«Детский дом №3»г. Хвалынска Саратовской области «Рекомендовано к утверждению»





Скачать 180.5 Kb.
Название«Детский дом №3»г. Хвалынска Саратовской области «Рекомендовано к утверждению»
Дата публикации06.05.2015
Размер180.5 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа

Министерство образования Саратовской области




ГОУ для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

«Детский дом №3»г.Хвалынска Саратовской области




«Рекомендовано к утверждению»




«Утверждаю»

Методический совет ГОУ для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом №3»г.Хвалынска Саратовской области

Протокол заседания № _____ «__» сентября 2009г.




Директор ГОУ для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом №3»

г. Хвалынска

Саратовской области ______________ Т.А.Бузаева

«__» сентября 2009г




Авторская программа

дополнительного образования детей

«ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА»


Возраст обучающихся – 14-16 лет




Срок реализации программы – 1 год



Разработал: инструктор по труду Сулейманов Р. Р.

г. Хвалынск


Саратовской области

2009 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа реализуется в рамках социально-педагогической направленности и адаптирована для работы в условиях детского дома в плане содержания, способов работы, разновозрастного подхода к формированию групп обучающихся. Предлагаемая программа явилась результатом многолетнего практического опыта работы автора с детьми-сиротами.
Актуальность программы для детей-сирот очевидна, поскольку геометрическая резьба близка, доступна детскому восприятию и творческим проявлениям, является важным средством для воспитания в детях уважения к культурно-историческому наследию, развития у них художественно-творческих способностей, формирования уважения к труду и умения красиво выполнять свою работу. Специфика геометрической резьбы как вида деятельности, а именно красота геометрического орнамента, строгость линий, четкая организация рисунка, приучает воспитанников к порядку, последовательности и самоорганизации, что в конечном итоге воспитывает привычку следовать порядку в быту. Занятия геометрической резьбой формируют произвольность поведения и деятельности. Доступная сложность работ позволяет использовать на занятиях в детском доме методику «успеха», когда запрограммированный положительный результат подвигает к новым успехам и переходу на более сложный уровень.
Программа "Геометрическая резьба" рассчитана на воспитанников детских домов, учащихся 7-9 классов, и учитывает возрастные и психологические особенности этого возраста, называемого подростковым. Данный возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. В это время огромное значение имеет общение со сверстниками, во многом определяющее все остальные стороны жизнедеятельности ребенка. Для воспитанников чрезвычайно важно не только быть вместе со сверстниками, но и занимать среди них определенное положение, например, быть лидером в группе или авторитетом в каком-либо деле. Занятие резьбой, и специально созданные педагогические ситуации (демонстрация лучшего навыка, консультирование новичков, которые прибывают в детский дом в течение всего года) способствуют творческому самовыражению, с одной стороны, позволяет занять позицию лидера, с другой. В этот период меняется характер общения и с преподавателем. Ведущим мотивом общения становится стремление получить поддержку, поощрение со стороны преподавателя за учение, поведение и свой труд, характерно повышенное стремление к личному общению с педагогом. В детских домах, при тотальном дефиците воспитателей мужчин, занятия становятся особо востребованными и по этой причине. Обсуждение технических проблем или творческого замысла на равных позволяет детям-сиротам почувствовать себя взрослее, восполняя дефицит мужского воспитания. Резьба по дереву дает возможность воспитанникам реализовать себя, свои возможности в конкретной деятельности, в общении со сверстниками и наставником. Раскрывая духовную ценность изделий народных мастеров, занятия формируют эстетический вкус, позволяют вооружать детей техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и педагогическую подготовку к труду, к выбору профессии.
Геометрическая резьба, как один из немногих видов художественной обработки материалов, является хорошим воспитательным средством, отвечающим педагогическим требованиям, обладающий высокими эстетическими качествами, доступностью по затрате физических сил и потенциальным запасом сложности. Это и определяет педагогическую целесообразность программы.
Кроме того, программа развивает мировоззрение, личностные качества и творческие способности детей, ведь поиск и решение проблем, обсуждение разных вариантов действий неотделимы от формирования сознания мужчины, «хитрого на выдумку», ответственного за свое дело.
В учебном процессе, в рамках данной программы, учитываются основные педагогические принципы: обучение от простого к сложному; обучение в практической деятельности; сочетание доступности обучения с исторической и научной обоснованностью получаемых сведений, практических действий; преемственность и системность на всех стадиях обучения и т.д.
В основу организации взаимодействия детей и педагога положены следующие условия:

  • детского центризма, т.е. максимальный учет стремлений и потребностей детей при педагогически корректном, ненавязчивом формировании стремлений, необходимых для семейной жизни, но дефицитных на актуальном уровне развития воспитанников;

  • сотрудничества педагога и учащихся в совместной постановке проблем и поиске способов их разрешения;

  • увлекательности, творчества и практической полезности обучающих действий.


Цель программы заключается в воспитании будущего мужчины, общественно-активной творческой личности, способной сохранить и приумножить национальную культуру, местные традиции и художественный колорит изделий, выполненных в технике геометрической резьбы. Эта цель является локальной подцелью генеральной цели воспитательной системы детского дома – формирование полноценной, социально-мобильной, устойчивой и ответственной личности.
Задачи программы:

  • обучить учащихся навыкам и приемам геометрической резьбы по дереву;

  • расширять знания, полученные на уроках истории, черчения, технологии, изобразительного искусства;

  • выявить и развить творческие способности воспитанников;

  • формировать у учащихся целостное восприятие народного искусства, как части культуры народа;

  • воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность;


Во время выполнения практических заданий, воспитанникам даются сведения по материаловедению, основам композиции, по спецтехнологии искусства резьбы по дереву, осуществляется профориентационная работа. Дети знакомятся с историей возникновения геометрической резьбы в Поволжье, с правилами безопасности при обработке художественных изделий и выполнении резьбы.
Отличительной особенностью программы является то, что она является преемственной по отношению к программе по предмету «Технология» общеобразовательной школы. Она не дублирует материал школьных программ, а расширяет, дополняя его, так как дети-сироты не имеют возможности закрепить необходимые умения, как это делают дети в семьях под руководством родителей. Программа разработана применительно к условиям мастерских детского дома и является программой по дополнительному изучению, закреплению и расширению знаний, умений и навыков, получаемых в общеобразовательной школе. Эта отличительная особенность порождает новизну программы, так как подобные программы автору не встречались.
Сроки реализации программы. Программа рассчитана на детей в возрасте от 14 до 16 лет. Срок реализации один учебный год.
Формы занятий. Занятия проводятся в групповой и индивидуальной формах. Групповая форма (3-4 воспитанника работают под руководством педагога и более подготовленного сверстника) необходима, так как дети поступают в детский дом в течение всего учебного года, «новичков» необходимо достаточно быстро доучить, что и происходит под руководством их более опытных сверстников. Индивидуальные формы занятий целесообразны, учитывая повышенную ранимость, эмоциональную неустойчивость, депривированность детей-сирот.
Режим занятий. Занятия проводятся один раз в неделю, по два академических часа с перерывом по 10 минут.
Ожидаемые результаты и способы их проверки


К концу обучения дети должны:

Способ проверки

1. Прочно овладеть навыками:

- пиления, строгания, сверления, разметки, склеивания, зачистки, подгонки, реза вдоль волокон, поперечный рез, снятие стружки по косой или винтовой линии, углубление вырезаемого элемента, ремонт сколов, подклейка, наращивание, переделка фигуры в приемлемую форму ;


Отчетная работа по каждой теме.

2. Знать основы:

- правил техники безопасности, организацию рабочего места, материалы и инструменты, основные употребляемые и специальные термины;

- технологии изготовления столярных изделий, выполнения элементов геометрической резьбы, геометрической композиции в целом, анималистического рисунка, способов отделки изделия;


Опрос по темам.

3.Уметь:

- самостоятельно выбирать геометрический рисунок или композицию и исполнять ее в материале;

- анализировать, сравнивать и оценивать достоинства и недостатки технологических приемов при поиске и разработке рационального рисунка;

Зачетная практическая работа по темам программы.

Итоговые выставки работ учащихся.

4. Понимать значение:

- практической ценности предлагаемого материала;

- возможности применения получаемых знаний непосредственно в своей жизни;

Педагогическое наблюдение.

Анкетирование учащихся.

5. Иметь способность к осознанному профессиональному самоопределению, выявление наклонностей и способностей.

Педагогическое наблюдение.

Анкетирование.


Формы подведения итогов


  1. Отчетные (итоговые) занятия по разделам (теория и практика).

  2. Индивидуальные проверочные и контрольные работы учащихся.

  3. Зачетные практические работы учащихся.

  4. Результативное участие в выставках разного уровня.

  5. Показ и защита выполненных работ в группах-семьях.


Учебно-тематический план





Тема

Количество часов

Теоретическое занятие

Практическое занятие

Всего часов




Вводное занятие

1

1

2

1

Дерево в геометрической резьбе

2

2

4

2

Декоративно-прикладное искусство народов Поволжья (экскурсия в краеведческий музей)

2

2

4

3

Основные элементы геометрического узора

2

8

10

4

Художественные и технологические особенности резьбы. Геометрический орнамент.

4

8

12

5

Резьба пластины с рисунком анималистическсого характера. Отделка готовых изделий

4

10

14

6

Исполнение утилитарного изделия

6

16

22

7

Резьба по дереву - мой смысл жизни (профессиональная ориентация)

1

1

2

8

Итоговое занятие

-

2

2




Итого часов:

22

50

72


Содержание дополнительной образовательной программы
Вводное занятие (2ч)
Задачи обучения и его содержание. Знакомство с искусством геометрической резьбы по дереву. Образцы работ и проектов, выполненных предыдущими учащимися. Организация учебного процесса в мастерской. Устройство комбинированного верстака. Рабочее место резчика. Рациональное размещение инструмента на верстаке. Правила внутреннего распорядка. Безопасность и гигиена труда.
Практическая работа: Подготовка и оборудование рабочего места. Знакомство с инструментом. Порядок его расположения. Осмотр постоянной выставки работ номинантов и победителей предыдущих конкурсов.
Тема №1. Дерево в геометрической резьбе (4ч)
Дерево и древесина. Строение древесины. Породы деревьев. Декоративные и технологические особенности различных древесных пород, применяемых в резьбе. Понятие текстуры дерева. Красота и выразительность рисунка древесины в зависимости от направления среза. Пороки древесины.
Практическая работа: определение пород древесины по предлагаемым образцам. Основные столярные операции подготовки поверхности под геометрическую резьбу. Расположение композиции применительно к текстуре дерева и направлению хода роста волокон.


Тема №2. Декоративно-прикладное искусство народов Поволжья (экскурсия в краеведческий музей) (4ч)
Подготовка к экскурсии. Правила ее проведения. Правила работы в музее. Осмотр экспонатов крестьянской утвари, предметов мебели, предметов декоративно-прикладного искусства. Определение характерных элементов резьбы для нашего региона. Выявление стиля украшений, анализ и зарисовка основных элементов декора. Понятия о пропорциональных отношениях.
Практическая работа: зарисовка основных элементов геометрической резьбы в глазомерном масштабе. Зарисовка всего геометрического орнамента. Передача главной линии композиции. Масштабные промеры изделий, определение пропорциональности орнамента.
Тема №3. Основные элементы геометрического узора (10ч)

Исходные, «азбучные» элементы геометрической резьбы: лесенка, куличики, треугольники, витейка, змейка, елочка, ромбы, цепочка, соты, квадраты, звездочки, сияния, сколышки, чешуйки. Порядок их разметки и последовательность исполнения. Правка инструмента.
Практическая работа: Подготовка деревянной основы под резьбу. Перевод рисунка и общие правила разметки на поверхности. Выполнение разметки резного поля. Отработка приемов выполнения трехгранно-выемчатой резьбы. Продольное и поперечное надрезание волокон, подрезка и отделение стружки, зачистка и чистовой рез. Изучение приемов выполнения всех «азбучных» элементов геометрической резьбы. Техника безопасности при исполнении резьбы. Доводка и правка резцов.
Тема №4. Художественные и технологические особенности резьбы. Геометрический орнамент (12ч)
Понятие центра композиции, ее гармоничности и уравновешенности. Симметрия, система осей и ритм рисунка. Примеры резных композиций из истории народного декоративно-прикладного искусства, прялки, вальки, рубели, разделочные доски и другие предметы обихода, украшаемые резьбой. Геометрический орнамент и его составляющие. Этнические особенности и колорит геометрической композиции, используемые поволжскими мастерами в декоративном украшении изделий. Декоративные и технологические особенности геометрической резьбы. Композиционная связь деталей предмета.
Практическая работа: составление композиции, геометрического орнамента, из «азбучных» элементов, навык в выполнении которых наиболее освоен. Увеличение и уменьшение рисунка применительно к своей заготовке. Копирование и повторение композиций или отдельных элементов, наиболее понравившиеся и зарисованные на экскурсиях. Анализ декоративных приемов. Выбор инструмента для выполнения резьбы. Исполнение резьбы верха шкатулки с композицией геометрического орнамента.
Тема №5. Резьба пластины с рисунком анималистического характера. Отделка готовых изделий (14ч)
Понятие анималистического изображения. Образцы композиций анималистического характера, пряничные и разделочные доски, прялки, рубели. Использование анималистических рисунков в истории декоративно-прикладного искусства. Особенности декоративной трактовки образа. Характер геометрического узора в зависимости от породы древесины. Отделка резной поверхности. Эстетические требования к отделке изделия.
Практическая работа: Работа над эскизами композиции в заданном ракурсе, зарисовка животных, аквариумных рыбок, листьев, цветов. Декоративная переработка зарисованных образов под сочетание геометрических фигур, композиций из них, включение сияний и розеток. Ознакомление с элементами контурной резьбы. Исполнение задумок в материале. Отделка резьбы лакокрасочными материалами. Тонировка поверхности.

.
Тема №6. Исполнение утилитарного изделия (22ч)
Понятие украшения изделия резьбой. Столярное и точеное изделие. Выполнение проекта изделия. Учет функционального назначения предмета и его связь с декором. Учет эргономики, пропорциональности и художественного значения изделия. Понятие масштабности, соразмерности формы и ее элементов. Зависимость способа отделки от утилитарного назначения изделия.
Практическая работа: Создание проекта, изготовление точеного или столярного изделия, выполнение резной заставки. Полное выполнение резьбы. Отделка готового изделия, лакировка, тонировка, полировка. Проекты изделий: декоративные ложки, лопатки, разделочные доски, шкатулки, полочки, чаши, подсвечники, кубки, детские игрушки и т.д. Допустимо украшение резьбой промышленных товаров: журнальных столиков, створок шкафов и другого скарба.

Тема №7. Резьба по дереву - мой смысл жизни (профессиональная ориентация) (2ч)

Беседа о профессии резчика. Ознакомление с содержанием труда рабочих деревообрабатывающих профессий (плотника, столяра, краснодеревщика, токаря по дереву и т.д.).
Практическое занятие: работа с тестовыми таблицами для выявления склонностей и на профессиональную пригодность.
Тема №8. Итоговое занятие (2ч)

Подведение итогов деятельности воспитанников за прошедший год, обсуждение результатов участия в районных и других выставках, выдвижение и утверждение изделий, обычно занявших призовые места, на экспонирование в постоянной выставке «Наши работы».
.

Методическое обеспечение реализации программы

Формы занятий


Тема занятия

Формы проведения занятий

Приемы и методы

Техническое оснащение

Вводное занятие

Теоретическое занятие, практическая работа

Эвристическая беседа, дискуссия, показ образцов изделий, практическая работа

Верстак, ручной столярный инструмент, резцы по дереву заводского и самостоятельного изготовления, приспособления, экспонаты выставки

Дерево в геометрической резьбе

Теоретическое занятие, практическая работа

объяснение нового материала, показ образцов древесины, практическая работа, рассказ, проблемное изложение, открытое задание

Доски, чурки, спилы, кругляк, фанера, эскизы работ, экспонаты выставки, демонстрационный и раздаточный материал, мультимедийные устройства показа



Декоративно-прикладное искусство народов Поволжья (экскурсия в краеведческий музей)

Теоретическое занятие, практическая работа, экскурсия в краеведческий музей, посещение экспозиции «Декоративно-прикладное искусство народов Поволжья»

Эвристическая беседа, дискуссия, дидактическая игра, показ образца изделия, объяснение нового материала,

показ, рассказ, проблемное изложение, проблемный вопрос, открытое задание, практическая работа

Экспонаты выставки, работы учеников, чертежные материалы и инструменты

Основные элементы геометрического узора

Теоретическое занятие, практическая работа

Эвристическая беседа, дискуссия, показ образца изделия, практическая работа, объяснение нового материала,

показ, рассказ, проблемное изложение

Доска, плоские заготовки из мягких пород, ручной столярный инструмент, резцы по дереву заводского и самостоятельного изготовления, приспособления для резьбы

Художественные и технологические особенности резьбы. Геометрический орнамент.

Теоретическое занятие, практическая работа,

выставка работ

Эвристическая беседа, лекция, дискуссия, дидактическая игра, показ образца изделия, практическая работа, объяснение нового материала,

рассказ, проблемное изложение, проблемный вопрос, открытое задание

Доска, плоские заготовки из мягких пород, готовые столярные работы, токарные поделки, ручной столярный инструмент, резцы по дереву заводского и самостоятельного изготовления, приспособления для резьбы

Резьба пластины с рисунком анималистическсого характера. Отделка готовых изделий

Теоретическое занятие, практическая работа, выставки

Эвристическая беседа, дискуссия, дидактическая игра, показ образца изделия, практическая работа, объяснение нового материала,

рассказ, проблемное изложение, проблемный вопрос, открытое задание

Доска, плоские заготовки из мягких пород, готовые столярные работы, токарные поделки, ручной столярный инструмент, резцы по дереву заводского и самостоятельного изготовления,

приспособления для резьбы

Исполнение утилитарного изделия

Теоретическое занятие, практическая работа, выставки

Показ образца изделия, практическая работа, объяснение нового материала, рассказ, проблемное изложение, проблемный вопрос, открытое задание

Готовые столярные и токарные изделия, ручной столярный инструмент, резцы по дереву заводского и самостоятельного изготовления, приспособления для резьбы, лакокрасочные материалы

Резьба по дереву - мой смысл жизни (профессиональная ориентация)

Теоретическое занятие, практическая работа, экскурсионные мероприятия: посещение столярного цеха мебельной фабрики

Эвристическая беседа, дискуссия, дидактическая игра, диагностика, тестирование, анкетирование, практическая работа, объяснение нового материала,

рассказ

Экспонаты выставки «Наши достижения», демонстрационный и раздаточный материал, рефераты и проекты, мультимедийные устройства показа

Итоговое занятие

Теоретическое занятие, практическая работа

Эвристическая беседа, дискуссия, практическая работа,

рассказ, анкетирование

Экспонаты выставки «Наши достижения», демонстрационный и раздаточный материал, рефераты и проекты, мультимедийные устройства показа



Список литературы:


  1. Афанасьев А.Ф. Резчику по дереву. М., Московский рабочий, 1988.

  2. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву. М., Эксмо, 2006

  3. Буглак В.И. Столяр. – Минск, 1985.

  4. Бешенков А.К. Технология. Технический труд: Метод. пособие: 5-7кл. – М.:Аркти, 2000.

  5. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М., 1990.

  6. Маркуша А.М. Мастерская дома. – Минск, 1991.

  7. Манжулин А.В. Песьяков А.С. Резчикам по дереву, альбом орнаментов Москва Народное творчество, 2004

  8. Новиков В.В. Резьба по дереву.М.: Лабиринт Пресс, 2002.

  9. Пособие для учителей графики. – М.: Владос, 2005

  10. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. Минск, Современное слово, 2003.

  11. Справочник по техническому труду / Под ред. А.Н.Ростовцева и др. - М.:Просвещение, 1996.

  12. Технология: 5кл. (для мальчиков). / Под ред. В.Д.Симоненко. – М.:Просвещение, 2004.

  13. Технология: 6,7кл. (для мальчиков). / Под ред. В.Д.Симоненко. – М.:Вентана-граф, 2004.

  14. Федотов Г.Я. Дарите людям красоту. Из практики народных художественных ремесел. М., "Просвещение", 1985.

  15. Черчение: Учебник / Под ред. В.В.Степаковой. – М.: Просвещение, 2005.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Детский дом №3»г. Хвалынска Саратовской области «Рекомендовано к утверждению» iconПрограмма повышения квалификации «Диагностика замещающих и приемных семей»
Гкоу саратовской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом №3 г. Хвалынска»
«Детский дом №3»г. Хвалынска Саратовской области «Рекомендовано к утверждению» iconО долгосрочной областной целевой программе
На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области",...
«Детский дом №3»г. Хвалынска Саратовской области «Рекомендовано к утверждению» iconДоклад тогбоу «Караульский детский дом им. Г. В. Чичерина»
Караульский детский дом им. Г. В. Чичерина Инжавинского района Тамбовской области расположен в селе Карауле, что в 20 км от района...
«Детский дом №3»г. Хвалынска Саратовской области «Рекомендовано к утверждению» iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 города хвалынска саратовской области
«Детский дом №3»г. Хвалынска Саратовской области «Рекомендовано к утверждению» iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 города хвалынска саратовской области
«Детский дом №3»г. Хвалынска Саратовской области «Рекомендовано к утверждению» iconПубличный доклад руководителя учреждения моу «Лахденпохский детский...
Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Лахденпохский детский дом»...
«Детский дом №3»г. Хвалынска Саратовской области «Рекомендовано к утверждению» iconОтделения Пенсионного фонда России по Саратовской области
Саратовской области, Отделения Пенсионного фонда России по Саратовской области, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их...
«Детский дом №3»г. Хвалынска Саратовской области «Рекомендовано к утверждению» icon«Об итогах деятельности государственного бюджетного образовательного...
Государственное бюджетное образовательное учреждение Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,...
«Детский дом №3»г. Хвалынска Саратовской области «Рекомендовано к утверждению» iconПрограмма развития воспитательной системы детского дома «Социальная...
Гоу «Завьяловский детский дом» открыт 28 июня 2001 года. За 7 лет своей деятельности это образовательное учреждение дало путёвку...
«Детский дом №3»г. Хвалынска Саратовской области «Рекомендовано к утверждению» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Санаторный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, №12». Учредителем гкооу «Санаторный детский...
«Детский дом №3»г. Хвалынска Саратовской области «Рекомендовано к утверждению» iconУчебник для 2 кл. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2009
Моу «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Пугачёва Саратовской области», учитель начальных классов высшей категории
«Детский дом №3»г. Хвалынска Саратовской области «Рекомендовано к утверждению» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мдоу «Детский сад комбинированного вида №2 «Машенька» г. Ершова Саратовской области»
«Детский дом №3»г. Хвалынска Саратовской области «Рекомендовано к утверждению» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мдоу «Детский сад комбинированного вида №7 «Солнышко» г. Ершова Саратовской области»
«Детский дом №3»г. Хвалынска Саратовской области «Рекомендовано к утверждению» iconПугачевского района саратовской области введено в действие 29. 12. 2008г
Российской Федерации», в соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области «О новой системе оплаты труда работников...
«Детский дом №3»г. Хвалынска Саратовской области «Рекомендовано к утверждению» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мдоу «црр-детский сад «Колосок» с. Ивантеевка, Ивантеевского района Саратовской области»
«Детский дом №3»г. Хвалынска Саратовской области «Рекомендовано к утверждению» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мособлисполкома за №1075 детский дом реорганизован в Коломенский дошкольный детский дом для глухонемых. С сентября 1959г по июнь...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск