Содержание
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы………………………………………….…………………………….3
Цели освоения дисциплины………………………………………………3
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)…………………………………………………………….4
Рабочая программа учебной дисциплины…………………….…..........6
Структура и содержание дисциплины …………………………………20
Образовательные технологии…………………………………………….23
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)………………………………………………………………………….24
а) основная литература
б) дополнительная литература
в) словари
г) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)……….31
Методические рекомендации (материалы) для преподавателя………31
Методические указания для аспирантов……………………………….32
Перечень контрольных мероприятий и вопросы к экзаменам кандидатского минимума ………………………………………………………33
Контрольно-оценочные материалы……………………………………38
1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы Настоящий УМК дисциплины по выбору аспиранта Лексикология башкирского языка – модуль основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ООП ППО) разработана на основании законодательства Российской Федерации в системе послевузовского профессионального образования, в том числе: Федерального закона РФ от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 27.03.1998 № 814 (в действующей редакции); составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к разработке, на основании Приказа Минобрнауки России №1365 от 16.03.2011г. «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)» и инструктивного письма Минобрнауки России от 22.06.2011 г. № ИБ-733/12.
Дисциплина относится к обязательным дисциплинам по выбору аспиранта, изучается на 3 курсе. Освоение дисциплины базируется на использовании обучающимися знаний, сформированных в процессе изучения дисциплины «Фонетика, фонология, лексикология башкирского языка» на 1 и 2 курсах. Дисциплина обобщает и углубляет знания по лексикологии, а также служит базой для подготовки обучающихся к сдаче кандидатского экзамена по специальности. 2. Цели освоения дисциплины «Лексикология башкирского языка» Целью изучения дисциплины Лексикология башкирского языка является углубление знаний по ряду теоретических проблем в области лексикологии башкирского языка, ознакомление с актуальными проблемами, наблюдаемыми в вышеназванной области современной тюркологии, русистики и общего языкознания.
Задачи дисциплины заключаются в изучении:
лексического состава изучаемого языка;
слова как лексической единицы;
словарного состава башкирского языка;
особенностей лексем, используемых в башкирском языке;
фразеологических единиц и их видов;
стилистических пластов башкирской лексики;
вопросов лексикографии и существующих словарей башкирского языка;
- рассмотреть лексическую систему и фразеологию башкирского языка с точки зрения кодифицированности речи и в культурно-речевом аспекте;
- сформировать научное представление о лексическом составе и фразеологии современного башкирского языка;
- создать у аспиранта целостного, основанного на современных научных концепциях, представления о происхождении и функционировании лексической системы современного башкирского языка, о лексических единицах и связях, возникающих между ними. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Лексикология башкирского языка» В результате изучения дисциплины аспирант должен:
Знать:
предмет и задачи лексикологии и фразеологии;
основные понятия лексической семантики;
теоретический материал в объеме учебной программы по данной дисциплине;
основные характеристики слова;
стратификации лексического фонда башкирского языка;
основные типы парадигматических отношений;
семантическую характеристику современной лексической системы; лексики современного башкирского языка с точки зрения ее происхождения, функционально-стилевого расслоения и экспрессивно-эмоциональной окраски, ее активного и пассивного запаса;
типов фразеологических единиц по структуре и лексико-грамматическому составу; фразеологию современного башкирского языка с точки зрения функционально-стилистической и её происхождения;
систему и структуру родного языка, роль родного языка в современном обществе.
Уметь:
оперировать с базовыми теоретическими понятиями;
соотносить изученные теоретические положения с конкретными языковыми явлениями, затрагиваемыми этими положеними;
определить стилистическую, эмоционально-экспрессивную окраску слова, его происхождение, сферу употребления, лексическую активность/пассивность;
пользоваться толковыми, орфографическими, орфоэпическими и другими словарями, справочной литературой;
Владеть:
категориальным аппаратом лексико-семантических исследований, методологическими принципами и методами научного описания;
навыками и приемами лексико-семантического и лингвокультурологического анализа слов и фразеологизмов в контексте;
литературными нормами родного языка;
методикой разбора языковых явлений;
системой знаний об истории и современных тенденциях развития лексикологии башкирского языка.
Демонстрировать способность использования в практической деятельности знаний законов лексикологии. Самостоятельно изучать и понимать специальную (отраслевую) научную и методическую литературу, связанную с проблемами лексикологии башкирского языка и тюркских языков.
Рабочая программа учебной дисциплины
СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
| по дисциплине «Лексикология башкирского языка»
| на
| 3 курс
|
|
| Семестры 3-4
|
|
|
Рабочую программу осуществляет:
| лекции
|
| Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ)
| 2
| д.филол.н., доцент
| Учебных часов:
|
| Абдуллина Г.Р.
| лекций (в т.ч. в интерактивных формах)
| 36
| семинарских (в т.ч. в интерактивных формах)
|
| самостоятельная работа
| 36
|
| КСР
|
|
№
п/п
| Тема и содержание
| Форма изучения материалов (лекции, практические занятия, семинарские занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа)
| Кол-во
часов
аудитор. работы
| Интерактивные методы обучения
| Межпредметные связи
| Инновационные методы в обучении
| Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам
| Задания по самостоятельной работе с указанием литературы, номеров задач
| Количество часов самостоятельной работы
| Форма контроля самостоятельной работы (коллоквиумы, контрольные работы, компьютерные тесты и т.п.)
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 1
| Введение. Современный башкирский литературный язык; баш-кирский язык среди родственных тюркских, алтайских и уральских языков; башкирский язык и ностратика. Башкирские диалекты и говоры. Башкирский язык как код башкирского мира, менталитета.
|
Лекция
Самостоя-тельная работа
|
2
4
|
Коллективная мыслительная деятельность
|
История История башкирского языка
Русский язык
Общее языкознание
Диалектология
|
Использование инте-рактивной доски
| а) основная лит.: №1, 3
б) доп. лит-ра:№23, 24, 43, 44
| Рефераты по выбору
|
| Провер-ка рабо-чих тетрадей
| 22
2
2
2
| Лексико-фразеологи-ческая система башкирского языка. Башкирская лексикология (семасиология) как наука, ее разделы.Эпидигматические, парадигмати-ческие и синтагматические отноше-ния в башкирской лексике и фразеологии.
| Лекция Самостоя-тельная работа
| 4
4
|
|
Русский язык
| Использова-ние инте-рактивной
доски
| а) основная лит.: №1
б) доп. лит-ра:№24, 32, 40, 43
| Рефераты по выбору
|
| Опрос
Провер-ка рабо-чих тетрадей
| 3
33
| Структура башкирского слова: экспонент (форма) и значение. Аспекты лексического значения слова. Струк-тура лексического значения слова; сема как минимальный компонент значения слова. Типы лексических значений и структурные связи в полисемантическом слове; лексико-семантичес-кие варианты.
|
Лекция
Самостоя-тельная работа
|
4 4
|
Коллектив-ная мыслительная деятельность
|
Русский язык
|
| а) основная лит.: №1, 3 б) доп. лит-ра:№23, 24, 43, 44
| Рефераты по выбору
|
| Выступ-ление с докла-дом
| 44
| Парадигматические от-ношения в башкирской лексике (семасиоло-гии) Сравнительный анализ словарей омонимов башкирского языка. Синонимика, синонимия и синонимы. Интегральные и дифферен-циальные се-мантические признаки (семы) синони-мического ряда. Словари синонимов башкирского языка. Варианты слова, паро-нимы и эвфемизмы в башкирском языке. Антонимика, антонимия и антонимы. Типы антонимов; конверсивы, энантиосемия. Словари башкирских антонимов (сравни-тельный анализ).
|
Лекция
Самостоя-тельная работа
|
4
4
|
Беседа
|
Русский язык
| Компьютер-ное тестирова-ние
| а)основная лит.:№4
б) доп. лит-ра: №23, 24, 43, 44
| Рефераты по выбору
|
| Контрольная работа
| 55
| Основные семасио-логические процессы как показатель системности башкирской лексики, их взаимосвязь и соотносительность. Семантическая структура слова, способы семантизации в толковых, семонимических и переводных словарях башкирского языка.
| Лекция
Самостоя-тельная работа
| 2
2
|
Дискуссия
|
Русский язык
|
| а) осн. лит-ра:№ 3 б)доп. лит.: №14, 24, 43, 47 | Рефераты по выбору
|
| Опрос, выступ-ления с докладами
| 66
6
| Тематический ряд (групппа) как объеди-нение слов с лексико-семантической предметной общностью. Гиперонимы (родовые понятия) и гипонимы (видовые понятия). Ономастика как раздел лексикологии об именах собственных: антропонимия (антро-понимы) и топонимия (топонимы). Ономастические словари башкирского языка.
| Лекция Самостоя-тельная работа
|
2 2
|
|
Русский язык
| Использование интерак-тивнойдоски, электронных учебников
| а) основная лит.: №1, 3
б) доп. лит.: №8, 18, 25, 33, 40
| Рефераты по выбору
|
| Опрос
| 77
| Башкирская лексика с точки зрения ее происхож-дения. Исконные слова как древнейший пласт башкирской лексики, собственные слова. Контактное развитие лексики башкирского языка. Арабские и персидские заимствования. Структурно-семанти-ческие заимствова-ниях. Другие источники иноязычной лексики; лексический состав башкирского языка с точки зрения ностратической гипотезы. Этимологическая характеристика баш-кирского слова в словарях
|
Лекция Самостоя-тельная работа
|
4
4
|
Групповое
обсуждение
|
История
| Использование электрон-ных учеб-ников
| а) осн. лит.: №1,2, 3
б) доп. лит.: № 23, 24, 43, 44
| Рефераты по выбору
|
| Провер-ка тетра-дей
| 8
88
| Социально-функцио-нальная характерис-тика башкирской лексики. Активная и пассивная лексика. Устаревшая и новая лексика (неология). Лексика общеупотре-бительная. Диалектная лексика и ее взаимоотношение с литературной. Диалектологические словари башкирского языка. Терминологические словари башкирского языка XXI века.
| Лекция Самостоя-тельная работа
| 2
2
|
Дебаты
|
История
Фольклорис- тика
| Использование электрон-ных учеб-ников,
Тести-рование
| а) основная лит№1,2, 3 б)доп.лит.:17, 23,24, 32, 44
| Рефераты по выбору
|
| Тестирование
| 99
| Функционально-стилевая и стилистическая характеристика башкирской лексики. Лек-сика нейтральная, лексика устной речи и письменной речи. Сти-листические пласты лексики в толковых, синонимических и переводных словарях башкирского языка.
|
Лекция
|
2
|
Проблемная лекция
|
Русский язык
| Использова-ние инте-рактивной доски, электронных учебников,
Тестирова-ние
| а) осн. лит.: №2
доп. лит.:4, 8, 11, 23, 44 | Рефераты по выбору
|
| Опрос
| 110
| Фразеология башкирского языка. Из истории изучения баш-кирской фразеологии. Кумулятивная функция фразеологии. Фразеолого-семантические парадигмы: омонимия, синонимия, антонимия и полесимия фразеологизмов. Историческое формирование и развитие башкирской фразеологии. Функционально-стилевая и стилистическая харак-теристика фразеологизмов.
|
Лекция
Самостоя-тельная работа
|
4 4
|
Кооператив-ное обучение
| Русский язык
| Использование инте-рактивной доски, электронных учебников
| а) осн. лит.: №1 б) доп.лит.: 19, 23, 38,44, 43, 40 | Рефераты по выбору
|
| Собеседование
| 111
| Башкирская лексикография как наука о теории и практике составления словарей. Основные сведения из истории башкирской лексикографии. Совре-менная башкирская лексикография как лицо башкирской лингвистики: итоги и перспективы. Толковые (семоними-ческие) и переводные словари. Словари учебные и акаде-мические. Ас-пектные словари. Многотомный академический толковый словарь башкирского языка.
|
Лекция Самостоя-тельная работа
|
6
6
|
|
Русский язык
| Использование интера-ктивной доски
тестирование
| б) доп.лит.: № 1, 12, 14, 23, 24, 43, 45, | Рефераты по выбору
|
| Тестирование
|
Структура и содержание дисциплины (модуля) Лексикология башкирского языка
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).
Вид учебной работы
| Кол-во зачетных единиц*/уч.часов
| Аудиторные занятия
|
| Лекции (минимальный объем теоретических знаний)
| 1 ЗЕТ (36ч.)
| Внеаудиторные занятия:
|
| Самостоятельная работа аспиранта
| 1 ЗЕТ (36ч.)
| ИТОГО
| 2 ЗЕТ (72ч.)
| Вид итогового контроля
| Составляющая экзамена кандидатского минимума
|
Содержание лекционных занятий
№ п/п
| Содержание
| Кол-во уч.часов
| 1.
| Лексика и лексикология башкирского языка. Однозначные и многозначные слова. Слова с прямым и переносным значением.
| 6
| 2.
| Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, вариантные слова. Ономасиология.
| 10
| 3.
| Стилистическая и эмоционально-экспрессивная классификация лексики современного башкирского языка.
| 6
| 4.
| Активный и пассивный пласты лексики современного башкирского языка.
| 6
| 5.
| Лексикография. Этапы развития башкирской лексикографии.
| 8
| Всего:
| 36
| Самостоятельная работа аспиранта
№ п/п
| Виды самостоятельной работы
| Кол-во уч.часов
| 1.
| Конспекты научно-методической литературы
| 6
| 2.
| Темы для реферата
| 10
| 3.
| Задания для самостоятельной работы
| 10
| 4.
| Подготовка к экзамену кандидатского минимума
| 10
| Всего:
| 36
|
Содержание дисциплины (модуля)
«Лексикология башкирского языка»
|