Пути углубления основных положений программы «музыка» Д. Б. Кабалевского





Скачать 327.2 Kb.
НазваниеПути углубления основных положений программы «музыка» Д. Б. Кабалевского
страница1/3
Дата публикации14.12.2014
Размер327.2 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

ПУТИ УГЛУБЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПРОГРАММЫ « МУЗЫКА»

Д.Б. КАБАЛЕВСКОГО

Самоописание педагогического опыта по модульной технологии учителя музыки Сибирцевой Н.В.

Каковы же причины, побудившие меня обратиться к данной теме. Работая по программе "Музыка" Д.Б. Кабалевского уже 25 лет, я не испытывала больших затруднений в её реализации. Но в последние три года в 7-8 классах меня стало беспокоить некоторое равнодушие, которое проявляют ученики к музыке. Это самое страшное, когда на уроке царит тихое, уважительное равнодушие. Нужно было, во что бы то ни стало, повести ребят за собой. Анализируя ситуацию, я обратила внимание на то, что учащиеся оживляются, когда слушают эстрадную музыку, рок-музыку, знакомятся с творчеством различных рок-групп.

В беседах с родителями поняла, что зачастую музыкальным образованием своих детей они не занимаются, ученики слушают дома лишь поп-музыку. Я стала чаще проводить беседы с родителями о музыкальном воспитании в семье, потому что, на мой взгляд, это была одна из причин, заставившая искать новые пути углубления программы "Музыка" Д.Б. Кабалевского.

Вторая причина в том, что в маленьких городах почти отсутствует общение с живой музыкой, нет встреч с композиторами, мы не слышим концертов камерной музыки.

Третья причина заключается в том, что в период компьютеризации школьного обучения музыке отводят роль "второстепенного предмета", что меня очень огорчает. Все эти причины заставляют думать о путях углубления основных положений программы "Музыка" Д.Б. Кабалевского для формирования высоких нравственных качеств учащихся, способных любить и понимать музыку.

Для успешного внедрения данного опыта в практику своей работы я реализую следующие задачи:

1. Использую современный музыкальный репертуар;

2. На уроках музыки ввожу новые пласты музыкальной культуры;

3. Использую в работе разнообразие видов уроков (уроки-путешествия, уроки-дискуссии; уроки-экскурсии; уроки-кроссворды; уроки-концерты).

4. Организовала художественно-творческую деятельность учащихся разных возрастных групп.

Я думаю, что реализация этих задач позволит осуществить главную цель моей учительской деятельности - формирования духовной культуры школьников, что соответствует социальному заказу общества.

Музыкальное воспитание, направленное на формирование духовной культуры, является одной из сторон гуманизации современной школы. Уроки музыки, наряду с ' другими художественно-эстетическими дисциплинами, призваны пробудить у школьников стремление познать культурное наследие человечества, потребность осознать значимость духовных ценностей, роль искусства в жизни человека и общества.

В условиях вариативности программ и интеграции методик музыкального образования школьников особую актуальность приобретает определение связей между содержанием музыкального образования детей и их музыкальным развитием, разработка критериев эффективности процесса обновления преподавания музыки, а также прогнозирование развития школьной музыкальной педагогики.

Современная практика преподавания музыки характеризуется устойчивыми тенденциями обновления содержания музыкального образования, которые порождают как новаторские идеи преобразования школьных уроков музыки, так и ведут к утрате лучших традиций музыкального воспитания, сложившихся в отечественной музыкальной педагогике.

Преподавая с 1983 года музыку в общеобразовательной школе №4 г. Валуйки так же, как и нынешнее поколение педагогов-музыкантов, в большей или меньшей степени опираюсь на идеи массового музыкального воспитания, выдвинутые Д. Б. Кабалевским. Концепция композитора дала не только яркий образ урока музыки, но и образ Учителя, который «...должен любить музыку как живое искусство, ему самому приносящее радость, он должен относиться к музыке с волнением и никогда не забывать, что нельзя вызвать в детях любовь к тому, чего не любишь сам, увлечь их тем, чем сам не увлечён ».

Мой педагогический опыт - это постоянный творческий поиск разнообразных путей обновления основных положений программы «Музыка» Д.Б. Кабалевского.

Последние годы содержание музыкального образования «обновлялось» более в расширительном плане: этот процесс понимался как введение в уроки музыки новых пластов музыкальной культуры - фольклора, духовной (церковной) музыки, новых произведений различных жанров и форм. Это нормально, поскольку способствует созданию у детей представления о многогранности музыкального искусства. Привлечение других видов искусства (так называемые «комплексные уроки музыки»), также способствует обогащению представлений детей о музыке. Но без изменения педагогической технологии, без переориентации её на развитие ребёнка наши усилия останутся бесплодными. В связи с этим наибольшую актуальность приобретает проблема развития и саморазвития личности школьника средствами научной организации труда, над которой работают в последние годы преподаватели школы, в которой я преподаю свой предмет. Данную проблему я рассматриваю с позиций современных требований к преподаванию предмета «Музыка», а также с учетом последних достижений в области современной музыкальной педагогики. В связи с этим мной был изучен опыт педагогов-новаторов в области музыкальной педагогики: Л.В. Школяр, В.В. Медушевского, Т.В. Надолинской, Ю.Б. Алиева, Э.Б. Абдуллина, Г.С. Ригиной, Т.В. Челышевой и многих других.

Появившиеся в последние годы новые программы по предмету «Музыка», а также методические пособия для учителей и учебники для учащихся школ открывают учителю-музыканту широкие возможности выбора стратегии и тактики музыкально-эстетической работы с детьми, применения различного рода инновационных технологий и экспериментальных методик в своей повседневной деятельности. Поэтому сегодня для меня особенно важно ориентироваться в содержании и методике работы сообразно своим профессиональным возможностям и творческому потенциалу.

Таким образом, ведущей идеей моего педагогического опыта является поиск, апробирование и отбор наиболее приемлемого содержания музыкального воспитания, оптимальных форм, методов, приемов организации художественно-творческой деятельности детей и, безусловно, формирование целостной системы преподавания предмета «Музыка». Многое в этом направлении моими коллегами уже сделано: написаны методические рекомендации, программы, всевозможные разработки, отдельные статьи. Тем не менее, на своих уроках я стремлюсь к художественной новизне, личной интонации в сценариях, фрагментах, отдельных методах, в манере общения с детьми и поэтому основные достижения в этой области нахожу возможным представить.

Цель музыкального воспитания школьников была определена Д.Б. Кабалевским: «...ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их1 любить музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры». Выдвигая такую цель можно сформулировать определенные задачи:

1. Формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия.

2. Формирование осознанного отношения к музыке.

3. Формирование деятельно-практического отношения к музыке в процессе ее исполнения.

Музыка и жизнь - это генеральная тема, своего рода сверхзадача школьных занятий музыкой, которую ни в коем случае нельзя выделять в самостоятельный, более или менее изолированный раздел. Она должна пронизывать все занятия во всех звеньях от первого до последнего класса, формируя мировоззрение учащихся, воспитывая их нравственность и душевное благородство.

Содержание школьного предмета «Музыка» составляет музыкальное искусство во всем его многообразии. Учащиеся познают музыку в процессе общения с ней в разных формах.

Музыкальный материал, звучащий на уроках, организован на основе принципа тематизма, что роднит программу Д.Б. Кабалевского с системой модульного обучения. Если рассматривать модуль как логически завершенную часть учебного материала, то такой частью процесса преподавания музыки может являться отдельно взятая четверть. Темы четвертей программы Д.Б. Кабалевского впервые в мировой музыкальной педагогике выводят на широкие музыкально-философские, музыкально-эстетические обобщения, раскрывающие существенные связи музыки и жизни. Последовательность тем также не имеет аналогов в музыкальной педагогике и представляет собой такое их взаимодействие, при котором каждая тема опирается на предыдущие, а в каждой из предыдущих прослеживаются последующие. В этом случае создается целостное представление о музыкальном искусстве. Это и есть базисное содержание дисциплины, которое неразрывно связано с понятием учебного модуля и в котором базисные содержательные блоки логически связаны в систему.

Творчески подходя к программе, ни в коем случае нельзя разрушать ее тематическое построение, потому что последовательное развитие определенных тем -основа основ данной программы. «Пусть учитель будет свободен от власти схем... Но отсутствие стандарта, штампа, трафарета не означает отсутствия системы, а

творческая свобода учителя не равнозначна произволу, хаосу, анархии» (Д.Б. Кабалевский). Что же подлежит творческому преломлению?

Прежде всего, музыкальный репертуар. Отбор музыкальных произведений для музыкальных -занятий в школе требует большой тщательности. Произведение, звучащее в классе, должно быть художественным и увлекательным для детей, оно должно быть педагогически целесообразным и должно выполнять определенную воспитательную роль.

Основу вокально-хорового репертуара по-прежнему составляют образцы детского отечественного и зарубежного фольклора, т.к. особенности содержания и интонационно-образного строя народных песен позволяют использовать их для распеваний, формировать на их основе навыки пения a cappella, «разыгрывать» песни, изображая действия персонажей, сопровождать пение танцевальными движениями, игрой на простейших народных инструментах. На фольклорных образцах лучше начинать и развитие навыка двухголосного пения (подголосок, канон, терцовое двухголосие). Непременной частью песенного репертуара стали произведения-классиков: М. Глинки, П. Чайковского, И. Баха, В. Моцарта, Э. Грига. Многие из этих сочинений адаптированы для детского пения. Третьей составляющей песенного репертуара стали песни современных композиторов. Интонационно-образный строй современных песен позволяет расширять эмоциональную палитру детских впечатлений, противостоять засилию пошлых шлягеров и закреплению их однообразных интонаций и ритмов в сознании ребенка. Так, мной введен широчайший пласт бардовской песни (творчество С. Никитина, В. Высоцкого, Ю. Визбора, В. Берковского и др.), песен из детских и юношеских кинофильмов («Гардемарины, вперед!», «Мэри Поппинс, до свидания», «Приключение Буратино», «Приключение Электроника» и др.), мультфильмов («Бременские музыканты», «Умка», «Приключения Кота Леопольда» и др.), наиболее интересные песни современных композиторов-песенников В. Шаинского, Е. Крылатова, Ю. Чичкова, Г. Гладкова. В последние годы репертуар пополнился прекрасными детскими песнями Белгородского композитора Е. Рыбкина. В 7 - 8 классах, включаю в урок наиболее интересные песни и современных эстрадных исполнителей: группы «Любэ», Алсу, Валерии, О. Газманова.

Значительно расширен диапазон произведений по слушанию. Это произведения, не вошедшие в программу Д.Б. Кабалевского: музыка из сюиты «Карнавал животных» К. Сен-Санса, «Времена года» А. Вивальди и П.И. Чайковского? духовная музыка русских композиторов Д. Бортнянского, С. Рахманинова, романсы русских композиторов А. Алябьева, А. Варламова, П. Чайковского, фрагменты из опер А. Бородина «Князь Игорь», П. Чайковского «Евгений Онегин», «Пиковая дама», М. Глинки «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин» и мн. др.

Однако, как показывает широкое изучение методического опыта, даже обновленное содержание может остаться отчужденным от ребенка, если будут по-прежнему господствовать информативные методы обучения, если все будет держаться только на учителе, а ребенок не будет иметь возможность проживать полученное знание, не будет понимать смысла своей деятельности. Поэтому считаю, что процесс обновления музыкального воспитания необходимо связывать, прежде всего, с изменением стратегии преподавания музыки и поиском новых методов приобщения детей к искусству. Музыка должна осваиваться на принципах и методах, адекватных природе искусства, кардинально должен быть изменен характер деятельности как самого педагога, так и детей. Она должна стать полноценной художественной деятельностью. Я стремлюсь к тому, чтобы в диаде «учитель -ученик» деятельность основывалась на сопереживании, сотрудничестве, соучастии, сотворчестве. Изменение характера деятельности самого педагога и школьника в большой мере приближает нас к воплощению в музыкальной педагогике концепции развивающего образования.

В связи с этим, особого рассмотрения заслуживает искусство построить урок. Воплощение различных художественно-педагогических идей предполагает большое разнообразие типов уроков. Наиболее часто я использую уроки-сценарии, уроки -обучение. Несколько иная структура у уроков-исследований, уроков-монографий, уроков-обобщений. К перечисленным типам уроков можно добавить и своеобразные «жанры»^уроков музыки: урок-путешествие, урок-концерт, урок-дискуссия, урок-экскурсия, урок-кроссворд и т.п. Не смотря на такое разнообразие форм, у всех этих уроков есть общее - это, прежде всего, уроки Искусства, соответственно и подчиняющиеся его законам. Так, в основе их структуры лежит модель

литературного произведения: вступление - завязка - подготовка кульминации -кульминация (эмоциональная, смысловая, эмоционально-смысловая) - развязка -заключение. Эта схема гибкая, она порождает множество вариантов, комбинаций при сохранении логики развития. Разнообразные типы уроков представлены в папке «Мой педагогический опыт».

Планируя совместную с учащимися деятельность, большое внимание уделяю разработке использования различных методов музыкального воспитания. Наиболее интересными методами считаю метод создания композиции, художественно-педагогической драматургии, метод создания художественного контекста, проблемно-поисковый метод. Остановлюсь на некоторых из них. Метод создания композиций направлен на объединение разных форм общения учащихся с музыкой при знакомстве с одним произведением. «Композиция» состоит из простейших элементов и вызывает интерес у учащихся, поскольку требует внимания и музыкального «дыхания» на значительном отрезке времени. Изучение музыкального произведения, многократное повторение его на одном уроке - все это воспитывает привычку переслушивать музыку, ассоциировать ее по разным направлениям.

В отличие от традиционных методов музыкального обучения, направленных на передачу учителем готовых сведений о музыке и музыкантах и запоминании их учащимися, приобщение к музыкальному искусству средствами проблемного обучения основывается на самостоятельности музыкального мышления учащихся, которые включаются в процесс активного познания музыкального искусства.

Метод создания художественного контекста особенно широко использую на уроках в 5 классе, где прослеживается связь музыки и литературы, музыки и живописи. Названный метод позволяет осуществлять «выходы» за пределы музыки (в смежные виды искусства, историю, природу, жизненные ситуации и образы), создавать богатую художественно-педагогическую среду. Данный метод дает возможность представить музыку в богатстве ее разнообразных связей, понять сходство и отличие от других искусств, других сфер общественного сознания.

Kрoме того, в своей практической деятельности я использую частные методики, связанные с различными направлениями музыкальной педагогики: развитие слуха и голоса (Г. Струве, Д. Огороднов), восприятие музыки (Д. Кабалевский, Б. Асафьев, Н.

Ветлугина), игра на музыкальных инструментах (К. Орф), пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения (Е. Конорова, М. Румер).

Все перечисленные методы нашли широкое применение на моих уроках. Их систематическое использование способствует наиболее активному усвоению музыкального материала, формированию духовной культуры школьников.

В последнее время я уделяю большое внимание методам интонационного постижения музыки, т.к. осью тематизма программы является тема «Интонация», решающим образом влияющая на раскрытие каждой конкретной темы. Методы интонационного постижения музыки не так эффектны, трудоемки, требуют высокого профессионализма, но именно они помогают музыке зазвучать в ребенке и самому ребенку зазвучать в музыке.

Учитель музыки - один из немногих учителей общеобразовательной школы, которому приходится общаться с учащимися всех возрастов - с 1 по 8 классы, А во внеурочной деятельности и со старшими школьниками. Поэтому особо следует остановиться на специфике организации художественно-творческой деятельности учащихся разных возрастных групп.

Так как у детей от 6 до 10 лет происходит формирование учебной деятельности (развивается теоретическое сознание и мышление, потребности и мотивы учения), то для меня на этом этапе наиболее важным становится не погасить у ученика активности, уверенности в себя, стремления глубже и многостороннее познать музыкальное искусство. В связи с этим основой всех уроков становится игра как форма усвоения опыта общения, вовлечения индивидуального опыта ребенка, прежде всего эмоционального, в сферу музыкальной деятельности. Разнообразные элементы игры, дидактические игры, игры-драматизации, которые я использую в работе с младшими школьниками, включают ребенка в активный процесс познания музыки, позволяют моделировать любые изучаемые явления, активизируют эмоции, внимание, память, интеллект.

Работая с подростковыми классами, я постоянно ищу новые формы общения с целью нейтрализации отрицательных явлений возраста и активизации процесса музыкального обучения, хотя, в моей практике уже выработалась определенная методика ведения уроков в среднем звене школы. Так, в младшем подростковом возрасте я веду занятия по мозаичному принципу, чаще чередуя формы работы: пение, слушание, подбор мелодии на фортепиано, импровизация, повторение. Проявляя интерес к новым произведениям, младшие подростки тяготеют, вместе :с тем, к стереотипным действиям и стандартам поведения (стандарты менее утомительны). Поэтому при организации урока при всем многообразии форм и методов работы основа урока, его структура остается неизменными. Но самое главное: все содержание урока обращено к эмоциональной сфере подростка, вызывая интерес. Этому способствует подбор занимательного материала, который позволяет удерживать внимание детей, особенно на последних уроках.

Отсутствие экономии в поступках - характерная черта старших подростков, а атмосфера преодоления трудностей едва ли не самая для них приятная. Сложные задания они выполняют с большим азартом. Переизбыток жизненной энергии влечет за собой непереносимость ситуации ожидания. Это заставляет планировать каждую минуту урока, вовлекать в активную работу как можно больше учащихся.

Таким образом, уроки в подростковых классах - это уроки апробирования накопленного эмоционально-духовного опыта.

В широкой практике долгое время обращалось внимание на методику и формы обучения-воспитания, т.е. в первую очередь на организацию процесса. Именно поэтому многие педагоги-музыканты испытывают большие трудности с определением развитости музыкальных способностей учащихся - результата. А ведь музыкальное развитие учащихся должно постоянно контролироваться педагогом. Модульное обучение, например, неразрывно связано с рейтинговой системой контроля, в которой на основе базисной понятийной базы - тезауруса - составляются вопросы и задачи, охватывающие все виды работ по модулю. Итоги контроля по модулю характеризуют в равной мере и успешность учебной деятельности школьников, и эффективность педагогической технологии. С этой целью я осуществляю предварительный, текущий и итоговый контроль, предлагая детям разнообразные задания для индивидуального и коллективного выполнения.

В младших классах такой контроль проходит в форме игровой деятельности: игры «Угадай-ка», «Эхо», «Прятки» и др. В средней школе - анкетирование, конкурсные творческие работы, в которых надо, например, оценить и сравнить прослушанные произведения или ответить на ряд вопросов: «Что я почувствовал, услышал, понял в прозвучавшем музыкальном произведении?», «О чем говорит афиша со словом вариации?» и др. Восьмой класс - завершающий этап изучения музыки как школьного предмета. Поэтому, ограниченная строгими рамками времени, я стремлюсь так организовать контроль, чтобы получить как можно больше сведений о знаниях учащихся при минимальных затратах времени. Такая проверка проходит в виде тестовых заданий, когда в вопроснике остается только подчеркнуть искомое, выбрать один из предложенных ответов, указать правильную последовательность фактов или привести примеры. Правильно организованный и умело осуществленный контроль не только способствует лучшему усвоению предмета, но и воспитывает сознательное отношение к учебному труду, понимание, что музыкальные знания и умения приобретаются при усидчивой работе.

Результаты контроля деятельности школьников постоянно мной фиксируются с целью улучшения организации учебного музыкально-эстетического процесса, а также для того, чтобы учащиеся сами могли судить о степени своей успешности в овладении учебным материалом. Оценивая учебную деятельность детей, я ограничиваюсь чаще оценками «5» и «4», но при этом даю словесное пояснение, рекомендации. Я считаю, что на уроках музыки ребенок не должен испытывать отрицательных эмоций из-за получения плохой оценки, т.к. общение с музыкальным искусством - это всегда эмоциональная приподнятость, радость, праздник.

На протяжении всех лет преподавания музыки в школе я заведую кабинетом, в котором собрана разнообразная учебная, методическая, справочная и нотная литература. Для уроков музыки накоплен яркий, содержательный наглядный материал. Идет накопление аудиокассет и дисков с учебным музыкальным материалом и с записями наиболее популярной музыки для детей. Ведется эстетическое оформление кабинета. Огромное значение на моем предмете имеют ТСО. Я уделяю этому особое внимание, т.к. качественное звучание музыки - это половина полноценного восприятия произведения. В связи с этим в кабинет был приобретен музыкальный центр, ноутбук, экран, проектор, электронное пианино.

Естественным продолжением изучения музыкального искусства является внеклассная музыкально-эстетическая деятельность. Ежегодно учащиеся школы принимают участие в смотрах художественной самодеятельности города и района, выступают на различных фестивалях и участвуют в конкурсах:

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пути углубления основных положений программы «музыка» Д. Б. Кабалевского iconКабалевского Д. Б. «Музыка» Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. Данная рабочая программа разработана...
Пути углубления основных положений программы «музыка» Д. Б. Кабалевского iconРабочая программа учебного предмета «Музыка»
Программа по предмету Музыка для 5, 6 классов составлена на основе программы разработанной под руководством Д. Б. Кабалевского Программы...
Пути углубления основных положений программы «музыка» Д. Б. Кабалевского iconБекина С. И., Ломова Т. П. Музыка и движения
Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-8 классы. Под руководством Д. Б. Кабалевского....
Пути углубления основных положений программы «музыка» Д. Б. Кабалевского iconБекина С. И., Ломова Т. П. Музыка и движения
Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-8 классы. Под руководством Д. Б. Кабалевского....
Пути углубления основных положений программы «музыка» Д. Б. Кабалевского iconБекина С. И., Ломова Т. П. Музыка и движения
Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-8 классы под руководством Д. Б. Кабалевского....
Пути углубления основных положений программы «музыка» Д. Б. Кабалевского iconРабочая программа по предмету «Музыка» составлена на основе программы...
Дмитрия Борисовича Кабалевского (Москва, «Просвещение», 2009 г), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации....
Пути углубления основных положений программы «музыка» Д. Б. Кабалевского iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Д. Б. Кабалевского «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2007 г.)
Пути углубления основных положений программы «музыка» Д. Б. Кабалевского iconПояснительная записка рабочая программа предмета «Музыка»
Федерального стандарта второго поколения, примерной программы начального общего образования, основными положениями художественно-...
Пути углубления основных положений программы «музыка» Д. Б. Кабалевского iconПояснительная записка. Планирование составлено на основе программы...
Планирование составлено на основе программы музыка министерства образования и науки РФ «Музыка» 1-9 классы под руководством Д. Б....
Пути углубления основных положений программы «музыка» Д. Б. Кабалевского iconРассмотрено согласовано утверждаю
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта основного общего образования...
Пути углубления основных положений программы «музыка» Д. Б. Кабалевского iconРабочая программа по музыке за курс начальной общей школы для 4 класса
Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д. Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных...
Пути углубления основных положений программы «музыка» Д. Б. Кабалевского iconУрок разработан в рамках программы «Музыка»
Урок разработан в рамках программы «Музыка» 1-8 классы. Авт коллектив под руководством Д. Б. Кабалевского. М.,2006
Пути углубления основных положений программы «музыка» Д. Б. Кабалевского iconУрок музыки во 4 классе Урок разработан в рамках программы «Музыка»
Урок разработан в рамках программы «Музыка» 1-8 классы разработанной авторским коллективом под руководством Дмитрия Борисовича Кабалевского...
Пути углубления основных положений программы «музыка» Д. Б. Кабалевского iconРабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии...
Кабалевского Д. Б., допущенной Министерством образования РФ (Музыка. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы....
Пути углубления основных положений программы «музыка» Д. Б. Кабалевского iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального...
Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д. Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных...
Пути углубления основных положений программы «музыка» Д. Б. Кабалевского iconТематическое планирование по предмету музыка Учебный год: 2009-2010...
России, Государственного стандарта основного общего образования, концепции Д. Б. Кабалевского. Программу разработали: Э. Б. Абдуллин,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск