№ урока,
Дата (планир/ фактич)
|
Тема
|
Форма проведения, тип урока
|
Элемент содержания
|
Требования к уровню достижений
| Контрольно – оценочная деятельность
|
Домашнее задание
|
|
|
Иметь представление
| Знать
| Уметь/ иметь опыт, применять на практике
| Вид
| Форма
|
История России – часть всемирной истории – 2 час.
|
1.
10-15 дек
| Особенности становления и развития российской цивилизации
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Особенности становления и развития российской цивилизации
| О проявлении общих закономерностей развития стран и народов в истории России, исторических темпах развития России
| Цивилизация, предистория
| Определять сущностные характеристики изучаемого объекта Выявлять своеобразие истории России в сравнении её с мировой и европейской историей. Определять причины отличий её исторического пути.
| входной
| Эвристическая беседа
| Введение, конспект лекции
|
2.
10-15 дек
| Роль и место России в мировом развитии: история и современность
| Комбинированный урок
| История России – часть всемирной истории. История и современность. Источники по истории Отечества
| О месте России в европейской и мировой истории, о видах исторических источников
| Исторический источник
| Формировать умение работы с текстом учебника, определять позицию автора и выражать своё собственное мнение Охарактеризовать источники по истории Отечества
| текущий
| Решение познавательных заданий, самост работа
| Составление тезисов
|
Народы и древнейшие государства на территории России – 4 час.
|
3.
17-22 дек
| Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии
| Комбинированный урок
| Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Стоянки каменного века.
| О природных условиях Восточно – европейской равнины в древности
| Палеолит, мезолит, неолит, неолитическая революция, энеолит
| Определять сущностные характеристики изучаемого объекта Сравнить действие факторов, определяющих цивилизационное развитие России с одной из стран Запада или Востока
| текущий
| Самост работа
| Записи в тетради
|
4.
17-22 дек
| Переход от присваивающего хозяйства к производящему
| Проблемно – диалогическая лекция .
| Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.
| О хозяйстве восточных славян, промыслах, ремёслах
| Присваивающее хозяйство, производящее хозяйство
| Критическое оценивание полученной информации, отделение основной информации от второстепенной Выяснить, как повлияли природные и климатические условия мест обитания на занятия и быт скотоводов и змледельцев
| текущий
| Самостоятельный анализ исторических источников, работа с иллюстр материалом
| Записи в тетради
|
5.
24-28 дек
| Великое переселение народов и его влияние на формирование праславянского этноса
| Комбинированный урок
| Великое переселение народов и его влияние на формирование праславянского этноса. Место славян среди индоевропейцев.
| О расселении индоевропейцев, выделении из индоевропейской языковой общности восточного славянства
| Индоевропейцы, этногенез, славяне, великое переселение народов
| Использование элементов причинно- следственного и структурно – функционального анализа Используя карту, проследить путь Великого переселения народов
| текущий
| Работа с текстом учебника и картой. Логические задания
| Записи в тетради
|
6.
24-28 дек
| Восточнославянские племенные союзы и их соседи
| Практикум..
| Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркоязычные племена. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение.
| О складывании племенных союзов, появлении княжеской власти, верованиях восточных славян
| Анты, венеды, скифы, группы славян (восточные, южные, западные), союзы племён, родовая община, соседская община
| Анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, схема, таблица) Охарактеризовать общественный строй восточных славян, составить схему «Соседи восточных славян»
| текущий
| работа с текстом учебника, составление схемы
| Записи в тетради
|
Русь в IX – начале XII вв. – 7 час.
|
7.
14-19 янв
| Происхождение государственности у восточных славян
| Комбинированный урок
| Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь».
| О формировании государственного объединения, возникновении Киева
| Варяжская (норманнская) теория, «военная демократия, раннефеодальное гос-во, хазары
| Определять сущностные характеристики изучаемого объекта Проанализировать отрывок из «Повести Временных лет» о призвании варягов
| текущий
| Работа с картой, анализ документа
| §1
|
8.
14-19 янв
| Начало династии Рюриковичей
| Комбинированный урок
| Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки»
| О легендарном и реальном «призвании варягов», первых князьях из династии Рюриковичей
| Уроки, погосты
| Критическое оценивание полученной информации, отделение основной информации от второстепенной Дать оценку правлению первых русских князей
| текущий
| Анализ материала учебника
| §2.
|
9.
21-26 янв
| Походы на Византию
| Комбинированный урок
| Походы на Византию. Принятие христианства.
| О внешнеполитической деятельности первых русских князей, причинах принятия христианства
| Усобица, печенеги, христианство, праславяне
| Высказывать оценочные суждения о процессах, явлениях Написать эссе на тему: «Владимир – красное Солнышко – подлинный хозяин земли Русской»
| текущий
| Эссе, беседа
| §3
|
10.
21-26 янв
| Развитие норм права на Руси
| Комбинированный урок.
| Развитие норм права на Руси. Категории населения
| О начале расцвета древнерусского государства, законодательной деятельности
| Половцы, обычное право, канонизация
| Формировать умение работы с текстом учебника, определять позицию автора и выражать своё собственное мнение Используя сведения Русской Правды, выяснить, какие социальные категории свидетельствуют о развитии общества
| текущий
| Работа с источником
| §3
|
11.
28 янв – 2 февр
| Княжеские усобицы
| Комбинированный урок.
| Княжеские усобицы.
| О княжеских усобицах на Руси, соперничестве феодальных кланов, последствиях междоусобной войны
| Русская Правда, феодальная раздробленность, поместье, вотчина, земли, волости, кормление
| Использование элементов причинно- следственного и структурно – функционального анализа Выделить факторы, обусловившие феодальную раздробленность
| текущий
| Работа с картой, текстом учебника
| §3
|
12.
28 янв
2 февр
| Христианская культура и языческие традиции Руси
| Комбинированный урок.
| Христианская культура и языческие традиции Руси.
| О значении принятия христианства для социально – политического развития государства
| Христианство, язычество, пантеон
| Определять сущностные характеристики изучаемого объекта Определить значение принятия христианства для Руси
| текущий
| Эвристич беседа, работа с репродукциями
| §4
|
13.
4-9 февр
| Контакты с культурами Запада и Востока
| Комбинированный урок
| Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.
| О факторах, повлиявших на становление русской культуры
| Культура, устав, летопись, церковно- учительная литература, проповедь, фольклор, былины
| Использование мультимедийных ресурсов и ИКТ для обработки, передачи и презентации практической деятельности Выступление с презентацией на тему «Культура Древней Руси»
| тематический
| Тест.
Презентация
| §4.
|
Русские земли и княжества в XII – середине XV вв. - 10 час.
|
14.
4-9 февр
| Причины распада Древнерусского государства
| Практикум.
| Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель.
| О причинах распада Древнерусского государства
| Бояре, дворяне, феодальный иммунитет, феод, удельное княжество, вече, посадник, тысяцкий
| Формулировать вопросы и собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения Выявить причины распада Древнерусского государства
| текущий
| Решение исторических задач
| §4.
|
15.
11-16 февр
| Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв.
| Комбинированный урок.
| Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики.
| О возникновении самостоятельных княжествах на территории Руси, их политическом устройстве
| Аристократическая республика, городская аристократия, колонизация, автохтонное население, великороссы
| Анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, схема, таблица) Составить таблицу «Сравнительная характеристика Владимиро – Суздальского княжества и Новгородской земли»
| текущий
| Заполнение таблицы
| Закончить составление таблицы
|
16.
11-16 февр
| Православная Церковь и идея единства Русской земли
| Комбинированный урок
| Православная Церковь и идея единства Русской земли. Русь и Степь.
| О роли православной церкви в период раздробленности
| Идеология, проповедь
| Проводить синтез информации из различных источников Охарактеризовать отношения Руси с народами Степи
| текущий
| Беседа
| §7.
|
17.
18-23 февр
| Расцвет культуры домонгольской Руси
| Комбинированный урок.
| Расцвет культуры домонгольской Руси.
| О главных особенностях русской культуры в данный период: грамотности и образовании, письменной культуре, быте и повседневности
| Летопись, крестово- купольный храм, плинфа, фреска, икона
| Высказывать оценочные суждения о процессах, явлениях Написать эссе на тему: «Как сказался на развитии культуры распад Киевской Руси?»
| текущий
| Эссе
|
|