Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/10
Дата публикации13.11.2013
Размер0.71 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > История > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
СОДЕРЖАНИЕ

Дианова Р.А. Мониторинг изучения развития речевой деятельности учащихся

1. Введение…………………………………………………………………………………с.2
2. Языковое образование и развитие речи……………………………………………. …с.2
3. Педагогическая диагностика……………………………………………………………с.3
4. Контроль уровня общего развития…………………………………………………. …с.3
5. Цыплякова Т.С. Упражнения для развития речи младших школьников. …………с.4
6. Дианова Р.А. Система сочинений в начальной школе……………………………с.5
7. Заключение………………………………………………………………………………с.6
8. Приложение 1. Таблицы данных об уровне сформированности речи учащихся……с.7
9. Приложение 2. Дневник учителя экспериментатора

Назначение заданий. Уровни выполнения……………………………с.14

Проверяемые речевые умения. Время выполнения работ…………..с. 17

10. Приложение 3. Упражнения для развития речи младших школьников…………... с.26
11. Приложение 4. Система сочинений в начальной школе……………………………с. 30

Примерный календарный план сочинений………………………….с. 31

1. Введение

1. Система контроля за качеством знаний – весьма существенный составляющий компонент процесса обучения. Этот компонент должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования.

1.2 Система контроля за качеством знаний не может ограничиваться утилитарной целью – проверкой усвоения знаний и выработкой умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

2. Языковое образование и речевое развитие

2.1 В естественном педагогическом процессе имеются такие интегрированные виды деятельности школьников, в которых отдельные компоненты психической деятельности фокусируются, как в зеркале. Такими видами деятельности являются речемыслительные процессы – чтение и письмо. Языковое образование и речевое развитие школьника – одна из центральных проблем в современной методике обучения русскому языку.

2.2 Речевые и речемыслительные умения – навыки составляющие основу учения и учебной саморегуляции и адаптации. Одновременно они входят в состав важнейших продуктов образования и обучения в школе. Формирование этих навыков носит сквозной характер, т. е. охватывает все ступени образования – от дошкольного до послевузовского. В чтении и письменном речевыражении отражен индивидуальный портрет каждого ученика со всеми составляющими психического процесса переработки информации.

2.3 Владение устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней – основное отличительное свойство человека. Любая его деятельность, в том числе и учебная, осуществляется при помощи речи. Через речь проявляются и формируются предметные знания, умения, навыки, интеллектуальные способности детей, их эмоционально – волевые и нравственные качества – то, что составляет понятие « общее развитие». С одной стороны речь является средством общего развития детей и собственно речевой деятельности, а с другой стороны – показателем результативной работы над их общим развитием и речевой деятельностью.

2.4 Многие исследования и опыт применения педагогической диагностики показали, что именно чтение и письмо как два наиболее совершенных вида речемыслительной деятельности обладают естественными признаками, поддающимися объективному измерению.

3. Педагогическая диагностика

3.1 Педагогическая диагностика представляет самостоятельную систему обследования общих учебных умений школьников, предлагает решение проблем психолого–педагогического сопровождения учебного процесса.

3.2 Основные методы педагогической диагностики :

- наблюдение: владение устной речью

- анализ продукта деятельности школьника: сочинение, составление предложений, восстановление деформированного текста, списывание, составление поздравительной открытки, составление аннотации, составление плана научно – популярной статьи, составление конспекта научно – популярной статьи.

4. Контроль уровня общего развития

4.1 Организованный контроль – надежное средство планирования работы по развитию каждого участника учения. Цель используемых и предлагаемых проверочных работ – на основе анализа результатов речевой деятельности школьников получить данные об уровне сформированности их речи в устной и письменной форме, об уровне их общего развития.

4.2 Для подтверждения результатов наблюдения используются проверочные работы разные по временным рамкам (долговременные и кратковременные).

4.3 Предлагаемые задания с точки зрения общего развития школьников ставят цель определить уровень:

- развития мышления

- нравственных представлений, чувств ребенка

- волевых качеств личности.

4.3.1 Развитие мышления характеризуют:

- восприятие и понимание словесной информации

- установление логико-смысловых связей

- обобщение содержания посредством формулирования заголовка текста, пунктов плана, составление конспекта, аннотации, собственного текста, выделение главной информации

- комбинаторные возможности

- установление взаимосвязей, фактов, явлений

- широта кругозора

- оригинальность суждений

4.3.2 О чувствах, нравственных представлениях детей можно судить по косвенным свидетельствам при анализе содержания авторских письменных высказываний учеников, особенностей осмысления ими чужого текста, особенностей реагирования при обсуждении работ других ребят.

4.3.3 Волевые качества личности характеризуют такие показатели:

- как ребенок включается в работу

- может ли довести работу до конца

- уровень самостоятельности в деятельности

- возможности самоконтроля

4.4 Результаты фиксируются в специальные таблицы по уровням. (Приложение 1 с.7) Информационное поле включает банк данных о ребёнке за все годы пребывания в начальной школе. Учитель основной школы, используя данный банк, может скорректировать учебную работу в зависимости от результатов на данном этапе и прогнозов на будущее.

4.5 Проверяемые речевые умения и время проведения работ указаны для каждого года обучения с учётом возрастных особенностей учащихся в дневниках для учителей экспериментаторов. Изучение достижений каждого школьника на конкретном учебном материале позволит ответить и на дидактические вопросы – основные для системы обучения: какой уровень трудности можно предложить именно этому ребёнку при работе именно с этим материалом на данном этапе обучения, правильно ли реализуется принцип ведущей роли теоретических знаний, осознают ли дети не только знания, но и процесс оперирования ими, удаётся ли реализовать в единстве задачи воспитания, развития и обучения. Уяснив общий подход к составлению и анализу проверочных работ, можно данные задания модифицировать и пополнять другими работами. (Приложение 2 с.17)

5. Упражнения для развития речи младших школьников

5.1 Используя для диагностики речевой деятельности задания, предложенные в системе развивающего обучения Л.В. Занкова (методика Н.В. Нечаевой), мы пришли к выводу, что для осознания процесса обучения и формирования положительной мотивации в учении очень важно развивать самооценку. Провести диагностику, поставить « диагноз» - это лишь половина дела. Важно, зная пробелы в речевом развитии каждого ученика, организовать осознанную коррекционную работу по исправлению существующих пробелов. Л. В. Занков был против термина «формировать личность», который предполагает какие – то насильственные действия вопреки природе человека. Он ставил другую цель: система обучения и воспитания должна помочь раскрыться духовным силам, зреющим в ребёнке, создать благоприятные условия для их созревания и развития, а не насильно развёртывать их. Развитие детей в данной системе понимается не в узком смысле, не как развитие отдельных сторон внимания, памяти, воображения, а как общее развитие личности, то есть развитие ума, воли и чувств.

Одним из условий хорошей динамики относительной успешности обучения является постоянное знание достигнутого учеником уровня. Это позволяет учителю спланировать дополнительную коррекционную работу и помочь каждому ребёнку продвинуться в своём развитии.

Провести диагностику – это лишь начальный этап. Важно правильно организовать коррекционную работу по предотвращению пробелов в речевом развитии. И только после этого, на заключительном этапе проводится повторная диагностика, которая позволяет учителю проследить динамику развития речемыслительных навыков каждого ребёнка.

Учителя в тетрадях отслеживания не только фиксируют и анализируют данные, полученные в ходе диагностики, но и планируют коррекционную работу для каждого ученика. Работа по исправлению отклонений в речевом развитии ведётся и во время уроков со всем классом, и индивидуально. Кроме того детей объединяют в группы по типу речевых нарушений, с ними ведётся дополнительная работа на факультативных занятиях. При этом большую помощь учителям оказывает школьный логопед.

Известно, что освоение ребёнком письменной речи (чтения и письма) тесно связано с развитием устной речи. Для того, чтобы ученик успешно мог читать и грамотно писать, он должен владеть знанием фонетико-фонематического строя речи, уметь правильно образовывать слова из звуков, знать и понимать значение образуемых слов, связывать их в сообщения и устанавливать общий смысл получаемого сообщения. Таким образом, планируя коррекционную работу, учителя используют различные упражнения и задания, направленные на развитие фонематического слуха, грамматических навыков и на обогащение словарного запаса. (Приложение 3 с. 26)

6. Система сочинений в начальной школе

6.1 Сочинение представляет собой один из наиболее сложных видов работы. Сочинение – это творческая работа, оно требует самостоятельной мысли ребенка, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в составляемый текст. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиции, отбор материала, установление логических связей, проверка орфографии – весь этот сложный комплекс действий требует от ребёнка высокого напряжения всех его творческих сил. Сочинение при правильной постановке дела является эффективным средством воспитания. Оно возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать пережитое, развивает наблюдательность, учит сопоставлять и сравнивать, делать выводы.

Учащиеся овладевают знаниями и умениями, последовательно продвигаясь от простейших знаний к более сложным, устанавливая связи между ними. Именно осознание связей и зависимости между фактами, событиями, явлениями развивает мышление человека. В педагогическом процессе успех может быть обеспечен лишь тогда, когда любое упражнение, каждое новое умение представляют собой необходимое звено в общей системе знаний. Понимая цель и смысл каждого сочинения, учитель создаёт систему в работе над сочинениями, охватывающую значительные отрезки времени. Система сочинений – это расположение их в определённой последовательности, продуманность тематики, целесообразное чередование видов. Система поможет учителю осознать необходимость каждого ее звена, элемента для развития речи и мышления учащихся, их наблюдательности. Она поможет избавиться от одностороннего развития связной речи детей. Система сочинений позволит осуществить преемственность и перспективность во всей работе

(Приложение 4 с. 30)

7. Заключение

Речевая деятельность в жизни осуществляется в более широком социальном контексте, поскольку она ориентирована на социальные нормы – правила хорошего тона, принятые нормы общения между представителями разных поколений, полов, общественных групп.

Лабораторией предложен мониторинг оценки обученности речевой деятельности учащихся. Он может являться одной из форм отчёта о продвижении школьников в учении и развитии в условиях безотметочного обучения в контексте формирования контрольно-оценочной деятельности учащихся.

Приложение 1.

Таблицы данных об уровне сформированности речи учащихся



На основе анализа результатов отслеживания речевой деятельности школьников за период

с 2001 по 2006 учебный год, мы получили следующие данные о четвёртом (высоком) уровне сформированности речи учащихся в устной и письменной форме.

Учитель: Тимерханова Галина Касимовна



ВИДЫ ОТСЛЕЖИВАНИЯ

1 КЛАСС

всего уч.-27 2003г

2 КЛАСС

всего уч. -24

2004г

3 КЛАСС

всего уч. –23

2005г

4 КЛАСС

всего уч.– 25

2006г

4УРОВЕНЬ

4УРОВЕНЬ

4УРОВЕНЬ

4УРОВЕНЬ

Внешняя характеристика речи





0ч.

6ч. – 26,1%

9ч.-40,9%

18ч.- 75%

Связность речи





0ч.

7ч. –30,4%

12ч.- 54,5%

17ч.- 70,8%

Техника чтения


9ч. – 33%

19ч.– 82,6%

16ч.- 72,7%

20ч.- 83,3%

Понимание прочитанного





15ч. – 55%

18ч.– 78,3%

16ч.- 72,7%

23ч.- 95,8%

Восстановление деформирмированного текста


7ч. – 27%

10ч.- 43,5%

13ч.- 59%

18ч.- 75%

Уровень самостоятельности





10ч. – 37%

15ч.- 62,5%

22ч.- 100%

23ч.- 95,8%

Уровень списывания


10ч. – 37%

15ч.- 62,5%

16ч.- 72,7%

19ч.- 79%

Уровень каллиграфии


15ч. – 55%

15ч.- 62,5%

12ч.- 54,5%

18ч.- 75%

План научно-популярной статьи

-

6ч.- 26%

9ч.-40,9%

16ч.- 66,7%

Конспект научно-популярной статьи

-

-

8ч.- 36,6%

12ч.- 50,2%

Аннотация художественного произведения

-

-

3ч.- 13,6%

13ч.- 54,2%

Сочинение на заданную тему


-

2ч.- 8,7%

3ч.- 13,6%

8ч.- 33,3%

Уровень самоконтроля


7ч. – 27%

10ч.- 43,5%

12ч.- 54,5%

16ч.- 66,7%
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск