Федеральное агентство воздушного транспорта федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации





НазваниеФедеральное агентство воздушного транспорта федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации
страница1/5
Дата публикации05.10.2013
Размер0.66 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

УДК 374.3

гос. регистрации Инв. №
«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор МГТУ ГА
проф., д.ю.н. ___________________Б.П. Елисеев

30 декабря 2011 г.

О Т Ч Е Т

по договору № СР - 75/2011 от 06.11.2009

на выполнение работ по социальному обслуживанию населения в части предоставления образовательных услуг

Мероприятие 4-75.1:

Разработка и внедрение перспективных методик преподавания в образовательных учреждениях общего и профессионального образования г. Москвы на основе реализации инновационных разработок специалистов высшей школы в соответствующих областях знаний с использованием IT-технологий.

Подраздел.  4-75.1.1.1.

Разработка и внедрение инновационных методик преподавания обществознания в образовательных учреждениях общего и среднего профессионального образования г. Москвы на основе информационных технологий.

п.475.1.1.2

Анализ опыта применения инновационных методик преподавания истории в образовательных учреждениях общего и профессионального образования г. Москвы на основе современных информационных технологий (НИМ)

Научный руководитель работ по договору СР-75

проф., д.ю.н. Б.П. Елисеев

Ответственный исполнитель работ по договору СР-75

проф., д.ф.-м.н. А.И. Козлов

Научный руководитель раздела 4-75.1.1

проф., д.ф.н. О.Д. Гаранина

Заместитель научного руководителя раздела 4-75.1.1

проф., к.ф.н. И.С. Бакланова

Москва 2011 г.

Научный руководитель

профессор, доктор философских наук Гаранина О.Д.
Заместитель научного руководителя

профессор, кандидат философских наук Бакланова И.С.
Научно-образовательный коллектив исполнителей


1.

проф.

д-р фил. наук

Гаранина О.Д.




2.

проф.

д-р юр. наук

Елисеев Б.П.




3.

проф.

д-р техн. наук

Машошин О.Ф.







доц.

К-т физ-мат. наук

Куколева А.А.




4.

проф.

д-р техн. наук

Самохин А.В.




5.

доц.

д-р техн. наук

Феоктистова О.Г.




6.







Козлова Е.Н.




К выполнению организационной работы (сбор информационной информации, вычислительные работы, подбор литературы, оформительская работа) привлекалась также

1. Понкратова И.И.


РЕФЕРАТ
Проведен анализ инновационных методик проведения учебных занятий по дисциплине «история» в средних общеобразовательных учреждениях. Рассмотрены методики проведения нетрадиционных уроков в форме конференции, ролевой игры. Представлены методики активизации познавательного интереса школьников к содержанию дисциплины «история».

Страниц – 66, библиографических источников - 28

Ключевые слова: преподавание истории в школе, история, методики преподавания, нетрадиционный урок, интерактивная методика.

ОГЛАВЛЕНИЕ


Реферат…………………………………………………………………………

Список исполнителей ………………………………………………………....

Оглавление……………………………………...……………………..………

Введение……………………………………………………………….………

1. Инновационная деятельность учителя………………………….………….

2. Опыт организации и проведения инновационных (нетрадиционных) уроков по истории в средней школе…………………………………………

2.1. Творческие принципы нетрадиционных уроков………………………..

2.2. Виды нетрадиционных уроков……………………….…………………..

3. Методики организации и проведения нетрадиционных уроков по истории………………………………………………………………………….

3.1. Урокделовая игра «Будущее России» (11 класс)……….………………

3.2. Урок-конкурс “Древний Египет” (5-й класс)……………………………

3.3. Урокдискуссия «Альтернативы общественного развития России в начале ХХ в.»(11 класс)……………………………………………………….

4. Интерактивные уроки по истории………………………………………….

4.1. Нетрадиционный интерактивный урок по истории  ролевая игра

4.2. Интеллектуально-познавательная игра «Час средневековья» …………

4.3. Урок по теме «Развитие Советского общества в середине 50-х первой половине 60-х гг. ХХ века» 11 класс (работа в группах)…………………….

4.4. Урок – исследование по теме «Альтернативные пути развития России: от февраля к октябрю 1917 г.» 11 класс (работа в группах)………………..

5. Интегрированное семинарское занятие по курсам «История России» и «Всеобщая история» для 11 класса……………………………………………

6. Опорные конспекты на уроках истории……………………………..……..

6.1 Методические принципы организации уроков с применением

опорных конспектов………………………………………………….………...

6.2 Разработка схемы урока истории с применением опорных конспектов

Литература ……………………………………………………………………..

1

2

4

5

6
11

11

13
13

15

19
25

30
32
33
37
40

47
62
65


Введение
Известно, что обучение - это процесс взаимодействия учителя с учащимися при работе над определенным содержанием учебного материала с целью его усвоения и овладения способами познавательной деятельности. Чтобы осуществлять процесс, необходимо его организовать. Что же такое организация? В «Философской энциклопедии» поясняется, что организация есть «Упорядочение, налаживание, приведение в систему некоторого материального или духовного объекта, расположения, соотношения частей какого-либо объекта». Там же подчеркивается, что важны именно эти «значения понятия организации, относящиеся как к объектам природы, как и социальной деятельности и характеризующие организацию как расположение и взаимосвязь элементов некоторого целого (предметная часть организации), их действия и взаимодействия (функциональная часть)». Нужно так организовать учебный процесс, так его проводить, чтобы учащиеся принимали непосредственное участие в целеполагании ближайшей своей деятельности, чтобы цели обучения, задаваемые внешним образов, становились их собственными, личными целями.

Личностно-ориентированная педагогика выдвигает на передний план нетрадиционные подходы к организации процесса обучения в современной школе. Содержание образования составляет систему знаний, умений, навыков, черт творческой деятельности, мировоззренческих и поведенческих качеств личности, которые обусловлены требованиями общества и к достижению которых должны быть направлены усилия обучающих и обучающихся. Если учитель правильно подберёт формы организации процесса обучения, то данный процесс должен стать интересным, полезным, ученики будут активными, способными самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, повысится уровень обучения школьников. Актуальной целью становится создание личностного потенциала человека, воспитание его способностей к адекватной деятельности в предстоящих предметных и социальных ситуациях, а содержанием - все то, что обеспечивает достижение этой цели.


  1. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ


Обращения к проблемам инновационной деятельности и выделение их в число важнейших направлений современной научной мысли явилось результатом осознания возрастающей динамики инновационных процессов в обществе. Развитие научных интересов в этом направлении обнаружило сложность и многоаспектность данного феномена, что повлекло за собой появление разнообразных подходов к его анализу. Это определило необходимость осознания того, что инновационная деятельность требует системного целостного изучения с учетом факторов, касающихся как собственно нововведений, так и их социальной среды.

Педагогические инновационные процессы и феномен инновационной деятельности учителя стали предметом специального изучения ученых примерно с конца 50-х годов на Западе и в последнее десятилетие в нашей стране. Интерес к ним мировой педагогической общественности проявляется в создании особых инновационных служб, изданий, журналов, информационных публикаций. В частности, при ЮНЕСКО существует азиатский центр педагогических инноваций для развития образования, который обобщает педагогические новшества в различных странах мира и информирует о них совместно с Международным бюро по вопросам образования педагогическую общественность на страницах специального издания.

Развитие педагогической инноватики в нашей стране связано с массовым общественно педагогическим движением, с возникновением противоречия между имеющейся потребностью в быстром развитии школы и неумением педагогов ее реализовать. Возрос массовый характер применения нового. В связи с этим обострилась потребность в новом знании, в осмыслении новых понятий: «новшество», «новое», «инновация», «инновационный процесс» и др.

Новшества, нововведения, инновационные процессы имеют своих носителей. Определение основных понятий инноватики не может быть полным без характеристики людей, осуществляющих нововведения. Речь идет о педагогах инноваторах, которые вносят в педагогическую действительность конструктивную новизну. В этой связи обнаруживается и проблема инновационной деятельности учителя, ее структуры, сущности, факторов развития. Творческие способности, индивидуальность педагога не позволяет автоматически и без изменения тиражировать педагогический опыт. Субъективный фактор играет решающую роль и на стадии внедрения и распространения новшества. Педагог-инноватор выступает на этом этапе в роли носителя конкретного новшества и одновременно творца или модификатора его в процессе внедрения. В общем виде можно дать следующую характеристику инноваторам. Инноваторы - это те, кто ставит своей целью введение нового. Они могут быть как из самой организации (учителя, администрация школы), так и извне (деятели органов образования, педагоги-исследователи). Для учителей инноваторов характерен не только высокий интеллектуальный потенциал, но и критическое отношение к действительности, устремленность на поиски альтернативы ее несовершенству.

Э. Роджерс выделяет основных этапов восприятия новшества:

1 этап ознакомления (первого знакомства) человека с новшеством: человек впервые узнает о новшестве, но еще не готов к получению дополнительной информации.

2 этап появления интереса: на этом этапе человек проявляет заинтересованность в новшестве и начинает искать дополнительную информацию о нем. Эта информация еще никак не окрашена мотивами восприятия. Основная задача на этом этапе - получить побольше сведений о новшестве. Компонент «интереса» заставляет человека активно искать информацию, а его личные качества, шкала ценностей и нормы его социальной ситуации будут определять, где он будет искать ее и как интерпретировать.

3 этап оценки: на этом этапе человек мысленно «примеряет» новшество к своей существующей или предполагаемой ситуации, а затем решает, стоит ли опробовать данное новшество. Если он считает, что достоинства новшества превышают его недостатки (в том числе материальные или иные издержки), он решает опробовать это новшество. Эта стадия менее четко выделяется из остальных и благодаря «своей латентности» наиболее трудно поддается эмпирическому исследованию. Обычно на этом этапе человек ищет более специализированную информацию (советы, консультации) о новшестве, чаще всего у своих коллег и знакомых.

4 этап апробации: на этом этапе апробируется новшество в сравнительно небольших масштабах, чтобы решить вопрос о его применении для решения своих проблем или в данной конкретной ситуации. Задача данного этапа - продемонстрировать новшество напрямую, тогда как на предыдущем этапе человек только мысленно проигрывал эту ситуацию. Также идут поиски специализированной информации относительно наилучших методов использования новшества. Результаты этого этапа наиболее важны. В это время может произойти отказ от новшества.

5 этап окончательного восприятия: на этом этапе человек окончательно решает воспринять новшество, т. е. продолжать его использовать в полном масштабе. Основная задача этого этапа - оценка результатов предыдущего этапа и принятия окончательного решения о применении новшества в будущем.

Теория и практика нововведений показывает, что инновации не замкнуты в сфере человеческой деятельности, они носят всеобщий характер. Поэтому механизмы возникновения и восприимчивости инноваций не могут найти исчерпывающего объяснения в рамках тех или иных специализированных форм знаний: в технических науках, в экономических исследованиях и т. д. Необходимо подвести под исследования инновационной деятельности теоретико-методологическое основание.

Учитель как субъект инновационной деятельности и ее организатор вступает с другими членами педагогического сообщества в процесс создания, использования и распространения новшества, он обсуждает содержание нововведения и те изменения, которые могут произойти в предметах, сознании, обычаях традициях и т. д.

Эти отношения в процессе совместной деятельности и межличностного психического взаимоотражения формируют социально-психологические отношения, пронизывают функциональные организационные, экономические и другие отношения. Социально-психологические отношения выступают как интегративный, стимулирующий фактор, преломляющийся в совместной деятельности.

Отмечая инновационную, личностно-творческую природу культуры, необходимо подчеркнуть, что культура - это творческая созидательная деятельность человека - как прошлая зафиксированная, опредмеченная в культурных ценностях, так и прежде всего настоящая, основанная на распредмечивании этих ценностей, т.е превращающая богатство человеческой истории во внутреннее богатство живых личностей, воплощающееся в универсальном освоении, переработке деятельности и самого человека. Инновации всегда сопровождают педагогическую деятельность. Формы способы и сферы проявления творческих начал в педагогической деятельности неразрывно с формированием педагогической культуры.

Инновация - вновь созданная посредством творческой деятельности духовная реальность, основное содержание корой находится в определенном противоречии с существующей традицией. Любая инновация может возникнуть только в недрах хорошо укорененной традиции. Исходная традиция, породившая инновацию, никогда не останется неизменной. В зависимости от характера творческих инноваций она может либо трансформироваться, наполняясь новым содержанием, либо разветвляться и дифференцироваться, порождая новую традицию.

Традиция и инновации в личности творца ведут между собой постоянный диалог, благодаря которому становится возможным творческий процесс и творческое развитие традиций. Творческая деятельность необходима не только для порождения инноваций, но и для поддержания культурных, художественных и научных традиций. Традиции и инновации являются взаимонеобходимыми друг для друга факторами развития. Непрерывность традиции - залог поступательного движения культуры. Творческая деятельность благодаря, своему диалогическому единству с традициями, выполняет стабилизирующую функцию.

Для развивающейся системы характерно постоянное стремление к изменению, однако способы создания инноваций не осуществляются автоматически. Путь от одной инновации к другой может привести к негативным последствиям из-за незнания, ошибок и др. Страх перед опасностью изменений является своеобразным механизмом торможения инноваций. Сама возможность развития зависит от способности личности, сообщества находить такую меру отношения, которая снимала бы возможность конфликта.

Сила и напряженность связей между прошлым и будущим видоизменяют поведение человека. Это изменение зависит от индивидуальных особенностей, возраста и ряда других факторов. Например, чем сильнее направленность учителя на будущее, тем охотнее он соглашается на введение новшества. Постановка целей формирования концепции будущего как проекта преобразования своей деятельности предполагает непрерывное поддержание некоторого уровня психической напряженности на весь период приближения к цели.

Субъектность деятельности находит свое отражение в следующих аспектах активности субъекта: в обусловленности психического опыта, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности.

Представленные подходы к исследованию сущности и содержания инновационной деятельности раскрывают ее методологический характер, ведущие компоненты и функции ее рассмотрения. Все это обусловлиет актуальность и перспективы исследования обозначенного нами феномена.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное агентство воздушного транспорта федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации iconФедеральное агентство воздушного транспорта московский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство воздушного транспорта федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации iconФедеральное агентство воздушного транспорта федеральное государственное...
Методическая разработка рекомендована для педагогов дополнительного образования детей
Федеральное агентство воздушного транспорта федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации iconФедеральное агентство воздушного транспорта федеральное государственное...
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство воздушного транспорта федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации iconФедеральное агентство воздушного транспорта федеральное государственное...
Авторы: Бут Н. Д. – ведущий научный сотрудник нии академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук...
Федеральное агентство воздушного транспорта федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации iconФедеральное агентство воздушного транспорта федеральное государственное...
Охватывают материал, определенный Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (гос спо) в части...
Федеральное агентство воздушного транспорта федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство воздушного транспорта федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации iconПравила приема граждан в федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральное агентство воздушного транспорта федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
С89 Современные международные отношения: Пособие по изучению дисциплины и планы семинарских занятий. М.: Мгту га, 2007. 20 с
Федеральное агентство воздушного транспорта федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации iconФедеральное агентство воздушного транспорта
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство воздушного транспорта федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации iconФедеральное агентство воздушного транспорта федеральное государственное...
Охватывает все виды техники. Инженерно-психологические исследования необходимы всюду, где речь идет о создании тех или иных устройств,...
Федеральное агентство воздушного транспорта федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
«Московский государственный институт электронной техники (технический университет)»
Федеральное агентство воздушного транспорта федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
«Московский государственный институт электронной техники (технический университет)»
Федеральное агентство воздушного транспорта федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
«Московский государственный институт электронной техники (технический университет)»
Федеральное агентство воздушного транспорта федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по рыболовству Федеральное...
Г. Г., Авдеева Е. В., Шеховцев Л. Н., Шибаев С. В., Орлов Е. К., Уманский С. А. Калининград: Федеральное государственное бюджетное...
Федеральное агентство воздушного транспорта федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации iconФедеральное агентство морского и речного транспорта РФ федеральное...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство воздушного транспорта федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации iconФедеральное агентство по рыболовству Федеральное государственное...
Письменный перевод со словарем с иностранного языка на русский оригинального текста по специальности объемом 1500 печатных знаков....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск