Психология личности





НазваниеПсихология личности
страница1/9
Дата публикации15.04.2015
Размер0.92 Mb.
ТипУчебно-методическое обеспечение
100-bal.ru > Психология > Учебно-методическое обеспечение
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Волгоградский филиал


ЗИНОВЬЕВА Д.М.

______________________
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Учебно-методический комплекс для студентов специальности

030301 ПСИХОЛОГИЯ



Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры

Протокол №1 от «02» сентября 2011 г.

Подпись Заведующего кафедрой ………………………………..


Волгоград

2011

Содержание


Наименование раздела

Стр.


Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины Психология личности




1.1.

Извлечение из образовательного стандарта положений для дисциплин, включенных в государственный образовательный стандарт

3

1.2..

Цели и задачи учебной дисциплины

3

1.3.

Требования к уровню освоения дисциплины

4

1.4.

Тематический план учебной дисциплины

4

1.5.

Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины

5


Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов




2.1.

Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Пожелания к изучению отдельных тем курса

25

2.2.

Рекомендации по работе с литературой

25

2.3.

Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса

25

2.4.

Разъяснения по поводу работы с тестами и практическими задачами

25

2.5.

Советы по подготовке к экзамену (зачету)

26


Раздел 3. Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций

26


Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий)

75


Раздел 5. Методические указания для выполнения контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ

79


Раздел 6. Материалы мультимедийных лекций

83


РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа учебной дисциплины
1.1. Требования образовательного стандарта

по учебной дисциплине «Психология личности»
Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни; движущие силы и условия развития личности; периодизация развития индивида, личности и индивидуальности; индивидуальные свойства человека и их роль в развитии личности; личность в социогенезе; социально-исторический образ жизни – источник развития личности; персоногенез личности: индивидуальность личности и ее жизненный путь; структура личности и различные методические подходы к ее изучению в психологии; проблема воли; волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа; психологическая защита и совладание – механизмы овладения поведением; личностный выбор; свобода и ответственность; теории личности. 
1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА

Цель курса — познакомить студентов с основными тенденциями в развитии современных психологических представлений о личности, ключевым содержанием теоретических концепций личности, наиболее важными экспериментальными фактами. Курс интегрирует наиболее значимые положения о личности, ее феноменологии, структуре, детерминантах, биологических и социальных факторах развития личности.

Задачи курса — формирование у студентов представлений о личности как одной из основополагающих психологических категорий. Курс имеет, прежде всего, теоретическую направленность, раскрывая содержание основных теоретических понятий, связанных с изучением личности в психологии. Вместе с тем курс в значительной степени связан и с прикладными задачами современной психологии. В курсе наряду с раскрытием теоретических идей различных концепций личности, рассматриваются возможности их применения к решению важных задач психологической практики в сфере консультирования, психотерапии, управления, обучения.

Междисциплинарные связи (взаимосвязь предмета с другими дисциплинами курса)

Так как пространство личности имеет сложную структуру и множество измерений, личность является предметом междисциплинарного исследования, а не только психологического. Философское, общепсихологическое, социологическое, историческое, естественнонаучное, экономическое, правовое знание расширяют понимание личности как полисистемного образования.

1.3. Требования к уровню освоения дисциплины.

В результате изучения предмета «Психология личности» студент должен знать:

  1. Основные психологические подходы к проблемам личности. Особенности западных и отечественных подходов к психологии личности.

  2. Основные закономерности развития личности.

  3. Категории и понятия психологии личности.

  4. Основные концепции личности.


Студент, прошедший курс обучения, должен уметь:

    1. Обсудить основные методологические принципы, на которых строятся исследования в области психологии личности.

    2. Выделить общие и специфические признаки научной теории, психологической теории и теории личности.

    3. Провести анализ классических и современных теорий личности.

    4. Научно доказать существование исторической преемственности в постановке и решении основных вопросов психологии личности, подчеркнув специфику их разработки на современном уровне научного знания.

Студент должен овладеть следующими компетенциями: ПК-9 - применение знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики
1.4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН курса «Психология личности»







Очная форма

Второе высшее образование

№ п/п

Тема занятия

Лекции

Семинары

СРС

Лекции

Семинары

СРС



Основные проблемы изучения личности. Человек, личность, индивид, индивидуальность, субъект. Структура личности и различные методические подходы к ее изучению в психологии.

2

2

1

1




6



Теории личности в отечественной психологии. Движущие силы и условия развития личности; периодизация развития индивида, личности и индивидуальности; индивидуальные свойства человека и их роль в развитии личности; личность в социогенезе.

2

2

6

1




10



Психоанализ З. Фрейда. Психологические защиты по А.Фрейд.

2

4

2

1

1

10



Практика и теория индивидуальной психологии А. Адлера.

2

2

2

1




10



Аналитическая психология К. Юнга.

2

2

2

1

1

10



Гуманистический психоанализ К. Хорни.

2

2

2

1




10



Жизненный цикл Э. Эриксона. Психосоматика В. Райха.







2

1




10



Основные принципы гуманистической психологии.

2

2

2

1




10



Йога и индийская традиция. Дзен-буддизм. Суфизм и исламская традиция.







2







10



Теории научения в психологии личности.

Эрих Фромм и гуманистический психоанализ.

Теория поля К. Левина. Теория личностных конструктов Дж. Келли

2




7







10




Итого:

16

16

28

8

2

96



















1.5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

ЛЕКЦИИ

Тема 1. Основные проблемы изучения личности. Человек, личность, индивид, индивидуальность, субъект.

Соотношение биологического и социального в личности. Соотношение индивидуального и общественного в личности. Филогенез и отнтогенез личности. Развитие фенотипических осо­бенностей индивида в онтогенезе. Структура личности (конституционно-антропологическая: Э.Кречмер, Э. Шелдон, факторная: Дж. Кеттел, Г.Айзенк, Дж.Гилфорд, блочная: У.Джемс, К.К. Платонов и др., мотивационно-динамическая: З.Фрейд, К.Юнг, А.Маслоу, А.Н. Леонтьев и др. ). Движущие силы развития личности. Проблема личности и уровни методологии науки (социальная психология, общая психология, дифференциальная психология, педагогическая психология). Системный и историко-эволюционый подход к личности. Природа человека и его сущностные особенности. Человек и мир человека. Общее понятие личности. Личность как полисистемное образование. Понятие индивида. Индивид как представитель вида и про­дукт биологической эволюции. Личность как продукт историко-эволюционного и онтогенети­ческого развития. Саморазвитие личности. Понятие индиви­дуальности. Понятие субъекта деятельности. Соотношение понятий: человек, индивид, субъект, личность, индивидуальность.

Основные понятия: социальное, биологическое, человек, индивид, субъект, личность, индивидуальность, структура личности.

Тема 2. Теории личности в отечественной психологии.

Проблема личности в отечественных психологических школах: культурно-историческая теория Л.С. Выготского, теория деятельности А.Н. Леонтьева, философско-психологическая теория С.Л. Рубинштейна. Проблема человека в трудах Б.Г. Ананьева. Отношение как единица анализа личности по В.Н. Мясищеву. Понятие установки по Д.Н. Узнадзе. Установка и деятельность. Новые тенденции исследования личности в отечественной психологии. Проблема морального развития личности. Исследования представлений о порядочном человеке (М.И. Воловикова и М.И. Гренкова). Исследование личности пожилого человека (Л.И. Анцыферова). Психосемантика сознания (В.Ф. Петренко, А.Т. Шмелев, Е.Т. Соколова). Метод реконструкции субъективных семантических пространств. Проблема инициативы и ответственности личности (К.А. Абульханова-Славская). Движущие силы и условия развития личности; периодизация развития индивида, личности и индивидуальности; индивидуальные свойства человека и их роль в развитии личности; личность в социогенезе. Диспозиционная теория личности В.А. Ядова.

Основные понятия: структура личности, направленность личности, мотивация, потребности, отношение, установка, диспозиция, деятельность, воля, свобода, ответственность.

Тема 3. Психоанализ З. Фрейда. Психологические защиты по А.Фрейд.

Биографический экскурс. Идейные предшественники. Бессознательное в литературном наследии. Культурно-исторический контекст создания психоаналитический теории, ее социальные предпосылки. Психический детерминизм. Сознательное, подсознательное, предсознательное. Влечения. Либидо и агрессивная энергия. Катексис. Структура личности: Ид, Эго, Суперэго. Соотношение подструктур. Психосексуальные фазы развития: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная фазы. Взгляды Фрейда на природу женщины. Теория психоанализа, освобождение заблокированного содержания вытесненного, освобождение жизненной энергии. Сновидения. Исследования сновидений. Энергия и тело. Социальные взаимоотношения: повторение семейных сценариев. Роль эмоций и интеллекта в жизни человека. Самость. Цель психоанализа. Ограничения психоанализа. Роль психоаналитика. Перенос (трансфер) на психоаналитика. Сбор анамнеза. Психологические защиты: забывание, вытеснение, проекция, регрессия, изоляция, сублимация и др.

Основные понятия: структура личности, Ид, Эго, Суперэго, сознательное, предсознательное, бессознательное, топологическая модель, структурная модель, психосексуальные фазы развития, агрессия, либидо, психологические защиты, довербальный онтогенез личности.

Тема 4. Практика и теория индивидуальной психологии А. Адлера.

Биографический экскурс. Идейные предшественники. Неполноценность (реальная или мнимая) и компенсация. Комплекс неполноценности. Агрессия и борьба за превосходство. Стремление к совершенству. Специфические жизненные цели. Жизненный стиль. Схемы апперцепции как представление о себе и о мире, как часть жизненного стиля. Творческая энергия личности, ее контроль над своей судьбой, самореализация посредством стремления к совершенству. Социальный интерес, чувство общности, сотрудничество. Социальные отношения. Женщина как жертва социальных предрассудков. Жизненные задачи: работа, дружба, любовь. Психотерапевтическая работа с фиктивными целями. Препятствия росту: органическая неполноценность, избалованность и заброшенность. Основная динамика неврозов. Влияние Адлера на психологическую теорию и практику.

Основные понятия: неполноценность, комплекс неполноценности, социальный интерес, жизненные задачи, фиктивные цели.

Тема 5. Аналитическая психология К.Юнга.

Биографический экскурс. Идейные предшественники. Основные понятия: аттитюды интроверсии и экстраверсии, функции мышления, чувства, ощущений, интуиции, бессознательное (личное, коллективное), архетипы, эго, персона, тень, анима, анимус, самость, символы. Анализ мифов и сновидений. Психологический рост: индивидуация и препятствия росту. Тело. Социальные связи. Воля, эмоции, интеллект. Терапия по Юнгу. Религия и мистицизм. Анализ символов. Влияние Юнга на современность. Проективные методы. Имаготерапия. Метафора и сказка в психотерапии. Работа с субличностями, встреча с тенью.

Основные понятия: коллективное бессознательное, архетипы, эго, персона, тень, анима, анимус, самость, символы.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психология личности iconРоссийской федерации
«Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология личности», «Дифференциальная...
Психология личности iconПрограмма учебной дисциплины «Профессиональная психология личности»
«Профессиональная психология личности» вузовского компонента цикла дс составлена в соответствии с государственным образовательным...
Психология личности iconIii требования к результатам освоения дисциплины
«Безопасность жизнедеятельности». Данная дисциплина является продолжением изучения дисциплин общепрофессионального цикла: «Введение...
Психология личности iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине...
Направленность (профиль) программы аспирантуры Общая психология, психология личности, история психологии
Психология личности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Магистерские программы: «Психология и педагогика инклюзивного образования», «Психология развития», «Педагогическая психология», «Геронтопедагогика...
Психология личности icon7 Вопросы к вступительному экзамену по специальности
Общая психология, психология личности, история психологии является одним из основополагающих и системных по данной специальности...
Психология личности iconВопросы к зачету по дисциплине «Психология личности»
Предмет и задачи курса «Психология личности»; ее характеристика как отрасли общей психологии
Психология личности iconКафедра немецкой филологии
«Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,...
Психология личности iconКафедра немецкой филологии
«Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,...
Психология личности iconПрограмма дисциплины «Психология личности» для направления 030300. 68 «Психология»
Целью изучения дисциплины является формирование и развитие у студентов систематизированного академического знания о личности
Психология личности iconРеферат по психологии личности на тему: «Джон Келли психология личности»...
...
Психология личности iconИндивидуально-психологические особенности личности больных хроническим...
Специальность: 19. 00. 01 – «Общая психология, психология личности, история психологии» (психологические науки)
Психология личности iconПрограмма дисциплины Методы и техники экзистенциальной психотерапии...
«Психология» психологии личности Председатель Зав кафедрой психологии личности
Психология личности iconПрограмма дисциплины Методы и техники экзистенциальной психотерапии...
«Психология» психологии личности Председатель Зав кафедрой психологии личности
Психология личности iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению «Психолого-педагогическое...
«Психология одаренности и творчества», «Психология искусства», «Психология и философия образования», «Экологическая психология образования»,...
Психология личности iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психология развития и возрастная...
Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, среди которых особое место занимает возрастная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск