Методические указания по изучению дисциплины для аспирантов





Скачать 159.76 Kb.
НазваниеМетодические указания по изучению дисциплины для аспирантов
Дата публикации03.07.2013
Размер159.76 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > История > Методические указания


ФГБОУ ВПО РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ

НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дальневосточный институт
Кафедра истории и культуры

МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Методические указания по изучению

дисциплины для аспирантов

специальности 07.00.02 –

«Отечественная история»

Хабаровск 2011
ББК 63.3 (2)

М 545

Автор составитель:
Дробница Августина Васильевна - доктор исторических наук, профессор кафедры истории и культуры ФГБОУ ВПО «Дальневосточный институт-филиал РАНХ и ГС при Президенте РФ»
Рецензенты:
Чудесов В.В., д-р истор. наук, профессор кафедры философии и политологии ФГБОУ ВПО «Дальневосточный институт-филиал РАНХ и ГС при Президенте РФ»
Горбунова Л.И., канд. истор. наук, профессор кафедры истории и культуры ФГБОУ ВПО «Дальневосточный институт-филиал РАНХ и ГС при Президенте РФ»
Методология исторического исследования : методические указания для М 545 аспирантов специальности 07.00.02 - «Отечественная история». – Хабаровск : ДВИ-Ф РАНХ и ГС, 2011. – 15 с.
Методические указания составлены на основании федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 16.03.2011 г. № 1365, паспорта специальности научных работников 07.00.02 «Отечественная история», учебного плана РАНХиГС Дальневосточного института – филиала от 21.06.2011.
ББК 63.3 (2)
Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО «Дальневосточный институт-филиал РАНХ и ГС при Президенте РФ»

©Дробница А.В., 2011

© ДВИ-Ф РАНХ и ГС, 2011


ОГЛАВЛЕНИЕ


1.

Цели и задачи учебной дисциплины……………………...

4

2.

Структура учебной дисциплины………………………….

5

3.

Учебно-тематический план………………………………..

6

4.

Программа дисциплины…………………………………...

7

5.

Семинарские и практические занятия…………………….

9

6.

Самостоятельная работа студентов……………………….

10

7.

Перечень рекомендуемой литературы……………………

11

8.

Словарь основных терминов………………………………

12



  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Дисциплина «Методология научного исследования» нацелена на освоение аспирантами и соискателями системы методологических принципов и приемов для успешного проведения научного исследования и предусматривает:

- изучение основополагающих аспектов теории научного познания и ее общих методов;

- усвоение основных логических законов и норм научного творчества;

- понимание специфики исторического познания и его основных принципов;

- освоение методов исторического исследования;

- критическое осмысление исторических источников и научной литературы;

- изучение стилевых и жанровых особенностей языка исследования;

- разработку гипотезы научного исследования.

На основе изученного материала аспирант (соискатель) должен уметь:

- обосновать актуальность избранной темы исследования;

- сформулировать проблемную ситуацию;

- определить объект и предмет своего исследования, его цель и задачи;

- провести историографический анализ по теме научной работы;

- систематизировать исторические источники;

- определить практическую значимость проводимого исследования.

Изучение дисциплины «методология научного исследования» призвано сформировать у аспирантов и соискателей навыки научного творчества, исследовательской корректности и культуры.



  1. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Учебная дисциплина «Методология научного исследования» изучается в тесной связи с такими дисциплинами как «Теория и методология российской государственности», «Теория и методология региональной истории», а также «Социальная история России: теория и методология» и «Теория и история внешней политики России».

Все перечисленные учебные курсы входят в перечень образовательно-профессиональных дисциплин по выбору аспиранта.

Дисциплина «Методология научного исследования» изучается в форме лекционных, а также семинарских (практических) занятий.

Контроль проводится посредством письменных работ аспирантов и соискателей, а также тестирования. Итоговый контроль включает подготовку концепции диссертационного исследования и ее защиту.


Вид учебной работы

Всего часов

Аудиторные занятия (всего),

в том числе КСР

18


Лекции

8

Практические занятия




Семинарские занятия

10

Самостоятельная работа (всего)

18

Общая трудоемкость

часы

36

Зачетные единицы

1



  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



п/п

Раздел, тема

Лекции

Семинары и практические

занятия

Самостоятельная

работа

Всего

часов

1.

Теория познания как методологическая основа научных исследований

2

2

4

8

2.

Принципы исторического познания

2

2

4

8

3.

Методы исторического познания

2

2

4

8

4.

Методология источниковедения




2

2

4

5.

Технология научного исследования

2

2

2

6




Контроль самостоятельной работы







2

2




Итого

8

10

18

36



  1. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Тема I. Теория познания как методологическая основа научных исследований
Гносеологические и методологические вопросы научного познания. Многообразие форм научного познания. Общие методы научного познания. Методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент). Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование). Методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному).

Основные логические законы и нормы научного творчества: закон тождества, закон противоречия (непротиворечия), закон исключенного третьего и закон достаточного основания.

Специфика исторического познания. Формационный и цивилизационный подходы к изучению исторических фактов и явлений. Марксистско-ленинская методология истории и ее критика. Контрфактические исторические исследования в системе научного познания.
Тема II. Принципы исторического познания.
Основные принципы исторического познания. Принцип историзма. Необходимость изучения состояния исследований в смежных областях знаний при оценке историко-научных фактов. Принцип объективности в исследовании исторических процессов и явлений.

Принцип целостности в историческом познании. Подход к изучению каждого исторического периода или явления как к системе взаимосвязанных элементов исторического знания и причин, детерминирующих их изменения.

Принцип ценностного подхода – выделение идей, положений и явлений в прошлом, имеющих значение для современного этапа развития историко-научных знаний. Современные оценки принципа партийности (классового подхода) как основного принципа исторического познания советской эпохи.
Тема III. Методы исторического познания
Метод как совокупность мыслительных приемов или способов изучения истории. Сравнительно-исторический метод как основа для компаративного анализа исторических процессов, выявление общего и особенного для сравнения исходных и конечных положений в исследуемый период.

Хронологический и проблемно-хронологический методы: общее и особенное.

Ретроспективный и перспективный методы. Историко-правовой (юридический) метод как основа для анализа изменений в нормативно-правовом поле исследуемой проблемы. Метод периодизации, его нацеленность на выделение этапов в развитии исторических процессов.
Тема IV. Методология источниковедения.
Гносеологический подход к пониманию исторического источника. Источниковедческое учение А.С. Лаппо-Данилевского. Исторический источник как средство достижения наукой объективно-истинных знаний о прошлом. Исторический источник как продукт деятельности прошлого. Связь исторического источника с эпохой и всеми ее сферами: социально-экономической, политической, духовной. Основные группы источников. Критическое осмысление исторических источников. Систематизация исторических источников. Совершенствование методов и приемов источниковедческого анализа.
Тема V. Технология научного исследования
Обоснование актуальности избранной темы с точки зрения ее социальной значимости. Формулирование проблемной ситуации. Постановка цели и конкретных задач исследования. Определение объекта и предмета исследования. Определение степени изученности проблемы. Проведение историографического опыта предшественников и выявление «белых пятен» в исследуемой проблеме. Выбор методов проведения научного исследования. Систематизация исторических источников.

Определение практической значимости проведенного исследования.


5. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ.
Семинарское занятие №1

Теория познания как методологическая основа научных исследований
Вопросы для обсуждения:
1. Гносеологические и методологические вопросы научного познания.

2. Основные логические законы и нормы научного творчества.

3. Специфика исторического познания.

4. Основные подходы к изучению исторических фактов и явлений.

Семинарское занятие №2


Принципы и методы исторического познания.
Вопросы для обсуждения:


  1. Основные принципы исторического познания.

  2. Общие методы научного познания и их использование в исторических исследованиях.

  3. Специальные методы исторического познания.


Семинарское занятие №3.

Методы исторического познания
Вопросы для обсуждения


  1. Общие методы научного познания и их использование в исторических исследованиях.

  2. Специальные методы исторического познания.


Практическое задание: на основе изучения принципов и методов исторического познания пропишите методологическую основу Вашего исследования.

Семинарское занятие №4.

Методология источниковедения
Вопросы для обсуждения


  1. Гносеологический подход к пониманию исторического источника.

  2. Систематизация исторических источников.

  3. Методы и принципы исторического анализа


Практическое задание: Пропишите источниковую базу Вашего диссертационного исследования.
Практическое занятие №1
Технология научного исследования
Задания к практическому занятию:


  1. Обоснуйте актуальность Вашей научной проблемы, ее социальную значимость.

  2. Определите цель и сформулируйте задачи Вашего исследования.

  3. Определите объект и предмет исследования.

  4. Проведите историографический анализ Вашей проблемы.

  5. Выберите методы проведения исследования.


6. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Внеаудиторная самостоятельная работа аспирантов включает следующие виды деятельности:

- конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

- проработку учебного материала (по конспектам, учебной и научной литературе);

- написание письменных работ.

Тематика письменных работ

  1. Формационный и цивилизационный подходы к изучению исторических явлений.

  2. Основные логические законы научного творчества.

  3. Марксистско-ленинская методология истории и ее критика.

  4. Номотетический и идеографический методы и их место в теории познания.

  5. Научная рефлексия в области исторического познания.

  6. Школа «Анналов» и развитие социально-исторического познания.

  7. Контрфактические исследования как важнейшее направление современного исторического познания.

  8. Научная рефлексия в области исторического познания.

  9. Методологическое значение принципа историзма в научных исследованиях.

  10. Принцип целостности (системности) в историческом познании и его значение.

  11. Сравнительно-исторический метод как основа для компаративного анализа исторических процессов.

  12. Методологические источники исторического исследования.

  13. Критическое осмысление исторических источников.



7. ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ




Основная:




  1. Краевский, В.В. Методология научного исследования: пособие для студентов и аспирантов гуманитарных университетов/В.В. Краевский-СПб.ГУП, 2001

  2. Новиков, А.М.,Новиков, Д.А. Методология/А.М. Новиков, Д.А.Новиков.-М.:Синтез, 2007

  3. Папковская, П.Я. Методология. Методология научных исследований: курс лекций/П.Я. Папковская.-М.: Изд-во: Информпресс, 2006


  4. Рузавин, Г.И. Методология научного исследования: Учебное пособие для вузов/Г.И. Рузавин-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999

  5. Смоленский, Н.И. Теория и методология истории. Учебное пособие для вузов/Н.И. Смоленский.-М.: Изд. Центр. «Академия», 2007



Дополнительная:





  1. А что, если бы? Альтернативная история.-М.-СПб., 2002

  2. Бочаров, А.В. Идея альтернативности исторического развития в отечественной историографии//История мысли. Русская мыслительная традиция. Вып.2/А.В. Бочаров.-М.: 2003

  3. Барг, М.А. Категории и методы исторической науки./М.А. Барг.-М.: 1984

  4. Бородкин, Л.И. Синергетика и история: модеоирование исторических процессов// История и математика: анализ и моделирование социально-исторических процессов./Л.И. Бородкин-М.: 2007

  5. Вопросы методологии и истории исторической науки: сб. статей /редкол.: Ю.С. Кукушкин (отв.ред.) и др.-М.:Изд-во МГУ, 1981

  6. Вопросы методологии и истории исторических исследований.-М.:1977

  7. Гемпель, К. Функции общих законов в истории /К. Гемпель. Время мира. Альманах современных исследований по теоретической истории, геополитике, макросоциологии и анализу мировых систем и цивилизаций. Вып.1 Историческая макросоциология в XX веке. Новосибирск, 2000

  8. Гуц, А.К. Многовариантная история России/ А.К. Гуц-М.: 2000

  9. Дьяков, В.А. Методология истории в прошлом и настоящем./В.А. Дьяков-М.: 1974

  10. Иванов, В.В. Методология исторической науки./В.В.Иванов.-М.: 1985

  11. Ключевский, В.О. Методология русской истории, терминология русской истории/ В.О. Ключевский –сочинения: в 9 т./под ред. В.Л. Янина.-М.: 1986.Т.6

  12. Ковальченко, И.Д. Методы исторического исследования./И.Д. Ковальченко.-М.:1987

  13. Лотман, Ю.М. Изъявление господне или азартная игра? (Закономерное и случайное в историческом процессе)// Ю.М. Лотман и тартусско-московская семиотическая школа. М.: 1994

  14. Миллер, А. Империя Романовых и национализм. Эссе по методологии исторических исследований./ А. Миллер.-М.: 2006

  15. Милов, Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса./Л.В. Милов.-М.: РОССПЭН, 2006

  16. Методология истории и историографии.-М.: 1981

  17. Могильницкий, Б.Г. введение в методологию истории./ Б.Г. Могильницкий-М.: 1989

  18. Назаретян, А.П. Знает ли история сослагательное наклонение (Мегаисторический взгляд на альтернативные модели // А.П. Назаретян. Философия науки. 2005, №2

  19. Нехамкин, В.А. Контрфактические исторические исследования в системе научного познания/ В.А. Нехамкин.- Общественные науки и современность. 2007. №5.-С. 131-140

  20. Нехамкин, В.А. Контрфактические исторические исследования: генезис, методология. М.: 2006

  21. Нехамкин, В.А. Проблемы сослагательного наклонения в научном познании: сущность и функции.// Алма Матер (Вестник высшей школы): 2006, №6

  22. Поляков, Ю.А. Историческая наука: Люди и проблемы. Кн. I/Ю.А. Поляков.-М.:РОССПЭН, 1995

  23. Поляков, Ю.А. Историческая наука: Люди и проблемы. Кн. 2/Ю.А.Поляков-М.:РОССПЭН, 2004

  24. Розов, Н.С. Номологический синтез теоретических знаний об истории и культуре./Н.С. Розов. В диапазоне гуманитарного знания. СПб, 2001

  25. Розов, Н.С. «Спор о методе», школа «Анналов» и перспективы социально-исторического познания// Н.С. Розов. Общественные науки и современность. 2008. №1 (С145-155)

  26. Розов, Н.С. Философия и теория истории. Кн.1, Пролегомены/Н.С. Розов.-М.: 2002

  27. Русакова, О.Ф. Философия и методология истории в ХХ веке./О.Ф. Русакова-Екатеринбург, 2000

  28. Сахаров, А.М. методология истории и историография (Статьи и выступления)./А.М. Сахаров-М.: 1981

  29. Сачков, А.О. Научный метод. Вопросы и развитие./А.О. Сачков.-М.:2003

  30. Соколов, А.К. Социальная история России новейшего времени: проблемы методологии источниковедения.//Социальная история. Ежегодник.1989-1999/А.К. Соколов-М.: Наука, 1999

  31. Субъект во времени социального бытия: Ист. выполнение пространственно-временного континуума социальной эволюции./Отв. Ред. Э.В. Сайко. М.:Наука,2006:598

  32. Умбрашко, К.Б. «Скептическая школа» в исторической науке России первой половины XIX в. Ч.1-2/К.Б. Умбрашко.-М.:2006

  33. Фейерабенд, П. Против методологического принуждения. Очерк анархистской теории познания. Благовещенск, 1998



8. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ
Алгоритм – конечная совокупность точных предписаний или правил, посредством которых можно решать однотипные или массовые задачи и проблемы.

Аналогия – недемонстративное умозаключение, когда на основе сходства или подобия двух объектов по некоторым их признакам (свойствам и отношениям) делают вывод об их сходстве по другим признакам. Заключения аналогии носят вероятностный характер, степень подтверждения которого может быть увеличена путем выделения наиболее существенных признаков сходных объектов, увеличения их числа, а особенно выявления внутреннего характера их связи с переносимым признаком.

Аргументация – рациональный способ убеждения, опирающийся на тщательное обоснование и оценку доводов в защиту определенного тезиса.

Верификация – процесс установления истинности научных суждений путем их эмпирической проверки.

Идеализация – мысленный процесс создания идеальных объектов посредством изменения свойств реальных предметов в процессе предельного перехода.

Метод – совокупность приемов, операций и способов теоретического познания и практического преобразования действительности, достижения определенных результатов.

Обобщение – процесс мысленного перехода от единичного и частного к общему.

Объяснения - важнейшая функция науки, заключающаяся в подведении фактов о предметах, событиях и явлениях под некоторые общие утверждения (законы, теории, принципы).

Парадигма – основополагающая теория вместе со способами ее использования, принятая научным сообществом в той или иной отрасли науки в определенный период ее развития.

Проблема - противоречие в познании, характеризующиеся несоответствием между новыми фактами и данными и старыми способами их объяснения.

Теория – наиболее развитая форма организации и систематизации научного знания, дающая целостное отражение определенного фрагмента действительности.

Факт – в методологии науки предложения, фиксирующие эмпирическое знание о событиях и явлениях реального мира.

Методология исторического исследования : методические указания для аспирантов специальности 07.00.02 – «Отечественная история» / А. В. Дробница. – Хабаровск : ДВИ-Ф РАНХ и ГС, 2011. – 15 с.

Подписано в печать 22.12.2011

Формат 60 × 84 1/16. Бумага А-4.

Усл. печ. л. . Уч.-изд. л. .

Тираж 12. Заказ .


Редакционно-издательский отдел

ФГБОУ ВПО «Дальневосточный институт-филиал

РАНХ и ГС при Президенте РФ»

680000, Хабаровск, ул. Муравьёва-Амурского, 33.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания по изучению дисциплины для аспирантов iconМетодические указания по изучению дисциплины для аспирантов, обучающихся...
Методические указания предназначены для аспирантов очной и заочной форм обучения
Методические указания по изучению дисциплины для аспирантов iconМетодические указания по изучению дисциплины составлены в соответствии...
Управленческие решения: Методические указания по изучению дисциплины. Для студентов, обучающихся по специальности 080507. 65 − Менеджмент...
Методические указания по изучению дисциплины для аспирантов iconМетодические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных...
Педагогика: Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ /Университет га. С. – Петербург, 2012
Методические указания по изучению дисциплины для аспирантов iconМетодические указания для аспирантов и соискателей по подготовке...
Методические указания предназначены для подготовки аспирантов и соискателей к сдаче кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине...
Методические указания по изучению дисциплины для аспирантов iconМетодические указания по изучению учебной дисциплины
Методические указания предназначены для преподавателей русского языка и литературы профессиональных образовательных организаций
Методические указания по изучению дисциплины для аспирантов iconМетодические указания по изучению дисциплины для курсантов, слушателей...
Методические рекомендации по изучению дисциплины для слушателей фкультета заочного обучения
Методические указания по изучению дисциплины для аспирантов iconМетодические указания по изучению дисциплины «Экономика предприятия»,...
Абота содержит конспект основных курса «Экономика предприятия», методические указания к их изучению, список литературы по темам,...
Методические указания по изучению дисциплины для аспирантов iconМетодические указания к изучению дисциплины «Иностранный язык I»
Методические указания к выполнению контрольных работ
Методические указания по изучению дисциплины для аспирантов iconМетодические рекомендации (материалы) для преподавателя Методические...
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Методические указания по изучению дисциплины для аспирантов iconМетодические указания для подготовки к кандидатскому экзамену для...
История и философия науки : методические указания для подготовки к кандидат­скому экзамену для аспирантов и соискателей / Воронеж,...
Методические указания по изучению дисциплины для аспирантов iconМетодические указания для аспирантов
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Методические указания по изучению дисциплины для аспирантов iconМетодические указания для аспирантов
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Методические указания по изучению дисциплины для аспирантов iconМетодические указания к самостоятельной работе студентов по изучению...
Методические указания по курсу «Политология» подготовлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом, Законом Российской...
Методические указания по изучению дисциплины для аспирантов iconМетодические указания по изучению курса и выполнению контрольных...
География воздушного транспорта : Методические указания по изучению курса и выполнению контрольных работ/ Университет га. С. – Петербург,...
Методические указания по изучению дисциплины для аспирантов iconМетодические указания по изучению курса и выполнению контрольных работ Для студентов зф
Автоматизированные системы бронирования и продажи авиационных услуг: Методические указания по изучению курса и выполнению контрольных...
Методические указания по изучению дисциплины для аспирантов iconМетодические указания по изучению темы: «противотуберкулезная вакцинация...
Методические указания по изучению темы «Противотуберкулезная вакцинация и ревакцинация». Нальчик: Каб. Бал ун-т., 2008-18с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск