Скачать 220.85 Kb.
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Факультет экономики недвижимости
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Менеджмент Направление: 080200.62 «Менджмент» Профиль: «Маркетинг» , «Менеджмент недвижимости» Квалификация (степень) выпускника: БАКАЛАВР Форма обучения: очная 2012 Раздел 1. Организационно-методический
Курс «Менеджмент» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин. Содержание курса служит основой для освоения курсов «Стратегический менеджмент», «Теория организации», «Бизнес – планирование», «Управление качеством».
Основной целью курса является достижение следующих результатов образовательных результатов: Студент должен: знать: - базовые концепции менеджмента, основные подходы к интерпретации понятия менеджмент; - функции и роли менеджера в современной организации; - исторические этапы развития менеджмента как науки; - современные концепции управления. уметь: - ставить организационные цели и задачи; - выстраивать организационную структуру компании; - применять методики мотивации подчиненных; - принимать управленческие решения; - организовывать систему коммуникаций; - встраивать процесс контроля в деятельность по управлению; - анализировать многообразие моделей управления и вырабатывать системный управленческий взгляд на современную организационную проблематику; - осуществлять делегирование полномочий на основе распределения полномочий и ответственности. иметь: - системное представление о сущности природы управления. 1.3. Формируемые компетенции По окончанию изучения курса «Менеджмент» у студента должны быть сформированы следующие компетенции: общекультурные:
профессиональные
специальные
1. 4. Формы контроля по курсу. Критерии оценки знаний, умений, навыков Итоговый контроль Для контроля усвоения данного курса учебным планом предусмотрен экзамен. Оценка за экзамен является итоговой по курсу и проставляется в приложение к диплому. Текущий контроль В процессе изучения курса выполняется курсовая работа. Выполнение этого задания является обязательным для всех студентов. Студенты, не выполнившие в полном объеме этого задания не допускаются к сдаче экзамена. Раздел 2. Содержание курса 2.1. Организационно-методические данные курса
Приводится расчет кредитов 2. 2. Тематический план курса
2.3. Содержание курса Тема 1. Введение в теорию менеджмента. Определение понятия «организация» Понятие «организация». Организация как объект менеджмента. Характерные черты организации. Виды организаций. Подходы к определению понятия организация: Ч. Барнард, Д. Марч и Г. Саймон, П. Блау и У. Скотт, А. Этциони. Специфические черты, отличающие организации от других видов социальных групп. Организация как целостная открытая социально-экономическая система. Условия функционирования и развития организации. Внутренняя среда организации: понятие, факторы, основные характеристики, их взаимосвязь и взаимозависимость. Внешняя среда организации. Ее значение в деятельности организации. Характеристики внешней среды. Основные факторы внешней среды и их взаимовлияние. Среда прямого и косвенного воздействия. Тема 2. Основные подходы к определению феномена «менеджмент». Многообразие управленческих ролей Процессный подход к менеджменту. Управление как непрерывная серия взаимосвязанных функций: планирование, организация, мотивация, контроль. Единство и взаимосвязь функций менеджмента. Соотношение функций на различных уровнях системы менеджмента организации. Изменение состава и содержания функций менеджмента с развитием внутренней и внешней среды. Системный подход к менеджменту. Организация как совокупность взаимосвязанных элементов (люди, структура, задачи, технология и т.д.). Внешняя среда менеджмента. Ситуационный подход к менеджменту. Многообразие управленческих ролей (Г. Минцберг, И.Ансофф, Р. Блейк и Дж. Мутон). Тема 3. Основные этапы эволюции управленческой мысли: школа научного управления Общие элементы механизма научного управления и основные методы его проведения в жизнь представителями Школы научного управления. Основные представители школы: Ф.У. Тейлор, Ф. и Л. Гилбрет, Г. Гантт. Тема 4. Основные этапы эволюции управленческой мысли: школа административного управления Универсальные законы и принципы управления. Процессы планирования, организации, мотивации и контроля как составляющие универсального процесса управления. Определение основных функций бизнеса. Построение организационной структуры. Влияние на управленческую эффективность: формальной организационной структуры; соблюдения принципа единоначалия; авторитарных методов управления; правильного подбора кадров и орудий труда; соответствия набранных сотрудников организационной структуре; строгого соблюдения дисциплины; величины индивидуального вознаграждения; узкой специализации задач персонала; степени координации деятельности персонала руководителем; детализированного контроля. Представители школы административного управления: Анри Файоль, Диндалл Урвик, Джеймс Муни. Тема 5. Основные этапы эволюции управленческой мысли: школы человеческих отношений и поведенческих наук Хоторнские эксперименты: основные этапы и выводы эмпирических исследований. Хоторнский эффект. Связь эффективности управления с такими явлениями, как: неформальная организационная структура, отказ от принципа единоначалия, демократический стиль руководства, соответствие организационной структуры людям, степень взаимодействия людей, самодисциплина, отказ от узкой специализации, возможность творческого роста для персонала, коллективное вознаграждение, общий контроль. Основные представители Школы человеческих отношений: Элтон Мэйо, Мери Паркер Фоллетт. Школа поведенческих наук. Повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Представители поведенческого подхода: Абрахам Маслоу, Ренсис Лайкерт, Дуглас МакГрегор, Фредерик Герцберг, Крис Арджирис. Тема 6. Современные теории менеджмента Процессный подход к управлению. Операционное моделирование: постановка проблемы и разработка модели ситуации, соответствующей проблеме. Количественные значения, математические описания и их использование в менеджменте. Новые парадигмы менеджмента в трудах зарубежных представителей школы: П.Друкер, Блейк Р., Моутон Д. и др. Современные российские концепции менеджмента. Тема 7. Организационное планирование как процесс постановки целей и задач Миссия и цели организации: сравнительный анализ понятий. Методологические основы определения и моделирования целей менеджмента. Постановка организационной цели. Требования к целям. Классификация целей организации. Этапы достижения цели. Обоснование ресурсных возможностей для достижения целей и обеспечения выполнения нормативов. Управление по целям и результатам: понятие и характеристика систем управления по целям и результатам. Оперативное и стратегическое планирование в менеджменте: содержание и функции. Тема 8. Структура организации и ее проектирование Понятие организационной структуры. Создание управленческой структуры организации. Формирование системы отношений власти и подчинения. Выработка ролевых требований для каждого члена организации и границ каждой роли. Делегирование прав распоряжаться ресурсами организации. Определение ответственности за нарушение норм организации. Распространенные виды организационных структур: линейная; функциональная; линейно-функциональная; проектная; матричная; дивизиональная. Преимущества и недостатки. Проектирование организационных структур. Учет факторов - параметров внешней и внутренней среды при проектировании организационной структуры. Порядок и методы проектирования, показатели, используемые при проектировании, основные критерии формирования структурных подразделений в организационной структуре управления. Направления совершенствования организационных структур управления. Тема 9. Деятельность по управлению персоналом: мотивация персонала в организации Мотивация как процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации. Два основных подхода к изучению теорий мотивации: содержательные теории мотивации и процессуальные теории мотивации. Содержательные теории мотивации: 1) теория иерархии потребностей, разработанная Маслоу; 2) теория ERG, разработанная Альдерфером; 3) теория приобретенных потребностей МакКлелланда и 4) теория двух факторов Герцберга. Процессуальные теории мотивации: теория ожиданий В.Врума, теория справедливости и теория Портера – Лоулера. Тема 10. Деятельность по управлению персоналом: построение команд в организации Понятие управленческая команда. Признаки управленческой команды. Эффективность управленческой команды. Цели создания команды. Лидер команды. Численность команды. Исследование эффективности менеджерских групп (Р. М. Белбин). Тема 11. Построение корпоративной культуры Соотношение понятий организационная культура и корпоративная культура. Трехуровневая модель организационной культуры Эдгара Шайна. Десять характеристик организационный культуры (Ф. Харрис и Р. Моран). Четыре типа организационной культуры по С. Ханди: культура власти, культура роли, культура задачи и культура личности. Культура организаций как отношения власти в группе или организации (Р. Акофф). Тема 12. Проблема власти и лидерства в управлении Власть как возможность влиять на поведение других. Пять основных форм власти (по Френчу и Рэйвену). Понятие лидерство (П. Друкер). Три подхода к определению значимых факторов эффективного лидерства: подход с позиции личных качеств, поведенческий подход, ситуационный подход. Классификация моделей лидерства: теория Д. МакГрегора. Теория стилей руководства Р. Лайкерта. Управленческая решетка Блэйка и Мутона. Ситуативная модель Фидлера. Подход «путь-цель» Митчела и Хауса. Модель жизненного цикла руководителя Херси и Бланшара. Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона. Тема 13. Управление конфликтами в организации Конфликтология как область научно-практической деятельности, занимающаяся сопровождением и разрешением конфликтов. Труды Дж. Тернера, Л. Козера и Р. Дарендорфа о теории и природе конфликта. Подходы к конфликту. Типологии конфликтов. Причины конфликтов. Фазы конфликта. Позитивные функции конфликта (по Л.Козеру и Г.Зиммелю). Технологии разрешения конфликта. Тема 14. Процесс принятия управленческих решений и контроль в менеджменте Организационное решение: определение понятия. Решения, типичные для функций управления (планирование, организация, мотивация, контроль). Этапы рационального разрешения управленческих проблем: диагноз, формулировка ограничений и критериев принятия решений, выявление альтернатив, их оценка, окончательный выбор. Классификация управленческих решений. Индивидуальные управленческие решения. Коллективные управленческие решения и методы их принятия. Контроль в менеджменте как процесс сравнения достигнутых результатов с поставленными в процессе организационного планирования целями и задачами, позволяющий выявить проблемы и скорректировать деятельность организации в будущем. Три аспекта управленческого контроля (установление стандартов, измерение, коррекция). Виды и формы контроля. Понятие эффективности менеджмента. Принципы, методы и показатели оценки эффективности менеджмента. Факторы и направления повышения эффективности менеджмента. Тема 15. Информационные технологии и процесс коммуникации в менеджменте Информация и ее роль в процессе менеджмента. Качественные характеристики информации. Классификация информации, используемой в процессе менеджмента. Требования, предъявляемые к информационному обеспечению процессов менеджмента. Природа и понятие коммуникация. Элементы процесса коммуникации (отправитель, сообщение, канал коммуникации, получатель). Основные этапы коммуникационного процесса: зарождение идеи, кодирование сообщения отправителем и выбор канала для передачи, передача сообщения, декодирование сообщения получателем, обратная связь. Основные типы коммуникационных барьеров. Информационные системы: понятие, элементы, характеристики. Виды информационных систем. Принципы построения информационных систем. Информационные технологии в работе управленческого персонала. Направления совершенствования информационных систем. Тема 16. Сущность и основные этапы стратегического менеджмента Сравнение оперативного и стратегического управления. Структура стратегического управления: 1. Проведение анализа среды; 2. Разработка миссии и целей; 3. Выбор стратегии поведения; 4. Подготовка к реализации стратегии; 5. Контроль. Три основных подхода к выработке стратегии поведения организации на рынке (М.Портер). Анализ внешней среды менеджмента: анализ макроокружения и микроокружения. Анализ макроокружения: анализ экономической, правовой, политической, социальной и технологической компонент. Анализ микроокружения: потребители, поставщики, конкуренты. Методы анализа среды. Метод СВОТ (SWOT). Анализ портфеля продукции. Раздел 3. Учебно-методическое обеспечение курса
3.2. Список вопросов для подготовки к экзамену
3.3.Список рекомендуемой основной и дополнительной литературы с включением Интернет-источников Основная литература
Дополнительная литература
Интернет-источники: http://www.ecsocman.edu.ru – Портал «Социология, экономика, менеджмент» http://www.expert.ru – Журнал «Эксперт» http://www.aup.ru/books/i002.htm - Электронные книги: менеджмент и управление предприятием http://www.cfin.ru – Портал корпоративного менеджмента http://www.ubo.ru/articles/?cat=118 – Тайм-менеджмент http://www.managementnews.ru/ - Журнал «Новости менеджмента» http://www.mevriz.ru – Журнал «Менеджмент в России и за рубежом» http://www.rjm.ru – Российский журнал менеджмента Раздел 4. Материально-техническое обеспечение курса 4.1. Список учебно-лабораторного оборудования. Аудитория с рабочими столами (желательно трансформирующееся пространство), доска с маркерами, мультимедиа – проектор, ноутбук. |
Хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации Ставропольский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования... | Хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации Ставропольский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования... | ||
Кафедра экономики и финансов Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | Учебно-методический комплекс дисциплины «Государственное регулирование экономики» «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | ||
Докладчик «российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации» | Волгоградский филиал «российская акАдемия народного хозяйства и Государственной службы при президенте российской федерации» | ||
Введение в специальность Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | Программа Информация к регламенту Конференции Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации | ||
Тематический план учебной дисциплины «Российская академия народного хозяйства государственной службы при Президенте Российской Федерации» | Психология личности Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | ||
Государственный и муниципальный долг Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | Я. Я. Кайль Арбитражный процесс Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Философия» «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | Рабочая программа дисциплины: «технология интервьюирования» Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации | ||
Т. Ю. Назарова Конституционное правосудие Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | С. Б. Левинсон Государственная экономическая политика Российской Федерации Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» |