Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/7
Дата публикации21.05.2014
Размер0.65 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > История > Программа дисциплины
  1   2   3   4   5   6   7


Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт гуманитарных наук
Кафедра всеобщей истории

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Программа курса
Феномен антиглобализма в конце XX – начале XXI вв.

Москва

2011

Утверждаю

Заведующий кафедрой всеобщей истории МГПУ

____________ Е.И. Хаванов

(подпись)

__________

(дата)

Программа дисциплины «Феномен антиглобализма в конце XX – начале XXI века» составлена в соответствии с требованиями национально-регионального (вузовского) компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки:

магистра по направлению «история» – магистерской программы «Новая и Новейшая история Европы и Северной Америки»

по циклу Дисциплины по выбору магистерской подготовки государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Семестр - 2

Общая трудоемкость дисциплины 72, в том числе:

Аудиторных часов - 24

Самостоятельная работа, часов- 48

Руководитель и составитель проекта магистерской программы «Новая и Новейшая история Европы и Северной - Пашенцев Е. Н., д.и.н., профессор кафедры всеобщей истории

Авторы программы дисциплины: Денчев К.
Ченцов Н.Н. – руководитель технического оформления программы «Новая и новейшая история Европы и Америки».

Рекомендовано к печати протоколом заседания

кафедры новой и новейшей истории

от _______ № ______. (дата)

(С) Денчев К., 2008

РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

Общая трудоемкость дисциплины




Семестр 1

Итого

Аудиторнных часов

24

24

Самост. раб.

48

48

Итого

72

72


Цель преподавания дисциплины:

  • приобщить студентов к современному уровню теоретического осмысления антиглобализма, познакомить с моделями альтернативистских схем социального поведения.

Задачи преподавания дисциплины:

  • ознакомить студентов с исходными положениями концепций антиглобализма;

  • показать возможные пределы управляемости в традиционных формах массовых организационных структур;

  • расположить студентов к адекватному осмыслению глобальных проблем в контексте различных теоретических представлений и конкретных эмпирических данных;

  • сформировать базовые основы политической культуры и основы деятельностных компетенций (коммуникативных навыков, навыков поиска и анализа информации, самообразования).

Место дисциплины в образовательной программе

Курс связан с дисциплиной «Общественно-политические движения в Новое и Новейшее время».

Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения курса студент должен:

  • знать ключевые концепты, которые легли в основу современного понимания антиглобализма;

  • уметь связывать научные проекты с практикой;

  • иметь представление о природе глобализации как процессе безальтернативном и вариабельном;

  • применять свои знания в аргументированных рассуждениях о природе антиглобализма как процессе спонтанном и альтернативном;

  • обладать компетенцией при анализе политической реальности как на местном, так и на мировом уровне.


Виды деятельности, на которые ориентируется дисциплина.

В результате усвоения материалов дисциплины, студенты получают приведенные в систему знания, навыки и умения, необходимые для самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности в области антиглобалистских и альтерглобалистских течений конца XX – начала XXI века.

План освоения дисциплины

п/п

Темы

Трудоемкость (ч.)

Виды аудиторной работы

Виды самостоятельной работы студентов

Виды и сроки контроля

Ауд.

Сам.

Л.

Сем.

Курсовые колл.



Глобализация: новая парадигма мира

4

8

2 (на выбор 1-2)




2

Подготовка выступления, презентации к коллоквиуму – 8 часов.

1.Выступление на 3-х коллоквиумах в течение семестра

2.Написание контрольных работ.



Теория и практика неолиберальной глобализации

2

8







2

Подготовка выступления, презентации к коллоквиуму – 8 часов.



Природа антиглобализма

4

8

2 (на выбор 3-4)




2

Подготовка выступления, презентации к коллоквиуму – 8 часов.



Организация и структура антиглобалистских движений

2

8







2

Подготовка выступления, презентации к коллоквиуму – 8 часов.



Антисистемные силы и антиглобалистское движение

4

8

2 (на выбор5-6)




2

Подготовка выступления, презентации к коллоквиуму – 8 часов.



Реформы и революции в развитии общества

2

8







2


Подготовка выступления, презентации к коллоквиуму – 8 часов.



От социального протеста XIX и XX вв. к антиглобализму

4

10

2




2

Подготовка выступления, презентации к коллоквиуму – 10 часов.



Идеология антиглобализма

4

10

2




2

Подготовка выступления, презентации к коллоквиуму – 10 часов.



Антиглобализм и международный терроризм

4

10

2




2

Подготовка выступления, презентации к коллоквиуму – 10 часов.




Подготовка и проведение аттестации




12










Подготовка к зачету по темам 1 – 9 – 12 часов

Зачет (ауд.) – летняя сессия 5 курса

Формы контроля по дисциплине. Критерии оценки знаний, умений и навыков.

  • Текущий контроль – посещение лекций, заслушивание, обсуждение и оценка устных докладов на семинарских занятиях.

  • Итоговый контроль – зачет.

Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

  • Посещаемость лекций

  • Работа на семинарских занятиях (участие в дискуссиях)

  • Домашнее задание

  • Зачет


Алгоритм формирования оценки таков:

  • вес посещаемости лекций W посещаемость лекций = 0,1

  • вес работы на семинарах W работа на семинарах = 0,25

  • домашнее задание W домашнее задание = 0,25

  • ответ на зачете W ответ на зачете = 0,4

Результирующая оценка в десятибалльной шкале (Орез) есть сумма четырех оценок за посещаемость лекций (О посещаемость лекций.), работу на семинарах (О работа на семинарах), выполнение домашнего задания (О домашнее задание) и ответ на зачете (О ответ на зачете):

Орез = (Wпосещаемость лекций х О посещаемость лекций) + (W работа на семинарах х О работа на семинарах ) + (W домашнее задание х О домашнее задание) + (W ответ на зачете х О ответ на зачете)

Зачет получают студенты, набравшие четыре или более четырех баллов (Орез ≥ 4).

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Глобализация: новая парадигма мира. Идея глобализации. Термин «глобализация» (Т. Левита). Теоретики концепции глобализации (К. Омае, Р. Робертсон, Э. Гидденс). Начало процесса глобализации. Исторические типы модернизации (М. Тегранян и К. Тегранян).Фундаментальные подходы к проблеме глобализации (экономический, культурологический, экологический, комплексный). Дискурсы глобализации: региональные, дисциплинарные, идеологические (Р. Робертсон Х. Хондкер). Модели понимания глобализации: «столкновение цивилизаций», «макдоналдизация», «гибридизация» (Я. Питерс). Измерения глобализации: исторический процесс, гомогенизация и универсализация мира, «размывание» национальных границ (Б. Бади). Ракурсы видения глобализации: революционный, эволюционный, скептический (Д. Хелд). Теория и практика неолиберальной глобализации. Глобалистика - наука о глобальном мире. Глобализация как объективная тенденция; как цель; как методология. Общая концепция Римского клуба (А. Печчеи). Формула мира: целостность - гетерогенность - трансформация. Вашингтонский консенсус. Критика неолиберальной глобализации: основные направления. «Экономическая социология» и концепция сетевой организации (М. Грановетер, М. Кастельс, Р. Сведберг, А. Сен, А. Турен, Р. Холлингсворт, Ф. Шмиттер, В. Штрек, А. Этциони). Школа «международной политической экономии» (С. Стрендж, Э. Хеллайнер, Р. Андерхилл, Ф. Черни, Л. Вейс, Т. Пемпел, Т. Скопол, П. Эвенс, Д. Хелд, П. Катценштайн). Экологическое направление (П. Эйкинс, X. Хендерсон, Г. Дейли, П. Хокин, Э. Ловинс, Р. Нургард, Л. Браун). «Новые критики» неолиберальной глобализации (Дж. Бхатвати, Дж. Стиглиц, Дж. Сакс). Проантиглобалистская позиция западных интеллектуалов (И. Рамоне, Ж. Сарамагу, Д. Фо и др.). Концепция третьего пути глобализации. Основа теоретического проекта «третий путь» (Дж. Макмарей). Базовая модель третьего пути (Т. Блэр, Г. Шредер, Б. Клинтон). Этическая концепция «компетентного консеквенциализма» (Э. Гидденс). Векторы глобализации. Проблема соотношения глобализации с вестернизацией (А. Гидденс, Р. Робертсон, М. Олброу, У. Конноли). Глобализация - расширенная вестернизация (С. Амин, Л. Бентон, Н. Глейзер). Глобальность - плюральна (Д. Слейтер, Дж. Грей).

Природа антиглобализма. Источники и составные части мировой оппозиции неолиберальному капитализму. Новизна и динамика развития феномена. Хронология крупнейших выступлений антиглобалистов. Глобализация «сверху» и глобализация «снизу». Предшественник антиглобалистского движения - Сапатистская армия национального освобождения (Ejercito Zapatista de Liberacion Nacional). Формирование новых, неиерархических партиципативных связей и отношений в западных обществах. Европейские координаты антиглобализма: «Action pour une taxe Tobin d`aide aux citoyenc» (ATTAC – France) - «За налог Тобина в помощь гражданам». Первое крупное выступление антиглобалистов. «Битва в Сиэтле» (США, 1999 г.). Цель, главные действующие лица, механизм организации. Введение понятия «антиглобализм в широкий общественный обиход. Европейские кульминации антиглобалистов - Прага (2000 г.) и Генуя (2001 г.). Отличительные особенности европейских акций. Адаптация организации левого направления и профсоюзов. Всемирный социальный форум в Порту - Алегри (2001, 2002 гг.) Давос против Порту - Алегри. Процесс расширения социального и политико-идеологического состава движения.

Организация и структура антиглобалистских движений. Идея онлайновых сообществ (коммьюнити). Онлайновые сообщества - парадигма для протестных действий антиглобалистов. Принцип синергетического менеджмента и сетевой горизонтальной организации. Антиглобалистские движения - прообраз гражданского сопротивления в XXI в. Протест в Сиэтле - первый пример постмодернистского гражданского сопротивления. Антиглобалистские выступления в Европе – переплетение коммьюнити - самоорганизации с иерархическим принципом. Главный урок нового социального феномена. Интернет – источник информации, средство связи, модель организации. Движение антиглобализма – новая форма общественной протестной организации; форма демократии.

Антисистемные силы и антиглобалистское движение. Разновидности и организационные формы антисистемных движений. Социальные антисистемные движения и национальные антисистемные движения. Национально-освободительные движения, социальные революции, антиглобалистские движения. Дилеммы антисистемной стратегии. Государство - локус реальной политической власти. Революция или реформа - основной вопрос стратегии преобразования общества. Рост антисистемных сил. Западноевропейские социал-демократические партии. Восточноевропейские «социалистические партии». Национально-освободительные движения (Третий мир). Кризис антисистемных движений. Новые социальные движения. Движения феминисток, «зеленых» и экологические движения, движения за свободу сексуального выбора (геев, лесбиянок), движения против войны (в странах Запада). «Реформаторские» движения внутри коммунистических партий («культурная революция», гуманистический коммунизм, десталинизация, перестройка) и внепартийные движения («Солидарность», движения за мир) в бывшей социалистической зоне. Движения за религиозное возрождение или обновление в странах третьего мира. Контркультура революционной эйфории 1968 г.

Реформы и революции в развитии общества. Марксистская теория революции (К. Маркс, В.И. Ленин). Революции – «локомотивы истории» и «праздник угнетенных». Реформа - побочный продукт классовой борьбы. Пролетарская (социалистическая) революция - высший тип политической революции. Ленинская концепция революционной ситуации. Другие теоретические концепции революций XIX в. А. Токвиль «Старый порядок и революция». Теоретическая концепция Г. Лебона. Массовое поведение людей в революционные периоды («власть толпы»). Элитаристская концепция революции В. Парето. Смена элит - закон человеческого общества. Концепция революции П. Сорокина. «Социология революции». Репрессирование базовых инстинктов (пищеварительный инстинкт, инстинкт свободы, собственнический инстинкт, инстинкт индивидуального самосохранения, инстинкт коллективного самосохранения). Концепт К. Бринтона. «Анатомия революции». Теоретические концепции революции Ч. Джонсона, Д. Дэвиса и Т. Гурра, Ч. Тилли. Концепция революции Ч. Джонсона. Формула: равновесие - неустойчивость. Акселераторы революции (войны, экономические кризисы др.). Концепция Д. Дэвиса Т. Гурра. Модуль: ценностные ожидания - ценностные возможности. Варианты исторического развития: «революция пробудившихся надежд», «революция отобранных выгод», «революция крушения прогресса». Концепция Ч. Тилли. «От мобилизации к революции». Основные элементы революции: организация, мобилизация, общие интересы, возможность.

От социального протеста XIX и XX вв. к антиглобализму. Новое глобальное движение протеста: цели, задачи и характерные черты. Принципиально иное отношение к Государству. Кристаллизация глобального гражданского общества как противовеса глобальной политической власти. Новые ценности - гармония с природой, децентрализация, сохранение мира и выживание человечества. Антисистемные движения XIX и XX вв. и антиглобалистские движения: отличительные особенности. Новые альтернативные движения: функции самоопределения и самоорганизации гражданского общества. Процесс субкультурного самоосмысления и самовыражения антиглобалистского движения. Антиглобалистская модель общественного прогресса.

Идеология антиглобализма. Тезисы антиглобалистов. Основные разновидности идеологии антиглобализма. Идеологи антиглобализма. Манифест антиглобализма. Субкоманданте Маркос – символ глобального сопротивления. Дэвид Кортен - еретик капитализма. Понятие «Империя» Антонио Негри и Майкла Харда. Жозе Бове и идея разрушения символов Америки. Наоми Кляйн и евангелие антикорпоративного движения.Грани идеологии антиглобализма: реформизм и революционаризм; созидание и сопротивление; поиск «другого развития» и отрицание развития. Идейные тенденции антиглобалистского движения: альтернативный комплекс экономического, политического, социокультурного и экологического порядков.

Антиглобализм и международный терроризм. Понятие терроризма и его исторические корни. Идеологические основы терроризма: религия, национализм, сепаратизм, политика (секта сикариев, сектантская группа исмаэлитов-ассасинов, группа «Братство убийц», организация Хезболлах, Республиканская ирландская армия, «Народная воля»).Современный терроризм. Основные виды и характерные особенности. Типология современного терроризма. Квалификация типов терроризма. Политический экстремизм. Сепаратизм и националистический терроризм. Религиозный экстремизм. Международный терроризм. Волна радикализации и политизации ислама в современном мире. «Исламский терроризм» как антиглобализационный протест. Террористический ислам против западного мондиализма и модернизма. Терроризм - «самоубийство системы» (термин Ж. Бодрийяра).
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск