Нижегородский институт развития образования
Кафедра иностранных языков
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Лицей №1
г.Семенов
Нижегородской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАфакультативного курса английского языка
для учащихся 10 класса
средней общеобразовательной школы
“READING? WHY NOT!”
Работу выполнил:
учитель английского языка высшей категории
Кирпичникова Н.А.
Нижний Новгород
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным государством, обществом и личностью. Иностранные языки стали в настоящее время действенным фактором социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса общества.
Обучение иностранным языкам рассматривается, как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Основной стратегией обучения на данном этапе исторического развития страны провозглашен личностно-ориентированный подход, ставящий в центре учебно-воспитательного процесса личность школьника, учет его способностей, возможностей и склонностей, а основным подходом к обучению – коммуникативный.
Коммуникативный подход к обучению иностранным языкам предполагает получение информации при помощи репродуктивных видов речевой деятельности чтения и аудирования и передача информации при помощи продуктивных видов речевой деятельности: говорения и письма. Из этого следует, что обучение чтению – важнейшая задача, стоящая перед учителем иностранного языка.
Чтение представляет собой «сложную перцептивно-мыслительную мнемическую деятельность, процессуальная сторона которой носит аналитико-синтетический характер, варьирующий в зависимости от ее цели»
1 Чтение представляет собой важнейшее средство опосредованной коммуникации.
В средней школе чтение рассматривается как цель и средство обучения. Чтение как цель обучения предполагает развитие умения читать тексты трех типов (общественно-политические, научно-популярные и художественные).
Чтение как средство обучения предполагает расширение словарного запаса учащихся; запоминание языкового материала при обильном чтении; использование информации из текстов для обучения говорению и письму.
Предлагаемая программа предназначена для учащихся 10-х классов, желающих полнее ознакомиться с литературой, историей, культурой страны изучаемого языка через чтение художественных текстов.
Чтение художественной литературы на изучаемом языке способствует развитию устной речи, обогащает словарный запас, знакомит с культурой и литературой страны изучаемого языка, развивает аналитическое мышление.
Данный курс предполагает обучение чтению как самостоятельному виду речевой деятельности, что заключается в следующем: научить учащихся извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определенные технологии чтения.
Уроки, основанные на чтении художественных произведений необходимы в учебном процессе. Эти уроки бесспорно ценны: во-первых, потому, что учащийся соприкасается с живым языком, а не условно-учебным; во-вторых, есть возможность высказать свое мнение и дать оценку произведению, героям и ситуациям.
Систематическое и планомерное чтение художественной литературы является важным источником и средством увеличения лексического запаса и развития навыков устной и письменной речи учащихся.
Под «домашним чтением» мы понимаем обязательное для всех учащихся, дополнительное по отношению к учебнику, постоянное и обильное чтение с целью извлечения содержательной информации. Это внеклассное чтение. Оно позволяет учащимся уже в школе приобщиться к чтению на иностранном языке как к реальной речевой деятельности.
Со стороны цели в организации домашнего чтения данная программа предполагает чтение с целью понять текст, т.е. собственно чтение и чтение как подготовка к беседе по прочитанному.
Важное значение имеет содержательная сторона учебных материалов, предназначенных для чтения. Нет необходимости, чтобы тематика их соответствовала лексико-разговорным темам, изучаемым на данном этапе. Лишь на начальном этапе тексты содержат только тот языковой материал, который предварительно усвоен учащимися и употребляется ими в устной речи. При этом количество комбинаций из этого материала крайне ограничено. На последующих этапах, по мере расширения объема языкового материала, тексты могут содержать также и незнакомый словарный материал, о значении которого можно догадаться либо на основе словообразовательного анализа, либо в результате точного контекстуального значения слова, либо по сходству со словом в родном языке.
Пригодность текстов или их частей для речевой практики может определяться такими, например, критериями:
- яркой и занимательной фабулой текста или отрывка;
- эмоциональностью и образностью изложения;
- актуальностью материала;
- возможностью столкновения точек зрения и суждений, дающих повод для дискуссий;
- возможностью различных ситуативных трансформаций содержательной стороны текста или отрывка.
- воспитательная ценность.
Программа предполагает большое количество приемов, направленных на развитие навыков устной и письменной речи: стимулирования речемыслительной деятельности, побуждения их к интеллектуальной и речевой активности; восстановления. При работе с художественными текстами используются упражнения, которые носят развивающий характер и в значительной мере повышают речемыслительные и коммуникативные возможности и способности учащихся: прогнозирование, ранжирование, перифраз, логическая перегруппировка, реконструкция, верные и неверные утверждения, содержательный и смысловой выбор, мозговой штурм, устные выступления и сообщения, ролевая игра и т.д.
Для того, чтобы это чтение было постоянным и обязательным, оно должно быть посильным. Данный курс предлагает художественные тексты, отобранные с позиций того, какие нравственные проблемы поднимаются в них и как они решаются. Они эмоционально воздействуют на учащихся, что способствует лучшему пониманию прочитанного. Одной из основных черт художественного произведения является фабульность (событийность) и конфликт, в разрешении которого участвуют учащиеся.
Использование научно-популярной и другой нехудожественной литературы для “углубленного” домашнего чтения не представляется нам эффективным. Восприятие такого рода литературы требует наличия определенного уровня фоновых знаний, специального настроя, а иногда и сформированности интереса к теме изложения. В таких текстах преобладает отвлеченная и терминированная лексика. Чтение такого рода литературы в рамках домашнего чтения в плане увеличения словарного запаса будет не столь эффективным в сопоставлении с чтением художественных текстов, отличающихся большим лексическим и грамматическим своеобразием. Кроме того, чтение художественных текстов дает большие возможности для развития диалогической, монологической речи (пересказ, описание, диалог, презентация ) и различных форм письменной речи (рецензия, письмо, сочинение).
Содержание курса способствует повышению мотивации к изучению английского языка у учащихся так как они смогут расширить диапазон своих знаний и умений, развить свои творческие и познавательные способности.
Достоинством данного курса мы считаем его пригодность для работы как с хорошо успевающими учащимися, так и с испытывающими трудности в процессе учебной деятельности. Большое количество и разнообразие учебного материала позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение английскому языку.
Предлагаемая программа предназначена для 10 классов общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА.Основной целью обучения иностранным языкам на современном этапе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции. В связи с этим данный курс нацелен на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, социокультурного, деятельностного подхода к обучению английскому языку. Материал данного курса отобран в соответствии с общими целями образования и помогает учащимся совершенствовать коммуникативную компетенцию, включающую:
- речевую компетенцию, т.е. способность эффективно использовать изучаемый язык как средство общения;
- языковую/лингвистическую компетенцию, т.е. овладение языковыми средствами в соответствии с темами и сферами общения и умение оперировать ими в коммуникативных целях;
- социокультурную компетенцию (включающую социолингвистическую), т.е. знания о социокультурной специфике страны изучаемого языка, умения строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, умения адекватно понимать и интерпретировать лингвокультурные факты;
- компенсаторную компетенцию, т.е. умения выходить из положения при дефиците языковых средств в процессе иноязычного общения;
- учебно-познавательную компетенцию – дальнейшее развитие специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать владение иностранным языком и использовать его для продолжения образования и самообразования.
Цель данной программы - развивать лексические умения учащихся на основе чтения художественных текстов.На основе сформулированной выше цели изучение курса «Reading? Why not! » решает следующие
задачи:
- развивать познавательные навыки учащихся в области изучения иностранных языков.
- развивать коммуникативные умения;
- формировать умение извлекать и анализировать информацию при чтении;
- развивать языковые способности учащихся, познавательную активность, компенсаторную компетенцию;
- развивать речемыслительную деятельность учащихся;
- развивать логику, способность к догадке, сравнению и сопоставлению языковых явлений;
- развивать умение обобщать, выделять главное, анализировать, сопоставлять, находить сходство и различие, устанавливать взаимосвязи;
- развивать умение самостоятельно выражать свои мысли, говорить в нормальном темпе.
- развивать общеучебные мыслительные умения и навыки для решения задач творческого и исследовательского характера;
- научить анализировать и объективно оценивать результаты собственной учебной деятельности.
Сопутствующие задачи, способствующие достижению основной цели, основаны на требованиях программы по иностранным языкам для старшей школы: продуктивное овладение грамматическими явлениями, которые были усвоены рецептивно, коммуникативно-ориентированная систематизация грамматического материала, усвоенного в основной школе, расширение лексического запаса, обучение анализу событий, высказывание своей точки зрения, развитие навыков письменной речи.
Развитие творческих способностей учащихся происходит на основе взаимосвязанного использования родного и неродного языка, методологическую базу составляют личностно-ориентированные образовательные технологии и проблемно-поисковая деятельность, связанная с решением коммуникативных задач, анализ художественных характера.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КУРСА.1. Принцип коммуникативной направленности. Процесс обучения выстроен в соответствии с моделью реального человеческого общения, подготовка к которому и является одной из задач, поставленных нами в рамках данного курса. Его содержание имеет чётко выраженную практическую направленность и предусматривает моделирование основных параметров общения: личностный характер коммуникативной деятельности субъекта общения, взаимоотношения и взаимодействие речевых партнёров, ситуация как форма функционирования общения, содержательная основа процесса общения, система речевых средств, усвоение которой обеспечило бы коммуникативную деятельность в ситуациях общения, функциональный характер усвоения и использования речевых средств.
2. Принцип деятельностной основы обучения предмету.Курс строится на понимании сущности обучения предмету как процессу взаимодействия учителя и учащихся, учащихся друг с другом, включающему в себя стремление к соучастию и взаимопомощи. Это значит, что традиционная фронтальная работа сокращается в пользу парных, групповых, самостоятельных форм работы. Ученик ставится в ситуацию, когда ему приходится действовать: высказываться, реагировать на высказывание другого участника действия. Он осуществляет перевоплощение в действующее в этих обстоятельствах лицо. В данном случае речь идёт о приёмах, стимулирующих ситуации реального речевого общения, например, разыгрывание диалогов по образцу, оценка деятельности персонажей видеоклипов и текстов, самооценка, чтение и выполнение инструкций, написание писем зарубежному другу и т.п.
3. Принцип личностно – ориентированной направленности на языковую личность учащегося.В центре внимания находится ученик с его потребностями, мотивами, интересами, а также такие виды деятельности, которые помогают ему учиться радостно, творчески и видеть результаты своего труда. Это позволяет учащимся осознанно планировать своё развитие, понимать его динамику и самостоятельно учиться, а также развивать в себе систему личностных свойств и качеств, способствующих саморазвитию.
4. Принцип развития индивидуальности каждого учащегося.Этот принцип осуществляется благодаря дифференцированному подходу, предполагающему учёт уровня подготовки учащихся, реализуемому через: использование материалов разного уровня сложности, использование опор различной степени развёрнутости (план, ключевые слова, выражения предлагаемые учащимся для построения высказывания), разный объём учебного материала.
Благодаря такому подходу возможно активизировать имеющиеся у каждого ученика интеллектуальные способности, знания и речевой опыт, его эмоции и развитие этих личностных параметров.
Поэтому в ходе изучения курса учебный процесс строится таким образом, что обучаемый, решая те или иные коммуникативные задачи, имеет возможность реализовать собственные намерения и испытывает в этом потребность, т.е. действует от своего имени.
5. Принцип комплексного подхода к обучению всем видам речевой деятельности.Физиология усвоения учебного материала при выработке динамических стереотипов предполагает сочетание слуховых, двигательных и зрительных образов слов. И.П. Павлов считал, что между этими компонентами образов слов существует тесная связь, что они могут друг друга заменять и друг на друга влиять. Усвоение осуществляется только как системное благодаря запечатлению в мозгу всех трёх раздражителей: непосредственного и его устного и письменного словесного символа; отсутствие в этой системе какого-либо компонента ослабляет её. В условиях реального общения, к которым мы хотим приблизить процесс обучения, все виды речевой деятельности представлены в комплексе.
6. Принцип учёта возрастных интересов и потребностей школьников.Факультативный курс «Reading? Why not!» предназначен для учащихся 10 класса общеобразовательной средней школы, у которых есть мотивация к познавательной деятельности и потребность в иноязычном общении. Цели и задачи программы, а также содержание курса полностью соответствуют психологическим особенностям учащихся данного возраста, их учебно-познавательным возможностям и интересам.
8. Принцип наглядности.Этот принцип вытекает из сущности процесса восприятия, осмысливания и обобщения материала учащимися. Его важность определяется тем, что овладение учебным материалом начинается либо с его чувственного восприятия, либо с привлечения воспринятой ранее и имеющейся в опыте информации. Наглядность можно определить как специально организованный показ языкового материала и его употребление в речи с целью помочь учащимся в его понимании, усвоении и использовании. В данном курсе планируется применять зрительную, слуховую наглядность, а также их комбинации: аудиозаписи, иллюстрации, презентации.
9. Принцип межпредметных связей.Тематика данного учебного курса предлагает широкий спектр познавательных возможностей, поскольку касается различных областей знаний. Содержание учебного материала связано с историей, литературой, психологией. Курс реализует социокультурный аспект иноязычной коммуникативной компетенции, предоставляя учащимся знания о культуре, обычаях и традициях других стран и давая им возможность поделиться знаниями о своей культуре.
На факультативных занятиях решаются следующие задачи:
· формирование культуры речи и культуры общения;
· расширение кругозора, миропонимания, мироощущения и мировосприятия;
· воспитание культуры чувств, способности к сопереживанию;
· формирование ценностных ориентаций;
· развитие творческих способностей, воображения, памяти.
диалогическая речь
· умение вести этикетный диалог, диалог-расспрос по мотивам литературных произведений;
· умение вести подготовленный диалог в инсценировках и ролевых играх на основе литературных произведений;
монологическая речь
· умение делать краткие подготовленные высказывания о героях литературного произведения с опорой на картинку и на текст (сообщение);
· умение описывать предметы, внешность героев, их жилище на основе литературных произведений (описание);
чтение
· умение читать про себя и вслух с правильным произношением и интонацией литературные произведения;