Скачать 152.5 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа №6 пгт Зеленоборский Согласовано на методическом совете УТВЕРЖДАЮ: Протокол №1 от 31.08.2009 г. директор МБОУ СОШ №6 Председатель: О.И. Простова _________ Г.А. Кабанов Приказ №158 от 01.09.2009 г. Модифицированная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности "Волшебные бисеринки" Возраст обучающихся: 11-13 лет Срок реализации программы : 2 года Форма реализации – кружок Алексеева Любовь Ивановна, учитель технологии, 1 квалификационная категория п.г.т. Зеленоборский 2009 г. Пояснительная записка Программа дополнительного образования детей «Волшебные бисеринки» является модифицированной, составлена на основе типовой программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ "Культура быта", Министерство просвещения СССР, 1986 года ; типовой программы для средних общеобразовательных учебных заведений "Примерные программа по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов 5-11 класс", Москва "Просвещение", 1992 г. Практическая значимость данной программы заключается в расширении кругозора обучающихся в области декоративно-прикладного искусства, обучающиеся сознательно овладевают приёмами освоения техники бисероплетения почти полностью исчезнувшего из обихода современного человека, что приведёт к умению создавать различные композиции, выражать собственное отношение к искусству и деятельности. Актуальность программы: в настоящее время поделки, украшения, различные сувениры, выполненные в технике бисероплетения, очень модны, и учащиеся проявляют большой интерес к этому виду рукоделия; программа обеспечивается доступными материалами и инструментами. Значимость программы в том, что учащиеся, овладев знаниями и умениями, смогут самостоятельно изготовить украшения, подарки, сувениры. Учитывая особенности среднего школьного возраста, желания и возможности детей заниматься бисероплетением была разработана данная программа и адаптирована к условиям нашей школы. Цель данной программы: активизация познавательной и творческой деятельности, подготовка к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению. Задачи программы: 1. Обучающие: -научить детей разнообразной технике плетения; 2. Воспитательные: -воспитать в детях терпение, трудолюбие, эстетический вкус; 3. Развивающие: -развить интерес к народной культуре; научить работать со схемой, составлять собственные композиции с учётом гармоничной формы и цветового сочетания. Особенности программы. -использование различных художественных материалов, техники исполнения работ; -создание эстетической среды в повседневной жизни, оформление и проведение выставок, конкурсов, ярмарок. Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 1-й год обучения 11-12 лет, 2-й год обучения-12-13 лет. Срок реализации программы - 2 года обучения. Режим организации занятий
Формы и методы работы с учащимися: Содержание программы представлено в виде взаимосвязанных разделов, разделены на теоретические и практические занятия, групповые и индивидуальные. Формы проведения занятий: -практические занятия -творческая мастерская -выставки Форма реализации программы - кружок. Ожидаемый результат и способы их проверки: к концу 1-го года обучения ребёнок должен знать: -различные виды бисера и сферы её применения; -материалы, из которых изготавливают бисерные изделия: -типы нитей, пригодных для плетения; -технику параллельного плетения; -технику плетения и расшивки ажурного полотна; -ахроматические и хроматические цвета; -«тёплые» и «холодные» цвета; -контрастные цвета; -различные виды техник плетения на проволоке; -историю бисерного искусства и его роль в народной культуре. уметь: -читать схемы бисерных изделий; -хорошо разбираться в цветовой гамме, самостоятельно подбирать цветовые сочетания: -аккуратно закреплять рабочую нить: -грамотно и аккуратно закреплять замки при работе одной и двумя иглами; -сочетать в изделиях различные материалы: бисер, стеклярус, бусины; -грамотно подбирать и рассчитывать материал для расшивки ажурного полотна; -самостоятельно выполнять простые изделия; -работать и общаться в коллективе. к концу 2-го года обучения ребёнок должен знать: -технику плетения на одной игле; -виды, приёмы построения и значения орнамента в народном творчестве; -технологию увеличения и уменьшения полотен, выполняемых в технике мозаичного плетения, а также в технике ткачества без станка; -технические приёмы изготовления изделия на станке; -сферы применения изучаемых техник. уметь: -читать бисерные схемы любой сложности; -самостоятельно выполнять сложные изделия; -сочетать разнообразные материалы при выполнении изделий; -разбираться в цветовых сочетаниях; -грамотно использовать схемы для вышивки крестом при выполнении изделий в технике мозаичного плетения; -создавать свои орнаменты изделий, пользуясь изученными приёмами; -пользоваться трафаретными сетками при прорисовке изделия и составления орнамента; -грамотно выполнять изделия в изученных техниках; -уметь работать и общаться в коллективе. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: - участие в выставках (районного и регионального значения); - проведение фестивалей народного творчества и умения; - проведение конкурсов (школьного, районного и регионального значения); -участие в школьных ярмарках. Учебно - тематический план 1 года обучения
Учебно- тематический план 2 года обучения
Содержание программы 2-го года обучения.
Задачи и цели учебного года. Порядок проведения занятий. Правила техники безопасности. Раздел: Основы построения общей композиции.
Оборудование рабочего места. Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для 2-года обучения. Конструкции станка для ткачества, виды проволоки и различных нитей.
Схемы простейших цепочек: цепочка «пупырышки», «цветочек» и т.д. Правила подбора бисера по размеру, качеству и цветовому сочетанию, в зависимости от рисунка. Правила грамотного вощения и закрепление нити в изделии. Крепление замков в изделии при работе одной иглой. Правила чтения схем. Плетение изделий в этой технике. Практические занятия: Плетение ожерелья «Нежность» на одной игле, плетение ожерелья «Кораллы».
Понятие орнамента. Основные виды орнамента. Основные приёмы построения орнамента. Практические занятия: Самостоятельное составление эскиза орнамента для плотного плетения, плетение трафаретной сетки.
Приёмы плетения на двух иглах. Схемы цепочек. Правила грамотного плетения замков при работе на 2-х иглах. Способы сочетания в одном изделии различных материалов. Способы объёмного соединения цепочек. Техника низания цепочек в 2 приёма. Практические занятия: Плетение украшений на двух иглах: ожерелье, браслет, серьги.
Техника ткачества. Изготовление тканых изделий: плетение наружных углов и внутренних скосов, раздвоение ленты, окантовка изделий. Заделка и обновление рабочей нити. Техника снятия изделия со станка. Практические занятия: Выполнение изделий с использованием для орнамента схемы вышивки крестом для обработки плетения ровного полотна. Плетение широкой фенички с орнаментом, плетение пояса с орнаментом.
Принцип ручного ткачества или гобеленового плетения. Приёмы убавления и прибавления полотна. Практические занятия Плетение образцов изделий, обработка навыком равномерного наложения нити при выполнении ровного края изделия, путём регулировки натяжения нити и калибровки бисера. Выполнение изделий по схемам. Плетение фенички «Розы». Плетение браслета с именем. Плетение брошки.
Техника мозаичного плетения на одной игле. Техника мозаичного плетения «ромашка». Техника мозаичного плетения на двух иглах. Расширение и уменьшение полотна, выполненного на двух иглах. Практические занятия: Плетение браслетов в технике мозаичного плетения на одной игле, в технике мозаичного плетения на двух иглах, плетение подвесок. Самостоятельная проработка орнаментов изделий по трафаретам.
Итоги работы объединения подводятся на отчётной выставке, где представляются все работы учащихся выполненные за учебный год. Работы оцениваются жюри и лучшие работы учащихся отмечаются грамотами и дипломами. Методическое обеспечение программы Для организации и грамотного проведения учебного процесса требуется отдельный хорошо освещённый кабинет. Кабинет должен быть оборудован столами, за которыми работают учащиеся, и шкафами, в которых хранится раздаточный материал, наглядные пособия. Программа обеспечена литературой по бисероплетению, содержащей технологию изготовления поделок, дидактическим раздаточным материалом (схемами плетения, зарисовками, рисунками поделок). Изготовлены технологические карты изготовления поделок по темам «Параллельное плетение» и Ажурное плетение» и образцы изделий для демонстрации учащимся, набор схем для вышивки крестом для подбора и компановки композиций изделий. Кабинет оборудован классной доской. Для выполнения работ учащимся необходимо иметь: -тетрадь в клетку; -простой карандаш; -ластик; -ручку; -цветные карандаши; -салфетку для работы; -ножницы; -бисер, стеклярус, бусины; -иглы для бисера; -нитки, леску, проволоку; -заготовки для оплетения; -деревянные рамки; -различные ткани. Список литературы: 1. Программное обеспечение -
2.Методическая литература для педагога: Жукова АС Бисерное рукоделие. Учебное пособие 2005 г Валюк Г. Цветы из бисера. –М,:Культура и традиции,2005. Божко ЛА Бисер, уроки мастерства, М-2002 г. Божко ЛА Учебное пособие "Пошаговая работа с бисером "1999 г. Рондели Л.Д. Народное декоративное прикладное искусство. М., Просвещение, 2001 г. 3.Литература для обучающихся и родителей: Учебное пособие -СПб: МИН 1999 г Доуэлп К.Б. Цветы из бисера.-М,:Ниола 21 век 2005. Виноградова Е. Браслеты из бисера -М: Олма-Пресс, 1999 г. Рецензия на дополнительную образовательную программу «Волшебные бисеринки» (Составитель: Алексеева Любовь Ивановна, учитель обслуживающего труда 1 квалификационной категории) Дополнительная образовательная программа "Весёлые бисеринки" является модифицированной, составлена на основе типовой программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ "Культура быта", Министерство просвещения СССР, 1986 года ; типовой программы для средних общеобразовательных учебных заведений "Примерные программа по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов 5-11 класс", М., "Просвещение", 1992 г. Разработана согласно пункту 3 статьи 32 Закона РФ "Об образовании", Уставу образовательного учреждения. Образовательное учреждение, реализующее программу - муниципальное общеобразовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа №6 пгт Зеленоборский Мурманской области. Общая характеристика программы:
Актуальность программы и ее новизна для системы дополнительного образования детей определяется ее направленностью на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, повышение эффективности их обучения в средней школе, что соответствует приоритетам образовательной политики «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», Закон РФ "Об образовании". Ведущей идеей программы является организация дополнительной подготовки учащихся 5-7 классов. Программа предполагает изучение почти полностью исчезнувшего из обихода современного человека вида прикладного искусства - бисероплетения.. Программа соответствует специфике дополнительного образования детей, способствует: - развитию у учащихся мелкой моторики, активизации мыслительной деятельности; - развитие умения ориентироваться в информационном пространстве;
Средства и методы достижения образовательной цели (обучение с использованием традиционных информационных (лекции, беседы) и активных форм обучения новизна подхода к отбору содержания обучения, использование технологии контекстного обучения определяют пригодность программы для данного учреждения и для тиражирования в образовательной практике. Характеристика структуры программы Программа носит целостный характер, выделены структурные части, основные компоненты представлены внутри частей, согласованы цели, задачи и способы их достижения. Пояснительная записка составлена профессионально, системно, педагогически грамотно. Язык и стиль изложения четкий, ясный, доказательный, логичный. Тематический план учитывает основные требования к организации процесса в дополнительном образовании детей. Содержание программы носит практический характер, соответствует современному состоянию науки. Методическое обеспечение программы в полной мере характеризует педагогические, психологические, организационные условия, необходимые для получения образовательного результата. В прилагаемом к программе методическом пособии для педагога глубоко раскрывается методика работы над содержанием учебного материала, диагностикой результативности образовательного процесса, приведен необходимый дидактический материал, схемы проведения занятий. Список рекомендуемой литературы достаточно полон, доступен для адресата. Общая оценка программы. Модифицированная программа «Волшебные бисеринки" представляет собой завершенный, самостоятельный нормативный документ, выполненный по актуальной тематике, обладающий существенной практической значимостью. Программа дополнительного образования может использоваться для детей в СОШ № 6. 02.09.2009 г. Заместитель директора по воспитательной работе СОШ№6, 1 квалификационной категории Л.И. Букина |
Пояснительная записка к учебному плану дополнительного образования Конвенции ООН о правах ребенка, Всеобщей декларации прав человека, фз «Об образовании», Типового положения об образовательном учреждении... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Авторы проекта: Карина Достовалова-ученица 4 класса, занимается третий год в детском объединении «Волшебные бисеринки» | ||
1. Пояснительная записка. Название проекта Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей | Пояснительная записка введение Информационная справка Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Пояснительная записка Автор материла Методическая разработка рекомендована для педагогов дополнительного образования детей | Пояснительная записка за основу взята программа Источник: Образовательные программы дополнительного образования детей. Выпуск мгдд (Ю)Т, 2006 г | ||
Программа реализуется в цэвд с 2004 г. Программа переработана и дополнена... Программа дополнительного образования «бумагопластика» относится к программам художественно-эстетического направления, рассчитана... | Пояснительная записка Актуальность Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» | ||
Литература 57 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная... «Лепка. Работа с природным материалом» предназначена для организации образовательно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного... | Пояснительная записка роль учебного предмета «Концертмейстерский класс» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Пояснительная записка «Дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Вологодского муниципального района | Пояснительная записка Интегрированная программа «Азбука юного эколога» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы «эко» Кайбицкого муниципального... | ||
Публичный отчет о деятельности муниципального казенного образовательного... Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей Ипатовского... | Доклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного... Областное государственное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Доклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного... Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | Пояснительная записка Программа имеет художественно-эстетическую... Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11. 12. 2006 №06-1844, определившим... |