Рассмотрено Согласовано «Утверждаю»





Скачать 200.97 Kb.
НазваниеРассмотрено Согласовано «Утверждаю»
Дата публикации23.07.2014
Размер200.97 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №91»

Рассмотрено Согласовано «Утверждаю»

на заседании ШПО учителей зам. директора по УВР директор школы №91

гуманитарных наук ________ /Ручковская Н..Н./ __________/Кириллов Д.С./

______/___________/ «__» августа 2013 г. «__» августа 2013 г.


Рабочая программа

по изобразительному искусству

для 4 класса
Учитель: Николаева Ольга Аркадьевна

(II квалификационная категория)


Котлас

2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана в соответствии с Положением о рабочей программе Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2011 года, учебным планом школы, на основе программы под редакцией В.С.Кузина (Программа для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1-4 классы, М.: Дрофа , 2010)

Общая характеристика учебного предмета

Программа «Изобразительное искусство» в на­чальной школе соответствует образовательной облас­ти «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает, один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искус­ство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, ви­деть в нем красоту, развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматрива­ет как эстетическое восприятие предметов действи­тельности и произведений изобразительного искус­ства, так и непосредственно художественную деятель­ность.

Главная цель художественного образования – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение культурным национальным наследием.

Основными задачами преподавания изобразитель­ного искусства являются:

  • овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навы­ков рисования с натуры, по памяти, по представле­нию, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации, элементарного дизайна;

  • развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

Для выполнения поставленных учебно-воспита­тельных задач программой предусмотрены следую­щие основные виды занятий: рисование с натуры (ри­сунок, живопись), рисование на темы и иллюстриро­вание (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобра­зительном искусстве и красоте вокруг нас.

Основные виды занятий должны быть тесно связа­ны, дополнять друг друга и проводиться в течение всего учебного года с учетом особенностей времени го­да и интересов учащихся. В основу программы положены:

  • тематический принцип планирования учебного материала ;

  • единство воспитания и образования, обучение и творческой деятельности учащихся;

  • познавательно-эстетическая сущность изобрази­тельного искусства;

  • яркая выраженность познавательно-эстетиче­ской сущности изобразительного искусства;

  • система учебно-творческих заданий на основе оз­накомления с народным декоративно-прикладным искусством;

  • система межпредметных связей (литературное чтение, русский язык, музыка, окружающий мир, технология);

  • соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;

  • развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действитель­ности,

Рисование с натуры (рисунок и живопись) вклю­чает в себя изображение находящихся перед школь­никами объектов действительности, а также рисова­ние их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.

С 4 класса начинается изучение детьми закономерности, перспективы, конструкции

светотени. Обучающиеся усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе.

В разделе «Живопись» содержание обучения на­правлено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии и основано на рисовании с натуры, по памя­ти и по представлению акварельными, гуашевыми красками, цветными карандашами.

Содержание разделов « Рисунок» и « Живопись» знакомит школьников с правилами рисования, обогащает их знаниями конструктивного строения, композиции, светотени, гармонии цветовой окраски.

Рисование на темы — это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сю­жетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправ­ленных наблюдений, по воображению и сопровожда­ется выполнением набросков и зарисовок с натуры. Содержание раздела направлено на формирование навыков соблюдения пропорций, грамотного изображения конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов.

Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декора­тивных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца).

В содержании раздела «Декоративная работа» раскрывается значение народного искусства как мощного средства эстетического, трудового и патриотического воспитания.

Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета, находит применение на уроках технологии при изготовлении аппликаций, игрушек, вышивки.

Раздел «Лепка» - вид ху­дожественного творчества ,который развивает наблюдатель­ность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности.

Основным содержанием этого раздела является лепка из пластилина листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта и т.д.

Аппликация — это составление изображения из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание, пришивание на основу).

В содержание этого раздела входит составление цветных наклеенных рисунков с натуры: овощей, фруктов, животных; составление сюжетных композиций и декоративных работ.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искус­ства. Беседы воспитывают у школьников интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире.

Дети учатся пониманию содержания картин и некоторых средств художественной выразительности, у них воспитывается бережное отношение к памятникам старины и произведениям народного художественного творчества.

Место предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом школы уроки изобразительного искусства в 4 классе рассчитаны на 1учебный час в неделю. Следовательно, общее количество часов составило – 34 часа.

Основное содержание

4 класс

Рисование с натуры (рисунок, живопись) - (12ч)

Рисование отдельных предметов в форме призмы, шара, цилиндра, комбинированной формы, а также группы предметов (натюрморт) с попыткой передачи перспективного сокращения объема (предметы распо­лагают сначала во фронтальной, затем в угловой перс­пективе). Проведение доступных учащимся объясне­ний к заданиям по изображению: 1) круга в перспек­тиве (горизонтальное положение, выше, ниже линии горизонта), 2) фронтальной перспективы и 3) угловой перспективы.

Рисование с натуры, по памяти и по представле­нию фигуры человека, зверей, птиц, рыб. Прочувст­вование и передача в рисунках красоты линий, фор­мы объектов действительности, цветовой окраски предметов, их цветовой гармонии.

Развитие зрительных представлений и впечатле­ний от натуры, восхищение красотой окружающего мира.

Рисование на темы (композиция) - (7ч)

Совершенствование умений отражать в тематиче­ских рисунках явления действительности. Изучение композиционных закономерностей.

Обобщение знаний, полученных в 1—3 классах, об иллюстрировании различных литературных произве­дений (сказка, рассказ, стихотворение, басня).

Особое внимание обращается на средства художе­ственной выразительности: выделение композицион­ного центра, передача светотени, использование тоно­вых и цветовых контрастов, поиски гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей ли­нейной и воздушной перспективы и др.

Развитие воображения, творческой фантазии де­тей, умения образно представлять задуманную ком­позицию.

Декоративная работа - (7ч)

Эстетическое воспитание и обучение учащихся средствами следующих видов народного и современ­ного декоративно-прикладного искусства: народная художественная резьба по дереву (рельефная резьба в украшении предметов быта); русский пряник; произ­ведения художественной лаковой миниатюры из Па­леха на темы сказок; примеры росписи Русского Севе­ра в оформлении предметов быта (шкафы, перегород­ки, прялки и т. д.).

Выполнение эскизов объектов на основе орнамен­тальной и сюжетно-декоративной композиции.
Лепка - (2ч)

Лепка домашних животных с натуры или по па­мяти (кошка, собака, курица, петух, утка, кролик и т. д.).

Лепка фигурок по мотивам народных игрушек.

Лепка тематических композиций на темы труда « Сталевар », « Кузнец », «Пожарный » и т. д. Лепка героев русских народных сказок.
Аппликация - (2ч)

Составление индивидуальных и коллективных мозаичных панно из кусочков цветной бумаги, засу­шенных листьев на темы «Солнце над морем», «Утро в горах», «Парусные лодки на реке», «Закат солнца над городом», «Осенняя симфония в лесу».

Составление сюжетных аппликаций по мотивам русской народной сказки «По щучьему веленью», сказок «Золушка» Ш. Перро, «Брементские музыкан­ты» братьев Гримм, «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас - (4 ч)

Основные темы бесед:

  • жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр, исторический и батальный жанры);

  • великие полководцы России;

  • портреты знаменитых русских писателей;

  • литература, музыка, театр и изобразительное искусство;

  • русский портретист Валентин Серов;

  • тема крестьянского труда, жизнь деревни на картинах Аркадия Пластова;

  • красота родной природы в творчестве русских художников («Художник Архип Куинджи — мастер изображения света и цвета в живописи», «Русский маринист Иван Айвазовский»);

  • в мастерской художника;

  • прославленные центры народных художествен­ных промыслов;

  • искусство родного края;

  • орнаменты народов России и народов мира (укра­инский, белорусский, казахский, армянский и т. д.

  • ЛЛичностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса



  • ЛЛичностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:

  • -становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование основ гражданственности, любви к семье, уважение к людям и своей стране; воспитание чувства гордости за свою Родину, уважения к традициям и культуре других народов;

  • -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах;

  • -формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • -развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей;

  • -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

  • -формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

  • ММетапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:

  • -овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности;

  • -освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • -формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • -формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • -освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • -использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения художественных и познавательных задач;

  • -овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;

  • -формирование умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятельность.

  • ППредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:

  • -формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;

  • -формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  • -овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

  • -овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности, а а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ; развитие способности к созданию на на доступном уровне сложности выразительного художественного образа.

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся

Этапы оценивания детского рисунка:

-как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;

-характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;

-качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;

-владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;

-общее впечатление от работы; возможности ученика, его успехи, его художественный вкус.
Тематическое планирование






№ п\п

Название раздела

Кол-во часов

Из них:

контрольные

1.

В мире изобразительного искусства.


12

-

2.

Мы любим смотреть картины и рисовать


22

-


Календарно – тематическое планирование




Тема раздела

Тема урока


Вид контроля

Дата

1.

В мире изобразительного искусства

Тематическое рисование «Летние впечатления»

Рисование на тему.




2.

В мире изобразительного искусства

Рисунок 2-3 листьев сложной формы на ветке. Рисование с натуры

Рисунок,коллективное обсуждение.




3.

В мире изобразительного искусства

Натюрморт из фруктов и овощей. Рисование с натуры

Рисование с натуры.




4.

В мире изобразительного искусства

Натюрморт из яблок и кувшина. Рисование с натуры.Выполнение построений.

Рисунок,коллективное обсуждение




5.

В мире изобразительного искусства

Натюрморт из яблок и кувшина. Работа в цвете.

Рисунок,коллективное обсуждение




6.

В мире изобразительного искусства

Узор в круге из растительных, природных форм. Декоративное рисование

Фронтальный опрос, рисунок.




7.

В мире изобразительного искусства

«Осень во дворе». Тематическое рисование

Рисунок по представлению, коллективное обсуждение.




8.

В мире изобразительного искусства

Дерево. Графика. Рисование с натуры

Рисование с натуры.




9.

В мире изобразительного искусства

«Праздничный город». Аппликация.

Декоративное творчество

Аппликация.




10.

В мире изобразительного искусства

Рисование с натуры фигуры человека.Построения.

Фронтальный опрос, рисунок.




11.

В мире изобразительного искусства

Рисование с натуры фигуры человека в цвете.

Рисунок,коллективное обсуждение




12.

В мире изобразительного искусства

«Все работы хороши – выбирай на вкус».

Тематическое рисование

Рисунок по представлению, коллективное обсуждение




13.

Мы любим смотреть картины и рисовать.

Профессия человека. Лепка фигуры человека в движении. Лепка по памяти

. Лепка ,коллективное обсуждение




14.

Мы любим смотреть картины и рисовать.

Иллюстрация к сказке с фигурой человека.

Тематическое рисование

Рисунок,коллективное обсуждение




15.

Мы любим смотреть картины и рисовать.

Лепка фигурок по мотивам народных игрушек (дымковских): барыня, петух. Лепка.

. Лепка.




16.

Мы любим смотреть картины и рисовать.

. Декоративная роспись народных игрушек.

Рисунок,коллективное обсуждение




17.

Мы любим смотреть картины и рисовать.

Традиционный русский фигурный пряник.. Декоративно-прикладное творчество

Рисунок,коллективное обсуждение




18.

Мы любим смотреть картины и рисовать.

Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина.Композиция..

Тематическое рисование.




19.

Мы любим смотреть картины и рисовать.

Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина. Работа в цвете.

Рисование на тему.Фронтальный опрос.




20.

Мы любим смотреть картины и рисовать.

Сюжетная аппликация по мотивам русской народной сказки «По щучьему велению».

Аппликация

Аппликация




21.

Мы любим смотреть картины и рисовать.

Сюжетная аппликация по мотивам русской народной сказки «По щучьему велению».

Аппликация

Аппликация,организация выставки.




22.

Мы любим смотреть картины и рисовать.

«В мирное время» - натюрморт из атрибутов, предметов армии. Рисование с натуры

Рисунок, фронтальный опрос.




23.

Мы любим смотреть картины и рисовать.

Современные машины в изобразительном искусстве. Рисование с натуры или по памяти

Рисунок, фронтальный опрос.




24.

Мы любим смотреть картины и рисовать.

Эскиз открытки к празднику 8 Марта Декоративное конструирование

Декоративное конструирование,анализ работ.




25.

Мы любим смотреть картины и рисовать.

Эскиз сюжетной росписи кухонной разделочной доски и роспись готового изделия. Декоративное рисование.

Рисунок, фронтальный опрос.




26.

Мы любим смотреть картины и рисовать.

Рисунок птицы с живой натуры, чучела или таблицы. Рисование с натуры, по памяти

Рисование с натуры.

коллективное обсуждение




27.

Мы любим смотреть картины и рисовать.

Рисование животного (волка или лисицы, собаки, кошки). Рисование с натуры, по памяти, по представлению

Рисование с натуры.

коллективное обсуждение




28.

Мы любим смотреть картины и рисовать.

Иллюстрирование басен И.А.Крылова «Ворона и лисица», «Журавль и лисица», «Волк и журавль», «Чиж и голубь».

Рисование по теме

Рисунок, фронтальный опрос.




29.

Мы любим смотреть картины и рисовать.

Рисование с натуры коробки призматической формы. Эскиз росписи шкатулки. Рисование с натуры, декоративное рисование

Рисование с натуры.

коллективное обсуждение




30.

Мы любим смотреть картины и рисовать.

Круг в перспективе: рисование кружки, ведра, стакана с натуры (живопись или рисунок)

Рисование с натуры.

коллективное обсуждение




31.

Мы любим смотреть картины и рисовать.

Рисование с натуры гипсового шара

Рисование с натуры.

коллективное обсуждение




32.

Мы любим смотреть картины и рисовать.

Рисование натюрморта из двух гипсовых тел (куб, конус; призма и шар). Рисование с натуры

фронтальный опрос. Рисование с натуры.





33.

Мы любим смотреть картины и рисовать.

Антивоенный плакат.

Декоративно-прикладное творчество

Рисунок, фронтальный опрос.




34.

Мы любим смотреть картины и рисовать.

Искусствоведческая викторина. Итоги года.

. Итоги года,организация выставки рисунков.





Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 4 класса обучающиеся должны знать:

  • начальные сведения о средствах выразительнос­ти и эмоционального воздействия рисунка (линия,штрих, пятно, композиция, контраст света и тени,сочетание оттенков цвета, колорит и т. п.);

  • начальные сведения о народной художественнойрезьбе по дереву и украшении домов и предметов быта;

  • начальные сведения о видах современного деко­ративно-прикладного искусства;

  • основные средства композиции: высота горизон­та, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;

  • начальные сведения о наглядной перспективе,линии горизонта, точке схода ;

  • начальные сведения о светотени (свет, тень, по­лутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимос­ти освещения предмета от силы и удаленности источ­ника освещения;

  • деление цветового круга на группу теплых цве­тов (желтый, оранжевый, красный) и группу холод­ных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);

  • изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов — смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты
    цвета).

уметь:

  • рассматривать и проводить анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), оп­ределять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;

  • чувствовать и определять красоту линий, фор­мы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;

  • выполнять изображения отдельных предметов (шар, куб и т. д.) с использованием фронтальной и уг­ловой перспективы;

  • передавать в рисунках свет, тень, полутень,блик, рефлекс, падающую тень;

  • использовать различную штриховку для выяв­ления объема, формы изображаемых объектов;

  • анализировать изображаемые предметы, выде­ляя при этом особенности конструкции, формы, про­странственного положения, особенности цвета, рас­пределения светотени на поверхности предмета;

  • использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, применять простейшие приемы народной кистевой росписи;

  • применять знания о линейной и воздушной перспективе, светотени, цветоведении как вырази­тельных средствах в аппликациях и коллективныхмозаичных панно;

  • передавать в лепных изделиях объемную форму,конструктивно-анатомическое строение животных,фигуры человека.

Перечень учебно- методического обеспечения

1.Учебник: «Изобразительное искусство» 4 класс /В.С.Кузин.Москва: «Дрофа», 2011 г
Материально-техническое обеспечение

  1. Таблицы

  2. Репродукции картин

  3. Раздаточный материал

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рассмотрено Согласовано «Утверждаю» iconРассмотрено и согласовано Принято утверждаю
Рассмотрено и согласовано Принято утверждаю: методическим объединением: на Педагогическом совете: Директор школы-интерната №29
Рассмотрено Согласовано «Утверждаю» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено на заседании мо протокола Рассмотрено на заседании методсовета
Рассмотрено Согласовано «Утверждаю» iconРассмотрено и согласовано на заседании «Согласовано» «Утверждаю»
Истоки. Родной очаг. Имя. Смысл имени. Именины день имени. Традиции имянаречения. Родовое имя
Рассмотрено Согласовано «Утверждаю» iconРассмотрено: Согласовано: Утверждаю
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лиманская средняя общеобразовательная школа №2»
Рассмотрено Согласовано «Утверждаю» iconРассмотрено и согласовано на заседании «Согласовано» «Утверждаю»
Рабочая программа написана на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального...
Рассмотрено Согласовано «Утверждаю» icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель...

Рассмотрено Согласовано «Утверждаю» icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо зам директора...

Рассмотрено Согласовано «Утверждаю» icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель...

Рассмотрено Согласовано «Утверждаю» iconРассмотрено «Согласовано» «Утверждаю
Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по географии
Рассмотрено Согласовано «Утверждаю» icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель...

Рассмотрено Согласовано «Утверждаю» icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель...

Рассмотрено Согласовано «Утверждаю» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Рассмотрено Согласовано «Утверждаю» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Рассмотрено Согласовано «Утверждаю» iconРабочая программа по химии 9 класса «Неорганическая химия»
Рассмотрено Согласовано: Утверждаю: на заседании мо зам директора по увр директор
Рассмотрено Согласовано «Утверждаю» iconРассмотрено на заседании «Согласовано» «Утверждаю»
Токарёвской средней общеобразовательной школы №2 в с. Ивано Лебедянь на 2011 – 2013 учебный год
Рассмотрено Согласовано «Утверждаю» iconУтверждаю согласовано рассмотрено
Дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции ( речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно- познавательной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск