| Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
|
КУЛЬТУРОЛОГИЯ КУРС ЛЕКЦИЙ
Пермь 2012 ББК 71
К 90
Составитель: О.С. Беляева, канд. философских наук, доцент Рецензент: доцент, кандидат социологических наук Курбатова Л.Н., ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»
Утверждено на заседании кафедры рекламы, связей с общественностью и гуманитарных дисциплин
Протокол № 2 от 02.10.2012.
Культурология: курс лекций для студентов заочной формы обучения / Составитель О.С. Беляева. – Пермь: АНО ВПО «Пермский институт экономики и финансов», 2012, – 99 с.
Курс лекций по дисциплине «Культурология» для студентов заочной формы обучения направлений 230700.62 «Прикладная информатика», 080200.62 «Менеджмент», 031600.62 «Реклама и связи с общественностью» 080100.62 «Экономика», 030900.62 «Юриспруденция»
Курс лекций составлен в соответствии с рабочей программой курса. Курс содержит характеристику предмета, структуры и методы культурологии; определение понятия, структуры и функций культуры; анализ культурной динамики; исследование процессов развития культуры в обществе; характеристику функций, видов, направлений и стилей развития искусства; исторический анализ культурных явлений, процессов и институтов; характеристику современной культуры.
В курсе представлены вопросы для самоконтроля, со списками обязательной и дополнительной литературы и вопросы к зачёту по курсу «Культурология».
Курс лекций соответствует федеральному государственному образовательному стандарту и может быть использован при подготовке к любым формам контроля по дисциплине «Культурология» для заочной формы обучения.
© О.С. Беляева, 2012
© АНО ВПО «Пермский институт экономики и финансов», 2012 ВВЕДЕНИЕ
Культурология наполняется знаниями и открытиями и одновременно дает питательную почву широкому кругу наук. Как явление духовное она связана с философией, историей, этикой, эстетикой, теорией права и другими; как явление материальной жизни—с антропологией, этнографией, социологией, общественной психологией, этнопсихологией, демографией.
Культурология ориентирована на познание того общего, что связывает различные формы культурного существования людей. Вопрос, что такое культура, ставит задачу целостного понимания истории, с позиции философского осознания ее всеобщего содержания и природы. История культуры — попытка обозреть предшествующее развитие человечества с точки зрения целей, потребностей и задач современности. Именно поэтому культурологическое знание необходимо для формирования мировоззрения молодого специалиста.
ЦЕЛЬ КУРСА: студенты должны освоить проблематику культурных явлений и процессов современного общества, ориентироваться в основных культурологических проблемах, знать закономерности развития культуры.
Раздел 1. Предмет, структура, функции и методы культурологии
Основные категории: Культурология. Предмет культурологии. Структура культурологии. Функции культурологии. Культурология в системе наук. Методы культурологии. Категории культурологии. Артефакт культуры. Культурантропология. Культурогенез. Символ культуры.
План.
Предмет, структура и функции культурологии
Становление и развитие культурологии.
Культурология в системе наук
Методы и категории культурологии
Тема 1.1. Предмет, структура и функции культурологии В европейской философии XIX века выделялись 2 типа знаний: знания о природе и знания о культуре. В отличие от знаний о природе, знания о культуре не всегда получали статус наук, их называли гуманистикой (humanities). Эти знания непосредственно связаны с человеком – с его сознанием, ценностями, идеалами. Главная задача гуманитарного знания – воздействие на духовный мир личности, побуждение людей к творчеству и взаимопониманию. В систему гуманитарного знания и включена культурология.
Само название «культурология» появилось сравнительно недавно: в конце XIX – начале ХХ века. Немецкий химик В. Оствальд в труде «Система наук» (1915) предложил именовать науку о цивилизациях «культурологией»1.
Английский антрополог Л. Уайт в 1939 в статье «Проблема терминологии родства» использовал понятие культурологии для обозначения целого класса явлений, имеющих наряду с функциональным ещё и ценностное, символическое значение.
Культурология ориентирована на познание того общего, что связывает различные формы культурного существования людей. Вопрос о том, что такое культура, ставит задачу целостного понимания истории, с позиции философского осознания ее всеобщего содержания и природы. История культуры – попытка обозреть предшествующее развитие человечества с точки зрения целей, потребностей и задач современности.
Культурология – это не только система рационального знания, но внерационального понимания, и обе эти системы внутренне организованы и одинаково важны для постижения культуры.
Культурогия изучает не только культуру в целом, но и различные, часто весьма специфические сферы культурной жизни, взаимодействуя с другими отраслями научного знания: политологией, социологией, психологией, искусствоведением, экономикой, лингвистикой и т. д., так как все гуманитарные науки, так или иначе, берут свое начало в культуре. Культурология – это комплексная гуманитарная наука.
Культурология как наука возникла потому, что появилась потребность рассмотреть культуру как систему. Культура как система-это, прежде всего, система вещей-артефактов. Артефакты – это все вещи, созданные человеком. И если культура – это система вещей, то мы должны попытаться сделать своего рода классификацию этих вещей.
Культурология находится в самом начале своего пути, но уже сейчас она обретает все возрастающее значение для понимания и объяснения человека и его символической вселенной.
Культурологию как полифоническую науку можно структурировать по ряду оснований. В отличие от большинства социальных и гуманитарных наук, изучающих те или иные сферы человеческой жизнедеятельности, дифференцированных по специализированным предметам этой деятельности – экономические, юридические, военные, искусствоведческие, педагогические и другие науки, культурология относится к группе наук, исследующих в качестве объектов все виды и формы целеориентированной человеческой жизненной практики (как специализированной, так и обыденной), но в строго определенных аспектах. К этой группе относятся исторические науки (генетико-хронологический аспект коллективного человеческого существования), психологические (мотивационный аспект человеческих самопроявлений), социологические (структурно-функциональный и деятельностно-ролевой аспекты социальной активности людей), а также культурологические науки (ценностно-регулятивный и коммуникативный аспекты коллективной и индивидуальной жизнедеятельности людей).
Подобный составной характер как объекта, так и предмета культурологии детерминирует и столь же сложную структуру самого культурологического знания.
Культурология в нашей стране стала активно развиваться с 1960-х г.г. Культурология находится в процессе становления, её границы пока недостаточно чётки.
Структура культурологии.
Культурология представляет собой комплекс отраслей научного знания, и процесс их дифференциации свидетельствует о развитии науки.
При изучении культурологии как учебной дисциплины в качестве основных блоков принято выделять исторический и теоретический.
В историческом блоке раскрываются генезис и исторические этапы становления культуры; показываются реальные процессы развития культуры, функционирования ее стереотипов, образцов, миросозерцании, норм, ее регулирующих. Данный блок включает два раздела – историю мировой культуры и культуры России. При изучении истории культуры России следует показать ее взаимосвязь с мировой культурой, дать анализ современного ее состояния, показать место в мировой цивилизации.
В процессе изучения теории культуры раскрываются представления об ее основах (предмет, исходные понятая, структура и функции культурологии), ведущих школах, направлениях, концепциях в культурологии. К главным теоретическим понятиям относятся также культурантропология, философия культуры, символическая, игровая, психологическая концепции культуры, теория архетипов культуры, концепция «локальных цивилизаций», социология культуры и др. Кроме того, непременной частью культурологии является анализ развития искусства (его основных течений и стилей) как важнейшей сферы духовной деятельности.
Структура культурологии подразделяется также по уровням познания и обобщения. Прежде всего имеют место разделения культурологии на фундаментальную, изучающую культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, разрабатывающую категориальный аппарат и методы исследования и т. п., и прикладную, ориентированную на использование фундаментальных знаний о культуре в целях прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурных процессов, на разработку специальных технологий трансляции культурного опыта и механизмов достижения соответствующего культурным нормативам уровня развития тех или иных форм социальной практики.
В рамках фундаментальной культурологии могут быть выделены такие более или менее сформировавшиеся предметные направления, как социальная и культурная антропология, исследующая культуру как социальный феномен и социальную микродинамику порождения и функционирования «социальных конвенций» коллективной жизнедеятельности людей, а также культурно-историческую типологию сообществ; психологическая антропология, рассматривающая человеческую личность как «продукт», «потребителя» и «производителя» культуры, а также психологию социокультурных мотиваций, самоидентификаций и взаимодействия людей; культурная семантика, исследующая знаково-коммуникативные черты и функции культурных явлений, использующая методы лингвистики и филологии для «дешифровки» и реконструкции культурных объектов как смыслонесущих текстов, а также ряд иных более частных направлений изучения культуры.
В каждой из этих дисциплин фундаментальной культурологии могут быть выделены несколько уровней познания и обобщения материала: общетеоретический, системных объектов., паттернов (образцовых форм, норм и пр.), единичных артефактов культуры.
В прикладной культурологии формируются такие направления исследований, как управление культурой, социокультурное проектирование, культуроохранная деятельность, социокультурная реабилитация, социокультурные аспекты образования, культурно-просветительная и досуговая работа, музееведение, информационно-библиотечное и архивное дело и пр.
Реальное вычленение культурологии как самостоятельного научного направления обосновано реальным процессом дифференциации и интеграции наук. В ее задачи входит раскрытие характера взаимосвязи культурных явлений, динамики, структуры и функций культуры, ее смысла и значимости.
Таким образом, культурология как наука выступает системообразующим фактором всего комплекса наук о культуре, его методологической основой, так как исследует наиболее общие закономерности развития культуры как творческого процесса по созданию и сохранению общечеловеческих духовных ценностей, взаимосвязь и взаимозависимость разных культур, отличающихся друг от друга пространственно-временными, этносоциальными, морально-политическими, научными и художественными характеристиками.
Кроме того, культурология исследует взаимодействие элементов культуры: традиций, норм, обычаев, социальных институтов, культурных кодов, идеологий, технологий и т.д.; изучает форму разумного человеческого существования, то есть те смыслы, которыми наполнен для человека мир. Целью культурологического исследования является понимание как своей, так и иной культуры, а предметов становится содержание общественной жизни.
Культурология приобретает статус самостоятельной научной дисциплины по мере выдвижения на первый план проблемы человека во всех его измерениях. Поэтому главный вектор движения культурологии – достижение культурного совершенства человека.
Среди основных задач культурологического исследования следует выделить:
анализ культуры как системы культурных феноменов;
исследование ментального содержания культуры;
выявление типов связей между элементами культуры;
исследование типологии культур и культурных единиц;
разрешение проблем социокультурной динамики;
исследование культурных кодов и коммуникаций.
Функции культурологии
1.Гносеологическая, познавательная, функция является общей для науки в целом. Применительно к культурологии она имеет специфику, обусловленную необходимостью объединения различных принципов и методов познания мира, присущих науке, искусству, религии, философии.
2.Эвристическая функция задается, исходя из понимания культуры как диалога. Культуру в различных ее проявлениях (например, выращивания культурных растений и домашних животных, изготовления изделий, ремесел, создания памятников художественной культуры и пр.) созидает не только отдельный познающий и деятельностный субъект, но и целые коллективы людей. Подобное созидание сопровождается взаимопониманием, сотворчеством, коллективным обучением и изобретением новых форм культуры.
3.С эвристической – тесно связана воспитательная функция культурологии. Иначе говоря, коллективное обучение и решение проблем, стоящих перед данным обществом, сопровождается воспитанием индивидов через вхождение в мир культуры прошлого и настоящего, в мир культуры человеческих отношений. В свою очередь, элементами воспитательной функции выступают эстетическая, этическая и правовая доминанты, ориентирующие на формирование политической, правовой и нравственной культуры человека, т.е. то, что мы называем культурой поведения.
4.Мировоззренческая функция является принадлежностью философии культуры – составной части культурологии. Она служит выявлению как бы «духовного ядра», определяющего культурные устремления той или иной исторической эпохи, а также формированию художественной, религиозной, либо научной картины мира.
Таким образом, культурология рассматривает культуру в ее содержательной глубине и сложности, помогает философски осмыслить ее природу, происхождение и типологию.
В процессе изучения теории культуры раскрываются представления о ее основах (предмет, исходные понятая, структура и функции культурологии), ведущих школах, направлениях, концепциях в культурологии. К главным теоретическим понятиям относятся также культурантропология, философия культуры, символическая, игровая, психологическая концепции культуры, теория архетипов культуры, концепция «локальных цивилизаций», социология культуры и др. Кроме того, непременной частью культурологии является анализ развития искусства (его основных течений и стилей) как важнейшей сферы духовной деятельности.
|