Основная общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №10
2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования основ экологической культуры, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Цель программы:
Формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, сохранение здоровья всех участников образовательного процесса
Нормативно-правовые и методические основания программы:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993).
Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
Об увеличении двигательной активности обучающихся общеобразовательных учреждений (письмо Минобразования России от 28 апреля 2003 г. № 13-51-86/13).
Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 2021/11-13 от 25.09.2000);
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
Концепция УМК «Школа 2100».
Задачи формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся программы:
сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни:
- воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности;
- формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся;
- развитие таланта и способностей как особой ценности;
- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
- научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
- дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Факторы, влияющие на состояние здоровья детей.
Проблема сохранения здоровья учащихся в последнее время является всё более актуальной, так как увеличивается количество больных детей. Существенное влияние на состояние здоровья детей оказывают следующие факторы:
неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
факторы риска, имеющие место в школе, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой (ребёнок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего и будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний).
Организация работы МБОУ СОШ №10 по формированию у обучающихся экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни:
Системная работа на ступени начального общего образования по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в МБОУ СОШ №10 представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков: по созданию здоровьесберегающей инфраструктуры, рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся, эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, реализации образовательной программы и просветительской работы с родителями (законными представителями) — и должна способствовать формированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья.
Здоровьесберегающая инфраструктура МБОУ СОШ №10:
В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.
В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки. Питанием обеспечены все категории обучающихся в количестве 150 человек.
В школе функционируют оснащенные спортивный зал, тренажёрный зал, имеется спортивная площадка, две игровые площадки, оборудованные необходимым игровым и спортивным инвентарём.
В школе имеются два лицензированных медицинских кабинета.
1. Мед осмотр: 1 класс перед поступлением и в конце учебного года.
2.Осмотр на педикулёз и кожные заболевания: в начале учебного года и далее после каждых каникул и выборочно по несколько классов каждый месяц.
3.Обследование на энтеробиоз: 1 раз в год
4.Профилактические прививки: R – манту ежегодно,
вакцина гриппа ежегодно
остальные прививки согласно возрасту
5.Оказание первой медпомощи по мере необходимости.
6.Санпросветительская работа в течение года.
В МБОУ СОШ №10 работают квалифицированные специалисты, обеспечивающие оздоровительную работу с обучающимися: заместитель директора по воспитательной работе первой категории Турдакова Елена Петровна, учитель физической культуры высшей категории Букреев Сергей Анатольевич, учитель физической культуры второй категории Трегуб Сергей Васильевич, логопед Капшукова Т.Н., педагог-психолог Ватутина Т.П., педагог-организатор ОБЖ второй категории Щербаков В.В., медицинский работник, учителя начальных классов, классные руководители среднего и старшего звена.
Использование возможностей УМК «Школа2100»
в образовательном процессе. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности реализуется и с помощью предметов УМК «Школа 2100».
Система учебников «Школа 2100» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.
В курсе «Окружающий мир» — это разделы: «Отчего мы иногда болеем», «Как устроен организм человека?», «Сохраним здоровье».
При выполнении упражнений на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика, соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой. Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют разделы, темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения.
В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним; в учебнике показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.
В курсе «Английский язык» в учебниках “English 2—4” содержится достаточное количество информации, направленной на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе (Have you ever been on a picnic? (3 кл.), подвижным играм (We like playing games), участию в спортивных соревнованиях (Расспросите друг друга о том, какие виды спорта или игры удаются вам лучше других. (2 кл.). Учащиеся приобретают первоначальные представления о роли физической культуры, знакомятся с понятием «Олимпийские игры», с символами и талисманами летних и зимних Олимпийских игр (My favourite mascot. Кого бы вы хотели видеть в роли талисмана Олимпийских игр, которые будут проходить в России, в городе Сочи? (2 кл.). Олимпийские игры бывают летними и зимними. Какие из представленных ниже видов спорта летние, а какие зимние? (2 кл.).
В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1-4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.
Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной в учебниках 1-4 классов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для организации проектной деятельности в учебниках технологии, иностранных языков, информатики. Содержание материала рубрики «Наши проекты» выстроено так, что способствует организации проектной деятельности, как на уроке, так и во внеурочной работе.
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:
соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения. На школьных методических объединениях утверждены нормы домашних заданий по предметам.
В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся. Используемый в школе учебно-методический комплекс «Школа 2100» содержит материал для регулярного проведения учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения: в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе начальной школы. Система заданий направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращений знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках и знаменательных датах. Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении.
В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств. Компьютерный класс оснащён 8 компьютерами. Компьютеры есть также и в каждом учебном кабинете. 3 кабинета оснащены интерактивными комплексами, в том числе и кабинет 1-го класса; мультимедийными установками, подключён Интернет. При работе с компьютерной техникой соблюдаются требования СанПиН 2.4.2.2821-10 (раздел 10 «Гигиенические требования к режиму образовательного процесса»). Во время уроков проводятся физминутки для профилактики утомления глаз, а в конце урока – физические упражнения для профилактики общего утомления учащихся.
Педагогический коллектив МБОУ СОШ №10 учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития учащихся: темп развития и темп деятельности. В используемой в школе системе учебников «Школа 2100» учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной.
Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:
полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в спортивных секциях);
рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;
организацию часа активных движений (динамической паузы) между 2м и 3м уроками;
организацию физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (Дней здоровья, соревнований по баскетболу, волейболу, минифутболу, походов и т. п.).
Реализация дополнительных образовательных программ предусматривает:
одно из направлений работы школы – «Школа – территория здоровья»;
в школьном органе ученического самоуправления активно себя проявляет спортивный совет учащихся;
регулярно проводятся дни здоровья, конкурсы, спортивные праздники, соревнования;
учащиеся по возрастам заняты в кружках спортивно-оздоровительного направления.
Занятия в кружках являются хорошей школой физической культурой и проводятся с целью:
укрепления здоровья и закаливания детей,
достижения всестороннего развития,
приобретение инструкторских навыков и умение самостоятельно заниматься физической культурой,
формирование моральных и волевых качеств гражданина.
Основная задача руководителя - воспитание учащихся, овладение физической культурой и совершенствования личностных взаимоотношений. Руководитель на основе изучения личностных особенностей каждого ребенка, находит индивидуальный подход, позволяющих благоприятно воздействовать на физическое и психическое здоровье школьника, поддерживает тесную связь с родителями и классным руководителем.
В основе программы кружка «Земля – наш дом» лежит система теоретических знаний о природе, ее обитателях, явлениях. Введение в содержание программы практических занятий, экскурсий, простейших опытов, систематических сезонных наблюдений, фотоотчетов, проектной деятельности - характерная черта кружка «Земля – наш дом»: данная кружковая работа позволяет не только расширить, обобщить и углубить знания учащихся о своей малой родине, но и повысит уровень познавательной активности, самостоятельности, сформировать устойчивый интерес к предмету, сделать его жизненно необходимым и значимым для человека, считающего себя грамотным, воспитанным и любящим Родину, человеком, за которым будущее России и Кубани.
Цель курса: углубленное изучение природы родного края, значение ее ресурсов для человека, а также воспитание экологически грамотного поведения в природе.
Задачи курса:
расширение знаний учащихся, об окружающем мире дополняющих школьную программу по окружающему миру и кубановедению;
формирование простейших экологических понятий, экологической грамотности;
формирование положительной мотивации в общественно- полезной деятельности учащихся по сохранению природы родного края;
формирование умения самостоятельно работать с дополнительной литературой, использовать современные информационные технологии для добывания нужной информации;
приобретение первичных знаний, умений и навыков в краеведческой работе;
формирование первичных навыков правильного поведения в природе.
Актуальность программы курса «Уроки докторов здоровья» обусловлена тем, что знания и умения в будущем станут основой для формирования мотивации учащихся вести здоровый образ жизни. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий:
интеграцию в базовые образовательные дисциплины;
проведение часов здоровья;
занятия в кружках, секциях;
проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;
организацию дней здоровья.
Просветительская работа с родителями
(законными представителями) включает:
родительские собрания, лекции по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;
знакомство родителей (законных представителей) с необходимой научно-методической литературой;
организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований «Папа, мама, я – спортивная семья», дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.
Оценка эффективности реализации программы.
Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются:
через анкетирование родителей и обучающихся;
через психологические тестирования: в 1-ых классах – адаптация к школе, 2-4 классы – учебная мотивация, 4-ые классы – готовность к переходу в среднюю школу;
в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.
Развиваемые у учащихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьсбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья. Во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.
Планируемые результаты формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Направление
| Планируемые результаты
| Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
| 1. У учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей.
2. Учащиеся имеют элементарные представления о физическом, нравственном, психическом и социальном здоровье человека.
3. Учащиеся имеют первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности.
4. Учащиеся имеют первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.
5. Учащиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
| Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения
| Соответствие состояния и содержания зданий и помещений санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.
| Рациональная организация образовательного процесса
| Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения.
| Организация физкультурно-оздоровительной работы
| 1.Полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях).
2. Рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера.
| Реализация дополнительных образовательных программ
| Эффективное внедрение в систему работы ОУ программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс.
| Просветительская работа с родителями
| Эффективная совместная работа педагогов и родителей по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек.
|
Взаимосвязь направлений, задач, видов и форм воспитания
Направление формирования здорового образа жизни
| Задачи формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
| Виды и формы здоровьесберегающих мероприятий
| Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
| 1.Пробуждение в детях желания заботиться о своём здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью)
2.Обеспечение заинтересованного отношения педагогов, родителей к здоровью детей
| Классные часы, беседы (урочная, внеурочная, внешкольная);
спортивные секции, туристические походы, встречи со спортсменами, тренерами (внеурочная, внешкольная);
урок физической культуры (урочная);
подвижные игры (урочная, внеурочная, внешкольная);
спортивные соревнования, игровые программы (внешкольная)
здоровьесберегающие технологии (урочная, внеурочная)
| Создание здоровье-сберегающей инфраструктуры образовательного учреждения
| 1.Организация качественного горячего питания обучающихся
2.Оснащение кабинетов (в том числе медицинского), физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарём (медицинским, спортивным, игровым)
| Укрепление материально-технической базы; комплектование необходимого и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопед, учителя физической культуры, психолог, медицинский работник, преподаватель - организатор ОБЖ)
| Рациональная организация образовательного процесса
| 1.Повышение эффективности учебного процесса, снижение чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха 2.Обеспечение возможности обучающихся осуществлять учебную и внеучебную деятельность в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями
| Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся; индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования
здоровьесберегающие технологии (урочная, внеурочная)
| Организация физкультурно-оздоровительной работы
| Обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья
| Организация занятий динамических перемен, физкультминуток на уроках;
организация работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов…)
| Реализация дополнительных образовательных программ
| Включение каждого обучающегося в здоровьесберегающую деятельность
| Проведение дней здоровья, конкурсов, праздников;
| Просветительская работа с родителями (законными представителями)
| Включение родителей (законных представителей) в здоровьесберегающую и здоровьеукрепляющую деятельность школы
| Лекции, семинары, консультации по вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей;
привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований («Папа, мама, я – спортивная семья», спортивно-туристический праздник «Золотая осень», творческий конкурс «Наша дружная здоровая семья»);
создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей
проведение родительского лектория;
консультации логопеда, психолога, педагогов, фельдшера
|
|