Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/14
Дата публикации19.05.2014
Размер1.87 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Право > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


М. В. Назарова, В. Ю. Романов


ВВЕДЕНИЕ В НАПРАВЛЕНИЕ

Часть II



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАМЫШИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ГОУ ВПО «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

М. В. Назарова, В. Ю. Романов


ВВЕДЕНИЕ В НАПРАВЛЕНИЕ

Часть II
Учебное пособие

Допущено учебно-методическим объединением по образованию в области технологии и проектирования текстильных изделий в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений по направлению 260700 «Технология и пректирование текстильных изделий»



Волгоград

2010

УДК 677.024.1(075.8)

Н 19
Рецензенты: генеральный директор ООО «Текстильная компания «Камышинский хлопчатобумажный комбинат» И. В. Скрипкин; коллектив кафедры «Ткачество» Московского государственного текстильного университета им. А. Н. Косыгина (декан факультета технологии и производственного менеджмента, проф., д. т. н. С. С. Юхин)
Назарова, М. В. Введение в направление: учеб. пособие. Часть II / М. В. Назарова, В. Ю. Романов; ВолгГТУ, Волгоград, 2010. – 116 с.
ISBN 978-5-9948-0513-8
Представлена информация о структуре и содержании учебного процесса, структуре текстильной промышленности и её основных процессах. Приводятся сведения из истории развития текстильной отрасли, а также о возникновении и развитии высшего образования в России.

Предназначено для студентов высшего образования по направлению подготовки 260700 «Технология и проектирование текстильных изделий».
Табл. 4. Библиогр.: 15 назв.
Печатается по решению редакционно-издательского совета

Волгоградского государственного технического университета
Маргарита Владимировна Назарова, Владимир Юрьевич Романов

Введение в направление. Часть II

Учебное пособие

Редактор Пчелинцева М. А.

Компьютерная верстка Сарафановой Н. М.

Темплан 2010 г., поз. № 45К. Подписано в печать 10. 09. 2010 г. Формат 60×84 1/16.

Бумага листовая. Печать офсетная.

Усл. печ. л. 7,25. Усл. авт. л. 7,13. Тираж 100 экз. Заказ №

Волгоградский государственный технический университет

400131, г. Волгоград, пр. Ленина, 28, корп. 1.

Отпечатано в КТИ 403874, г. Камышин, ул. Ленина, 5, каб. 4.5


ISBN 978-5-9948-0513-8

© Волгоградский

государственный

технический

университет, 2010

ВВЕДЕНИЕ

В первой главе учебного пособия содержится краткая информация об учебном заведении, организации учебного процесса, а также информация о видах научно-исследовательской работы студентов и т. д.

Во второй главе систематизирована информация о организации работы библиотеки института и о правилах пользования библиотечными ресурсами.

В третьей главе содержится информация об ассортименте изделий, выпускаемых текстильной промышленностью.

Для ознакомления студентов с основными технологическими процессами первичной переработки натуральных волокон, в четвёртой главе содержится информация о первичной обработке льна, шерсти, шелка и хлопка.

В пятой главе проводится краткий обзор основных технологических процессов ткацкого производства.

В настоящее время интерес у молодёжи к профессии текстильщика значительно снизился в связи с последними тенденциями развития текстильной промышленности в перестроечный период. Добиться повышения интереса к этой профессии можно не только за счёт укрепления экономики, но и через знания прошлого и настоящего текстильной промышленности. Поэтому шестая, седьмая и восьмая главы посвящены вопросам развития техники и технологии ткачества, начиная с зарождения ткачества и заканчивая развитием техники узорного ткачества, выполняемого на современном ткацком оборудовании.

Общий прогресс знаний, развитие промышленности и международной торговли обусловили развитие высшего профессионального образования не только в Европе, но и в России. Поэтому в последних главах данного учебного пособия систематизирована информация об истоках высшего образовании, его развитии на протяжении последнего тысячелетия, а также приведена краткая информация о высших учебных заведениях, готовящих инженеров-технологов для текстильной промышленности России.

7. ИСТОРИЯ ТКАЦКИХ ПРОИЗВОДСТВ

7.1. Хлопкоткачество

Важнейшим сырьем текстильной промышленности является хлопок, но свое главенствующее положение среди других видов сырья он занял лишь к началу XIX века. До этого времени такая роль принадлежала льну.

Родиной хлопкоткацкого производства является Индия, где в Мохенджо-Даро были найдены хлопчатобумажные ткани, сотканные в период между 3250–2750 годами до н. э. Подробные сведения о хлопке и тканях из него приведены в индийских священных книгах «Ману» (около 800 года до н. э.).

Другие сведения о хлопкоткачестве в Индии появляются несколькими столетиями позже. Геродот в 445 году до н. э. сообщает о производстве в Индии хлопчатобумажных тканей: «Там имеются дикорастущие деревья, на которых вместо плодов растет шерсть, красотой и качеством превосходящая шерсть, полученную с овец. Индийцы делают одежду из этой древесной шерсти». Неарх, военачальник в армии Александра Македонского, докладывал: «В Индии есть деревья, на которых растет шерсть. Местные жители делают из нее полотняную одежду, надевая на себя рубаху длиной до колен, простыню, обвернутую вокруг плеч, и тюрбан. Ткани, делаемые ими из этой шерсти, тоньше и белее, чем любые другие». Греческий географ Страбон отметил, что в его время (54–25 годы до н. э.) хлопчатобумажные ткани производились в Сузиане, персидской провинции на берегу Персидского залива.

В IX веке арабские путешественники писали, что в Индии делают ткани такого совершенства, какое нигде больше нельзя увидеть. Вырабатываемые ткани настолько тонки, что их можно пропускать сквозь кольцо. Восторженный отзыв о качестве индийских тканей дал в XIII веке Марко Поло.

В середине XVII века Тавернье, купец и путешественник, писал об отбеливании тканей в лимонной воде. Некоторые из них были так тонки, что рука их почти не ощущала. Он видел настолько тонкую ткань, что кожа человека просвечивала сквозь одежду, сшитую из этой ткани.

Очень медленно шло распространение хлопкоткачества в соседней с Индией страной – Китае. Первые упоминания о хлопке здесь относятся к 2640 году до н. э., однако также известно, что в VII веке хлопчатник в Китае использовали в основном как декоративное растение. По сообщениям арабских путешественников, в это время в Китае носили преимущественно шелковую одежду. В VI веке император By Ли имел очень дорогое хлопчатобумажное платье, но скорее всего оно было им получено в подарок. Широкое распространение хлопкоткачества в Китае произошло лишь в конце XIII века после завоевания его монголо-татарами.

Древняя египетская литература и памятники искусства не дают нам сведений об использовании хлопка в ту эпоху и не упоминают о хлопкоткачестве в более ранние времена.

Геродот сообщает, что фараон Яхмос II (около 569–525 лет до н. э.) подарил два льняных нагрудника, расшитых хлопчатобумажными нитями. О виртуозности египетских прядильщиков можно судить по тому факту, что нити в нагрудниках скручены из 360 одиночных нитей. Плиний Старший указывал, что египетские священники, как и простые люди, носят одежды из хлопка, выращиваемого в Верхнем Египте, рядом с Аравией.

Древнейшие хлопчатобумажные ткани, найденные в Египте, были обнаружены в Караноге (Нубия) и относятся к греко-римскому периоду. Сначала они были даже приняты за льняные и лишь поздние исследования установили их хлопковую природу. Археолог Р. Пфистер относит начало хлопкоткачества в Египте ко времени, удаленному несколькими столетиями от арабского завоевания, указывая, что все хлопчатобумажные ткани более ранних периодов, найденные в Египте, являются привозными.

Из Индии хлопководство и обработка хлопка распространились в соседние страны, чему во многом способствовали походы Александра Македонского. Имеются сведения, что во II веке хлопкоткачество из местного сырья существовало в Элисе (Греция). Древние римляне, завоевав Восточное и Южное побережья Средиземного моря, вывезли оттуда большое количество хлопчатобумажных тканей, однако о выработке тканей из хлопка римлянами ничего неизвестно. Зато известно, что вся армия Цезаря носила форму, сделанную из хлопчатобумажных тканей.

В начале VIII века хлопкоткачество появилось в Японии, однако вскоре изготовление хлопчатобумажных тканей в Японии прекратилось и было возрождено там только в XVII веке португальцами.

Очень рано с возделыванием хлопчатника познакомились жители Средней Азии, лежащей на перекрестках великих караванных путей. В 1252 году монах Вильям де Рубрикис, посланник Людовика IX, отметил торговлю хлопчатобумажными тканями и использование одежды из этих тканей в Крыму и южной части Руси, куда они доставлялись из Средней Азии.

Большую роль в распространении хлопка в средние века сыграли арабы, завоеватели и купцы. По многочисленным источникам VIII–IX веков, в Аравии повсеместно использовали хлопчатобумажную одежду. Завоевав в VIII веке Испанию, арабы принесли туда технологию обработки хлопка. В Валенсии бумазею и кисею ткали вплоть до изгнания арабов. В XIII веке в Барселоне и Гранаде имелись значительные по тому времени хлопчатобумажные заведения, выпускавшие парусину и бархат. Однако с изгнанием арабов хлопкоткачество в Испании пришло в упадок. Из Испании хлопкоткачество некоторых видов тканей перешло в XIV веке в Венецию и Милан. В XIV веке в Милане, а также южно-немецких городах вырабатывали бумазею, ткань с льняной основой и хлопчатобумажным утком.

Немалую роль в распространении хлопка в Европе сыграли крестовые походы. Благодаря им Генуя и Венеция стали центрами оживленной торговли между Европой и Востоком. Из Италии хлопчатобумажное производство через Швейцарию пришло в Германию, где центром этого производства стал город Ульм. Из Ульма хлопкоткачество распространилось по другим городам Германии, особенно в Саксонии. В 1532 году в Хемнице делали особый вид бархата, пользовавшийся большим спросом в Европе. Из Германии хлопкоткачество пришло во Францию и затем в Англию.

В глубину веков уходит и история хлопка в Америке. На Перуанском побережье хлопок появился около 3000 года до н. э. Доказано, что культивируемый в Америке хлопчатник является гибридом азиатского культивируемого и американского дикорастущего хлопчатника.

Первое письменное упоминание об американском хлопке появилось в журнале Христофора Колумба 12 октября 1492 года при описании первого открытого им острова в Карибском море. Несколькими днями позже Колумб увидел палатки, одежду, сумки и сети, сделанные из хлопчатобумажных нитей. В 1519 году Магеллан обнаружил использование хлопка в Бразилии.

В русской литературе упоминания о хлопкоткачестве относятся ко времени царствования Ивана III (1440–1505 гг), когда русские купцы привозили из Кафы (Феодосии) "бумагу хлопчатую". Попытки завести хлопководство в Московском государстве предпринимались царем Алексеем Михайловичем, но оказались неудачными. Хлопок никак не рос под Москвой, несмотря на все царские указы. Не удалось тогда организовать хлопкоткачество и на привозном сырье.

Первым в России стал производить хлопчатобумажные ткани владелец полотняного заведения в Москве Иван Тамес. В 20-е годы XVIII века он начал выделывать "из бумаги китайки, персидских пестрядей, кнопов бумажных, индейских гингас, немецких разных пестрядей, тик немецкой". После этого хлопчатобумажную пестрядь стали вырабатывать на фабрике Микляева. Часто переработку хлопчатобумажной пряжи начинали с изготовления тканей с льняной основой и хлопчатобумажным утком.

Около середины XVIII века по указам мануфактур-коллегии стали создаваться фабрики в Астрахани, поближе к источникам сырья. В 1775 году там было уже 10 ткацких мануфактур. Быстрое распространение хлопчатобумажных заведений началось после манифеста Екатерины II, провозглашавшего свободу «…всем и каждому…добровольно заводить всякого рода станы и производить на них рукоделия, не требуя на то чьего-либо дозволения», причем основным хлопчатобумажным центром оставалась Астрахань, где большей частью вырабатывали бязь. Заведения были небольшими, на каждое приходилось в среднем 19 ручных станов и 33 рабочих.

В конце XVIII века лидирующая роль в хлопкоткачестве перешла к Владимирской губернии, где предприятия в основном располагались в селе Иванове и в Юрьеве-Польском. Большая часть привозной хлопчатобумажной пряжи поступала из Англии через Прибалтику. При этом владельцы мануфактур широко использовали раздачу пряжи по деревням. Например, шуйский фабрикант Пошлин имел на фабрике 200 станов, а по деревням – 2000. Такая практика способствовала росту кустарного ткачества. На дому производились простые ткани: миткаль, нанка, китайка, холстинка, пестрядь. В фабричных условиях изготовляли более сложные ткани, в основном имитировавшие известные шерстяные и шелковые ткани, такие, как термалама, муслин-лен, креп-броше и др.

Ткачи делились на фабричных и мелочных. На фабрике в основном работали ткачи среднего возраста. Подростки и старики ткали дома. На фабрику работник приносил с собой челнок, стоивший тогда 60–80 копеек серебром. Все остальное, необходимое для работы, было хозяйским. Мелочные ткачи работали дома или в светелках, устраиваемых владельцем раздаточной конторы.

Развитию отрасли очень способствовал запретительный таможенный тариф 1822 года, основные положения которого действовали до 1849 года. Согласно тарифу в страну разрешалось ввозить только некоторые хлопчатобумажные и шелковые ткани, а также льняной батист и батистовые платки.

В 1808 г. на Александровской мануфактуре появился первый механический ткацкий станок, но ни тогда, ни позднее предприниматели не решались устанавливать у себя механические станки. Причина была в дешевизне используемого деревенского труда и в без того хорошем сбыте вырабатываемых тканей. Поэтому первые опыты использования механических станков везде оказались неудачными, а первая фабрика, целиком оснащенная таким оборудованием, появилась в Шуе в 1845 году после отмены запрета на вывоз механического текстильного оборудования из Англии.

Одной из самых известных фабрик была Прохоровская Трехгорная мануфактура, основанная еще в 1799 году. Она одна из немногих уцелела во время пожара Москвы в 1812 году и в отсутствии конкурентов за два года увеличил производство тканей в 10 раз.

В первые годы после реформы 1861 года хлопчатобумажная промышленность пережила кризис, связанный с сокращением поставок хлоп-ка из США.

Однако уже в конце десятилетия начался технический переворот в хлопкоткачестве, который завершился к 80-м годам XIX века.

В конце XIX века на предприятиях появились новые, более скоростные, механические станки, увеличилось количество узорообразующих машин. Вплоть до 1917 года в промышленности шли процессы концентрации и комбинирования производства.

Значительная часть продукции иваново-вознесенских фабрик, Трехгорной и Тверской мануфактур продолжала идти в Персию и Среднюю Азию. Именно среди этих тканей присутствуют оригинальные образцы, не имевшие аналогий на Западе. Такими были и ткани ивановского "Товарищества мануфактур Ивана Гарелина с сыновьями", получавшие главные награды на всемирных промышленных выставках в Вене, Чикаго и других городах.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск