Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе и изучению дисциплины «Отечественная история»





Скачать 88.51 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации студентам по самостоятельной работе и изучению дисциплины «Отечественная история»
Дата публикации26.09.2013
Размер88.51 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > История > Методические рекомендации
Методические рекомендации

студентам по самостоятельной работе и изучению

дисциплины «Отечественная история»

Порядок подготовки к семинарскому занятию
Методические материалы по отечественной истории призваны помочь студенту не только рационально подготовиться к семинарскому занятию, но и проверить свои знания по определенной теме. Приступая к изучению дисциплины в первую очередь необходимо ознакомиться с учебно-методическим комплексом, который включает все её необходимые компоненты.

Порядок подготовки к семинарскому занятию включает несколько этапов.

Во-первых, необходимо внимательно изучить все вопросы и задания, выносимые на обсуждение. Как правило, это 2-3 вопроса.

Во-вторых, ознакомиться с рекомендациями, содержащимися в учебно-методическом комплексе по отечественной истории.

В-третьих, подобрать необходимую литературу, используя список, предложенный к данной теме, а также литературу, которую преподаватель может рекомендовать дополнительно (журнальные статьи, научные сборники).

В-четвертых, составить конспект ответа на каждый вопрос. Конспект составляется в свободной форме. Однако, рекомендуется оставлять рабочие поля для дополнений, замечаний и др.

Последний этап состоит в проверке уровня своей подготовки, используя, где возможно, вопросы для самопроверки.

Рекомендации по самостоятельному

изучению отдельных тем курса
В соответствии с рабочей программой прохождения дисциплины отечественной истории на филологическом и географическом факультетах предусмотрено самостоятельное изучение студентами двух тем курса.

  • Российская модель развития экономики. Место и роль России в индустриальной цивилизации

  • Россия и мир. Международное положение и основные направления внешнеполитического курса


Российская модель развития экономики. Место и роль


России в индустриальной цивилизации

Проверка результатов самостоятельной работы проводится в форме коллоквиума. Группа из 25-30 студентов делится на 4 подгруппы по 6-8 человек. Каждая подгруппа по жребию получает один из представленных вопросов по которым проводится собеседование с предоставлением конспекта. Время для подготовки 2-3 недели. Для изучения предлагаются следующие вопросы.


  1. Причины экономического отставания России от передовых европейских стран в ХV-ХVII вв. Роль России в общемировом процессе развития цивилизации.

  2. Реформы в экономике в первой четверти ХVIII в. Социально-экономическая политика во второй половине ХVIII в.

  3. Экономическое развитие России в первой половине ХIХ в. Начало промышленного переворота.

  4. Крестьянская реформа 1861 г. Развитие капитализма в России в пореформенную эпоху и его особенности как «догоняющей» модели, страны второго эшелона.

  5. Попытки преодоления экономического отставания России от передовых стран Запада в начале ХХ в. Реформы С.Ю.Витте и П.А.Столыпина.

  6. Влияние первой мировой войны на экономическое развитие России.



Вопрос 1.

При подготовке данного вопроса необходимо выделить факторы оказывавшие как временное так и постоянное негативное влияние на развитие экономики России в ХV – ХVII вв. Уделив особое внимание природно-климатическому и геополитическому факторам, следует обратить внимание на особенности социального устройства российского государства в допетровскую эпоху, охарактеризовать значение общины в системе производства. Анализ причин отставания России от передовых стран Европы должен завершиться обоснованным выводом о периферийном положении России, о ее отрыве от общемирового процесса развития цивилизации.
Вопрос 2.

При изучении второго вопроса составьте представление о модернизационных процессах проходивших в России в эпоху Петра I и Екатерины II. При этом, четко разделяя мероприятия направленные на развитие буржуазных элементов в экономике, а также феодально-крепостнические методы и средства их реализации. Укажите основные черты экономического развития России в ХVIII в. и отметьте, что нового появилось в ее экономике. В завершении сделайте вывод о том значении, которое имели для страны социально-экономические преобразования Петра и Екатерины.
Вопрос 3.

Данный вопрос требует выделения особенностей отличавших промышленный переворот в России от передовых стран Запада. Следует обратить внимание на процесс формирования новых классов: буржуазии и пролетариата, появление новых отраслей в экономике и развитии специализации производства по регионам, не забыв при этом дать анализ сельского хозяйства.
Вопрос 4.

Необходимо определить причины отмены крепостного права. Рассмотреть варианты, которые были предложены самими дворянами для рассмотрения в Секретном комитете. Проанализировать условия выкупа земли крестьянами, изменение их правового положения и системы местного самоуправления. В заключении надо сделать вывод о значении реформы и ее влиянии на развитие капитализма в России. Необходимо выявить особенности экономического развития России в пореформенную эпоху и уметь объяснить термин «догоняющая» модель экономики.
Вопрос 5.

Покажите социально-экономическое состояние России на рубеже ХIХ- ХХ вв. Выявите основные цели и направления экономической политики С.Ю.Витте. Раскройте содержание и покажите возможные пути решения аграрного вопроса в России на рубеже веков. Дайте оценку аграрной реформе П.А.Столыпина.
Вопрос 6.

Определите влияние первой мировой войны на экономическое развитие России. Укажите изменения, произошедшие в промышленности и сельском хозяйстве страны в годы войны. Особое внимание обратите на социальные изменения в указанный период и их причины. Докажите, что война стала катализатором революций 1917 г.
Рекомендуемая литература.


  1. Аврех А.Я. Столыпин и судьбы реформа в России. М., 1991.

  2. Гусейнов Р. История экономики России. М., 1999.

  3. Зуев М.Н. История России. М., 1998.

  4. Иванова Н.И. Российская модель развития экономики. Место и роль России в индустриальной цивилизации. Тверь, 2002.

  5. Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 1998.

  6. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (ХVIII – начала ХХ вв.). В 2 т. СПб., 2000.

  7. Предпринимательство и предприниматели России от истоков до начала ХХ в. М., 1997.

  8. Соловьева А.М. Промышленная революция в России в ХIХ в. М., 1990.

  9. Тимошина Т.М. Экономическая история России. М., 2000.

Россия и мир. Международное положение


и основные направления внешнеполитического курса

Проверка самостоятельной работы проводится в форме тестирования по вариантам. Предлагается 2 варианта, состоящих из 24 вопросов каждый.

1 балл студент получает за 4 правильные ответа. Максимальное количество баллов – 6.

Для успешной подготовки необходимо:

  • Знать основные даты внешнеполитических событий, имена политических деятелей.

  • Понимать причины, вызвавшие те или иные международные конфликты.

  • Уметь определить внешнеполитические приоритеты России на разных этапах развития ее государственности.


Вопросы для самоподготовки





  1. Когда состоялся Земский собор, принявший решение о присоединении к России Левобережной Украины и Киева?

  2. В чье правление происходило освоение Сибири и Дальнего Востока?

  3. Что потеряла Россия в итоге Ливонской войны (1558 - 1583 гг.)?

  4. В чье царствование произошло присоединение к России Казанского и Астраханского ханств?

  5. Каковы результаты внешней политики Российского государства во второй половине XVI в.?

  6. С чьим именем связано продвижение русских в Сибирь в XVII в.?

  7. Каковы итоги внешнеполитической деятельности царя Алексея Михайловича?

  8. Когда Крым вошел в состав России?

  9. В ходе какой из войн XVI - XVIII вв. русские войска взяли Берлин?

  10. Когда закончился заграничный поход русской армии?

  11. К событиям какой войны относилась оборона Севастополя?

  12. Какие территории были включены в состав Российской Империи в 1870 - 1880-е гг.?

  13. Когда состоялся Берлинский конгресс, завершивший Русско-турецкую войну, на котором России удалось отстоять независимость Черногории, добиться автономии для Северной Болгарии?

  14. В ходе какой войны произошло сражение у деревни Лесной, морские сражения у мыса Гангут и острова Гренгам?

  15. Какое значение имела Полтавская битва (1709 г.) для Северной войны?

  16. В чье правление состоялись Итальянский и Швейцарский походы под командованием А.В. Суворова?

  17. Как увеличивалась территория Российского государства в XVII - XVIII вв.

  18. Какие события происходили во внешней политики России в XVIII в.?

  19. Каковы результаты внешней политики Екатерины II?

  20. Что было одной из причин отступления русской армии в начале отечественной войны 1812 г.?

  21. Что было одним из результатов победы России в Отечественной войне 1812 г. и Заграничного похода русской армии 1813 - 1814 гг.?

  22. Назовите даты начала и окончания Отечественной, Крымской, Первой мировой, Русско-турецкой войн.

  23. Какая территория уже входила в состав Российской империи к началу XIX века?

  24. Какое решение принял М.И. Кутузов в 1812 г. на военном совете в деревне Фили?

  25. На территорию какого государства вступили царские войска в мае 1849г., чтобы подавить революцию?

  26. Какой коалиции государств противостояла Россия в Крымской войне 1853 - 1856 гг.?

  27. Какие битвы относятся к истории Крымской войны 1853 - 1856 гг.?

  28. Назовите полководцев-участников Крымской войны 1853 - 1856 гг.

  29. Что было одной из причин поражения России в Крымской войне 1853 - 1856 гг.?

  30. Кто возглавлял в XIX веке во время Кавказской войны борьбу горцев против России?

  31. Какая территория вошла в состав Российской империи во второй половине XIX века?

  32. В память о какой войне в Болгарии в районе Шипки был воздвигнут обелиск посвященный русско-болгарскому содружеству?

  33. Во время какой войны М.Д. Скобелев и И.В. Гурко проявили себя как выдающиеся полководцы?

  34. Какие военные операции были проведены в годы первой мировой войны?

  35. Какие территории Россия потеряла по Портсмутскому мирному договору 1905 г.?

  36. Какой адмирал погиб во время русско-японской войны?

  37. Какие территории Советская Россия потеряла по Брестскому миру в 1918 г.?

  38. Когда был создан Союз Советских Социалистических Республик (СССР)?

  39. В какой период руководством СССР была провозглашена политика мирного сосуществования со странами Запада?

  40. В каком году был заключен пакт о ненападении с Германией?

  41. Когда СССР был принят постоянным членом в Лигу Наций?

  42. Кто в годы Великой Отечественной войны возглавлял Государственный Комитет Обороны?

  43. Когда состоялась Тегеранская конференция лидеров СССР, Великобритании и США?

  44. Какова последовательность военных операций, проведенных в годы Великой Отечественной войны?

  45. Какая военная операция завершает коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны?

  46. Когда и где произошло крупнейшее танковое сражение в Великой Отечественной войне?

  47. Где началось 5- 6 декабря 1941 г. контрнаступление Красной Армии?

  48. Какое важное событием Великой Отечественной войн произошло в1944 г.?

  49. Где в феврале 1945 г. состоялась встреча руководителей трех союзных держав?

  50. Кто в середине 1980-х гг. на встрече в Рейкьявике сделал заявление о том, что "ядерная война никогда не должна быть развязана, в ней не может быть победителей"?

  51. Какое изменение произошло в международных отношениях после распада СССР?

  52. Какое важнейшее событие в отношениях России с развитыми странами мира произошло в 1990-е гг.?

  53. В каком году в Москве был подписан Договор между СССР, США, Великобританией о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой?

  54. Когда произошли следующие события: ввод советских войск в Афганистан, провозглашение "нового политического мышления" в международных отношениях, ввод войск стран Организации Варшавского договора в Чехословакию, подписание Заключительного Акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе?

  55. Каковы результаты процесса разрядки международной напряженности в 1970-е гг.?

  56. Какое событие вызвало обострение "холодной войны" в конце 1970-х гг.?

  57. Какие события связаны с действиями антинаполеоновской коалиции?

  58. В каких внешнеполитических мероприятиях СССР в 1985 - 1991 гг. нашли отражение принципы "нового политического мышления"?

  59. Какие черты характеризовали внешнюю политику СССР в 1945 - 1953 гг.?

  60. Какие события во внешней политике СССР происходили в 30-е гг.?

  61. Когда происходили следующие событий: Берлинская (Потсдамская) конференция, создание Организации Варшавского договора, подписание Заключительного акта по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписание Договора между СССР и США о ликвидации средней и меньшей дальности, начало афганской войны, подписание в Москве советско-американского договора об ограничении систем противоракетной обороны, введение войск СССР и других стран ОВД в Чехословакию,

Литература





  1. Зуев М.Н. История России. М., 2000.

  2. История внешней политики России: Конец ХV – ХVII век. М., 1999.

  3. История внешней политики России: ХVIII век. М., 1998.

  4. История внешней политики России: Первая половина ХIХ века. М., 1999.

  5. История внешней политики России: Вторая половина ХIХ века. М., 1999.

  6. История внешней политики России: Конец ХIХ – начало ХХ века. М., 1999.

  7. Носков В.В. Первая мировая война: Пролог ХХ века. М., 1998.

  8. Протопопов А.А., и др. История международных отношений и внешней политики России: 1640-2000. М., 2001.

  9. Советская внешняя политика. 1917-1945: Поиски новых подходов. М., 1992.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе и изучению дисциплины «Отечественная история» iconМетодические рекомендации студентам по самостоятельной работе и изучению...
Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 2201...
Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе и изучению дисциплины «Отечественная история» iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1 Морская культура
Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе и изучению дисциплины «Отечественная история» iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе и изучению дисциплины «Отечественная история» iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе и изучению дисциплины «Отечественная история» iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
...
Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе и изучению дисциплины «Отечественная история» iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Сильно коррелированные низкоразмерные электронные системы. Теория ферми-жидкости Ландау. Латинжеровская жидкость
Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе и изучению дисциплины «Отечественная история» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению...
Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе и изучению дисциплины «Отечественная история» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению...
Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе и изучению дисциплины «Отечественная история» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению...
Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе и изучению дисциплины «Отечественная история» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской литературы: часть 2 для студентов, обучающихся по направлению...
Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе и изучению дисциплины «Отечественная история» iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Целями освоения дисциплины являются дать основные сведения о грамматическом строе современного шведского языка
Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе и изучению дисциплины «Отечественная история» iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Программа поможет создать личностно-ценностное отношение к собственному здоровью
Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе и изучению дисциплины «Отечественная история» iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе и изучению дисциплины «Отечественная история» iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе и изучению дисциплины «Отечественная история» iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов
Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Вторичные метаболиты растений»...
Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе и изучению дисциплины «Отечественная история» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск