Аннотации к рабочим программам дисциплин по направлению «Журналистика»





НазваниеАннотации к рабочим программам дисциплин по направлению «Журналистика»
страница1/4
Дата публикации02.11.2014
Размер0.55 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Журналистика > Программа
  1   2   3   4
Аннотации к рабочим программам дисциплин по направлению «Журналистика»
Введение в специальность

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа).

Цели и задачи дисциплины:

Цель курса – дать первокурсникам общеориентирующее представление о специфике журналистской профессии, модели личности журналиста, системе журналистского образования, формах учебной деятельности, культуре умственного труда, методах самовоспитания и развития творческой личности.

Задачи курса: познакомить студентов с журналисткой профессией, ее историей, современным состоянием и перспективами, показать её роль в обществе, специфику в ряду других профессий, охарактеризовать достоинства и трудности, требования к журналистам (в том числе их отражение в профессиограмме); дать модельное представление о структуре личности журналиста в совокупности профессионально- творческих и социально- психологических качеств, познакомить с исследованиями журналистских кадров в стране и за рубежом, сориентировать в имеющейся литературе по самовоспитанию и развитию творческой личности; познакомить с историей и системой современного журналистского образования в России и за рубежом, формами учебной работы и правилами рациональной организации умственной деятельности.

Дисциплина формирует следующие профессиональные компетенции (по ФГОС ВПО по журналистике):

- способность видеть и реализовывать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, обновлять знания, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к саморефлексии, осмыслению своего социального и профессионального опыта (ОК-8);

- понимание социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (ОК-9);

- способность к социальной и профессиональной адаптации, социальной и профессиональной мобильности (ОК-10);

- готовность и способность работать в коллективе, творческой команде (ОК-11);

- понимание сущности журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций (ПК-4).

Структура дисциплины:

- 18 часов лекционных занятий,

- 18 часов семинарских занятий,

- 36 часов самостоятельной работы.

Основные дидактические единицы (разделы):

  • Специфика журналистики как профессии: Генезис и развитие журналистской профессии; Специфика журнализма как профессии; Журналистская профессия в обществе; Профессиограмма журнализма.

  • Личность журналиста и журналистское образование: Личность журналиста; Журналистское образование; Культура умственного труда студентов.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: истоки, сущность и специфику журналистской профессии, важнейшие социальные роли журналиста, профессиограмму, особенности необходимых личностных и профессиональных качеств, основные принципы культуры умственной деятельности, приемы активизации мыслительных процессов (развития наблюдательности, памяти, мышления), формы и способы учебной деятельности

уметь: базироваться на этих знаниях в своей учебной и профессиональной работе;

владеть: способами активизации умственных процессов, навыками учебной работы в различных формах (на лекциях, семинарах, в ходе лабораторно-практических занятий и т.п.), изучения литературы, конспектирования, оформления библиографии, подготовки письменных работ.

Виды учебной работы: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов.

Изучение дисциплины заканчивается зачетом.

Основы теории журналистики

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов).

Цели и задачи дисциплины:

Цель изучения дисциплины является: сформировать у будущих журналистов понимание общих закономерностей и принципов функционирования системы средств массовой информации как фундаментальным, базовым знанием, определяющим последующее освоение данной профессии.

Задачей изучения дисциплины является формирование следующих профессиональных компетенций (по ФГОС ВПО по журналистике):

- понимание социальной роли и общественной миссии журналистики и журналиста в демократическом обществе, функций и принципов СМИ в контексте социальных потребностей, исторического и современного опыта отечественных и зарубежных СМИ (ПК-1);

- понимание смысла свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста, их взаимосвязи, важности обеспечения информационной безопасности (ПК-2);

- ориентация в основных мировых тенденциях развития медиаотрасли, (содержательных и технологических), понимание процессов конвергенции, осведомленность в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа, в том числе понимание процессов конвергенции (ПК-3);

- понимание сущности журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций (ПК-4);

- понимание роли аудитории в процессе потребления и производства массовой информации, представление об основных характеристиках аудитории современных российских СМИ, знание основных методов ее изучения (ПК-15).

Структура дисциплины:

- 36 часов лекционных занятий

- 36 часов самостоятельной работы

- 36 часов подготовки к экзамену

Основные дидактические единицы (разделы):

  • Массовая информация и ее получатели: Массовая информация, массовая аудитория, общественное мнение.

  • Медиаорганизации в социальной системе: Информационное пространство и медиаорганизации, Система СМИ, Медиаорганизации и общество, проблема информационной безопасности; Свобода печати и журналистской деятельности

  • Медиапродукт как результат деятельности журналиста: Медиапродукт и журналистское произведение; Журналистика как область творческой деятельности; Действенность и эффективность журналистики; Журналистская деонтология

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: основные понятия теории журналистики, понимать значение теории для оптимальной организации функционирования СМИ и журналистской деятельности, существующие отечественные и зарубежные концепции; особенности организации информационного пространства страны и мира; понимать роль СМИ в демократическом обществе как важнейшего социального института, спектр их функций, главные принципы функционирования; представлять смысл и понимать взаимосвязь свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста, осознавать важность проблем информационной безопасности общества; знать базовые характеристики массовой информации их обусловленность общественными потребностями и интересами аудитории, особенностями массового сознания; разбираться в вопросах, связанных с процессами производства и потребления массовой информации, действенностью и эффективностью СМИ;

уметь: опираться на полученные теоретические знания в процессе освоения различных аспектов журналистской работы, формирования практических навыков;

владеть: быть способным на базе положений теории журналистики анализировать современную редакционную практику СМИ.

Виды учебной работы: лекции, самостоятельная работа вне учебной аудитории.

Изучение дисциплины заканчивается экзаменом.
Основы теории коммуникации

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).
Цель дисциплины — ознакомление студентов с базовыми понятиями и основами научных теорий, представляющими коммуникацию как универсальный, фундаментальный процесс, обеспечивающий жизнедеятельность и жизнеспособность всех физических, биологических и социальных систем.

Задачи изучения дисциплины

Овладение базовыми знаниями, относящимися к коммуникации как процессу, системе и деятельности;

  • Приобретение навыков критического анализа разнообразных медиа-продуктов с позиций современных научных знаний в области коммуникации;

  • Применение полученных знаний и навыков в собственной авторской, редакторской, проектно-аналитической, организационно-управленческой, социально-организаторской и производственно-технологической деятельности

Изучение курса способствует формированию следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, уважение к человеческой личности, толерантность к другой культуре; способность руководствоваться морально-правовыми нормами в профессиональной деятельности (ОК-6);

готовность и способность работать в коллективе, творческой команде (ОК-11);

понимание социальной роли и общественной миссии журналистики и журналиста в демократическом обществе, функций и принципов СМИ в контексте социальных потребностей, исторического и современного опыта отечественных и зарубежных СМИ (ПК-1);

понимание роли аудитории в процессе потребления и производства
массовой информации, представление об основных характеристиках
аудитории современных российских СМИ, знание основных методов её
изучения (ПК-15);

знание особенностей массовой информации, задач и методов, технологии и техники процесса создания журналистских публикаций, понимание их содержательной и структурно-композиционной специфики (ПК-25);

оперативно готовить материал с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ, в различных жанрах, форматах для размещения

на различных мультимедийных платформах - печатных, вещательных, онлайновых, мобильных (ПК-41);

осуществлять селекцию, редактирование, компоновку, перепакетирование и ретрансляцию информации, получаемой из Интернета или поступающей от информационных агентств, других СМИ, органов управления, служб изучения общественного мнения, PR- и рекламных агентств, аудитории (ПК-43);

принимать участие в организации социально значимых информационно-коммуникативных акций (общественных обсуждений, дискуссий, дебатов и т.п.) (ПК-53);

Структура дисциплины: лекций 36, самостоятельной работы 36 ч.

Основные дидактические единицы (разделы):

  • Коммуникация: базовые понятия

  • Коммуникация в жизни человека и общества

  • Информация

  • Знаки и язык

  • Межличностное общение

  • Массовая коммуникация




  • Коммуникационная среда


В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: основы теории коммуникации как акта общения, состоящего в обмене сообщениями с целью достижения определенного эффекта; коммуникации как вида деятельности с определенными методами и навыками достижения планируемого эффекта; действующие в этом процессе факторы и барьеры эффективной коммуникации; взаимосвязь коммуникации как вида деятельности с параметрами экономического, политического, социального пространства; основные точки напряжения, асоциальные эффекты социальной коммуникации, способы снятия конфликтов и её гуманизации;

уметь: соотносить теоретические схемы изучения коммуникации с практикой мировой культуры; прогнозировать сценарии коммуникации в процессе практической деятельности в сфере журналистики, рекламы и связей с общественностью с учетом факторов организации эффективного коммуникационного процесса, использовать полученные знания для подготовки текстов, отвечающих данным критериям;

владеть: навыками анализа практической деятельности в сфере журналистики, рекламы и связей с общественностью с точки зрения эффективной коммуникации; гармоничного общения в студенческой и будущей профессиональной среде с учетом наработанных теорией способов достижения эффективной коммуникации.

Виды учебной работы: аудиторная работа, анализ научной литературы, работа с различными средствами коммуникации и т.п.

Изучение дисциплины заканчивается зачетом.

История отечественной литературы

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 6 зачетных единиц (216 часа).

Цели и задачи дисциплины:

Целью изучения дисциплины является создание целостного представления о специфике отечественной литературы, об основных этапах ее развития, знакомство студентов с художественными текстами..

Задачей изучения дисциплины является знакомство с художественными памятниками отечественной литературы, освоение научно-исследовательской литературы, закрепление и уточнение теоретических понятий и развитие аналитических навыков литературоведческого анализа текста.

Дисциплина формирует следующие профессиональные компетенции (по ФГОС ВПО по журналистике):

- готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности (ОК-1);

- способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-3);

- культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе, готовность руководствоваться ими в своей в профессиональной деятельности (ОК-5);

- знание основных этапов и процессов развития отечественной литературы и журналистики, понимание значения их опыта для практики современных российских СМИ (ПК-5);

- базовые знания в различных сферах жизни общества (экономика, политика, право, культура, экология, наука, образование, здравоохранение), которые являются объектом освещения в СМИ и с которыми связано тематическое содержание публикаций (ПК-10);

Структура дисциплины:

- 86 часа лекционных занятий;

- 94 часов самостоятельной работы;

- 36 часов подготовки к экзамену.

Основные дидактические единицы (разделы):

  • История отечественной литературы 11-17 веков: историко-литературный процесс 11 – 18 веков: закономерности и специфика; методология анализа текстов;

  • Отечественная литература первой половины 19 века;

  • Отечественная литература второй половины 19 века.

  • Литература конца 19 – первой половины 20 века;

  • Литература 20 века и новейшая русская литература: эстетика третьей волны постмодернизма; неореализм в новой литературе рубежа веков

В результате изучения дисциплины студент должен

знать: основные понятия и термины в области отечественной литературы; историко-литературный контекст изучаемых эпох, современные научные концепции в области зарубежной литературы;

уметь: анализировать на основе существующих научных концепций художественные тексты отечественных писателей; профессионально работать с научной литературой и библиографическими источниками.

владеть: содержанием литературных произведений, пониманием их роли в историческом развитии общества.

Виды учебной работы: лекции, самостоятельная работа.

Изучение дисциплины заканчивается экзаменом

История зарубежной литературы
Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 6 зачетных единиц (216 часа).

Цели и задачи дисциплины:

Целью изучения дисциплины является создание целостного представления о специфике зарубежной литературы, об основных этапах ее развития, знакомство студентов с художественными текстами..

Задачей изучения дисциплины является знакомство с художественными памятниками, освоение научно-исследовательской литературы, закрепление и уточнение теоретических понятий и развитие аналитических навыков литературоведческого анализа текста.

Дисциплина формирует следующие профессиональные компетенции (по ФГОС ВПО по журналистике):

- готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности (ОК-1);

- способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-3);

- культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе, готовность руководствоваться ими в своей в профессиональной деятельности (ОК-5);

- знание основных этапов и процессов развития зарубежной литературы и журналистики, понимание значения их исторического и современного опыта для практики российских СМИ (ПК-6);

- базовые знания в различных сферах жизни общества (экономика, политика, право, культура, экология, наука, образование, здравоохранение), которые являются объектом освещения в СМИ и с которыми связано тематическое содержание публикаций (ПК-10);

Структура дисциплины:

- 84 часа лекционных занятий;

- 96 часа самостоятельной работы;

- 36 часов подготовки к экзамену.

Основные дидактические единицы (разделы):

  • Античная литература: литература Древней Греции, литература Древнего Рима.

  • Литература средних веков: литература средних веков, литература эпохи Возрождения.

  • Литература 17-18 веков: литература 17 века, литература 18 века.

  • Литература 19 века: литература романтизма, литература реализма, литература рубежа 19-209 веков.

  • Зарубежная литература 20 века и современная зарубежная литература: зарубежная литература первой половины ХХ века; основные тенденции развития зарубежной литературы второй половины ХХ века.

В результате изучения дисциплины студент должен

знать: основные понятия и термины в области зарубежной литературы; историко-литературный контекст изучаемых эпох, современные научные концепции в области зарубежной литературы;

уметь: анализировать на основе существующих научных концепций художественные тексты зарубежных писателей; профессионально работать с научной литературой и библиографическими источниками.

владеть: содержанием литературных произведений, пониманием их роли в историческом развитии общества.

Виды учебной работы: лекционные занятия, самостоятельная работа.

Изучение дисциплины заканчивается экзаменом.

История отечественной журналистики

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 5 зачетных единиц (180 часов).

Цели и задачи дисциплины:

Целью изучения дисциплины является: курс является базовой частью профессионально-исторической подготовки журналистов

Задачей изучения дисциплины является: показать значение отечественной журналистики в культурном наследии прошлого, ее роль в идейно-политической и литературной борьбе разных эпох, достижения в системе национального просвещения и в социально-политической, культурной жизни страны; познакомить студентов с деятельностью и литературным мастерством выдающихся русских публицистов, раскрывая закономерности развития отечественной печати, освещая направление и содержание важнейших периодических изданий XVIII – XX веков, историю развития газетно-журнальной периодики, информационных агентств, радиовещания, телевидения как единой системы национальных СМИ.

Курс формирует следующие компетенции по ФГОС ВПО по журналистике:

- готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности (ОК-1);

- способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества, использовать это знание в профессиональной деятельности (ОК-2);

- понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе, готовность руководствоваться ими в своей в профессиональной деятельности (ОК-5);

- способность основываться на базовых знаниях в области общегуманитарных наук (философия, культурология, история) в процессе формирования своего мировоззрения, понимать проблемы взаимоотношений общества и человека, взаимосвязь свободы и ответственности, значение нравственного и ценностного выбора, расширять свой кругозор в контексте полученного культурологического знания; умение использовать гуманитарные знания в своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-13);

- понимание социальной роли и общественной миссии журналистики и журналиста в демократическом обществе, функций и принципов СМИ в контексте социальных потребностей, исторического и современного опыта отечественных и зарубежных СМИ (ПК-1);

- понимание смысла свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста, их взаимосвязи, важности обеспечения информационной безопасности общества (ПК-2);

- знание основных этапов и процессов развития отечественной литературы и журналистики, понимание значения их опыта для практики современных российских СМИ (ПК-5);

Структура дисциплины:

- 34 часа лекционных занятий;

- 34 часа практических занятий;

- 76 часов самостоятельной работы;

- 36 часов – подготовка и сдача экзамена.

Основные дидактические единицы (разделы):

1. Журналистика XVIII – XIX веков.

Первая русская газета «Ведомости», Формирование системы печати в XVIII в. Идеи борьбы передовой печати с крепостничеством и самодержавием. Появление частной журналистики. Сатирическая печать XVIII в. Система печати в начале XIX века в России. «Вестник Европы» Н.М. Карамзина. Журналистика в период войны 1812 года. Становление института цензуры. Журналы «Отечественные записки» и «Современник» в 1840-е годы. Роль В.Г. Белинского. Борьба против самодержавия и крепостничества. Вольная русская пресса за рубежом. Система печати в конце 1850-х гг. и в период реформ 1860-х гг. Основные тенденции развития. Сатирическая журналистика 1860-х гг. Развитие газетного дела, службы информации в 1860-е и последующие годы. Пореформенная печать. Общие итоги развития журналистики в XIX в. Самодержавие и печать.

2. Журналистика ХХ века.

Печать в условиях развития капитализма. Журналистика и первая империалистическая война. Февральская революция. Закрытие монархических газет. Постановление «О печати» Временного правительства. Многопартийная отечественная журналистика после февральской революции. Журналистика первого советского десятилетия (1917 – 1927 гг.). Советская журналистика в конце 1920-х – 30-е гг. Журналистика в годы Великой Отечественной войны (1914 – 1945 гг.). Советские СМИ послевоенного десятилетия (1946 – 1956 гг.). Средства массовой информации второй половины 1950-х – начала 80-х гг. Средства массовой информации второй половины 1980-х – начала 90-х гг.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: историю отечественной журналистики, факторы, определяющие её развитие в разные исторические периоды (политические, правовые, экономические, социокультурные), механизмы влияния на неё со стороны власти (важнейшие указы российских императоров, декреты Советского правительства, регламентирующие деятельность прессы), формы ограничивающие её свободу (цензурные и иные); ориентироваться в том, как складывались различные виды и типы отечественной журналистики; понимать суть кардинальных перемен, которые произошли в российской журналистике в конце 80-х-90хх гг. (законодательство, экономическое положение, позитивные и негативные проявления в практике); творчество выдающихся журналистов; представлять особенности российской аудитории на различных исторических этапах существования отечественных СМИ;

владеть: учиться у признанных мастеров прошлого при освоении профессии журналиста и в дальнейшей редакционной деятельности, овладевать приемами и методами репортерской работы, осваивать публицистические жанры; при подготовке журналистских публикаций стремиться соответствовать лучшим образцам российской журналистики (актуальность и общественная значимость избранной темы, логичность, аргументированность, яркость и литературный язык её освещения, умение полемизировать, проявленность авторской позиции)

Виды учебной работы: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов.

Изучение дисциплины заканчивается зачетом в 3 семестре и экзаменом в 4 семестре.
История зарубежной журналистики

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 5 зачетных единиц (180 часов).

Цели и задачи дисциплины:

Целью изучения дисциплины является: курс является базовой частью профессионально-исторической подготовки журналистов

Задачей изучения дисциплины является: показать значение зарубежной журналистики в культурном наследии прошлого, ее роль в идейно-политической и литературной борьбе разных эпох, достижения в системе национального просвещения и в социально-политической, культурной жизни страны; познакомить студентов с деятельностью и литературным мастерством выдающихся зарубежных публицистов, раскрывая закономерности развития зарубежной печати, освещая направление и содержание важнейших периодических, историю развития газетно-журнальной периодики, информационных агентств, радиовещания, телевидения как единой системы национальных СМИ.

Курс формирует следующие компетенции по ФГОС ВПО по журналистике:

- готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности (ОК-1);

- способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества, использовать это знание в профессиональной деятельности (ОК-2);

- понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе, готовность руководствоваться ими в своей в профессиональной деятельности (ОК-5);

- способность основываться на базовых знаниях в области общегуманитарных наук (философия, культурология, история) в процессе формирования своего мировоззрения, понимать проблемы взаимоотношений общества и человека, взаимосвязь свободы и ответственности, значение нравственного и ценностного выбора, расширять свой кругозор в контексте полученного культурологического знания; умение использовать гуманитарные знания в своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-13);

- понимание социальной роли и общественной миссии журналистики и журналиста в демократическом обществе, функций и принципов СМИ в контексте социальных потребностей, исторического и современного опыта отечественных и зарубежных СМИ (ПК-1);

- понимание смысла свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста, их взаимосвязи, важности обеспечения информационной безопасности общества (ПК-2);

- знание основных этапов и процессов развития зарубежной литературы и журналистики, понимание значения их исторического и современного опыта для практики российских СМИ (ПК-6);

Структура дисциплины:

- 68 часов аудиторной работы;

- 76 часов – самостоятельной работы;

- 36 часов – подготовка и сдача экзамена.

Основные дидактические единицы (разделы):

1. Журналистика XVIII – XIX веков: появление печатных изданий и развитие в XV–XVIII, зарубежные СМИ в XIX веке.

2. Журналистика ХХ века: зарубежные СМИ в первой половине ХХ века; зарубежные СМИ в период Второй мировой войны; зарубежные СМИ во второй половине ХХ века.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: историю зарубежной журналистики, факторы, определяющие её развитие в разные исторические периоды (политические, правовые, экономические, социокультурные), механизмы влияния на неё со стороны власти, формы ограничивающие её свободу (цензурные и иные); ориентироваться в том, как складывались различные виды и типы отечественной журналистики; понимать суть кардинальных перемен; творчество выдающихся журналистов;

владеть: учиться у признанных мастеров прошлого при освоении профессии журналиста и в дальнейшей редакционной деятельности, овладевать приемами и методами репортерской работы, осваивать публицистические жанры; при подготовке журналистских публикаций стремиться соответствовать лучшим образцам зарубежной журналистики (актуальность и общественная значимость избранной темы, логичность, аргументированность, яркость и литературный язык её освещения, умение полемизировать, проявленность авторской позиции)

Виды учебной работы: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов.

Изучение дисциплины заканчивается экзаменом.
Система СМИ

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа).

Цели и задачи дисциплины:

Цель изучения дисциплины является: сформировать у будущих журналистов представление о закономерностях формирования системы средств массовой информации (её организации и самоорганизации); понимание смысла процессов дифференциации интеграции различных её компонентов, механизмов регулирования на их основе структуры медиасистемы; понимание качественных особенностей различных структурных медийных образований, современных типологических моделей различных средств массовой информации

Задачей изучения дисциплины является формирование следующих профессиональных компетенций (по ФГОС ВПО по журналистике):

- ориентация в основных мировых тенденциях развития медиаотрасли, (содержательных и технологических), понимание процессов конвергенции, осведомленность в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа, в том числе понимание процессов конвергенции (ПК-3);

- понимание базовых принципов формирования системы СМИ, представление об основных организационных формах медиаиндустрии (издательские дома, медиахолдинги, акционерные общества), ориентация в современных реалиях функционирования системы СМИ в России, а также в ее инфраструктуре (ПК-7);

- знание общих и отличительных черт различных средств массовой информации (печать, телевидение, радиовещание, информационные агентства, Интернет-СМИ, мобильные медиа), их типов и видов, базовых типологических признаков (ПК-8);

- знание основных принципов разработки концепции медиапроекта (издания, программы, полосы, рубрики), в том числе моделирования и дизайна, а также методов их анализа и коррекции, видов планирования СМИ (ПК-9).

Структура дисциплины:

- 28 часов лекционных занятий

- 44 часа самостоятельной работы

Основные дидактические единицы (разделы):

1. Система СМИ и типология СМИ: СМИ как системный объект; влияние на СМИ аудитории, содержания, функций и иных факторов; трансформация системы СМИ в условиях рынка; типология СМИ

2. Системные качества различных СМИ: газеты и журналы; теевидение и радио; Интернет-СМИ; информагентства; книгоиздание; тенденции развития СМИ.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: как организована система СМИ в России и каковы направления её оптимизации с точки зрения общественных потребностей, современных теоретических подходов и апробированного опыта мировой практики;

уметь: использовать полученные знания в коллективной редакционной работе (разработка концепции издания, теле-, радиопрограммы, его тематической и дизайнерской модели, формирование медийного контента) и индивидуальном журналистском творчестве (при подготовке авторских материалов в соответствии со спецификой вида, типа, формата СМИ);

владеть: системным подходом и основанным на нем методом типологического анализа СМИ в профессиональных целях.

Виды учебной работы: лекции, самостоятельная работа вне учебной аудитории.

Изучение дисциплины заканчивается зачетом.
Основы журналистской деятельности

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 5 зачетных единиц (180 часов).

Цели и задачи дисциплины:

Целью изучения дисциплины является: формирование общекультурных и профессиональных компетенций, в том числе инструментальных – овладение навыками и умениями практической деятельности в сфере медиа.

Задачей изучения дисциплины является: подготовка к выполнению основных видов профессиональной деятельности : авторской (создание текстов), редакторской (приведение текстовых материалов, предназначенных для размещения в газете, журнале, информационной ленте, теле- и радиоэфире, интернет-СМИ, в соответствие с языковыми нормами, профессиональными стандартами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов), проектно-аналитической , организационно-управленческой и социально-организаторской (привлечение к сотрудничеству представителей различных сегментов общества, организаций, учреждений и взаимодействие с ними ).

Дисциплина формирует следующие профессиональные компетенции (по ФГОС ВПО по журналистике):

- понимание сущности журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций (ПК-4);

- понимание сущности журналистской деятельности как многоаспектной, включающей подготовку собственных публикаций и работу с другими участниками производства текстов СМИ (привлекаемыми авторами, аудиторией); индивидуальную и коллективную деятельность; текстовую и внетекстовую работу (проектную, продюсерскую, организаторскую) (ПК-21);

- осведомленность о базовых отечественных и зарубежных профессиональных стандартах работы журналиста (ПК-22);

- знание принципов работы с источниками информации и методов ее сбора (интервью, наблюдения, работы с документами), селекции, проверки и анализа, а также методов прецезионной (точной) журналистики (ПК-23);

- знание особенностей массовой информации, задач и методов, технологии и техники процесса создания журналистских публикаций, понимание их содержательной и структурно-композиционной специфики (ПК-25);

- знание основных требований, предъявляемых к информации СМИ (точность, достоверность, наличие ссылок на источники, разграничение фактов и мнений, плюрализм в представлении точек зрения) (ПК-26);

Структура дисциплины:

- 52 часа лекционных занятий;

- 34 часа практических занятий;

- 68 часов самостоятельной работы;

- 36 часов подготовки к экзамену.

Основные дидактические единицы (разделы):

  • Задачи и методы журналистской деятельности: понятие профессионализма; журналистская деятельность в системе современной профессиональной деятельности; журналистский текст как медиапродукт и как произведение (продукт творчества).

  • Жанры журналистики: жанры современной журналистики, специфика журналистского текста в СМИ различных типов;

  • Направления журналистской деятельности: основы авторской, редакторской, проектно-аналитической , организационно-управленческой и социально-организаторской деятельности; коммуникативный аспект журналистской деятельности; журналистика , реклама и PR-деятельность: проблемы взаимовлияния.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: теоретические основы профессиональной деятельности в сфере медиа; систему факторов, определяющих задачи и содержание профессиональной деятельности журналиста; состав профессиональных обязанностей журналиста, обусловленных содержанием основных направлений редакционной деятельности и современными технологическими и техническими возможностями редакции; место и роль авторского творчества журналиста в системе его профессиональных обязанностей; базовые характеристики журналистских произведений и способ их создания;
уметь: создавать собственные тексты в разных жанрах, редактировать любые тексты, предназначенные для публикации в СМИ, участвовать в проектах создания и модернизации СМИ, в продвижении медиапродукта на информационном рынке, обеспечении его информационной и рекламной поддержкой, участвовать в социально-организаторской деятельности СМИ.

владеть: традиционными и новейшими технологиями сбора, хранения, обработки и распространения массовой информации.

Виды учебной работы: аудиторные занятия (лекции, семинарские занятия), внеаудиторная самостоятельная работа (написание текстов в разных жанрах, работа с редакционной почтой, участие в проектно-аналитической, организаторско-управленческой и социально-организаторской деятельности СМИ).

Изучение дисциплины заканчивается: экзаменом

Стилистика и литературное редактирование

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 часа).

Цели и задачи дисциплины:

Целью изучения дисциплины является формирование у студентов-жкрналистов системного представления о закономерностях создания и обработки текстов всех функциональных стилей, а также о методике редакторского анализа и редактирования.

Задачи изучения дисциплины:

– дать предсталение о функциональных стилях современного русского языка;

– представить особенности и методику редакторского анализа текстов;

– ознакомить студентов с профессиональными приемами работы редактора в процессе подготовки текста к опубликованию (в печати, на радио и телевидении);

– определить способы усовершенствования литературных качеств рукописей в процессе подготовки к изданию;

– рассмотреть лингвостилистический аспект литературного редактирования; научить методике редактирования текстов разных стилей и жанров.

Структура дисциплины:

Основные дидактические единицы (разделы):

Функциональные стили современного русского языка. Редактирование в процессе коммуникации. Текст как объект работы редактора. Методика редакторского анализа и правки текста. Логическая основа текста. Фактическая основа текста. Композиция текста. Классификация способов изложения и видов текстов. Критерии редакторской оценки стилевой составляющей рукописи. Редактирование телевизионных и радиотекстов. Работа редактора с текстами изданий различных видов и типов.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: основные принципы редакторской правки.

уметь: применять полученные знания при редактировании текстов публицистического стиля.

владеть: основными приемами редакторской правки, позволяющими усовершенствовать литературные качества рукописи.

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций:

Формируемые компетенции: ОК-17, ПК-30, ПК-42

Виды учебной работы: лекции и семинарские занятия; редактирование реальных текстов публицистического стиля; выполнение упражнений и тестов по практической стилистике; проведение мониторинга местных СМИ с целью выявления наиболее частотных стилистических ошибок.

Изучение дисциплины заканчивается экзаменом.

Профессиональные творческие студии

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов).

Цели и задачи дисциплины:

Целью дисциплины является развитие авторской и редакторской деятельности студентов, помощь в овладении практическими навыками создания журналистских текстов.

Курс формирует следующие компетенции по ФГОС ВПО по журналистике:

- выбирать и формулировать актуальную тему материала, сформировать замысел (или сделать сценарную разработку), определять дальнейший ход работы (ПК-39);

- собирать необходимую информацию (работать с источниками информации, применять разные методы), осуществлять ее проверку, селекцию и анализ (ПК-40);

- редактировать печатный текст, аудио-, видео- или Интернет-материал, приводить его в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов (ПК-42);

- осуществлять селекцию, редактирование, компоновку, перепакетирование и ретрансляцию информации, получаемой из Интернета или посыпающей от информационных агентств, других СМИ, органов управления, служб изучения общественного мнения, PR- и рекламных агентств, аудитории (ПК-43);

- участвовать в коллективном анализе деятельности СМИ и анализировать результаты собственной работы (профессиональная рефлексия) (ПК-47).

Структура дисциплины:

- 34 часа практических занятий,

- 38 часов самостоятельной работы;

- 36 часов подготовки к экзамену;
Основные дидактические единицы (разделы):

  • Искусство интервью: интервью как жанр, подготовка и проведение интервью, оформление интервью.

  • Искусство репортажа: создание эффекта присутствия, роль детали, репортаж, зарисовка.

  • Художественная публицистика: художественные методы творчества в журналистике, образы и символы; рецензия, интервью-портрет, очерк.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: технологии общения, стратегии беседы, способы создания текстов в определенных жанрах;

уметь: создавать тексты в жанрах «интервью», «репортаж», «зарисовка», «рецензия» и др.

Виды учебной работы: практические занятия, включающие встречи с журналистами-практиками и общественными деятелями, анализ созданных студентами работ, анализ материалов СМИ; самостоятельная работа студентов, связанная с созданием текстов в определенных жанрах.

Изучение дисциплины заканчивается зачетом.

Прикладные дисциплины (фотодело)

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).

Цели и задачи дисциплины:

Цель курса – познакомить студентов с принципами создания фотографии, научить пользоваться необходимыми техническими средствами.

Задачи курса: помочь студентам овладеть навыками выбора объекта для съемки, построения кадра, использования необходимых художественных и технических средств.

Дисциплина формирует следующие профессиональные компетенции (по ФГОС ВПО по журналистике):

- знание особенностей работы в условиях мультимедийной среды и конвергентной журналистики, методов и технологии подготовки медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, видео-, фото-, графика) (ПК-32);

- знание современной технической базы и новейших цифровых технологий, применяемых в печати, на телевидении, в радиовещании, Интернет-СМИ (ПК-34).

- выбирать и формулировать актуальную тему материала, сформировать замысел (или сделать сценарную разработку), определять дальнейший ход работы (ПК-39);

Структура дисциплины:

- 28 часов практических занятий,

- 44 часов самостоятельной работы.

Основные дидактические единицы (разделы):
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Аннотации к рабочим программам дисциплин по направлению «Журналистика» iconАннотации к рабочим программам учебных дисциплин основной образовательной...
Аннотации к рабочим программам учебных дисциплин основной образовательной программы высшего профессионального образования
Аннотации к рабочим программам дисциплин по направлению «Журналистика» iconУчебно-методическое обеспечение учебного процесса. (Мдк. 02. 02)
Аннотации к рабочим программам междисциплинарных курсов,учебных дисциплин, практик базовой части фгос спо
Аннотации к рабочим программам дисциплин по направлению «Журналистика» iconАннотации к рабочим программам учебных дисциплин, реализующих основную...
Сжатым и сконцентрированным документом, представляющим основные положения рабочей программы, является её
Аннотации к рабочим программам дисциплин по направлению «Журналистика» iconАдминистративно-правовые основы административно-политической деятельности...
Аннотации к рабочим программам дисциплин по специальности 3800408 «Финансы и кредит»
Аннотации к рабочим программам дисциплин по направлению «Журналистика» iconАннотации к рабочим программам учебного плана по направлению подготовки...

Аннотации к рабочим программам дисциплин по направлению «Журналистика» iconАннотации к рабочим программам
России, ее особенности, традиции, место в системе мировой культуры и цивилизации
Аннотации к рабочим программам дисциплин по направлению «Журналистика» iconПрограмма разработана с учетом комплексного, подхода к формированию...
Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы)
Аннотации к рабочим программам дисциплин по направлению «Журналистика» iconСпециальность 073301 Художественное руководство оперно-симфоническим...
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп
Аннотации к рабочим программам дисциплин по направлению «Журналистика» iconМкоу дод «Хулимсунтская детская школа искусств» Ежак Ольги Ивановны
Аннотации к учебным рабочим программам на 2013-2014 учебный год преподавателя по классу аккордеона
Аннотации к рабочим программам дисциплин по направлению «Журналистика» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Аннотации к рабочим программам кружков и секций по направлениям учебного плана на 2013-2014учебный год
Аннотации к рабочим программам дисциплин по направлению «Журналистика» iconАннотации к рабочим программам учебных дисциплин в средней и старшей школе
Дисциплина «Русский язык» включена в базовую часть гуманитарного цикла. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины...
Аннотации к рабочим программам дисциплин по направлению «Журналистика» iconАннотации к рабочим программам. Программы научно-технической направленности
Занятия закладывают основу первоначальных графических навыков, навыков ручной работы, предполага­ют развитие у детей художественного...
Аннотации к рабочим программам дисциплин по направлению «Журналистика» iconК рабочим программам дисциплин
России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения,...
Аннотации к рабочим программам дисциплин по направлению «Журналистика» iconУчебный план (перечень дисциплин) Аннотация к рабочим программам дисциплины
Наименование программы, ее описание (уровень образования, целевая аудитория, цели, задачи, форма обучения, документ)
Аннотации к рабочим программам дисциплин по направлению «Журналистика» iconАннотации дисциплин ооп подготовки бакалавров по направлению 18. 03. 01 Химическая технология

Аннотации к рабочим программам дисциплин по направлению «Журналистика» iconАннотации к программам дисциплин (модулей) Отделения «Графический дизайн»
Изучение данного курса базируется на следующих дисциплинах: основы проектной графики, шрифт, типографика, история орнамента, декоративная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск