Скачать 5.1 Mb.
|
«Утверждаю» Ректор ГОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет» Е.И. Пивовар ______________________ « »____________2011 г. Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 033000 «Культурология» Квалификация выпускника – бакалавр культурологии Нормативный срок освоения программы по очной форме обучения – 4 года Аннотации примерных программ курсов АННОТАЦИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ Наименование дисциплины: «Психология» Рекомендуется для направления подготовки 033000 Культурология Квалификация (степень) выпускника «бакалавр» 1. Цели и задачи дисциплины: 1. Цели дисциплины: формирование у студентов представлений об основных категориях общей психологии, закономерностях психического отражения, ознакомления студентов с наиболее известными психологическими теориями. Задачи дисциплины: познакомить студентов с основными закономерностями функционирования психики человека; транслировать опыт анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений. 2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Психология» адресована студентам-бакалаврам, обучающимся по направлению «Культурология», и входит в состав базовой части дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1). Она непосредственно связана с такими дисциплинами как «Педагогика», «Этика», «Социология культуры», «Социальная и культурная антропология», «Культура социальных групп и движений». Изучение данной дисциплины позволяет сформировать у студентов систему знаний и представлений об основных разделах психологической науки и их связи с другими областями гуманитарного знания 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); - готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3); - способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4); - стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6); - умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7); - способность понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; владеет методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-2); - способность строить межличностные и межкультурные коммуникации; владеет навыками и приемами профессионального общения (ПК-5); - способность применять на практике знание теоретических основ управления в социокультурной сфере, находить и принимать управленческие решения в области организации труда (ПК-6); - способность осуществлять воспитательную и педагогическую деятельность в государственных и негосударственных учреждениях общего образования (ПК-19); - способность к использованию современных методик и форм учебной работы в учреждениях общего образования (ПК-20). В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: - основные категории общей психологии; - основы социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп; - основные направления развития психологической науки, ориентироваться в ее современной проблематике; Уметь: - пользоваться социальными методиками, позволяющими оценить уровень развития основных психологических функций; Владеть: - навыками самостоятельной работы с психологической литературой. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
6. Лабораторный практикум Нет 7. Примерная тематика курсовых проектов (работ) и рефератов 1. Психологический портрет абитуриента университета. 2. Роль сознания и бессознательного в регуляции поведения. 3. Мотивация и психическая регуляция поведения и деятельности. 4. Категория общения в психологии 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература. Дисциплина «Психология» полностью обеспечена учебными и учебно-методическими печатными и электронными изданиями, научной литературой и периодикой. б) дополнительная литература в) программное обеспечение. Имеется необходимое программное обеспечение. г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы. По основным разделам курса имеются информационные ресурсы и обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам. 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины: Освоение дисциплины «Психология» предполагает использование академической аудитории для проведения лекционных и семинарских занятий с необходимыми техническими средствами (компьютер, проектор, доска). 10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: Форма текущего контроля знаний – работа студента на семинарском занятии. Форма промежуточных аттестаций – контрольная работа, написание реферата. Итоговая форма контроля знаний – зачет. Зачет выставляется по результатам работы на семинарском занятии, контрольной и защиты реферата. Разработчики: РГГУ Доцент Немцов А. А РГГУ ИТК доцент В.В. Зверева Эксперты: МГПУ, Зав.каф. культурологии, д.ф.н., профессор Т.Ф. Кузнецова РАГС, Зам.зав.каф. культурологии и деловых коммуникаций, д.ф.н., профессор О.Н. Астафьева АННОТАЦИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ Наименование дисциплины: «ПРАВОВЕДЕНИЕ» Рекомендуется для направления подготовки 033000 Культурология Квалификация (степень) выпускника «бакалавр» 1. Цели и задачи дисциплины: ЦЕЛЬ дисциплины - формирование у студентов общего представления о правовой науке, о правах и свободах человека и гражданина, овладение основными отраслями права, выработка навыков пользования нормативными актами. ЗАДАЧИ дисциплины - ознакомить студентов с основными принципами правоведения, сформировать у них правовое сознание; привить им навыки анализа государственно-правовых явлений, в повышении уровня их правовой культуры в целом, научить составлению и использованию нормативных и правовых документов, относящихся к будущей профессиональной деятельности, умению предпринимать необходимые меры по восстановлению нарушенных прав. 2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Правоведение» адресована студентам бакалавриата, обучающихся по направлению «Культурология», и входит в базовую часть Гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1.) дисциплин. Она призвана познакомить студентов с основополагающими правами гражданина, принципами правовой науки. Теоретическая часть этого курса непосредственно связана с такими дисциплинами как «Социология», «Социология культуры», «Культура массовых коммуникаций», «Межкультурные коммуникации», «Культура социальных групп и движений». Практическая часть курса нацелена на освоение студентами нормативных и правовых документов. 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5); - осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8); - способность строить межличностные и межкультурные коммуникации; владение навыками и приемами профессионального общения (ПК-5); - готовность к проектной работе в разных сферах социокультурной деятельности, участию в разработке инновационными проектами (ПК-8); - готовность пользоваться нормативными документами, определяющими параметры и стоимость проведения работ в разных сферах социокультурной деятельности (ПК-10). В результате изучения дисциплины студент должен:
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
5. Содержание дисциплины 5.1. Разделы дисциплины
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
6. Лабораторный практикум нет
Основные характеристики государства. Понятие государства, его признаки и функции. Формы государства: форма правления, форма государственного устройства, форма политического правления. Правовое государство и гражданское общество: понятие и характеристика. Понятие и структура права. Структура нормы права. Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности. Конституционный строй РФ. Элементы конституционного строя РФ. Избирательная система. Виды избирательных систем. Избирательный процесс. 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература. Дисциплина «Правоведение» полностью обеспечена учебными и учебно-методическими печатными и электронными изданиями, научной литературой и периодикой. б) дополнительная литература в) программное обеспечение. Имеется необходимое программное обеспечение. г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы. По основным разделам дисциплины имеются информационные ресурсы и обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам. 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины: Освоение дисциплины предполагает использование академической аудитории для проведения лекционных и семинарских занятий с необходимыми техническими средствами (компьютер, проектор, доска). 10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: Форма текущего контроля знаний – работа студента на практических занятиях. Форма промежуточных аттестаций – подготовка сообщений, письменное тестирование по контрольным вопросам. Итоговая форма контроля знаний – зачет. Зачет выставляется по результатам работы на практических занятиях и тестирования. Разработчики: РГГУ преподаватель Марданова Г.А. Эксперты: МГПУ, Зав.каф. культурологии, д.ф.н., профессор Т.Ф. Кузнецова РАГС, Зам.зав.каф. культурологии и деловых коммуникаций, д.ф.н., профессор О.Н. Астафьева АННОТАЦИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ «ЭТИКА» Рекомендуется для направления подготовки (специальности) 033000 - культурология Квалификация (степень) выпускника «бакалавр» 1.Цели и задачи освоения дисциплины Основная цель определяется тем, чтобы показать различные теоретико-исторические способы проблематизации нравственно-этического бытия человека, уяснить преемственности и разрывы моральной философии в понимании базовых этических категорий, понятий и принципов. Задачи дисциплины познакомиться с содержанием текстов, представляющих основные направления европейской (и русской) этической мысли; обсудить их культурно-исторический и теоретический контекст, внутренние взаимосвязи, притяжения и отталкивания в рамках единого смыслового поля этики и моральной философии; содействовать освоению понятийного инструментария этических концепций, их языка и парадигматики, а также тех социальных значимостей, которые они производят. Предмет изучения - та специфическая форма знания о человеке, которая со времен античности самоопределялась как «этика». Предметом рассмотрения выступает этическая проблематизация человеческого смыслополагания и действия, исторические формы морального дискурса, морально-этические концептуализации социально-культурных практик, то или иное понимание места этического знания в сферах познания и действия 2.Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина «Этика» является общепрофессиональной (базовая часть, общегуманитарный модуль) и адресована студентам, обучающимся по направлению «Культурология». Особенностью представляемой программы является ее ориентация на задачи профессиональной подготовки специалистов-культурологов. Программа курса «Этика» непосредственно увязана с историко-антропологической проблематикой современного культурологического знания. Курс достаточно тесно с проблематикой курсов по истории культуры, интеллектуальной истории и философии. Внешне курс построен как история этических учений, это обусловлено тем, что этическая проблематика рассматривается не отвлеченно, не в пространстве «чистой теории», а в соответствующем историческом контексте, в связи с обсуждением концепций конкретных авторов, представляющих ту или иную моральную доктрину, философское воззрение, способ осмысления морали. Теоретические подходы в сфере этического знания и моральной философии сопоставляются не только между собой, но и с антропологическими концептами времени, в рамках которого они были сформулированы и выработаны. Предельным горизонтом так рассмотренной этической проблематики является тот или иной образ человека, взятый в горизонте его смыслополагания, самооценок и значимостей. Этические воззрения, категории, понятия и принципы являются одним из наиболее ярких «срезов» культуры как способа человеческого смыслополагания и действия. Рассмотрение способов моделирования и проблематизации этического (в рамках истории культуры и интеллектуальной истории) является весьма значимым топосом современных практик изучения культуры. 3.Требования к уровню освоения содержания дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций обучающегося:
В результате освоения дисциплины обучающиеся должны: знать: - специфику, возможности и границы этического как формы осмысления культуры, человеческого смыслополагания и действия - принципы типологии этических учений, их основное содержание, ключевые категории и термины каждого из направлений этического знания - базовые тексты, представляющие классический фонд этических учений, их основную проблематику, исторический и теоретический контекст формирования - культурно-историческое и социальное содержание этических категорий и моральных понятий, проблематики и языка этикческих доктрин - актуальные проблемы и поиски в сфере моральной философии конца ХХ – начала XXI века, теоретический и исторический контекст уметь: - квалифицированно высказываться об общих особенностях сферы этического, языке этики и основных этических категориях - анализировать базовые этико-философские тексты, их проблематику, исторический и теоретический контекст формирования - определять значение тех или иных этических подходов и доктрин для конкретных социально-культурных практик владеть: - понятийным аппаратом дисциплины - техниками анализа текстов. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
5.Содержание дисциплины 5.1 Содержание разделов и тем дисциплины |
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 033000. 62 «Культурология» | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Выпускник по направлению подготовки Культурология с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Президиума Совета Учебно-методического объединения по образованию в области историко-архивоведения от «25» января 2010 года, протокол... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Требования к результатам освоения основных образовательных программ магистратуры | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ооп впо) – система учебно-методических документов, сформированная... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Направление подготовки высшего профессионального образования, подтверждающего присвоение квалификации (степень) «бакалавр» утверждено... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Ооп) первого уровня высшего профессионального образования (бакалавр производственного менеджмента) по направлению подготовки 080200.... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Основная образовательная программа высшего профессионального образования, реализуемая вузом по направлению подготовки 140400 Электроэнергетика... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Основная образовательная программа высшего профессионального образования, реализуемая вузом по направлению подготовки 011200 Физика... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Основная образовательная программа высшего профессионального образования, реализуемая Чувашским госуниверситетом по направлению подготовки... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки Основная образовательная программа по направлению 040104. 65 – «Организация работы с молодежью» | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Основная образовательная программа (описание структуры, целей и задач образовательной программы) | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 032700 – «Филология» и профилю... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 080100 «Экономика» и профилям... |