КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 6 КЛАСС – 40 ЧАСОВ
|
№
п/п
| Тема урока
| Кол-во
часов
| Тип урока
| Освоение предметных знаний (базовые понятия)
| Планируемые предметные результаты
| Форма организации познавательной деятельности
| д/з
| Дата
|
Предмет Отечественной истории – 1час
|
1
| Предмет Отечественной истории
| 1
| Урок-экскурсия
| . История России – часть всемирной истории. История региона – часть истории России. Исторические источники.
археология исторический источник
лингвистика
| знать/понимать изученные виды исторических источников
объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов
| эвристическая беседа
| Стр.
4-6
|
|
Древнейшие народы на территории России – 2 часа
|
2
| Появление людей на территории России
| 1
| Урок- исследование
| Появление и расселение людей на территории России. Основные занятия, условия жизни и социальная организация земледельческих и кочевых племен
| Уметь показывать на карте расселение древнего человека на указанных территориях.
Описывать условия жизни, занятия, верования.
| Работа с картой и учебными картинами
| § 1
П.1-3
|
|
3
| Государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья
| 1
| Урок- исследование
| Основные занятия, условия жизни и социальная организация земледельческих и кочевых племен
| Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий
| Работа с картой и учебными картинами
| § 1
П.4-5
|
|
Древняя Русь в VIII-первой половине XII вв. – 10 часов
|
4
| Восточные славяне.
| 1
| Урок - путешествие
| Происхождение и расселение восточных славян. Занятия славян. Быт, нравы и верования восточных славян. Управление.
| Называть, показывать на исторической карте территории расселения восточнославянских племен;
Описывать занятия, образ жизни населения древней и средневековой Руси
Составлять описание памятников древнерусской культуры: а) жилых построек, храмов; б) предметов труда и быта
| Работа с картой и учебными картинами
| §2
|
|
5
6
| Формирование Древнерусского государства.
| 2 (0,25 антикор.)
| Урок- исследование
| Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Варяги. Образование Древнерусского государства.
Становление судебной системы на Руси. Развитие законодательства.
| Указывать хронологические рамки существования Древнерусского государства
Соотносить факты и общие процессы становления и развития Русского государства
Называть характерные, существенные черты политического устройства Древнерусского государства
Объяснять значение понятий: Древнерусское государство
| Работа в группах
| § 3
|
|
7
| Первые киевские князья.
| 1
| Урок - портрет
| Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению Древнерусского государства. Походы Святослава.
| Называть князей, политических, общественных и военных деятелей;
Называть характерные, существенные черты политического устройства Древнерусского государства
группировать исторические явления и события по заданному признаку
| Выполнение творческих заданий
| § 4
|
|
8
| Князь Владимир. Принятие христианства.
| 1
| Урок - портрет
| Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.
| Называть даты крещения Руси, сражений русских воинов против завоевателей, становления Русского государства
Называть князей, политических, общественных и военных деятелей;
Называть характерные, существенные черты политического устройства Древнерусского государства
| Выполнение творческих заданий
| § 5
|
|
9
10
| Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.
| 2
| Урок - портрет
| Борьба за власть сыновей Владимира. Русь при Ярославе Мудром: внутренняя и внешняя политика, управление государством. Русская правда. Формирование древнерусской народности. Земельные отношения. Основные социальные слои населения Руси.
| Называть характерные, существенные черты:
экономических и социальных отношений в древней и средневековой Руси, положения разных групп населения Называть князей,
| Выполнение творческих заданий
| § 6
|
|
11
| Культура Древней Руси.
| 1
| Урок-экскурсия
| Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло.
| Называть наиболее значительных представителей и достижения культуры древней и средневековой Руси.
Составлять описание памятников древнерусской культуры произведений художественной культуры использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов
| Составление экскурсионной прграммы
| § 7
|
|
12
| Быт и нравы Древней Руси.
| 1
| Урок-экскурсия
| Образ жизни князей и бояр. Военное дело. Быт и образ жизни горожан и земледельцев.
| Описывать занятия, образ жизни населения древней и средневековой Руси.
Составлять описание жилых построек, предметов труда и быта
давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов
| эвристическая беседа
| § 8
|
|
13
| Историческое и культурное наследие Древней Руси
| 1
| Урок-вернисаж
|
| Уметь систематизировать материал, высказывать суждения о значении наследия Руси для современного общества
| обучающее тестирование
|
|
|
Русь Удельная в 30-е гг. XII – XIII вв. – 9 часов
|
14
| Начало раздробления Древнерусского государства.
| 1
| Урок - исследование
| Причины раздробленности Руси. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Владимир Мономах.
| Называть, показывать на исторической карте крупнейшие русские земли периода политической раздробленности
Излагать суждения о причинах и последствиях: политической раздробленности русских земель
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач
| Работа в группах
| § 9
|
|
15
16
| Главные политические центры Руси.
| 2
| Урок- исследование
| Владимиро-Суздальское княжество: характер княжеской власти, внутренняя и внешняя политика. Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества. Новгородская земля: особенности социальной структуры и политического устройства. Галицко-Волынское княжество: взаимоотношения между боярами и князем.
| Называть, показывать на исторической карте крупнейшие русские земли периода политической раздробленности
Сравнивать: развитие отдельных русских земель в период политической раздробленности
| Работа с картой и учебными картинами
| § 10, 11
|
|
17
| Нашествие с Востока.
| 1
| Урок - летопись
| Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.
| Указывать даты сражений русских воинов против завоевателей,
Называть: а) место, обстоятельства, участников событий; б) князей, политических, общественных и военных деятелей
Соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков
| Работа с картой и учебными картинами
Составление хронологической таблицы
| § 12
|
|
18
| Борьба Руси с западными завоевателями.
| 1
| Урок - летопись
| Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Князь Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.
| Указывать даты сражений русских воинов против завоевателей,
Называть: а) место, обстоятельства, участников событий; б) князей, политических, общественных и военных деятелей
Соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков
| Составление хронологической таблицы
| § 13
|
|
19
| Русь и Золотая Орда.
| 1
| Урок - летопись
| Образование Золотой Орды. Ордынское владычество. Повинности русского населения. Борьба русского населения против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.
| Называть характерные, существенные черты развития русских земель под властью Орды
Объяснять значение понятий: монголо-татарское иго
Излагать суждения о причинах и последствиях: зависимости Руси от Орды
| Составление таблицы
| § 14
|
|
20
| Русь и Литва.
| 1
| Урок - летопись
| Формирование Литовско-Русского государства. Характер Литовско-Русского государства. Значение присоединения русских земель к Литве.
| использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач
определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
| Составление таблицы
| § 15
|
|
21
| Культура русских земель в XII
– XIII веках.
| 1
| Урок-экскурсия
| Общерусское культурное единство. Накапливание научных знаний. Литература. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. Зодчество. Живопись.
| Составлять описание памятников древнерусской культуры произведений художественной культуры
давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов
| Подготовка материала к творческому отчету
| § 16
|
|
22
| Общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе
| 1
| Урок – круглый стол
|
| Уметь систематизировать исторический материал, оценивать основные события и явления истории Удельной Руси. Характеризовать общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе
| обучающее тестирование
|
|
|
Московская Русь XIV-XV вв. – 9 часов
|
23
24
| Предпосылки объединения русских земель.
| 2
| Урок- исследование
| Социально-экономическое и политическое развитие Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы.
| Указывать: даты становления Русского государства
Называть, показывать на исторической карте основные центры собирания русских земель
Излагать суждения о причинах и последствиях объединения русских земель вокруг Москвы
| Работа в группах
| § 17
|
|
25
26
| Москва – центр борьбы с ордынским владычеством.
| 2
| Урок - путешествие
| Борьба Москвы за политическое первенство. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Куликовская битва и её значение. Дмитрий Донской.
| Указывать: даты становления Русского государства
Соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков; становления и развития Русского государства; закрепощения крестьян
Приводить оценки: значения Куликовской битвы
| эвристическая беседа
| §18
|
|
27
| Московское княжество и его соседи в конце
XIV
– середине
XV века.
| 1
| Урок - путешествие
| Василий I. Московская усобица, её значение. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва. Образование русской, украинской и белорусской народностей.
| Указывать: даты становления Русского государства
Называть, показывать на исторической карте основные центры собирания русских земель, территорию Русского государства в XV—XVI вв
Излагать суждения о причинах и последствиях объединения русских земель вокруг Москвы
| Работа с картой и учебными картинами
| § 19
|
|
28
| Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.
| 1
| Урок - исследование
| Конец ордынского ига. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Присоединение Твери. Василий III. Завершение объединения русских земель.
| Указывать: даты становления Русского государства
Называть: а) место, обстоятельства, участников событий; б) князей, политических, общественных и военных деятелей
Называть, показывать на исторической карте территорию Русского государства в XV—XVI вв
| Дискуссия
| § 20
|
|
29
| Московское государство в конце XIV
– начале XVI века.
| 1(0,25 антикор.)
| Урок - исследование
| Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Ограничение свободы крестьян. Появление казачества. Зарождение феодально-крепостнической системы.
| Соотносить факты и общие процессы становления и развития Русского государства; закрепощения крестьян
Называть характерные, существенные черты экономических и социальных отношений в средневековой Руси, положения разных групп населения;
политического устройства Московского государства
| Составление плана
| § 21
|
|
30
| Церковь и государство в конце
XV –
начале XVI века.
| 1
| Урок - исследование
| Изменения в положении Русской православной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва – Третий Рим».
| Определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
| Фронтальная беседа
| § 22
|
|
31
| Роль Москвы в борьбе с ордынским владычеством
| 1
| Урок – круглый стол
|
| Обобщать и систематизировать исторический материал. Оценивать основные события в истории Московской Руси 15-16 вв. , роль отдельных исторических личностей.
Сопоставлять факты образования централизованных государств на Руси и в страна Западной Европы, выявлять общее и особенное.
| обучающее тестирование
|
|
|
Московское государство в XVI в. – 5 часов
|
32
33
| Реформы Избранной рады.
| 2(0,25 антикор.)
| Урок- исследование
| Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547г.
Избранная рада. А.Адашев. Сильвестр. Судебник 1550г. Борьба Ивана Грозного со взяточниками.
Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.
| Называть: князей, политических, общественных и военных деятелей
Соотносить факты и общие процессы становления и развития Русского государства; закрепощения крестьян
Называть характерные, существенные черты политического устройства Московского государства, внутренней и внешней политики русских самодержцев
| Заполнение таблицы
| § 23
|
|
34
35
| Внешняя политика Ивана IV.
| 2
| Урок - путешествие
| Внешнеполитические успехи России . Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Поход Ермака. Западной Сибири. Ливонская война.
| Называть характерные, существенные черты политического устройства Московского государства, внутренней и внешней политики русских самодержцев
| Работа с картой, работа в группах
| § 24
|
|
36
| Опричнина.
| 1
| Урок-портрет
| Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х г
Падение Избранной рады. Поход на Новгород. Опричнина: цели, сущность, итоги и последствия.
| Называть характерные, существенные черты политического устройства Московского государства, внутренней и внешней политики русских самодержцев
Сравнивать деятельность Избранной рады и опричнину
Приводить оценки: деятельности Ивана IV
| Работа с картой и учебными картинами
| § 25
|
|
Культура и быт Руси в XIV-XVI вв – 4 часа
|
37
| Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV
– XVI веках.
| 1
| Урок-вернисаж
| Особенности развития русской культуры в XIV –
XVI веках. Просвещение. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Устное народное творчество. Литература
| Называть наиболее значительных представителей и достижения культуры древней и средневековой Руси.
давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов
Составлять описание произведений художественной культуры
| Сбор материала для сообщений
| § 26
|
|
38
| Архитектура и живопись в
XIV – XVI веках.
| 1
| Урок-вернисаж
| Зодчество в XIV
– XV вв. Архитектура Московского государства
. Русская живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев.
| Сбор материала для сообщений
| § 27
|
|
39
| Быт XV
– XVI веков.
| 1
| Урок-экскурсия
| Быт и нравы. Города. Русская изба. Одежда. Еда.
| эвристическая беседа
| § 28
|
|
40
| Московское государство в
XVI в
| 1
| Урок – круглый стол
|
повторение материала по теме «Московское государство в XVI в»
| Характеризовать соц-эконом,
Политическое развитие Русского государства. .
| обучающее тестирование
| Стр.
269.
|
|