[Введите текст]
1 класс “Мир музыки” 1 четверть “Путешествие в страну музыкальных знаний”
№ урока
| Тема урока
| Цели и задачи урока
| Теория музыки,
термины
| Музыкальный, иллюстративный материал
| Формы контроля
| Домашнее задание
| 1
| Введение.
Песня, танец, марш – состояние души человека.
| 1.Заинтересовать детей учебным предметом «музыка».
2.Познакомить с понятиями – песня, танец, марш.
3. Развитие вокальных способностей ребенка.
| Песня
Танец
марш
| В.Шаинский «Вместе весело шагать»
Р.н.п. «Во поле береза стояла»
В.Шаинский «Если б не было школ»
«Вальс»
| Индивидуальное прослушивание детей
| Нарисовать лесное путешествие.
| 2
| Разнообразие звуков, окружающих человека.
| 1.Научить определять звуковысотность в музыке.
2. Дать определение звукам музыкальным и шумовым.
| Высокие и низкие звуки
| В.Шаинский «Вместе весело шагать»
Р.н.п. «Во поле береза стояла»
В.Шаинский «Если б не было школ»
Голоса птиц и животных
| Индивидуальное прослушивание детей
| Нарисовать рисунок по теме.
| 3
| Музыкальные регистры: высокий, средний, низкий.
| 1. Дать характеристику музыкальным регистрам.
2. Развитие вокальных навыков.
3. Закрепление понятий: песня, танец, марш.
| Регистры
| Р.н.п. «Андрей – воробей»
В.Шаинский «Если б не было школ»
С.Рахманинов “Полька”
П.Чайковский “Марш деревянных солдатиков”.
| Опрос песни “Если б не было школ”
|
| 4
| От устного народного творчества к нотам: нотный стан, ключи, ноты.
| 1.Ознакомить со знаками музыкальной записи: нотный стан, ключи, ноты.
2.Развитие музыкально-ритмических движений.
3.Развитие навыков пения с ориентацией на нотную запись.
| Нотный стан
Скрипичный ключ
Ноты
| Р.н.п. «Андрей – воробей»
В.Шаинский «Если б не было школ»
| Устный опрос по пройденным темам
| Написать скрипичный ключ
|
2 четверть
«Музыкальная речь»
№ урока
| Тема урока
| Цели и задачи урока
| Теория музыки,
термины
| Музыкальный, иллюстративный материал
| Формы контроля
| Домашнее задание
| 1
| Скрипичный и басовый ключи.
| 1.Ознакомить с музыкальными ключами, с элементами музыкальной речи.
| Басовый ключ
| Д. Кабалевский “Танец молодого бегемота”
|
| Написать басовый ключ
| 2
| Выражение настроения человека в мажоре и миноре.
| 1.Знакомство с понятиями: мажор и минор.
2. Развитие способностей слушать и переживать музыку.
| Мажор
Минор
| Я.Дубравин «Мажор и минор»
С.Рахманинов «Полька»
Чайковский «Старинная французская песенка»
Прокофьев “Марш”
Калинников “Грустная песенка”
|
| Нарисовать мажор и минор
| 3
| У музыки свои краски. Динамические оттенки.
| 1.В игровой форме познакомить с понятиями: динамические оттенки в музыке.
2.Проследить связь с оттенками в ИЗО.
| Динамические оттенки
| П.Чайковский «Сладкая греза»
| Устный опрос
|
| 4
| Душа моя - ты, моя мелодия.
| 1.Ознакомить с понятием мелодия, выявить виды мелодий.
2. Развитие вокальных способностей с применением ручных знаков при показе движения мелодии.
| Мелодия
| Виды мелодий
А Филиппенко “Веселый музыкант”
| Контрольный опрос песни
| Нарисовать муз.инструменты из песни
| 5
| Движение человеческих чувств в музыкальных темпах. Метроритм. Темп.
| 1. Ознакомление с понятиями: метроритм, темп.
Развитие умения слушать и слышать музыку.
| Метроритм
Темп
| “Уж как шла лиса” р.н.п.
Муз. игра “Отгадай кита музыки”
|
|
| 6
| Тончайшие кружева ритмического рисунка. Длительности нот. Ритм.
| 1.Развитие чувства ритма через музыкально- ритмические движения.
2.Знакомство с понятиями: ритм, длительности нот.
| Ритм
Длительности нот
| Муз.-ритмические игры
|
|
| 7
| Для чего музыке паузы и размер?
| 1.Выяснить необходимость музыкальных знаков – пауз и размера в музыке на примере прослушанных произведений.
| Паузы
| Новогодние песни и танцы
|
| Нарисовать рисунок к новогодней песне.
| 8
| Итоговый урок. Новогодние песни и танцы.
| 1.Обобщение теоретического и музыкального материала. 2.Разучивание новогодних песен и танцевальных движений.
|
| Новогодние песни и танцы
Муз.-ритмические игры
| Муз. ребус из пройденных муз.терминов
|
|
3 четверть «На большой сцене музыкальных жанров»
№ урока
| Тема урока
| Цели и задачи урока
| Теория музыки,
термины
| Музыкальный, иллюстративный материал
| Формы контроля
| Домашнее задание
| 1
| Акварельные формы русской народной и композиторской музыки.
| 1. Разобрать основные музыкальные формы – одночастную и куплетную на примерах народной и композиторской музыки.
| Куплетная форма
| Примеры песенной композиторской и народной музыки
|
|
| 2
| Музыка 2-х частная.
| 1.Дать характеристику 2-х частной форме. Освоить понятия: запев, куплет, припев.
| Музыкальная форма
1,2 –х частная форма
| Песни к 23 февраля
Музыкальные примеры данных форм
Кабалевский “Три подружки”
|
| Выучить слова песни
| 3
| Музыка 3-х частная.
| 1. Закрепление пройденных тем. Разобрать схему 3-х частной формы.
| 3-х частная форма
| Музыкальные примеры 3-х частной формы
Песни о маме и бабушке
| Сдача песни
|
| 4
| Путешествие в страну ОПЕРА.
| 1. Ознакомить детей с жанром оперы.
2. Выявить отличительные особенности оперы.
| Опера
| Иллюстрации оперы ( аудио и видео фрагменты)
Песни о маме и бабушке
“Уж как по мосту-мосточку” из оперы “Евгений Онегин” Чайковского
“Марш Тореодора» из оперы «Кармен» Ж.Бизе
|
|
| 5-7
| Опера «Волк и семеро козлят» М. Коваль.
| 1. Закрепление жанра оперы на основе оперы-сказки «Волк и семеро козлят». Музыкальная характеристика героев оперы.
| Хор
Соло
Дуэты
| М.Коваль фрагменты оперы ”Волк и семеро козлят»
| Сдача песни
Устный опрос по теме “опера”
| Нарисовать рисунок к опере
| 8
| Тайны русского балета. Балет Чайковского «Лебединое озеро».
| 1. Дать характеристику жанру балет, используя фрагменты балета “Лебединое озеро”.
| Балет
| П.Чайковский, балет “Лебединое озеро” (фрагменты)
|
|
| 9
| На концерте симфонической музыки.
| 1. Ознакомить с жанром симфонии.
| Симфония
| П.Чайковский Симфония №4
|
|
| 10
| Что мы узнали о музыкальных жанрах?
| 1.Обобщить полученные знания.
2. Озвучить ранее выученные песни.
| Знание музыкальных терминов
| Урок – концерт в форме фестиваля
| Музыкальная викторина
Мини-концерт
|
|
4 четверть
«Загадки симфонической музыки»
№ урока
| Тема урока
| Цели и задачи урока
| Теория музыки,
термины
| Музыкальный, иллюстративный материал
| Формы контроля
| Домашнее задание
| 1
| Что такое симфонический оркестр?
| 1. Ознакомить с симфоническим оркестром: его состав, дирижер.
| Симфонический оркестр
Дирижер
тембр
| Муз-аудио композиция “В гостях у Чевостика”
“Слон и скрипочка” Поплянова
|
|
| 2
| «Королева» симфонического оркестра - струнная группа.
| 1. Ознакомить с инструментами струнной группы: скрипка, альт, виолончель, контрабас.
| Скрипка
Альт
Виолончель
Контрабас
| Муз-аудио композиция “В гостях у Чевостика”
В.Калинников «Тень-Тень»
|
| Нарисовать скрипку
| 3-4
| Подражательность инструментов симфонического оркестра голосам живой природы. Деревянно-духовая группа.
| 1. Закрепление струнной группы. 2.Дать характеристику духовым инструментам.
3.Проанализировать связь инструментов с живой природой.
| Флейта
Гобой
Кларнет
Фагот
| Муз-аудио композиция “В гостях у Чевостика”
“На лесной полянке” (муз.-ритмические движения)
| Устный опрос по теме
| Выучить слова песни
| 5
| Яркость и блеск медно-духовых инструментов.
| 1. Ознакомить с медно-духовой группой симфонического оркестра.
| Труба
Тромбон
Туба
Валторна
| Муз-аудио композиция “В гостях у Чевостика”
| Сдача песни
|
| 6
| Потомки камня – ударные инструменты.
| 1. Выявить первобытные истоки ударной группы.
| Ударные инструменты
| Муз-аудио композиция “В гостях у Чевостика”
| Кроссворд
| Нарисовать ударные инструменты
| 7
| Единая семья Его Величества оркестра.
| 1.Обобщить теоретический материал пройденных тем. Концерт из любимых песен года.
| Инструменты симфонического оркестра
| С.С.Прокофьев ,музыкальная сказка “Петя и волк”
| Музыкальная викторина
|
|
2 класс
“Искусство музыкального творчества и исполнительства”
1 четверть
“Музыкальные инструменты моей Отчизны”
№ урока
| Тема урока
| Цели и задачи урока
| Теория музыки,
термины
| Музыкальный, иллюстративный материал
| Формы контроля
| Домашнее задание
| 1
| Введение.
Оркестр русских народных инструментов и его создатель.
| 1. Познакомить с особенностями оркестра русских народных инструментов.
2.Уметь на слух отличить народный оркестр от симфонического.
| Оркестр русских народных инструментов
| Р.н.п. «Светит месяц»
Моцарт, симф.№40(фрагмент)
Иллюстрации оркестра рус.нар.инстр.
Портрет В.В.Андреева
Таблица инструментов
Зотова «Здравствуй, школа!»
| Опрос (инструменты симфонического оркестра)
| .
| 2
| Напевы старины глубокой в гуслях звончатых и столовых.
| 1. Познакомить с гуслями 2-х видов. 2.Научить узнавать звучание гуслей.
| Гусли звончатые и
столовые
| Иллюстрации(гусли, гусляры)
Муз-аудио композиция “В гостях у Чевостика” (Оркестр рус.нар.инстр.)
Муз.фрагменты в исп.гуслей
Зотова «Здравствуй, школа!»
| Индивидуальное прослушивание детей
| Выучить слова песни
| 3
| То грустит, то веселится балалаечки душа. Певучая красавица – домра.
| 1. Закрепить знания о струнно-щипковой группе.
2.Познакомить с балалайкой и домрой, найти отличие
| Балалайка
Домра
| Иллюстрации балалайки, домры
Муз.фрагменты в исп.
Муз-аудио композиция “В гостях у Чевостика” (Оркестр рус.на.инстр.)
Балалайки,домры
Зотова «Здравствуй, школа!»
| Сдача песни
|
| 4
| Такие похожие и непохожие. Духовые народные инструменты – свирель, рожок, жалейка.
| 1. Повторить инструменты симфонического оркестра. 2.Ознакомить с духовыми инструментами народного оркестра.
| Свирель
Рожок
Жалейка
| Муз. игра “мелод.и ритм. эхо”
Иллюстр. дер.-дух.инстр.
Муз.фрагменты в исп. этих инстр.
Муз-аудио композиция “В гостях у Чевостика”(Оркестр рус.на.инстр.)
|
| Сделать свой уд.-шум. инстр.
| 5-6
| Ударные инструменты народного оркестра.
| 1Закрепление пройденных тем. 2.Познакомить с деревянными и металлическими ударными инструментами народного оркестра, найти отличие от симфонического.
| Ударные инструменты
| Муз-аудио композиция “В гостях у Чевостика” (Оркестр рус.на.инстр.)
Иллюстрации ударных инстр.
«Светит месяц» - игра на уд.шум. инстр.
«Калинка» - игра на муз инстр.
| Работа в группах (игра на муз. инстр.)
|
| 7
| Разверни, гармонь, меха! Родной брат гармошки – баян.
| 1.Ознакомить с пневматическо-язычковой группой.
2.Найти отличие баяна от гармошки.
| Гармонь
Баян
Аккордеон
| Муз-аудио композиция “В гостях у Чевостика”(Оркестр рус.на.инстр.)
Иллюстрации баяна, гармони, аккордеона.
|
| Нарисовать гармонь
| 8
| Итоговый урок. Что я знаю об оркестре?
| 1.Обобщение пройденных тем четверти.
2.Озвучить песни четверти.
|
| Видео запись оркестров.
| Урок-игра КВН
“Что я знаю об оркестре?”
|
|
2 четверть «Народные сказки в творчестве русских композиторов»
№ урока
| Тема урока
| Цели и задачи урока
| Теория музыки,
термины
| Музыкальный, иллюстративный материал
| Формы контроля
| Домашнее задание
| 1
|
Введение. Сказка в музыке русских композиторов.
| 1. Ознакомить детей с понятием музыкальной сказки, которая превращается в оперы и балеты. 2Повторить оркестр русских народных инструментов.
| Докучные сказки
| Иллюстрации к сказкам, операм и балетам.
Портреты композиторов
Дубравин, “Незнайка”
Таблица оркестра рус.нар.инстр.
| Опрос по теме “Оркестр рус.нар.инстр.2
|
| 2-3
| Воплощение сказки П. Ершова в музыке Р. Щедрина. Балет «Конек-горбунок». Песенность, танцевальность и маршевость в музыке.
| 1. Познакомить с творчеством Р. Щедрина.
2Разобрать структуру балета. 3.Сделать музыкальный анализ фрагментов из балета.
| Балет
Песенность
Танцевальность
Маршевость
| Портрет Р.Щедрина
Иллюстрации к сказке и балету «Конек Горбунок», фрагменты из балета (Ночь, Золотые рыбки, Царь Горох)
Видео фрагменты из балета «Конек Горбунок»
| Опрос по содержанию балета «Конек Горбунок»
| Прочитать сказку Ершова «Конек Горбунок»
| 4-5
| Музыкальные сказки – оперы. Я.Карши, опера «Ку-ка-ре-ку!»
| 1. Ознакомить с понятием «опера». 2Проследить объединение песни и марша.
3.Ознакомить с оперой Я.Карши «Ку-ка-ре-ку!».
| Опера
Соло
Хор
| Муз. фрагменты оперы Я.Карши «Ку-ка-ре-ку!» - живое исполнение.
Постановка оперы в классе.
|
| Нарисовать рисунок к балету «Конек Горбунок»
| 6
| Сравнительная характеристика оперы и балета.
| 1. Сделать сравнительный анализ понятий «оперы» и «балет». 2.Развитие навыка слушания и анализа музыкальных фрагментов.
|
| Новогодние песни и танцы
“Погоня” из балета Хачатуряна “Чипполино”.
“Тема Звездочета” из оперы “Золотой петушок” Р-К.
| Муз.лото
|
| 7
| Сказочные песни. Сказка в песне. Новогодние песни и танцы.
| 1. Развитие вокальных способностей.
2.Повторение темы оркестр русских народных инструментов.
| Интонация
| Новогодние песни и танцы
“Бабка Ежка” Марченко
|
| Рисунок к любимой песне
| 8
| Обобщающий урок по теме «Музыкальные сказки в творчестве русских композиторов». Новогодние песни и танцы.
| 1. Закрепление понятий «опера» и «балет».
2. Обобщение теоретического и музыкального материала.
3.Озвучить выученные песни в полугодии.
|
| Новогодние песни и танцы
| Игра КВН
|
|
3 четверть
«Чайковский – детям»
№ урока
| Тема урока
| Цели и задачи урока
| Теория музыки,
термины
| Музыкальный, иллюстративный материал
| Формы контроля
| Домашнее задание
| 1
| Введение. Воспоминания о великом русском композиторе П.И.Чайковском.
| 1. Ознакомить с биографией П. Чайковского. Годы жизни в Воткинске.
| Биография Чайковского
| Портрет Чайковского,
“Детский альбом”, “Молитва”, “В церкви”.
Песня к 23 февраля
|
| Детские годы Чайковского
| 2
| Детские годы Чайковского в «Детском альбоме». Милый домашний уют в пьесах.
| 1. Знакомство с фортепианным циклом.
2.Выявить особенности строения фортепианного цикла «Детский альбом».
| Фортепианный цикл
| “Мама”
“Смерть Озе “ из сюиты Э.Грига “Пер Гюнт”
Песни о маме, бабушке
| Устный опрос
| Годы учебы Чайковского
| 3
| Образы родной природы в творчестве композитора.
| 1. Воспитание патриотической культуры, любви к родному краю.
|
| “Сладкая греза”
Песня жаворонка”
| Сдача песни(ансамбли)
|
| 4
| Русская тема в «Детском альбоме».
| 1. Выявить взаимосвязь русской народной песни с мелодикой Чайковского.
| Камаринская
| «Камаринская» Чайковского
«»Мужик на гармонике играет».
|
|
| 5
| Праздник в доме. Танцевальная музыка «Детского альбома».
| 1. Ознакомить с жанрами: полька, вальс, мазурка.
| Полька
Вальс
Мазурка
| “Полька“, «Вальс”, “Мазурка” из “Детского альбома”
| Муз. анализ произведений
|
| 6
| Детские забавы из цикла «Детский альбом».
| 1. Развитие метроритма на основе пьес Чайковского.
| Марш
| «Игра в лошадок»
«Марш деревянных солдатиков»
|
|
| 7
| Сказочные персонажи «Детского альбома».
| 1. Развитие воображения, фантазии на основе прослушанных произведений.
| Изобразительность в музыке
| П.Чайковский, «Детский альбом»
«Баба Яга»
«Нянина сказка»
| Творческая работа “Я-композитор”
|
| 8
| Игрушки из «Детского альбома».
| 1. Развитие творческих навыков на основе прослушанных пьес «Детского альбома».
| Развитие музыки
| «Болезнь куклы»
“Похороны Куклы”
“Новая кукла”
|
| Нарисовать рисунок к “Детскому альбому” Чайковского
| 9
| Путешествие за границу П. Чайковского, его впечатления.
| 1. Ознакомить с заграничным периодом и творчеством
П. И. Чайковского.
|
| «Итальянская песенка»
«Старинная французская песенка”
“Немецкая песенка”
“Неаполитанская песенка”
| Устный опрос по биографии Чайковского
|
| 10
| Песни П. Чайковского.
| 1. Выявить особенности мелодики детских песен Чайковского.
|
| «Мой лизочек так уж мал»
«Осень»
«Колыбельная песнь в бурю»
|
|
| 11
| Моя любимая пьеса «Детского альбома» Чайковского.
| 1. Обобщение пройденного материала в игровой форме. Музыкальная викторина.
|
| м\ф “Детский альбом”
| Контрольный опрос
|
|
4 четверть «Поющие голоса России»
№ урока
| Тема урока
| Цели и задачи урока
| Теория музыки,
термины
| Музыкальный, иллюстративный материал
| Формы контроля
| Домашнее задание
| 1
| Введение. Для чего нужен певцу голос? Какие они певческие голоса?
| 1. Рассмотреть строение голосового аппарата. Повторить понятия: тембр, диапазон голоса.
| Тембр
Диапозон
| Примеры певческих голосов(сопрано, меццо-сопрано, тенор, бас)
|
|
| 2
| Лучшие певцы России. Вокальная музыка.
| 1. Ознакомить с основными жанрами вокальной музыки – вокализ, песня, романс.
| Вокализ
Песня
Романс
| С.Рахманинов «Вокализ»
| Устный оперос по муз.терминам
|
| 3
| Великая сила хорового исполнительства. Известные хоры.
| 1. Раскрыть понятие «хор», его виды и типы.
| Хор
| Музыкальные примеры хоров (детский, женский, мужской, смешанный)
Глинка “Славься» из оперы «Иван Сусанин»
«Ангельские голоса» хор США (Видеофрагменты)
|
| Найти информацию о известных певцах
| 4
| Ансамблевое пение. Виды ансамблей.
| 1. Рассмотреть термин «ансамбль». Его разновидности.
| Ансамбль
Дуэт
Трио
Квартет
| Музыкальные примеры ансамблей
| Сдача песни дуэтами, трио, квартетами
|
| 5
| Интонация в музыке. Речитатив.
| 1. Сделать сравнительный анализ кантилены и речитативного пения.
| Интонация
Речитатив
| И.Дунаевский “А ну-ка песню нам пропой веселый ветер”
Кабалевский “Болтунья”
Бетховен Симфония №5 (главная тема)
|
|
| 6
| Интонационная выразительность в голосе.
| 1. Утвердительная, вопросительная, восклицательная интонации в музыке.
| Интонационность
| Сен-Санс “Карнавал животных”
Кто дежурные? Кабалевский
Барабан. Кабалевский
|
| Нарисовать рисунок к музыке Сен-Санса
| 7
| Выразительные средства в музыке.
| 1. На основе полученных знаний уметь выявлять выразительные средства в произведениях.
| Выразительность
| Чайковский Симфония №2
| Контрольный кроссворд
|
| |