Скачать 187.34 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Грудцино «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель ШМО заместитель директора по УР Директор ____ Боркова Л.А. МБОУ ООШ с. Грудцино МБОУ ООШ с. Грудцино Протокол № ___ от _____ Мишина Е.А. ____ Полякова И.И. «__» _______2013 г. «___» _________2013 г. Приказ № ___ от «__» ______ 2013 г. Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс. Кузнецова Т.И. учитель изобразительного искусства МБОУ ООШ с. Грудцино 2013 – 2014 уч. год Пояснительная записка. Программа разработана на основании Закона РФ «Об образовании». Данная рабочая программа создана для 6 класса общеобразовательных учреждений по программе «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы», разработанной под руководством народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского. Программа утверждена Министерством образования и науки Российской Федерации. Роль искусства в жизни любого человека, в жизни общества – важнейший содержательный акцент в построении материала. Цель – введение ученика в систему изобразительной культуры как формы выражения опыта поколений, воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве, своего рода зоркость души. Задача развития художественно-образного мышления ученика обеспечивается характером обучающего материала системой творческих заданий и жестким отказом от выполнения заданий по схемам, образцам и заданным стереотипам. Творческое развитие ученика опирается на развитие его наблюдательности и фантазии, на задачу самостоятельного построения художественного образа как выражения своего отношения к реальности. В учебно-методический комплект входит учебник «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека». Л.А. Неменская Москва «Просвещение», 2008 г. Главы данного учебника соответствуют четвертям года. Каждая из глав делится на несколько тем. каждая тема сопровождается вопросами, которые акцентируют основные ее положения и предполагают размышления учащихся. Новые понятия, термины выделяются в тексте. Первая четверть посвящена основам представлений о языке изобразительного искусства. В основу тематического деления года положен жанровый принцип. Каждый жанр – натюрморт, портрет и пейзаж – рассматривается в его историческом развитии. Материал учебника подчинен принципу постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого приобретения навыков и знаний. Данная рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов в год, 1 часа в неделю. Требования к уровню подготовки. Учащиеся должны знать: - о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека; - о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи; - о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ; - основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представления о основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства; - ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве; - особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта; - основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива; - о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей; - о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа. Учащиеся должны уметь: - пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники; - видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы; - видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти; - создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и воображению; - активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению исксства. Учебно-тематический план.
Календарно-тематическое планирование на 2013-2014 учебный год. «Изобразительное искусство». 6 класс.
Содержание тем учебного года. 1 четверть. Виды изобразительного искусства и основы образного языка. Тема. Изобразительное искусство в семье пластических искусств Беседа о искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве. Тема. Рисунок – основа изобразительного творчества Рисунок – основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности. Тема. Линия и ее выразительные возможности Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Роль ритма в создании образов. Линейные графические рисунки известных художников. Тема. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен Роль пятна в изображении и его выразительные возможности Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное – светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно. Тема. Цвет. Основы цветоведения Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета. Тема. Цвет в произведениях живописи Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т.д. Тема. Объемные изображения в скульптуре Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др. – и их выразительные свойства. Тема. Основы языка изображения Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения. 2 четверть. Мир наших вещей. натюрморт Тема. Реальность и фантазия в творчестве художника Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение? Тема. Изображение предметного мира – натюрморт Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Тема. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Тема. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива Плоскость и объем. Когда и почему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса. Тема. Освещение. Свет и тень Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень».свет как средство организации композиции в картине. Тема. Натюрморт в графике Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник. Тема. Цвет в натюрморте Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация в натюрморте – ритм цветовых пятен. Выражение цветов в натюрморте настроений и переживаний художника. Тема. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы) Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искусстве. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве 19-20 веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника. 3 четверть. Вглядываясь в человека. Портрет. Тема. Образ человека – главная тема в искусстве Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Тема. Конструкция головы человека и ее пропорции Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаза, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика. Тема. Изображение головы человека в пространстве Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной части головы, соотношение головы и шеи. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов. Тема. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала. Тема. Портрет в скульптуре Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрут в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Тема. Сатирические образы человека Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж. Тема. Образные возможности освещения в портрете Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения. Тема. Портрет в живописи Роль и место живописного портрета в истории искусств. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в 17-19 веках, в 20 веке. Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого. Тема. Роль цвета в портрете Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета Тема. Великие портретисты (обобщение темы) Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников. 4 четверть. Человек и пространство в изобразительном искусстве Тема. Жанры в изобразительном искусстве Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры. Тема. Изображение пространства Вид перспективы как средство выражения , вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древней Греции. Пространство иконы и его смысл. Открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Тема. Правила линейной и воздушной перспективы Перспектива – учение о способах передачи глубины пространства. Уменьшение удаленных предметов – перспективное сокращение. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности. Тема. Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смыл. Тема. Пейзаж – настроение. Природа и художник Пейзаж – настроение как отклик на переживания художника. Изменчивость состояний в природе в течении суток. Роль колорита в пейзаже – настроении. Тема. Городской пейзаж Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве 20 века. Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Тема. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-выразительного языка и произведение как целостность. Уровни понимания произведения искусства. Методическое обеспечение Основными источниками информации в учебном процессе является слово, чувственный образ и практическая деятельность. В большинстве случаев эти источники используются в том или ином сочетании в каждом методе, но, как правило, один из них преобладает. Процесс усвоения знаний и навыков предопределяет непрерывность с последующими знаниями и предыдущими. Новый учебный материал вызывает в памяти ранее воспринятый, уточняет его и дополняет В зависимости от решения учебных задач занятия делятся на следующие виды: - приобретение новых знаний (учитель сообщает учащимся теоретические сведения) - занятия по формированию умений и навыков (самостоятельная деятельность ребенка под руководством учителя); - повторение (определяют качество усвоения материала и овладения умениями и навыками); Занятие состоит из нескольких этапов: - Изучение нового материала и демонстрирование наглядно-методического ряда (репродукции художественных произведений, учебные таблицы, детские работы), в процессе восприятия детьми зрительного ряда организуется обсуждение данной темы. - Выполнение детьми практического задания. - Подведение итогов, выставка работ. Методы и формы работы. Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения: - объяснительно-иллюстративный или репродуктивный метод; - проблемный метод (используется когда учебный материал группируется и поставлен таким образом, чтобы перед обучающимися была поставлена проблема. Педагог раскрывает кратчайший путь для решения задачи); - частично-поисковый метод (обучающиеся сами находят материал и делают соответствующие выводы); - практический метод (связан с формированием и совершенствованием умений и навыков). В проведении занятий используются следующие формы индивидуальной работы и коллективного творчества: - демонстрация наглядных пособий: схемы, рисунки; - беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание; - организация выставок детских работ; Условия реализации программы Для эффективных занятий нужна гармоничная, хорошо организованная среда. Чтобы сам процесс рисования доставлял удовольствие, к нему необходимо подготовится. Подготовка заключается в наличии необходимого оборудования и материалов, организации правильного освещения, выборе удобного места для работы. Оборудование и материалы: - парты; - стулья; - доска; - учебные пособия; - объяснительно-иллюстративный материал; - репродукции картин. Необходимые технические средства обучения: - аудио- и видеотехника Художественные материалы: - простые карандаши разной твердости; - мягкие материалы: уголь, соус, сангина; - тушь, перо; - кисти; - альбом. - акварель; - гуашь; - пастель; - баночка для воды - пластилин; - стеки. Ресурсное обеспечение Литература 1. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. – М.: ВЛАДОС, 2008 г. 2. Ефремова Л.А. Портрет в русской живописи. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006 г. 3. Константинова С.С. Техники изобразительного искусства. Конспект лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2004 г. 4. Ломоносова М.Т. Графика и живопись: учебное пособие. – М.: Астрель: АСТ, 2006 г. 5. Лушников Б.В., Перцов В.В. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства. – М.: ВЛАДОС, 2006 г. 6. Свиридова О.В. Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского. – Волгоград: Учитель, 2007 г. |
Рассмотрено и согласовано Принято утверждаю Рассмотрено и согласовано Принято утверждаю: методическим объединением: на Педагогическом совете: Директор школы-интерната №29 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено на заседании мо протокола Рассмотрено на заседании методсовета | ||
Рассмотрено и согласовано на заседании «Согласовано» «Утверждаю» Истоки. Родной очаг. Имя. Смысл имени. Именины день имени. Традиции имянаречения. Родовое имя | Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лиманская средняя общеобразовательная школа №2» | ||
Рассмотрено и согласовано на заседании «Согласовано» «Утверждаю» Рабочая программа написана на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального... | «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель... | ||
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо зам директора... | «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель... | ||
Рассмотрено «Согласовано» «Утверждаю Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по географии | «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель... | ||
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рассмотрено Согласовано Утверждаю | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рассмотрено Согласовано Утверждаю | Рабочая программа по химии 9 класса «Неорганическая химия» Рассмотрено Согласовано: Утверждаю: на заседании мо зам директора по увр директор | ||
Рассмотрено на заседании «Согласовано» «Утверждаю» Токарёвской средней общеобразовательной школы №2 в с. Ивано Лебедянь на 2011 – 2013 учебный год | Утверждаю согласовано рассмотрено Дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции ( речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно- познавательной... |