Скачать 129.89 Kb.
|
Тема урока: «Нашествие кочевых народов на Северный Кавказ». 6 кл. Цель урока: познакомить уч-ся с нашествием кочевых народов на Северный Кавказ. Задачи урока:
Оборудование:
План:
Тип урока: комбинированный. Ход урока:
Остальные уч-ся класса участвуют в устном опросе: «Спринтерский забег»:
Работа с картой: «Военные походы готов», уч-ся в тетради изображают схему – движение готских племен. Готы принадлежат к германской группе, пришли с берегов Балтийского моря ↓ 30-е гг. III в. - Разрушили Горгиппию ↓ середина III в. – нашествие на Боспорское царство ↓ прекращение внешней торговли Боспорского царства ↓ под ударами готов гибнут многие мелкие поселения, а крупные города приходят в упадок ↓ закрепившись на Причерноморских землях, готы совершали набеги на Римскую империю. По второму пункту изучения новой темы в тетрадях заполняется таблица. Нашествие гуннов на Северный Кавказ.
По третьему пункту плана уч-ся работают с документом. Класс делится на группы по 4 человека, каждой группе уч-ся раздается текст документа, после прочтения, которого им необходимо ответить на вопросы:
ДОКУМЕНТ: «Деяния» Аммиана Марцеллина (IV в.) «Невиданный дотоле род людей, поднявшийся, как снег, из укромного угла, потрясает и уничтожает все, что попадается навстречу, подобно вихрю, несущемуся с высоких гор… …Своим видом гунны превосходят всякую меру дикости. Они стареют безбородыми и лишенными всякой красоты, подобно евнухам; все они отличаются плотными и крепкими конечностями, толстыми затылками и вообще столь чудовищным и страшным видом, что можно принять их за двуногих зверей или уподобить сваям, которые грубо вытесываются при постройке мостов… … У них никто не занимается хлебопашеством и никогда не касается сохи. Все они, не имея определенного места жительства, ни домашнего очага, ни законов, ни устойчивого образа жизни, кочуют по разным местам, как будто бы вечные беглецы, с кибитками, в которых они проводят жизнь. Здесь жены ткут им жалкую одежду,…рожают детей и кормят их до возмужалости. Никто из них не сможет ответить на вопрос, где их родина…Они одеваются в одежды холщевые или сшитые из шкурок лесных мышей; у них нет различия между домашней и выходной одеждой. Головы они прикрывают кривыми шапками, а волосатые ноги защищают козьими шкурами; обувь, не пригнанная ни на какую колодку, мешает выступать свободным шагом… … Иногда, угрожаемые нападением, они вступают в битвы клинообразным строем со свирепыми криками. Будучи чрезвычайно легкими на подъем, они иногда неожиданно и нарочито рассыпаются в разные стороны и рыщут нестройными толпами, разнося смерть на широкое пространство; вследствие их необычайной быстроты нельзя и заметить, как они вторгаются за стену и грабят неприятельский лагерь. Их можно назвать самыми яростными воителями, что издали они сражаются метательными копьями, на конце которых вместо острия с удивительным искусством приделаны острые кости, а в рукопашную очертя голову мечами рубятся…»
Домашнее задание: § 1. Тема урока: «Поход Святослава на Кубань». 6 кл. Цель урока: познакомить уч-ся с внешней политикой киевского князя Святослава, проследить путь завоевательных походов князя на Кубань. Задачи урока:
Оборудование:
Тип урока: урок – путешествие, изучение новой темы. Ход урока. Водное слово учителя – тема нашего урока: «Поход Святослава на Кубань». Мы с вами совершим урок – путешествие по местам боевой славы князя Святослава. 1-ая станция – Хазарский каганат: в 964 г. пройдя «сквозь вятичей», Святослав двинулся на хазар. По дороге дружина Святослава разбила Волжских болгар, взяла с них великую дань, а в 965 г. Русская дружина разгромила Хазарский каганат. Пали хазарские города Саркел и Итиль. Так закончилась история Хазарского каганата. 2-ая станция – Тмутараканское княжество: здесь, после того как Святослав Игоревич совершил успешный поход против северокавказских племен, на берегу Русского (Черного) моря и Сурожского (Азовского) моря, формируется самое отдаленное от Киева военно-торговая фактория Тмутараканское княжество. Причины, цели и результаты проникновения восточных славян на Северный Кавказ (период правления князя Святослава 964-972 гг.) ↓ ↓ Причины и цели: Результаты: 1. расчистка торговых путей с народами 1. разгром хазарского каганата; Прикаспия, Причерноморья; 2. покорение северо-кавказских 2. ослабление Хазарского каганата; племен ясов и касогов; 3. расширение владений киевских князей. 3. основание военно-торговой фактории в Тмутаракани. 3-ая станция - соседи славянских племен: касоги-адыги поддерживали отношения со славянами. Связи адыгов с русскими не ограничивались одним Тмутараканским княжеством. Через Тмутаракань население Северо-Западного Кавказа вело оживленную торговлю и культурные обмены с Византией, русскими княжествами и другими странами. О касогах знали далеко за пределами Тмутараканского княжества. Подведение итогов:
Домашнее задание § 4. Тема урока: «Борьба за Тмутараканский престол между удельными князьями в XI в.» 6 кл. Цель урока: показать, что раздробленность на Руси была закономерным процессом истории. Задачи урока:
Оборудование:
План:
Тип урока: комбинированный. Ход урока.
Уч-ся, набравший наибольшее количество жетонов (выдаются за каждый правильный ответ), получает оценку 5.
Запись в тетради: Феодальная раздробленность – закономерный исторический процесс на Руси в 30-е годы XII-конце XV века. После раздела земель, Тмутараканское княжество досталось второму сыну Ярослава Мудрого – Святославу. Святослав направил княжить в Тмутаракань своего сына Глеба. Запись схемы в тетрадь: ГЛЕБ →в 1064 был изгнан из Тмутаракани своим братом РОСТИСЛАВОМ ВЛАДИМИРОВИЧЕМ→ГЛЕБ возвращается в Тмутаракань, т.к. Ростислав был изгнан отцом Глеба Святославом→РОСТИСЛАВ вторично изгоняет Глеба→ГЛЕБ в 1066 году третий раз приходит в Тмутаракань после того, как византийцы подослали убийцу к Ростиславу, а инок Никон от имени людей Тмутаракани просит у Святослава вернуть Глеба на престол. «…В третий раз Глеб оказался на тмутараканском престоле…, никто больше не изгонит его отсюда.» …Это событие увековечивается надписью на камне, который и был найден в 1792 году на Таманском полуострове при разборке старой турецкой крепости. На мраморной плите была сделана следующая надпись, которая гласила, что: «… В лето 6576 индиката 6 Глеб князь мерил море по леду от Тмутараканя до Корчева 14000 сажен». (В настоящее время этот исторический памятники хранится в Эрмитаже). Продолжение схемы в тетради: ГЛЕБ→ВСЕСЛАВ был избран на Тмутараканский престол после того, как в 1069 году Глеб уехал в Новгород→РОМАН СВЯТОСЛАВИЧ в 1077 году по праву сына Святослава отбирает трон у Всеслава→ОЛЕГ в 1079 году садится на княжеский престол в Тмутаракани после смерти Романа, Олег получил прозвище Гориславич (в крещении Михаил).
по горизонтали:
по вертикале:
Домашнее задание: § 6 Тема урока: «Культура некрасовцев.» 7 кл. Цель урока: познакомить уч-ся с самобытностью некрасовской культуры и их бытом, особенностями их пения и былинного творчества. Задачи урока:
План урока:
Тип урока: интегрированный. Ход урока.
А) спасаясь от правительственных войск после подавления восстания К. Булавина (правильно); Б) желая принять покровительство крымского хана; В) для пополнения людьми, лошадьми и порохом.
А) «девлет – казаками»; Б) «гирей – казаками»; В) «Игнат – казаками» (правильно)
А) «Судебник Игната»; Б) «Устав Игната»; В) «Заветы Игната» (правильно)
А) Чумяновский и Ахтарский; Б) Успенский и Воскресенский; В) Голубинский и Блудиловский (правильно)
А) скотоводство и рыболовство (правильно); Б) земледелие и скотоводство; В) охота и рыболовство.
А) устанавливать родственные связи с турками (правильно); Б) поселяться в Османской империи; В) участвовать мужчинам после 18-ти лет в Народном собрании.
А) турецкое правительство насаждало среди них мусульманскую религию; Б) турецкое правительство ввело всеобщую воинскую повинность (правильно); В) турецкое правительство объявило войну России. 2. Изучение новой темы: уч-ся класса делятся на группы, каждая группа работает с текстом документа: «…Татары, давшие некрасовцам убежище, предоставили им полную свободу в делах веры и внутренних распорядков. У казаков осталось свое управление, свои выборные власти. Завися от ханской администрации, в своей внутренней жизни, казаки руководствовались вековыми обычаями и исторически сложившимися установками. Во главе казачьей общины стоял выборный войсковой атаман и «казачий круг» или сход полноправных представителей общины. Вместе с самоуправлением некрасовцы совершенно свободно строили церкви и отправляли в них по своим обрядам богослужения. Мало того, они устраивали скиты и монастыри, и татары не только не препятствовали им, но и относились с должным уважением к этим религиозным учреждениям. Вера отцов, «старая вера» находилась у татар под защитою властей, как неприкосновенная народная святыня». После ознакомления с текстом документа, каждой группе предлагается сделать мини-доклад по следующим вопросам: 1-ая группа – чьих обычаев и традиций придерживались некрасовцы, проживая в Османской империи? 2-ая группа – какую религию они исповедовали? 3-ая группа – какие религиозные традиции они соблюдали? 4-ая группа – как турецкие власти относились к обычаям и традициям, религии некрасовцев? Песенное творчество казаков делилось на:
Далее уч-ся прослушивают отрывки песен: «Ой, загорелась во поле ковылушка», « Ой, войздалийка да далекого». В стихах современных поэтов отражены многовековые традиции, обычаи, быт, занятия, культура кубанского казачества, в том числе и некрсовцев. Ведь они, живя 200 лет на чужбине, не порывали со своей исторической Родиной и не предавали обычаев своих предков, следовали традициям, сохраняя самобытность казачьей культуры. Уч-ся считают отрывки из стихов И.Варравы и С. Соболева, другие уч-ся класса отвечают на вопросы: - какую кубанскую пословицу подтверждает это стихотворение? («Один летний день весь год кормит»). - каким было хозяйство казака? (натуральным). В станице полдень, в хате тишина, Казачка быстрый борщ куриный варит, Вот-вот придет хозяин со двора Управившись, кормить себя заставит. За лето нужно накосит травы И высушить ее на сено. Хозяйке фруктов наварить, Повидл, варений и, конечно джемов. Корова, лошадь, телка у двора, Свиней пяток в хлеву томится. Овец, гусей сторожит детвора, Должна буренка скоро отелиться. Вот огород, огурчики, редис, Есть помидоры, перец, лук родится, Картофель, и капуста, и пшеницы гурт… 3.Подведение итогов. Культура некрасовцев, как и культура в целом кубанского казачества – это бесценное богатство нашего народа. По ее историческим образцам можно представить историю отдельного народа, региона, страны. По семейно – бытовой поэзии и фольклору можно воссоздать специфические образы культуры и быта казаков. Домашнее задание: от имени некрасовца написать сочинение о своей семье, ее хозяйстве, быте, обычаях. |
Задачи: Образовательная: Создать условия для формирования у учащихся... Развивающая: развитие общебиологических понятий о функциях кожи, умения работать с текстом учебника, продолжить работу по развитию... | Задачи: Образовательная формирование навыков поиска информации в сети Интернет; Развивающая Развивающая – развитие у школьников логического мышления, внимательности, творческого подхода к делу | ||
Задачи: Образовательная: повторить понятия реактивного движения,... Развивающая: развитие уменя применять ранее изученный материал в новых, нестандартных условиях | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обучающие цели: изучить причины и последствия монголо-татарского нашествия на русские княжества | ||
Задачи урока: I. Образовательная: в ходе урока дать представление... Развивающая: способствовать развитию критического мышления учащихся, развитию навыков работы с картой, текстом параграфа, вычленять... | Конспект урока Тема: Давление. Способы уменьшения и увеличения давления Развивающая – создать условия для развития творческих и исследовательских навыков, формировать умения выделять главное, сопоставлять,... | ||
Книга I. Психология народов Введение Возникновение и развитие идеи равенства. — Произведенные ею последствия. — Во что обошлось уже ее приложение. Нынешнее ее влияние... | Конспект урока давление. Единицы давления. Фио (полностью) Шапорова... Развивающая – создать условия для развития творческих и исследовательских навыков, формировать умения выделять главное, сопоставлять,... | ||
Задачи: Образовательная : познакомить с понятием «сложные слова»,... Цель урока: формирование представления о понятии «сложные слова», создание алгоритма правописания соединительной гласной в сложных... | Урока Тема урока Кол-во часов Знать причины В. Г. О. Знать основные этапы открытий. Знать последствия открытий для разных народов | ||
Урока: Образовательная Развивающая: знакомство с традициями, историей и культурой англоговорящих стран | Во второй половине ХVIII века прилегавшие к Черному и Азовскому морям... Кубань. С 1792 года и до отмены крепостного права в 1861 году на Кубань переселялись только казаки. Всего было переселено в организованном... | ||
Конспект урока. 8 кл обж 1 час Тема: 1 «Пожары в жилых и общественных... Развивать качества человека, позволяющих ему успешно действовать во время опасных ситуаций | Урока. Тема урока: Закон Моргана. Сцепленное наследование. (10 класс)... Цели: Образовательная обеспечить условия по закреплению учащимися терминов менделевской генетики, подготовить их к пониманию отличий... | ||
Социальная история номадизма. Проблемы изучения и оценки исторического развития кочевых обществ Охватывает период исследований по проблемам социальной истории номадизма, уровня исторического развития кочевых обществ, начиная... | Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности Развивающая – создать условия для развития творческих и исследовательских навыков, формировать умения выделять главное, сопоставлять,... |