Литература Класс





Скачать 52.89 Kb.
НазваниеЛитература Класс
Дата публикации07.10.2013
Размер52.89 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > История > Конспект
Конспект урока

Аттестуемый педагог Лобова Ирина Александровна

Предмет литература Класс 6

Тема урока. Владимир Дубровский и Маша Троекурова.

Технология продуктивного чтения (Открытие нового через продуктивное чтение)



п./п.

Этапы работы

Содержание этапа

1

Организацион-ный

Цели: Продолжить работу над раскрытием образа В. Дубровского. Выяснить, какие качества характера он проявляет по отношению к Маше Троекуровой.

Задачи:

1. Продолжить знакомство с жанром романа.

2. Развивать умение анализировать эпизод художественного текста.

3. Развивать умение выразительно читать прозаический текст.

4. Развивать исследовательские навыки учащихся при работе с текстом учебника;
Информационные технологии

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная
Тип урока : комбинированный





Текущий контроль знаний и умений

Ход урока


    1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы продолжим работу над текстом романа А.С.Пушкина «Дубровский». Вы помните, что в основу произведения А.С.Пушкин положил реальную историю белорусского дворянина Островского, «который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, потом и других».

- Какое произведение называется романом? (роман – большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета).

- Что такое сюжет? (сюжет – последовательность и связь событий в художественном произведении).

Создавая роман, писатель расширил круг действующих лиц, развил несколько сюжетных линий. Развитие каких сюжетных линий мы проследили по тексту романа? (взаимоотношения Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского; история разорения Дубровского; судьба Владимира Дубровского).

- Вспомните, какие варианты судьбы героя мы выделили в романе.
На доске делается схематическая запись. Работа сопровождается рассматриванием иллюстраций к роману (на экране через мультимедиапроектор).


ВЛАДИМИР ДУБРОВСКИЙ

Расточительный и честолюбивый офицер, внезапно потерявший отца и родной дом

рис 5

Скромный и мужественный учитель Дефорж


рис 1

Грозный, честный и «великодушны» разбойник


рис 3


- Но мы не рассмотрели ещё одну сюжетную линию, которая очень важна для понимания характера главного героя. О чем сегодня на уроке пойдет речь? (О взаимоотношениях Дубровского и Маши Троекуровой).
– Как вы назвали главы, перечитанные дома?
XI – Превращение в Дефоржа.

XII – Откровение Дубровского.

XIII – Князь Верейский.

XIV – Сватовство.

XV – Предложение помощи.

XVI – Маша под арестом.





Изучение нового.

Технология продуктивного чтения



Работа в группах.
Задание 1 группе:
- Что мы узнаем о Маше Троекуровой из 1-ой главы?

- Прав ли был Андрей Гаврилович Дубровский, называя Машу «избалованной бабенкой»?
Задание 2 группе
- Кратко перескажите эпизод первой встречи Владимира Дубровского и Маши (гл.8) Почему девушка не обратила внимания на молодого учителя?

Задание 3 группе:
- Какое происшествие изменило отношение Маши к Дефоржу? (чтение эпизода «Дефорж в медвежьей комнате»).

-Как вы думаете, какие качества Владимира Дубровского привлекли Машу? (гл.11)
Задание 4 группе:
- Рассмотрите иллюстрацию к 12 главе романа. Какие противоречивые чувства овладевали Машей, когда она получила записку Дефоржа (Дубровского)?
рис 7



- Выразительно прочитайте монолог-признание Дубровского. Почему Владимир решился на это признание?

Как повлияла любовь к Маше на Владимира Дубровского?

Задание 5 группе:

Как Маша отнеслась к знакомству с князем Верейским? Как вела себя с ним?

Выступление групп. Обсуждение.

Сегодня мы будем работать с 18 главой романа. Предположите, как Маша поведет себя в церкви, согласится ли она стать женой князя?

Ребята предлагают свои варианты развития событий.
После этого читаем эпизод «Венчание» со слов: «

-Папенька…папенька…-говорила она в слезах, и голос её замирал» до слов «…они вышли из церкви, на паперти толпились крестьяне из Покровского. Взор её быстро их обежал и снова оказал прежнюю бесчувственность».

-Найдите ключевые слова, передающие состояние Маши(странный вид, бледность, надежда, обмерла, бесчувственность).

-Какие слова показывают отношение автора к героине?
-Итак, после венчания молодые отправляются в Арбатово. По дороге их останавливают разбойники, среди них Дубровский, который предлагает Маше свободу . Как вы думаете, согласится ли Маша на это предложение?
Ребята предлагают свои варианты развития событий
Читаем эпизод «Освобождение» со слов «Вы свободны, – продолжал Дубровский, обращаясь к бледной княгине. – Нет, – отвечала она. – Поздно – я обвенчана, я жена князя Верейского. – Что вы говорите, – закричал с отчаяния Дубровский, – нет, вы не жена его, вы были приневолены, вы никогда не могли согласиться… –…» до слов «Но теперь , говорю вам, теперь поздно. Пустите нас».

Обсуждение.

-Почему Маша отказалась от свободы?

-Что чувствовал при этом Владимир Дубровский? (отчаяние)

- Как поступит В. Дубровский?

Читаем эпизод «Все кончено» от слов «Но Дубровский уже ее не слышал..» до слов «не разграбя ничего и не пролив ни единой капли крови в отмщение за кровь своего атамана».
Обсуждение прочитанного.




Рефлексия.

Итак, ребята , теперь подведи итоги нашей работы.

Ответьте на вопросы:
Что нового вы узнали о Владимире Дубровском?

Какие качества характера проявились у Владимира по отношению к Маше?

Что помешало счастью Владимира и Маши?
Выводы : Дубровский – благородный и добрый человек, человечность в нем победила ненависть к Троекурову.

Он отказался от мести ради любви.

Любовь Владимира к Маше оказалась не всесильной, разница их положения, враждебное окружение и страх в душе Марии Кириловны не дали возможности им быть счастливыми.
Под воздействием любви он смог позабыть обиду, нанесенную Троекуровым, не причинил ни одному из тех людей, кто как-то был связан с Марией Кириловной. Вот она настоящая любовь, когда человек становится выше обид, мести и готов все простить.

Составление синквейна о Дубровском.
Дубровский

Отважный, влюбленный

Дубровский мечтал отомстить

Полюбил и принял решение не мстить

Герой






Домашнее задание

Мини-сочинение на тему «Какой вы представляете дальнейшую жизнь Марии Кириловны и Владимира Дубровского ?»


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература Класс iconЛитература Тема: Человек и история в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»
Учебно-методическое обеспечение: учебник 10 класс литература Коровина В. И. Литература. 10 класс, Москва Просвещение. 1часть. 2012...
Литература Класс iconРабочая программа по литературе составлена на основе программы "Литература....
Литература. 5-11 класс" под ред. Г. И. Беленького. Реализуется в учебнике "Литература. 11 класс: Учебник для общеобразовательных...
Литература Класс iconУчебно-демонстрационное оборудование
Союзы и предлоги; Частицы и междометия; Числительное и местоимение; Морфология; Грамматика; Русский язык 5-7 классов; Основные правила...
Литература Класс iconРабочая программа по предмету «Литература» 11 класс
Учебника для общеобразовательных учреждений В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Литература. 11 класс». Москва, «Русское слово», 2010
Литература Класс iconРабочая программа по предмету «Литература» 11 класс Рассмотрена на заседании мо
Учебника для общеобразовательных учреждений В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Литература. 11 класс». Москва, «Русское слово», 2010
Литература Класс iconРабочая программа по предмету «Литература» 8 класс Рассмотрена на заседании мо
Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,...
Литература Класс iconЛитература 1 Русская литература. Мультимедийная энциклопедия. 8-11...
Математика. Учебное электронное издание. 5-11. Новые возможности для усвоения математики
Литература Класс iconТематическое планирование по литературе в 9 классах гбоу цо №953...
Дополнительное пособие: «Литература. 9 класс». Тематические тестовые задания для подготовки к гиа
Литература Класс iconУрока Учитель: Башлай Наталья Александровна Учебный предмет: литература...
Умк: Литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 частях. / Б. А. Ланин, Л. Ю. Устинова, В. М. Шамчикова;...
Литература Класс iconЛитература 5 класс: Фонохрестоматия: электронное пособие на cd-r/Сост....
Коровина В. Я. и др. Литература. Учебник-хрестоматия. Ч. I. II. 5 класс. М.: Просвещение, 2010
Литература Класс iconКонспект урока, 3 класс
Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Учебник: Литература. 10 класс. Учебник для общеобразоват учр. Базовый и профильный уровни....
Литература Класс iconРабочая программа Лыжовой Татьяны Александровны учителя первой квалификационной...
Ю. В. Лебедева «Литература. 10 класс» для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. Учебник состоит из 2-ух частей....
Литература Класс iconПримерная рабочая программа по предмету «Литература» 9 класс (2011...
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. Я. Коровиной. Литература 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений....
Литература Класс iconРодная литература
Рабочая программа по литературе для 5 класса к учебнику «Родная литература» (Ана литература) 5 класс. Авторы: (Суюнчев А., Азаматова...
Литература Класс iconПриказ №129 от 14. 08. 2012 г. Рассмотрено руководитель Методического совета
Федеральным компонентом «Стандарта основного общего образования по литературе» и «Программой для общеобразовательных учреждений 10-11...
Литература Класс iconРабочая программа педагога по курсу «Литература»
Литература 5 – 11 классы/ под редакцией Г. И. Беленького. – 4-е изд., перереб. – М.: Мнемозина, 2009. – 110с и ориентирована на использование...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск