Методические указания для аспирантов





НазваниеМетодические указания для аспирантов
страница1/4
Дата публикации01.11.2014
Размер0.49 Mb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Литература > Методические указания
  1   2   3   4




Содержание


  1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы………………………………………….…………………………….3

  2. Цели освоения дисциплины………………………………………………3

  3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)…………………………………………………………….4

  4. Рабочая программа учебной дисциплины…………………….…..........6

  5. Структура и содержание дисциплины …………………………………20

  6. Образовательные технологии…………………………………………….23

  7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)………………………………………………………………………….24

а) основная литература

б) дополнительная литература

в) словари

г) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)……….31

  2. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя………31

  3. Методические указания для аспирантов……………………………….32

  4. Перечень контрольных мероприятий и вопросы к экзаменам кандидатского минимума ………………………………………………………33

  5. Контрольно-оценочные материалы……………………………………38

1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Настоящий УМК дисциплины по выбору аспиранта Лексикология башкирского языка – модуль основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ООП ППО) разработана на основании законодательства Российской Федерации в системе послевузовского профессионального образования, в том числе: Федерального закона РФ от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 27.03.1998 № 814 (в действующей редакции); составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к разработке, на основании Приказа Минобрнауки России №1365 от 16.03.2011г. «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)» и инструктивного письма Минобрнауки России от 22.06.2011 г. № ИБ-733/12.

Дисциплина относится к обязательным дисциплинам по выбору аспиранта, изучается на 3 курсе. Освоение дисциплины базируется на использовании обучающимися знаний, сформированных в процессе изучения дисциплины «Фонетика, фонология, лексикология башкирского языка» на 1 и 2 курсах. Дисциплина обобщает и углубляет знания по лексикологии, а также служит базой для подготовки обучающихся к сдаче кандидатского экзамена по специальности.
2. Цели освоения дисциплины «Лексикология башкирского языка»
Целью изучения дисциплины Лексикология башкирского языка является углубление знаний по ряду теоретических проблем в области лексикологии башкирского языка, ознакомление с актуальными проблемами, наблюдаемыми в вышеназванной области современной тюркологии, русистики и общего языкознания.

Задачи дисциплины заключаются в изучении:

  • лексического состава изучаемого языка;

  • слова как лексической единицы;

  • словарного состава башкирского языка;

  • особенностей лексем, используемых в башкирском языке;

  • фразеологических единиц и их видов;

  • стилистических пластов башкирской лексики;

  • вопросов лексикографии и существующих словарей башкирского языка;

- рассмотреть лексическую систему и фразеологию башкирского языка с точки зрения кодифицированности речи и в культурно-речевом аспекте;

- сформировать научное представление о лексическом составе и фразеологии современного башкирского языка;

- создать у аспиранта целостного, основанного на современных научных концепциях, представления о происхождении и функционировании лексической системы современного башкирского языка, о лексических единицах и связях, возникающих между ними.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Лексикология башкирского языка»
В результате изучения дисциплины аспирант должен:

Знать:

  • предмет и задачи лексикологии и фразеологии;

  • основные понятия лексической семантики;

  • теоретический материал в объеме учебной программы по данной дисциплине;

  • основные характеристики слова;

  • стратификации лексического фонда башкирского языка;

  • основные типы парадигматических отношений;

  • семантическую характеристику современной лексической системы; лексики современного башкирского языка с точки зрения ее происхождения, функционально-стилевого расслоения и экспрессивно-эмоциональной окраски, ее активного и пассивного запаса;

  • типов фразеологических единиц по структуре и лексико-грамматическому составу; фразеологию современного башкирского языка с точки зрения функционально-стилистической и её происхождения;

  • систему и структуру родного языка, роль родного языка в современном обществе.


Уметь:

  • оперировать с базовыми теоретическими понятиями;

  • соотносить изученные теоретические положения с конкретными языковыми явлениями, затрагиваемыми этими положеними;

  • определить стилистическую, эмоционально-экспрессивную окраску слова, его происхождение, сферу употребления, лексическую активность/пассивность;

  • пользоваться толковыми, орфографическими, орфоэпическими и другими словарями, справочной литературой;


Владеть:

  • категориальным аппаратом лексико-семантических исследований, методологическими принципами и методами научного описания;

  • навыками и приемами лексико-семантического и лингвокультурологического анализа слов и фразеологизмов в контексте;

  • литературными нормами родного языка;

  • методикой разбора языковых явлений;

  • системой знаний об истории и современных тенденциях развития лексикологии башкирского языка.


Демонстрировать способность использования в практической деятельности знаний законов лексикологии.
Самостоятельно изучать и понимать специальную (отраслевую) научную и методическую литературу, связанную с проблемами лексикологии башкирского языка и тюркских языков.

  1. Рабочая программа учебной дисциплины




СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по дисциплине «Лексикология башкирского языка»

на

3 курс






Семестры 3-4









Рабочую программу осуществляет:

лекции





Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ)

2

д.филол.н., доцент

Учебных часов:




Абдуллина Г.Р.

лекций (в т.ч. в интерактивных формах)

36

семинарских (в т.ч. в интерактивных формах)




самостоятельная работа

36




КСР









п/п

Тема и содержание

Форма изучения материалов (лекции, практические занятия, семинарские занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа)



Кол-во

часов

аудитор. работы

Интерактивные методы обучения


Межпредметные связи

Инновационные методы в обучении

Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам

Задания по самостоятельной работе с указанием литературы, номеров задач

Количество часов самостоятельной работы

Форма контроля самостоятельной работы (коллоквиумы, контрольные работы, компьютерные тесты и т.п.)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Введение. Современный башкирский литературный язык; баш-кирский язык среди родственных тюркских, алтайских и уральских языков; башкирский язык и ностратика. Башкирские диалекты и говоры. Башкирский язык как код башкирского мира, менталитета.


Лекция

Самостоя-тельная работа


2

4


Коллективная мыслительная деятельность


История
История башкирского языка

Русский язык

Общее языкознание

Диалектология


Использование инте-рактивной доски

    а) основная лит.: №1, 3

    б) доп. лит-ра:№23, 24, 43, 44

Рефераты по выбору




Провер-ка рабо-чих тетрадей

22

2

2


2

Лексико-фразеологи-ческая система башкирского языка. Башкирская лексикология (семасиология) как наука, ее разделы.Эпидигматические, парадигмати-ческие и синтагматические отноше-ния в башкирской лексике и фразеологии.

Лекция
Самостоя-тельная работа


4


4






Русский язык

Использова-ние инте-рактивной

доски

    а) основная лит.: №1

    б) доп. лит-ра:№24, 32, 40, 43

Рефераты по выбору




Опрос

Провер-ка рабо-чих тетрадей

3

33

Структура башкирского слова: экспонент (форма) и значение. Аспекты лексического значения слова. Струк-тура лексического значения слова; сема как минимальный компонент значения слова. Типы лексических значений и структурные связи в полисемантическом слове; лексико-семантичес-кие варианты.


Лекция

Самостоя-тельная работа



4
4


Коллектив-ная мыслительная деятельность


Русский язык




    а) основная лит.: №1, 3 б) доп. лит-ра:№23, 24, 43, 44



Рефераты по выбору



Выступ-ление с докла-дом

44

Парадигматические от-ношения в башкирской лексике (семасиоло-гии) Сравнительный анализ словарей омонимов башкирского языка. Синонимика, синонимия и синонимы. Интегральные и дифферен-циальные се-мантические признаки (семы) синони-мического ряда. Словари синонимов башкирского языка. Варианты слова, паро-нимы и эвфемизмы в башкирском языке. Антонимика, антонимия и антонимы. Типы антонимов; конверсивы, энантиосемия. Словари башкирских антонимов (сравни-тельный анализ).


Лекция

Самостоя-тельная работа


4

4



Беседа




Русский язык

Компьютер-ное тестирова-ние

    а)основная лит.:№4

    б) доп. лит-ра: №23, 24, 43, 44



Рефераты по выбору






Контрольная работа

55

Основные семасио-логические процессы как показатель системности башкирской лексики, их взаимосвязь и соотносительность. Семантическая структура слова, способы семантизации в толковых, семонимических и переводных словарях башкирского языка.

Лекция

Самостоя-тельная работа

2

2



Дискуссия


Русский язык




а) осн. лит-ра:№ 3 б)доп. лит.: №14, 24, 43, 47



Рефераты по выбору




Опрос, выступ-ления с докладами

66

6

Тематический ряд (групппа) как объеди-нение слов с лексико-семантической предметной общностью. Гиперонимы (родовые понятия) и гипонимы (видовые понятия). Ономастика как раздел лексикологии об именах собственных: антропонимия (антро-понимы) и топонимия (топонимы). Ономастические словари башкирского языка.

Лекция
Самостоя-тельная работа



2
2



Русский язык

Использование интерак-тивнойдоски, электронных учебников

    а) основная лит.: №1, 3

    б) доп. лит.: №8, 18, 25, 33, 40



Рефераты по выбору



Опрос

77

Башкирская лексика с точки зрения ее происхож-дения. Исконные слова как древнейший пласт башкирской лексики, собственные слова. Контактное развитие лексики башкирского языка. Арабские и персидские заимствования. Структурно-семанти-ческие заимствова-ниях. Другие источники иноязычной лексики; лексический состав башкирского языка с точки зрения ностратической гипотезы. Этимологическая характеристика баш-кирского слова в словарях


Лекция
Самостоя-тельная работа


4


4




Групповое

обсуждение


История

Использование электрон-ных учеб-ников

    а) осн. лит.: №1,2, 3

    б) доп. лит.: № 23, 24, 43, 44



Рефераты по выбору




Провер-ка тетра-дей

8

88

Социально-функцио-нальная характерис-тика башкирской лексики. Активная и пассивная лексика. Устаревшая и новая лексика (неология). Лексика общеупотре-бительная. Диалектная лексика и ее взаимоотношение с литературной. Диалектологические словари башкирского языка. Терминологические словари башкирского языка XXI века.

Лекция
Самостоя-тельная работа

2


2


Дебаты


История

Фольклорис- тика

Использование электрон-ных учеб-ников,

Тести-рование

    а) основная лит№1,2, 3 б)доп.лит.:17, 23,24, 32, 44



Рефераты по выбору




Тестирование

99

Функционально-стилевая и стилистическая характеристика башкирской лексики. Лек-сика нейтральная, лексика устной речи и письменной речи. Сти-листические пласты лексики в толковых, синонимических и переводных словарях башкирского языка.



Лекция


2



Проблемная лекция




Русский язык

Использова-ние инте-рактивной доски, электронных учебников,

Тестирова-ние



а) осн. лит.: №2

доп. лит.:4, 8, 11, 23, 44



Рефераты по выбору





Опрос

110

Фразеология башкирского языка. Из истории изучения баш-кирской фразеологии. Кумулятивная функция фразеологии. Фразеолого-семантические парадигмы: омонимия, синонимия, антонимия и полесимия фразеологизмов. Историческое формирование и развитие башкирской фразеологии. Функционально-стилевая и стилистическая харак-теристика фразеологизмов.


Лекция

Самостоя-тельная работа



4
4




Кооператив-ное обучение

Русский язык

Использование инте-рактивной доски, электронных учебников

а) осн. лит.: №1
б) доп.лит.: 19, 23, 38,44, 43, 40



Рефераты по выбору



Собеседование

111

Башкирская лексикография как наука о теории и практике составления словарей. Основные сведения из истории башкирской лексикографии. Совре-менная башкирская лексикография как лицо башкирской лингвистики: итоги и перспективы. Толковые (семоними-ческие) и переводные словари. Словари учебные и акаде-мические. Ас-пектные словари. Многотомный академический толковый словарь башкирского языка.


Лекция
Самостоя-тельная работа


6

6






Русский язык

Использование интера-ктивной доски

тестирование

б) доп.лит.: № 1, 12, 14, 23, 24, 43, 45,



Рефераты по выбору





Тестирование



  1. Структура и содержание дисциплины (модуля) Лексикология башкирского языка


Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).

Вид учебной работы

Кол-во зачетных единиц*/уч.часов

Аудиторные занятия




Лекции (минимальный объем теоретических знаний)

1 ЗЕТ (36ч.)

Внеаудиторные занятия:




Самостоятельная работа аспиранта

1 ЗЕТ (36ч.)

ИТОГО

2 ЗЕТ (72ч.)

Вид итогового контроля

Составляющая экзамена кандидатского минимума




  1. Содержание лекционных занятий

    № п/п

    Содержание

    Кол-во уч.часов

    1.

    Лексика и лексикология башкирского языка. Однозначные и многозначные слова. Слова с прямым и переносным значением.

    6

    2.

    Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, вариантные слова. Ономасиология.

    10

    3.

    Стилистическая и эмоционально-экспрессивная классификация лексики современного башкирского языка.

    6

    4.

    Активный и пассивный пласты лексики современного башкирского языка.

    6

    5.

    Лексикография. Этапы развития башкирской лексикографии.

    8

    Всего:

    36

  2. Самостоятельная работа аспиранта

№ п/п

Виды самостоятельной работы

Кол-во уч.часов

1.

Конспекты научно-методической литературы

6

2.

Темы для реферата

10

3.

Задания для самостоятельной работы

10

4.

Подготовка к экзамену кандидатского минимума

10

Всего:

36


Содержание дисциплины (модуля)

«Лексикология башкирского языка»
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для аспирантов iconМетодические указания по изучению дисциплины для аспирантов, обучающихся...
Методические указания предназначены для аспирантов очной и заочной форм обучения
Методические указания для аспирантов iconМетодические указания для аспирантов и соискателей по подготовке...
Методические указания предназначены для подготовки аспирантов и соискателей к сдаче кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине...
Методические указания для аспирантов iconМетодические указания для подготовки к кандидатскому экзамену для...
История и философия науки : методические указания для подготовки к кандидат­скому экзамену для аспирантов и соискателей / Воронеж,...
Методические указания для аспирантов iconМетодические указания для организации самостоятельной работы аспирантов...
Методические указания для организации самостоятельной работы аспирантов по дисциплине «Планирование развития карьеры и личности»...
Методические указания для аспирантов iconМетодические указания для организации самостоятельной работы по дисциплине...
Методические указания для организации самостоятельной работы аспирантов по дисциплине «Планирование развития карьеры и личности»...
Методические указания для аспирантов iconМетодические указания для аспирантов
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Методические указания для аспирантов iconМинистерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным...
Методические указания предназначены, в первую очередь, для студентов и слушателей Академии гражданской защиты мчс россии, обучающихся...
Методические указания для аспирантов iconМетодические указания к контрольной работе №1 для студентов
Самостоятельная работа аспирантов является неотъемлемой составной частью учебного процесса
Методические указания для аспирантов iconМетодические рекомендации (материалы) для преподавателя Методические...
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Методические указания для аспирантов iconМетодические указания для аспирантов по внеаудиторной самостоятельной...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания для аспирантов iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы аспирантов...
Методические рекомендации предназначены для аспирантов, обучающихся по программам высшего образования подготовки научно-педагогических...
Методические указания для аспирантов iconМетодические указания для аспирантов специальностей 07. 00. 02 «Отечественная история»
Вальковская В. В. – д-р филос наук, профессор кафедры философии и политологии фгбоу впо «Дальневосточный институт-филиал ранх и гс...
Методические указания для аспирантов iconМетодические указания по самостоятельной работе по курсу «Экономическая...
Методические указания предназначены для студентов 1-го курсаочной формы обучения, изучающих дисциплину «Экономическая теория». Данные...
Методические указания для аспирантов iconМетодические указания по выполнению реферативных работ по дисциплине «История и философия науки»
Методические указания к выполнению реферативных работ аспирантов и соискателей по дисциплине «История и философия науки» /Уфимск...
Методические указания для аспирантов iconМетодические указания по изучению дисциплины для аспирантов
Дробница Августина Васильевна доктор исторических наук, профессор кафедры истории и культуры фгбоу впо «Дальневосточный институт-филиал...
Методические указания для аспирантов iconАнглийский язык
Методические указания предназначены для подготовки аспирантов и соискателей к сдаче кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск