Чеченский государственный университет центр системных региональных исследований





НазваниеЧеченский государственный университет центр системных региональных исследований
страница1/17
Дата публикации26.06.2014
Размер2.92 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Культура > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

СЕВЕРОКАВКАЗСКИЙ ЦЕНТР ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




ЦЕНТР СИСТЕМНЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ИППК РГУ и ИСПИ РАН




В.Х. АКАЕВ






И С Л А М:
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ


Ответственный редактор: д.ф.н., профессор,

Драч Г.В.
Издательство СКНЦ ВШ

Ростов н/Д - Грозный, 2004
Печатается по решению кафедры теории культуры, этики и эстетики Ростовского государственного университета

Данная монография – итог исследования, поддержанного американским фондом Джон и Катрин Макартуров. Издание ее осуществлено также при финансовой помощи этого фонда.
Рецензенты:

  1. Билалов М.И., д.ф.н., профессор (г. Махачкала)

  2. Добаев И.П., д.ф.н. (Г. Ростов-на-Дону)

  3. Яндаров А.Д., д.ф.н., профессор (г. Москва)


Акаев В.Х.

Ислам: социокультурная реальность на Северном Кавказе / Северо-Кавказский центр высшей школы / Чеченский государственный университет. - Грозный, 2003. – 264 с.
В монографии рассматриваются исторические, политические и культурные особенности проявления ислама на Северном Кавказе. Значительное внимание уделено появлению и эволюции суфизма в Дагестане, Чечне и Ингушетии, выявлены различные формы его проявления, определяющиеся историческими и социально-политическими предпосылками. Рассмотрены духовные, идеологические и политические положения накшбандийа, кадирийа и шазилийа.

Особое внимание уделено появлению и распространению на Северном Кавказе ваххабизма, представляющего новую для данного региона религиозно-политическую реальность, характеризуемая как форма религиозного радикализма. Установлено, что исламское возрождение на Северном Кавказе как реальный религиозно-культурный процесс происходил противоречиво и конфликтно в силу разновекторности социокультурных ориентиров традиционного ислама и ваххабизма. Религиозный радикализм на Северном Кавказе, представленный ваххабизмом, рассматривается как угроза для традиционной культуры и безопасности населения региона.

Предлагаются рекомендации, реализация которых могут способствовать улучшению внутриконфессионального, межконфессионального, межэтнического климата на Северном Кавказе.

Содержание

Введение ...........................................................................…...4-10

Глава 1. Эволюция суфизма на Северном Кавказе....….11-143

1.1. Этапы становления суфизма в Дагестане и Чечне………..11

1.2. Идеология и практика мюридизма…………………………43

1.3. Чеченский суфий шейх Кунта-Хаджи и его учение.

Распространение зикризма…………………………………52

1.4. Духовная и политическая деятельность суфийских братств в

годы советской власти………………………………………96

Глава 2. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе:

социокультурная несовместимость………………………144-190
2.1. Социокультурная реальность на Северном Кавказе

накануне и после распада советской системы…………….144

2.2. Особенности распространения ваххабизма

на Северном Кавказе………………………………………..155

2.3. Военные столкновения между ваххабитами и последователями

суфизма..............................................................................….172

Глава 3. Исламский радикализм - угроза для безопасности

гражданского населения.....……………………………….191-231
3.1. Ваххабитский проект - «кавказский халифат»...............…191

3.2. Шариатское правление в Чечне и его последствия………202

3.3. Исламский радикализм - фактор общественной угрозы…210

3.4 «Шахидизм» как религиозно-политическая реальность…221
Заключение........................................................................….232
Использованная литература.........................................…..243-260

Введение

В монографии1 рассматриватся социальные и духовные предпосылки возникновения суфизма, представляющегося субкультуру арабо-мусульманской культуры, выявляются основные этапы его становления, проявившиеся в аскетизме, мистицизме и пантеизме, а также их особенности. Важное внимание уделяется, занимаемому месту суфизма в исламской культуре, отмечена духовная, культурная и политическая роль суфизма в жизни мусульман и особенности его проявления в мусульманских регионах, а также участие суфийских движений в народно-освободительных движениях.

Специально рассмотрен вопрос появления и распространения суфизма в Дагестане и Чечне, выявлены исторические, политические и культурные условия формирования местной арабо-мусульманской культуры, важное место в которой занимает суфизм как религиозно-философское, мистическое течение в исламе. Отмечены суфийские представления средневекового мусульманского богослова Мухаммада аль-Фараджа ад Дарбанди (ХI в.) из Южного Дагестана, рассмотрены религиозные взгляды шейха Мансура (ХУIII в.), особенности распространения учения накшбандийа-халидийа под руководством шейха Мухаммада Ярагского (ХIХ в.), основные положения учения шейха Джамалутдина Казикумухского (ХIХ в.), дана характеристика мюридизма, основанного на накшбандийа-халидийа, идеологии и практике газавата.

Поражение газавата в конце Кавказской войны способоствовало формированию новых социальных и духовных реалий на Северном Кавказе, требующих альтернативных духовно-нравственных решений. В связи с этим, появление и распространение тариката кадирийа, радикально отличавшегося по идейному содержанию и ритуальной практике от шамилевского мюридизма, ускорило падение исламского государства (имамата) Шамиля и массовый переход горцев к мирной жизни. Зачинателем нового суфийского учения, направленного против шамилевской идеологии, призывавшей к борьбе с царизмом до победного конца, являлся чеченский суфий шейх Кунта-Хаджи Кишиев (ХIХ в.). Его учение, проповедующее мир, смирение, непротивление злу, объективно было направлено против газавата и оно открывало мирные политические горизонты, духовные и нравственные идеалы для верующих, уставших от разрушительной войны. Это мирное учение, содержащее в себе нравственно-гуманистический потенциал, будучи духовно-культурной альтернативой газавата, для горцев, находившихся в условиях физического, политического и духовного угнетения и пессимизма, в период конца Кавказской войны явилось новой духовной реальностью. Идеи Кунта-Хаджи о смирении, непротивлении злу, прекращении военных действий и переходу к мирной жизни – представляли новую систему идеологических и нравственных ценностей, ориентирующих горцев на новую политическую и духовную реальность.

Учение Кунта-Хаджи, получившие название зикризм, после его ареста и ссылки претерпевает идейную и организационную трансформацию, от него отпочковываются вирдовые братства - Бамат-Гирей-Хаджи, Батал-Хаджи, Чиммирзы, а в советский период среди ссыльных чеченцев возникает вирд Вис-Хаджи. В монографии ставилась и задача рассмотрения духовной и политической деятельности суфийских братств, функционировавших в годы советской власти, а также сложившихся отношений между ними.

В ходе изучения проблем связанных с эволюцией суфизма на Северном Кавказе использованы издания дореволюционного периода, современные труды отечественных и зарубежных ученых. Многие положения текста монографии опираются на архивные документы, извлеченные из фондов Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного архива социально-политической истории, Государственного архива Калужской области, Государственного архива Северной Осетии-Алании, Ростовского центра хранения и переработки информации новейшей истории России, рукописного фонда Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, бывшего архива КГБ ЧИАССР.

После начала перестройки, ослабления диктата коммунистической идеологии в СССР, начинаются процессы экономического, политического и культурного обновления советского общества, что болезненно отразилось на судьбы многих народов. А с распадом единой страны ускорились дезинтеграционные тенденции, разваливалась советская экономика, культура, обострились межнациональные и межконфессиональные отношения на постсоветском пространстве. Под лозунгами демократии в национальных регионах набирали силу националистические и сепаратистские тенденции, что было связано с отсутствием единой государственной национальной идеологии, экономическим и политическим ослаблением центра страны. В ходе этих процессов формировалась социокультурная реальность, совершенно отличная от той, что существовала в советский период, при этом сталкивались традиционные духовно-культурные системы с новыми социальными, культурными и религиозными ценностями, порою искусственно инкорпорируемые в ткань общественной жизни.

Эти процессы коснулись и Северного Кавказа, отличающегося полиэтничностью, поликонфессиональностью, традиционной этнокультурной устойчивостью. В этом регионе издревле проживают десятки народов, принадлежащих к разным расам, этносам, культурам и цивилизациям. Это - аборигены Кавказа и пришлые народы, которые в своем историческом развитии прошли длительный путь взаимной аккультурации, этнокультурной коммуникации. В годы советской власти все северокавказские этносы развивались на основе общей экономики, политического устройства и идеологической и культурной системы, что позволило им при известных коллизиях и отличиях двигаться от традиционализма к модернизации. В своем современном развитии они достигали новые социальные и культурные высоты, определявшие степень развития их социокультурного бытия.

Но для таких северокавказских народов как балкарцы, карачаевцы, ингуши, чеченцы, исповедующих ислам, и калмыков, придерживающихся ламаизма, жизнь в советском государстве была нелегкой, а порой трагической. В ходе сталинской депортации эти этносы подверглись массовой гибели, лишались веками накопленной собственности, созданных культурных ценностей. В социальном и культурном становлении они были отброшены на десятки лет. Темпы социального и культурного развития депортированных народов были ниже, чем у народов, не подвергшихся массовому насилию. А развал советской системы болезненно отразился на судьбе депортированных народов, а некоторые из них подверглись очередной трагедии, оказались ввергнутыми в политический, экономический хаос.

Новые экономические, политические, идеологические ценности, утверждающиеся в России, приобретали особый смысл и характер на Северном Кавказе, где завязаны тугие узлы этнополитических, территориальных, межнациональных конфликтов. Реанимация этих этих конфликтов во многом связано с деятельности представителей местных элит и националистических организаций, спекулировавших на трагедиях прошлого и трудностях современности. В ходе этой деятельности среди определенной части населения активизировались националистические, сепаратистские и религиозные настроения.

Посткоммунистическая ситуация создавала широкие возможности для свободного отправления религиозных потребностей верующих, в том числе и мусульман. Освободившиеся от советстких идеологических пут, мусульмане встали на путь духовного возрождения, видя в исламе, спасение от сложных процессов модернизации. Восстанавливались старые и строились новые мечети, открывались исламские учебные заведения, издавалась и распространялась теологическая литература. Для получения духовного образования мусульмане отправлялись в учебные центры разных мусульманских стран, возникали исламские партии и движения, принимавшие прямое участие в общественно-политических процессах. Словом, мусульмане превращались в акторов политических и культурных процессов, протекающих как в регионе, так и в стране.

Вместе с тем в ходе духовного и культурного возрождения мусульман Северного Кавказа стали проникать негативные тенденции, связанные с идеологическими, политическими, духовно-культурными разногласиями, порождающими серьезные противоречия между ними. Такая реальность связано с появлением совершенно нового в жизни мусульман региона религиозно-политического движения, получившего в западной и в советской ориенталистике название «ваххабизм». Ряд российских ученых ваххабизм, распространившийся на Северном Кавказе, называют салафизмом2, а иные - неоваххабизмом3, «ихванством»4, пытаясь отличить его от классического ваххабизма, существующего в Саудовской Аравии и в ряде стран Персидского залива. Автор данной монографии в целях различения «местной формы ваххабизма» от классического ваххабизма, ныне существующего в Саудовской Аравии и в некоторых других мусульманских странах, ввел понятие «северокавказского ваххабизма»5, подчеркивая не только их географическое различие друг от друга, но и культурное.

Очевидно, что в отечественном исследовании, посвященного изучению новых для Северного Кавказа исламских течений и движений, отсутствует устоявшийся понятийный аппарат, что порою затрудняют строгий научный анализ. Для мусульман Дагестана, Чечни и Ингушетии, являющихся в преобладающем большинстве своем, суннитами шафиитского мазхаба и традиционно придерживающихся суфийских ценностей, ваххабизм становится теоретической и практической альтернативой. В силу противоположных идейных и ритуальных особенностей между ваххабизмом и суфизмом возникали конфликты, происходили кровопролитные столкновения. Эта религиозно-политическая реальность была наиболее заметна сначала в Дагестане, а затем в Чечне, Ингушетии, Карачаево-Черкессии. Она негативно сказывалась на традиционное религиозное мировоззрение мусульман, этнополитическую стабильность, безопасность людей.

В связи с этим актуализировалась задача изучения соотношения традиционной и новой социокультурной реальности, выяснения идейных, политических, культурных разногласий, возникших между традиционным для Северо-Восточного Кавказа суфизмом и ваххабизмом, определения степени угрозы ваххабизма, как религиозно-политического радикализма для гражданского населения и государства. Суфийский ислам для нахско-дагестанских народов, народный ислам, для народов Северо-Западного Кавказа, охватывающий большую долю языческого массива, составляли ядро культурной системы мусульманских народов Северного Кавказа. Вместе с тем в данном регионе в силу социально-экономических и культурных процессов, происшедших накануне и после распада СССР, сложилась параллельная религиозно-культурная реальность, сопряженная с религиозным радикализмом и экстремизмом.

Взаимоотношения между традиционализмом и привнесенными извне религиозными инновациями, приобретали противоречивый, конфронтационный характер. Часто в научных изданиях появляются материалы, не всегда ясно освещающие специфику взаимоотношений между традиционным для данного региона исламом и исламом салафитским или ваххабитским. Некоторые исследователи обострение религиозно-политической ситуации на Северном Кавказе, имевшее место в 90-х годах ХХ века, связанное с противостоянием между традиционным исламом и так называемым ваххабизмом, не воспринимали всерьез. Так, востоковед А. Кудрявцев считал безосновательным волнения по поводу политической радикализации ваххабитов в Дагестане, а американский исследователь ислама Мюриэль Эткин заметил, что для России и стран СНГ употребление ярлыков «фундаментализм» и «ваххабизм», раздувание «ваххабитской угрозы» имели важные практические последствия6.

Данные высказывания небесспорны, ибо деятельность «северокавказских ваххабитов» все-таки имела и продолжает иметь экстремистский характер, проявлявшийся в нетерпимом отношении к тем, кто не воспринимал их идеологию и практику, а некоторые из них оказались замешанными в похищениях людей, терактах, представляя угрозу для общества и государства. Излагая свое понимание исторических и содержательных аспектов регионального суфизма, представляющего субкультуру арабо-мусульманской культуры, выявляя специфику его проявления в жизни мусульманских народов Северного Кавказа, отдельные положения идеологии ваххабизма, конфликтные формы взаимоотношений суфизма и ваххабизма, мы ставили задачу показать сложность, неоднозначность и противоречивость религиозной, политической и культурной ситуации в данном регионе. Важно учесть и то, что ислам как социокультурная реальность, сохраняя основополагающие догматические принципы, ритуальные и церемониальные особенности, под влиянием модернизации и религиозного радикализма подвергается обновлению, хотя этот процесс здесь едва заметен.

В ходе исламского ревивализма (возрождения) зарождаются ростки новой, часто сложной и противоречивой духовной ситуации, в формировании которой принимают участие различные объективные и субъективные факторы, связанные с общими социокультурными событиями, индивидуальными и личностными действиями, обуславливавшими всякий культурный феномен. Рассмотрение этих факторов и выявление особенностей сложного, противоречивого и болезненной реальности ислама как социокультурного феномена на Северном Кавказе – цель данного исследования.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Чеченский государственный университет центр системных региональных исследований iconЧеченский государственный университет
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая Чеченским государственным университетом по направлению подготовки...
Чеченский государственный университет центр системных региональных исследований iconСуфизм на северо-восточном кавказе: возникновение, идеология, практика
Работа выполнена на кафедре философии фгбоу впо «Чеченский государственный университет»
Чеченский государственный университет центр системных региональных исследований iconЗакон Российской Федерации от 10. 07. 1992 г. №3266-1 «Об образовании»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чеченский государственный...
Чеченский государственный университет центр системных региональных исследований iconСоциокультурная реальность Кавказа в творчестве русских и европейских художников ХIХ века
Работа выполнена на кафедре философии гоу впо «Чеченский государственный университет»
Чеченский государственный университет центр системных региональных исследований iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министерство образования и науки российской федераци чеченский государственный университет
Чеченский государственный университет центр системных региональных исследований iconМинистерство образования и науки российской федерации чеченский государственный университет
Образовательная дать знания о Кибертерроризме, путях их распространения, об антивирусных программах и способах их использования на...
Чеченский государственный университет центр системных региональных исследований iconИсследовательский центр проблем качества подготовки специалистов...
Национальная система и образовательные стандарты высшего образования российской федерации: аналитический доклад /Под науч ред д-ра...
Чеченский государственный университет центр системных региональных исследований iconФгоувпо «Чеченский государственный университет» г. Грозный e-mail:
Экосистемы Кавказа испытывают в последнее время очень сильное возрастающее воздействие антропогенного фактора, что угрожает разрушением...
Чеченский государственный университет центр системных региональных исследований iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чеченский государственный...
Чеченский государственный университет центр системных региональных исследований iconЮжно-Уральский государственный университет кафедра социологии
Целью дисциплины является формирование целостной системы знаний о развитии системных представлений в социологии
Чеченский государственный университет центр системных региональных исследований iconЮ. К. Корнилова
В. А. Барабанщиков, доктор психологических наук, профессор, зав лабораторией системных исследований психики ип ран
Чеченский государственный университет центр системных региональных исследований iconПрофилактика йододефицитных заболеваний у беременных и кормящих женщин...

Чеченский государственный университет центр системных региональных исследований iconМинистерство образования и науки российской федерации государственное...
Рабочая программа учебной дисциплины «Управление стоимостью предприятия в сфере эксплуатации недвижимости» составлена в соответствии...
Чеченский государственный университет центр системных региональных исследований iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Основы научных исследований»
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), 2004
Чеченский государственный университет центр системных региональных исследований iconСписок рекомендуемых тем рефератов по специальности
Развитие теории региональной науки, методы и инструментарий региональных исследований
Чеченский государственный университет центр системных региональных исследований iconНаучный центр исследований по проблемам заповедного дела минэкоресурсов...
I. порядок применения правил землепользования и застройки городского округа лыткарино и внесения в них изменений


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск