Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/5
Дата публикации15.01.2014
Размер0.56 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > История > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Современные социологические теории»

направления подготовки 040100.62 «Социологии» (бакалавриат)

Автор программы: д.соц.н., доцент Геращенко Л.И.

Цели освоения дисциплины

Основная цель дисциплины – изучить особенности развития современной социологической науки, показать вклад отдельных ученых, научных школ в ее современное полипарадигмальное состояние.

Задачи дисциплины:

  • проанализировать идейно-теоретические предпосылки формирования современной социологии;

  • обобщить существующие в западной и отечественной социологии базовые идеи, достижения, проблемы;

  • рассмотреть основные направления конвергенции социологических теорий недавнего и отдаленного прошлого, их взаимовлияние, характер их распространения и восприятия;

  • раскрыть роль отдельных ученых и научных школ в развитии социологии.



Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


№ п/п

Наименование
раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Часов на СРС

1

Основные тенденции развития современной западной социологии

4/-

2

2




4

2

Чикагская школа в социологии. Р.Парк

10/2

4

6




6

3

Символический интеракционизм Дж.Г.Мида и Г.Блумера

10/2

4

6




6

4

Интегративная социология П.А.Сорокина

6/2

2

4




6

5

Неомарксизм

6/2

2

4




6

6

Структурно-функциональный анализ Т.Парсонса

6/2

2

4




6

7

Функционализм Р. Мертона

6/2

2

4




4

8

Феноменологическая социология А. Шюца

6/2

2

4




6

9

Теория социального обмена Дж. Хоманса и П. Блау

4/2

2

2




6

10

Современные теории конфликта

4/ -

2

2




4

11

Драматургическая социология И. Гофмана

4/2

2

2




6

12

Неофрейдизм Э.Фромма

4/-

2

2




4

13

Социальный конструкционизм: П. Бергер и Т. Лукман

4/2

2

2




6

14

Этнометодология Г. Гарфинкеля

4/-

2

2




4

15

Основные направления развития социологической теории в к.XX-нач.XXI вв.

8/2

4

6




6

16

Теоретические дискуссии в российской социологии

6/2

2

6




6

Всего по курсу

94/24

38

56




86

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля)
Тема 1. Основные тенденции развития современной западной социологии

План

1. Кризис западной социологии в первой трети ХХ в..

2. Новые парадигмы социологического знания.

3. Институциализация социологической науки.
Темы рефератов

1. Развитие социологии в Европе: особенности, направления, представители

2. Развитие социологии в США: особенности, направления, представители

3. Охарактеризуйте особенности развития социологии в СССР.
Вопросы для коллективного обсуждения
  1. Чем отличается развитие социологии в Европе и США?


  2. Когда началось возрождение социологии в СССР?

Задания для самостоятельной работы


1. Напишите эссе на тему «Предпосылки появления профессии социолога»
Литература

Основная

  1. Воронцов А.В., Громов И.А. История социологии. XIX-начало XX в.: в 2 ч. Ч.1. Западная социология: учеб. пособие для студентов вузов. М.:ВЛАДОС. 2005.

  2. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная социология: Учеб. пособие для ВУЗов. СПб.: ДНК. 2003.

  3. Зборовский Г.Е. История социологии: учеб. для вузов. М.:Гардарики. 2004.

  4. История социологии (XIX – первая половина XX в.). В 3-х кн.Кн. 1. М.: ИНФРА-М. 2004.

  5. Козер Л. Мастера социологической мысли в историческом и социальном контексте / Пер.с англ. Т.И.Шумилина; под ред. Б.И.Орловой. М.: Норма. 200


Тема 2. Чикагская школа в социологии. Р.Парк

План

1. Чикагская школа в социологии. Синтез теории и социального эксперимента.

2. У. Томас и Ф. Знанецкий: интроспективные методы в социологическом исследовании.

3. Р.Парк и Э.Берджесс: социально-экологическая теория и процесс социального изменения.

4. Урбанистические исследования. Зонирование. Локальные сообщества.
Темы рефератов
  1. Работа У.Томаса и Ф.Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке».

  2. Чикакская школа. Развитие эмпирической социологии.

  3. Понятие общества в социальной экологии Р.Парка.

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Проанализируйте определение ситуации У.Томаса.

  2. Охарактеризуйте предложенные методы качественного анализа поведения эмигрантов в США.

  3. Проанализируйте подходы представителей Чикагской школы к решению проблемы взаимодействия индивида и общества.

Задания для самостоятельной работы

1. Законспектируйте выделенные в списке литературы первоисточники по теме


2. Охарактеризуйте достоинства и недостатки социальной экологии Р.Парка.
Литература

Основная

  1. Воронцов А.В., Громов И.А. История социологии. XIX-начало XX в.: в 2 ч. Ч.1. Западная социология: учеб. пособие для студентов вузов. М.:ВЛАДОС. 2005.

  2. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная социология: Учеб. пособие для ВУЗов. СПб.: ДНК. 2003.

  3. Зборовский Г.Е. История социологии: учеб. для вузов. М.:Гардарики. 2004.

  4. История социологии (XIX – первая половина XX в.). В 3-х кн.Кн. 1. М.: ИНФРА-М. 2004.

  5. Козер Л. Мастера социологической мысли в историческом и социальном контексте / Пер.с англ. Т.И.Шумилина; под ред. Б.И.Орловой. М.: Норма. 200


Дополнительная

  1. Берджесс Э. Рост города: введение в исследовательский проект // Личность. Культура. Общество. 2002. Т. 4. Вып. 1-2 (11-12).

  2. Ганжа А.О., Зотов А.А. Гуманистическая социология Флориана Знанецкого // Социс, 2002, № 3.

  3. Знанецкий Ф. Исходные данные социологии // Американская социологическая мысль: Тексты. М.: Изд-во МГУ. 1996.

  4. Парк Р. Аккомодация // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. М.: Книжный дом «Университет». 2002. Ч. 2.

  5. Парк Р. Ассимиляция // Там же.

  6. Парк Р. Конкуренция // Там же.

  7. Парк Р. Конфликт // Там же.

  8. Парк Р. Экология человека // Там же.

  9. Томас У., Знанецкий Ф. Методологические заметки // Американская социологическая мысль: Тексты. М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления. 1996.

  10. Знанецкий Ф. Мемуары как объект исследования // Социология в странах Центральной и Восточной Европы: хрестоматия. М.: Изд-во РУДН. 2005.

  11. Знанецкий Ф., Томас У. Методологические заметки // Там же.


Тема 3. Символический интеракционизм Дж.Г.Мида и Г.Блумера

План


  1. Разработка Дж. Г. Мидом методов исследования социального сознания.

  2. Общество как процесс взаимодействия. Интерсубъективность. Социальный символ и его роль во взаимодействии социальных субъектов.

  3. Анализ структуры личности. Социализация личности.

  4. Социология Герберта Блумера.

  5. Символический интеракционизм и драматургическая теория И.Гофмана.



Темы рефератов
  1. Дж.Г.Мид и ролевая теория личности.

  2. Типология коллективного поведения Г.Блумера.

  3. Анализ взаимодействия общества и личности в драматургической теории И.Гофмана.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. В чем состоит сходство и различие представлений о социальной реальности у Дж.Г.Мида, Г.Блумера и И.Гофмана?

  2. Сравните трактовку коммуникации и ее роль в социальном взаимодействии в теориях Дж.Г.Мида и И.Гофмана.



Задания для самостоятельной работы

1. Законспектируйте выделенные в списке литературы первоисточники по теме


2. Какое место отводится социальной системе и ее структурным элементам в анализе социального взаимодействия в работе Г.Блумера «Общество как символическая интеракция»?
Литература

Основная

  1. Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию. СПб.: Алетейя. 2000.

  2. Зборовский Г.Е. История социологии: учеб. для вузов. – М.: Гардарики. 2004.

  3. История социологии (XIX – первая половина XX в.). В 3-х кн. Кн. 1. М.: ИНФРА-М. 2004.

  4. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. – СПб: Питер, 2002.


Дополнительная

  1. Гофман И. «Я» и другой // Личность. Культура. Общество. 2000. Т. IV. Вып. № (4).

  2. Мид Дж. От жеста к символу // Американская социологическая мысль: Тексты. М.:Изд-во МГУ. 1994.

  3. Мид Дж. Интернализованные другие и самость // Там же.

  4. Мид Дж. Аз и Я // Там же.

  5. Блумер Г. Коллективное поведение // Там же.

  6. Блумер Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология: Тексты. М.: Изд-во МГУ. 1984.


Тема 4. Интегративная социология П.А.Сорокина

План

  1. Западный период жизнедеятельности ученого. Основные направления научной деятельности П.А. Сорокина.

  2. Общество как социальное взаимодействие. П. Сорокин об интегральной природе личности.

  3. Проблемы социальной динамики. Социальная стратификация и мобильность, их флуктуация. Работа «Социальная мобильность»

  4. Социокультурные суперсистемы и флуктуация обществ.

  5. Социология революции. П. Сорокин о реформировании общества в условиях его кризиса.

Темы рефератов

  1. Работа «Социальная и культурная динамика» и ее место в творчестве П.А. Сорокина.

  2. Структура и типы социального взаимодействия по П.А. Сорокину.

  3. Теория конвергентного общества П.А. Сорокина.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. В чем выражается «интегрализм» теории П.А. Сорокина?

  2. Рассмотрите эволюцию социологических взглядов П.А. Сорокина.

  3. Проанализируйте вклад П.А. Сорокина в мировую социологию.

Задания для самостоятельной работы

1. Законспектируйте выделенные в списке литературы первоисточники по теме


2. Составьте таблицу с характеристикой созданных П.А.Сорокиным теорий и концепций.
Литература

Основная

  1. Батыгин Г.С., Подвойский Д.Г. История социологии. Учебник. М.: Новый учебник. 2004.

  2. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная социология: Учеб. пособие для ВУЗов. СПб.: ДНК. 2003.

  3. Зборовский Г.Е. История социологии: учеб. для вузов. М.: Гардарики. 2004.

  4. История социологии (XIX – первая половина XX в.). В 3-х кн.Кн. 1. М.: ИНФРА-М. 2004.


Дополнительная

  1. Сорокин П.А. Долгий путь: Автобиографический роман: Пер. с англ. Сыктывкар: Союз журналистов Коми ССР: МП «Шипас». 1991.

  2. Сорокин П. Моя философия - интегрализм // Социс. 1992. № 10.

  3. Сорокин П.А. Социология революции. М.: РОССПЭН. 2005.

  4. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. СПб.: Апрель. 2006.

  5. Сорокин П.А. Социокультурная динамика и эволюционизм // Американская социологическая мысль: Тексты. М.: Изд-во МГУ. 1994.

  6. Мертон Р. Фрагменты из воспоминаний // Социс. 1992. № 10.


Тема 5. Неомарксизм

План

  1. Особенности развития современной марксистской теории. Деятельность Франкфуртской школы.

  2. Развитие французского марксизма. Структурный марксизм Л. Альтюссера и Н. Полянтцаса.

  3. Неомарксизм в США и Англии: противопоставление официальной социологии (Ч. Миллс, А. Гоулднер и др).
Темы рефератов

  1. Основные направления марксизма в Австрии. Австро-марксизм.

  2. Критическая теория Франкфуртской школы: Г. Маркузе, Э. Фромм.

  3. Аналитическое направление в марксизме.

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Чем обусловлен всплеск интереса социальных ученых в Европе и в США к марксизму в 60-х годах ХХ века?

  2. Выделите основные положения марксизма, лежащие в основании новых теорий.


Литература

Основная

        1. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. СПб: Питер, 2002.

        2. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов М.: НОРМА-ИНФРА-М. 1998.

Дополнительная

  1. Арон Р. Мнимый марксизм: Пер. с фр. М.Прогресс. 1993.

  2. Вильчек В.М. Прощание с Марксом. М.: Прогресс: Культура. 1993.

  3. Немецкая социология. / Отв. ред. Р.П.Шпакова. СПб.: Наука. 2003.

  4. Тарасов К.Е. «Фрейдомарксизм» о человеке. М.: Мысль. 1989.

  5. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. М.: АСТ. 2002.

  6. Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества , Пер. с англ. А.Юдина; под ред. А.Жаровского. М.: REFL-book. 1994.


Тема 6. Структурно-функциональный анализ Т.Парсонса

План

  1. Идейно-теоретические источники структурного функционализма.

  2. Теория социального действия и социальной системы Т. Парсонса.

  3. Парсонс о социальном порядке, природе интеграции и стабильности социальных систем.

  4. Проблема общественного развития в теории Парсонса.
Темы рефератов
  1. Типология обществ Т. Парсонса.

  2. Теория действия и условия человеческого существования (Социологические аспекты здоровья и болезни).


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Как соотносятся понятия «социальная система» и «социетальная система» в теории Т. Парсонса?

  2. Какое место в социальной системе Т. Парсонс отводит личности?

  3. Какова роль культуры и ценностей в сохранении стабильности общества?

  4. В чем проявляется телеологизм парсоновской концепции социальной эволюции?



Задания для самостоятельной работы

1. Законспектируйте выделенные в списке литературы первоисточники по теме


2. Выделите и охарактеризуйте основные положения критики теории Т.Парсонса
Литература

Основная

  1. Батыгин Г.С., Подвойский Д.Г. История социологии. Учебник. М.: Новый учебник. 2004.

  2. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная социология: Учеб. пособие для ВУЗов. СПб.: ДНК. 2003.

  3. Зборовский Г.Е. История социологии: учеб. для вузов. М.: Гардарики. 2004.

  4. Козер Л. Мастера социологической мысли в историческом и социальном контексте / Пер.с англ. Т.И.Шумилина; под ред. Б.И.Орловой. М.: Норма. 2006.

  5. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. СПб: Питер, 2002.


Дополнительная

  1. Парсонс Т. Аналитический подход к теории социальной стратификации // Социальная стратификация. М.,1992. Вып.1.

  2. Парсонс Т. Функциональная теория изменения // Американская социологическая мысль: Тексты. М.: Изд-во МГУ. 1994.

  3. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Там же.

  4. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс. 1998.

  5. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль: Тексты. М.: Изд-во МГУ. 1994.

  6. Парсонс Т. О структуре социального действия / Под общ. ред. В.Ф. Чесноковой, С.А. Белановского. М.: Академ. Проект. 2002.

  7. Парсонс Т. О социальных системах /Под ред. В.Ф. Чесноковой, С.А. Белановского. М.: Академ. Проект. 2002.

  8. Ковалев А.Д. Обновленная версия теории действия и социальной системы // История теоретической социологии. М.: Канон. 1998. Т.3.


Тема 7. Функционализм Р. Мертона

План

  1. Критика Р. Мертоном теории Т. Парсонса.

  2. Концепция социальной структуры.

  3. Функционализм Р. Мертона. Учение о явных и латентных функциях.

  4. Теории «среднего уровня».

  5. Вклад Р. Мертона в развитие структурно-функционального анализа в социологии.



Темы рефератов
  1. Мертоновская модель социологии науки

  2. Социальная аномия и типы приспособительных реакций индивидов к социальной структуре.

  3. Концепция референтной группы.

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Сравните подходы Т. Парсонса и Р. Мертона к социальной структуре и ее элементам.

  2. Проанализируйте основные направления развития Р. Мертоном метода структурно-функционального анализа.

Задания для самостоятельной работы

1. Законспектируйте выделенные в списке литературы первоисточники по теме


2. Выделите общее и особенное в трактовке «социальной аномии» у Р. Мертона и Э. Дюркгейма.

Литература

Основная

        1. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная социология: Учеб. пособие для ВУЗов. СПб.: ДНК. 2003.

        2. Зборовский Г.Е. История социологии: учеб. для вузов. М.: Гардарики. 2004.

        3. Козер Л. Мастера социологической мысли в историческом и социальном контексте / Пер.с англ. Т.И.Шумилина; под ред. Б.И.Орловой. М.: Норма. 2006.

        4. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. СПб: Питер, 2002.


Дополнительная

  1. Александер Дж., Коломи П. Неофункционализм сегодня: восстанавливая теоретическую позицию // Социс. 1992. № 10.

  2. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура // Социс. 1992. № 2-4.

  3. Мертон Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль: Тексты. М.: Изд-во МГУ. 1994.

  4. Покровский Н.Е. Одиннадцать заповедей функционализма Роберта Мертона // Социс. 1992. № 2.

  5. Сорокин П.А., Мертон Р.К. Социальное время: опыт методологического функционального анализа // Социс, 2004, № 6


Тема 8. Феноменологическая социология А. Шюца

План

  1. Историко-культурные условия формирования феноменологического направления в социологии.

  2. Идейные истоки феноменологии А.Шюца.

  3. Смысловые конструкции жизненного мира и объективная система субъективных значений.

  4. Концепция дома А. Шюца


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Какие идеи позитивизма были подвергнуты критике феноменологами?

  2. Что такое «биографически определенной ситуацией»

  3. Как, по мнению А. Шюца, соотносятся научное знание и здравый смысл?

  4. Что такое «жизненный мир», по А.Шюцу?

  5. Какую роль А.Шюц отводит первичным группам?

  6. Чем, по мнению А.Шюца, отличаются отношения лицом-к-лицу от близких отношений?

Задания для самостоятельной работы

1. Законспектируйте одну из выделенных в списке литературы работ А. Шюца по теме


    1. Приведите пример ситуаций, для анализа которых возможно применить «концепцию Дома» А.Шюца.


Литература

Основная

  1. Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию. СПб.: Алетейя. 2000.

  2. Батыгин Г.С., Подвойский Д.Г. История социологии. Учебник. М.: Новый учебник. 2004.

  3. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная социология: Учеб. пособие для ВУЗов. СПб.: ДНК. 2003.

  4. Зборовский Г.Е. История социологии: учеб. для вузов. М.: Гардарики. 2004.

  5. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. СПб: Питер, 2002.

  6. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом / Сост., общ. и науч. ред. Н.М.Смирновой: Пер. с нем и англ. В.Г.Николаев и др. М.: РОССПЭН. 2004.


Дополнительная

        1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс. 1993.

        2. Щюц А. Структура повседневного мышления // Социс.1988. № 2.

        3. Щюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1994.

        4. А.Шюц. Возвращающийся домой //Социология: Хрестоматия / Сост. Ю.Г.Волков, И.В.Мостовая х М.:Гардарики, 2003. – 524с. С. 183-189.



Тема 9. Теория социального обмена Дж. Хоманса и П. Блау

План

  1. Теоретические основы концепции социального обмена

  2. Теория элементарного социального поведения Дж. Хоманса.

  3. Теория социального обмена П. Блау.

  4. Социологические перспективы концепции социального обмена.



Темы рефератов

  1. Теория оперантного поведения Б.Ф. Скиннера.

  2. Анализ социального обмена в антропологии как эмпирическая предпосылка социологической концепции обмена.

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Проанализируйте основные положения теории социального обмена, сформулированные Дж. Хоманса.

  2. Выделите и охарактеризуйте отличия подходов Дж. Хоманса и П. Блау к анализу общества и человеческого поведения.

  3. В чем сходство и различие между социальным и экономическим обменом?

Задания для самостоятельной работы

1. Законспектируйте выделенные в списке литературы первоисточники по теме



Литература

Основная

        1. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная социология: Учеб. пособие для ВУЗов. СПб.: ДНК. 2003.

  1. Зборовский Г.Е. История социологии: учеб. для вузов. М.: Гардарики. 2004.

  2. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. СПб: Питер, 2002


Дополнительная

  1. Блау П.М. Различные точки зрения на социальную структуру и их общий знаменатель // Американская социологическая мысль: Тексты. М.: Изд-во МГУ. 1994.

  2. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов. М: НОРМА-ИНФРА-М. 1999.

  3. Култыгин В.П. Концепция социального обмена в современной социологии // Социс, 1997. № 5.

  4. Скиннер Б.Ф. Технология поведения // Американская социологическая мысль: Тексты. М.: Изд-во МГУ. 1994.

  5. Хоманс Дж.К. Возвращение к человеку // Американская социологическая мысль: Тексты. М.: Изд-во МГУ. 1994.


Тема 10. Современные теории конфликта

План

  1. Многообразие подходов в понимании сущности социального конфликта.

  2. Леворадикальная социология Ч.Р. Миллса.

  3. Диалектическая теория конфликта Р. Дарендорфа.

  4. Л. Козер: попытка синтеза функционализма и теории конфликта.
Темы рефератов

    1. Теоретические и практические предпосылки создания современных теорий конфликта.

    2. Конфликтная парадигма Дж. Рекса.


Вопросы для коллективного обсуждения

    1. Сформулируйте различия взглядов К. Маркса и современных теоретиков на конфликт и его роль в обществе.

    2. Охарактеризуйте значение теорий конфликта для науки и практики.



Задания для самостоятельной работы

1. Законспектируйте выделенные в списке литературы первоисточники по теме


2. Выделите и проанализируйте специфику теорий конфликта ч.р.Миллза, Р. Дарендорфа и Л.Козера.

Литература

Основная

        1. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная социология: Учеб. пособие для ВУЗов. СПб.: ДНК. 2003.

        2. Козер Л. Мастера социологической мысли в историческом и социальном контексте / Пер.с англ. Т.И.Шумилина; под ред. Б.И.Орловой. М.: Норма. 2006.

        3. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. СПб: Питер, 2002.


Дополнительная

  1. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политической свободы: Пер. с нем. М.: РОССПЭН. 2002.

  2. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. 1994. №5.

  3. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов. М.: НОРМА-ИНФРА-М. 1999.

  4. Козер Л.А. Функции социального конфликта /Под общей ред. Л.Г.Ионина. М.: Идея-Пресс. 2000.

  5. Миллс Ч. Социологическое воображение /Под общ. ред. Г.С.Батигина. М.: NOTA BENE. 2001.


Тема 11. Драматургическая социология И. Гофмана

План

1. Символико-интеракционистские истоки драматургической социологии И.Гофмана.

2. Социальное взаимодействие: понятие, структура, рамки

3. Книга «Представления себя другим в повседневной жизни»
Вопросы для коллективного обсуждения

1. Какие идеи символического интеракционизма получили развитие в творчестве И.Гофмана?

2. Как трактует И.Гофман понятие «коммуникация»?

3. Как использовал И.Гофман понятие «определение ситуации», введенное в научный оборот У. Томасом?

Задания для самостоятельной работы

1. Законспектируйте выделенные в списке литературы первоисточники по теме



Литература

Основная

        1. Зборовский Г.Е. История социологии: учеб. для вузов. М.: Гардарики. 2004.

        2. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения / С.А. Кравченко. – М., 2002.

        3. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. СПб: Питер, 2002


Дополнительная

  1. Вахштайн В.С. Памяти Ирвинга Гофмана / В.С. Вахштайн// Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2007. № 3(83). С. 140-151.

  2. Гофман И. «Я» и другой /И. Гофман // Личность. Культура. Общество. 2000. Т. IV. Вып. № (4).

  3. Гофман И. Представления себя другим в повседневной жизни: Пер. с англ. И вступ. Статья А.Д.Ковалева / И.Гофман – М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2000.

  4. Гофман И. Анализ фреймов. Эссе об организации повседневного опыта /И. Гофман. – М., 2004.


Тема 12. Неофрейдизм Э.Фромма

План

  1. Принципы социальной теории Э. Фромма. Неофрейдизм.

  2. Сущность «человеческой природы». Категория «человеческой ситуации».

  3. Проблема взаимодействия общества и личности. Социальное здоровье

  4. Концепция здорового общества



Темы рефератов

  1. Учение о социальном характере Э.Фромма.

  2. Э. Фромм о роли «бессознательного» начала в историческом процессе.

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. В чем выражается антитехницизм Э. Фромма?

  2. Охарактеризуйте проявление отчуждения личности в современном обществе по Э. Фромму.


Рекомендательный библиографический список

1. Сформулируйте основные черты «здорового общества» по Э.Фромму.


Литература

Основная

        1. Зборовский Г.Е. История социологии: учеб. для вузов. М.: Гардарики. 2004.

        2. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. СПб: Питер, 2002


Дополнительная

  1. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов. М.: НОРМА-ИНФРА-М. 1998.

  2. Фромм Э. Здоровое общество. Догмат о Христе: Пер. с нем . М.: АСТ: ТРАНЗИТ КНИГА. 2005.

  3. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: АСТ. 2004.

  4. Фромм Э. Человек для себя. Минск: Харвест. 2003.

  5. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: АСТ; АСТ Москва. 2006.



Тема 13. Социальный конструкционизм: П. Бергер и Т. Лукман

План

1. Феноменологическая социология знания Т. Лукмана и П. Бергера. Основные принципы.

2. Понятие общества. Интерсубъективный мир.

3. Институты по производству и передачи знания
Темы рефератов

1. Основные идеи работы П. Бергера и Т. Лукмана «Социальное конструирование реальности».

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Сформулируйте особенность методологии социологии знания.

2. Чем обусловлен двойственный характер общества?

3. Как субъективные значения становятся объективной фактичностью?

Задания для самостоятельной работы


1. Опишите, согласно феноменологической парадигме, характер отношений между институтами и индивидуальными членами в разных типах обществ.

2. Законспектируйте выделенную в списке литературы работу П. Бергера.
Литература

Основная

  1. Баразгова Е.С. Американская социология. Традиции и современность. Екатеринбург-Бишкек: Издательство «Одиссей», 1997. – Глава ХII

  2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Издательство «Медум», 1995

  3. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. СПб: Изд-во «Ольга», 1996. – Часть II, гл. 3, раздел 2


Дополнительная

        1. Бергер П, Бергер Б., Коллинз Р. Личностно-ориентированная социология. М.: Акад Проект. 2004.

        2. Бергер П. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива. М.: Аспект-Пресс. 1996.

        3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.: Медиум. 1995.

        4. Бергер П. Понимание современности / П. Бергер // Социс. 1990. № 7. С. 127-133


Тема 14. Этнометодология Г. Гарфинкеля

План

1. Предмет и методы этнометодологии

2. Основные исследовательские направления в этнометодологии

3. Место этнометодологии в системе социологического знания
Вопросы для коллективного обсуждения

1. Что собой представляет анализ разговорных практик? Приведите примеры.

2. Как трактуется этнометодологами социальный порядок? Как происходит воздействие на человека социальной структуры?

Задания для самостоятельной работы


1. Проведите сравнительный анализ представлений о социальной реальности А. Щюца, П. Бергера и Т .Лукмана, Г. Гарфинкеля.
Литература

Основная

        1. Баразгова Е.С. Американская социология. Традиции и современность. Екатеринбург-Бишкек: Издательство «Одиссей», 1997.

        2. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. СПб: Изд-во «Ольга», 1996.

        3. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения / С.А. Кравченко. – М., 2002.

        4. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. / Дж. Ритцер. - СПб: Питер, 2002


Дополнительная

1. Корбут А. Гарольд Гарфинкель: каталог одной жизни / А. Корбут // Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2011. № 1. С. 210-213.
Тема 15. Основные направления развития социологической теории в к. XX-нач. XXI вв.

План

  1. Мультипарадигмальность современной социологической теории.

  2. Теории индустриального и постиндустриального общества.

  3. Модели интегративной социологической теории.



Темы рефератов

  1. Концепция современности Э.Гидденса.

  2. Структуралистский конструктивизм П.Бурдье

  3. Системная теория Н.Лумана.

  4. Теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса.

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Охарактеризуйте три этапа в развитии системно-теоретического мышления по Н.Луману.

  2. В чем, по мнению Ю.Хабермаса, смысл и проявление «колонизации жизненного мира системой»?

  3. Какая роль отводится коммуникации в теориях Ю.Хабермаса и Н.Лумана?

  4. Охарактеризуйте интегративные тенденции в теории поля и габитуса П.Бурдье.


Литература

Основная

  1. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная социология: Учеб. пособие для ВУЗов. СПб.: ДНК. 2003.

  2. Зборовский Г.Е. История социологии: учеб. для вузов. М.: Гардарики. 2004.

  3. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. СПб: Питер, 2002

Дополнительная

  1. Бурдье П. Социальное пространств: Поля и практики. М.; СПб: Институт экспериментальной социологии; Алетейя. 2005.

  2. Гоулднер А.У. Наступающий кризис западной социологии. СПб.: Наука. 2003.

  3. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М.: Академ. Проект. 2003.

  4. Луман Н. Что такое коммуникация?// Проблемы теоретической социологии. Вып. 4: Межвуз.сб. /Отв. ред А.О.Бороноев. СПб., 2003.

  5. Луман Н. Понятие общества// Проблемы теоретической социологии. Вып. : Межвуз.сб. /Отв. ред А.О.Бороноев. СПб, 1994.

  6. Немецкая социология. / Отв. ред. Р.П.Шпакова. СПб.: Наука. 2003.

  7. Руткевич М.Н. Постмодернизм или социотропизм? // Социс. 1995. № 5.

  8. Феофанов К.А. Никлас Луман и функционалистская идея ценностно-нормативной интеграции. Конец вековой дискуссии // Социс. 1997. № 3

  9. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие: пер. с нем./ Под ред. Д.В.Скляднева. СПб.: Наука. 2000.


13. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины
(модуля)


Основная литература:

  1. Бергер П. Личностно-ориентированная социология / П. Бергер, Б. Бергер, Р. Коллинз. – М.: Акад Проект. 2004.

  2. Девятко, И. Ф.    Социологические теории деятельности и практической рациональности / И.Ф. Девятко ; Нац. фонд подгот. кадров, Центр социол. образования Ин-та социологии РАН. – М. : Аванти плюс, 2003.

  3. Иванов, Д. В. Социология : теория и история : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 040201 "Социология" / Д. В. Иванов. - СПб.: Питер, 2006.

  4. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения / С.А. Кравченко. – М., 2002.

  5. Развитие социологии в России с момента зарождения до конца ХХ века: учеб. пос. для студ. вузов, обуч. по спец. "Социология"/ под ред. Кукушкиной Е. И.-М.: Высш. шк.,2004

  6. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5изд. – СПб.: Питер, 2002

  7. Социология : история и современность : учеб. пособие для студ. вузов / Ю. Г. Волков [и др.] ; отв. ред. Ю. Г. Волков. - 2-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2007.


Дополнительная литература:

  1. Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию / Х. Абельс. – СПб.: Алетейя. 2000.

  2. Бек У. Общество риска / У. Бек. – М.: Прогресс-Традиция, 2000.

  3. Бек У. Что такое глобализация? / У. Бек. – М.: Прогресс-Традиция, 2001.

  4. Бергер П. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива. / П. Бергер. – М.: Аспект-Пресс. 1996.

  5. Бергер П. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. – М.: Медиум. 1995.

  6. Бурдье П. Практический смысл / П. Бурдье. – СПб.: Алетейа, 2001.

  7. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / И. Валлерстайн. – СПб.: Университет. кн., 2001.

  8. Валлерстайн И. Конец знакомого мира : Социология XXI века / И. Валлерстайн ; Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева ; Центр исслед. постиндустр. о-ва. – М.: Логос, 2004.

  9. Валлерстайн И. Миросистемный анализ: введение / И. Валлерстайн ; пер. с англ. Н. Тюкиной. – М.: Территория будущего, 2006.

  10. Гарфинкель Г. Понятие «доверия»: Доверие как условие стабильных согласованных действий и его экспериментальное изучение / Г. Гарфинкель // Социальные и гуманитарные науки. Социология. 1999. № 4. С. 126-66

  11. Гидденс Э. Девять тезисов о будущем социологии / Э. Гидденс // THESIS. 1993. 4. Сс.57-82.

  12. Григорьев Л. Г. «Социология повседневности» Альфреда Шюца // Социологические исследования. 1998. № 2.

  13. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политической свободы / Р. Дарендорф: Пер. с нем. – М.: РОССПЭН. 2002.

  14. Кастельс М. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и о-ве / М. Кастельс. – Екатеринбург : У-Фактория : Изд-во Гуманит. ун-та, 2004

  15. Кастельс М. Информационная эпоха : Экономика, о-во и культура / М. Кастельс ; Пер. с англ. под науч. ред. проф. О.И. Шкаратана ; Гос. ун-т Высш. шк. экономики. – М.: ГУ ВШЭ, 2000.

  16. Кирдина С.Г. Импорт концепций, прежние подходы или новые самостоятельные теории? (О состоянии фундаментальных исследований в российской социологии) / С.Г. Кирдина // Социс. 2001.  № 8. С. 35-41.

  17. Козер Л.А. Функции социального конфликта / Л.А. Козер ; Под общей ред. Л.Г.Ионина. – М.: Идея-Пресс. 2000.

  18. Култыгин В.П. Теоретическая социология за рубежом накануне конгресса / В.П. Култыгин // Социс. 2005. № 9.

  19. Луман Н. "Что происходит?" и "Что за этим кроется?": Две социологии и теория систем / Н. Луман // Теоретическая социология. Антология / Под ред. С. П Баньковской. – М.: КДУ, 2002.

  20. Луман Н. Теория общества / Н. Луман // Теория общества. Фундаментальные проблемы. Сб. перев. Под ред. А. Ф. Филиппова. – М., 1999. С. 196-235

  21. Миллс Ч. Социологическое воображение / Ч. Миллс ; Под общ. ред. Г.С.Батигина. – М.: NOTA BENE. 2001.

  22. Неклассическая социология в современной России: накопление методологического потенциала и технологических возможностей / Под.ред С.И.Григорьева. – М.-Барнаул: Изд-во АРНЦ СО РАО, 2003.

  23. Немировский В.Г. Современная теоретическая социология. Курс лекций / В.Г. Немировский. – Красноярск: КрасГУ, 2002.

  24. Новиков М.А. Система и окружающая среда социологии Никласа Лумана / М.А. Новикова, О.А. Литвинова // Социологические исследования. 2007.  № 9. С. 150-152. 
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск