Скачать 159.76 Kb.
|
ФГБОУ ВПО РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дальневосточный институт Кафедра истории и культуры МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Методические указания по изучению дисциплины для аспирантов специальности 07.00.02 – «Отечественная история» Хабаровск 2011 ББК 63.3 (2) М 545 Автор составитель: Дробница Августина Васильевна - доктор исторических наук, профессор кафедры истории и культуры ФГБОУ ВПО «Дальневосточный институт-филиал РАНХ и ГС при Президенте РФ» Рецензенты: Чудесов В.В., д-р истор. наук, профессор кафедры философии и политологии ФГБОУ ВПО «Дальневосточный институт-филиал РАНХ и ГС при Президенте РФ» Горбунова Л.И., канд. истор. наук, профессор кафедры истории и культуры ФГБОУ ВПО «Дальневосточный институт-филиал РАНХ и ГС при Президенте РФ» Методология исторического исследования : методические указания для М 545 аспирантов специальности 07.00.02 - «Отечественная история». – Хабаровск : ДВИ-Ф РАНХ и ГС, 2011. – 15 с. Методические указания составлены на основании федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 16.03.2011 г. № 1365, паспорта специальности научных работников 07.00.02 «Отечественная история», учебного плана РАНХиГС Дальневосточного института – филиала от 21.06.2011. ББК 63.3 (2) Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО «Дальневосточный институт-филиал РАНХ и ГС при Президенте РФ» ©Дробница А.В., 2011 © ДВИ-Ф РАНХ и ГС, 2011 ОГЛАВЛЕНИЕ
Дисциплина «Методология научного исследования» нацелена на освоение аспирантами и соискателями системы методологических принципов и приемов для успешного проведения научного исследования и предусматривает: - изучение основополагающих аспектов теории научного познания и ее общих методов; - усвоение основных логических законов и норм научного творчества; - понимание специфики исторического познания и его основных принципов; - освоение методов исторического исследования; - критическое осмысление исторических источников и научной литературы; - изучение стилевых и жанровых особенностей языка исследования; - разработку гипотезы научного исследования. На основе изученного материала аспирант (соискатель) должен уметь: - обосновать актуальность избранной темы исследования; - сформулировать проблемную ситуацию; - определить объект и предмет своего исследования, его цель и задачи; - провести историографический анализ по теме научной работы; - систематизировать исторические источники; - определить практическую значимость проводимого исследования. Изучение дисциплины «методология научного исследования» призвано сформировать у аспирантов и соискателей навыки научного творчества, исследовательской корректности и культуры.
Учебная дисциплина «Методология научного исследования» изучается в тесной связи с такими дисциплинами как «Теория и методология российской государственности», «Теория и методология региональной истории», а также «Социальная история России: теория и методология» и «Теория и история внешней политики России». Все перечисленные учебные курсы входят в перечень образовательно-профессиональных дисциплин по выбору аспиранта. Дисциплина «Методология научного исследования» изучается в форме лекционных, а также семинарских (практических) занятий. Контроль проводится посредством письменных работ аспирантов и соискателей, а также тестирования. Итоговый контроль включает подготовку концепции диссертационного исследования и ее защиту.
Тема I. Теория познания как методологическая основа научных исследований Гносеологические и методологические вопросы научного познания. Многообразие форм научного познания. Общие методы научного познания. Методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент). Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование). Методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному). Основные логические законы и нормы научного творчества: закон тождества, закон противоречия (непротиворечия), закон исключенного третьего и закон достаточного основания. Специфика исторического познания. Формационный и цивилизационный подходы к изучению исторических фактов и явлений. Марксистско-ленинская методология истории и ее критика. Контрфактические исторические исследования в системе научного познания. Тема II. Принципы исторического познания. Основные принципы исторического познания. Принцип историзма. Необходимость изучения состояния исследований в смежных областях знаний при оценке историко-научных фактов. Принцип объективности в исследовании исторических процессов и явлений. Принцип целостности в историческом познании. Подход к изучению каждого исторического периода или явления как к системе взаимосвязанных элементов исторического знания и причин, детерминирующих их изменения. Принцип ценностного подхода – выделение идей, положений и явлений в прошлом, имеющих значение для современного этапа развития историко-научных знаний. Современные оценки принципа партийности (классового подхода) как основного принципа исторического познания советской эпохи. Тема III. Методы исторического познания Метод как совокупность мыслительных приемов или способов изучения истории. Сравнительно-исторический метод как основа для компаративного анализа исторических процессов, выявление общего и особенного для сравнения исходных и конечных положений в исследуемый период. Хронологический и проблемно-хронологический методы: общее и особенное. Ретроспективный и перспективный методы. Историко-правовой (юридический) метод как основа для анализа изменений в нормативно-правовом поле исследуемой проблемы. Метод периодизации, его нацеленность на выделение этапов в развитии исторических процессов. Тема IV. Методология источниковедения. Гносеологический подход к пониманию исторического источника. Источниковедческое учение А.С. Лаппо-Данилевского. Исторический источник как средство достижения наукой объективно-истинных знаний о прошлом. Исторический источник как продукт деятельности прошлого. Связь исторического источника с эпохой и всеми ее сферами: социально-экономической, политической, духовной. Основные группы источников. Критическое осмысление исторических источников. Систематизация исторических источников. Совершенствование методов и приемов источниковедческого анализа. Тема V. Технология научного исследования Обоснование актуальности избранной темы с точки зрения ее социальной значимости. Формулирование проблемной ситуации. Постановка цели и конкретных задач исследования. Определение объекта и предмета исследования. Определение степени изученности проблемы. Проведение историографического опыта предшественников и выявление «белых пятен» в исследуемой проблеме. Выбор методов проведения научного исследования. Систематизация исторических источников. Определение практической значимости проведенного исследования. 5. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ. Семинарское занятие №1 Теория познания как методологическая основа научных исследований Вопросы для обсуждения: 1. Гносеологические и методологические вопросы научного познания. 2. Основные логические законы и нормы научного творчества. 3. Специфика исторического познания. 4. Основные подходы к изучению исторических фактов и явлений. Семинарское занятие №2Принципы и методы исторического познания. Вопросы для обсуждения:
Семинарское занятие №3. Методы исторического познания Вопросы для обсуждения
Практическое задание: на основе изучения принципов и методов исторического познания пропишите методологическую основу Вашего исследования. Семинарское занятие №4. Методология источниковедения Вопросы для обсуждения
Практическое задание: Пропишите источниковую базу Вашего диссертационного исследования. Практическое занятие №1 Технология научного исследования Задания к практическому занятию:
6. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Внеаудиторная самостоятельная работа аспирантов включает следующие виды деятельности: - конспектирование первоисточников и другой учебной литературы; - проработку учебного материала (по конспектам, учебной и научной литературе); - написание письменных работ. Тематика письменных работ
7. ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫОсновная:
Дополнительная:
8. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ Алгоритм – конечная совокупность точных предписаний или правил, посредством которых можно решать однотипные или массовые задачи и проблемы. Аналогия – недемонстративное умозаключение, когда на основе сходства или подобия двух объектов по некоторым их признакам (свойствам и отношениям) делают вывод об их сходстве по другим признакам. Заключения аналогии носят вероятностный характер, степень подтверждения которого может быть увеличена путем выделения наиболее существенных признаков сходных объектов, увеличения их числа, а особенно выявления внутреннего характера их связи с переносимым признаком. Аргументация – рациональный способ убеждения, опирающийся на тщательное обоснование и оценку доводов в защиту определенного тезиса. Верификация – процесс установления истинности научных суждений путем их эмпирической проверки. Идеализация – мысленный процесс создания идеальных объектов посредством изменения свойств реальных предметов в процессе предельного перехода. Метод – совокупность приемов, операций и способов теоретического познания и практического преобразования действительности, достижения определенных результатов. Обобщение – процесс мысленного перехода от единичного и частного к общему. Объяснения - важнейшая функция науки, заключающаяся в подведении фактов о предметах, событиях и явлениях под некоторые общие утверждения (законы, теории, принципы). Парадигма – основополагающая теория вместе со способами ее использования, принятая научным сообществом в той или иной отрасли науки в определенный период ее развития. Проблема - противоречие в познании, характеризующиеся несоответствием между новыми фактами и данными и старыми способами их объяснения. Теория – наиболее развитая форма организации и систематизации научного знания, дающая целостное отражение определенного фрагмента действительности. Факт – в методологии науки предложения, фиксирующие эмпирическое знание о событиях и явлениях реального мира. Методология исторического исследования : методические указания для аспирантов специальности 07.00.02 – «Отечественная история» / А. В. Дробница. – Хабаровск : ДВИ-Ф РАНХ и ГС, 2011. – 15 с. Подписано в печать 22.12.2011 Формат 60 × 84 1/16. Бумага А-4. Усл. печ. л. . Уч.-изд. л. . Тираж 12. Заказ . Редакционно-издательский отдел ФГБОУ ВПО «Дальневосточный институт-филиал РАНХ и ГС при Президенте РФ» 680000, Хабаровск, ул. Муравьёва-Амурского, 33. |
Методические указания по изучению дисциплины для аспирантов, обучающихся... Методические указания предназначены для аспирантов очной и заочной форм обучения | Методические указания по изучению дисциплины составлены в соответствии... Управленческие решения: Методические указания по изучению дисциплины. Для студентов, обучающихся по специальности 080507. 65 − Менеджмент... | ||
Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных... Педагогика: Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ /Университет га. С. – Петербург, 2012 | Методические указания для аспирантов и соискателей по подготовке... Методические указания предназначены для подготовки аспирантов и соискателей к сдаче кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине... | ||
Методические указания по изучению учебной дисциплины Методические указания предназначены для преподавателей русского языка и литературы профессиональных образовательных организаций | Методические указания по изучению дисциплины для курсантов, слушателей... Методические рекомендации по изучению дисциплины для слушателей фкультета заочного обучения | ||
Методические указания по изучению дисциплины «Экономика предприятия»,... Абота содержит конспект основных курса «Экономика предприятия», методические указания к их изучению, список литературы по темам,... | Методические указания к изучению дисциплины «Иностранный язык I» Методические указания к выполнению контрольных работ | ||
Методические рекомендации (материалы) для преподавателя Методические... Место дисциплины в структуре основной образовательной программы | Методические указания для подготовки к кандидатскому экзамену для... История и философия науки : методические указания для подготовки к кандидатскому экзамену для аспирантов и соискателей / Воронеж,... | ||
Методические указания для аспирантов Место дисциплины в структуре основной образовательной программы | Методические указания для аспирантов Место дисциплины в структуре основной образовательной программы | ||
Методические указания к самостоятельной работе студентов по изучению... Методические указания по курсу «Политология» подготовлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом, Законом Российской... | Методические указания по изучению курса и выполнению контрольных... География воздушного транспорта : Методические указания по изучению курса и выполнению контрольных работ/ Университет га. С. – Петербург,... | ||
Методические указания по изучению курса и выполнению контрольных работ Для студентов зф Автоматизированные системы бронирования и продажи авиационных услуг: Методические указания по изучению курса и выполнению контрольных... | Методические указания по изучению темы: «противотуберкулезная вакцинация... Методические указания по изучению темы «Противотуберкулезная вакцинация и ревакцинация». Нальчик: Каб. Бал ун-т., 2008-18с |