Аннотации к рабочим программам дисциплин по направлению «Журналистика» Введение в специальность
Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа).
Цели и задачи дисциплины:
Цель курса – дать первокурсникам общеориентирующее представление о специфике журналистской профессии, модели личности журналиста, системе журналистского образования, формах учебной деятельности, культуре умственного труда, методах самовоспитания и развития творческой личности.
Задачи курса: познакомить студентов с журналисткой профессией, ее историей, современным состоянием и перспективами, показать её роль в обществе, специфику в ряду других профессий, охарактеризовать достоинства и трудности, требования к журналистам (в том числе их отражение в профессиограмме); дать модельное представление о структуре личности журналиста в совокупности профессионально- творческих и социально- психологических качеств, познакомить с исследованиями журналистских кадров в стране и за рубежом, сориентировать в имеющейся литературе по самовоспитанию и развитию творческой личности; познакомить с историей и системой современного журналистского образования в России и за рубежом, формами учебной работы и правилами рациональной организации умственной деятельности.
Дисциплина формирует следующие профессиональные компетенции (по ФГОС ВПО по журналистике):
- способность видеть и реализовывать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, обновлять знания, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к саморефлексии, осмыслению своего социального и профессионального опыта (ОК-8);
- понимание социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (ОК-9);
- способность к социальной и профессиональной адаптации, социальной и профессиональной мобильности (ОК-10);
- готовность и способность работать в коллективе, творческой команде (ОК-11);
- понимание сущности журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций (ПК-4).
Структура дисциплины:
- 18 часов лекционных занятий,
- 18 часов семинарских занятий,
- 36 часов самостоятельной работы.
Основные дидактические единицы (разделы):
Специфика журналистики как профессии: Генезис и развитие журналистской профессии; Специфика журнализма как профессии; Журналистская профессия в обществе; Профессиограмма журнализма.
Личность журналиста и журналистское образование: Личность журналиста; Журналистское образование; Культура умственного труда студентов.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать: истоки, сущность и специфику журналистской профессии, важнейшие социальные роли журналиста, профессиограмму, особенности необходимых личностных и профессиональных качеств, основные принципы культуры умственной деятельности, приемы активизации мыслительных процессов (развития наблюдательности, памяти, мышления), формы и способы учебной деятельности
уметь: базироваться на этих знаниях в своей учебной и профессиональной работе;
владеть: способами активизации умственных процессов, навыками учебной работы в различных формах (на лекциях, семинарах, в ходе лабораторно-практических занятий и т.п.), изучения литературы, конспектирования, оформления библиографии, подготовки письменных работ.
Виды учебной работы: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов.
Изучение дисциплины заканчивается зачетом.
Основы теории журналистики
Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов).
Цели и задачи дисциплины:
Цель изучения дисциплины является: сформировать у будущих журналистов понимание общих закономерностей и принципов функционирования системы средств массовой информации как фундаментальным, базовым знанием, определяющим последующее освоение данной профессии.
Задачей изучения дисциплины является формирование следующих профессиональных компетенций (по ФГОС ВПО по журналистике):
- понимание социальной роли и общественной миссии журналистики и журналиста в демократическом обществе, функций и принципов СМИ в контексте социальных потребностей, исторического и современного опыта отечественных и зарубежных СМИ (ПК-1);
- понимание смысла свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста, их взаимосвязи, важности обеспечения информационной безопасности (ПК-2);
- ориентация в основных мировых тенденциях развития медиаотрасли, (содержательных и технологических), понимание процессов конвергенции, осведомленность в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа, в том числе понимание процессов конвергенции (ПК-3);
- понимание сущности журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций (ПК-4);
- понимание роли аудитории в процессе потребления и производства массовой информации, представление об основных характеристиках аудитории современных российских СМИ, знание основных методов ее изучения (ПК-15).
Структура дисциплины:
- 36 часов лекционных занятий
- 36 часов самостоятельной работы
- 36 часов подготовки к экзамену
Основные дидактические единицы (разделы):
Массовая информация и ее получатели: Массовая информация, массовая аудитория, общественное мнение.
Медиаорганизации в социальной системе: Информационное пространство и медиаорганизации, Система СМИ, Медиаорганизации и общество, проблема информационной безопасности; Свобода печати и журналистской деятельности
Медиапродукт как результат деятельности журналиста: Медиапродукт и журналистское произведение; Журналистика как область творческой деятельности; Действенность и эффективность журналистики; Журналистская деонтология
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать: основные понятия теории журналистики, понимать значение теории для оптимальной организации функционирования СМИ и журналистской деятельности, существующие отечественные и зарубежные концепции; особенности организации информационного пространства страны и мира; понимать роль СМИ в демократическом обществе как важнейшего социального института, спектр их функций, главные принципы функционирования; представлять смысл и понимать взаимосвязь свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста, осознавать важность проблем информационной безопасности общества; знать базовые характеристики массовой информации их обусловленность общественными потребностями и интересами аудитории, особенностями массового сознания; разбираться в вопросах, связанных с процессами производства и потребления массовой информации, действенностью и эффективностью СМИ;
уметь: опираться на полученные теоретические знания в процессе освоения различных аспектов журналистской работы, формирования практических навыков;
владеть: быть способным на базе положений теории журналистики анализировать современную редакционную практику СМИ.
Виды учебной работы: лекции, самостоятельная работа вне учебной аудитории.
Изучение дисциплины заканчивается экзаменом. Основы теории коммуникации
Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа). Цель дисциплины — ознакомление студентов с базовыми понятиями и основами научных теорий, представляющими коммуникацию как универсальный, фундаментальный процесс, обеспечивающий жизнедеятельность и жизнеспособность всех физических, биологических и социальных систем.
Задачи изучения дисциплины
Овладение базовыми знаниями, относящимися к коммуникации как процессу, системе и деятельности;
Приобретение навыков критического анализа разнообразных медиа-продуктов с позиций современных научных знаний в области коммуникации;
Применение полученных знаний и навыков в собственной авторской, редакторской, проектно-аналитической, организационно-управленческой, социально-организаторской и производственно-технологической деятельности
Изучение курса способствует формированию следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, уважение к человеческой личности, толерантность к другой культуре; способность руководствоваться морально-правовыми нормами в профессиональной деятельности (ОК-6);
готовность и способность работать в коллективе, творческой команде (ОК-11);
понимание социальной роли и общественной миссии журналистики и журналиста в демократическом обществе, функций и принципов СМИ в контексте социальных потребностей, исторического и современного опыта отечественных и зарубежных СМИ (ПК-1);
понимание роли аудитории в процессе потребления и производства массовой информации, представление об основных характеристиках аудитории современных российских СМИ, знание основных методов её изучения (ПК-15);
знание особенностей массовой информации, задач и методов, технологии и техники процесса создания журналистских публикаций, понимание их содержательной и структурно-композиционной специфики (ПК-25);
оперативно готовить материал с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ, в различных жанрах, форматах для размещения
на различных мультимедийных платформах - печатных, вещательных, онлайновых, мобильных (ПК-41);
осуществлять селекцию, редактирование, компоновку, перепакетирование и ретрансляцию информации, получаемой из Интернета или поступающей от информационных агентств, других СМИ, органов управления, служб изучения общественного мнения, PR- и рекламных агентств, аудитории (ПК-43);
принимать участие в организации социально значимых информационно-коммуникативных акций (общественных обсуждений, дискуссий, дебатов и т.п.) (ПК-53);
Структура дисциплины: лекций 36, самостоятельной работы 36 ч.
Основные дидактические единицы (разделы):
Коммуникация: базовые понятия
Коммуникация в жизни человека и общества
Информация
Знаки и язык
Межличностное общение
Массовая коммуникация
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать: основы теории коммуникации как акта общения, состоящего в обмене сообщениями с целью достижения определенного эффекта; коммуникации как вида деятельности с определенными методами и навыками достижения планируемого эффекта; действующие в этом процессе факторы и барьеры эффективной коммуникации; взаимосвязь коммуникации как вида деятельности с параметрами экономического, политического, социального пространства; основные точки напряжения, асоциальные эффекты социальной коммуникации, способы снятия конфликтов и её гуманизации;
уметь: соотносить теоретические схемы изучения коммуникации с практикой мировой культуры; прогнозировать сценарии коммуникации в процессе практической деятельности в сфере журналистики, рекламы и связей с общественностью с учетом факторов организации эффективного коммуникационного процесса, использовать полученные знания для подготовки текстов, отвечающих данным критериям;
владеть: навыками анализа практической деятельности в сфере журналистики, рекламы и связей с общественностью с точки зрения эффективной коммуникации; гармоничного общения в студенческой и будущей профессиональной среде с учетом наработанных теорией способов достижения эффективной коммуникации.
Виды учебной работы: аудиторная работа, анализ научной литературы, работа с различными средствами коммуникации и т.п.
Изучение дисциплины заканчивается зачетом.
История отечественной литературы
Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 6 зачетных единиц (216 часа).
Цели и задачи дисциплины:
Целью изучения дисциплины является создание целостного представления о специфике отечественной литературы, об основных этапах ее развития, знакомство студентов с художественными текстами..
Задачей изучения дисциплины является знакомство с художественными памятниками отечественной литературы, освоение научно-исследовательской литературы, закрепление и уточнение теоретических понятий и развитие аналитических навыков литературоведческого анализа текста.
Дисциплина формирует следующие профессиональные компетенции (по ФГОС ВПО по журналистике):
- готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности (ОК-1);
- способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-3);
- культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
- понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе, готовность руководствоваться ими в своей в профессиональной деятельности (ОК-5);
- знание основных этапов и процессов развития отечественной литературы и журналистики, понимание значения их опыта для практики современных российских СМИ (ПК-5);
- базовые знания в различных сферах жизни общества (экономика, политика, право, культура, экология, наука, образование, здравоохранение), которые являются объектом освещения в СМИ и с которыми связано тематическое содержание публикаций (ПК-10);
Структура дисциплины:
- 86 часа лекционных занятий;
- 94 часов самостоятельной работы;
- 36 часов подготовки к экзамену.
Основные дидактические единицы (разделы):
История отечественной литературы 11-17 веков: историко-литературный процесс 11 – 18 веков: закономерности и специфика; методология анализа текстов;
Отечественная литература первой половины 19 века;
Отечественная литература второй половины 19 века.
Литература конца 19 – первой половины 20 века;
Литература 20 века и новейшая русская литература: эстетика третьей волны постмодернизма; неореализм в новой литературе рубежа веков
В результате изучения дисциплины студент должен
знать: основные понятия и термины в области отечественной литературы; историко-литературный контекст изучаемых эпох, современные научные концепции в области зарубежной литературы;
уметь: анализировать на основе существующих научных концепций художественные тексты отечественных писателей; профессионально работать с научной литературой и библиографическими источниками.
владеть: содержанием литературных произведений, пониманием их роли в историческом развитии общества.
Виды учебной работы: лекции, самостоятельная работа.
Изучение дисциплины заканчивается экзаменом
История зарубежной литературы Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 6 зачетных единиц (216 часа).
Цели и задачи дисциплины:
Целью изучения дисциплины является создание целостного представления о специфике зарубежной литературы, об основных этапах ее развития, знакомство студентов с художественными текстами..
Задачей изучения дисциплины является знакомство с художественными памятниками, освоение научно-исследовательской литературы, закрепление и уточнение теоретических понятий и развитие аналитических навыков литературоведческого анализа текста.
Дисциплина формирует следующие профессиональные компетенции (по ФГОС ВПО по журналистике):
- готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности (ОК-1);
- способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-3);
- культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
- понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе, готовность руководствоваться ими в своей в профессиональной деятельности (ОК-5);
- знание основных этапов и процессов развития зарубежной литературы и журналистики, понимание значения их исторического и современного опыта для практики российских СМИ (ПК-6);
- базовые знания в различных сферах жизни общества (экономика, политика, право, культура, экология, наука, образование, здравоохранение), которые являются объектом освещения в СМИ и с которыми связано тематическое содержание публикаций (ПК-10);
Структура дисциплины:
- 84 часа лекционных занятий;
- 96 часа самостоятельной работы;
- 36 часов подготовки к экзамену.
Основные дидактические единицы (разделы):
Античная литература: литература Древней Греции, литература Древнего Рима.
Литература средних веков: литература средних веков, литература эпохи Возрождения.
Литература 17-18 веков: литература 17 века, литература 18 века.
Литература 19 века: литература романтизма, литература реализма, литература рубежа 19-209 веков.
Зарубежная литература 20 века и современная зарубежная литература: зарубежная литература первой половины ХХ века; основные тенденции развития зарубежной литературы второй половины ХХ века.
В результате изучения дисциплины студент должен
знать: основные понятия и термины в области зарубежной литературы; историко-литературный контекст изучаемых эпох, современные научные концепции в области зарубежной литературы;
уметь: анализировать на основе существующих научных концепций художественные тексты зарубежных писателей; профессионально работать с научной литературой и библиографическими источниками.
владеть: содержанием литературных произведений, пониманием их роли в историческом развитии общества.
Виды учебной работы: лекционные занятия, самостоятельная работа.
Изучение дисциплины заканчивается экзаменом.
История отечественной журналистики
Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 5 зачетных единиц (180 часов).
Цели и задачи дисциплины:
Целью изучения дисциплины является: курс является базовой частью профессионально-исторической подготовки журналистов
Задачей изучения дисциплины является: показать значение отечественной журналистики в культурном наследии прошлого, ее роль в идейно-политической и литературной борьбе разных эпох, достижения в системе национального просвещения и в социально-политической, культурной жизни страны; познакомить студентов с деятельностью и литературным мастерством выдающихся русских публицистов, раскрывая закономерности развития отечественной печати, освещая направление и содержание важнейших периодических изданий XVIII – XX веков, историю развития газетно-журнальной периодики, информационных агентств, радиовещания, телевидения как единой системы национальных СМИ.
Курс формирует следующие компетенции по ФГОС ВПО по журналистике:
- готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности (ОК-1);
- способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества, использовать это знание в профессиональной деятельности (ОК-2);
- понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе, готовность руководствоваться ими в своей в профессиональной деятельности (ОК-5);
- способность основываться на базовых знаниях в области общегуманитарных наук (философия, культурология, история) в процессе формирования своего мировоззрения, понимать проблемы взаимоотношений общества и человека, взаимосвязь свободы и ответственности, значение нравственного и ценностного выбора, расширять свой кругозор в контексте полученного культурологического знания; умение использовать гуманитарные знания в своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-13);
- понимание социальной роли и общественной миссии журналистики и журналиста в демократическом обществе, функций и принципов СМИ в контексте социальных потребностей, исторического и современного опыта отечественных и зарубежных СМИ (ПК-1);
- понимание смысла свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста, их взаимосвязи, важности обеспечения информационной безопасности общества (ПК-2);
- знание основных этапов и процессов развития отечественной литературы и журналистики, понимание значения их опыта для практики современных российских СМИ (ПК-5);
Структура дисциплины:
- 34 часа лекционных занятий;
- 34 часа практических занятий;
- 76 часов самостоятельной работы;
- 36 часов – подготовка и сдача экзамена.
Основные дидактические единицы (разделы):
1. Журналистика XVIII – XIX веков.
Первая русская газета «Ведомости», Формирование системы печати в XVIII в. Идеи борьбы передовой печати с крепостничеством и самодержавием. Появление частной журналистики. Сатирическая печать XVIII в. Система печати в начале XIX века в России. «Вестник Европы» Н.М. Карамзина. Журналистика в период войны 1812 года. Становление института цензуры. Журналы «Отечественные записки» и «Современник» в 1840-е годы. Роль В.Г. Белинского. Борьба против самодержавия и крепостничества. Вольная русская пресса за рубежом. Система печати в конце 1850-х гг. и в период реформ 1860-х гг. Основные тенденции развития. Сатирическая журналистика 1860-х гг. Развитие газетного дела, службы информации в 1860-е и последующие годы. Пореформенная печать. Общие итоги развития журналистики в XIX в. Самодержавие и печать.
2. Журналистика ХХ века.
Печать в условиях развития капитализма. Журналистика и первая империалистическая война. Февральская революция. Закрытие монархических газет. Постановление «О печати» Временного правительства. Многопартийная отечественная журналистика после февральской революции. Журналистика первого советского десятилетия (1917 – 1927 гг.). Советская журналистика в конце 1920-х – 30-е гг. Журналистика в годы Великой Отечественной войны (1914 – 1945 гг.). Советские СМИ послевоенного десятилетия (1946 – 1956 гг.). Средства массовой информации второй половины 1950-х – начала 80-х гг. Средства массовой информации второй половины 1980-х – начала 90-х гг.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать: историю отечественной журналистики, факторы, определяющие её развитие в разные исторические периоды (политические, правовые, экономические, социокультурные), механизмы влияния на неё со стороны власти (важнейшие указы российских императоров, декреты Советского правительства, регламентирующие деятельность прессы), формы ограничивающие её свободу (цензурные и иные); ориентироваться в том, как складывались различные виды и типы отечественной журналистики; понимать суть кардинальных перемен, которые произошли в российской журналистике в конце 80-х-90хх гг. (законодательство, экономическое положение, позитивные и негативные проявления в практике); творчество выдающихся журналистов; представлять особенности российской аудитории на различных исторических этапах существования отечественных СМИ;
владеть: учиться у признанных мастеров прошлого при освоении профессии журналиста и в дальнейшей редакционной деятельности, овладевать приемами и методами репортерской работы, осваивать публицистические жанры; при подготовке журналистских публикаций стремиться соответствовать лучшим образцам российской журналистики (актуальность и общественная значимость избранной темы, логичность, аргументированность, яркость и литературный язык её освещения, умение полемизировать, проявленность авторской позиции)
Виды учебной работы: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов.
Изучение дисциплины заканчивается зачетом в 3 семестре и экзаменом в 4 семестре. История зарубежной журналистики
Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 5 зачетных единиц (180 часов).
Цели и задачи дисциплины:
Целью изучения дисциплины является: курс является базовой частью профессионально-исторической подготовки журналистов
Задачей изучения дисциплины является: показать значение зарубежной журналистики в культурном наследии прошлого, ее роль в идейно-политической и литературной борьбе разных эпох, достижения в системе национального просвещения и в социально-политической, культурной жизни страны; познакомить студентов с деятельностью и литературным мастерством выдающихся зарубежных публицистов, раскрывая закономерности развития зарубежной печати, освещая направление и содержание важнейших периодических, историю развития газетно-журнальной периодики, информационных агентств, радиовещания, телевидения как единой системы национальных СМИ.
Курс формирует следующие компетенции по ФГОС ВПО по журналистике:
- готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности (ОК-1);
- способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества, использовать это знание в профессиональной деятельности (ОК-2);
- понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе, готовность руководствоваться ими в своей в профессиональной деятельности (ОК-5);
- способность основываться на базовых знаниях в области общегуманитарных наук (философия, культурология, история) в процессе формирования своего мировоззрения, понимать проблемы взаимоотношений общества и человека, взаимосвязь свободы и ответственности, значение нравственного и ценностного выбора, расширять свой кругозор в контексте полученного культурологического знания; умение использовать гуманитарные знания в своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-13);
- понимание социальной роли и общественной миссии журналистики и журналиста в демократическом обществе, функций и принципов СМИ в контексте социальных потребностей, исторического и современного опыта отечественных и зарубежных СМИ (ПК-1);
- понимание смысла свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста, их взаимосвязи, важности обеспечения информационной безопасности общества (ПК-2);
- знание основных этапов и процессов развития зарубежной литературы и журналистики, понимание значения их исторического и современного опыта для практики российских СМИ (ПК-6);
Структура дисциплины:
- 68 часов аудиторной работы;
- 76 часов – самостоятельной работы;
- 36 часов – подготовка и сдача экзамена.
Основные дидактические единицы (разделы):
1. Журналистика XVIII – XIX веков: появление печатных изданий и развитие в XV–XVIII, зарубежные СМИ в XIX веке.
2. Журналистика ХХ века: зарубежные СМИ в первой половине ХХ века; зарубежные СМИ в период Второй мировой войны; зарубежные СМИ во второй половине ХХ века.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать: историю зарубежной журналистики, факторы, определяющие её развитие в разные исторические периоды (политические, правовые, экономические, социокультурные), механизмы влияния на неё со стороны власти, формы ограничивающие её свободу (цензурные и иные); ориентироваться в том, как складывались различные виды и типы отечественной журналистики; понимать суть кардинальных перемен; творчество выдающихся журналистов;
владеть: учиться у признанных мастеров прошлого при освоении профессии журналиста и в дальнейшей редакционной деятельности, овладевать приемами и методами репортерской работы, осваивать публицистические жанры; при подготовке журналистских публикаций стремиться соответствовать лучшим образцам зарубежной журналистики (актуальность и общественная значимость избранной темы, логичность, аргументированность, яркость и литературный язык её освещения, умение полемизировать, проявленность авторской позиции)
Виды учебной работы: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов.
Изучение дисциплины заканчивается экзаменом. Система СМИ
Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа).
Цели и задачи дисциплины:
Цель изучения дисциплины является: сформировать у будущих журналистов представление о закономерностях формирования системы средств массовой информации (её организации и самоорганизации); понимание смысла процессов дифференциации интеграции различных её компонентов, механизмов регулирования на их основе структуры медиасистемы; понимание качественных особенностей различных структурных медийных образований, современных типологических моделей различных средств массовой информации
Задачей изучения дисциплины является формирование следующих профессиональных компетенций (по ФГОС ВПО по журналистике):
- ориентация в основных мировых тенденциях развития медиаотрасли, (содержательных и технологических), понимание процессов конвергенции, осведомленность в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа, в том числе понимание процессов конвергенции (ПК-3);
- понимание базовых принципов формирования системы СМИ, представление об основных организационных формах медиаиндустрии (издательские дома, медиахолдинги, акционерные общества), ориентация в современных реалиях функционирования системы СМИ в России, а также в ее инфраструктуре (ПК-7);
- знание общих и отличительных черт различных средств массовой информации (печать, телевидение, радиовещание, информационные агентства, Интернет-СМИ, мобильные медиа), их типов и видов, базовых типологических признаков (ПК-8);
- знание основных принципов разработки концепции медиапроекта (издания, программы, полосы, рубрики), в том числе моделирования и дизайна, а также методов их анализа и коррекции, видов планирования СМИ (ПК-9).
Структура дисциплины:
- 28 часов лекционных занятий
- 44 часа самостоятельной работы
Основные дидактические единицы (разделы):
1. Система СМИ и типология СМИ: СМИ как системный объект; влияние на СМИ аудитории, содержания, функций и иных факторов; трансформация системы СМИ в условиях рынка; типология СМИ
2. Системные качества различных СМИ: газеты и журналы; теевидение и радио; Интернет-СМИ; информагентства; книгоиздание; тенденции развития СМИ.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать: как организована система СМИ в России и каковы направления её оптимизации с точки зрения общественных потребностей, современных теоретических подходов и апробированного опыта мировой практики;
уметь: использовать полученные знания в коллективной редакционной работе (разработка концепции издания, теле-, радиопрограммы, его тематической и дизайнерской модели, формирование медийного контента) и индивидуальном журналистском творчестве (при подготовке авторских материалов в соответствии со спецификой вида, типа, формата СМИ);
владеть: системным подходом и основанным на нем методом типологического анализа СМИ в профессиональных целях.
Виды учебной работы: лекции, самостоятельная работа вне учебной аудитории.
Изучение дисциплины заканчивается зачетом. Основы журналистской деятельности
Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 5 зачетных единиц (180 часов).
Цели и задачи дисциплины:
Целью изучения дисциплины является: формирование общекультурных и профессиональных компетенций, в том числе инструментальных – овладение навыками и умениями практической деятельности в сфере медиа.
Задачей изучения дисциплины является: подготовка к выполнению основных видов профессиональной деятельности : авторской (создание текстов), редакторской (приведение текстовых материалов, предназначенных для размещения в газете, журнале, информационной ленте, теле- и радиоэфире, интернет-СМИ, в соответствие с языковыми нормами, профессиональными стандартами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов), проектно-аналитической , организационно-управленческой и социально-организаторской (привлечение к сотрудничеству представителей различных сегментов общества, организаций, учреждений и взаимодействие с ними ).
Дисциплина формирует следующие профессиональные компетенции (по ФГОС ВПО по журналистике):
- понимание сущности журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций (ПК-4);
- понимание сущности журналистской деятельности как многоаспектной, включающей подготовку собственных публикаций и работу с другими участниками производства текстов СМИ (привлекаемыми авторами, аудиторией); индивидуальную и коллективную деятельность; текстовую и внетекстовую работу (проектную, продюсерскую, организаторскую) (ПК-21);
- осведомленность о базовых отечественных и зарубежных профессиональных стандартах работы журналиста (ПК-22);
- знание принципов работы с источниками информации и методов ее сбора (интервью, наблюдения, работы с документами), селекции, проверки и анализа, а также методов прецезионной (точной) журналистики (ПК-23);
- знание особенностей массовой информации, задач и методов, технологии и техники процесса создания журналистских публикаций, понимание их содержательной и структурно-композиционной специфики (ПК-25);
- знание основных требований, предъявляемых к информации СМИ (точность, достоверность, наличие ссылок на источники, разграничение фактов и мнений, плюрализм в представлении точек зрения) (ПК-26);
Структура дисциплины:
- 52 часа лекционных занятий;
- 34 часа практических занятий;
- 68 часов самостоятельной работы;
- 36 часов подготовки к экзамену.
Основные дидактические единицы (разделы):
Задачи и методы журналистской деятельности: понятие профессионализма; журналистская деятельность в системе современной профессиональной деятельности; журналистский текст как медиапродукт и как произведение (продукт творчества).
Жанры журналистики: жанры современной журналистики, специфика журналистского текста в СМИ различных типов;
Направления журналистской деятельности: основы авторской, редакторской, проектно-аналитической , организационно-управленческой и социально-организаторской деятельности; коммуникативный аспект журналистской деятельности; журналистика , реклама и PR-деятельность: проблемы взаимовлияния.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать: теоретические основы профессиональной деятельности в сфере медиа; систему факторов, определяющих задачи и содержание профессиональной деятельности журналиста; состав профессиональных обязанностей журналиста, обусловленных содержанием основных направлений редакционной деятельности и современными технологическими и техническими возможностями редакции; место и роль авторского творчества журналиста в системе его профессиональных обязанностей; базовые характеристики журналистских произведений и способ их создания; уметь: создавать собственные тексты в разных жанрах, редактировать любые тексты, предназначенные для публикации в СМИ, участвовать в проектах создания и модернизации СМИ, в продвижении медиапродукта на информационном рынке, обеспечении его информационной и рекламной поддержкой, участвовать в социально-организаторской деятельности СМИ.
владеть: традиционными и новейшими технологиями сбора, хранения, обработки и распространения массовой информации.
Виды учебной работы: аудиторные занятия (лекции, семинарские занятия), внеаудиторная самостоятельная работа (написание текстов в разных жанрах, работа с редакционной почтой, участие в проектно-аналитической, организаторско-управленческой и социально-организаторской деятельности СМИ).
Изучение дисциплины заканчивается: экзаменом
Стилистика и литературное редактирование
Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 часа).
Цели и задачи дисциплины:
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов-жкрналистов системного представления о закономерностях создания и обработки текстов всех функциональных стилей, а также о методике редакторского анализа и редактирования.
Задачи изучения дисциплины:
– дать предсталение о функциональных стилях современного русского языка;
– представить особенности и методику редакторского анализа текстов;
– ознакомить студентов с профессиональными приемами работы редактора в процессе подготовки текста к опубликованию (в печати, на радио и телевидении);
– определить способы усовершенствования литературных качеств рукописей в процессе подготовки к изданию;
– рассмотреть лингвостилистический аспект литературного редактирования; научить методике редактирования текстов разных стилей и жанров.
Структура дисциплины:
Основные дидактические единицы (разделы):
Функциональные стили современного русского языка. Редактирование в процессе коммуникации. Текст как объект работы редактора. Методика редакторского анализа и правки текста. Логическая основа текста. Фактическая основа текста. Композиция текста. Классификация способов изложения и видов текстов. Критерии редакторской оценки стилевой составляющей рукописи. Редактирование телевизионных и радиотекстов. Работа редактора с текстами изданий различных видов и типов.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать: основные принципы редакторской правки.
уметь: применять полученные знания при редактировании текстов публицистического стиля.
владеть: основными приемами редакторской правки, позволяющими усовершенствовать литературные качества рукописи.
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций:
Формируемые компетенции: ОК-17, ПК-30, ПК-42
Виды учебной работы: лекции и семинарские занятия; редактирование реальных текстов публицистического стиля; выполнение упражнений и тестов по практической стилистике; проведение мониторинга местных СМИ с целью выявления наиболее частотных стилистических ошибок.
Изучение дисциплины заканчивается экзаменом.
Профессиональные творческие студии
Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов).
Цели и задачи дисциплины:
Целью дисциплины является развитие авторской и редакторской деятельности студентов, помощь в овладении практическими навыками создания журналистских текстов.
Курс формирует следующие компетенции по ФГОС ВПО по журналистике:
- выбирать и формулировать актуальную тему материала, сформировать замысел (или сделать сценарную разработку), определять дальнейший ход работы (ПК-39);
- собирать необходимую информацию (работать с источниками информации, применять разные методы), осуществлять ее проверку, селекцию и анализ (ПК-40);
- редактировать печатный текст, аудио-, видео- или Интернет-материал, приводить его в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов (ПК-42);
- осуществлять селекцию, редактирование, компоновку, перепакетирование и ретрансляцию информации, получаемой из Интернета или посыпающей от информационных агентств, других СМИ, органов управления, служб изучения общественного мнения, PR- и рекламных агентств, аудитории (ПК-43);
- участвовать в коллективном анализе деятельности СМИ и анализировать результаты собственной работы (профессиональная рефлексия) (ПК-47).
Структура дисциплины:
- 34 часа практических занятий,
- 38 часов самостоятельной работы;
- 36 часов подготовки к экзамену; Основные дидактические единицы (разделы):
Искусство интервью: интервью как жанр, подготовка и проведение интервью, оформление интервью.
Искусство репортажа: создание эффекта присутствия, роль детали, репортаж, зарисовка.
Художественная публицистика: художественные методы творчества в журналистике, образы и символы; рецензия, интервью-портрет, очерк.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать: технологии общения, стратегии беседы, способы создания текстов в определенных жанрах;
уметь: создавать тексты в жанрах «интервью», «репортаж», «зарисовка», «рецензия» и др.
Виды учебной работы: практические занятия, включающие встречи с журналистами-практиками и общественными деятелями, анализ созданных студентами работ, анализ материалов СМИ; самостоятельная работа студентов, связанная с созданием текстов в определенных жанрах.
Изучение дисциплины заканчивается зачетом.
Прикладные дисциплины (фотодело)
Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).
Цели и задачи дисциплины:
Цель курса – познакомить студентов с принципами создания фотографии, научить пользоваться необходимыми техническими средствами.
Задачи курса: помочь студентам овладеть навыками выбора объекта для съемки, построения кадра, использования необходимых художественных и технических средств.
Дисциплина формирует следующие профессиональные компетенции (по ФГОС ВПО по журналистике):
- знание особенностей работы в условиях мультимедийной среды и конвергентной журналистики, методов и технологии подготовки медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, видео-, фото-, графика) (ПК-32);
- знание современной технической базы и новейших цифровых технологий, применяемых в печати, на телевидении, в радиовещании, Интернет-СМИ (ПК-34).
- выбирать и формулировать актуальную тему материала, сформировать замысел (или сделать сценарную разработку), определять дальнейший ход работы (ПК-39);
Структура дисциплины:
- 28 часов практических занятий,
- 44 часов самостоятельной работы.
Основные дидактические единицы (разделы):
|