Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дагестанская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
УТВЕРЖДАЮ
Проектор по учебной работе,
профессор _____________Маммаев С.Н.
« ______»________________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по _____________________________ИСТОРИЯ РОССИИ ______________________
цикла____________________________________________________________________
по специализации_________________________________________________________
факультет________________ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ________________
кафедра________________Философии и истории______________________________
квалификация выпускника__________________________________________________
курс_______________________1_____________________________________________
семестр__________________________________________________________________
всего трудоёмкость (в зачётных единицах/часах)__________3_/108 ч.______________
лекции_________________________________________24 ч.
практические (семинарские) занятия _______________48 ч.
самостоятельная работа__________________________36 ч.
зачет___________________________________________
Махачкала 2014 г.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО-3 с учетом рекомендаций примерной программы по специальности подготовки 060101 лечебное дело, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. № 1118 и учебного плана ГБОУ ВПО ДГМА Министерства здравоохранения России.
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры _____философии и истории_______ от «6» марта 2014 г. Протокол № 6.
Заведующий кафедрой____________________________________(Кафаров Т.Э.)
Рабочая программа согласована
Директор НМБ ДГМА________________________________________(Бекеева А.В.)
УМО _____________________________________________________(Загирова Н.А.)
Декан____________________________________________________(Савзиханов Р.Т.)
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании Совета факультета от «_____» _________________20____г. Протокол № ___________ Председатель СФ______________________________ (__________________________) Составители: Ассистент, к.и.н. Пирова Р.Н. Доцент, к.и.н. Азизова А.Н. Ассистент, к.и.н. Магомедов М.З.
Рецензент: Профессор кафедры Истории
России ДГУ, д.ю.н. Гарунова Н.Н. Доцент кафедры Истории
Отечества ДГТУ, к.и.н. Шамхалов Ш.Ш. ПРЕДИСЛОВИЕ
«История учит даже тех, кто у неё не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение».
В. О. Ключевский
История - одна из важнейших форм самосознания людей. Опытом истории стремятся воспользоваться противоборствующие политические силы. Ссылками на историю они обосновывают свои действия. Поэтому в истолковании тех или иных исторических событий наблюдается непрекращающаяся борьба различных идей и мыслей. Заинтересованность людей в результатах изучения своего прошлого дает определенное основание для скептического отношения к истории как науке.
История нередко используется для обоснования целей политической борьбы. Отдельные политики и политические партии переписывают историю заново, поэтому - это «политика опрокинутся в прошлое».
Высказывается т.зр., что прошлое можно объективно познать, лишь изолировавшись от современности.
Также утверждается, что в век НТП история тогда станет наукой, когда примет методы и математическую точность естественных наук.
- В качестве аргумента о несостоятельности истории как науки приводится мысль о невозможности реконструкции безвозвратно исчезнувшего прошлого из-за непрезентативности (непредставленности) сохранившихся источников о реальных событиях.
Не обвинять прошлое, а объяснять.
Историк не может писать без эмоций, но он не имеет право на обман, утаивание и искажение истины.
Ложь в истолковании прошлого приводит к провалам в настоящем и готовит катастрофу в будущем.
Как и в других науках в истории идет накопление и открытие новых фактов, совершенствуется теория с учетом развития других отраслей знания, методы обработки и анализа источников. Многие события, факты сегодня
оцениваются иначе, чем 15-20 лет назад. Историю переписывают не только из политической конъюнктуры, но и в ответ на-расширение наших знаний о прошлом.
Нельзя создавать новый мир, минуя, игнорируя прошлое - это знали люди во все времена.
М. Ломоносов писал: «история дает государям примеры правления, подданным - повиновения, воинам - мужества, судьям - правосудия, младым -старых разум, престарелым - твердость в советах...».
Настоящая рабочая программа является руководством и основой в преподавании предмета История Отечества на всех факультетах ДГМА.
Программа построена в соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности «Стоматология»; требованиями (федерального компонента) к образовательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки по специальности «Стоматология» по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», утвержденными Министерством Образования РФ 10.03.2000; Примерной программы дисциплины «История России» для специальности «Стоматология», утвержденная Министерством Образования Российской Федерации 05.01.2003.
Настоящая рабочая программа предусматривает использование модульной технологии обучения с реализацией компетентностного подхода в преподавании Истории России. Это позволит сформировать ключевые (базовые, универсальные) и профессиональные компетенции, т. е. готовность студентов использовать усвоенные знания, умения и навыки, а также способы деятельности для решения практических и теоретических проблем, проблем возникающих в результате их профессиональной деятельности. Усвоение студентом базовых компетенций делает возможным на их основе формирование профессиональных компетенций специалиста с высокими морально-нравственными принципами. 1. Цели и задачи дисциплины Цель — расширение и углубление знаний студентов в области Отечественной и мировой истории, развитие аналитического мышления, навыков публичных выступлений и дискуссий.
Задачи:
- подготовка студентов к личностной ориентации в современном мире, к свободному выбору своих мировоззренческих позиций и развитию творческих способностей;
- углубление и систематизация исторических знаний;
формирование аналитического мышления, позволяющего выявлять сущность стержневых событий истории и отношения между ними;
обучение студентов самостоятельности и критичности при оценке различных интерпретаций событий отечественной истории.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
сущность, формы и функции исторического знания;
методы и источники изучения отечественной истории;
периодизацию отечественной истории;
- современные концепции развития мирового исторического процесса, возникновения и развития цивилизаций;
общие закономерности и национальные особенности становления и эволюции российской государственности;
историю политических институтов российского общества;
историю общественно-политической мысли, взаимоотношения власти и общества в России;
важнейшие события и явления; имен исторических деятелей, определивших ход отечественной и мировой истории;
особенности экономического, социального и политического развития страны;
- программы преобразований страны на разных этапах развития, имена реформаторов.
Уметь:
анализировать исторические процессы на основе научной методологии;
владеть основами исторического мышления;
выражать и обосновывать историческими фактами свою позицию по отношению к динамике социально-политических процессов в России;
- систематизировать исторические факты и формулировать аргументированные выводы, в том числе из истории развития науки и техники (в частности, по своей специальности);
- извлекать знания из исторических источников и применять их для решения познавательных задач.
Владеть:
навыками научно-исследовательской работы;
навыками работы с научно-исторической и публицистической литературой;
навыками анализа и сопоставления, оценки информации из различных источников;
навыками устного и письменного изложения своего понимания исторических процессов;
способностью и навыками участия в дискуссиях и полемике.
Результатами обучения является формирование следующего набора компетенций:
а) универсальных:
- общенаучных (ОНК):
способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы; умение использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОНК-1);
владение культурой мышления, знание его общих законов; способность в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты (ОНК-2);
- инструментальных (ИК):
готовность работать с информацией из разных источников (ИК-3);
способность и готовность к практическому анализу логики различного рода рассуждений, владение навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики (ИК-4);
способность и готовность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально-значимого содержания (ИК-5);
- социально-личностных и общекультурных компетенций (СЛК):
компетенций профессиональной мобильности: готовность к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами (СЛК-4);
морально-правовых компетенций: способность и готовность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм (СЛК-5);
компетенций гражданского поведения: способность и готовность к соблюдению прав и обязанностей гражданина; к свободному и ответственному поведению (СЛК-6);
социально-политических компетенций: способность и готовность к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни (СЛК-7);
компетенций саморазвития: способность и готовность к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации (СЛК-8);
компетенций самообразования: способность в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умение приобретать новые знания, использовать различные формы обучения, информационно-образовательные технологии (СЛК-9);
культурно-исторических компетенций: готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (СЛК-10);
историко-политических компетенций: способность и готовность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (СЛК-11);
культурно-религиозных компетенций: способность и готовность понимать роль искусства в человеческой жизнедеятельности (СЛК-15);
интеллектуально-критических компетенций: способность и готовность понимать значение и роль религии и свободомыслия в истории и современной духовной жизни общества (СЛК-16);
социально-экономических компетенций: способность к критическому восприятию информации («критическому мышлению»), ее анализу и синтезу (СЛК-17);
социологических компетенций: способность и готовность к восприятию и адекватной интерпретации общественно значимой социологической информации (СЛК-19);
цивилизационно-исторических компетенций: способность и готовность понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантность исторического процесса (СЛК-20).
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми
(последующими) дисциплинами
№ п/п
| Название
обеспечиваемых
(последующих)
дисциплин
| № № разделов данной дисциплины, необходимых для
изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 1.
| Логика
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 2.
| История
медицины
|
|
|
|
| +
|
| +
|
| +
|
| 3.
| Экономика
|
| +
|
|
| +
| +
|
| +
|
| +
| 4.
| Культурология
| +
| +
|
|
| +
|
| +
|
| +
|
| 5.
| Религиоведение
|
| +
|
| +
|
|
|
| +
|
|
|
№ п/п
| Название
обеспечиваемых
(последующих)
дисциплин
| № № разделов данной дисциплины, необходимых для
изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| 11
| 12
| 13
| 14
|
|
|
|
|
|
| 1.
| Логика
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
| 2.
| История
медицины
|
|
|
| +
|
|
|
|
|
|
| 3.
| Экономика
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
| 4.
| Культурология
|
|
|
| +
|
|
|
|
|
|
| 5.
| Религиоведение
|
|
|
| +
|
|
|
|
|
|
|
2. Место освоения дисциплины в структуре основной образовательной программы по специальности Для изучения дисциплины «История России» студенты могут использовать знания, полученные в общеобразовательных школах, гуманитарных лицеях, колледжах. Знания, полученные при изучении дисциплины, могут быть использованы при изучении таких дисциплин как: социологии, психологии, экономической теории и других социально-экономических дисциплин. 3.Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
№
| Виды учебной работы
| Всего часов
| Семестр
1
|
| Аудиторные занятия
| 72
| 72
|
| Лекции
| 24
| 24
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 48
| 48
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 36
| 36
|
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
| зачет
| зачет
|
| Общая трудоемкость часы
зач. ед.
| 108
3
| 108
|
4. Структура и содержание дисциплины
|