Программа факультативного курса «Журналистика в школе»





Скачать 150.29 Kb.
НазваниеПрограмма факультативного курса «Журналистика в школе»
Дата публикации18.03.2015
Размер150.29 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Журналистика > Программа
Приложение № 2
Программа факультативного курса «Журналистика в школе»
Программа рекомендована учителям, преподающим основы журналистики в профильных 8-11-х классах общеобразовательных учреждений, и направлена на формирование навыков журналистского мастерства и приобретение обучающимися первичного профессионального опыта.

Пояснительная записка



В воспитании и образовании молодого поколения особую, ни с чем не сравнимую роль играют средства массовой информации. Они не только становятся «окном в мир» для ребят, но и серьезно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности: как источник социальной информации определяют, формируют не только видение мира и восприятие других людей, но и отношение к обществу.

Главная же задача образовательного процесса – социализация личности, превращение ее в элемент общественных отношений. Поэтому сосуществование образовательной системы и детского СМИ должно быть плодотворным, а их взаимодействие является мощным фактором социального развития подрастающего поколения.

Актуальность факультативного курса «Журналистика в школе» связана и возрастает именно с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, социализация и личностное становление детей и подростков в условиях современной разобщенности юных и взрослых членов общества.

Пресса, которая выпускается ребятами, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, определиться в мире профессий. Занятия журналистикой развивают нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира, формируют активную и независимую жизненную позицию.

Умение интересно рассказывать и писать не приходит само собой. Этому умению нужно учиться. Введение данного факультативного курса как вариативной части учебного плана общеобразовательного учреждения обусловлено тем, что определенный круг обучающихся стремится развить в себе эти умения, развить способности, необходимые для занятий журналистикой. Факультативный курс «Журналистика в школе» ориентирован на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли журналистов. Кроме того, занятия по данной программе направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, экспериментальный поиск, развитие фантазии и способности мыслить гибко и четко, укрепление связей с ближайшим социальным окружением (родителями, педагогами).

Программа факультативного курса «Журналистика в школе» рассчитана на обучающихся 8-11-х классов, заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими навыками работы, и ориентирована на применение широкого комплекса знаний по ранее изученным учебным дисциплинам, таким, как литература, русский язык, история, география. Данная программа частично может быть использована в 5-7-х классах.

Цели программы:

  • дать представление о сфере массовой коммуникации

  • познакомить с основами журналистского мастерства

  • создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального и мыслительного совершенствования

  • расширить кругозор, развить владение словом.

В ходе достижения целей программы решаются задачи:

  1. Обучающие:

  • знакомство с принципами журналистской деятельности

  • изучение основ социологии и журналистики

  • формирование знаний об истории журналистики и этапах ее развития

  • формирование навыков журналистского мастерства и приобретение первичного профессионального опыта

  1. Воспитывающие:

  • формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения

  • привитие культуры общения с миром средств массовой информации

  • пробуждение интереса к прессе и формирование осознанного отношения к журналистике как виду деятельности

  • формирование потребности в постоянном повышении информированности

  • воспитание любви и уважения к школе

  1. Развивающая:

  • развитие творческих способностей, индивидуального мышления

Программа факультативного курса «Журналистика в школе» составлена в практико-ориентированной форме подачи материала. В структуре программы выделяются четыре тематических раздела: «Краткое введение в историю журналистики», «Основы журналистики», «Художественно-техническое оформление издания», «Редакционно-издательская деятельность». Каждый раздел делится на блоки – теоретический и блок творческих заданий.

Результатом обучения по программе будет являться наличие у обучающихся как теоретических, так и различных практических знаний, умений и навыков в журналистской деятельности, а именно:

Предметные знания в следующих областях - журналистика как форма информационной деятельности; журналистика как профессия; информационный рынок; роль журналиста в становлении общественного мнения; приемы риторики; создание журналистского текста; основные газетные жанры; редактирование; редакционный коллектив; структура газетного номера; иллюстрация в газете; макетирование и верстка газетного номера

Предметные умения и навыки – навыки анализа текста как конечного результата журналистской деятельности, создания текста в различных жанрах, поиска информации в различных источниках; первичные навыки макетирования газеты и создания номера, включающего основные структурные элементы; умение редактировать текст, работать в текстовых редакторах

Интеллектуальные умения и навыки – умение излагать собственную мысль, аргументировать свою точку зрения; навыки ведения дискуссии

Мыслительные навыки – навыки оперирования формулировками, определениями; навыки постановки решения интеллектуальных проблем и задач

Обучающиеся должны знать основные (ключевые) понятия журналистики, этапы ее развития, принципы организации редакции, владеть культурой речи, уметь использовать приобретенные умения и знания в практической деятельности.

Оценка знаний и умений обучающихся проводится в форме творческих работ, рефератов и собеседований по всем темам.

В процессе обучения ребята пишут материалы в разных газетных жанрах, самостоятельно делают верстку газетных полос, правку авторского текста, участвуют (на выбор) в конкурсах, творческих мастерских, литературно-деловых играх, семинарах-круглых столах, семинарах-дискуссиях, групповом проектировании. При изучении факультативного курса для обучающихся предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы по всем темам программы. Чтобы у ребят было больше интересных поводов для соприкосновения со сверстниками и взрослыми, будут предлагаться темы для различных творческих работ.

В связи с отсутствием соответствующего Государственного образовательного стандарта по изучению основ журналистики в школе мы опирались на Образовательную программу стажировки «Редактор детского печатного СМИ» (составитель Деветиярова Л.В., редактор ж-ла «ОКО» КРИРПО г.Кемерово) и Образовательную программу юношеского информационного агентства (ЮНИА) Липецкого городского Дома творчества учащихся (составители Малько И.А., педагог дополнительного образования, и Плешков В.В., зам. гл. редактора Липецкой детской областной газеты «Золотой ключик», кандидат филологических наук).

Программа факультативного курса «Журналистика в школе» общим объемом 34 часа изучается в течение учебного года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу во внеурочное время (по желанию обучающихся – в каникулярный период).
План факультативного курса

«Журналистика в школе»

(34 часа)

№ п/п

Наименование разделов

всего часов

лекцион-ных часов

семинарско-практическ-их часов

форма контроля (на выбор обучающихся

I


Краткое введение в историю журналистики

6

3

3

собеседование реферат творческая работа

II


Основы журналистики

18

5

13

собеседование творческая работа


III


Художественно-техническое оформление издания

7

2

5

собеседование творческая работа

IV


Редакционно-издательская деятельность

3

1

2

собеседование творческая работа

реферат



Тематический план факультативного курса

«Журналистика в школе»


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов по разделу

Часы лекцион-ные

Семинарско-практические часы

Форма контроля (на выбор обуч.)

I
1

1.1

1.2

2
2.1

3

Краткое введение в историю журналистики

Значение журналистики

Газетный мир

Этапы развития прессы

Знакомство с детскими и подростковыми СМИ Дайджест

Знакомство с законами о СМИ

6



1

1

1




2

1


реферат собеседование творческая работа

собеседование

II

1

1.1

2

3

Основы журналистики

Публицистика

Жанры газетно-журнальной публицистики, их особенности

Социология как составная часть журналистских знаний

Культура речи

18


2


1

2


9


2

2


собеседование творческая работа
самост. работа
собеседование

творческая работа

III

1
1.1


2

Художественно-техническое оформление издания

Формат издания, композиция номера, дизайн

Макет номера, верстка, ее виды и основные правила, знакомство с издательской программой

Заголовки, иллюстрации

7


1
1


4
1


собеседование творческая работа

самост.работа

собеседование

IV

1


2

3

Редакционно-издательская деятельность

Особенности журналистского труда, редакционный коллектив, его структура

Правка

Реклама в издательской деятельности

3


1


1

1

собеседование творческая работа



Программа факультативного курса

«Журналистика в школе»

(34 часа)

I. Краткое введение в историю журналистики

Этапы развития прессы

1.Этимология слов «газета» и «журналист»

2.Пражурналистские явления

а) Устный обмен информацией в древней Греции, Риме, их рукописные издания

б) Первые информационные бюро

3.Ранние этапы развития журналистики

а) История рукописной газеты в России (1602-1702 гг)

б) История первой русской печатной газеты «Ведомости» (1702-1728 гг)

4.Русская журналистика 19-20 веков

а) Частные журналы

б) Исторические типы журналистики

в) Гласность и свобода печати

г) Виды газет: массовые, малотиражные, стенные, рукописные

Дайджест детской прессы

Знакомство с детскими и подростковыми СМИ

Краткий обзор журналов, альманахов, газет, издающихся в Кемеровской области и других регионах

Особенности различных детских и подростковых изданий

а.Информационные

б.Информационно-развлекательные

в.Литературно-художественные

г.Экологические

Знакомство с законами о СМИ



Темы для рефератов (на выбор):

«Возникновение и развитие журналистики в России»

«Я – за свободу и гласность»

«Журналист будущего»
Этимологический круглый стол «В мире слов»:

разделившись на 2 группы, обучающиеся готовят этимологические справки – «Газета» и «Журналист»

Литературный обзор «Путешествие в Страну Малой Информации (СМИ)»: выбрать любое детское или подростковое издание и рассказать о его особенностях

Журналистская Дума (о гласности, свободе печати, российских законах о СМИ, в том числе о детских)

Интеллектуальный блиц-турнир:

команды по очереди называют детские и подростковые издания

и кратко характеризуют их. Составление дайджеста

Вопросы для собеседования:

  1. Когда в обиход вошли понятия «газета», «журнал»?

  2. Что такое пражурналистские явления?

  3. Почему в 18-19 вв издатели отдавали приоритет журналу, а не газете?

  4. Какие виды газет вы знаете?

  5. Какие исторические типы журналистики вы знаете?

  6. Существует ли полная свобода печати?

  7. Каковы причины возникновения журналистики?

  8. Что такое гласность и свобода печати?

  9. Что такое дайджест?

  10. Какие законы РФ о СМИ вы знаете?

  11. Какие детские и подростковые издания выходят в Кемеровской области и других регионах страны? Охарактеризуйте их


II. Основы журналистики

Публицистика: ее роды, виды, стили

Жанры газетно-журнальной публицистики

Статья, корреспонденция

Интервью и его виды

Короткая информация, методы сбора

Отчет, его виды

Фельетон, его элементы, разновидности

Зарисовка и заметка

Классические элементы новостей

Социология как составная часть журналистских знаний

Правила составления анкеты

Правила проведения опроса

Методики опроса: мониторинг, документ

Рейтинг

Культура речи

Требования к языку средств массовой информации

Правила произношения

Формы устной и письменной речи: повествование, размышление, рассуждение. Виды описания
Вопросы для собеседования:

  1. Какие вы знаете жанры газетных материалов?

  2. Чем жанры отличаются друг от друга?

  3. Какие жанры относятся к информационной группе?

  4. В какой форме может проводиться интервью?

  5. Из каких элементов состоят новости?

  6. Что такое жанр?

  7. Что такое публицистика? Назовите ее роды, виды

  8. Что общего между статьей и корреспонденцией и каковы их различия?

  9. Почему зарисовку и очерк называют художественно-публицистическими жанрами?

  10. Что такое социология?

  11. Как социология связана с журналистикой?


Творческая работа (на выбор):

Используя русские народные пословицы и поговорки,

написать фельетон на тему «Делу – время, потехе – час»

Урок читательских удовольствий –

написать зарисовку на тему (на выбор) «Зимняя сказка», «Весеннее настроение», «Летние радости», «Ода осени»

Творческая мастерская «Бюро детективных расследований» -

написать «детективный» отчет на тему «Классный день календаря» (о появлении профессиональных праздников – Дне журналиста, Дне Российской печати)

Творческая мастерская «Флораскоп» -

написать небольшой материал (жанр на выбор) на тему «Цветы в нашей жизни» или «Береги флору и фауну», используя элементы путевых заметок, зарисовок

Круглый стол «Диалог-шоу» - написание дружеских пародий, «портретов»

Круглый стол «Эврика» (стихотворная игра - буриме)

Информационный «пикник»

(возможно приглашение родителей, педагогов) тема на выбор – написать к нему материал-размышление

Конкурс журналистского мастерства «Мистер Бин» -

написать материал (тема, жанр – на выбор), в который включить слова-«бины» (например, каБИНа, БИНокль, караБИН). Работы оцениваются по следующим критериям: а) оригинальность, логичность, композиционная целостность; б) наибольшее количество «бинов»

«Артикуляционная гимнастика»

- из скороговорок составить текст на любую тему и прочитать (оценивается произношение и мастерство составления материала)

Литературный тренинг.

Составление письменной характеристики или литературного портретика на тему «Мой сосед по парте: его лучшие качества» или «Угадай, кто это?»

Мастер-новость «Час важных сообщений»

Написание заметок о значимых событиях в жизни школы

Газета-экспромт

Составление материалов в виде заметок, зарисовок в грамматической игре «О пользе знаков препинания» (в предлагаемом тексте – готовом (это может быть отрывок из сказки, стихотворение) или написанным самостоятельно, но без знаков препинания – расставляются знаки так, чтобы получился новый по смыслу текст)

«Эпитетное меню»

Коллективная творческая игра «За кем последнее слово?» – подбор эпитетов к различным словам (например, руки, голова, работа и т.д.)

Творческая мастерская

Написание рассказов по пословице (крылатому выражению, афоризму) – в основу можно положить случай из жизни (друзей или родителей) или выдуманную историю. Например, на тему «Ученье - свет, а неученье – тьма»

III. Художественно-техническое оформление издания

Формат издания, композиция номера, дизайн

Постоянные элементы - формат, полоса, колонки, колонтитул

Выходные сведения

Композиция издания – вертикальная и горизонтальная

Дизайн издания как первооснова его макета

Макет номера. Верстка, основные ее правила

Знакомство с понятиями «макет» и «верстка»

Виды верстки, основные правила

Издательская программа Adobe PageMaker, ее назначение и краткая характеристика

Разработка постраничного графического макета

Заголовки и иллюстрации

Роль и функции фотоиллюстраций

Заголовок, его основные функции и виды



Вопросы для собеседования:

  1. Что такое макет номера и кто в редакции руководит макетированием?

  2. Что такое шаблон?

  3. Как создать публикацию?

  4. Что такое колонтитул?

  5. Какими бывают заголовки? Каковы их функции?

  6. Что такое выходные данные и что в них входит?

Творческая работа – создать оригинал-макет газетной полосы (1-2 материала и 1-2 иллюстрации)

IV. Редакционно-издательская деятельность

Особенности журналистского труда

Редакционный коллектив

Состав редакционного коллектива, его структура

Творческая и техническая части, их функции
Редактирование газетных материалов разных форм и жанров

Общее понятие о редактировании

Цели правки и ее виды

Реклама в редакционно-издательской деятельности

Создание рекламного текста, его язык

Вопросы для собеседования:

  1. Кто входит в состав редакционного коллектива?

  2. Какие бывают виды правки и для чего она делается?

  3. Какова цель рекламы?

  4. Каковы права и обязанности журналиста? Почему его труд имеет индивидуально-коллективный характер?


Творческая работа:

Составить рекламный экологический мини-проект

на тему (на выбор): «Зеленый друг», «Поможем растить леса»

Деловая игра «Редакционный коллектив» - создание редакции

Семинар – круглый стол «Реклама в СМИ: вред или польза?»

Придумать забавные рекламные объявления на тему

«Агентство птичьей недвижимости» или выбрать собственную тему

Практикум по редактированию

Работа по принципу переделки: чужую заметку переделать в интервью и наоборот, интервью сделать заметкой

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа факультативного курса «Журналистика в школе» iconРабочая программа кружка Журналистика в школе 2012 -2013 учебный...
«Журналистика в школе 8-11 классы», автор-составитель Н. А. Спирина Волгоград изд-во «Учитель» 2008
Программа факультативного курса «Журналистика в школе» iconПрограмма факультативного курса «История в лицах»
Программа факультативного курса "История в лицах" ориентирована на расширение знаний обучающихся о важнейших деятелях российской...
Программа факультативного курса «Журналистика в школе» iconРабочая программа факультативного курса в 8 классе «Технологии компьютерной анимации»
Рабочая программа факультативного курса «Технологии компьютерной анимации» составлена на основе авторской программы В. Л. Кудрявцева,...
Программа факультативного курса «Журналистика в школе» iconРабочая программа факультативного курса в 6 классе «Изучаем текстовые редакторы»
Рабочая программа факультативного курса «Изучаем текстовые редакторы» составлена на основе авторской программы Л. А. Залоговой, канд...
Программа факультативного курса «Журналистика в школе» iconПояснительная записка. Факультативный курс «Мир комнатных растений»...
Цель факультативного курса углубить и расширить знания учащихся, интересующихся биологией, выращиванием и разведением комнатных растений;...
Программа факультативного курса «Журналистика в школе» iconПрограмма факультативного курса «Углубление основного курса математики»
Бюджетное образовательное учреждение Кичменгско-Городецкого муниципального района
Программа факультативного курса «Журналистика в школе» iconРабочая программа для студентов 031300. 62 направления «Журналистика»
«Журналистика» профили подготовки «Телевизионная журналистика», «Печать» очной формы обучения
Программа факультативного курса «Журналистика в школе» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В новостная журналистика...
Цель учебного курса: формирование у студентов целостного представления о сфере информационной деятельности журналистов в условиях...
Программа факультативного курса «Журналистика в школе» iconПрограмма факультативного курса по географии «Путешествие по материкам и океанам»
Факультатив предназначен для более углубленного изучения курса географии «Материки, океаны, народы и страны». В содержании курса...
Программа факультативного курса «Журналистика в школе» iconРабочая программа Факультативного курса для 10 класса «Традиции и обычаи народов мира»

Программа факультативного курса «Журналистика в школе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031300....
Программа факультативного курса «Журналистика в школе» iconУчебно-методический комплекс Рекомендовано Смоленским областным экспертным...
Рекомендовано Смоленским областным экспертным советом к использованию в качестве факультативного курса в общеобразовательных учреждениях...
Программа факультативного курса «Журналистика в школе» iconПрограмма факультативного курса по биологии «Флора и фауна Иркутской области»
Учебно – методическое обеспечение
Программа факультативного курса «Журналистика в школе» iconТема класс
Рабочая программа факультативного курса «Такие удивительные имена» составлена для 6 класса
Программа факультативного курса «Журналистика в школе» iconОбществознание 11 класс
Рабочая программа факультативного курса «Такие удивительные имена» составлена для 6 класса
Программа факультативного курса «Журналистика в школе» iconПрограмма факультативного курса «Антропология»
Это явление вполне закономерно: антропологические знания составляют необходимый фундамент для современного специалиста в любой сфере...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск