«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»





Скачать 187.34 Kb.
Название«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Дата публикации13.02.2015
Размер187.34 Kb.
ТипЗадача
100-bal.ru > Культура > Задача
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Грудцино

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель ШМО заместитель директора по УР Директор

____ Боркова Л.А. МБОУ ООШ с. Грудцино МБОУ ООШ с. Грудцино

Протокол № ___ от _____ Мишина Е.А. ____ Полякова И.И.

«__» _______2013 г. «___» _________2013 г. Приказ № ___ от

«__» ______ 2013 г.

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс.

Кузнецова Т.И.

учитель изобразительного искусства

МБОУ ООШ с. Грудцино

2013 – 2014 уч. год

Пояснительная записка.

Программа разработана на основании Закона РФ «Об образовании».

Данная рабочая программа создана для 6 класса общеобразовательных учреждений по программе «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы», разработанной под руководством народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского. Программа утверждена Министерством образования и науки Российской Федерации.

Роль искусства в жизни любого человека, в жизни общества – важнейший содержательный акцент в построении материала.

Цель – введение ученика в систему изобразительной культуры как формы выражения опыта поколений, воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве, своего рода зоркость души.

Задача развития художественно-образного мышления ученика обеспечивается характером обучающего материала системой творческих заданий и жестким отказом от выполнения заданий по схемам, образцам и заданным стереотипам.

Творческое развитие ученика опирается на развитие его наблюдательности и фантазии, на задачу самостоятельного построения художественного образа как выражения своего отношения к реальности.

В учебно-методический комплект входит учебник «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека». Л.А. Неменская Москва «Просвещение», 2008 г.

Главы данного учебника соответствуют четвертям года. Каждая из глав делится на несколько тем. каждая тема сопровождается вопросами, которые акцентируют основные ее положения и предполагают размышления учащихся. Новые понятия, термины выделяются в тексте.

Первая четверть посвящена основам представлений о языке изобразительного искусства.

В основу тематического деления года положен жанровый принцип. Каждый жанр – натюрморт, портрет и пейзаж – рассматривается в его историческом развитии.

Материал учебника подчинен принципу постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого приобретения навыков и знаний.

Данная рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов в год, 1 часа в неделю.

Требования к уровню подготовки.

Учащиеся должны знать:

- о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

- о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

- о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;

- основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представления о основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

- особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

- о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

- о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и воображению;

- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению исксства.

Учебно-тематический план.



п/п

Название разделов, тем

Количество часов

1 четверть

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

8

1

Изобразительное искусство в семье пластических искусств

1

2

Рисунок – основа изобразительного творчества

1

3

Линия и ее выразительные возможности

1

4

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

1

5

Цвет. Основы цветоведения

1

6

Цвет в произведениях живописи

1

7

Объемные изображения в скульптуре

1

8

Основы языка изображения

1

2 четверть

Мир наших вещей. Натюрморт

8

9

Реальность и фантазии в творчестве художника

1

10

Изображение предметного мира – натюрморт

1

11

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

1

12

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

1

13

Освещение. Свет и тень

1

14

Натюрморт в графике

1

15

Цвет в натюрморте

1

16

Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)

1

3 четверть

Вглядываясь в человека. Портрет

11

17

Образ человека – главная тема искусства

1

18

Конструкция головы человека и ее пропорции

1

19

Изображение головы человека в пространстве

1

20

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

2

21

Портрет в скульптуре

1

22

Сатирические образы человека

1

23

Образные возможности освещения в портрете

1

24

Портрет в живописи

1

25

Роль цвета в портрете

1

26

Великие портретисты (обобщение темы)

1

4 четверть

Человек и пространство в изобразительном искусстве

7

27

Жанры в изобразительном искусстве

1

28

Изображение пространства

1

29

Правила линейной и воздушной перспективы

1

30

Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства

1

31

Пейзаж – настроение. Природа и художник

1

32

Городской пейзаж

1

33

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

1

Календарно-тематическое планирование на 2013-2014 учебный год.

«Изобразительное искусство». 6 класс.



урока

Содержание учебного материала

Примерные сроки изучения тем

по плану

фактическое

1

Введение. Искусство и его виды. Выполнение рисунка на свободную тему.

06.09.




2

Творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Зарисовки с натуры растений и веточек.

13.09.




3

Пятно как средство выражения. Изображение различных осенних состояний в природе.

20.09.




4

Тон и тональные отношения: темное и светлое.

27.09.




5

Основы цветоведения. Выполнение фантазийного изображения сказочных царств ограниченной палитрой.

04.10.




6

Цвет в произведениях живописи. Изображение осеннего букета с разным настроением.

11.10.




7

Объемные изображения в скульптуре. Выполнение объемного изображения животных.

18.10.




8

Основы языка изображения. Выполнение работы на свободную тему.

25.10




9

Художественное познание: реальность и фантазия. Работа карандашами.

01.11.




10

Изображение предметного мира – натюрморт.

15.11.




11

Многообразие форм окружающего мира. Конструирование из бумаги простых геометрических тел.

22.11.




12

Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива. Зарисовки карандашом.

29.11.




13

Освещение как средство выявления объема предмета. Работа красками.

06.12.




14

Выполнение натюрморта в каком-либо эмоциональном состоянии.

13.12.




15

Выразительные возможности натюрморта. Обобщение темы.

20.12.




16

Изображение человека в искусстве разных эпох. Свободная тема.

27.12.




17

Конструкция головы человека и ее пропорции.

17.01.




18

Изображение головы человека в пространстве. Работа карандашом.

24.01.




19

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

31.01.




20

Выполнение портретного рисунка в цвете.

07.02.




21

Портрет в скульптуре. Лепка портрета выбранного литературного героя.

14.02.




22

Сатирические образы человека. Создание дружеских шаржей.

21.02.




23

Образные возможности освещения в портрете. Гризайль.

28.02.




24

Портрет в живописи. Выполнение зарисовки композиций портретов с натуры карандашом.

07.03.




25

Роль цвета в потрете. Выполнить рисунок-автопортрет или рисунок-портрет близкого человека.

14.03.




26

Великие портретисты. Представление докладов и рефератов по теме.

21.03.




27

Жанры в изобразительном искусстве. Проиллюстрировать жанры ИЗО.

04.04.




28

Изображение пространства. Работа со словарями и энциклопедической литературой по ИЗО.

11.04.




29

Правила линейной и воздушной перспективы.

18.04.




30

Выполнить рисунок с изображением уходящей в даль аллеи. Работа красками с ограниченной палитрой.

25.04.




31

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Выполнение пейзажа «Путь реки».

02.05.




32

Природа как отклик переживаний художника. Выполнение рисунка пейзажа.

16.05.




33

Городской пейзаж. Выполнение графической композиции «Мой город».

23.05.




34

Обобщение материала года. Выставка лучших работ обучающихся за учебный год.

30.05.





Содержание тем учебного года.

1 четверть. Виды изобразительного искусства и основы образного языка.

Тема. Изобразительное искусство в семье пластических искусств

Беседа о искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.

Тема. Рисунок – основа изобразительного творчества

Рисунок – основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности.

Тема. Линия и ее выразительные возможности

Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Роль ритма в создании образов. Линейные графические рисунки известных художников.

Тема. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

Роль пятна в изображении и его выразительные возможности

Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное – светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.

Тема. Цвет. Основы цветоведения

Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.

Тема. Цвет в произведениях живописи

Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т.д.

Тема. Объемные изображения в скульптуре

Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др. – и их выразительные свойства.

Тема. Основы языка изображения

Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения.

2 четверть. Мир наших вещей. натюрморт

Тема. Реальность и фантазия в творчестве художника

Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение?

Тема. Изображение предметного мира – натюрморт

Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.

Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков.

Тема. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности.

Тема. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

Плоскость и объем. Когда и почему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.

Тема. Освещение. Свет и тень

Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень».свет как средство организации композиции в картине.

Тема. Натюрморт в графике

Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник.

Тема. Цвет в натюрморте

Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация в натюрморте – ритм цветовых пятен. Выражение цветов в натюрморте настроений и переживаний художника.

Тема. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)

Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искусстве. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве 19-20 веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.

3 четверть. Вглядываясь в человека. Портрет.

Тема. Образ человека – главная тема в искусстве

Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.

Тема. Конструкция головы человека и ее пропорции

Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаза, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.

Тема. Изображение головы человека в пространстве

Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной части головы, соотношение головы и шеи. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.

Тема. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства.

Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.

Тема. Портрет в скульптуре

Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрут в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.

Тема. Сатирические образы человека

Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.

Тема. Образные возможности освещения в портрете

Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.

Тема. Портрет в живописи

Роль и место живописного портрета в истории искусств. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в 17-19 веках, в 20 веке. Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого.

Тема. Роль цвета в портрете

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета

Тема. Великие портретисты (обобщение темы)

Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.

4 четверть. Человек и пространство в изобразительном искусстве

Тема. Жанры в изобразительном искусстве

Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры.

Тема. Изображение пространства

Вид перспективы как средство выражения , вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древней Греции. Пространство иконы и его смысл. Открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота.

Тема. Правила линейной и воздушной перспективы

Перспектива – учение о способах передачи глубины пространства. Уменьшение удаленных предметов – перспективное сокращение. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности.

Тема. Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смыл.

Тема. Пейзаж – настроение. Природа и художник

Пейзаж – настроение как отклик на переживания художника. Изменчивость состояний в природе в течении суток. Роль колорита в пейзаже – настроении.

Тема. Городской пейзаж

Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве 20 века. Работа над графической композицией «Городской пейзаж».

Тема. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-выразительного языка и произведение как целостность.

Уровни понимания произведения искусства.

Методическое обеспечение

Основными источниками информации в учебном процессе является слово, чувственный образ и практическая деятельность. В большинстве случаев эти источники используются в том или ином сочетании в каждом методе, но, как правило, один из них преобладает.

Процесс усвоения знаний и навыков предопределяет непрерывность с последующими знаниями и предыдущими. Новый учебный материал вызывает в памяти ранее воспринятый, уточняет его и дополняет

В зависимости от решения учебных задач занятия делятся на следующие виды:

- приобретение новых знаний (учитель сообщает учащимся теоретические сведения)

- занятия по формированию умений и навыков (самостоятельная деятельность ребенка под руководством учителя);

- повторение (определяют качество усвоения материала и овладения умениями и навыками);

Занятие состоит из нескольких этапов:

- Изучение нового материала и демонстрирование наглядно-методического ряда (репродукции художественных произведений, учебные таблицы, детские работы), в процессе восприятия детьми зрительного ряда организуется обсуждение данной темы.

- Выполнение детьми практического задания.

- Подведение итогов, выставка работ.

Методы и формы работы.

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный или репродуктивный метод;

- проблемный метод (используется когда учебный материал группируется и поставлен таким образом, чтобы перед обучающимися была поставлена проблема. Педагог раскрывает кратчайший путь для решения задачи);

- частично-поисковый метод (обучающиеся сами находят материал и делают соответствующие выводы);

- практический метод (связан с формированием и совершенствованием умений и навыков).

В проведении занятий используются следующие формы индивидуальной работы и коллективного творчества:

- демонстрация наглядных пособий: схемы, рисунки;

- беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание;

- организация выставок детских работ;

Условия реализации программы

Для эффективных занятий нужна гармоничная, хорошо организованная среда. Чтобы сам процесс рисования доставлял удовольствие, к нему необходимо подготовится. Подготовка заключается в наличии необходимого оборудования и материалов, организации правильного освещения, выборе удобного места для работы.

Оборудование и материалы:

- парты;

- стулья;

- доска;

- учебные пособия;

- объяснительно-иллюстративный материал;

- репродукции картин.

Необходимые технические средства обучения:

- аудио- и видеотехника

Художественные материалы:

- простые карандаши разной твердости;

- мягкие материалы: уголь, соус, сангина;

- тушь, перо;

- кисти;

- альбом.

- акварель;

- гуашь;

- пастель;

- баночка для воды

- пластилин;

- стеки.

Ресурсное обеспечение

Литература

1. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. – М.: ВЛАДОС, 2008 г.

2. Ефремова Л.А. Портрет в русской живописи. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006 г.

3. Константинова С.С. Техники изобразительного искусства. Конспект лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2004 г.

4. Ломоносова М.Т. Графика и живопись: учебное пособие. – М.: Астрель: АСТ, 2006 г.

5. Лушников Б.В., Перцов В.В. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства. – М.: ВЛАДОС, 2006 г.

6. Свиридова О.В. Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского. – Волгоград: Учитель, 2007 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» iconРассмотрено и согласовано Принято утверждаю
Рассмотрено и согласовано Принято утверждаю: методическим объединением: на Педагогическом совете: Директор школы-интерната №29
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено на заседании мо протокола Рассмотрено на заседании методсовета
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» iconРассмотрено и согласовано на заседании «Согласовано» «Утверждаю»
Истоки. Родной очаг. Имя. Смысл имени. Именины день имени. Традиции имянаречения. Родовое имя
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» iconРассмотрено: Согласовано: Утверждаю
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лиманская средняя общеобразовательная школа №2»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» iconРассмотрено и согласовано на заседании «Согласовано» «Утверждаю»
Рабочая программа написана на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального...
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель...

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо зам директора...

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель...

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» iconРассмотрено «Согласовано» «Утверждаю
Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по географии
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель...

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель...

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» iconРабочая программа по химии 9 класса «Неорганическая химия»
Рассмотрено Согласовано: Утверждаю: на заседании мо зам директора по увр директор
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» iconРассмотрено на заседании «Согласовано» «Утверждаю»
Токарёвской средней общеобразовательной школы №2 в с. Ивано Лебедянь на 2011 – 2013 учебный год
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» iconУтверждаю согласовано рассмотрено
Дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции ( речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно- познавательной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск