Общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «живопись»





НазваниеОбщеобразовательная программа в области изобразительного искусства «живопись»
страница1/7
Дата публикации29.05.2015
Размер1.17 Mb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Культура > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» Пролетарского района Ростовской области

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»

Предметная область

ПО.02. ИСТОРИЯ ИСКУССТВ

Программа по учебному предмету

ПО.02.УП.02. ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО

ИСКУССТВА

Пролетарск 2013

«Рассмотрено» «Утверждено»

Методическим советом Директор

образовательного учреждения ______________С.П.Савченко

«___» ______________20 __г. (подпись)

(дата рассмотрения) «___» ___________20 __ г.

(дата утверждения)

Разработчик - Кривко Владимир Васильевич, преподаватель

Рецензент: Николаенко Н.М. Методист ГБУ РО «Облметодцентр»

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета , его место и роль в образовательном

процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени , предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной

аттестации

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цель и задачи учебного предмета

- Обоснование структуры программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально - технических условий реализации учебного предмета

II. Содержание учебного предмета

- Учебно - тематический план

- Содержание тем и разделов

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация : цели , виды , форма , содержание ;

- Критерии оценки

V. Методическое обеспечение учебного процесса

VI. Список литературы и средств обучения

- Список рекомендуемой учебной и методической литературы

  • Перечень средств обучения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Искусство — один из важнейших факторов, формирующих личность человека, расширяющих его представление об окру­жающем мире. Основой для формирования отношения чело­века к явлениям искусства является художественное восприя­тие, поэтому развитие навыков восприятия искусства стано­вится одной из существенных задач художественного воспи­тания. Полноценное освоение художественного образа воз­можно только тогда, когда на основе развитой эмоциональной отзывчивости у детей формируется эстетическое чувство: спо­собность понимать главное в произведениях искусства, раз­личать средства выразительности, использованные художни­ком для характеристики данного образа, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизнен­ным опытом. На решение этой задачи и должно быть нап­равлено обучение.Учебный предмет «История изобразительного искусства» направлен на овладение духовными и культурными ценностями народов мира; воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные культурные ценности разных народов; формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями.

Содержание учебного предмета «История изобразительного искусства» тесно связано с содержанием учебных предметов «Композиция станковая»,

«Рисунок» и «Живопись». В результате изучения предмета учащиеся должны осмыслить, что произведение искусства - целый мир. У него есть свое пространство и время, свой «пульс» (энергия) – ритм – та сила сплочения, которая обеспечивает живое единство, единство смысла. Изображать – значит устанавливать отношения, связывать и обобщать. Композиция есть форма существования произведения искусства как такового – как органического целого, как выразительно-смыслового единства.

Предмет «История изобразительного искусства» направлен на осмысление отношения композиции художественного произведения и зрителя как акта общения, а восприятия его - как деятельность зрителя; на формирование умения использовать полученные теоретические знания в художественно-творческой деятельности.

Данная программа знакомит учащихся с основными этапами развития и эволюции изобразительного искусства. Она рассчитана на 6 лет обучения детей в возрасте 10 – 16 лет.

Программа «История изобразительного искусства» с одной стороны знакомит учащихся с шедеврами мирового искусства, с другой – помогает научиться понимать их, узнать особенности языка графики, живописи, скульптуры и архитектуры, изучить терминологию изобразительного искусства.

Данный курс направлен на развитие у учащихся художественного вкуса, на понимание роли и значения изобразительного искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека.

Построена программа на основе хронологичности в зависимости от тематики раздела и от курса в целом. На начальном этапе она знакомит с видами изобразительного искусства, их материалами, средствами выразительности, этапами их развития разных странах, затем с жанрами, временем их появления и становления. Следующий этап – изучение истории изобразительного искусства по четырем разделам:

  1. Искусство древнего мира.

  2. Искусство зарубежных стран.

  3. Искусство России.

  4. Живопись 20 века.

По каждому разделу предусмотрены опросы, тесты, задания в доступной для учащихся 4 – 9 классов форме, с учетом возрастных и психо-физических особенностей каждого возраста.

Срок реализации учебного предмета:

  • При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 5 лет, предмет «История изобразительного искусства» реализуется 4 года, со 2 по 5 класс.

  • При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 8 лет, предмет «История изобразительного искусства» реализуется 5 лет, с 4 по 8 класс.

  • Срок освоения программы «История изобразительного искусства» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства, может быть увеличен на один год (9-й или 6-й класс).

  • При реализации программы предмета «История изобразительного искусства» со сроком обучения 9 или 6 лет образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает учебно-тематический план последнего года обучения. Содержание программы дополнительного года обучения может предусматривать подготовку обучающихся к поступлению в средние или высшие учебные заведения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.


Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «История изобразительного искусства» при 5-летнем сроке обучения составляет 396 часов. Из них: 198 часов – аудиторные занятия, 198 часов - самостоятельная работа. При 8- летнем сроке обучения общая трудоемкость составляет 330 часов. Из них: 165 часов – аудиторные занятия, 165 – самостоятельная работа .

Сведения о затратах учебного времени

и графике промежуточной и итоговой аттестации
Срок освоения образовательной программы «Живопись» 5 лет


Вид учебной

работы

Годы обучения

Всего часов




1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

5-й год




Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10




Аудиторные

занятия

24

25,5

24

25,5

24

25,5

24

25,5

24

25,5

247,5


Самостоятельн ая работа

24

25,5

24

25,5

24

25,5

24

25,5

24

25,5

247,5

Максимальная

учебная нагрузка

48

51

48

51

48

51

48

51

48

51

495

Вид

промежуточно й и итоговой аттестации по полугодиям




зачет





зачет





зачет





зачет




Итоговая аттестация (экзамен)






Срок освоения образовательной программы «Живопись» 8 лет

Вид учебной

работы

Годы обучения

Всего часов




4-й год

5-й год

6-й год

7-й год

8-й год




Полугодия

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16




Аудиторные

занятия

16

17

16

17

16

17

16

17

16

17

165


Самостоятельн ая работа

16

17

16

17

16

17

16

17

16

17

165

Максимальная

учебная нагрузка

32

34

32

34

32

34

32

34

32

34

330

Вид

промежуточно й и итоговой аттестации по полугодиям





зачет





зачет





зачет





зачет




Итоговая

аттестация

(экзамен)




Срок освоения образовательной программы «Живопись» 6 лет


Вид

учебной работы

Годы обучения




Всег

о часо в




1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

5-й год

6-й год




Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12




Аудиторные

занятия

24

24,5

24

25,5

24

25,5

24

25,5

24

25,5

24

25,5

296

5


Самостояте льная работа

24

24,5

24

25,5

24

25,5

24

25,5

24

25,5

24

25,5

296


Максимальн

ая учебная нагрузка

48

51

48

51

48

51

48

51

48

51

48

51

594

Вид

промежуточ ной и итоговой аттестации по полугодиям




зачет





Зачет





Зачет





Зачет





Зачет





Итоговая аттестация (экзамен )





Срок освоения образовательной программы «Живопись» 9 лет


Вид учебной

работы

Годы обучения




Всего

часов




4-й год

5-й год

6-й год

7-й год

8 год

9 год




Полугодия

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18




Аудиторные

занятия

16

17

16

17

16

17

16

17

16

17

16

17

198


Самостоятельн ая работа

16

17

16

17

16

17

16

17

16

17

16

17

198

Максимальная

учебная нагрузка

32

34

32

34

32

34

32

34

32

34

32

34

396


Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «История изобразительного искусства» и консультации рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек).

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельную работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

Срок обучения 5-6 лет

Аудиторные занятия: 2-5классы – 1,5часа

6 класс – 1,5 часа Самостоятельная работа: 2 - 5 классы 1,5часа

6 класс – 1 час
Срок обучения 8-9лет

Аудиторные занятия:

4-8 классы – 1 час

9 класс – 1,5 часа Самостоятельная работа:

4-8 классы - 1 час

9 класс – 1 час

Цели программы.

1. Формирование эстетических взглядов ребенка, развитие художественного вкуса, пробуждение интереса к изобразительному искусству и деятельности в сфере изобразительного искусства.

2. Подготовка учащихся для поступления в художественные училища и вузы, как по специальностям художник-живописец, художник-педагог, дизайн и т. д. так и на искусствоведческие отделения сузов и вузов.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

  1. Интеллектуальное развитие учащихся, расширение их кругозора на базе изучения произведений мирового изобразительного искусства.

  2. Знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства.

  3. Создание условий для самореализации ребенка, выражения своего мировосприятия.

  4. Воспитание у учащихся высоких эстетических критериев и художественного вкуса.

  5. Обучение навыкам и умениям в работе с репродукциями, текстовым материалом, видеоматериалом, цифровыми носителями.

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

  1. Изучение основных этапов развития изобразительного искусства.

  2. Знание основных понятий изобразительного искусства.

  3. Знакомство с основными художественными школами Западной Европы и России.

  4. Умение выделять основные черты художественного стиля.

  5. Умение выявлять средства выразительности, которыми пользуется художник.

  6. Умение в устной и письменной форме излагать свое мнение о творчестве художников.

  7. Приобретение навыков по восприятию произведений изобразительного искусства, умение выражать свое к нему отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств.

  8. Навыки анализа творческих направлений и творчества отдельного художника.

  9. Навыки анализа произведений изобразительного искусства.


Обоснование структуры программы


Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:


  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;




  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;




  • формы и методы контроля, система оценок;




  • методическое обеспечение учебного процесса.


В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения


  • объяснительно-иллюстративный




  • репродуктивный;




  • исследовательский;




  • эвристический.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным
фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Обучающиеся могут использовать Интернет для сбора дополнительного материала в ходе самостоятельной работы.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по истории мировой культуры, художественными альбомами. Основной учебной литературой по предмету обеспечивается каждый учащийся.

Учебная аудитория, предназначенная для изучения учебного предмета
«История изобразительного искусства» должна быть оснащена видеооборудованием, учебной мебелью (доской, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлена наглядными пособиями.



Требования к уровню подготовки обущающихся.

4 класс

Знания: виды изобразительного искусства; материалы и художественный язык разных видов искусств.

Умения: различать виды изобразительного искусства.

5 класс

Знания: жанры изобразительного искусства; искусство Древнего мира; искусство Средневековья.

Умения: различать жанры изобразительного искусства; по репродукции определять страну и время создания произведения искусства.

6 класс

Знания: художники Возрождения; стили и направления в Европейском искусстве 16-20 вв.; музеи и их местоположение.

Умения: первичный анализ художественного произведения; определение стиля произведения; работа с репродукциями.

7 класс

Знания: этапы развития древнерусского искусства; школы иконной живописи; архитектура Москвы и ее особенности; роль Петербурга в развитии русского искусства.

Умения: определять принадлежность икон к той или иной школе; читать икону, т.е. понимать язык иконной живописи; знать и определять принадлежность произведения искусства к московской или петербургской школе.

8 класс

Знания: этапы развития искусства России в 19-20 в.; выдающиеся русские художники; роль передвижников; новаторство и значение «Мира искусств»; русские музеи и их история.

Умения: различать стили произведений русских художников; определять примерное время создания произведения искусства; полный анализ художественного произведения; сравнительный анализ разностилевых произведений искусства.

9 класс

Знания: особенности направлений искусства 20 в.; причины появления столь разных и многочисленных течений; роль художника в новое время, влияние науки на искусство; новые концепции во взглядах на искусство; вероятные пути развития.

Умения: определять направление произведения искусства; определять художников по их картинам; отличать русский авангард от западных течений; понимать сложную связь «художник-власть» и уметь ее объяснять; уметь анализировать современное произведение искусства.

Методические рекомендации.

Предложенная схема изложения материала строится по принципу «от простого к сложному» по мере изучения фактического материала.

Соблюдается логическая связь одной темы с другой.

Новый материал преподаватель обязан преподносить учащимся в доступной для понимания форме, наглядно иллюстрировать репродукциями, открытками, слайдами, видеофильмами.

Обучение наиболее плодотворно при чередовании разных видов и типов уроков: лекция, беседа, дискуссия, коллоквиум, диспут, а так же кропотливой индивидуальной работой с каждым учеником.

Обсуждение сложных тем должно закреплять доверие и взаимопонимание между учащимся и преподавателем – это обязательные составляющие процесса обучения.

В конце каждого раздела проводится промежуточная аттестация в виде зачета или контрольного урока.

Оценки выставляются в конце каждого полугодия, учебного года по пятибалльной системе.

В процессе групповых занятий ребята сравнивают, анализируют свои ответы и письменные работы, обучаясь таким образом объективному отношению к собственным работам.

В выпускном классе учащиеся сдают письменный экзамен по специальным тестам-картам, имеющимся в методфонде школы, включая устное собеседование, по результатам которого получают оценку, идущую в свидетельство об окончании школы.

Учебно-методическое обеспечение.

Наборы репродукций большого формата.

Открытки – репродукции малого формата.

Слайд библиотека по всем разделам данной программы.

Диапроектор для демонстрации слайдов.

Письменные работы учащихся прошлых лет.

Видеокассеты и диски по всем разделам данной программы.

При работе аналитического характера используется библиотечный фонд, включающий в себя энциклопедии, альбомы по искусству, журналы «Юный художник» и «Искусство».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

4 КЛАСС



Наименование раздела

аудиторные

самостоятельные

всего




Виды изобразительного искусства



Графика

8

8

16



Скульптура

8

8

16



Живопись

8

8

16



Архитектура

9

9

18



Итого

33

33

66


5КЛАСС



Наименование раздела

аудиторные

самостоятельные

всего



Жанры изобразительного искусства

11

11

22



Искусство Древнего Египта

6

9

15



Искусство Древней Греции

6

9

15



Искусство Древнего Рима

4

6

10



Искусство Византии

2

3

5



Романское искусство

2

3

5



Готика

2

3

5



Итого

33

33

66

6 КЛАСС



Наименование раздела

аудиторные

самостоятельные

всего



Эпоха Возрождения

14

14

28



Искусство Западной Европы 16-20 вв.

16

16

32



Музеи мира

3

3

6



Итого

33

33

66

7 КЛАСС



Наименование раздела

аудиторные

самостоятельные

всего



Искусство Древней Руси

10

10

20



Архитектура Москвы

4

4

8



Искусство Петербурга 17-19 вв.

19

19

38



Итого

33

33

66

8 КЛАСС



Наименование раздела

аудиторные

самостоятельные

всего



Искусство России 19-20 вв.

29

29

58



Музеи России

4

4

8



Итого

33

33

66

9 КЛАСС



Наименование раздела

аудиторные

самостоятельные

всего

Живопись 20 века



Главные направления

8

8

16



Этапы развития

10

10

20



Способы выражения незримого

3

3

6



Новая роль художника

3

3

6



Судьба картины в живописи авангарда

3

3

6



Эстетика и антиэстетика

3

3

6



Диалог зрителя и художника

3

3

6



Итого

33

33

66


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

4 класс

Раздел 1. Виды изобразительного искусства.

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «живопись» iconОбщеобразовательные программы в области изобразительного искусства...
Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» разработана на основе и с учетом федеральных государственных...
Общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «живопись» iconОбщеобразовательная программа в области изобразительного искусства «живопись»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «живопись» iconМбоу дод «Ключевская дхш» Общие положения Определение
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа (дпоп) в области изобразительного искусства «Живопись» является...
Общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «живопись» iconПрограмма учебного предмета «Беседы об искусстве»
Дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области изобразительного искусства «живопись», «декоративно-прикладное...
Общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «живопись» iconПояснительная записка по предмету композиция прикладная Характеристика учебного предмета
...
Общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «живопись» iconОбразовательная программа в области изобразительного искусства «живопись»
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «живопись» iconОбразовательная программа в области изобразительного искусства «живопись»
Объем учебного времени предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «живопись» iconПромежуточной и итоговой аттестации
Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной...
Общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «живопись» iconОбразовательная программа в области изобразительного искусства «живопись»
А. Ю. Анохин, директор Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел, преподаватель, почетный работник общего...
Общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «живопись» iconХарактеристика учебного
Программа учебного предмета «Декоративная композиция» разработана с учетом федеральных государственных требований к дополнительным...
Общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «живопись» iconДополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города костромы «детская художественная школа...
Общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «живопись» iconПримерная программа дисциплины История изобразительного искусства...
Учебно-методическое объединение по образованию в области хореографического искусства
Общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «живопись» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа учебного предмета «Композиция» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной...
Общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «живопись» iconДополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа...

Общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «живопись» iconКравцова Ольга Петровна Учитель изобразительного искусства мбоу ново-Павловская...
«Использование метода проектов на уроках изобразительного искусства и занятиях по декоративно-прикладному искусству»
Общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «живопись» iconПрограмма по учебному предмету «История изобразительного искусства»...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №50»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск