Программа курса. Проблемно-тематический курс Для бакалавров по направлениям





НазваниеПрограмма курса. Проблемно-тематический курс Для бакалавров по направлениям
страница1/14
Дата публикации20.11.2017
Размер0.63 Mb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > История > Программа курса
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14




Т.В. Карпенкова, В.Т. Агаев

ИСТОРИЯ
стория России в контексте
мирового развития
)


Программа курса.
Проблемно-тематический курс

Для бакалавров по направлениям подготовки
«Экономика» и «Менеджмент»
(гуманитарный, социальный и экономический
цикл дисциплин)


Москва
Издательство МИЭП
2011

Авторы-составители: д-р ист. наук, проф. Т.В. Карпенкова,
канд. ист. наук, доц. В.Т. Агаев

Под редакцией канд. ист. наук, доц. Ф.Л. Шарова
История (история России в контексте мирового развития): Программа курса. Проблемно-тематический курс / Авторы-составители:
Т.В. Карпенкова, В.Т. Агаев. – М.: МИЭП, 2011. – 44 с.

Курс разработан в соответствии с ФГОС-3 и применяемой в МИЭП технологией проблемно-поискового образования. Для бакалавров по направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент» (гуманитарный, социальный и экономический цикл дисциплин).

© Международный институт экономики и права, 2011

Введение


Проблемно-тематический курс по дисциплине «История» базируется на цивилизационном подходе, позволяющем наиболее полно продемонстрировать логику исторического прогресса и исторический путь, проделанный Россией. Суть методологии исторического познания состоит в выявлении общих тенденций развития человечества (векторов прогресса) через изучение особенностей локальной российской цивилизации и, наоборот, – более глубокое, синтетическое познание истории России через изучение
динамики мировых и других локальных цивилизаций.

Предназначение курса – успешное овладение бакалавром обязательным минимумом содержания дисциплины «История», установленным федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования. Учитывая то обстоятельство, что российская цивилизация – не только важная составная часть мировой цивилизации, но и своеобразное культурное ядро обширного евразийского пространства, обладающего огромным потенциалом собственного развития, особое внимание должно быть уделено:

  • своеобразию формирования российской государственности;

  • формированию политической культуры и исторических традиций, влияние которых определяет и современный этап российской истории;

  • преемственности в историческом развитии нашей страны;

  • месту России в мировом историческом процессе, сложном и многогранном взаимодействии с окружающим миром;

  • особенностям становления новой парадигмы развития, объяснить которые невозможно без учета российской культуры и исторических традиций.

Поэтому бакалавру необходимо знать весь массив основных исторических концепций, фактов, дат, событий и имен исторических деятелей, уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к исторического прошлому.

Проблемно-поисковые задания ориентируют на анализ и обобщение бакалавром основных положений рекомендованных документов и учебных материалов. Особое внимание следует уделять усвоению ключевых понятий и терминов по каждой теме курса. Исходя из концептуальных подходов к образовательному процессу в МИЭП, бакалавр должен усвоить различные трактовки исторических фактов, явлений, событий и сформулировать собственную точку зрения, опирающуюся на знание источников, научный анализ, исчерпывающую аргументацию. Этот учебный курс, включающий в себя также цикл лекций и консультаций, можно рассматривать как базовый практически для всех общих дисциплин МИЭП.

Программа курса

Введение. Россия и исторический процесс


Сущность, формы, функции исторического сознания. Предмет истории. Цель и задачи изучения истории. Взаимосвязь истории и других научных дисциплин. Субъективная и объективно-идеалистическая методологии
изучения истории. Материалистическое объяснение истории (К. Маркс). Методология цивилизационного подхода к изучению истории (Н.Я. Данилевский, А.Дж. Тойнби, О. Шпенглер).

Цивилизация как основная типологическая единица истории. Природные сообщества. Восточная цивилизация. Античный мир. Становление
современной европейской цивилизации. Евразия, Русь и Туран. Проблемы межцивилизационного диалога. Мировой исторический процесс: единство и многообразие.

Историография: основные этапы развития русской исторической науки. Источники изучения истории России. Проблема «Велесовой книги». А.С. Ахиезер о «промежуточном» характере российской цивилизации. Л.Н. Гумилев и синтез истории, этнологии и географии. Современные дискуссии о месте России в мировом историческом процессе.

Периодизация истории Отечества. Основные особенности и факторы русского исторического процесса (природно-климатический, геополитический, религиозный, социальной организации).

Тема 1. Древние общества и государства на территории России:
от неолитической цивилизации до генезиса феодализма


Каменный век (палеолит, мезолит, неолит). Антропогенез: появление человека умелого, архантропа, неандертальца. Появления человека на
территории Восточной Европы. Первобытное стадо. Родовая община. Матриархат. Неолитическая революция: изменения в технике и форме производства.

Бронзовый век. Складывание больших культурных общностей: индоевропейская, угро-финская и тюркская языковые семьи. Выделение праславян из индоевропейских племен. Процесс разложения первобытнообщинного строя и возникновение рабовладельческих государств.

Понятие о раннеклассовой локальной цивилизации. Выход цивилизаций за локальные рамки, возникновение первых мировых империй (VIII в. до н.э. – середина V в. н.э.). Воздействие более развитых локальных
цивилизаций на окружающий мир, «прорыв с юга» (VI–IV вв. до н.э.). Причерноморские племена и античная цивилизация: симбиоз греческой
и местной локальных цивилизаций. Союз античных полисов. Скифское
и Боспорское государства. Достижения раннеклассовых локальных цивилизаций (расцвет человеческой личности, приоритет духовной сферы, подъем науки, искусства, мифология, свобода, Великое разделение труда, демократия).

Железный век (рубеж I тысячелетия н.э.). Переходный период развития цивилизаций: генезис феодализма. Осевое время – формирование
мировых религий (буддизм, христианство, иудаизм, мусульманство) и этических учений.

Модели формирования феодализма (византийский, итальянский, французский, скандинавско-русский, мусульманский и восточный пути). Сближение уровней развития локальных цивилизаций. Проблема взаимодействия человека и природной среды в древних обществах.

Проблема происхождения восточных славян. Византийские авторы
об антах, венедах, склавинах. Образование союзов восточнославянских
племен. Славянские города. Племенное вече. Хозяйство восточных славян. Рабовладение у восточных славян. Верования восточных славян. Взаимодействие восточных славян и соседних государств (Готского королевства, Гуннской державы, Болгарского царства, Аварского, Хазарского и Тюркского каганатов, Волжской Булгарии).

Тема 2. Становление средневековой цивилизации.
Киевская Русь


Место средневековья во всемирно-историческом процессе. Перемещение центра мирового прогресса в Европу. Бессинтезный вариант генезиса феодализма (Центральная Европа, Скандинавия, Русь). Религия – доминирующий фактор в обществе. Возникновение торгово-политических
империй и союзов. Городская революция. Политическое и социально-экономическое развитие средневековых цивилизаций.

Складывание феодальной зависимости у славян. Факторы образования государства у восточных славян. Протогосударственные политические объединения восточных славян – Куяба, Славия, Артания. Варяги на Руси и в Европе. Легенда о «призвании» Рюрика. Проблема происхождения термина «Русь». Создание древнерусского государства. Военные походы
и «полюдье» как материальная основа существования княжеской дружины в IX–X вв. Княжеская дружина и народное ополчение. Местные племенные княжения. Первые русские князья (Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир, Ярослав Мудрый). Взаимоотношения Киевской Руси с соседними
государствами. Завершение объединения восточных славян в государственных границах Киевской Руси. Принципы наследования власти в Киевской Руси и в Западной Европе.

Борьба за Киевское княжение. Съезд русских князей в Любече (1097 г.) как начало феодального «бенефиция». Особенности древнерусского феодализма: социальное расслоение, сочетание авторитарных и демократических начал, община.

Мировые религии: общие черты и различия. Выбор Русью византийского православия в качестве государственной религии. Раскол христианской церкви (1054 г.). Влияние христианства на общественную и духовную жизнь Руси.

Тема 3. Расцвет и кризис средневековой цивилизации.
Русь в период государственной раздробленности


Общее и особенное в феодальном развитии Руси, Европы и Азии (XII–XV вв.). Процесс разложения экономической основы единого государства. Кратковременный расцвет древнерусского государства в период правления Владимира Мономаха и Мстислава Великого. Причина упадка Киевского княжества. Процесс дробления княжеств и централизаторские тенденции:
образование доминирующих центров власти (великие княжения).

Особенности феодализма на Руси в период удельной раздробленности. Система феодальных иммунитетов. «Коммунальные революции» в Западной Европе и города на Руси. Перемещение центра страны на северо-восток: Владимиро-Суздальское княжество. Всеволод Большое Гнездо и подчинение Киевского княжества Владимиро-Суздальскому. Особенности княжеской власти: государственная система, собственность, идеология. Утверждение удельного принципа и раздробление Владимиро-Суздальского княжества. Основание Москвы (1147 г.). Галицко-Волынское княжество.

Новгородская и Псковская боярские республики как цивилизационный вариант развития Руси. Развитие демократии в Новгороде и Пскове. Становление боярской олигархии. Новгород и Европа.

Монгольские завоевания в XIII в. и образование западных улусов.
Основные этапы политической истории западных улусов. Нашествие монголов и крестовый поход рыцарей как цивилизационные альтернативы. Битва у реки Калки (1223 г.). Вторжение монголов на Русь (1237–1240 гг.).
Особенности положения русских княжеств под монгольским игом. Политические и культурные последствия монгольского ига для Руси. Вторжение на Русь шведских войск и Ливонских рыцарей-крестоносцев. Александр Невский: современные оценки личности.

Возрождение на Руси идеи единовластия. Роль православной церкви
в сохранении культурных и национальных ценностей Руси. Усиление московского княжества. Исихазм: мистическое учение Григория Паламы и уход в «пустыню». Сергий Радонежский. Москва – центр сопротивления монгольскому владычеству. Соперничество Московского, Тверского и
Великого Литовского княжеств: современные оценки. Куликовская битва (1380 г.). Значение победы Московского государства над монголами в
Куликовской битве.

Феодальная война на Руси второй четверти XV в.: победа сил централизации.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса. Проблемно-тематический курс Для бакалавров по направлениям iconУчебно-методический комплекс курса подготовки бакалавров по направлениям: 080100 «Экономика»
Основы профсоюзного движения. Учебно-методический комплекс курса подготовки бакалавров по направлениям 080100 «Экономика», 080500...
Программа курса. Проблемно-тематический курс Для бакалавров по направлениям iconУчебно-методический комплекс по дисциплине новейшая история европы...
Курс строится на основе проблемно-хронологического и страноведческого принципов организации исторического материала
Программа курса. Проблемно-тематический курс Для бакалавров по направлениям iconТематический план курса для студентов очной формы обучения 5 Тематический...
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования
Программа курса. Проблемно-тематический курс Для бакалавров по направлениям iconПрограмма курса «Сравнительный менеджмент» программа курса «сравнительный менеджмент»
Учебный курс «Сравнительный менеджмент» является весьма важной частью общепрофессиональных дисциплин направления «Менеджмент при...
Программа курса. Проблемно-тематический курс Для бакалавров по направлениям iconУчебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2012. 332с. 3 экз. Джамай В. В....
Агафонов В. В. Криминалистика: краткий курс лекций – М.: Юрайт, 2013. – 184с. 10 экз
Программа курса. Проблемно-тематический курс Для бакалавров по направлениям iconОсновная образовательная программа подготовки бакалавров по направлениям
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа курса. Проблемно-тематический курс Для бакалавров по направлениям iconОсновная образовательная программа подготовки бакалавров по направлениям
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа курса. Проблемно-тематический курс Для бакалавров по направлениям iconПояснительная записка рабочая программа разработана в соответствии...
Рабочая программа разработана в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования...
Программа курса. Проблемно-тематический курс Для бакалавров по направлениям iconПрограмма дисциплины философия
Программа предназначена для студентов гуманитарных (нефилософских) специальностей и соответствует требованиям государственных образовательных...
Программа курса. Проблемно-тематический курс Для бакалавров по направлениям iconПрограмма дисциплины философия
Программа предназначена для студентов гуманитарных (нефилософских) специальностей и соответствует требованиям государственных образовательных...
Программа курса. Проблемно-тематический курс Для бакалавров по направлениям iconПрограмма дисциплины философия
Программа предназначена для студентов гуманитарных (нефилософских) специальностей и соответствует требованиям государственных образовательных...
Программа курса. Проблемно-тематический курс Для бакалавров по направлениям iconРабочая программа Элективного курса по «обществознанию»
Курс для 10 класса: «Человек в современном мире». Курс рассчитан на 17 часов. Это авторский курс, утвержденный на уровне моу «Васильчуковская...
Программа курса. Проблемно-тематический курс Для бакалавров по направлениям iconПрограмма дисциплины цикла сд по направлению подготовки бакалавров...
Курс общего фортепиано является обязательным для получения базового искусствоведческого образования по профилю музыкального искусства....
Программа курса. Проблемно-тематический курс Для бакалавров по направлениям iconРоссийской Федерации Министерство образования и науки
Программа предназначена для студентов гуманитарных (нефилософских) специальностей и соответствует требованиям государственных образовательных...
Программа курса. Проблемно-тематический курс Для бакалавров по направлениям iconПрограмма элективного курса Пояснительная записка. Элективный курс «индикаторы»
Элективный курс «индикаторы» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. На изучение данного курса отводится...
Программа курса. Проблемно-тематический курс Для бакалавров по направлениям iconРабочая программа по истории для 11 класса содержит следующие разделы:...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории 2004 г.,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск