Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Усть-Чульская средняя общеобразовательная школа
им.М.Е.Кильчичакова Согласовано Утверждаю
Заместитель директора по УВР Директор МБОУ Усть-Чульской СОШ
Мамышева Н.С. Р.Т.Чебодаева
Приказ №100
02 сентября 2013
Рассмотрено
Руководитель МО учителей физики,
химии,биологии, географии,
математики и информатики,
технологии,музыки.ИЗО,физической культуры
И.С.Бурцева
Рабочая программа по ИЗО
9 класс
Учитель:
Пастаева Екатерина Анатольевна
Усть-Чуль 2013
Пояснительная записка. Программа по «Изобразительному искусству» для 9-го класса создана на основе
- Федерального государственного стандарта
-Федеральным учебным базисным планом
- Примерной авторской программой общего образования по изобразительному исскуству и содержанием программы
-Образовательной программы МБОУ Усть- Чульской СОШ(с дополнением этнокультурного содержания.)
Обоснование актуальности курса
Этот тематический блок представляет собой расширение курса визуально-пластических искусств и осознание их прочной связи с синтетическими искусствами (кино, телевидение и др.). Именно синтетические искусства, непосредственно происходящие от изобразительных, являются сегодня господствующими во всей системе видеокультуры.
Экран – это движущаяся картина. Экранное изображение является прямым развитием мира изобразительных искусств на уровне современных технологий (телевизор, видео, компьютер). В основе развития синтетических искусств лежат все основные виды изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Именно поэтому данный блок в программе даётся лишь после прохождения «первоискусств».
Сегодняшний человек существует в насыщенном и постоянно изменяющемся пространстве визуальных искусств. Знакомство людей с любыми видами культуры и искусства происходит большей частью не в музеях, а на экранах. Традиционные образы, основанные на современной технике видеоискусств, обступают человека со всех сторон и строят его миропонимание. Эти искусства несут как позитивную, нравственную, эстетическую, так и негативную информацию.
Школа должна обеспечить подростку способность относительно свободно, грамотно ориентироваться во всей этой сложнейшей информации. Иначе он не приобретает способность противостоять этому потоку, отделяя в нём позитивное от негативного.
Ещё одной важнейшей причиной, по которой школа должна познакомить учащихся с синтетическими искусствами, является то, что многие ученики (а в будущем все) используют в своём быту как фотоаппарат, так и видеокамеру. Однако сегодня чаще всего это происходит на чисто техническом, а не на художественном уровне, поэтому вкус, образное мышление подростка не развиваются (а иногда и портятся).
Цель программы 9 класса – помочь учащимся получить представление:
- о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства вследствие технической эволюции изобразительных искусств;
- о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах;
- о принципах художественной образности и специфике изображения фотографии и экранных искусств;
- о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, формировании визуальной среды;
- о постоянном взаимовлиянии пространственных и временных искусств.
Наряду с формированием у школьников нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни данная программа уделяет особое внимание формированию у них художественно-творческой активности при изучении синтетических искусств.
Цель и задачи обучения
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Изучение декоративно-прикладного, изобразительного искусства Хакасии и сопредельных территорий в основной школе направлено на НРК. Достижение следующих целей:
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к изобразительному искусству народов Хакасии- приобщение учащихся к богатому наследию традиционного декоративно-прикладного искусства хакасов художественным ценностям современного изобразительного и прикладного искусства Хакасии народов северокавказских республик и воспитание на этой основе духовно богатой и эстетически развитой личности.
Достижение поставленных целей планируется посредством решения следующих учебно-воспитательных задач:
1. Приобщение школьников к богатому и многообразному миру прикладного и изобразительного искусства Хакасии, воспитание эмоциональной отзывчивости к художественным произведениям регионального искусства и красоте родной природы Республики Хакасии
2. Развитие художественного восприятия учащихся, чувства прекрасного в процессе их общения с произведениями народного прикладного и профессионального искусства.
3. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к изобразительному и прикладному искусству ,устойчивой мотивации, потребности к общению с художественными ценностями родного края на выставках и в региональных музеях;
4. Практическое овладение образным языком изобразительных искусств региона на основе опыта художественно-творческой деятельности в различных видах искусства,
Место предмета в учебном плане ОУ
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3)предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5—9 классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 15% для реализации национально-регионального компонента содержания образования.
Тематический план
Разделы
| Количество часов
| «Изобразительный язык и эмоционально- ценностное содержание синтетических искусств»
«Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств.»
| 8ч
8ч
| «Азбука экранного искусства»
| 10ч
| «Фильм- искусство и технология»
| 9ч
|
Основное содержание
Тема 9 класса — «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» — является как развитием, так и принципиальным расширением курса визуально-пространственных искусств. XX век дал немыслимые ранее возможности влияния на людей зрительных образов при слиянии их со словом и звуком. Синтетические искусства — театр, кино, телевидение — непосредственно связанные с изобразительными и являются сегодня господствующими.
Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возможности для педагогического творчества, проявления индивидуальности учителя, учета особенностей конкретного региона России. Однако нужно постоянно иметь в виду структурную целостность данной программы, основные цели и задачи каждого этапа обучения, обеспечивающие непрерывность поступательного развития учащихся.
Характеристика класса
По предмету изобразительное исскуство, в классе хорошая успеваемость. На уроках учащиеся внимательны, добросовестны У ребят привито бережное отношение к изобразительному исскуству.Учащиеся проявляют активность и творчество в проведении уроков. В классе соблюдается дисциплина, активно идут на сотрудничество с учителем.
Требования к уровню подготовки обучающихся
5 год обучения (9 класс)
Учащиеся должны:
освоить элементарную азбуку фотографирования;
уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной фотопрактике;
усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки);
усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;
осознать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино-и видеоработами;
быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.
Преподавание данного раздела предъявляет принципиально новые требования к педагогу и школе.
Необходимы:
расширение арсенала знаний и представлений педагога о мире визуальных искусств;
обращение к практике синтетических искусств современности;
освоение теории и практики фотографии и экранных искусств;
включение в арсенал знаний начальных представлений и опыта в режиссуре, сценическом мастерстве.
Проводиться занятия в 9 классе и соответственно выполняться задания могут в трёх направлениях: художественно-образовательном (с акцентом на художественно-искусствоведческую работу на уроке), изобразительно-творческом (с акцентом на изобразительную практику) и технико-творческом (с акцентом на съёмочную практику).
Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 9 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира.
Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков . Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ. Критерии оценки учебной деятельности по предмету
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.
2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.
4.Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.
Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведён с использованием следующих методов и средств:
- устный (беседа, викторины, контрольные вопросы);
- письменный (вопросники, кроссворды, тесты);
-практический (упражнения, художественно-творческие задания, индивидуальные карточки-задания).
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Критерии оценивания детских работ по Изобразительному искусству.
В связи с тем что практическая часть урока составляет 15-20 минут критерии оценивания детских работ по Изобразительному искусству следующие:
"отлично" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, сформулированы выводы, имеющие теоретическую и, – или практическую направленность для современного общества.
"хорошо" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, однако, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто теоретическое и, – или практическое значение выполненной работы.
"удовлетворительно"- работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней не достаточно четко сформулирована проблема, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто ее теоретическое и, – или практическое значение.
"неудовлетворительно"- работа не выполнена в соответствии с вышеназванными требованиями.
Учебный методический комплекс
А.С. Питерских, Г. Е. Гуров «Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении 9 класс» под редакцией Б.М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2013 г.
1. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994
2. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.
3. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.
4. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;
5. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961.
6. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988.
7.О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;
.О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.; . Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.
9. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.
. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988
. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.
. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2003.
Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003.
. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.
Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.
. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995.
Семенова, М. Древняя Русь в лицах. – М.: Просвещение, 1998.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
| Название темы урока
| Цели изучения темы, раздела.
| Программный минимум. Оснащение урока
| Кол-во уроков
| Календарные сроки. Дом. зад.
| 1 четверть. Изобразительный язык и эмоционально- ценностное содержание синтетических искусств.
| 1
| .Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах.
| а) Знакомство с понятием « синтетические искусства» как искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества. Пространственно- временной характер произведений синтетических искусств.
| Просмотр и исследование произведений различных видов синтетических искусств с целью определения в них роли и места изображения, изобразительного компонента.
| 1
|
| 2-3
| Театр и экран- две грани изобразительной образности
| а) Знакомство с видами театрально- зрелищных и игровых представлений и место в них изобразительного компонента.
| Сравнительный анализ сценического и экранного образов в процессе просмотра и обсуждения фотографий и видеофрагментов спектаклей и фильмов; определение жанровых условностей в спектакле и фильме. Создание сценического образа места действий
| 2
|
| 4
| Сценография. или театрально - декорационное искусство- особый вид художественного творчества.
| а) Знакомство с видами сценического оформления: изобразительно - живописное, архитектурно- конструктивное, метафорическое, проекционно- световое и т. д.
| .Начало работы над макетом спектакля
| 1
| Выполнить эскиз сцены
| 5
| Сценография как искусство и производство
| а) Как и с кем работает художник- постановщик. Театральное здание и устройство сцены.
| Создание эскиза декорации ( в любой технике) по мотивам фотографии или картины, изображающей интерьер или пейзаж
| 1
|
| 6
| Изобразительные средства актерского перевоплощения: костюм, грим и маска..
| а) Искусство и специфика театрального костюма. Маска: внешнее и внутреннее перевоплощение актера.
| Эскиз костюма и театрального грима персонажа или театральной маски.
| 1
|
| 7
| .Театр кукол
| а) Знакомство с видами театральных кукол и способами работы с ними.
| Создание эскиза кукольного спектакля или эскиза кукольного персонажа.
| 1
|
| 8
| .Театрализованный показ проделанной работы.
| а) Подведение итогов четверти.
| Фрагмент кукольного спектакля или театральный показ костюмов.
| 1
|
| 2 четверть: Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств.
| 12
| Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств.
| а) Знакомство с ролью художественных инструментов в творческом художественном процессе. Объективное и субъективное в живописи и фотографии или кино.
| Обзор живописи, фотографии и экранных произведений.; их сравнительный анализ.
| 1
|
| 13
| Фотография- расширение изобразительных возможностей.
| а) Фотография , как передача видимого мира в изображениях, дублирующих реальность. Этапы развития фотографии: от первых даггеротипов до компьютерной фотографии.
| Информационные сообщения или краткие рефераты по теме « Современная съемочная техника и значение работы оператора для общества 21 века»
| 1
|
| 14
| Грамота фотографирования и операторского мастерства.
| а) Становление фотографии как искусства. Специфика фотоизображения и технология процессов его получения.
| Освоение элементарных азов съемочного процесса: изучение фото и видеокамеры
| 1
|
| 15
| Всеобщность законов композиции.
| а) Художественно- композиционные моменты в съемке.
| Обсуждение действенноси художнического опыта в построении картины и в построении кадра.
| 1
|
| 16
| Выбор места, объекта и ракурса съемки.
| а) Композиция в живописи и фотографии: общее и специфическое. Использование опыта композиции при построении фотокадра.
| Расширение навыков и опыта работы с фотокамерой; подготовка к съемке: осмотр объекта, выбор точки съемки, ракурса и освещения.
| 1
|
| 17
| Художественно- изобразительная природа творчества оператора.
| а) Основа операторского искусства- талант видения и отбора. Точка съемки и ракурс.
| Продолжение освоения видеокамеры и ее возможностей.
| 1
|
| 18
| Фотография- искусство светописи. Натюрморт и пейзаж- жанровые темы фотографии.
| а) Свет- изобразительный язык фотографии. Свет в натюрморте и в пейзаже.
| Начало создания коллекции фотографий « Мой фотоальбом» Фото- съемка натюрморта и пейзажа.
| 1
|
| 19
| Человек и фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета.
| а) Сравнительный анализ изображения в живописи и на фотографии.
| Съемка человека в каком либо действии. Постановочная съемка.
| 1
|
| 20
| Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения.
| а) Фотоизображение, как документ времени и зримая информация.
| Проведение выездной фото и видеосъемки.
| 1
|
| 21
| « Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся.
| а) Подведение итогов четверти
| Выставка работ учащихся.
| 1
|
| 3 четверть Азбука экранного искусства
| 22
| Кино- запечатленное движение. Изобразительный язык кино и монтаж.
| а) Новый вид изображения- движущееся экранное изображение. Понятие кадра и плана. Искусство кино и монтаж.
| Съемка простых форм движения.
| 1
|
| 23
| Сюжет и кино. Сценарий и раскадровка.
| а) Фильм, как последовательность кадров.
| Роль сценария в фильме.
| 1
|
| 24
| Из истории кино. Кино-жанры. Документальный фильм.
| а) Немые фильмы, черно- белые фильмы, цветные фильмы, реклама и телевизионные клипы. Жанры кино: анимационный, игровой и документальный фильм.
| Создание сценария документального фильма на свободную тему
| 1
|
| 25
| Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью- основные телевизионные жанры.
| а) Человек на экране. Психология и поведение человека перед камерой.
| Создание сценария документального фильма на свободную тему
| 1
|
| 26
| Игровой ( художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме.
| а) Главное играемого актерами сюжета в игровом ( художественном ) фильме. Музыка и шумы в фильме.
| Создание сценария своего музыкального видеоклипа.
| 1
|
| 27
| Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм.
| а) Новые способы получения изображения. Компьютерная графика.
| Компьютерный практикум по созданию анимационной кинофразы по своему сценарию.
| 1
|
| 4 четверть Фильм - искусство и технология
| 28
| .О природе художественного творчества.
| а) Процесс творчества и его составные- сочинение, воплощение и восприятие произведения; их нерасторжимая связь в любом виде искусства.
| Сообщения по теме.
| 1
|
| 29
| .Связи искусства с жизнью каждого человека
| а) Личные связи человека с окружающим его искусством. Реальность и фантазия
| Подготовка устных и письменных рефератов.
| 1
|
| 30
| Искусство среди нас
| а) Возможности зрителя в отборе фильмов. Роль рекламы.
| Подготовка устных и письменных рефератов. Практические проекты.
| 1
|
| 31
| .Каждый народ Земли- художник
| а) Есть ли для культуры нравственно- эстетические границы, которые создатели не должны переступать?
| Подготовка устных и письменных рефератов. Практические проекты
| 1
|
| 32
| .Язык и содержание трех групп пластических искусств. Их виды и жанры
| а) Роль каждой из групп пластических искусств в жизни человека и причины разности образных языков этих искусств. Национальная, историческая, региональная специфика этих искусств.
| Устные и письменные сообщения.
| 1
|
| 33
| .Синтетические искусства. Их виды и язык.
| а) Возникновение синтетических видов искусств, их связи с современной жизнью.
| Практические и теоретические проекты на тему урока.
| 1
|
| 34
| Современные проблемы пластических искусств.
| а) Вторая половина 20 века в искусствах Америки, Европы, России. Отсутствие единства развития. Постмодернизм и реализм в искусстве России. Проблема влияния искусства на зрителя и зрителя на искусство.
| Устные и письменные сообщения.
| 1
|
| 35
| Вечные истины искусства ( обобщение темы)
| а) Отражение вечных проблем в искусстве 20 века.. Искусство и нравственность.
| Устные и письменные сообщения.
| 1
|
| . |