На уроках немецкого языка





Скачать 317.73 Kb.
НазваниеНа уроках немецкого языка
страница1/2
Дата публикации15.04.2015
Размер317.73 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
  1   2


Аннотация

Творческие работы являются важнейшим условием самореализации личности учащихся на уроках немецкого языка. Они развивают творческие способности учеников, воспитывают активную творческую личность, выявляют и используют в учебной деятельности индивидуальные особенности учащихся, повышают качество обученности немецкому языку

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Соколова Светлана Евгеньевна,

учитель немецкого языка

МОУ СОШ № 113 г. Волгограда
Модернизация школьного образования, которая проводится в нашей стране, связывается прежде всего с обновлением содержания, с обеспечением его деятельностного, развивающего характера, с приведением его в соответствие с многообразными и разнонаправленными требованиями современной жизни, с запросами современного рынка труда на профессионально мобильных, коммуникативно-компетентных и творчески мыслящих специалистов.

В связи с обновлением содержания образования особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала учащегося и расширению возможностей углубленного образования, в том числе языкового. Целенаправленное интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики.

Под развивающим обучением понимается обучение, при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают правила и определения, но и обучаются рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений как на аналогичные, так и на измененные условия.

Идеи развития личности в деятельности и рассмотрению человека в его целостности как носителя духовного начала, свободного в своих выборах познания, творца и созидателя способствовал анализ философской литературы (Н.А. Бердяев, К. Роджерс, В.В. Розанов, В.С. Соловьев, В. Франкл, Э. Фромм и др.).

Основные аспекты творчества выявлены в трудах известных философов и психологов: B.C. Библера, Ж. Брунера, А.В. Брушлинского, Л.С. Выготского, И.Я. Гальперина, И.П. Гильфорда, В.В. Давыдова, Г. Кляуса, В.А. Крутецкого, Ю.Н. Кулюткина, А.Н. Леонтьева, A.M. Матюшкина, Ж. Пиаже, Я.А. Пономарева, К. Поппера, С.Л. Рубинштейна и др. Творчество как сложный, многогранный, социально-духовный феномен рассматривалось в работах О.В. Афанасьевой, В.В. Зотова и др. Значительное внимание уделено определению творчества, разработке его структуры и выявлению специфики творческого развития личности в работах М.С. Кагана, Б.М. Кедрова, В.Ф. Овчинникова, В.И. Шинкарука, А.Т. Шумилина и др.

Различные аспекты сущности и структуры творческого потенциала личности раскрыты в работах Т.Г. Браже, С.Р. Евинсона, М.С. Кагана, Е.В. Колесниковой, М.В. Колосовой, Ю.Н. Кулюткина, А.В. Мартынюка, В.А. Моляко, Л.Н. Москвичевой, В.Ф. Овчинникова, Г.Л. Пихтовникова, В.Г. Рындак, А.И. Санниковой, А.П. Тряпициной, Е.Л. Яковлевой и др. Проблеме развития творческого потенциала личности учащихся посвятили свои исследования Г.С. Альтшуллер, Дж. Гауэн, Дж. Гилфорд, С.Г. Глухова, Е.А. Глуховская, В.В. Давыдов, Н.С. Лейтис, К. Тейлор, П. Торренс и др.

Что же понимается под творческими способностями? Чтобы точнее понять, необходимо рассмотреть этот вопрос с точки зрения психологии, философии, педагогики. Разные авторы определяют их по-своему.

Теплов Б.М. под творческими способностями понимал определённые индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения.1

Шадриковым В.Д. творческие способности определялись как свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности.2

Большакова Л.А. творческие способности определяет как сложное личное качество, отражающее способность человека к творчеству в разных сферах жизнедеятельности, а также позволяет оказывать поддержку в творческой самореализации другим людям.3 Это высокая степень увлечённости, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности.

Мотков О.И. под творческими способностями понимал способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.4

Педагогическое определение творческих способностей, которое дано в педагогической энциклопедии определяет их как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Проанализировав различные определения, можно обобщить, что под творческими способностями понимаются индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.

Очень интересно движение научной мысли относительно исследуемого понятия. Вопросом творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких авторов, как Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, Мотков О.И. и другие. Сначала творческие способности отождествлялись с интуицией, затем прямое отождествление было с интеллектом. От отождествления с интеллектом перешло к противопоставлению. Было доказано, что творческие способности имеют свою локализацию – это “особая точка” индивидуальных свойств, которые не зависят от интеллектуальности, так как большинство испытуемых с высоким интеллектом имели низкие творческие способности.

Для определения творческих способностей Богоявленская Д.Б. выделяет следующие параметры:

- беглость мысли (количество идей),

- гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую),

- оригинальность (способность производить идеи),

- любознательность,

- фантастичность.5

Богданова Т.Г. в своей книге «Диагностика познавательной сферы ребёнка» выделяет совокупность множества способностей:6

- Способность рисковать;

- Дивергентное мышление;

- Гибкость в мышлении и действиях;

- Быстрота мышления;

- Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое;

- Богатое воображение;

- Восприятие неоднозначных вещей;

- Высокие эстетические ценности;

- Развитая интуиция.

Особенно важны работы Л. С. Выгодского. Он признаёт за всеми людьми, а не только за избранными, склонность к творчеству, выявляющуюся по-разному, в основном, в зависимости от культурных и социальных факторов.

В психологии вопросы развития творческого мышления тесно связываются с проблемой способностей и одарённости, и это естественно, ибо они в значительной мере определяют успешность той или иной деятельности. Способность есть индивидуальная характеристика личности, то особенное и неповторимое, что свойственно одному человеку в отличие от другого. Потому-то разнообразны виды способностей (музыкальные, технические, организаторские, конструкторские, педагогические и т.д.) и еще более многообразны их разновидности у разных людей. 

Взаимодействие педагогических и технических способностей стало предметом глубокого исследования А.А. Толмачёва. Он обосновывает то, что при формулировании творческих задач педагог должен обладать определенными качествами: 

- Технической наблюдательностью; 

- Критичностью; 

- Умением находить критические проблемы; 

- Видеть недостатки технических объектов; 

- Способность к ассоциированию; 

- Установление аналогий; 

- Генерирование новых технических идей.

Существует множество научных подходов к проблеме исследования творческих способностей. Суммируя результаты многочисленных научных изысканий, можно сделать следующие выводы о психологии креативности и связи ее с общими интеллектуальными способностями:

1. Интеллектуальная одаренность является лишь одним из условий творческой активности личности, причем основную роль в активации творческой деятельности играют мотивация, ценности и личностные черты (т.н. креативный тип личности).

2. Творческие способности являются независимым от интеллекта фактором.

Творческий тип личности можно охарактеризовать следующими критериями:7

- умением увидеть и распознать творческую проблему, (внимательностью);

- умением увидеть в проблеме как можно больше сторон и связей, (разносторонностью мышления);

- умением отказаться от типичной точки зрения и принять другую (гибкостью мышления);

- стремлением отказаться от шаблона или группового мнения (оригинальностью мышления);

- способностью к множественной перегруппировке идей и связей, (вариативностью мышления);

- способностью к анализу творческой проблемы как системы, (конкретностью мышления);

- способностью к синтезу творческой проблемы как системы, (абстрактностью мышления);

- чувством организационной стройности и идейной целостности, (чувством гармонии);

- неконформностью оценок и суждений даже под давлением, (независиёмостью мышления);

- восприимчивостью ко всему новому и необычному, (открытостью восприятия);

- конструктивной активностью в неопределенных ситуациях, (толерантностью мышления).

Для проявления творческих способностей необходима своеобразная обстановка – креативная среда, характеризуемая следующими признаками:

- оптимальной мотивацией, предполагающей средний уровень мотивации достижения (закон Йоркса – Додсона: максимальная продуктивность деятельности возможна лишь при поддержании мотивации достижения на среднем уровне), а также отсутствие соревновательной мотивации и мотивации социального одобрения;

- непринужденной обстановкой, характеризуемой отсутствием угрозы и принуждения, принятием и стимулированием любых идей, свободой действий и отсутствием критики.

В процессе создания творческого продукта (креативном процессе) выделяется ряд обязательных стадий: появление нестандартной проблемы и возникновение противоречия между необходимостью и невозможностью ее решения; зарождение и оптимизация мотивации к решению задачи; созревание идеи в процессе рационального отбора и накопления суммы знаний о проблеме; логический “тупик”, сопровождаемый обязательной фрустрацией эмоционально-волевой сферы личности; озарение (инсайт) – интуитивное прозрение, как бы выталкивающее нужную идею в сознание; экспериментальная проверка идеи.

Эффективность развития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание. На основе анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы можно выделить следующие условия для развития творческих способностей:8

- соответствие условий выбранным методам творчества;

- возможность разных способов решения;

- учет актуального уровня решения;

- учет возрастных интересов учащихся.

Одним из путей развития творческих способностей являются творческие задания. Учитывая эти требования, можно выстроить систему творческих заданий, под которой понимается упорядоченное множество взаимосвязанных заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие креативных способностей школьников в учебном процессе.

Система творческих заданий включает целевой, содержательный, деятельностные и результативные компоненты.

Особое внимание должно уделяться творческой деятельности самого ученика. Под содержанием творческой деятельности понимаются две его формы - внешняя и внутренняя. Внешнее содержание образования характеризуется образовательной средой, внутреннее – является достоянием самой личности, создается на основе личного опыта ученика в результате его деятельности.

При отборе содержания для системы творческих заданий следует учитывать два фактора:9

1. Творческая деятельность школьников осуществляется, в основном, на уже решенных обществом проблемах.

2. Творческие возможности содержания учебных предметов общеобразовательной школы.

Содержание может быть представлено тематическими группами задач, направленными на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений.

Исходя из вышеизложенного, педагогическими условиями эффективного функционирования системы творческих заданий будем считать взаимосвязанную совокупность мер организации системы творческих заданий в учебном процессе, обеспечивающую достижение учащимися необходимого уровня развития креативных способностей. Данная совокупность условий должна представлять собой комплекс, из которого нельзя исключить ни одного компонента, не нарушив взаимообусловленности целого, и определяться с учетом указанных методологических оснований и накопленного опыта по проблеме организации творческой деятельности учащихся в учебном процессе.

Определяя комплекс педагогических условий эффективного функционирования системы творческих заданий, направленной на развитие креативных способностей школьников в учебном процессе, мною учитывались также направление реорганизации содержания современного образования, специфика учебно-воспитательного процесса школы, особенности творческой деятельности школьников, возможности системного и личностно-деятельностного подхода. Данный комплекс включает:

1. Личностно-деятельностное взаимодействие учителя и учащихся в процессе организации творческой деятельности.

2. Обеспечение творческой продуктивности школьников в рамках дополнительной учебной программы.

3. Диагностику уровня развития креативных способностей школьников.

При организации творческой деятельности учащихся следует учитывать особенности различных организационных форм обучения, оказывающих положительное влияние на процесс развития творческих способностей учащихся в ходе выполнения творческих заданий:

- при индивидуальной форме организации обучения учитель имеет возможность адаптировать степень сложности, трудности заданий, оказывает помощь учащимся с учетом уровня развития творческих способностей учащихся.

- при групповой форме работы учащиеся имеют возможность работать над творческим заданием совместно, во взаимной зависимости, по согласованному между собой плану или порядку работы; использование групповых форм работы снимает психологические барьеры, является оптимальным для использования методов активизации мышления.

- при коллективной форме организации учащиеся класса рассматриваются как целостный коллектив, в котором общие цели, задачи и активное взаимодействие между всеми учащимися обеспечивает достаточно высокий уровень их сплоченности и взаимопонимания в процессе творческой деятельности.

Сочетание форм организации деятельности на различных этапах выполнения творческих заданий представлено в таблице 1.

Таблица 1. Сочетание форм организации при выполнении творческого задания

Этапы выполнения задания

Формы организации

Возможности форм организации при выполнении творческих заданий

1. Постановка задачи

Индивидуальная

Позволяет активизировать субъектный опыт

учащегося.

Развивает умение самостоятельно выделить

конкретную задачу для решения.

Групповая

Представляет совместный взгляд членов группы

на поставленную ситуацию.

Развивает умение согласовывать свою точку

зрения с мнением товарищей.

Развивает умение выслушивать и анализировать

предлагаемые направления поиска участников

группы.

Коллективная

Позволяет обмениваться опытом определения

направления поиска выхода из сложившейся

ситуации.

Расширяет возможности учащихся анализировать сложившуюся ситуацию.

Представляет различные точки зрения на уровень представленной ситуации.

2. Сбор необходимой информации

Индивидуальная

Развивает исследовательские умения учащихся при организации поиска необходимой информации (классификационные умения, умение сужать поле поиска, выделять существенные признаки).




Групповая

Распределяет функции и роли между участниками группы.

Развивает умение планировать.

Определяет меру ответственности участников.

Коллективная

Расширяет индивидуальный опыт по рассматриваемой проблеме через обмен необходимой

информацией между учащимися.

Развивает умение совместной организации по-

исковой деятельности учащихся.

Выявляет собственные организационные возможности учеников.

3. Решение

Индивидуальная

Позволяет самостоятельно использовать освоенные методы, реализовать опыт творческой деятельности выполнения задания, предложить собственную версию решения задачи.

Групповая

Позволяет освоить способ выполнения задания в совместной деятельности.

Развивает умения планировать решение задачи в соответствии с выбранным методом, распределять функции между участниками группы, совместно обсуждать ход решения задачи, отстаивать личную позицию.




Коллективная

Позволяет обмениваться опытом применения методов творчества при выполнении задания. Расширяет возможности учащихся в выборе из множества предложенных оптимальный способ решения задачи.

4. Анализ творческого продукта

Индивидуальная

Вырабатывает умение самоанализа.

Позволяет демонстрировать и защищать полученный творческий продукт.

Групповая

Демонстрирует совместный продукт, полученный группой.

Оценивает уровень выполнения творческого

задания.

Сопоставляет результат с полученными результатами других групп.

Коллективная

Сопоставляет субъективные результаты выполнения задания учащимися.

Определяет объективный уровень полученного результата (на фоне класса).


Выбор сочетания форм при выполнении творческих заданий определяется в зависимости от целей выполнения творческого задания и уровня сложности предлагаемого задания.

Таким образом, сочетание организационных форм обучения в процессе осуществления творческой деятельности школьников регламентирует совместную деятельность педагога и учащихся, определяет соотношение индивидуального и коллективного в образовательном процессе, степень активности учащихся в творческой деятельности и способы руководства ею со стороны учителя.

При организации процесса развития креативных способностей школьников большое значение придается методам преподавания. Традиционно в современной дидактике считается, что развитие креативных способностей учащихся обеспечивается применением проблемного, эвристического, исследовательского методов обучения, способствующих развитию эвристических умений в процессе разрешения проблемных ситуаций, поисковому характеру процесса обучения и развития, активизированию знаний и аналитических умений, имеющихся у обучаемых. Существенной чертой названных методов обучения является постановка перед учащимся проблемы без «открывания» ему средств решения. Это требует от учащихся высокой умственной активности, которая оказывает влияние на развитие способности к творческой деятельности.

Продуктивная деятельность учащихся является одним из показателей эффективности процесса развития креативных способностей школьников. Для выявления развивающего эффекта необходимо контролировать динамику развития учащихся, анализировать результаты, полученные каждым учащимся как по конкретным темам, так и при выполнении каждого задания, что невозможно без осуществления диагностики.

Творческая работа – это и процесс, и продукт деятельности, это и личностное качество, и среда, создающая условия для самореализации. Это также способность построения своего образа мира, своего мироощущения (в слове, изображении, действии) и самого себя в этом мире посредством немецкого, а не родного языка.

Творческие работы я провожу во всех классах обучения практически по всем учебным темам.

При разработке заданий учитываю:

- общий уровень развития ученического коллектива;

- возрастные особенности формирования креативной среды;

- личностные особенности учащихся;

- специфические черты и особенности учебного предмета.

Исходя из собственного практического опыта, выделяю 2 типа творческих работ:

- обязательные;

- по желанию.

К этим типам разработано несколько видов творческих заданий, которые регулярно осуществляются учениками с желанием и служат успешной основой реализации коммуникативно-деятельностного подхода в обучении немецкому языку.

Виды творческих заданий, развивающие:

- языковую компетенцию (лексика, фонетика, грамматика);

- речевую компетенцию (говорение, аудирование, чтение, письмо);

- социокультурную компетенцию (система ценностей, реалии жизни).

Виды творческих заданий, развивающие языковую компетенцию:

- книжка-малышка «Овощи. Фрукты»;

- проект расписания уроков, ресторанного меню, меню на неделю;

- немецко-русский иллюстрированный словарь «Квартира. Предметы домашнего обихода»;

- план-схема квартиры;

- кроссворды по темам «Осень», «Германия».

Виды творческих заданий, способствующие развитию речевой компетенции:

- изготовить веселого человечка, устно его описать;

- иллюстрированные сочинения «Моя любимая картина», «Моё любимое место», «Моя семья», «Моя квартира»;

- рассказ о любимом времени года, о книге, фильме, друге, школе, городе с использованием фотографий, портретов, иллюстраций;

- мини-исследование с анализом немецких стихов;

- художественный перевод стихотворений с иллюстрацией;

- изготовить макет «Город моей мечты», устно его описать.

Виды творческих заданий, направленные на развитие социокультурной компетенции:

- иллюстрированный реферат «Мой любимый художник. Его творчество»;

- эскиз приглашения на день рождения, поздравительные открытки к немецким праздникам;

- написание немецкого адреса;

- сопоставительный анализ расписания уроков в Германии и России;

- написание письма.

Грань между видами творческих заданий прозрачна, все они взаимодействуют друг с другом и связаны с коммуникативным характером обучения, инициирующим познавательную активность в учении с формированием способности и потребности к саморазвитию, самоактуализации и самореализации в немецком языке.

Согласно целям и задачам творческие работы:

- формируют культурную социально активную языковую личность;

- помогают лучше усваивать грамматику, запоминать новые слова и выражения, грамотно использовать их в устной и письменной речи;

- способствуют самостоятельности действий учеников по приобретению новых языковых и социокультурных знаний, практических умений межличностного общения;

- являются инструментом самостоятельного познания поликультурной картины немецкого народа во всем ее многообразии; географии, истории, культуры;

- побуждают использовать информационно-компьютерные технологии, обеспечивающие выход в глобальное информационное пространство. Творческие работы учащихся, выполненные с помощью таких технологий, поощряются дополнительно;

- создают положительные мотивы учения;

- повышают интерес к изучению немецкого языка. Даже самые слабые ученики всегда с удовольствием выполняют работы, т.к. есть возможность проявить свои индивидуальные способности.

За творческие работы я выставляю две оценки: первую – за оригинальность оформления работы, идею (успеваемость – 100%); вторую – за материал на немецком языке (в зависимости от правильности выполнения задания); тем самым реализуется один из важнейших принципов дидактики – «всемерное стимулирование и мотивация положительного отношения школьников к учению».

Творческие задания приносят несомненный эффект, т.к. опираются на положительные результаты учебной деятельности ребенка и вызывают сильные эмоции. Учащиеся приобретают опыт эмоционального отношения к своей деятельности, преломленный через систему ценностей личности.

Они развивают умения подойти творчески к решению поставленной задачи и предоставляют свободу выбора действий, вариативность работы.

Кроме того, творческие задания способствуют воспитанию аккуратности и опрятности у учащихся (одно из главных условий: работа должна быть чистой и аккуратной); укреплению взаимоотношений с родителями (допускается ограниченная помощь родителей); помогают учителю в дальнейшей работе, являясь хорошим наглядным средством для объяснения нового материала.

В
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

На уроках немецкого языка iconТворческий отчет мо учителей иностранных языков Октябрьской сош №2
Загвоздкина С. С., учитель немецкого языка, 1 категория. Тема самообразования: Интернет-проекты на уроках немецкого языка
На уроках немецкого языка iconФормирование здоровьесберегающей среды на уроках немецкого языка...
Методические рекомендации предназначены для учителей немецкого языка, работающих в начальной и основной школе
На уроках немецкого языка iconНа уроках немецкого языка
...
На уроках немецкого языка iconПроектная методика на уроках немецкого языка с применением регионального компонента
Описание методической разработки с использованием проектной методики учителя немецкого языка высшей категории моу дсош №2 Домбаровского...
На уроках немецкого языка iconНа уроках немецкого языка
На уроках иностранного языка я широко применяю информационно-компьютерные технологии, выступая в роли консультанта и координатора....
На уроках немецкого языка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обобщение опыта работы учителя немецкого языка мбоу краснокоммунарская средняя общеобразовательная школа Сакмарского района Слонь...
На уроках немецкого языка iconМетодические разработки разделов и тем курса немецкого языка
«Новое в методике немецкого языка», в котором помещать статьи по методике преподавания немецкого языка, обобщению передового опыта,...
На уроках немецкого языка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
И., Сергеева Т. М. На первом заседании в сентябре уточнили план работы на год, определили тему, над которой будет работать методическое...
На уроках немецкого языка iconУрок немецкого языка Лукьянчук Л. Р., учитель немецкого языка
Оборудование: тематические картины по теме «Осень», магнитная доска, индивидуальные карточки по грамматике (Приложение)
На уроках немецкого языка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель немецкого языка гоу сош №1211 с углубленным изучением немецкого языка сао г. Москва Клюкина Изида Сергеевна
На уроках немецкого языка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дычко марина ивановна – учитель немецкого языка муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №38...
На уроках немецкого языка iconПояснительная записка 9 класс
«Книги для учителя» И. Л. Бим, «Лексико-грамматических тестов», для учащихся – «Практического курса немецкого языка» В. Завьяловой,...
На уроках немецкого языка iconМетодическая разработка Составил: Бовтун С. М, учитель немецкого языка мбоу «сош №3»
Данное пособие предлагает методически грамотные раз-работки внеклассных мероприятий, которые можно провести в рам-ках предметной...
На уроках немецкого языка iconСхема аттестации по курсу теоретической грамматики немецкого языка за 1 семестр учебного года
Студенты, посетившие не менее половины занятий в семестре, а также сдавшие реферат по морфологии немецкого языка до 1 декабря включительно,...
На уроках немецкого языка iconКонспект урока немецкого языка во 2 классе учителя немецкого языка...
Учитель: Guten Tag! Setzt euch bitte! (сопровождает слова соответствующим жестом)
На уроках немецкого языка iconПрименение икт для развития одаренности учащихся на уроках немецкого языка
Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогической науки»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск