, учитывая повышенную ранимость, эмоциональную неустойчивость, депривированность детей-сирот. Режим занятий. Занятия проводятся один раз в неделю, по два академических часа с перерывом по 10 минут. Ожидаемые результаты и способы их проверки
Формы подведения итогов
Учебно-тематический план
Содержание дополнительной образовательной программы Вводное занятие (2ч) Задачи обучения и его содержание. Знакомство с искусством геометрической резьбы по дереву. Образцы работ и проектов, выполненных предыдущими учащимися. Организация учебного процесса в мастерской. Устройство комбинированного верстака. Рабочее место резчика. Рациональное размещение инструмента на верстаке. Правила внутреннего распорядка. Безопасность и гигиена труда. Практическая работа: Подготовка и оборудование рабочего места. Знакомство с инструментом. Порядок его расположения. Осмотр постоянной выставки работ номинантов и победителей предыдущих конкурсов. Тема №1. Дерево в геометрической резьбе (4ч) Дерево и древесина. Строение древесины. Породы деревьев. Декоративные и технологические особенности различных древесных пород, применяемых в резьбе. Понятие текстуры дерева. Красота и выразительность рисунка древесины в зависимости от направления среза. Пороки древесины. Практическая работа: определение пород древесины по предлагаемым образцам. Основные столярные операции подготовки поверхности под геометрическую резьбу. Расположение композиции применительно к текстуре дерева и направлению хода роста волокон. Тема №2. Декоративно-прикладное искусство народов Поволжья (экскурсия в краеведческий музей) (4ч) Подготовка к экскурсии. Правила ее проведения. Правила работы в музее. Осмотр экспонатов крестьянской утвари, предметов мебели, предметов декоративно-прикладного искусства. Определение характерных элементов резьбы для нашего региона. Выявление стиля украшений, анализ и зарисовка основных элементов декора. Понятия о пропорциональных отношениях. Практическая работа: зарисовка основных элементов геометрической резьбы в глазомерном масштабе. Зарисовка всего геометрического орнамента. Передача главной линии композиции. Масштабные промеры изделий, определение пропорциональности орнамента. Тема №3. Основные элементы геометрического узора (10ч) Исходные, «азбучные» элементы геометрической резьбы: лесенка, куличики, треугольники, витейка, змейка, елочка, ромбы, цепочка, соты, квадраты, звездочки, сияния, сколышки, чешуйки. Порядок их разметки и последовательность исполнения. Правка инструмента. Практическая работа: Подготовка деревянной основы под резьбу. Перевод рисунка и общие правила разметки на поверхности. Выполнение разметки резного поля. Отработка приемов выполнения трехгранно-выемчатой резьбы. Продольное и поперечное надрезание волокон, подрезка и отделение стружки, зачистка и чистовой рез. Изучение приемов выполнения всех «азбучных» элементов геометрической резьбы. Техника безопасности при исполнении резьбы. Доводка и правка резцов. Тема №4. Художественные и технологические особенности резьбы. Геометрический орнамент (12ч) Понятие центра композиции, ее гармоничности и уравновешенности. Симметрия, система осей и ритм рисунка. Примеры резных композиций из истории народного декоративно-прикладного искусства, прялки, вальки, рубели, разделочные доски и другие предметы обихода, украшаемые резьбой. Геометрический орнамент и его составляющие. Этнические особенности и колорит геометрической композиции, используемые поволжскими мастерами в декоративном украшении изделий. Декоративные и технологические особенности геометрической резьбы. Композиционная связь деталей предмета. Практическая работа: составление композиции, геометрического орнамента, из «азбучных» элементов, навык в выполнении которых наиболее освоен. Увеличение и уменьшение рисунка применительно к своей заготовке. Копирование и повторение композиций или отдельных элементов, наиболее понравившиеся и зарисованные на экскурсиях. Анализ декоративных приемов. Выбор инструмента для выполнения резьбы. Исполнение резьбы верха шкатулки с композицией геометрического орнамента. Тема №5. Резьба пластины с рисунком анималистического характера. Отделка готовых изделий (14ч) Понятие анималистического изображения. Образцы композиций анималистического характера, пряничные и разделочные доски, прялки, рубели. Использование анималистических рисунков в истории декоративно-прикладного искусства. Особенности декоративной трактовки образа. Характер геометрического узора в зависимости от породы древесины. Отделка резной поверхности. Эстетические требования к отделке изделия. Практическая работа: Работа над эскизами композиции в заданном ракурсе, зарисовка животных, аквариумных рыбок, листьев, цветов. Декоративная переработка зарисованных образов под сочетание геометрических фигур, композиций из них, включение сияний и розеток. Ознакомление с элементами контурной резьбы. Исполнение задумок в материале. Отделка резьбы лакокрасочными материалами. Тонировка поверхности. . Тема №6. Исполнение утилитарного изделия (22ч) Понятие украшения изделия резьбой. Столярное и точеное изделие. Выполнение проекта изделия. Учет функционального назначения предмета и его связь с декором. Учет эргономики, пропорциональности и художественного значения изделия. Понятие масштабности, соразмерности формы и ее элементов. Зависимость способа отделки от утилитарного назначения изделия. Практическая работа: Создание проекта, изготовление точеного или столярного изделия, выполнение резной заставки. Полное выполнение резьбы. Отделка готового изделия, лакировка, тонировка, полировка. Проекты изделий: декоративные ложки, лопатки, разделочные доски, шкатулки, полочки, чаши, подсвечники, кубки, детские игрушки и т.д. Допустимо украшение резьбой промышленных товаров: журнальных столиков, створок шкафов и другого скарба. Тема №7. Резьба по дереву - мой смысл жизни (профессиональная ориентация) (2ч) Беседа о профессии резчика. Ознакомление с содержанием труда рабочих деревообрабатывающих профессий (плотника, столяра, краснодеревщика, токаря по дереву и т.д.). Практическое занятие: работа с тестовыми таблицами для выявления склонностей и на профессиональную пригодность. Тема №8. Итоговое занятие (2ч) Подведение итогов деятельности воспитанников за прошедший год, обсуждение результатов участия в районных и других выставках, выдвижение и утверждение изделий, обычно занявших призовые места, на экспонирование в постоянной выставке «Наши работы». . Методическое обеспечение реализации программы Формы занятий
Список литературы:
|
Программа повышения квалификации «Диагностика замещающих и приемных семей» Гкоу саратовской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом №3 г. Хвалынска» | О долгосрочной областной целевой программе На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области",... | ||
Доклад тогбоу «Караульский детский дом им. Г. В. Чичерина» Караульский детский дом им. Г. В. Чичерина Инжавинского района Тамбовской области расположен в селе Карауле, что в 20 км от района... | Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 города хвалынска саратовской области | ||
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 города хвалынска саратовской области | Публичный доклад руководителя учреждения моу «Лахденпохский детский... Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Лахденпохский детский дом»... | ||
Отделения Пенсионного фонда России по Саратовской области Саратовской области, Отделения Пенсионного фонда России по Саратовской области, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их... | «Об итогах деятельности государственного бюджетного образовательного... Государственное бюджетное образовательное учреждение Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,... | ||
Программа развития воспитательной системы детского дома «Социальная... Гоу «Завьяловский детский дом» открыт 28 июня 2001 года. За 7 лет своей деятельности это образовательное учреждение дало путёвку... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Санаторный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, №12». Учредителем гкооу «Санаторный детский... | ||
Учебник для 2 кл. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2009 Моу «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Пугачёва Саратовской области», учитель начальных классов высшей категории | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мдоу «Детский сад комбинированного вида №2 «Машенька» г. Ершова Саратовской области» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мдоу «Детский сад комбинированного вида №7 «Солнышко» г. Ершова Саратовской области» | Пугачевского района саратовской области введено в действие 29. 12. 2008г Российской Федерации», в соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области «О новой системе оплаты труда работников... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мдоу «црр-детский сад «Колосок» с. Ивантеевка, Ивантеевского района Саратовской области» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мособлисполкома за №1075 детский дом реорганизован в Коломенский дошкольный детский дом для глухонемых. С сентября 1959г по июнь... |