Скачать 0.92 Mb.
|
ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» Волгоградский филиал ЗИНОВЬЕВА Д.М. ______________________ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030301 ПСИХОЛОГИЯ
Волгоград 2011 Содержание
РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа учебной дисциплины 1.1. Требования образовательного стандарта по учебной дисциплине «Психология личности» Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни; движущие силы и условия развития личности; периодизация развития индивида, личности и индивидуальности; индивидуальные свойства человека и их роль в развитии личности; личность в социогенезе; социально-исторический образ жизни – источник развития личности; персоногенез личности: индивидуальность личности и ее жизненный путь; структура личности и различные методические подходы к ее изучению в психологии; проблема воли; волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа; психологическая защита и совладание – механизмы овладения поведением; личностный выбор; свобода и ответственность; теории личности. 1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА Цель курса — познакомить студентов с основными тенденциями в развитии современных психологических представлений о личности, ключевым содержанием теоретических концепций личности, наиболее важными экспериментальными фактами. Курс интегрирует наиболее значимые положения о личности, ее феноменологии, структуре, детерминантах, биологических и социальных факторах развития личности. Задачи курса — формирование у студентов представлений о личности как одной из основополагающих психологических категорий. Курс имеет, прежде всего, теоретическую направленность, раскрывая содержание основных теоретических понятий, связанных с изучением личности в психологии. Вместе с тем курс в значительной степени связан и с прикладными задачами современной психологии. В курсе наряду с раскрытием теоретических идей различных концепций личности, рассматриваются возможности их применения к решению важных задач психологической практики в сфере консультирования, психотерапии, управления, обучения. Междисциплинарные связи (взаимосвязь предмета с другими дисциплинами курса) Так как пространство личности имеет сложную структуру и множество измерений, личность является предметом междисциплинарного исследования, а не только психологического. Философское, общепсихологическое, социологическое, историческое, естественнонаучное, экономическое, правовое знание расширяют понимание личности как полисистемного образования. 1.3. Требования к уровню освоения дисциплины. В результате изучения предмета «Психология личности» студент должен знать:
Студент, прошедший курс обучения, должен уметь:
Студент должен овладеть следующими компетенциями: ПК-9 - применение знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики 1.4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН курса «Психология личности»
1.5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. ЛЕКЦИИ Тема 1. Основные проблемы изучения личности. Человек, личность, индивид, индивидуальность, субъект. Соотношение биологического и социального в личности. Соотношение индивидуального и общественного в личности. Филогенез и отнтогенез личности. Развитие фенотипических особенностей индивида в онтогенезе. Структура личности (конституционно-антропологическая: Э.Кречмер, Э. Шелдон, факторная: Дж. Кеттел, Г.Айзенк, Дж.Гилфорд, блочная: У.Джемс, К.К. Платонов и др., мотивационно-динамическая: З.Фрейд, К.Юнг, А.Маслоу, А.Н. Леонтьев и др. ). Движущие силы развития личности. Проблема личности и уровни методологии науки (социальная психология, общая психология, дифференциальная психология, педагогическая психология). Системный и историко-эволюционый подход к личности. Природа человека и его сущностные особенности. Человек и мир человека. Общее понятие личности. Личность как полисистемное образование. Понятие индивида. Индивид как представитель вида и продукт биологической эволюции. Личность как продукт историко-эволюционного и онтогенетического развития. Саморазвитие личности. Понятие индивидуальности. Понятие субъекта деятельности. Соотношение понятий: человек, индивид, субъект, личность, индивидуальность. Основные понятия: социальное, биологическое, человек, индивид, субъект, личность, индивидуальность, структура личности. Тема 2. Теории личности в отечественной психологии. Проблема личности в отечественных психологических школах: культурно-историческая теория Л.С. Выготского, теория деятельности А.Н. Леонтьева, философско-психологическая теория С.Л. Рубинштейна. Проблема человека в трудах Б.Г. Ананьева. Отношение как единица анализа личности по В.Н. Мясищеву. Понятие установки по Д.Н. Узнадзе. Установка и деятельность. Новые тенденции исследования личности в отечественной психологии. Проблема морального развития личности. Исследования представлений о порядочном человеке (М.И. Воловикова и М.И. Гренкова). Исследование личности пожилого человека (Л.И. Анцыферова). Психосемантика сознания (В.Ф. Петренко, А.Т. Шмелев, Е.Т. Соколова). Метод реконструкции субъективных семантических пространств. Проблема инициативы и ответственности личности (К.А. Абульханова-Славская). Движущие силы и условия развития личности; периодизация развития индивида, личности и индивидуальности; индивидуальные свойства человека и их роль в развитии личности; личность в социогенезе. Диспозиционная теория личности В.А. Ядова. Основные понятия: структура личности, направленность личности, мотивация, потребности, отношение, установка, диспозиция, деятельность, воля, свобода, ответственность. Тема 3. Психоанализ З. Фрейда. Психологические защиты по А.Фрейд. Биографический экскурс. Идейные предшественники. Бессознательное в литературном наследии. Культурно-исторический контекст создания психоаналитический теории, ее социальные предпосылки. Психический детерминизм. Сознательное, подсознательное, предсознательное. Влечения. Либидо и агрессивная энергия. Катексис. Структура личности: Ид, Эго, Суперэго. Соотношение подструктур. Психосексуальные фазы развития: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная фазы. Взгляды Фрейда на природу женщины. Теория психоанализа, освобождение заблокированного содержания вытесненного, освобождение жизненной энергии. Сновидения. Исследования сновидений. Энергия и тело. Социальные взаимоотношения: повторение семейных сценариев. Роль эмоций и интеллекта в жизни человека. Самость. Цель психоанализа. Ограничения психоанализа. Роль психоаналитика. Перенос (трансфер) на психоаналитика. Сбор анамнеза. Психологические защиты: забывание, вытеснение, проекция, регрессия, изоляция, сублимация и др. Основные понятия: структура личности, Ид, Эго, Суперэго, сознательное, предсознательное, бессознательное, топологическая модель, структурная модель, психосексуальные фазы развития, агрессия, либидо, психологические защиты, довербальный онтогенез личности. Тема 4. Практика и теория индивидуальной психологии А. Адлера. Биографический экскурс. Идейные предшественники. Неполноценность (реальная или мнимая) и компенсация. Комплекс неполноценности. Агрессия и борьба за превосходство. Стремление к совершенству. Специфические жизненные цели. Жизненный стиль. Схемы апперцепции как представление о себе и о мире, как часть жизненного стиля. Творческая энергия личности, ее контроль над своей судьбой, самореализация посредством стремления к совершенству. Социальный интерес, чувство общности, сотрудничество. Социальные отношения. Женщина как жертва социальных предрассудков. Жизненные задачи: работа, дружба, любовь. Психотерапевтическая работа с фиктивными целями. Препятствия росту: органическая неполноценность, избалованность и заброшенность. Основная динамика неврозов. Влияние Адлера на психологическую теорию и практику. Основные понятия: неполноценность, комплекс неполноценности, социальный интерес, жизненные задачи, фиктивные цели. Тема 5. Аналитическая психология К.Юнга. Биографический экскурс. Идейные предшественники. Основные понятия: аттитюды интроверсии и экстраверсии, функции мышления, чувства, ощущений, интуиции, бессознательное (личное, коллективное), архетипы, эго, персона, тень, анима, анимус, самость, символы. Анализ мифов и сновидений. Психологический рост: индивидуация и препятствия росту. Тело. Социальные связи. Воля, эмоции, интеллект. Терапия по Юнгу. Религия и мистицизм. Анализ символов. Влияние Юнга на современность. Проективные методы. Имаготерапия. Метафора и сказка в психотерапии. Работа с субличностями, встреча с тенью. Основные понятия: коллективное бессознательное, архетипы, эго, персона, тень, анима, анимус, самость, символы. |
Российской федерации «Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология личности», «Дифференциальная... | Программа учебной дисциплины «Профессиональная психология личности» «Профессиональная психология личности» вузовского компонента цикла дс составлена в соответствии с государственным образовательным... | ||
Iii требования к результатам освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Данная дисциплина является продолжением изучения дисциплин общепрофессионального цикла: «Введение... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине... Направленность (профиль) программы аспирантуры Общая психология, психология личности, история психологии | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Магистерские программы: «Психология и педагогика инклюзивного образования», «Психология развития», «Педагогическая психология», «Геронтопедагогика... | 7 Вопросы к вступительному экзамену по специальности Общая психология, психология личности, история психологии является одним из основополагающих и системных по данной специальности... | ||
Вопросы к зачету по дисциплине «Психология личности» Предмет и задачи курса «Психология личности»; ее характеристика как отрасли общей психологии | Кафедра немецкой филологии «Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,... | ||
Кафедра немецкой филологии «Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,... | Программа дисциплины «Психология личности» для направления 030300. 68 «Психология» Целью изучения дисциплины является формирование и развитие у студентов систематизированного академического знания о личности | ||
Реферат по психологии личности на тему: «Джон Келли психология личности»... ... | Индивидуально-психологические особенности личности больных хроническим... Специальность: 19. 00. 01 – «Общая психология, психология личности, история психологии» (психологические науки) | ||
Программа дисциплины Методы и техники экзистенциальной психотерапии... «Психология» психологии личности Председатель Зав кафедрой психологии личности | Программа дисциплины Методы и техники экзистенциальной психотерапии... «Психология» психологии личности Председатель Зав кафедрой психологии личности | ||
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению «Психолого-педагогическое... «Психология одаренности и творчества», «Психология искусства», «Психология и философия образования», «Экологическая психология образования»,... | Учебно-методический комплекс дисциплины «психология развития и возрастная... Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, среди которых особое место занимает возрастная... |