№
п/п
| Название раздела, тема урока.
| Количество часов.
| Предполагаемая дата
проведения урока.
| Содержание урока.
| Формы обучения.
| Домашнее задание.
|
1
| «По обычаям средневековой Москвы, но…» (1617-1703).
Жители восточной части края.
| 1
|
| Жизнь крестьян в восточной (московской) части края.
| Презентация, обсуждение//
Беседа. Работа с текстами, наглядностью.
| Кн.№1 –п.№5 -6(п.1), пересказ.
|
2
| Тихвин.
| 1
|
| Тихвин – единственный город в восточной части края. Особенности возникновения, планировки Тихвина. Занятия населения города, его быт.
| Работа с картой. Работа с текстами, наглядностью. Беседа.
| Кн.№1 –п.№5-6 (п.2), пересказ, подбор материала/фактов, иллюстраций.
|
3
| Тихвинский монастырь.
| 1
|
| Тихвинский Успенский (Богородице-Успенский) монастырь – центр православной, художественной культуры края. Монастырь – хозяин земель и города.
| Презентация//
Работа с текстами, наглядностью, обсуждение.
| Кн.№1 –п.№5-6 (п.3), вопросы № 2-7.
|
4
| «Под властью шведского королевства» (1617-1703).
Изменения в жизни края.
| 1
|
| Территория края, отошедшая под власть шведского короля. Изменения, происшедшие в крае, в дельте Невы.
| Беседа, актуализирующая знания по истории края под властью шведского королевства. Работа с текстами, наглядностью, обсуждение.
| Кн.№1 –п.№7-8
(п.1-2),
пересказ.
|
5
| Ниеншанц. Город Ниен.
| 1
|
| Шведская бастионная крепость на берегу Невы в дельте реки Охта. Шведский торгово-ремесленный город Ниен. Жизнь его обитателей.
| Работа с картой. Работа с наглядностью, текстами//
Практическое занятие в библиотеке.
| Кн.№1 –п.№7-8
(п.3-4),
пересказ.
|
6
| Село Спасское.
| 1
|
| Село Спасское и жизнь его обитателей.
| Презентация//
Работа с текстами.
| Кн.№1 –п.№7-8
(п.5), вопросы №3-5.
|
7
| Повторение и обобщение темы. Город в искусстве.
| 1
|
| Задания и вопросы по изученному материалу на усмотрение учителя.
| Дидактическая игра//Учебная прогулка//
Литературно-историческая игра.
| Кн.№1 – стр.57, вопрос № 2.
|
8
| СПб – имперская столица (18в – начало 20в).
«Первоначальный СПб (1703-1725)».
Край в первой четверти 18 в.
| 1
|
| История Невских берегов в первой четверти 18в. северная война на территории нашего края. Возвращение Россией дельты Невы. Оборонительные сооружения: крепость на Заячьем острове, Кроншлодт, Адмиралтейская крепость-верфь, батареи на Васильевском о-ве. Памятники, напоминающие об оборонительной функции рождающегося города (планировка Петропавловской крепости, Петровские ворота, памятник Василию Корчмину на 8 линии Васильевского о-ва, гравюра А.Ростовцева).
| Беседа, актуализирующая знания по истории края в первой четверти 18 в. Групповая, индивидуальная, работа в парах с текстами, наглядностью, с последующим обсуждением полученных результатов.
| Кн.№1 –п.№ 9, вопросы № 2-7.
|
9
| СПб – центр экономики России.
| 1
|
| Город – «окно в Европу»: порт на Троицкой пл. Город – родина балтийского военного флота: Адмиралтейская верфь. Литейный и Монетный дворы. Топонимы, напоминающие о первоначальном значении Петербурга как торгового, промышленного центра России.
| Обсуждение проблемных заданий. Беседа. Работа с текстами, наглядностью, в библиотечном пространстве, с картой.
| Кн.№1 –п.№ 10, вопросы № 2-5.
|
10
| СПб – новая столица России.
| 1
|
| Памятники, напоминающие о столичном значении города: царские дворцы, здание 12 коллегий. СПб – центр политической истории: празднование побед в Северной войне. Памятники победам в Северной войне: Сапсониевский, Пантелиимоновский деревянные храмы. Объявление России империей в Троицкой церкви. Памятники православным традициям: Петропавловский, Троицкий, Исаакиевский соборы. Александро-Невский монастырь. Новая для России традиция: возведение иноверческих храмов.
| Беседа. Работа с текстами, наглядностью, в библиотечном пространстве, с картой.
| Кн.№1 –п.№ 11, вопросы № 2-4.
|
11
| СПб – новый для России город.
| 1
|
| Карта города в 1725г. Города, послужившие образцом для строительства СПб. Облик СПб по гравюрам. Первый градостроительный план и «следы» его реализации в современном городе. Архитектурный стиль: раннее барокко. Памятники раннего барокко: Меншиковский дворец, Кунсткамера.
| Работа с картой. Работа с различными источниками информации (индивидуальная, групповая, в парах), обсуждение. Работа с текстами, наглядностью.
| Кн.№1 –п. № 12, вопросы № 2-5.
|
12
| СПб – город светской культуры.
| 1
|
| СПб – центр образования, просвещения, худож/культуры. Образование – «путь в профессию»: Морская Академия, Кунсткамера – центр просвещения. СПб – центр светского искусства в России: живописные полотна (Меншиковский дворец, Русский музей). Зарождение театрального и музыкального искусства в новом городе.
| Работа с картой. Работа с различными источниками информации (индивидуальная, групповая, в парах), обсуждение. Работа с текстами, наглядностью.
| Кн.№1 –п. № 13, вопросы № 2-5.
|
13
| Город и его горожане.
| 1
|
| СПб – место жительства горожан. Условия жизни первых петербуржцев: управление, проблемы горожан, их решение, благоустройство города. Быт разных слоев населения. Городские праздничные традиции. Отношение петербуржцев к городу.
| Работа с различными источниками информации. Работа с текстами, наглядностью. Дискуссия, обсуждение, беседа.
| Кн.№1 –п. № 14, вопросы для обсуждения в классе № 1-3.
|
14
| Образ города в искусстве.
| 1
|
| Образ города в поэзии, живописи, в восприятии людей (материал отбирается по усмотрению учителя).
| Презентация//
Творческие задания// «Литературные встречи».
| Подбор материала по теме урока (по выбору уч-ся).
|
15
| Повторение и обобщение темы.
| 1
|
| Вопросы и задания по выбору учителя.
| Дидактическая игра// Тесты.
| Кн.№1 – стр.103 «Ваши открытия».
|
16
| СПб после Петра Первого (1725-1801).
Введение.
| 1
|
| Характеристика исторического периода. Источники.
| Беседа, актуализирующая знания данного исторического периода.
| Кн.№1 – стр.104-105, пересказ.
|
17
| СПб – «арена и зеркало истории»
| 1
|
| Смена императоров на Российском престоле; события, происходящие в связи с этим в СПб. Памятники и традиции, напоминающие о исторических событиях того времени: Чесменская церковь, обелиски в Рыбацком и Усть-Ижоре, памятники Румянцеву и Сыворову.
| Презентация, обсуждение//
Творческие, проблемные задания//
Работа с текстами, наглядностью.
| Кн.№1 –п. № 15, вопросы № 2-5.
|
18
| СПб – столичный город.
| 1
|
| Императорский дворец/двор: быт, нравы придворных 2 четверти 18в. Памятные места, памятники, напоминающие о жизни императриц и императорского двора: церковь св.Симеона и Анны; топонимы: Конюшенная пл., Конюшенные ул.; дворцы: Аничков, Шуваловский, Воронцовский, Зимний; Воскресенский монастырь (Смольный собор).
СПб в последней четверти 18в: дворянская столица эпохи просвещенного абсолютизма и «золотого века дворян». Памятники, напоминающие о жизни императрицы и придворных: императорский дворец, Эрмитажная коллекция; Эрмитажные собрания; дворцы: Мраморный, Таврический; усадьбы: Державина, Дашковой.
| Презентация//
Работа с текстами, наглядностью//
Работа с картой//
Беседа//
Творческие задания.
| Кн.№1 –п. № 16-17, 21.
Рассказ о жизни 1 из императриц и ее двора (по выбору).
|
19
| Карта и облик города.
| 1
|
| Карты города конца 18в. Нева – главная улица города, рост города на левом берегу, «Невский трезубец». План П.Еропкина и его реализация. Градостроительный план А.Квасова и его реализация. Облик города, двоцов и слобод по гравюрам М.Махаева, запискам иностранцев. Облик регулярного строящегося города по произведениям Б.Патерсона, Ф.Алексеева, запискам иностранцев.
| Работа с картой. Работа с текстами, наглядностью. Беседа. Обсуждение проблемных заданий.
| Кн.№1 –п. № 20 (п.4-5), пересказ.
Подбор материала по теме.
|
20
| СПб – центр российского образования, науки.
| 1
|
| Центры дворянского образования: кадетские корпуса, Смольный институт. Академия художеств, Воспитательный дом. Школа при лютеранской церкви св. Петра – Петершулле. Первая в России Академия наук: здания, ученые, их деятельность: А.Нартов, Л.Эйлер, И.Шумахер, Ж.Делиль, М.Ломоносов, В.Тредиаковский, С.Крашенников и др. Деятельность Российской Академии. Президент Академии Е.Дашкова.
| Работа с картой. Работа с текстами, наглядностью. Беседа. Обсуждение проблемных заданий.
| Кн.№1 –п. № 18, 22, вопросы по выбору (4-5).
|
21
| СПб – центр художественной культуры.
| 1
|
| Столица как центр развития литературы и литературного языка. Творчество придворных поэтов. Произведения драматургов (В.Тредиаковский, М.Ломоносов, А.Сумароков, Д.Фонвизин). Развитие театрального искусства в столице (гастроли иностранных оперных и балетных трупп; рождение балетной школы и российского театра; театр во времена Екатерины 2). Развитие живописи, скульптуры в столице: петербургские мастера и их произведения, хранящиеся в Русском музее (В.Боровиковский, А.Лосенко, Ф.Шубин). Развитие архитектуры (Ф.Растрелли, С.Чевакинский, Д.Кваренги, И.Старов, Ю.Фельтен, А.Ринальди, Н.Львов). Первый монумент, установленный в России – Медный всадник – символ СПб.
| Работа с текстами, наглядностью. Беседа. Обсуждение проблемных заданий//
Защита презентаций//
Творческие мастерские.
| Кн.№1 –п. № 23, вопросы № 2-7.
|
22
| СПб – экономический центр.
| 1
|
| Торговое значение города (порт, буяны, Гостиный двор на Невском пр., рынки, первые магазины). Промышленные предприятия в городе (предприятия петровского времени, императорская парцелиновая фабрика, ремесленные мастерские). Дворцовая слобода: Владимирская церковь, топонимы, хранящие память о дворцовых мастерах (Свечной, Кузнечный, Стремянная).
| Работа с текстами, наглядностью. Беседа. Обсуждение проблемных заданий. Работа с различными источниками информации, в библиотеке.
| Кн.№1 –п. № 19, Подбор топонимов.
|
23
| СПб – место жительства горожан.
| 1
|
| Особенности роста населения и его состава. Условия жизни горожан: управление столицей, проблемы городской жизни, гор/хозяйство (освещение, мощение улиц, сточные канавы, мосты, набережные, продовольственные рынки, первая больница, Главпочтампт). Особенности быта разных слоев населения (различия в быту дворян и горожан). Праздничные традиции в столице. Образ города в искусстве.
| Работа с текстами, наглядностью. Беседа. Обсуждение проблемных заданий//
Защита презентаций//
Творческие мастерские.
| Кн.№1 –п. № 24-25, вопросы № 3-5.
|
24
| Жизнь нашего края в 18в.
| 1
|
| Взаимосвязь нашего города и края. Помощь края в строительстве СПб. Изменения, происшедшие в жизни края, вследствие появления нового города (строительство каналов, трактов/шоссе, города Новая Ладога, дворянских усадеб). Императорские загородные резиденции: Петергоф, Царское Село, Павловск, Гатчина.
| Беседа, актуализирующая знания по истории края в данный исторический период.
| Кн.№1 – стр.193, п.28-29.
Вопросы для обсуждения в классе № 1-3.
|
25
| Повторение и обобщение. Город в искусстве.
| 1
|
| Вопросы для обсуждения, задания – по выбору учителя.
| Дидактическая игра//
Тесты//
Учебная экскурсия.
| Стихотворение о городе (СПб) наизусть по выбору.
|
26
| СПб – имперская столица (18в – начало 20в).
Наследие СПб (1801-1861):
Введение.
| 1
|
| Характеристика исторического периода. Источники.
| Беседа, актуализирующая знания по истории данного исторического периода. Работа с текстами.
| Кн. №2 – стр.4-6, пересказ.
|
27
| Карты и облик СПб.
| 1
|
| Границы центра города, пригороды. Ориентиры в городе: природные/городские ориентиры (адресная система, здания – городские доминанты; знаковые для города сооружения: мосты, набережные и уголки – площади, улицы, парки). Облик города по изобразительным источникам. Сохранившиеся в облике современного СПб «следы» города 1-й половины 19в. (планировка, ансамбли, «знаковые» сооружения). Район проживания уч-ся на карте города.
| Работа с картой.
Творческие мастерские. Обсуждение проблемных вопросов. Работа с текстами, наглядностью.
| Кн. №2 – п.№1, вопросы № 2-5.
|
28
| СПб – «зеркало» и «арена» истории.
| 1
|
| Петербургские памятники, напоминающие об истории России: о победе в Отечественной войне 1812г; деятельности декабристов; строительстве первых в России железных дорог. Петербургские памятники и традиции, напоминающих о событиях, значимых для города: празднование 100-летнего юбилея города; наводнение 1824г; пожар в Зимнем дворце.
| Беседа. Работа с текстами, наглядностью. Обсуждение, дискуссия.
Защита презентаций, творческих проектов.
| Кн. №2 – п.№4, вопросы № 2-5.
|
29
| СПб – столица Российской империи.
| 1
|
| СПб – «дом» императорской семьи: памятники императорам (Александру 1, Николаю 2), императорские и великокняжеские дворцы. Императорский двор: придворные чины, придворные кавалеры и дамы, императорская свита. Особняки известных аристократов. Памятники, напоминающие, что СПб был центром управления Российской империей (здание Сената и Синода, Главного штаба, Министерств). Гос.деятели 1-й половины 19в и памятные места, связанные с их деятельностью. СПб – военная столица; памятники, напоминающие об этом (топонимы, храмы, здания казарм). Столица – центр православной религии (Петропавловский, Исаакиевский, Казанский соборы, Александро-Невская Лавра). Исторические храмы СПб.
| Презентация//
Учебная экскурсия//
Работа с различными источниками, письменными материалами, наглядностью.
| Кн. №2 – п.№2-3, пересказ.
|
30
| СПб – центр образования, просвещения, науки.
| 1
|
| Учебные заведения для дворянских детей (гимназии, Царскосельский лицей, университет, Горный институт или институт корпуса инженеров путей сообщения). Учебные заведения для детей из «разных» чинов (училища, технологический институт). Первая в России Публичная Библиотека и деятельность ее сотрудников. Новый Эрмитаж – музей. Частные коллекции петербуржцев. Книжная лавка А.Смирдина как центр просвещения. Научные центры России в СПб: Академия Наук, Пулковская обсерватория, Главная физическая обсерватория. Медико-хирургическая академия). Памятные места города (мемориальные доски. Памятники, топонимы), рассказывающие о деятельности ученых первой половины 19в.
| Работа с различными источниками, письменными материалами, наглядностью//
Защита презентаций//
Обсуждение проблемных вопросов.
| Кн. №2 – п.№5-6, вопросы по выбору (4-5).
|
31
| СПб – центр художественной культуры.
| 1
|
| «Золотой век» русской культуры в СПб. Аристократические салоны и их роль в развитии художественной культуры. Памятные места, напоминающие о деятелях культуры того времени (А.С.Пушкин; В.Жуковский; И.А.Крылов; Н.Гнедич; К.Брюллов; П.Федотов; М.Козловский; Б.Орловский; М.Глинка и др.). Развитие театрального искусства в столице (Александринский, Михайловский театры – здания, репертуары, актеры). Всемирно известные памятники архитектуры и их создатели (К.Росси, В.Стасов). Художественная культура в середине 19в («соседство» различных художественных стилей в литературе, архитектуре).
| Презентация//
Защита проектов//
Работа с письменными материалами, наглядностью. Беседа.
| Кн. №2 – п.№7-10, стр.82 №3-4.
|
32
| СПб – экономический центр России и город технических достижений.
| 1
|
| Начало промышленного переворота в СПб: частные предприятия машинного производства и наемной силы (з-д Берда и др.). Предприятия новых и старинных промышленных отраслей (казенные заводы: паровозо- и вагоностроительный Александровский; кораблестроительный Ново-Адмиралтейский; «Арсенал»). Развитие торговли (международный порт на стрелке Васильевского о-ва, Пассаж, магазины, рынки). Гос/банк и его роль в развитии экономики. Предприниматели, чья деятельность содействовала расцвету петербургской экономики.
| Работа с письменными материалами, наглядностью. Беседа.
| Кн. №2 – п.№11, вопросы № 3-5.
Подбор материала по теме.
|
33
| СПб – место жительства горожан.
| 1
|
| Быстрый рост населения столицы, особенность состава населения. Условия жизни петербуржцев: управление столицей, проблемы городской жизни, новшества в гор/хозяйстве (пожарная охрана, освещение и мощение улиц, первые тротуары, урны, водоснабжение; открытие Мариинской больницы и приютов для детей-сирот и инвалидов; появление почтовых ящиков, общественного транспорта; снабжение горожан продуктами и др.). Отличие в быте различных слоев петербуржцев: нравственные ценности, источники доходов, жилье, одежда, еда, досуг, развлечение «служилых» людей из знатных и обедневших дворян, купцов, работных людей. Праздничные традиции в столице (старинные и новые).
| Презентация//
Защита проектов//
Работа с письменными материалами, наглядностью. Беседа.
| Кн. №2 – п. №12-14, вопросы для обсуждения в классе №1-3.
|
34
| Повторение и обобщение темы. Образ города в искусстве.
| 1
|
| Отбор материала по усмотрению учителя.
| Дидактическая игра//
Тесты//
Учебная экскурсия.
| Кн. №2 – стр.115, «Ваши открытия...».
|