Методические рекомендации допущено Научно-методическим советом по изучению истории и культуры ислама в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,





НазваниеМетодические рекомендации допущено Научно-методическим советом по изучению истории и культуры ислама в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,
страница1/3
Дата публикации09.11.2014
Размер0.5 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Культура > Методические рекомендации
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Казанский (Приволжский) федеральный университет»



В. Ф. Марчуков, И. Ю. Зобова

Социально-политические системы стран Среднего Востока (Турция, Иран, Афганистан)

(с углубленным изучением истории и культуры ислама)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Допущено Научно-методическим советом по изучению истории и культуры ислама в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки (специальностям) «искусства и гуманитарные науки», «культурология», «регионоведение», «социология» с углубленным изучением истории и культуры ислама.

КАЗАНЬ

2012

УДК 321.6/.8

ББК 66.0

М 25


Рецензенты:

М.П. Сергеев, д-р эк. наук, профессор

Г.Н. Бутов, к. э. наук, доцент

М 25 Марчуков В.Ф., Зобова И.Ю

Социально-политические системы стран Среднего Востока (Турция, Иран, Афганистан) (с углубленным изучением истории и культуры ислама): Методические рекомендации /., Марчуков В. Ф., Зобова И. Ю. – Казань: К(П)ФУ, 2012. – 48 с.
Методические рекомендации содержат материалы по методике преподавания и организации самостоятельного работы студентов по изучению дисциплины и подготовке к проверке знаний по специализации «регионоведение». Методические рекомендации включают тематический план, перечень основных понятий и ключевых моментов, касающихся проблем взаимосвязи данной дисциплины с историей и культурой ислама; список основной и дополнительной литературы, темы аналитической справки – эссе, тесты, вопросы для самопроверки и зачета. Рекомендации составлены с учетом требований бально-рейтинговой системы.


Научный редактор: д-р пед. наук, профессор И.Э. Ярмакеев



© Марчуков В. Ф., Зобова И. Ю., 2012

© Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2012
Общие организационно-методические указания
Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по направлению подготовки ГОС ВПО. Дисциплина включена в раздел «дисциплины и курсы по выбору» циклов общих гуманитарных и социально-экономических (ГСЭ) дисциплин – ГСЭ.В.01.

Методические рекомендации разработаны для студентов изучающих экономику исламских государств по специализации 032301 «Регионоведение». Современный этап общественного развития исламских государств характеризуется значительными изменениями в политическом процессе, одной из черт которого является вовлечение в него широких слоёв населения. В этих условиях важно выявить специфику политического поведения различных общностей и отдельных личностей, мотивации их поступков, формирование политических взглядов в современной социально-политической системе и политической культуре восточных обществ. Без изучения специфики политических процессов, политических систем и политической культуры невозможно составить адекватное представление о характере и сущности конкретной политической жизни стран исламского мира.

Целью курса является сформировать у студента адекватное профессиональное понимание современных политических процессов, происходящих в странах Востока, с учетом их исторического опыта и цивилизационной специфики. В задачи курса входит:

  • дать студентам представление о сущности власти, политических отношениях и процессах, социально-политической системе;

  • оказать учебно-методическую помощь в изучении современных социальных и политических процессов на Среднем Востоке;

  • дать студентам представление об эволюции политических систем исламских стран в теоретическом и историко-цивилизационном аспектах;

  • дать сравнительный анализ политических систем в странах Востока как в теоретическом и историческом аспектах, так и по отдельным государствам;

  • представить студентам новейшие источники научно-исследовательской и общественно-политической литературы.


Студент получит возможность сравнить пути формирования и эволюции политических систем в странах Среднего Востока, понять взаимодействие и борьбу различных политических сил выступающих с позиций традиционализма и модернизма, оценить степень зрелости гражданского общества, элементов демократической, политической системы в исламских государствах.

При изучении данной дисциплины предусматриваются:

  • лекционные занятия в соответствии с приведённой в УМК сеткой часов;

  • самостоятельная работа студентов с необходимой литературой, подготовка к написанию аналитической справки - эссе;

  • зачет.

Теоретический подход в сочетании с конкретным страноведческим материалом позволит студенту полнее осмыслить характер и сущность социально-политической жизни исламских стран на различных исторических этапах, взаимодействие, борьбу и поведение общностей и личностей, мотивации их поступков, формирование и развитие социальных взглядов и т.д. Большое внимание уделяется представлению студентам источников и новейшей научно-исследовательской и общественно-политической литературы.

Методика занятий (лекции, устные сообщения, рефераты, дискуссии и др.) может быть разнообразной под влиянием ряда факторов: уровня теоретико-методологической разработанности проблем социально-политической истории и современного общественно-политического развития стран Среднего Востока, источниковедческой и политологической базы российского и зарубежного регионоведения.
В результате изучения дисциплины студент должен:

  • иметь представление о сущности власти, политических отношениях и процессах, социально-политической системе;

  • знать пути формирования и эволюции политических систем в странах Среднего Востока;

  • знать исламскую специфику политических систем стран Среднего Востока;

  • знать характерные черты традиционной политической культуры;

  • знать проблемы модернизации и институциализации политических систем.

По окончании изучения курса студент должен уметь:

  • выделять теоретические и прикладные компоненты политологического знания;

  • анализировать особенности становления и развития политических систем стран Среднего Востока;

  • находить взаимосвязи политической культуры и политического поведения в исламской экономике;

  • проводить сравнительный анализ современных политических систем Ирана, Турции, Афганистана.

  • ориентироваться в источниках научно-исследовательской и общественно-политической литературы по политике и экономике исламских стран.

Тематика лекций и занятий обращает внимание на основные тенденции социально-экономического и политического развития исламских стран, освещение структуры и природы обществ и государств Среднего Востока, органов государственной власти, деятельности политических партий и общественных организаций, конституционного развития, а также изучение политического мышления правящих элит и народных масс и т.д.

Содержание дисциплины

В основу учебного процесса положен принцип, предполагающий разделение учебной дисциплины на логически замкнутые блоки, называемые модулями, в рамках которых осуществляется как изучение нового материала, так и контрольные мероприятия по проверке его усвоения. Модули являются зачетными единицами. Изучение каждого модуля включает обязательную аудиторную и самостоятельную работу студента.

В зависимости от содержания учебной дисциплины применяются различные средства обучения. Их сочетания для каждого модуля определяются учебно-методическим комплексом (УМК).
Тематический план

Модуль №1 Теоретические основы власти и властных отношений.

1. Возникновение института политического управления. Политическая власть.

2. Разделение власти.

3. Социально-политическая система.

Модуль №2. Исламская специфика политической системы и культуры Востока.

4. Политическая культура Востока. Влияние ислама на политические институты.

5. Специфика политических систем стран Среднего Востока.

6. Исламская революция в Иране. Концепция «велаете факих».

Модуль № 3. Политические системы Турции и Афганистана. Трансформация исламской экономики.

7. Характеристика политических отношений и режима власти в Турции. Политика этатизма и демократический процесс.

8. Роль государства и племени в социально--политической системе Афганистана

9. Политическая модернизация и институциональная трансформация исламской экономики.
Рекомендации по изучению теоретической части дисциплины
Методика работы с курсом лекций.

Для интенсификации процесса обучения и повышения усвоения материала курса изучение рекомендуется начинать с заучивания новых понятий и их определений из словаря понятий, так как данная дисциплина содержит большое количество различных терминов из религиозной и политологической тематики. Это облегчит студентам чтение специального текста научного или тематического обзора, поможет лучше понять и усвоить материал.

Следует учесть, что понятия из словаря могут быть включены в контрольные задания, и нужно будет уметь их безошибочно воспроизводить.

После этого переходите к изучению курса лекций или научного обзора. Внимательно прочитайте текст. Отметьте желтым фломастером термины и мысли, знакомые и понятные по словарю и прочитанной лекции. Отметьте зеленым цветом термины и мысли, непонятные и затем попытайтесь самостоятельно найти ответы на свои вопросы по учебникам, повторному изучению словаря или другим способом. Отметьте красным цветом термины и мысли так и оставшиеся непонятыми, чтобы задать вопросы преподавателю на лекции или консультации.

Не пропускайте слово, значение которого вам неясно. В дальнейшем вы можете перестать понимать материал. Не спешите читать дальше, если вы перестали понимать смысл текста.

Вернитесь назад до того места, где материал показался запутанным и трудным, и обязательно найдите незнакомое слово в словаре.

Необходимо обращаться к словарю не только для того, чтобы отыскать новые и необычные слова. Причиной непонимания может стать неверное толкование самого простого слова.

Рекомендуем обращаться к словарям: энциклопедическому, иностранных слов, толковому. Пользуйтесь также тематическими словарями-справочниками.

Прочитанный текст нужно подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке. Чтобы основательно обработать информацию и закодировать ее для хранения в Вашей памяти, следует произвести целый ряд мыслительных операций:

    • прокомментировать новые данные,

    • оценить их значение,

    • поставить вопросы,

    • сопоставить полученные сведения с ранее известными.

Выучив обзор по теме курса, обратитесь к перечню умений, которые Вы должны приобрести в результате изучения данного предмета.

Наиболее эффективны различные сочетания видов и средств обучения:

-словарное обучение (учебная литература, погружение в учебную среду);

-обзорное обучение (учебная литература, работа с лекционными материалами, монографиями, научными статьями и другими источниками), работа с текстами учебных и научных материалов в библиотеке.

-развивающий тренинг (выполнение домашних заданий, письменных творческих работ рефератов, проблемных статей, аналитических справок - эссе), участие в коллективных тренингах. Допуском студента к коллективному тренингу является выполненное и положительно оцененное домашнее задание

Модуль № 1. Теоретические основы власти и властных отношений.

Цель модуля № 1: Изучить важнейшие аспекты трактовки власти, субъект и объект власти, ресурсы власти, принципы разделения власти. Усвоить понятие политической власти, политического процесса, социально-политической системы с учетом исламской специфики.
Тема 1. Возникновение института политического управления. Политическая власть.
Перечень основных понятий

Власть: субъект и объект; ресурсы власти; основания власти; политическая власть; институциализация власти; принцип суверенности власти; принцип легитимности власти.
Ключевые моменты, на которые необходимо обратить внимание: Особое внимание обратить на возникновение институтов политического управления, знать отличие институтов политического управления Востока от Запада. Возникновение институтов политического управления является ключевым моментом рассматриваемой темы, поскольку важнейший аспект нарастания институциональных изменений – начальный момент траектории, её динамизм и заданность в долгосрочном плане развития. Совокупность обстоятельств и условий появления новой религии – ислама, задает траекторию экономического развития рассматриваемого региона.
Вопросы для самоконтроля

  1. Рассмотрите важнейшие аспекты трактовки власти (телеологическую, системную, структурно-функционалистскую, бихевиористскую).

  2. Дайте понятие субъекта и объекта власти.

  3. Дайте определение ресурсов власти, их классификации.

  4. В чём выражаются проблемы основания власти, виды власти?

  5. Установите взаимосвязь политической власти и политического господства. При каких условиях власть приобретает состояние политического господства?

  6. Охарактеризуйте принцип легитимности власти, типы легитимности власти по М. Веберу.

Для самостоятельного освоения материала студент может воспользоваться литературой № 1, 2, 3, 12, 14, 17, 18, 20 .из перечня рекомендуемой литературы
Тема 2. Разделение власти.
Перечень основных понятий

Правовая система; принцип разделения власти; законодательная власть; исполнительная власть; судебная власть; политическая элита; ротация элит; номенклатура; политическое лидерство.
Ключевые моменты, на которые необходимо обратить внимание:

В структурной и социальной основе возникновения парламента – результата институирования механизма разделения власти, лежит естественный процесс укрепления элементов местного самоуправления в децентрализованных феодальных государствах Западной Европы XIII-XIV вв. К XVII в. вызревает идея структурной реорганизации власти, направленная на её демократизацию и подчинения закону. Исламу было чуждо, присущее христианству разделение на светскую и духовную власть. Рассматриваемая тема, представляет большой интерес, поскольку ислам напротив настаивал на единовластии в религиозной и государственной сферах. Кроме того, в исламе религия неразрывно соединена не только с государством, но и с правом.

Вопросы для самоконтроля

  1. В чём состоит принцип легитимности власти?

  2. В чём суть принципа разделения власти?

  3. Как вы понимаете выражение «узурпировать государственной властью»?

  4. В чём проявляется механизм сдержек и противовесов в демократических странах?


Задания по теме


  1. Назовите источник легитимности власти (законодательной и исполнительной).

  2. Укажите специфику исполнительной, законодательной и судебной власти на Востоке.

  3. Дайте определение политической элиты.

  4. Рассмотрите типологию политических элит и механизм формирования элиты в исламских странах.

  5. Дайте характеристику политических элит современного Востока.

  6. Дайте понятие политического лидерства.

  7. Укажите классификацию политического лидерства.

  8. Перечислите основные функции лидера.

  9. Назовите политических лидеров стран Среднего Востока.


Для самостоятельного освоения материала студент может воспользоваться литературой № 1, 2, 3, 12, 14, 17, 18, 20, 27, 28, 31, 37, 38, 50, 53 из перечня рекомендуемой литературы

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации допущено Научно-методическим советом по изучению истории и культуры ислама в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, iconУчебное пособие Допущено Научно-методическим советом по изучению...
Учебное пособие предназначено для обучения по специальности «теология» ивключает план, информационный блок, вопросы для самопроверки,...
Методические рекомендации допущено Научно-методическим советом по изучению истории и культуры ислама в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, iconУчебное пособие теория ландшафтной архитектуры и методология проектирования...
Допущено Министерством сельского хозяйства Российской Федерации для высших учебных заведений в качестве учебного пособия для студентов...
Методические рекомендации допущено Научно-методическим советом по изучению истории и культуры ислама в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, iconУчебное пособие Допущено учебно-методическим объединением по образованию...
Допущено учебно-методическим объединением по образованию в области технологии и проектирования текстильных изделий в качестве учебного...
Методические рекомендации допущено Научно-методическим советом по изучению истории и культуры ислама в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, iconТесты допущено Учебно-методическим объединением по образованию в...
М91 Маркетинг-практикум: задачи, кейсы, тесты: учебное пособие / Т. В. Муртузалнева, Р. К. Цахаев. —М.: Издательство «Экзамен»,...
Методические рекомендации допущено Научно-методическим советом по изучению истории и культуры ислама в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Допущено учебно-методическим объединением по образованию в области технологии и проектирования текстильных изделий в качестве учебного...
Методические рекомендации допущено Научно-методическим советом по изучению истории и культуры ислама в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, iconА. П. Дурович маркетинг в туризме
Допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов специальности «Экономика и управление...
Методические рекомендации допущено Научно-методическим советом по изучению истории и культуры ислама в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, iconМетодические рекомендации по изучению учебного курса международного...
Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию в качестве учебника для студентов высших учебных...
Методические рекомендации допущено Научно-методическим советом по изучению истории и культуры ислама в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, iconИ. Б. Малочевская режиссерская школа товстоногова
РекомендованоУчебно-методическим объединением высших учебных заведений в области театрального искусства в качестве учебного пособия...
Методические рекомендации допущено Научно-методическим советом по изучению истории и культуры ислама в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, iconУчебное пособие Москва 2010 Федеральное агентство по образованию...
Допущено Научно-методическим советом Государственного университета управления в качестве учебного пособия по дисциплине «Отечественная...
Методические рекомендации допущено Научно-методическим советом по изучению истории и культуры ислама в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рекомендовано Научно-методическим советом по философии Министерства образования Российской Федерации в качестве учебника по курсу...
Методические рекомендации допущено Научно-методическим советом по изучению истории и культуры ислама в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, iconС общественностью
Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
Методические рекомендации допущено Научно-методическим советом по изучению истории и культуры ислама в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, iconМежрегиональная очно-заочная научно-практическая конференция для...
Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
Методические рекомендации допущено Научно-методическим советом по изучению истории и культуры ислама в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рекомендовано Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов...
Методические рекомендации допущено Научно-методическим советом по изучению истории и культуры ислама в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, iconP ublic r elations
Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
Методические рекомендации допущено Научно-методическим советом по изучению истории и культуры ислама в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, iconУведомление о запросе предложений Уважаемые господа!
Допущено Учебно-методическим объединением высших военно-учебных заведений по образованию в области военного управления Вооруженных...
Методические рекомендации допущено Научно-методическим советом по изучению истории и культуры ислама в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, iconУчебному курсу подготовки к сдаче кандидатского экзамена по истории...
Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск