Скачать 103.93 Kb.
|
Конспект мастер-класса «Использование здоровье сберегающих технологий на уроках» Андрейченко Жанна Александровна - учитель физической культуры первой категории МОУ «СОШ № 14» г. Усть-Илимска Цель: Обмен опытом учителей по использованию здоровье сберегающих технологий на уроках. Задачи:
Оборудование: электронная презентация, листы формата А 4, ручки, листы ватмана, маркеры, мячик. Методы работы с аудиторией: беседа, мозговой штурм, энергизатор, работа в группе кооперативного обучения. Ход мастер - класса:
В 2008 году я разработала и реализую программу «Здоровый школьник». Необходимость программы была вызвана тем, что в последние годы заметно ухудшилось состояние здоровья детей и подростков. Здоровыми можно считать только 7-10% школьников. 70% детей имеют хронические патологии. Постоянно растущее неблагоприятное влияние экологической ситуации, стрессы, учебные нагрузки приводят к истощению и даже срыву адаптационных механизмов ребенка. Поэтому в этих условиях очень важно развивать любые формы оздоровления детей. Я уверена, что каждый учитель на своем уроке может много сделать для сохранения здоровья школьников. Главное, понимать значимость проблемы, последовательно следовать выбранному направлению, уметь применять на практике здоровье сберегающие технологии. Вопрос к педагогам: Что такое здоровье сберегающие технологии? Ответы педагогов:
Вопрос к педагогам: Как вы думаете, какова цель здоровье сберегающих технологий? Ответы педагогов: Главная цель в воспитании и образовании школьников - это сохранение здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности. Педагоги в школах учат детей культуре здоровья, то есть осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению.
Ведущий: А сейчас мы попробуем определить ценности здоровья для каждого из вас. 1.Обоснование проблемы. Упражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека). Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке? Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то тренер ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место- образование и т.д. Ведущий: Как известно, хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы. 2. Традиционная модель обучения разрушает здоровье. Мозговой штурм: Как влияют авторитарные традиционные технологии на здоровье школьника. Ответы педагогов: Негативные стороны авторитарной позиции известны:
Ведущий: Мы с вами немного устали, поэтому сейчас выполним небольшое упражнение, которое позволит нам восстановить энергию. Упражнение (метод «энергизаторы»): встать в круг, бросая друг другу мяч, каждый должен повернуться на 360 градусов и назвать слово, связанное со здоровьем или ЗОЖ. Ведущий: Упражнение, которое мы с вами выполнили, позволяет не только восстановить энергию группы, но и помогает снять физическое и психическое напряжение, получить удовольствие от учебы, сплотить в игре коллектив. Такое упражнение можно использовать вместо физических пауз на уроках. 3. Каким должен быть современный здоровье сберегающий урок. Ведущий: За годы обучения в школе ученики должны не только получить знания, но и развить свои способности. Работа педагогов в группах кооперативного обучения и обмен опытом по теме: « Каким должен быть современный здоровье сберегающий урок?» Ведущий делит аудиторию на 2 группы и распределяет темы: 1 группа - «Условия здоровье сбережения на уроке». 2 группа- «Структура современного здоровье сберегающего урока». Каждая группа обсуждает, на своем плакате пишет тезисы(5 мин.) Ведущий группы представляет свой проект. Ответы педагогов 1 группы:
Ответы педагогов 2 группы:
Ведущий: Наблюдения и ваш опыт работы показывают, что методы здоровье сбережения все чаще используется учителями в учебном процессе. Обучение вопросам здоровья, воспитание культуры здоровья, использование здоровье сберегающих технологий как основного инструмента педагогической работы составляют единое целое - дорогу к здоровью. Рефлексия: Сегодня на занятии мы с вами: 1. Выяснили, насколько остро стоит проблема здоровья школьников на современном этапе. 2. Упражнение «Воздушный шар» помогло определить ценность здоровья для каждого из вас. 3. Метод «мозговой штурм» помог определить разрушительное действие на здоровье школьников традиционных технологий обучения. 4. Метод «энергизаторы» позволил нам восстановить энергию, улучшить настроение, сплотить наш коллектив. 5. Метод «Работа в группе кооперативного обучения» помог поделиться педагогам опытом работы в использовании здоровье сберегающих технологий в своей практической деятельности. 6. Мы освоили методику проведения тренинговых технологий и интерактивных методов «мозговой штурм», «работа в группах КО». Более подробно о методике вы можете прочитать в раздаточном материале (Приложение). 7. Что вы узнали новое для себя? (Каждый учитель высказывает свое мнение по кругу). Список литературы: 1. Борисова Н.В., Шатохина Л.Ф. Технологические подходы и интерактивные методы. Москва.2005. 2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе.- М.: АПК и ПРО,2002. 3. Цабыбин С. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.-Волгоград: Учитель, 2009. 4. Павлова М. А., Гришанова О. С., Гусева Е. В. Сопровождение здоровья учащихся в образовательном учреждении-Волгоград: Учитель, 2010. 5. Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Москва: ВАКО, 2007. Приложение. 1. Тренинговые технологии.
2. Работа в группах кооперативного обучения. Кооперативное обучение-это метод решения общих задач посредством взаимодействия небольшой группы участников (2-8 человек). Организация работы в группах предполагает выполнение следующих процедур:
Например, ведущий (руководит работой в группе), секретарь (ведет запись предложений участников группы), лаборант (обеспечивает группу всеми необходимыми для работы материалами), хронометрист (следит за временем), докладчик (сообщает результаты работы). Интерактивные методы обучения.Интерактивное обучение - это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге. 1. Мозговой штурм. Это хороший метод включения в работу всех членов группы, который позволяет выслушать мнение каждого, быстро генерировать множество идей. Каждый в группе имеет возможность высказать свое мнение, что конечно повышает самооценку. В группе действуют правила работы «Не оценивай! Не критикуй! Не выноси информацию из группы! Здесь и сегодня!» Задается тема, формируется вопрос, дается время для обсуждения и каждый высказывает свое мнение по кругу. 2.Метод «Групповая дискуссия»- форма беседы, организуемая ведущим, когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой-либо проблеме. Этот позволяет увидеть проблему со всех сторон, услышать личные точки зрения участников, повысить интерес к проблеме. Техника дискуссии:
3. Ролевая игра- это ситуация, в которой участник берет нехарактерную для него роль, поступает непривычным образом. Ребенок в процессе ролевой игры разыгрывает определенную модель поведения, при этом запоминание модели поведения и информации составляет 70 %. Цель - выработать оптимальное, основанное на уверенности в себе поведение в той или иной жизненной ситуации. Этапы ролевой игры:
4. Метод «Энергизаторы». На протяжении любой совместной деятельности группа испытывает снижение энергии, дети устают. Поэтому необходимы такие короткие небольшие упражнения, которые позволяют восстановить и мобилизовать энергию группы. Иногда они могут нести определенный смысл, а часто можно использовать и вместо физпауз. Они снимают физическое и психическое напряжение, помогают получить удовольствие от учебы, сплачивают в игре коллектив. МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14» МАСТЕР-КЛАСС «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ» учитель физической культуры Андрейченко Жанна Александровна, I квалификационная категория г. Усть-Илимск 2012г. |
Шишко Юлия Владимировна учитель истории и обществознания первой квалификационной... Обмен опытом по теме: «Проектно – исследовательская деятельность в преподавании истории и обществознания» | Методическая разработка на тему: Современный урок с позиции здоровье сберегающих технологий В ней рассматривается пути сохранения здоровья учащихся при помощи здоровье сберегающих технологий. Данная методическая разработка... | ||
Городской этап конкурса учитель года – 2011 Зелинская С. В., учитель... «Программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов, отнесенных по состоянию здоровья к смг» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Юрасова Ольга Александровна, моу сош №4, руководитель гмо учителей физической культуры г о. Орехово-Зуево | ||
Урок математики в 6 классе по теме: «Раскрытие скобок» Составила: Ломакина Л. И., учитель математики первой категории моу нагорненская сош | Урок английского языка в 10 классе. Учитель первой квалификационной категории моу «сош №6» Конвенцией ООН по правам детей и основными правами, провозглашенными в данной конвенции | ||
Районное методическое объединение учителей естественного цикла Система... Цель урока: систематизировать сведения о химических свойствах металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8, 9 классов,... | Урок окружающего мира, 3 класс Дунаева Светлана Александровна учитель... Поощрять потребность в сотрудничестве, развивать умение работать в группах, умение договариваться | ||
Авторское методическое пособие для учителей физической культуры Учитель... Во всех упражнения акцентировать внимание на узловых деталях в технике выполнения ранее изученных приемов. Нацеливать занимающихся... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мо «абвгдейка» состоит из 15 человек: 9 учителей начальных классов, 4 воспитателя гпд, 1 учитель татарского языка и 1 логопед. В... | ||
Урок-соревнование по физической культуре для учащихся 4 класса (всероссийский... Цель урока: развитие скоростно-силовых качеств учащихся в игровой и соревновательной деятельности | Лень Чёрная Ангелина Таргашова Екатерина мбоу катковская сош, 11... Энергия. Энтропия. Химический потенциал и термодинамическая теория химического сродства | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Авторы: Зазуляк Оксана Викторовна учитель истории и обществознания высшей категории моу сош №16, Владимирова Светлана Петровна учитель... | Название работы: Урок по русскому языку «Упражнение написания слов... Келлер Ирина Александровна учитель начальных классов 1 кв категории моу казачинская сош, с. Казачинское, Казачинско-Ленского р-на... | ||
«Вычитание однозначного числа из 10» Снеткова Анна Сергеевна, учитель начальных классов первой категории, моу «Лихославльская сош №2», г. Лихославль | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Смирнова Марина Сергеевна- учитель английского языка первой категории в гбоу сош №375, разработала урок с применением технологий... |