«Согласовано»
Руководитель МО
_____И.В.Малямова
| «Согласовано»
Заместитель директора по УВР МБОУ «Рыбно-Слободская гимназия №1»
_______И.Ш. Садыков
| «Утверждаю»
Директор МБОУ «Рыбно-Слободская гимназия №1»
_______Д.А. Сатдинов
| Рабочая программа
История 9 класс. Шелков В.В. - учитель истории
и обществознания
I квалификационной категории.
2014-2015 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
Примерная программа основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений
Программа «История Новое время. Всеобщая история: история Нового времени. 9 класс» А.В.Ревякин и др. – М.: издательство «Просвещение», 2008
Учебник «Всеобщая история, Новейшая история. 9 класс»: учеб. для 9 класса общеобр. учреждений/Н.В. Загладин. –М.: ООО ТИД Русское слово, 2008.;
Учебник. История России.XX - начало XXI века. 9 класс: / Н В Загладин, С Т Минаков…-М,; Русское слово,2013
Учебник Пискарев В.И. История Татарстана . 9 класс: / В.И.Пискарев.- К.:Хәтер, 2005
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.
При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса истории России и мира XX-XXI века в 9 классе. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе. В цели курса входят: освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества на этапе XX-XXI века; раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории XX-XXI века; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций. Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарном подходе. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в истории XX-XXI века.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения истории ученик должен
знать основные этапы и ключевые события истории России и мира в XX-XXI веке и выдающихся деятелей истории;
знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
знать изученные виды исторических источников;
уметь определять последовательность и длительность важнейших событий новой истории;
уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;
уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;
выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
уметь анализировать исторические явления, процессы факты;
группировать исторические явления и события по заданному признаку;
уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и мира в XX-XXI веке, достижениям культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; - высказывания собственных суждений (в споре, дискуссии и т.п.) об историческом наследии народов мира; - объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; - использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
уметь осуществлять самоконтроль и самооценку.
Всеобщая история (24) 9 класс
№
| Тема урока
| Тип урока
| Вид деятельности учащихся
| Виды контроля
| Элементы минимального содержания
| Уровень подготовки обучающихся, доп. материал
| Домашнее задание
| 1.
| Трудный путь к миру. Версальская система.
| Вводная лекция
| Работа с картой и текстом учебника, заполнение таблицы.
|
| - характеризовать условия Версальского мирного договора, анализировать предложения В.Вильсона;
- показывать на карте территориальные изменения в Европе после Первой мировой войны, знать цель создания Лиги наций;
- понимать политику Антанты в отношении России.
| Знать понятия: В. Вильсон, «14 пунктов», Лига наций, Д. Л. Джордж, Ж. Клемансо.
| Введение
§1 с.6-14,
| 2.
| Революционные события 1918- начала 1920-х годов в Европе.
| Комбинированный
| Решение познавательных задач, заполнение таблицы
|
| - знать с какой целью был создан Коммунистический интернационал, к чему стремились его лидеры;
- характеризовать особенности освободительного движения в странах Азии, почему СССР оказывал им помощь.
| Знать понятия: 3.11.1918, Ф. Эберт, Г. Гааз, К. Либкнехт, Р. Люксембург, М. Кемаль, М. Ганди, Ч. Кайши.
| §2 с.14-23,
| 3.
| Зарождение фашизма и нацизма.
| Комбинированный
| заполнение таблицы, работа с текстом учебника.
| Инд. раб. с неусп-ми.
| - характеризовать взгляды представителей ревизионизма;
- объяснять, почему Италия и Германия стали родиной фашизма, какая идеология лежала в его основе, и что помешало единству действий коммунистов и социал-демократов в борьбе с ним.
| Знать понятия : Макдональд, Каутский, 30.11.1922 «Фашио», Б. Муссолини, А. Гитлер.
| §3 с.23-32
| 4.
| Мировой экономический кризис.
| Урок - исследование.
| заполнение таблицы, работа с текстом учебника.
|
| - характеризовать причины и особенности мирового кризиса, предлагать пути выхода из него;
- знать причины и проявления Мирового эк. кризиса в США 1929 г..;
- анализировать итоги «Новый курса».
| Знать понятия: Г. Гувер, мировой эк. кризис(1929-1933), «Новый курс» Рузвельта, кейнсианство.
| §4 с.34-41
| 5.
| Тоталитарные режимы в 30-е г.
| Комбинированный
| заполнение таблицы, работа с текстом учебника.
|
| - знать причины установления фашистской диктатуры в Германии;
- понимать связь между эк. кризисом и фашизацией ряда стран Европы.
| Знать понятия: 30.01.1933, рейхсканцлер, Г. Танака.
| §5 с.42-52,
| 6.
| Альтернатива фашизму: опыт Великобритании и Франции.
| Комбинированный
| Участие в обсуждении вопросов темы.
|
| - анализировать проявления эк. кризиса в Великобритании и во Франции;
- знать причины возникновения во Франции фашизма, оценивать деятельность Народного фронта и причины его распада.
| Знать понятия: Л. Блюм, Народный фронт, Э. Тельман, 30.01.1933, фюрер, нацизм, геноцид, Блюм, Франко
| §6 с.53-61
| 7
| Милитаризм и пацифизм.
| Комбинированный
| заполнение таблицы, работа с текстом учебника.
| Инд. раб. с неусп-ми.
| - знать, почему 1920-е гг. называют десятилетием пацифизма;
- характеризовать политику умиротворения агрессора в Европе и её итоги;
- знать причины бессилия Лиги Наций.
| Знать понятия: пакт «Бриана-Келлога», Ф. Франко, Н. Чемберлен, Мюнхенское соглашение, Пакт о ненападении 23.08.1939.
| §7-8 с.61-74,
| 8-11
| Вторая мировая война (1939 -1945г.)
| Семинар
| Подготовка и защита проектов, заполнение таблицы, выполнение тестовых заданий, анализ видеофильма.
| тест
| -знать причины, ход, даты сражений, конференции, лидеров стран и итоги Второй мировой войны;
- уметь показывать на карте ход военных действий;
- анализировать историческое значение победы над фашизмом.
| Знать понятия: 1.09.1939, 22.06.1940,22.06.1941, 5.12. 1941, 7.12.1941, 1.01.1942, 19.11.1942, Тегеранская, Ялтинская, Потсдамская конференции, Ш.де Голь, 6.06.1944, 8.05.1945, Д Эйзенхауэр, 6,9.08.1945, 2.09.1945, Г. Трумэн, К. Эттли. ООН, Нюрнбергский суд,
| . «Вторая Мировая война»
§9-12 с.76-117,
| 12
| « Мир в первой половине ХХ века».
| Повторит–обобщающий
| Индивидуальная работа.
| тест
|
| Тест № 1, работа с терминологией и персоналиями.
| Повторить пройденное
| 13.
| «Холодная война » и создание военно-политических блоков.
| Урок-практикум
| Работа с историческими документами.
|
| - на основе анализа документов, объяснять причины и признаки «Холодной войны »;
- называть цели «Плана Маршалла», каковы последствия его принятия рядом стран;
-анализировать причины формирования в 1940-х – 1950-х гг. военно-политических блоков.
| Знать понятия: «Холодная война », военно-политический блок, гонка вооружений
| §13 стр 118 - 128
| 14.
| Партнёрство и соперничество сверхдержав.
| Комбинированный
| Составление таблицы «Хроники разрядки межд-ой напряжённости»
|
| - объяснять причины, начавшейся гонки вооружений;
- характеризовать основные шаги СССР и США по упрочнению международной безопасности, ограничению ядерных вооружений и их итоги;
- понимать смысл политики нового мышления, какую роль он сыграл в изменении международного климата.
| Знать понятия: сверхдержавы, «разрядка», германский вопрос, ОСВ-1, ОСВ-2, СОИ, Р. Рейган
| §15 с.139-150
| 15.
| Экономика З. Европы и США.
| Комбинированный
| Участие в обсуждении вопросов темы. Составление таблицы
| Инд. раб. с неусп-ми
| - характеризовать проблемы ведущих стран Запада после Второй мировой войны, какими методами они их решали;
- называть истоки «эк. чуда» в Германии;
- знать, как происходил переход к социально ориентированной экономике.
| Знать понятия: Д. Эйзенхауэр, Кеннеди, Л. Джонсон, М.Л.Кинг.
| §16 с.152-162
| 16.
| Политические кризисы в индустриальных странах.
| Комбинированный
| Участие в беседе по ключевым вопросам темы.
|
| - характеризовать сущность маккартизма;
- анализировать причины массовых народных движений в странах Европы в конце 1960-хгг.;
- оценивать деятельность лидеров стран Европы и США.
| Знать понятия: Р.Никсон, Дж. Форд, Картер, Рейган, Дж.Маккарти, ВПК, Ф. Миттеран, М. Тетчэр, Г. Коль.
| §17-18 с.163-179
| 17.
| Становление информационного общества.
| Комбинированный
| Участие в обсуждении вопросов темы.
|
| - характеризовать влияние на США событий 11.09.2001;
- знать особенности неоконсервативной модернизации эк. стран Европы, почему её называют революцией;
| Знать понятия: 11.09.2001, неоконсерватизм, высокие технологии, А. Меркель, У. Клинтон, Дж.Буш.
| §19 с.180-189
| 18
| В. Европа : долгий путь к демократии.
| Комбинированный
| Заполнение таблицы «Послевоенная Европа»
|
| - характеризовать пути развития восточноевропейских стран после войны;
- знать о развитии дем-их революций в странах В. Европы в 80-90-е гг., определять их связь с началом
- анализировать и называть причины трудностей перехода восточноевропейских стран на путь дем-го развития.
| Знать понятия: К. Аденауэр, В. Брандт, М. Тэтчер.
И. Б. Тито, «пражская весна», Л. Валенса
В. Гавел, Чаушеску, боснийский кризис.
| §20 с.189-200
| 19
| Интеграционные процессы в З. Европе и С. Америке.
| Проблемная лекция
| Участие в обсуждении вопросов темы. Составление таблицы
| Инд. раб. с неусп-ми.
| - характеризовать этапы интеграции в Европе;
- называть главные цели создания ЕЭС, основные цели их достижения;
- анализировать последствия создания рынка без границ для стран с различным уровнем развития.
| Знать понятия: ЕЭС, интеграция, Евросоюз, ВТО.
| §21 с.201-208, Т.
| 20.
| Содружество Независимых Государств в мировом сообществе.
| Комбинированный
| Участие в обсуждении вопросов темы.
|
| - называть страны, которые вошли в СНГ и причины отказа других стран от вхождения;
- характеризовать роль России в урегулировании конфликтов В СНГ;
-
| Знать понятия: СНГ, 8.12.1991, Карабах, ОБСЕ, Алиев, «Революция роз», Саакашвили.
| §22 с.209-218
| 21.
| Япония, Индия, Китай в современном мире.
| Урок-исследование
| Работа с текстом и документами.
|
| - характеризовать истоки Японского «эк. чуда», строительство основ социализма в Китае, особенности модернизации в Индии;
- объяснять влияние европейского опыта и традиций на полит. и эк развитие стран Востока;
| Знать понятия: М. Ганди, Хомейни, Мао Цзэдун, Сяопин, Д. Неру, И., Р. Ганди, 12.1979.
| §23-25 с.220-245
| 22.
| Научно-технический прогресс и развитие культуры.
| Семинар
| Подготовка и защита сообщений, заполнение таблицы, выполнение тестовых заданий.
| тест
| - характеризовать истоки возникновения Массовой культуры XX века;
- объяснять причины ускорение темпов научно-технического прогресса, как изменилась жизнь людей;
- называть направления развития науки и техники и их представителей.
| Знать понятия: Росселлини, Феллини, Мазина, «Битлз», Лукас, ЮНЕСКО, Нимейер.
| §29-30 с.278-299
| 23
| Глобализация в конце ХХ века.
| Комбинированный
| Участие в обсуждении вопросов темы.
| Инд. раб. с неусп-ми.
| - характеризовать последствия глобализации и деятельность антиглобалистов;
- объяснять, чем опасен международный терроризм;
- называть наиболее крупные военные конфликты и их влияние на глобализацию;
- анализировать возможности решения глобальных проблем в т.ч. с помощью высоких технологий.
| Знать понятия: Терроризм, Эк. кризис, «Гринпис»., интеграция, ЭКОСОС.
| §31-32 с.300-314.
| 24.
| « Мир во второй половине ХХ века».
| Повторительно - обобщающий
| Индивидуальная работа
| Итоговое тестирование
|
| Тест № 2, работа с терминологией и персоналиями
| Повторить пройденное
| |