Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/12
Дата публикации12.05.2014
Размер1.75 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Журналистика > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ПРЕПОДАВАНИИ

ЖУРНАЛИСТСКИХ ДИСЦИПЛИН
учебно-методическое пособие

для студентов очной и заочной формы обучения

по специальности 030601 «Журналистика»,


Сост. О.Н. Иванищева

МУРМАНСК

2010

УДК 81́ 33

ББК

Печатается по решению редакционно-издательского совета Мурманского государственного педагогического университета
Утверждена учебно-методическим советом ……… 2010 г.
Автор-составитель: О.Н. Иванищева, доктор филологических наук, заведующий кафедрой культурологии и межкультурных коммуникаций, теории языка и журналистики (МГПУ);



Рецензенты: С.А. Антошина, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка, литературы и методики их преподавания Мурманского государственного педагогического университета;

Т.С. Нифанова, доктор филологических наук, профессор Северодвинского филиала Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова;
Региональный компонент в преподавании журналистских дисциплин: учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной формы обучения по специальности 030601 «Журналистика» / Авт.-сост. Иванищева О.Н. ― Мурманск: МГПУ, 2010. ― 107 с.
Учебно-методическое пособие включает в себя программу курса, краткий конспект лекций, задания для практических занятий, хрестоматию, глоссарий. Предназначается для студентов очной и заочной формы обучения.


Печатается в авторской редакции


ISBN

©Мурманский государственный педагогический университет (МГПУ), 2010
ПРЕДИСЛОВИЕ

Пособие охватывает материал курсов для студентов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика», объединенных региональной тематикой: курсы по выбору «Региональный компонент в системе СМИ», «Проблематика современных региональных СМИ», «Пресса Баренц региона», «Типы журналистики», «Этническая журналистика».

Цель данных курсов заключается в знакомстве студентов со структурой и проблематикой современных СМИ Мурманской области и Баренц региона. Задачами курса являются, во-первых, дать представление о специфике СМИ региона, во-вторых, проанализировать тенденции развития СМИ Мурманской области и Баренц региона.

Усвоив материал курсов, студенты должны знать особенности типологии региональной прессы, понятие «концепция регионального печатного издания», а также уметь определять направление развития регионального СМИ, анализировать его жанровое и тематическое разнообразие, выделять тематическую специфику СМИ региона, анализировать концепцию газеты и телерадиостанции, оценивать редакторскую политику региональной газеты или телерадиостанции.

Для студентов, обучающихся по заочной форме, особое значение при овладении курса имеет самостоятельная работа. Пособие предназначено для проверки знаний, полученных при посещении занятий во время сессии, знакомства с кратким содержанием лекционного материала, представленного в пособии, и выполнения заданий для самостоятельной работы. При работе с учебным пособием студенту рекомендуется ответить на вопросы, отражающие основные положения теоретического материала, выполнить творческие задания, предназначенные для осмысления фактов или литературы по теме. Задания для самостоятельной работы рекомендуется выполнять, чтобы дополнить содержание лекции новыми примерами и отработать навыки аналитического мышления. В списке литературы предложены книги, брошюры и статьи, в которых отражено основное содержание курса. В пособии для отработки полученных знаний студентам предлагается пройти тест и уточнить значение основных понятий в разделе «Глоссарий».
Курс имеет целью познакомить студентов с проблемой, связанной с деятельностью российских СМИ, освещающих этничность и способствующих регулированию межэтнических отношений в России
Задачи курса:

  • раскрыть сущность этнической журналистики;

  • познакомить с национальной и языковой региональной политикой;



Факультатив «Этническая журналистика» является дополнительной дисциплиной в профессиональной подготовке студентов-журналистов и связан с такими курсами, как «Социология журналистики», «Язык и культура», «Основы творческой деятельности журналиста» и «Актуальные проблемы современности и журналистика».
Студенты должны знать:

  • что такое этнос, этничность, этническая журналистика;

  • какова специфика национальной и языковой региональной политики в Мурманской области;


Студенты должны уметь:

  • пользоваться методами анализа содержания средств массовой коммуникации;

  • определять степень влияния контента региональной прессы на общественное сознание.


Курс имеет целью познакомить студентов с разными типами современной журналистики
Задачи курса:

  • раскрыть сущность типов журналистики;

  • познакомить с особенностями разных типов журналистики;



Курс «Типы журналистики» является дополнительной дисциплиной в профессиональной подготовке студентов-журналистов и связан с такими курсами, как «Социология журналистики», «Язык и культура», «Основы творческой деятельности журналиста» и «Актуальные проблемы современности и журналистика».
Студенты должны знать:

  • что такое тип журналистики;

  • какова специфика разных типов журналистики;


Студенты должны уметь:

  • пользоваться методами анализа содержания средств массовой коммуникации;

  • определять степень влияния контента региональной прессы на общественное сознание.


СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ КУРСОВ
Тема 1: Баренц регион: история, проблемы и перспективы развития
План:

1. История Баренц региона и его современное состояние.

2. Направления сотрудничества в Баренц регионе.

3. Сотрудничество в области масс-медиа

Литература:

Основная литература:


  1. Булатов В.Н., Шалëв А.А. Баренцев Евро-Арктический регион: История и современность: Учебное пособие. Архангельск: Поморский университет, 2005.

  2. Петтерсен О. Мечта, ставшая реальностью: Региональное Баренцево Сотрудничество. 1923-2003. Архангельск: Информац. Баренц Центр, 2002.



Дополнительная литература:


  1. Баренцево сотрудничество – что дальше? Краткая оценка, посвященная задачам и выбору дальнейшего пути. Отчет об оценке Баренцева сотрудничества, проведенной Эрлингом Флëттеном по поручению Министерства иностранных дел Норвегии. Вадсë, 2005.

  2. Канн А. С. Швеция и Россия в прошлом и настоящем. М.: РГГУ, 1999.

3. Крылов С. Сотрудничество на Севере Европы // Международная жизнь. 1996. № 9.

4. Строгальщикова З. Баренцев регион отметил свой первый юбилей /Режим доступа: http://barentsculture.karelia.ru
Интернет-ресурсы:

www.barentspress.org/ru/

www.euroarctic.com

www.barentsobserver.com/

www.barentsinfo.org

www.barents.no


Задания для самостоятельной работы

по теме «Баренц региона: история, проблемы и перспективы развития»
1. Ответьте на вопросы:

  1. Чем обусловлена необходимость создания такого регионального союза, как БЕАР?

  2. Каковы географические, климатические и этнические особенности БЕАР позволяют считать его единым регионом?

  3. Как возник БЕАР и в чем его основная задача?

  4. Какова структура организации БЕАР?

  5. Каковы основные положения «Киркенесской декларации»?

  6. Почему можно утверждать, что БЕАР – регион со своей идентичностью?

  7. Возникновение БЕАР – это знак регионализации или общеевропейской интеграции региона?

  8. В чем Вы видите перспективы развития БЕАР?

  9. Каковы цели о задачи пяти Баренцевых программ?

  10. Оцените результаты выполнения Баренцевых программ.

  11. В чем суть программ в рамках Интеррег и ТАСИС?

  12. В чем состоит политическое сотрудничество в рамках Баренц сотрудничества?

  13. Из каких пунктов состоит пункт «Экономическое развитие»?

  14. Какие конкретные проекты в рамках программ Баренц сотрудничества кажутся вам наиболее значимыми для развития нашего региона?

  15. Каково содержание подпроектов культурного сотрудничества в рамках Баренц сотрудничества?

  16. Каковы задачи рабочей группы по делам коренных народов Баренц региона?

  17. Какие перспективы сотрудничества в области масс-медиа Вы видите?

  18. Какова задача сайта Euroarctic.com и интернет-проекта «Информационная служба Баренц региона»?

  19. Какова роль региональных СМИ в формировании положительного имиджа Мурманской области среди жителей Баренц региона?


2. Сделайте анализ публикаций на сайтах о жизни жителей Баренц региона www.euroarctic.com, www.barentspress.org/ru, www.barents.no,

www.barentsinfo.org, следуя следующему плану анализа: тематика выступлений, ключевые слова, жанры, позиция журналиста, отличие в отражении событий журналистов разных стран.
3. Познакомьтесь с материалами курсовой работы студента МГПУ (2009-2010 учебный год)1 и выскажите свое мнение об особенностях освещения Баренц сотрудничества в региональных печатных СМИ Мурманской области:

1. Существуют отдельные сайты, посвященные новостям из Баренц-региона. Наиболее крупный из них – «БаренцОбсервер» (BarentsОbserver. com) Он открылся под именем «Баренцньюз» (Barentsnews.net) 1 октября 2002 г. В сентябре 2003 г. страница переименовалась в «БаренцОбсервер». Это открытое интернет-агентство новостей, которое ежедневно предоставляет новости из Баренцева региона на русском и английском языках. Весь материал разделен на 7 категорий: политика, безопасность, экономика, природа, энергия, рыба, общество и пограничье. Поисковая система предоставляет читателям доступ к полному архиву, теперь содержащему больше 13000 новостей. Сайт в ноябре 2008г ежедневно имел более 75000 кликов и 3000 посетителей. Управляется главным офисом Норвежского Баренцева Секретариата в Киркинесе.

Существуют следующие тематические сайты:

http://www.barentsyouth.org/ ― сайт посвящен молодежным проектам Баренцева региона

http://www.barentsindigenous.org/ ― сайт содержит информацию о проектах, связанных с коренными народами

http://www.barentsphoto.com/ ― архив фотографий

http://www.barentshealth.org/ ― сайт Фонда здравоохранения Норвежского Баренцева Секретариата

Эти четыре сайта, проекты норвежского Баренц секретариата, обновляются настолько редко, что понять, завершили ли они свое существование или нет, невозможно.

Также существуют сайты таких организаций, как Баренц секретариат, Баренц Пресс. Там появляется информация, непосредственно имеющая отношение к их целям и задачам. Новостными сайтами, рассчитанными на массовую аудиторию, их назвать нельзя.

2. Методом сплошной выборки был проанализирован ряд публикаций «Мурманского вестника» и «Полярной правды» из архива газет Мурманской государственной областной научной библиотеки за 2009 год.

Были обозначены следующие критерии отбора публикаций: географический (сотрудничество области с провинциями, входящими в Баренц-регион) и тематический (соответствие темы статьи основным направлениям развития региона). Для проведения анализа публикаций были отобраны 73 журналистских материала. Из них 27 – в «Полярной правде», 46 – в «Мурманском вестнике».

Динамика публикаций, освещающих события Баренц региона, выглядит следующим образом: январь – 7 материалов, февраль – 6, март – 3, апрель – пять, май – 6, июнь – 3, июль – 3, август – 9, сентябрь – 19, октябрь – 5, ноябрь – 6, декабрь – 1 материал. В августе и сентябре заметен резкий скачок интереса к тематике Баренц региона. Это легко объяснимо событиями, происходящими в данный промежуток времени: парламентскими выборами в Норвегии, а также выставкой «Пан-Баренц», вызвавшей большой интерес журналистов. «Полярная правда» была более ориентирована на городскую жизнь, она писала о выборах гораздо меньше, учитывая бытовые интересы мурманчан. «Мурманский вестник» старается охватить все значимые для области события и рассмотреть их в более крупном масштабе. Так публикаций в этом издании оказывается в целом больше, чем в «Полярной правде». Но нужно учитывать и периодичность выхода – «Мурманский вестник» выходил чаще.

3. В публикациях преобладают информационные жанры. В основном это анонсы мероприятий, заметки, репортажи. Материалов аналитических жанров гораздо меньше, а художественно-публицистических совсем нет. На этом фоне выделяется материал Елены Ларионовой «Русский акцент все заметнее» («Полярная правда», 5 февраля 2009 г.). Это целый разворот, посвященный «Баренц Спектаклю-2009» в Киркинесе. Здесь несколько заметок, обозрений, статей, после прочтения которых у читателя складывается полное понимание происходящего. На одном развороте с помощью такого «мозаичного» повествования автору удалось захватить разные аспекты взаимоотношений регионов, связанных с «Баренц Спектаклем». Это и приграничное сотрудничество, и культурный экскурс в историю фестиваля, и экономическое взаимодействие регионов. Таких статей, всесторонне и глубоко рассказывающих о состоянии Баренц сотрудничества, на страницах рассматриваемых изданий практически нет.

Статьи Елены Ларионовой, а их среди рассмотренных материалов 9, всегда дают аудитории полное представление о проблеме. Она старается донести читателю информацию так, чтобы показать важность этой новости для каждого. Ее материалы – не сухое повествование, а постоянное отнесение к России, к нашей стране, к тому, что близко и понятно читателю. И другая страна становится понятнее и ближе, именно в публикациях Елены Ларионовой слово «соседи» чувствуется гораздо ярче, не как сухая дипломатическая метафора. Яркий пример – сравнение предвыборной ситуации в Норвегии с российскими реалиями: «Впрочем, политики всех стран всегда обещают избирателям «золотые горы». Если их выберут. Мы знаем немало примеров и в нашей собственной стране, не так ли?» («Выборы по-норвежски», Полярная правда, 10 сентября 2009 г.). Или небольшое отступление о русских торговках в Киркенесе в статье о кадровом взаимодействии между странами: «Забавно слушать, как бойко русские бабушки оперируют норвежскими цифрами и положительными эпитетами, расхваливая свой немудреный товар…» («Все на рынок!», Полярная правда, 5 февраля 2009 г.)

Как руководитель проекта «Баренц Пресс Интернэшнл», Е. Ларионова часто публикует информацию о журналистском сотрудничестве и выделяет этот аспект в своих материалах. Например, в статье «Выборы по-норвежски» отдельная часть посвящена поведению норвежских СМИ и сравнению их с русскими предвыборными кампаниями.

4. По тематике публикации разделяются следующим образом: 39 материалов посвящены культуре и спорту; 11 – политике; 10 – экономике и промышленности, кадровым вопросам; 6 материалов ― проблемам транспорта и связи; 6 ― образования и науки; 1 публикация посвящена экологии; 1 – здравоохранению.

Из диаграммы становится ясно, что наиболее освещенными остаются культурные и спортивные события. Обусловлено это тем, что сейчас наиболее развито сотрудничество в сфере человеческих контактов, успешно реализуются культурные и образовательные проекты. Именно о них материалы самые обширные и разнообразные по жанру. Одной выставке «Пан - Баренц» было посвящено 7 публикаций в рассмотренных газетах.

Реакцию она вызвала неоднозначную. В «Полярной правде» репортаж Ольги Зайцевой «Метафора диалога, или Идентификация Баренца» с сарказмом повествует о выставке: «Актуальность идентичности и идентичность актуальности – это вам не шлынды-брынды. Тут такие просторы открываются – дух захватывает». Или: «Господи, так и тянет зевнуть! И подобные тексты сопровождают практически все экспонаты выставки. А она, кстати, занимает целых два этажа!» Поиски Баренц идентичности Ольгой Зайцевой могут отбить у читателя желание интересоваться этой темой.

Но именно идентичность сейчас активно разрабатывается в Баренц регионе. «Мы претендуем если и не на создание единого этноса, то, во всяком случае, на создание культурной целостности отдельного региона. Как знать, возможно, в будущем мурманчане и в самом деле будут считать себя не россиянами в первую очередь, а жителями Баренц региона», ― рассказывала Любовь Кузовникова, арт-директор кураторской группы «Девушки на мосту» в одном из интервью2.

Татьяна Брицкая, журналистка «Мурманского вестника», выставку «Пан-Баренц» осветила по-другому. Ее материал носит нейтральный характер и несет информацию читателю спокойно, практически без эмоций («Игра в Баренц», Мурманский вестник, 16 сентября 2009 г.).

5. Как видно из диаграммы, слово «Норвегия» упоминается в 39 материалах, «Россия» ― в 20, «Финляндия» ― в 19, «Швеция» ― в 19, «Карелия» ― в 2, «Архангельская область» ― в 6. Сам Баренц регион упоминается 23 раза. Чаще всего упоминается Норвегия. Это связано с действительным количеством проектов сотрудничества между Россией и Норвегией. В Мурманске есть офис Норвежского Баренц секретариата, что облегчает и ускоряет налаживание международных отношений и личных контактов.

Российские регионы, входящие в Баренцев Евро-Арктический регион, в рассмотренных публикациях практически не упоминаются. Республика Коми и Ненецкий автономный округ не упоминаются вообще. Это можно объяснить отсутствием практического повода – сотрудничество с этими территориями на региональном уровне налажено сравнительно плохо.

6. Встречающиеся понятия ― это сотрудничество, дружба, взаимодействие. «Подобные праздники являются хорошим подтверждением тесной дружбы наших регионов» (Буткова Л. Дружба со спортивным акцентом). Часто они предстают как синонимы: «Совет призван оказывать поддержку предприятиям малого и среднего бизнеса, заинтересованным в установлении и расширении международного взаимодействия со странами Баренц-региона и Швецией. Содействовать развитию региональных экономик обеих стран, расширять сотрудничество между провинцией Норботтен и Мурманской областью эта структура намерена с помощью совместного торгового представительства в Мурманске» (Погодин А. Мы и шведы).

В статьях также употребляется понятие «соседи». Например, материал об установлении норвежцами новых ламп на маяки в Финском заливе находится в рубрике «По-соседски». «Соседство станет ближе» ― такой заголовок носит статья о Днях Норвегии в Мурманске.

7. В рамках курсовой работы нами был проведен опрос пятидесяти респондентов в возрасте от 16 до 62 лет. Все опрошенные проживают в городе Мурманске. Им были заданы следующие вопросы:

1. Знаете ли Вы, что такое Баренц регион?

2. Интересно ли Вам узнать больше о Баренц сотрудничестве, о проектах, проводимых в его рамках?

3. Вы читаете газеты? Как часто?

Опрошенные были разделены на три группы. Молодежь – от 14 до 30 лет, взрослое работающее население – от 31 до 50 лет, пенсионеры – от 51 года.

Как показывает анализ результатов опроса, знает о Баренц регионе в большинстве своем молодежь. Хотят узнать о нем больше 88% опрошенных. Но из 26 респондентов в возрасте от 14 до 30 лет регулярно читают газеты только 3, один-два раза в неделю ― 7 человек.

Опрошенные в возрасте от 31 до 50 лет осведомлены о Баренц регионе гораздо меньше. Меньше половины интересуется новостями в рамках Баренц сотрудничества. Еще менее активны пенсионеры. На второй вопрос они отвечают или твердо «Нет» или «Наверное… Ну да». Как ни странно, процент постоянных читателей газет у них самый низкий.

Из 21 респондента, читающего газеты постоянно или один-два раза в неделю, только 5 (23%) не интересует тема Баренц сотрудничества. Не знают ничего о нем ничего 6 человек (29%).

По результатам проведенного опроса более половины респондентов старше 31 года не знают, что такое Баренц регион. Но среди читателей газет среднего и пожилого возраста подавляющее большинство (77%) знает о Баренц регионе, интересуется новостями. Молодежь осведомлена гораздо больше, но только половина интересующихся постоянно или время от времени читают газеты. Часто они используют другой источник информации – Интернет.

Нужно также учитывать, что опрошенное нами количество человек не является показателем всей картины. Требуется более широкое и глубокое исследование.

8. Несмотря на употребление таких слов, как дружба, соседи, статьи остаются сухими и, в основном, излагающими какое-либо актуальное, текущее событие. Конечно, в первую очередь это обусловлено их принадлежностью к информационному жанру. Но и все публикации за 2009 год не дают целостной картины, говорящей, что такое Баренц регион и зачем он нужен. А значит, это не будет понятно и читателям. О единстве истории, места расположения, сознания упоминается только в статьях на культурную тематику, связанных с событиями, пропагандирующими идеи Баренц региона, такими, как «Пан-Баренц» и «Баренц Спектакль». Остальные материалы носят информационный характер, сообщают о приезде делегаций, открытии выставок, анонсируют мероприятия. События освещаются локально. Не складывается полного понимания состояния Баренц сотрудничества. С другой стороны, для знания о Баренц регионе в любом случае будет недостаточно чтения газет. Нужны дополнительные материалы, рассказывающие, какие страны в него входят, с какой целью появилось это образование.

Участие российских регионов, кроме Мурманской области, во взаимодействии России и Скандинавии практически не освещается региональными СМИ. Их сотрудничество с нашей областью намного скуднее, не дает поводов для материалов и упоминаний в статьях.

Среди постоянных и частых читателей газет подавляющее большинство знает о Баренц регионе и интересуется событиями Баренц сотрудничества. Поэтому можно считать, что печатные СМИ выполняют свой долг по информированию читателей. Наиболее знающая и интересующаяся аудитория ― молодежь. Но газеты ― не основной источник получения информации для них, чаще это Интернет-ресурсы.

С другой стороны, знают, что такое Баренц регион, и интересуется им меньше половины опрошенных возрастом от 31 года. Респонденты упоминали, что никакой практической цели это знание не принесет. Оно не нужно им на работе, им не идут отчисления от проектов. Поэтому большинство с уверенностью отвечали, что они ничего не знают и больше не хотят.
Глоссарий

по теме «Баренц региона: история, проблемы и перспективы развития»
Баренцев Евро-Арктический регион (БЕАР) ― часть Европы, которая находится за Полярным кругом

Баренц-программа (Баренцева программа) ― главный документ, обобщающий направления и содержание сотрудничества на ближайшую перспективу, основа сотрудничества, где определяются приоритетные районы.

Киркенесская декларация ― основной документ Баренц сотрудничества, декларация, которая провозгласила создание Совета БЕАР как форума для обсуждения двусторонних и многосторонних аспектов сотрудничества и в которой были выделены приоритетные области сотрудничества: экономика, торговля, наука и технологии, туризм, инфраструктура, образование, культурные обмены, а также проекты, связанные с улучшением положения коренных народов Севера

Руссенорск ― контактный язык, язык торговли жителей Северной Норвегии и поморов
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск